Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие"
рабочая программа
Программа предназначена для обучающихся 1-го класса с умеренной умственной отсталостью, которые обучаются по СИПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie.docx | 67.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска»
«Рассмотрено» Руководитель М.О. _________ О. А. Ястребцева Протокол № ___ от «____»________20 ____ г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УР ГОКУ СКШ № 4 г. Иркутска ________ Н.С. Полоскова «____»_______20_____ г. | «Утверждаю» Директор ГОКУ СКШ № 4г. Иркутска __________И.В. Анучин Приказ № ___ от «___»____20_____ г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Сенсорное развитие»
(наименование коррекционного курса)
для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, 1 «И» класс
(ступень образования / класс)
на 2018-2019 уч. год.
(срок реализации программы)
Программу составила: Притчина Е. А.
(Ф.И.О.)
Иркутск
2018 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП. Программа разработана на основе:
- Требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП 2 варианта.
- Программы формирования базовых учебных действий.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012года N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014 года).
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 2).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Учебный план ГОКУ Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска.
Сравнительно недавно в отечественной дефектологии дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития рассматривались как «необучаемые» с позиции эффективности их включения в организованную учебную среду, что, как известно, на многие десятилетия сформировало у общества негативные стереотипы относительно всех лиц с умственной недостаточностью. Ошибочное понимание «обучаемости» как способности индивида осваивать академические (школьные) знания, быть равным по ментальным свойствам своим сверстникам с сохранным здоровьем – нанесли невосполнимый социальный, нравственный и правовой урон нескольким поколениям детей-инвалидов и их семьям.
Отношение в современном обществе к образованию таких детей отражено в Стандарте образования: «Стандарт направлен на обеспечение: …максимального расширения доступа обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к образованию, отвечающему их возможностям и особым образовательным потребностям».
Цели программы:
- обогащение чувственного опыта ребенка через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
- помочь ребенку овладеть доступными знаниями;
- подготовить к простейшим видам (доступным для него) учебной деятельности, формировать умения коллективной работы под контролем
и с помощью учителя; привлечь родителей к активному участию в развитии, воспитании и обучении ребенка.
Задачи программы:
- формирование эмоционального контакта с взрослым, направленности на сотрудничество с ним;
- развитие психомоторики и сенсорных процессов;
- речевое развитие;
- формирование психолого-педагогических знаний и умений родителей (лиц, их заменяющих), повышение воспитательской
компетентности.
Основные направления работы:
- формирование знаний сенсорных эталонов.
- обучение использованию специальных действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо объекта
- изучение (диагностика) уровня развития детей.
- консультативная помощь родителям.
Срок реализации программы – 1год.
- Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа включает следующие разделы:
1. «Развитие зрительного восприятия»
2. «Развитие слухового восприятия»
3. «Развитие кинестетического и кинетического восприятия»
4. «Развитие восприятия формы, величины и цвета»
5. «Развитие восприятия запаха и вкуса»
6. «Развитие восприятия пространства и времени»
7. «Развитие моторики и графомоторных навыков».
Содержание каждого раздела представлено по принципу «от простого к сложному». Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.
Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Данный принцип наглядно демонстрируется в содержании представленных разделов.
Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности обучающихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и детей.
- Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» рассчитана в 1 классе на 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебных недели.
Разделы | Кол-во часов |
Развитие кинестетического и кинетического восприятия | 8 |
Развитие восприятия формы, величины и цвета | 7 |
Развитие восприятия пространства и времени | 10 |
Развитие моторики и графомоторных навыков | 8 |
Всего | 33 |
Четверть | Количество часов |
1 четверть | 8 |
2 четверть | 8 |
3 четверть | 10 |
4 четверть | 7 |
Всего | 33 |
4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения программы могут включать:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты должны отражать:
- Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
- Умение классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам.
- Знание основных цветов радуги.
- Знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
- Умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
- Умение составлять предмет из 2-3 частей.
- Способность различать речевые и неречевые звуки.
- Умение соотносить звук с его источником.
- Умение ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
- Знание частей суток и названий дней недели.
- Способность определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре).
- Способность согласовывать свои действия и движения.
- Способность опосредовать свою деятельность речью.
- Содержание учебного предмета
Раздел 1. Развитие кинестетического и кинетического восприятия
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
-адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;
-адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости;
-адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов;
-адекватная реакция на давление на поверхность тела;
-адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное),
-адекватная реакция на положение частей тела.
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
-различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость);
-согласованность действий и движений разных частей тела;
-целенаправленность и выразительность движений.
