Методическая разработка на тему: "Формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе"
методическая разработка по психологии по теме

Иванова Анна Ивановна

Методическая разработка коррекционного занятия для педагогов на тему "Формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА № 1

Методическая разработка

на тему: «Формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе»

        

Автор: педагог-психолог

                                                                                      Иванова Анна Ивановна                                                                                                       

        

Белая Калитва

2013 г.

Цель: формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе

Задачи:

  1. Повышение сплоченности педагогического коллектива.
  2. Снятие межличностных барьеров и создание атмосферы единства в коллективе.
  3. Выработка навыков сотрудничества членов педагогического коллектива.

Оборудование: листы А4, карандаши, ручки, лист ватмана, фигурки из цветного картона (треугольники, круги, прямоугольники, квадраты, зигзаги), моток ярких нитей, магнитофон, записи со спокойной музыкой, стулья, столы.

Аудитория: спортивный зал, актовый зал.

Время проведения: 2 часа.

Подготовка: предварительно рекомендуется проводить диагностическую работу с педагогами, направленную на изучение психологического климата в коллективе. Для этой цели может быть применена методика изучения социально-психологического климата организации А.Н. Лутошкина. Проведение диагностики позволит:

1) оценить степень благоприятности психологического климата;

2) определить направления дальнейшей работы с педагогическим коллективом.

Методическое обеспечение.

Основная литература:

  1. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М.:Ось-89, 2011. – 224 с.
  2. Гусева Н. В. О нравственно-психологическом климате в педагогическом коллективе // Молодой ученый. – 2011. – №11. Т.2. – С. 59-62. http://www.moluch.ru/archive/34/3905/
  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: учеб. пособие. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010.
  4. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2011.
  5. Упражнения для сплочения коллектива.            http://www.trepsy.net/kommunikat/stat.php?stat=5621

Дополнительная литература:

  1. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для сплочения команды. / Учебно-методическое пособие. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006. – 44с.
  2. Зотова Л.Н. Пути формирования благоприятного психологического климата педагогического коллектива. http://59440s011.edusite.ru/p49aa1_pr.html
  3. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе. Лекции, консультирование, тренинги. М.: ИНТОР, 2008. – 256 с.

План практического занятия:

1. Вступление – 10 минут

2. Игра «Cекретная сказка» – 20 минут

3. Упражнение «Липучки» – 10 минут

4. Игра «Двое с одним мелком» – 15 минут

5. Игра «Самолетик» – 15 минут

6. Игра-сплочение – 10 минут

7. Игровое упражнение «Чудесный ковер» – 30 минут

8. Подведение итогов коррекционного занятия – 10 минут

Ход занятия

  1. Вступление

Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Практически от того, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция и поступки руководства и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и, безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность ученика. Если не урегулировать психологический климат в коллективе, то с большим трудом решаются все остальные вопросы.[1]

Строительство психологического климата – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Поскольку, коллектив не является чем-то абстрактным и безликим, он состоит из личностей, и жизнедеятельность коллектива по существу выражается в том, что один человек оказывает влияние на другого, это влияние оценивается другими людьми, делающими для себя выводы о том, как поступать, как вести себя в обществе. [2]

Социально – психологический климат обычно определяется как психологический настрой в коллективе или как устойчивый эмоциональный настрой – в нём соединяются настроения членов коллектива, их переживания, волнения, отношения друг к другу и окружающим событиям.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

Каждый член коллектива с благоприятным климатом уверен в себе, поскольку чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения.[3] 

Проблема формирования благоприятного психологического климата актуальна для нашего коллектива, поэтому предлагаю начать занятие.

  1. Игра «Cекретная сказка» [4]

Цель: Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя.

Ход упражнения: Объекту розыгрыша говорят, что сейчас все в коллективе загадают одну известную сказку. Он же должен будет ее угадать, задавая вопросы по сюжету сказки. Отвечает весь коллектив хором (а не по одиночке). Разрешены лишь ответы «Да», «Нет», «Неважно». Разыгрываемому условия игры кажутся простыми, и он удаляется. Коллектив делает вид, что задумывает сказку, а на самом деле договаривается о розыгрыше.

На самом деле сказка никакая не задумывается. А коллективный (хором – обязательно) ответ строится по следующему принципу. Если вопрос разыгрываемого заканчивается на ГЛАСНУЮ букву (например, «В этой сказке была царевна?»), то все хором говорят «ДА!». Если вопрос заканчивается на СОГЛАСНУЮ букву (например, «А в этой сказке Волк был?»), все хором кричат «НЕТ!». Если вопрос заканчивается на «Ь» или «Й» (например, «А Баба-Яга в этой сказке есть?»), то все хором отвечают «НЕВАЖНО!».

