Работа с родителями в рамках психологического сопровождения в КОУ «Петропавловская школа-интернат» (опыт представлен на Региональном уровне, 04.12.2023г.)
статья по психологии
Работа с родителями в рамках психологического сопровождения в КОУ «Петропавловская школа-интернат»
Виноградова Татьяна Павловна,
педагог-психолог
Основной целью работы педагога-психолога в образовательной организации является создание психологически комфортной среды для всех участников образовательного процесса и оказание грамотной психологической помощи в рамках должностных обязанностей по 5 направлениям деятельности педагога-психолога: - диагностического, - консультативного - коррекционно-развивающего - просветительского -профилактического
По плану работы на учебный год педагог-психолог реализует в работе с родителями следующие основные задачи:
- Оказывать психологическую помощь детям, родителям;
- Осуществлять сопровождение об-ся с ОВЗ(УО) и их семьи, в соответствии с рекомендациями ПМПК,
- Проводить психологическую работу с об-ся, имеющими инвалидность, и их родителями (законными представителями) –в соответствии с ИПРА по индивидуальному плану
- Оказывать помощь обучающимся в профессиональном самоопределении, консультировать родителей по данной теме;
- Организовать работу с детьми и их семьями, состоящими на внутришкольном и другом виде учета и контроля;
- Проводить профилактическую работу по всем направлениям (профилактика дезадаптации, межличностных конфликтов (в т.ч. буллинга/травли), суицидального риска, жестокого обращения с об-ся, вредных привычек, экстремизма и терроризма, и др . Формами и методами работы служат: - беседа, лектории, комплексное динамическое наблюдение, - индивидуальные и групповые консультации - психодиагностика (методики, тесты, анкеты), - коррекционно-развивающая работа (в соответствии с рекомендациями ПМПК и ИПРА): занятия с элементами тренинга и практическим решением ситуаций, развивающие игры, индивидуальные и групповые занятия. Организационно – методическая работа. - планирование и анализ деятельности, - анализ и систематизация научно – методической литературы, - ведение психологической документации, - анализ личной документации обучающихся, - обеспечение средствами психологической работы (условия, оборудование), Просвещение родителей по вопросам детского развития, детско-родительских отношений, отношений между педагогом и обучающимся, по вопросам предупреждения и решения конфликтных ситуаций в школе-интернате.
Участие в работе школьного психолого-педагогического консилиума. Участвую в подготовке и проведении школьного ППк: как педагог-психолог. Провожу обследование детей, представленных на ППк в течение года, в соответствии с запросом; подготовливаю диагностический материал, веду документацию по каждому ребенку. Даю рекомендации, провожу консультирование, составляю планы работы с ребенком и семьей.
\Консультативная и просветительская работа для родителей проводится в соответствии с планом школы-интерната и планом педагога-психолога, а также по запросу:
- Региональная антинаркотическая акция «Родительский урок».
- Родительское собрание «Профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма, СПИДа,ВИЧ у детей и подростков».
- Родительский лекторий с элементами тренинга «Приемы снижения тревожности и агрессивности у детей и подростков»
- Консультация «Помощь родителей в профессиональном самоопределении обучающихся» (памятка на стенд, на сайт) (по плану педагога-психолога).
- Консультация «Предупреждение подросткового суицида» (на сайт, на стенд)
- Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения в семье» (на сайт, на стенд, в группе для родителей в WhatsApp)
- Консультация для родителей «Стресс, его причины и проявления»
- Консультация для родителей «Как улучшить общение с подростком. Дисциплина и подросток»
- Консультация для родителей «Советы родителям школьников в летний период» и др.
Индивидуальное консультирование обучающихся и их родителей по вопросам обучения и воспитания, развития, взаимодействия.
Проводились консультации с родителями по психологическим проблемам детей, формирования социальных навыков.
Запросы поступали следующие: как избежать конфликта при общении с ребенком- подростком, как реагировать в ситуации психоэмоционального напряжения (кризисного состояния), как подготовиться без стресса к выпускным экзаменам, как повысить уровень мотивации к учению, как улучшить память, мышление, формировать адекватную самооценку; формирование личностных качеств, способы саморегуляции и снятия психоэмоционального и мышечного напряжения и др.
Осуществляется профилактическая и коррекционная работа в рамках Совета профилактики и межведомственного взаимодействия по сопровождению обучающихся группы риска, различного вида учета (КДН, СОП, ПДН, ВШУ).