Раздел 2. Развитие восприятия формы, величины и цвета
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
- фиксация внимания на форме предмета;
- фиксациявнимания на цвете предмета;
- фиксациявнимания на величине предмета;
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
-различение объектов по форме (круглый, квадратный);
-различение объектов по величине (большой, маленький);
-различение объектов по цвету (основные цвета радуги).
Раздел 3. Развитие восприятия пространства и времени
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
- фиксация внимания на разных частях тела (левая, правая);
- фиксациявнимания на расположении предмета (вверху, внизу, под, над, справа, слева и т.д.);
- знакомство с понятиями «части суток», «дни недели».
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
- различение частей тела (левая нога, правая рука, колено, локоть, пятка, щека и т. д.);
- выполнение действий по инструкции (повернуться назад, дойти до двери, повернуть направо, дойти до окна и т.д.)
- использование моделей частей суток, дней недели.
Раздел 4. Развитие моторики и графомоторных навыков
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
- фиксация внимания на ощущениях при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики;
- фиксация внимания на мышечных ощущениях при выполнении физических упражнений для всего тела;
- фиксация внимания на мышечных ощущениях при действиях с предметами.
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
- выполнение действий с мелкими предметами (пуговицы, бусины, крупы, прищепки и т.д.);
- выполнение действий со спортивными снарядами (мячом, обручем и т.д.)
- использование по назначению карандаша, ручки, кисточки и т.д.
6. Календарно тематическое планирование
4 группа
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | Дата | Виды деятельности |
I четверть 8 ч. | |||||
Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов. | 1 | 05.09 | Работа с диагностическим материалом. | ||
Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов. | 1 | 12.09 | Работа с диагностическим материалом. | ||
Развитие моторики и графомоторных навыков | Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога | 1 | 19.09 | «Попади в цель», «Зеркало», «Тир», игры с мячом, игры с резинкой | |
Развитие моторики и графомоторных навыков | Формирование чувства равновесия | 1 | 26.09 | «Дорожка следов», повороты, стойка на одной ноге | |
Развитие моторики и графомоторных навыков | Развитие согласованности действий и движений разных частей тела | 1 | 03.10 | Повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т.п. | |
Развитие моторики и графомоторных навыков | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика | 1 | 10.10 | «Гнездо», «Замок», «Фонарики», «Флажок», «Очки», «Бинокль» | |
Развитие моторики и графомоторных навыков | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Играем со шнуровками | 1 | 17.10 | «Чудо-пуговица», «Ботиночки» | |
Развитие моторики и графомоторных навыков | Играем с мелкими предметами | 1 | 24.10 | Колечко «су-джок», мячик-ёжик, счетные палочки, мелкая мозайка | |
II четверть 8 ч. | |||||
Развитие кинестетического и кинетического восприятия | Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. | 1 | 07.11 | Используются вибрирующие игрушки, массажеры без звука. | |
Развитие кинестетического и кинетического восприятия | Адекватная реакция на давление на поверхность тела. | 1 | 14.11 | Игра «Ловкость живота» | |
Развитие кинестетического и кинетического восприятия | Адекватная реакция на положение тела (вертикальное, горизонтальное). | 1 | 21.11 | Упражнения на гимнастических скамейках. | |
Развитие кинестетического и кинетического восприятия | Адекватная реакция на положение частей тела. | 1 | 28.11 | Упражнение «Шалтай-болтай» | |
Развитие кинестетического и кинетического восприятия | Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. | 1 | 05.12 | Упражнение «Холодно — жарко» | |
Развитие кинестетического и кинетического восприятия | Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность и др.) | 1 | 12.12 | Проведение экологических опытов. | |
Развитие кинестетического и кинетического восприятия | Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. | 1 | 19.12 | Дидактическая игра «Море волнуется». | |
Развитие кинестетического и кинетического восприятия | Движения и позы верхних и нижних конечностей. | 1 | 26.12 | Упражнения с гимнастическими палками. | |
III четверть 10 ч. | |||||
Развитие восприятия пространства и времени | Движение в заданном направлении в пространстве | 1 | 09.01 | «Где находится…», «Куда едет машина?» | |
Развитие восприятия пространства и времени | Ориентировка в помещении. Определение расположения предметов в помещении | 1 | 16.01 | Игра «Найди предмет» | |
