Работа с родителями в рамках психологического сопровождения в КОУ «Петропавловская школа-интернат» (опыт представлен на Региональном уровне, 04.12.2023г.)
статья по психологии

Виноградова Татьяна Павловна

Работа с родителями в рамках психологического сопровождения в КОУ «Петропавловская школа-интернат»

Виноградова Татьяна Павловна,

педагог-психолог

Основной целью работы педагога-психолога в образовательной организации является создание психологически комфортной  среды для всех участников образовательного процесса и оказание грамотной психологической помощи в рамках должностных обязанностей по 5 направлениям деятельности педагога-психолога:                                                                                                                                   -  диагностического,                                                                                                                                 - консультативного                                                                                                                                  - коррекционно-развивающего                                                                                                              - просветительского                                                                                                                                  -профилактического                                                                                                           

   По плану работы на учебный год педагог-психолог реализует в работе с родителями следующие основные задачи:

  1.  Оказывать психологическую помощь детям, родителям;
  2. Осуществлять сопровождение об-ся с ОВЗ(УО) и их семьи, в соответствии с рекомендациями ПМПК,
  3. Проводить  психологическую работу с об-ся, имеющими инвалидность,  и их родителями (законными представителями) –в соответствии с ИПРА по индивидуальному плану
  4. Оказывать помощь обучающимся в профессиональном самоопределении, консультировать родителей по данной теме;
  5. Организовать работу с детьми и их семьями, состоящими на внутришкольном и другом виде учета и  контроля;
  6. Проводить профилактическую работу по всем направлениям (профилактика дезадаптации, межличностных конфликтов (в т.ч. буллинга/травли), суицидального риска, жестокого обращения с об-ся,  вредных привычек,  экстремизма и терроризма, и др .                                        Формами и методами работы служат:                                                                                                                           - беседа, лектории, комплексное динамическое наблюдение,                                                       - индивидуальные и групповые консультации                                                                                          - психодиагностика (методики, тесты, анкеты),                                                                                                                                       - коррекционно-развивающая работа (в соответствии с рекомендациями ПМПК и ИПРА):  занятия с элементами тренинга и практическим решением ситуаций, развивающие игры, индивидуальные и групповые занятия.      Организационно – методическая  работа.                                                                            -  планирование  и  анализ  деятельности,                                                                                             -  анализ   и систематизация научно – методической  литературы,                                                                                                                  -  ведение  психологической  документации,                                                                                         - анализ  личной  документации  обучающихся,                                                                                           - обеспечение  средствами  психологической  работы (условия, оборудование),                                                                                                                                                                                       Просвещение родителей по вопросам детского развития,  детско-родительских отношений, отношений между педагогом и обучающимся,  по вопросам предупреждения и решения конфликтных ситуаций в школе-интернате.

Участие в работе  школьного психолого-педагогического консилиума.   Участвую в подготовке и проведении школьного ППк: как педагог-психолог. Провожу обследование детей, представленных на ППк в течение года, в соответствии с запросом;  подготовливаю  диагностический материал, веду документацию по каждому ребенку. Даю рекомендации, провожу консультирование, составляю планы работы с ребенком и семьей.                

\Консультативная и просветительская работа для родителей проводится в соответствии с планом школы-интерната и планом педагога-психолога, а также по запросу:

  1. Региональная антинаркотическая акция «Родительский урок».
  2. Родительское собрание «Профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма, СПИДа,ВИЧ у детей и подростков».
  3. Родительский лекторий  с элементами тренинга «Приемы снижения  тревожности и агрессивности у детей и подростков»
  4. Консультация «Помощь родителей в профессиональном самоопределении обучающихся» (памятка на стенд, на сайт)  (по плану педагога-психолога).
  5. Консультация «Предупреждение подросткового суицида» (на сайт, на стенд)
  6. Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения в семье» (на сайт, на стенд, в группе для родителей в WhatsApp)
  7. Консультация для родителей «Стресс, его причины и проявления»
  8. Консультация для родителей «Как улучшить общение с подростком. Дисциплина и подросток»
  9. Консультация для родителей «Советы родителям школьников в летний период» и др.