Работа с родителями (законными представителями) в рамках службы школьной медиации (систематически по плану, примерная тематика):
Сентябрь: Основной задачей медиаторов в сентябре было оказание помощи в адаптации ребят в классах и группах. - для педагогов «Как избежать непонимания с вновь прибывшими обучающимися и их родителями в период адаптации к новой школе и классу» Все материалы размещены в методической копилке СШМ и на сайте школы-интерната. |
Октябрь: Буклет по теме «Формируем толерантность в детях и подростках» распространен в среде педагогов и родителей, размещен на сайте школы. |
Ноябрь: Подготовлены и размещены на сайте методические материалы по позитивному общению для обучающихся, педагогов и родителей: - буклет для родителей «На родителях семья держится. Как оставаться энергичным в конце рабочего дня и недели» |
Декабрь: - Буклет для родителей «Чтобы не ссорились дети» |
Январь: Материалы разработаны, распространены и размещены на сайте школы для родителей «Пока все дома» для всей семьи досуг. |
Февраль: Проведена профилактическая беседа с обучающимися и консультация для родителей «Дисциплина и подросток». |
Март: Проведена профилактическая беседа с обучающимися и консультация для родителей. |
Апрель: Подготовлены методические материалы по позитивному общению для всех участников образовательного процесса Май: Подготовлен материал «Служба школьной медиации в образовательной организации (профилактическая модель)», «Советы на летние каникулы». |
Участвую в работе КП (консультативного пункта) по плану, а также принимаю участие в разработке и реализации модели психолого-социально-педагогического сопровождения детей в летний период, в подготовке и ведении документации по его осуществлению, подготовила ряд тематических консультаций для родителей обучающихся с ОВЗ (УО), выполняю сопровождение детей.
Осуществляю систематическую работу на школьном сайте и сайте психологической службы: пополняю методическую копилку просветительско-профилактическими материалами, - представляю планирование и анализ работы по различным направлениям.
Просвещение родителей и всех участников образовательного процесса систематически проводится в виде памяток и буклетов, на стендах, на сайте психологической помощи, сайте службы школьной медиации, сайте консультативного пункта, в группах в WhatsApp.
Спасибо за внимание!
Педагог психолог - Виноградова Татьяна Павловна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vinogradtp_rabota_s_roditelyami.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями в рамках психологического сопровождения в КОУ «Петропавловская школа-интернат»
Виноградова Татьяна Павловна,
педагог-психолог
Основной целью работы педагога-психолога в образовательной организации является создание психологически комфортной среды для всех участников образовательного процесса и оказание грамотной психологической помощи в рамках должностных обязанностей по 5 направлениям деятельности педагога-психолога: - диагностического, - консультативного - коррекционно-развивающего - просветительского -профилактического
По плану работы на учебный год педагог-психолог реализует в работе с родителями следующие основные задачи:
- Оказывать психологическую помощь детям, родителям;
- Осуществлять сопровождение об-ся с ОВЗ(УО) и их семьи, в соответствии с рекомендациями ПМПК,
- Проводить психологическую работу с об-ся, имеющими инвалидность, и их родителями (законными представителями) –в соответствии с ИПРА по индивидуальному плану
- Оказывать помощь обучающимся в профессиональном самоопределении, консультировать родителей по данной теме;
- Организовать работу с детьми и их семьями, состоящими на внутришкольном и другом виде учета и контроля;
- Проводить профилактическую работу по всем направлениям (профилактика дезадаптации, межличностных конфликтов (в т.ч. буллинга/травли), суицидального риска, жестокого обращения с об-ся, вредных привычек, экстремизма и терроризма, и др . Формами и методами работы служат: - беседа, лектории, комплексное динамическое наблюдение, - индивидуальные и групповые консультации - психодиагностика (методики, тесты, анкеты), - коррекционно-развивающая работа (в соответствии с рекомендациями ПМПК и ИПРА): занятия с элементами тренинга и практическим решением ситуаций, развивающие игры, индивидуальные и групповые занятия. Организационно – методическая работа. - планирование и анализ деятельности, - анализ и систематизация научно – методической литературы, - ведение психологической документации, - анализ личной документации обучающихся, - обеспечение средствами психологической работы (условия, оборудование), Просвещение родителей по вопросам детского развития, детско-родительских отношений, отношений между педагогом и обучающимся, по вопросам предупреждения и решения конфликтных ситуаций в школе-интернате.
Участие в работе школьного психолого-педагогического консилиума. Участвую в подготовке и проведении школьного ППк: как педагог-психолог. Провожу обследование детей, представленных на ППк в течение года, в соответствии с запросом; подготовливаю диагностический материал, веду документацию по каждому ребенку. Даю рекомендации, провожу консультирование, составляю планы работы с ребенком и семьей.
\Консультативная и просветительская работа для родителей проводится в соответствии с планом школы-интерната и планом педагога-психолога, а также по запросу:
- Региональная антинаркотическая акция «Родительский урок».
- Родительское собрание «Профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма, СПИДа,ВИЧ у детей и подростков».
- Родительский лекторий с элементами тренинга «Приемы снижения тревожности и агрессивности у детей и подростков»
- Консультация «Помощь родителей в профессиональном самоопределении обучающихся» (памятка на стенд, на сайт) (по плану педагога-психолога).
- Консультация «Предупреждение подросткового суицида» (на сайт, на стенд)
- Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения в семье» (на сайт, на стенд, в группе для родителей в WhatsApp)
- Консультация для родителей «Стресс, его причины и проявления»
- Консультация для родителей «Как улучшить общение с подростком. Дисциплина и подросток»
- Консультация для родителей «Советы родителям школьников в летний период» и др.