Развитие восприятия пространства и времени | Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на последнем месте и т.п.) | 1 | 23.01 | Игра «Найди предмет» | |
Развитие восприятия пространства и времени | Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона) | 1 | 30.01 | Работа с графическим диктантом. | |
Развитие восприятия пространства и времени | Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. | 1 | 06.02 | Аппликация. | |
Развитие восприятия пространства и времени | Расположение предметов на листе бумаги | 1 | 13.02 | «Фишка», «Рисунок» | |
Развитие восприятия пространства и времени | Сутки. Части суток. | 1 | 27.02 | Упражнения на графической модели «Сутки» | |
Развитие восприятия пространства и времени | Последовательность событий (смена времени суток) | 1 | 06.03 | Работа с сюжетными картинками. | |
Развитие восприятия пространства и времени | Понятия «сегодня», «завтра», «вчера» | 1 | 13.03 | Работа с сюжетными картинками. | |
Развитие восприятия пространства и времени | Неделя. Семь суток. Порядок дней недели | 1 | 20.03 | Упражнение в стихах. | |
IV четверть 7 ч. | |||||
Развитие восприятия формы, величины и цвета | Сравнение двух предметов по высоте и длине | 1 | 03.04 | «Отличия», «Противоположности» | |
Развитие восприятия формы, величины и цвета | Сравнение двух предметов по ширине и толщине. | 1 | 10.04 | Работа с мягкими модулями разных размеров. | |
Развитие восприятия формы, величины и цвета | Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу | 1 | 17.04 | Работа с конструктором «Лего» | |
Развитие восприятия формы, величины и цвета | Знакомство с основными цветами | 1 | 24.04 | «Радуга» | |
Развитие восприятия формы, величины и цвета | Дидактическая игра «Назови цвет предмета» | 1 | 08.05 | Дидактическая игра «Назови цвет предмета» | |
Развитие восприятия формы, величины и цвета | Различение и обозначение основных цветов | 1 | 15.05 | «Раскрась фигуры», «Нарисуй сам» | |
Развитие восприятия формы, величины и цвета | Рисуем пальчиковыми красками. | 1 | 22.05 | Рисование пальчиковыми красками. |
3 группа
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
I четверть 8 ч. | |||||
Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов. | 1 | 03.09 | Работа с диагностическим материалом. | ||
Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов. | 1 | 10.09 | Работа с диагностическим материалом. | ||
Развитие моторики и графомоторных навыков | Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога | 1 | 17.09 | «Попади в цель», «Зеркало», «Тир», игры с мячом, игры с резинкой | |
Развитие моторики и графомоторных навыков | Формирование чувства равновесия | 1 | 24.09 | «Дорожка следов», повороты, стойка на одной ноге | |
Развитие моторики и графомоторных навыков | Развитие согласованности действий и движений разных частей тела | 1 | 01.10 | Повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т.п. | |
Развитие моторики и графомоторных навыков | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика | 1 | 08.10 | «Гнездо», «Замок», «Фонарики», «Флажок», «Очки», «Бинокль» | |
Развитие моторики и графомоторных навыков | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Играем со шнуровками | 1 | 15.10 | «Чудо-пуговица», «Ботиночки» | |
Развитие моторики и графомоторных навыков | Играем с мелкими предметами | 1 | 22.10 | Колечко «су-джок», мячик-ёжик, счетные палочки, мелкая мозайка | |
II четверть 7 ч. | |||||
Развитие кинестетического и кинетического восприятия | Адекватная реакция на давление на поверхность тела. | 1 | 12.11 | Игра «Ловкость живота» | |
Развитие кинестетического и кинетического восприятия | Адекватная реакция на положение тела (вертикальное, горизонтальное). | 1 | 19.11 | Упражнения на гимнастических скамейках. | |
Развитие кинестетического и кинетического восприятия | Адекватная реакция на положение частей тела. | 1 | 26.11 | Упражнение «Шалтай-болтай» | |
Развитие кинестетического и кинетического восприятия | Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. | 1 | 03.12 | Упражнение «Холодно — жарко» | |
Развитие кинестетического и кинетического восприятия | Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность и др.) | 1 | 10.12 | Проведение экологических опытов. | |
Развитие кинестетического и кинетического восприятия | Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. | 1 | 17.12 | Дидактическая игра «Море волнуется». | |
Развитие кинестетического и кинетического восприятия | Движения и позы верхних и нижних конечностей. | 1 | 24.12 | Упражнения с гимнастическими палками. | |
III четверть 9 ч. | |||||
Развитие восприятия пространства и времени | Ориентировка в помещении. Определение расположения предметов в помещении | 1 | 14.01 | Игра «Найди предмет» | |
Развитие восприятия пространства и времени | Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на последнем месте и т.п.) | 1 | 21.01 | Игра «Найди предмет» | |