Индивидуальное консультирование обучающихся и их родителей по вопросам обучения и воспитания, развития, взаимодействия.

Проводились консультации с  родителями по психологическим проблемам  детей, формирования социальных навыков.

Запросы поступали следующие:  как избежать конфликта при общении с ребенком- подростком, как реагировать в ситуации психоэмоционального напряжения (кризисного состояния), как  подготовиться без стресса к выпускным экзаменам, как повысить уровень мотивации к учению, как улучшить память, мышление, формировать адекватную самооценку; формирование личностных качеств, способы саморегуляции и снятия психоэмоционального и мышечного напряжения и др.

Осуществляется  профилактическая и коррекционная работа в рамках Совета профилактики и межведомственного взаимодействия по сопровождению обучающихся группы риска, различного вида учета (КДН, СОП, ПДН, ВШУ).                                                                                                                   

Работа с родителями (законными представителями) в рамках службы школьной медиации (систематически по плану, примерная тематика):

  Сентябрь: Основной задачей медиаторов в сентябре было оказание помощи в адаптации ребят в классах и группах.

- для педагогов «Как избежать непонимания с вновь прибывшими обучающимися и их родителями в период адаптации к новой школе и классу»

   Все материалы размещены в методической копилке СШМ и на сайте школы-интерната.    

  Октябрь: Буклет по теме «Формируем толерантность в детях и подростках» распространен в среде педагогов и родителей,  размещен на сайте школы.

  Ноябрь: Подготовлены и размещены на сайте методические материалы по позитивному общению для обучающихся, педагогов  и родителей:

- буклет для родителей «На родителях семья держится. Как оставаться энергичным в конце рабочего дня и недели»

 Декабрь: - Буклет для   родителей «Чтобы не ссорились дети»

  Январь: Материалы разработаны, распространены и размещены на сайте школы для родителей  «Пока все дома» для всей семьи досуг.

  Февраль: Проведена профилактическая беседа с обучающимися и консультация для  родителей «Дисциплина и подросток».  

  Март:   Проведена профилактическая беседа с обучающимися и консультация для  родителей.

   Апрель: Подготовлены методические материалы по позитивному общению для всех участников образовательного процесса

Май: Подготовлен материал «Служба школьной медиации в образовательной организации (профилактическая модель)», «Советы на летние каникулы».

                                           

       Участвую в работе КП (консультативного пункта) по плану, а также принимаю участие в разработке и реализации модели психолого-социально-педагогического сопровождения детей в летний период, в подготовке и ведении документации по его осуществлению, подготовила ряд тематических консультаций для родителей обучающихся с ОВЗ (УО), выполняю сопровождение детей.  

Осуществляю систематическую работу на школьном сайте и сайте психологической службы:  пополняю методическую копилку просветительско-профилактическими материалами,                             - представляю планирование и анализ работы по различным направлениям.

Просвещение родителей и всех участников образовательного процесса систематически проводится в виде памяток и буклетов, на стендах, на сайте психологической помощи, сайте службы школьной медиации, сайте консультативного пункта, в группах в WhatsApp.

Спасибо за внимание!

Педагог психолог   - Виноградова Татьяна Павловна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vinogradtp_rabota_s_roditelyami.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями в рамках психологического сопровождения в КОУ «Петропавловская школа-интернат»

Виноградова Татьяна Павловна,

педагог-психолог

Основной целью работы педагога-психолога в образовательной организации является создание психологически комфортной  среды для всех участников образовательного процесса и оказание грамотной психологической помощи в рамках должностных обязанностей по 5 направлениям деятельности педагога-психолога:                                                                                                                                   -  диагностического,                                                                                                                                 - консультативного                                                                                                                                  - коррекционно-развивающего                                                                                                              - просветительского                                                                                                                                  -профилактического                                                                                                          

   По плану работы на учебный год педагог-психолог реализует в работе с родителями следующие основные задачи:

  1.  Оказывать психологическую помощь детям, родителям;
  2. Осуществлять сопровождение об-ся с ОВЗ(УО) и их семьи, в соответствии с рекомендациями ПМПК,
  3. Проводить  психологическую работу с об-ся, имеющими инвалидность,  и их родителями (законными представителями) –в соответствии с ИПРА по индивидуальному плану
  4. Оказывать помощь обучающимся в профессиональном самоопределении, консультировать родителей по данной теме;
  5. Организовать работу с детьми и их семьями, состоящими на внутришкольном и другом виде учета и  контроля;
  6. Проводить профилактическую работу по всем направлениям (профилактика дезадаптации, межличностных конфликтов (в т.ч. буллинга/травли), суицидального риска, жестокого обращения с об-ся,  вредных привычек,  экстремизма и терроризма, и др .                                        Формами и методами работы служат:                                                                                                                           - беседа, лектории, комплексное динамическое наблюдение,                                                       - индивидуальные и групповые консультации                                                                                          - психодиагностика (методики, тесты, анкеты),                                                                                                                                       - коррекционно-развивающая работа (в соответствии с рекомендациями ПМПК и ИПРА):  занятия с элементами тренинга и практическим решением ситуаций, развивающие игры, индивидуальные и групповые занятия.      Организационно – методическая  работа.                                                                            -  планирование  и  анализ  деятельности,                                                                                             -  анализ   и систематизация научно – методической  литературы,                                                                                                                  -  ведение  психологической  документации,                                                                                         - анализ  личной  документации  обучающихся,                                                                                           - обеспечение  средствами  психологической  работы (условия, оборудование),                                                                                                                                                                                       Просвещение родителей по вопросам детского развития,  детско-родительских отношений, отношений между педагогом и обучающимся,  по вопросам предупреждения и решения конфликтных ситуаций в школе-интернате.

Участие в работе  школьного психолого-педагогического консилиума.   Участвую в подготовке и проведении школьного ППк: как педагог-психолог. Провожу обследование детей, представленных на ППк в течение года, в соответствии с запросом;  подготовливаю  диагностический материал, веду документацию по каждому ребенку. Даю рекомендации, провожу консультирование, составляю планы работы с ребенком и семьей.                

\Консультативная и просветительская работа для родителей проводится в соответствии с планом школы-интерната и планом педагога-психолога, а также по запросу:

  1. Региональная антинаркотическая акция «Родительский урок».
  2. Родительское собрание «Профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма, СПИДа,ВИЧ у детей и подростков».
  3. Родительский лекторий  с элементами тренинга «Приемы снижения  тревожности и агрессивности у детей и подростков»
  4. Консультация «Помощь родителей в профессиональном самоопределении обучающихся» (памятка на стенд, на сайт)  (по плану педагога-психолога).
  5. Консультация «Предупреждение подросткового суицида» (на сайт, на стенд)
  6. Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения в семье» (на сайт, на стенд, в группе для родителей в WhatsApp)
  7. Консультация для родителей «Стресс, его причины и проявления»
  8. Консультация для родителей «Как улучшить общение с подростком. Дисциплина и подросток»
  9. Консультация для родителей «Советы родителям школьников в летний период» и др.

Индивидуальное консультирование обучающихся и их родителей по вопросам обучения и воспитания, развития, взаимодействия.

Проводились консультации с  родителями по психологическим проблемам  детей, формирования социальных навыков.

Запросы поступали следующие:  как избежать конфликта при общении с ребенком- подростком, как реагировать в ситуации психоэмоционального напряжения (кризисного состояния), как  подготовиться без стресса к выпускным экзаменам, как повысить уровень мотивации к учению, как улучшить память, мышление, формировать адекватную самооценку; формирование личностных качеств, способы саморегуляции и снятия психоэмоционального и мышечного напряжения и др.

Осуществляется  профилактическая и коррекционная работа в рамках Совета профилактики и межведомственного взаимодействия по сопровождению обучающихся группы риска, различного вида учета (КДН, СОП, ПДН, ВШУ).                                                                                                                   

Работа с родителями (законными представителями) в рамках службы школьной медиации (систематически по плану, примерная тематика): 

  Сентябрь: Основной задачей медиаторов в сентябре было оказание помощи в адаптации ребят в классах и группах.