Важное условие – отвечать хором синхронно. Любые другие комментарии кроме этих трех фраз запрещены. Объект розыгрыша возвращается в компанию, и начинается «отгадывание» сказки. Разыгрываемый очень быстро понимает, что сказка какая-то, мягко говоря, ненормальная. Но уверенные ответы хором, заставляют верить в реальность задуманной сказки. Через 15 минут розыгрыш можно закончить.

Обсуждение: Какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

  1. Упражнение «Липучки» [5], [6]

Цель: Повышение сплоченности группы, снятие межличностных барьеров, разбиение группы для проведения следующего упражнения.

Ход упражнения: Ведущий дает инструкцию: «Сейчас я дам знак, и вы начнете двигаться произвольно. На счет стоп, по двое руками, вы должны остановиться и объединиться с кем-то руками. Давайте попробуем».

В открытом пространстве группа двигается. По команде ведущего участники объединяются определенным образом по его заданию. Сначала по двое, затем по трое и т.д. Задание усложняется. Объединяться участники могут руками, ногами, головами, любыми частями тела. В конце игры ведущий разбивает группу пополам, предложив объединиться половинкам, и оставить группу в таком составе (но не в таком виде) для следующего упражнения.

  1. Игра «Двое с одним мелком» [7]

Цель: Развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.

Ход упражнения: Вы уже разбиты на пары, сядьте за стол рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть такое правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.

Обсуждение:

  • Что ты нарисовал, работая в паре?
  • Сложно ли вам было рисовать молча?
  • Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?
  • Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?

  1. Игра «Самолетик» [8]

Цель: развитие способности договариваться, улучшение взаимодействия.

Ход упражнения: Члены коллектива меняются парами. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.

Когда самолетики готовы, проводится соревнование «чей самолетик дальше всех полетит».

Обсуждение:

  • Сложно ли было выполнить задание сообща?
  • Как распределялись обязанности?
  • Довольны ли Вы результатом?

  1. Игра-сплочение (за основу взята игра-метафора «Мандала»). [9]

Цель: Сплочение коллектива.

Ход упражнения: Перед вами фигурки разной формы и разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. Теперь нарисуйте на ней ручкой что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор, цветок, солнышко и т.д. А теперь из всех фигурок вам необходимо сложить одну общую фигуру, которая бы нас всех объединяла как коллектив. (Обсуждение, приклеивание фигур на ватман).

А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите свою фигурку. Обратите внимание, как каждая фигурка находится близко друг к другу. Если убрать хотя бы одну из них – вся композиция нарушится. Каждый из нас – частичка коллектива и каждому из нас в нем есть достойное место.

  1. Игровое упражнение «Чудесный ковер» [10], [11], [12]

Цель: Сплочение коллектива, развитие чувства единения.

Ход упражнения: Ведущий включает спокойную музыку и просит членов команды встать в круг. Берет моток ниток и занимает свое место в кругу. Просит членов команды сделать медленные вдох и выдох. Далее, рассказывает такую историю.

«Дорогие друзья! Припомните, пожалуйста, все наикрасивейшие, наипрекраснейшие, сотканные вручную ковры... От них веет особым теплом и очарованием. В чем секрет ковров ручной работы? В древности искусство тканья ковров считалось чуть ли не магией. Мастерица как будто держала в руках нить судьбы, соединяла ее с другими судьбами в причудливые орнаменты. Действительно, когда судьбы переплетаются красиво, получается чудесный рисунок. Когда мы строим друг с другом красивые взаимоотношения, наш общий рисунок получается гармоничным... В древности к процессу тканья ковра не допускали мастериц злых, сварливых, суетливых. Считалось, что только с добрыми намерениями и сердцем можно создать настоящий ковер...

Вы видите у меня в руках моток ниток. Если нить намотать на палец, наши пальцы смогут удерживать нити в натяжении, как катушки. Таким образом, мы можем соткать общий ковер. Намотав нить на палец, мы будем передавать моток другому.

Но чтобы ковер действительно получился чудесным, есть один секрет: передавая моток другому, нужно сказать ему доброе слово. Это может быть комплимент, доброе пожелание, выражение добрых чувств. Передавать моток можно как угодно – и тем, кто стоит напротив, и тем, кто рядом, и тем, кто стоит через несколько человек. Можно говорить добрые слова всем ткачам, тогда моток будет пущей по кругу; каждый намотает нить себе на палец, и моток вернется обратно. Постепенно все наши пальцы окажутся занятыми, а ковер сотканным».

– Позвольте, я начну, – продолжает ведущий, наматывая на палец конец нити. – Я восхищаюсь вашей открытостью и готовностью сотрудничать друг с другом. Я прошу пустить моток по кругу, чтобы каждый намотал нить себе на палец.

Когда моток вновь вернется к ведущему, можно продолжать.

– Нить вновь вернулась ко мне, а у нашего ковра появилась форма, – говорит ведущий, наматывая нить на другой палец. – Я хочу передать моток вам, Мария (имя члена коллектива)! Ваша улыбка озарила солнечным светом сегодняшнее хмурое утро.