Развитие восприятия пространства и времени | Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона) | 1 | 28.01 | Работа с графическим диктантом. | |
Развитие восприятия пространства и времени | Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. | 1 | 04.02 | Аппликация. | |
Развитие восприятия пространства и времени | Расположение предметов на листе бумаги | 1 | 11.02 | «Фишка», «Рисунок» | |
Развитие восприятия пространства и времени | Сутки. Части суток. | 1 | 25.02 | Упражнения на графической модели «Сутки» | |
Развитие восприятия пространства и времени | Последовательность событий (смена времени суток) | 1 | 04.03 | Работа с сюжетными картинками. | |
Развитие восприятия пространства и времени | Понятия «сегодня», «завтра», «вчера» | 1 | 11.03 | Работа с сюжетными картинками. | |
Развитие восприятия пространства и времени | Неделя. Семь суток. Порядок дней недели | 1 | 18.03 | Упражнение в стихах. | |
IV четверть 7 ч. | |||||
Развитие восприятия формы, величины и цвета | Сравнение двух предметов по высоте и длине | 1 | 01.04 | «Отличия», «Противоположности» | |
Развитие восприятия формы, величины и цвета | Сравнение двух предметов по ширине и толщине. | 1 | 08.04 | Работа с мягкими модулями разных размеров. | |
Развитие восприятия формы, величины и цвета | Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу | 1 | 15.04 | Работа с конструктором «Лего» | |
Развитие восприятия формы, величины и цвета | Знакомство с основными цветами | 1 | 22.04 | «Радуга» | |
Развитие восприятия формы, величины и цвета | Дидактическая игра «Назови цвет предмета» | 1 | 06.05 | Дидактическая игра «Назови цвет предмета» | |
Развитие восприятия формы, величины и цвета | Различение и обозначение основных цветов | 1 | 13.05 | «Раскрась фигуры», «Нарисуй сам» | |
Развитие восприятия формы, величины и цвета | Рисуем пальчиковыми красками. | 1 | 20.05 | Рисование пальчиковыми красками. |
(1-2 группы)
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
I четверть 8 ч. | |||||
Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов. | 1 | 04.09 | Работа с диагностическим материалом. | ||
Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов. | 1 | 11.09 | Работа с диагностическим материалом. | ||
Развитие моторики и графомоторных навыков | Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога | 1 | 18.09 | «Попади в цель», «Зеркало», «Тир», игры с мячом, игры с резинкой | |
Развитие моторики и графомоторных навыков | Формирование чувства равновесия | 1 | 25.09 | «Дорожка следов», повороты, стойка на одной ноге | |
Развитие моторики и графомоторных навыков | Развитие согласованности действий и движений разных частей тела | 1 | 02.10 | Повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т.п. | |
Развитие моторики и графомоторных навыков | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика | 1 | 09.10 | «Гнездо», «Замок», «Фонарики», «Флажок», «Очки», «Бинокль» | |
Развитие моторики и графомоторных навыков | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Играем со шнуровками | 1 | 16.10 | «Чудо-пуговица», «Ботиночки» | |
Развитие моторики и графомоторных навыков | Играем с мелкими предметами | 1 | 23.10 | Колечко «су-джок», мячик-ёжик, счетные палочки, мелкая мозайка | |
II четверть 8 ч. | |||||
Развитие кинестетического и кинетического восприятия | Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. | 1 | 06.11 | Игры с баскетбольным мячом. | |
Развитие кинестетического и кинетического восприятия | Адекватная реакция на давление на поверхность тела. | 1 | 13.11 | Игра «Ловкость живота» | |
Развитие кинестетического и кинетического восприятия | Адекватная реакция на положение тела (вертикальное, горизонтальное). | 1 | 20.11 | Упражнения на гимнастических скамейках. | |
Развитие кинестетического и кинетического восприятия | Адекватная реакция на положение частей тела. | 1 | 27.11 | Упражнение «Шалтай-болтай» | |
Развитие кинестетического и кинетического восприятия | Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. | 1 | 04.12 | Упражнение «Холодно — жарко» | |
Развитие кинестетического и кинетического восприятия | Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность и др.) | 1 | 11.12 | Проведение экологических опытов. | |
Развитие кинестетического и кинетического восприятия | Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. | 1 | 18.12 | Дидактическая игра «Море волнуется». | |
Развитие кинестетического и кинетического восприятия | Движения и позы верхних и нижних конечностей. | 1 | 25.12 | Упражнения с гимнастическими палками. | |
III четверть 9 ч. | |||||
Развитие восприятия пространства и времени | Ориентировка в помещении. Определение расположения предметов в помещении | 1 | 15.01 | Игра «Найди предмет» | |