- для педагогов «Как избежать непонимания с вновь прибывшими обучающимися и их родителями в период адаптации к новой школе и классу»

   Все материалы размещены в методической копилке СШМ и на сайте школы-интерната.    

  Октябрь: Буклет по теме «Формируем толерантность в детях и подростках» распространен в среде педагогов и родителей,  размещен на сайте школы.

  Ноябрь: Подготовлены и размещены на сайте методические материалы по позитивному общению для обучающихся, педагогов  и родителей:

- буклет для родителей «На родителях семья держится. Как оставаться энергичным в конце рабочего дня и недели»

 Декабрь: - Буклет для   родителей «Чтобы не ссорились дети»

  Январь: Материалы разработаны, распространены и размещены на сайте школы для родителей  «Пока все дома» для всей семьи досуг.

  Февраль: Проведена профилактическая беседа с обучающимися и консультация для  родителей «Дисциплина и подросток».  

  Март:   Проведена профилактическая беседа с обучающимися и консультация для  родителей.

   Апрель: Подготовлены методические материалы по позитивному общению для всех участников образовательного процесса

Май: Подготовлен материал «Служба школьной медиации в образовательной организации (профилактическая модель)», «Советы на летние каникулы».

                                           

       Участвую в работе КП (консультативного пункта) по плану, а также принимаю участие в разработке и реализации модели психолого-социально-педагогического сопровождения детей в летний период, в подготовке и ведении документации по его осуществлению, подготовила ряд тематических консультаций для родителей обучающихся с ОВЗ (УО), выполняю сопровождение детей.  

Осуществляю систематическую работу на школьном сайте и сайте психологической службы:  пополняю методическую копилку просветительско-профилактическими материалами,                             - представляю планирование и анализ работы по различным направлениям.

Просвещение родителей и всех участников образовательного процесса систематически проводится в виде памяток и буклетов, на стендах, на сайте психологической помощи, сайте службы школьной медиации, сайте консультативного пункта, в группах в WhatsApp.

Спасибо за внимание!

Педагог психолог   - Виноградова Татьяна Павловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с родителями в рамках реализации программы драматического кружка.

Делюс опытом работы с родителями. Как яработую с родителями, как нахожу с ними контакт. В чём состоит моя задача. Сотрудничество с семьёй. Как проходят беседы с родителями.Основные формы работы....

«Из опыта работы по реализации программы социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ «Мы вместе» в рамках ФГОС»

    В  связи с ежегодным увеличением численности обучающихся, имеющих трудности в усвоении общеобразовательной программы и в рамках  ФГОС возникла  необходимость разраб...

" Особенности психологического сопровождения учащихся, обучающихся в школе - интернате VIII вида"

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе Министерства образования России, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очер...

Профилактическое занятие по предупреждению конфликтов и улучшению психологического климата в педагогическом коллективе «Во саду ли, в огороде ли» (опыт представлен на Региональном фестивале "Зорко одно лишь сердце" 2020г. и издано ИРООО 2020г.)

Конкурс https://www.1urok.ru/categories/13/articles/36958«Педагогические секреты»Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность: педагог-психол...

Диагностическое направление деятельности педагога-психолога в рамках школьного консилиума (ППк) (опыт представлен на Региональном уровне 2022г.)

Конкурс«Творческий учитель – 2022» https://www.1urok.ru/categories/13/articles/56459Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность: Педаг...

План мероприятий службы школьной медиации КОУ «Петропавловская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год

План мероприятий службы школьной медиацииКОУ «Петропавловская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год № п/пНаименование мероприятияВремяпроведениясентябрь1Заседание членов службы мед...

Анализ работы службы школьной медиации КОУ «Петропавловская школа-интернат» за 2022-2023 учебный год

Анализ работы службы школьной медиацииКОУ «Петропавловская школа-интернат»за 2022-2023 учебный годСлужба школьной медиации КОУ «Петропавловская школа-интернат» осуществляла сво...