Индивидуальное консультирование обучающихся и их родителей по вопросам обучения и воспитания, развития, взаимодействия.
Проводились консультации с родителями по психологическим проблемам детей, формирования социальных навыков.
Запросы поступали следующие: как избежать конфликта при общении с ребенком- подростком, как реагировать в ситуации психоэмоционального напряжения (кризисного состояния), как подготовиться без стресса к выпускным экзаменам, как повысить уровень мотивации к учению, как улучшить память, мышление, формировать адекватную самооценку; формирование личностных качеств, способы саморегуляции и снятия психоэмоционального и мышечного напряжения и др.
Осуществляется профилактическая и коррекционная работа в рамках Совета профилактики и межведомственного взаимодействия по сопровождению обучающихся группы риска, различного вида учета (КДН, СОП, ПДН, ВШУ).
Работа с родителями (законными представителями) в рамках службы школьной медиации (систематически по плану, примерная тематика):
Сентябрь: Основной задачей медиаторов в сентябре было оказание помощи в адаптации ребят в классах и группах. - для педагогов «Как избежать непонимания с вновь прибывшими обучающимися и их родителями в период адаптации к новой школе и классу» Все материалы размещены в методической копилке СШМ и на сайте школы-интерната. |
Октябрь: Буклет по теме «Формируем толерантность в детях и подростках» распространен в среде педагогов и родителей, размещен на сайте школы. |
Ноябрь: Подготовлены и размещены на сайте методические материалы по позитивному общению для обучающихся, педагогов и родителей: - буклет для родителей «На родителях семья держится. Как оставаться энергичным в конце рабочего дня и недели» |
Декабрь: - Буклет для родителей «Чтобы не ссорились дети» |
Январь: Материалы разработаны, распространены и размещены на сайте школы для родителей «Пока все дома» для всей семьи досуг. |
Февраль: Проведена профилактическая беседа с обучающимися и консультация для родителей «Дисциплина и подросток». |
Март: Проведена профилактическая беседа с обучающимися и консультация для родителей. |
Апрель: Подготовлены методические материалы по позитивному общению для всех участников образовательного процесса Май: Подготовлен материал «Служба школьной медиации в образовательной организации (профилактическая модель)», «Советы на летние каникулы». |
Участвую в работе КП (консультативного пункта) по плану, а также принимаю участие в разработке и реализации модели психолого-социально-педагогического сопровождения детей в летний период, в подготовке и ведении документации по его осуществлению, подготовила ряд тематических консультаций для родителей обучающихся с ОВЗ (УО), выполняю сопровождение детей.
Осуществляю систематическую работу на школьном сайте и сайте психологической службы: пополняю методическую копилку просветительско-профилактическими материалами, - представляю планирование и анализ работы по различным направлениям.
Просвещение родителей и всех участников образовательного процесса систематически проводится в виде памяток и буклетов, на стендах, на сайте психологической помощи, сайте службы школьной медиации, сайте консультативного пункта, в группах в WhatsApp.
Спасибо за внимание!
Педагог психолог - Виноградова Татьяна Павловна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы с родителями в рамках реализации программы драматического кружка.
Делюс опытом работы с родителями. Как яработую с родителями, как нахожу с ними контакт. В чём состоит моя задача. Сотрудничество с семьёй. Как проходят беседы с родителями.Основные формы работы....
«Из опыта работы по реализации программы социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ «Мы вместе» в рамках ФГОС»
В связи с ежегодным увеличением численности обучающихся, имеющих трудности в усвоении общеобразовательной программы и в рамках ФГОС возникла необходимость разраб...
" Особенности психологического сопровождения учащихся, обучающихся в школе - интернате VIII вида"
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе Министерства образования России, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очер...
Профилактическое занятие по предупреждению конфликтов и улучшению психологического климата в педагогическом коллективе «Во саду ли, в огороде ли» (опыт представлен на Региональном фестивале "Зорко одно лишь сердце" 2020г. и издано ИРООО 2020г.)
Конкурс https://www.1urok.ru/categories/13/articles/36958«Педагогические секреты»Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность: педагог-психол...
Диагностическое направление деятельности педагога-психолога в рамках школьного консилиума (ППк) (опыт представлен на Региональном уровне 2022г.)
Конкурс«Творческий учитель – 2022» https://www.1urok.ru/categories/13/articles/56459Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность: Педаг...
План мероприятий службы школьной медиации КОУ «Петропавловская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год
План мероприятий службы школьной медиацииКОУ «Петропавловская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год № п/пНаименование мероприятияВремяпроведениясентябрь1Заседание членов службы мед...
Анализ работы службы школьной медиации КОУ «Петропавловская школа-интернат» за 2022-2023 учебный год
Анализ работы службы школьной медиацииКОУ «Петропавловская школа-интернат»за 2022-2023 учебный годСлужба школьной медиации КОУ «Петропавловская школа-интернат» осуществляла сво...