Развитие восприятия пространства и времени | Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на последнем месте и т.п.) | 1 | 22.01 | Игра «Найди предмет» | |
Развитие восприятия пространства и времени | Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона) | 1 | 29.01 | Работа с графическим диктантом. | |
Развитие восприятия пространства и времени | Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. | 1 | 05.02 | Аппликация. | |
Развитие восприятия пространства и времени | Расположение предметов на листе бумаги | 1 | 12.02 | «Фишка», «Рисунок» | |
Развитие восприятия пространства и времени | Сутки. Части суток. | 1 | 26.02 | Упражнения на графической модели «Сутки» | |
Развитие восприятия пространства и времени | Последовательность событий (смена времени суток) | 1 | 05.03 | Работа с сюжетными картинками. | |
Развитие восприятия пространства и времени | Понятия «сегодня», «завтра», «вчера» | 1 | 12.03 | Работа с сюжетными картинками. | |
Развитие восприятия пространства и времени | Неделя. Семь суток. Порядок дней недели | 1 | 19.03 | Упражнение в стихах. | |
IV четверть 7 ч. | |||||
Развитие восприятия формы, величины и цвета | Сравнение двух предметов по высоте и длине | 1 | 02.04 | «Отличия», «Противоположности» | |
Развитие восприятия формы, величины и цвета | Сравнение двух предметов по ширине и толщине. | 1 | 09.04 | Работа с мягкими модулями разных размеров. | |
Развитие восприятия формы, величины и цвета | Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу | 1 | 16.04 | Работа с конструктором «Лего» | |
Развитие восприятия формы, величины и цвета | Знакомство с основными цветами | 1 | 23.04 | «Радуга» | |
Развитие восприятия формы, величины и цвета | Дидактическая игра «Назови цвет предмета» | 1 | 07.05 | Дидактическая игра «Назови цвет предмета» | |
Развитие восприятия формы, величины и цвета | Различение и обозначение основных цветов | 1 | 14.05 | «Раскрась фигуры», «Нарисуй сам» | |
Развитие восприятия формы, величины и цвета | Рисуем пальчиковыми красками. | 1 | 21.05 | Рисование пальчиковыми красками. |
- Согласно расписания, рабочая программа рассчитана на 33 часа.
- Описание учебно-методических средств обучения
№ п/п | УМС | Список (перечень) |
1 | Дидактическое обеспечение | Обучающий ролик: «Утренняя зарядка для детей». Детский сайт «Играемся»: игры для малышей, логические игры «Мягкое-твердое», «Холодное- горячее». Обучающий ролик: «Пальчиковые игры». Видео: «Гимнастика для глаз». Видео: «Звуки природы (журчание ручья и пение птиц)». |
2 | Методическое обеспечение | Вайзман Н.П. Психомоторика детей – олигофренов. Валявский А.С., Яковис А.С. Оздоровляющие учебные игры. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. |
3 | Материально-техническое обеспечение | Сухой (шариковый) бассейн; игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами; образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности; сенсорные панели; наборы аромобаночек, вибромассажеры. |
Лист коррекции
№ п/п | Тема урока | Дата | Причина | Согласование с заместителем директора по УР | |
план | факт | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие психомоторных и сенсорных процессов".
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для детей с умеренной умственной отсталостью.Срок освоения 7 лет....
Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие мимики и пантомимики" с 5-8 классы
Коррекционная рабочая программа по проведению занятий для детей с ОВЗ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ
Рабочая программа групповых коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 2- 4 классов разработана в соответствии с положением о структуре, порядке р...
Рабочая программа по коррекционному курсу: "Развитие речи у детей с ЗПР 7 класс"
Рабочая программа по коррекционному курсу: "Развитие речи у детей с ЗПР 3 класс"ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОсновные цели курса Нормативно-правовая базаРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К...
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие мимики и пантомимики", 6-7 классы
Реализация Программы коррекционного курса "Развитие мимики и пантомимики позволит помочь слепым и слабовидящим детям овладеть техникой мимики и пантомимики и и умением пользоваться сформированным...
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие осязания и мелкой моторики рук"
Целью Адаптированной программы по коррекционному курсу "Развитие осязания и мелкой моторики рук" является формирование у детей с нарушениями зрения умений и навыков осязательного восприятия ...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие и коррекция познавательной сферы"
Программа разработана на основе методического пособия "Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте" А.В.Семенович...