Ведущий передает моток адресату комплимента. Если он находится далеко, другие члены команды помогают ведущему. Далее, член команды, которому был передан моток и доброе слово, наматывает нить себе на палец и передает моток другому, говоря тому добрые слова. Постепенно между всеми членами команды образуются нити. Игра может продолжаться довольно долго: либо пока нитки не закончатся, либо пока все не устанут. Здесь ведущему важно поймать настроение команды, ибо «все хорошо в меру».

– Посмотрите, говорит ведущий, когда ковер станет достаточно прочным, – какой красивый ковер у нас получился! Похоже, что и почти все наши пальцы задействованы в поддержании его формы? Попробуйте, пошевелите пальцами! Чувствуете, какой резонанс это вызывает?

– Мы уже с вами говорили о том, что между нами протянуты невидимые нити, теперь мы видим, что они образуют интересные рисунки. Видите, достаточно нам пошевелить пальцами, как мы можем быть услышанными. Мудрецы называют это ЧУТКОСТЬЮ. Давайте сохраним это ощущение.

– Итак, наш ковер соткан. Теперь мы аккуратно опустим его вниз, на пол и снимем с пальцев.

– Теперь, когда ковер лежит на полу, если хотите, можно снять обувь и по очереди пройти по нему.

– Чудесный ковер, сотканный нами сегодня, символизирует добрые отношения между нами. Давайте скатаем его в клубок. Пусть этот ковер, свернутый в клубок, станет нашим талисманом.

  1. Подведение итогов занятия

В подведение итогов семинара хотелось бы привести слова А.С. Макаренко, который говорил: «Коллектив учителей и коллектив учеников – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический». Коллектив называют «самым могущественным оружием, известным человеку». [13] Он потенциально является могущественным стимулом, фактором поддержки и вдохновения. На сегодняшнем занятии мы попытались понять, что же такое психологический климат в коллективе и как сделать его благоприятным. Каковы ваши впечатления от проведенной работы?


[1] Гусева Н. В. О нравственно-психологическом климате в педагогическом коллективе // Молодой ученый. – 2011. – №11. Т.2. – С. 59-62. http://www.moluch.ru/archive/34/3905/

[2] Зотова Л.Н. Пути формирования благоприятного психологического климата педагогического коллектива. http://59440s011.edusite.ru/p49aa1_pr.html

[3] Гусева Н. В. О нравственно-психологическом климате в педагогическом коллективе // Молодой ученый. – 2011. – №11. Т.2. – С. 59-62. http://www.moluch.ru/archive/34/3905/

[4] Упражнения для сплочения коллектива. http://www.trepsy.net/kommunikat/stat.php?stat=5621

[5] Самоукина Н.В. Практический психолог в школе. Лекции, консультирование, тренинги. М.: ИНТОР, 2008. – 256 с.

[6] Грецов А.Г. Лучшие упражнения для сплочения команды. / Учебно-методическое пособие. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006. – 44с.

[7] Упражнения для сплочения коллектива. http://www.trepsy.net/kommunikat/stat.php?stat=5621

[8] Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2011.

[9] Зотова Л.Н. Пути формирования благоприятного психологического климата педагогического коллектива. http://59440s011.edusite.ru/p49aa1_pr.html

[10] Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: учеб. пособие. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010.

[11] Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2011.

[12] Упражнения для сплочения коллектива. http://www.trepsy.net/kommunikat/stat.php?stat=5621

[13] Зотова Л.Н. Пути формирования благоприятного психологического климата педагогического коллектива. http://59440s011.edusite.ru/p49aa1_pr.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

В работе описан метод психологических игр общения. Данный вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формированию установок, необходимых для ...

«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»

Актуальность темы.В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса начал...

Формирование благоприятного психологического климата в ученическом коллективе как направление деятельности классного руководителя

Материал данной статьи есть попытка осмысления собственного опыта социального педагога и классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в ученическом коллективе. Школа ...

Создание благоприятного психологического климата в классном коллективе.

Дела? Проблемы? Всё пустое!Душа ребёнка- вот святое!Цветок в душе ещё так мал.Успей полить, чтоб не завял?Опытные педагоги утверждают, что работать с детьми становится все сложнее. В последнее время п...

«Педагогические условия создания благоприятного психологического климата в детском коллективе»

Для педагогов детский коллектив - одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в...

ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Рабочий коллектив – это самый важный ресурс, находящийся в распоряжении руководства, это та основа, на которой строится образовательная организация, система производственных и трудовых взаимоотн...

Презентация "Благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе (определение, особенности, формирование)

Презентация "Благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе (определение, особенности, формирование)...


 

Комментарии

Коваленко Елена Германовна

Интересная разработка. Можно использовать и в работе с классным коллективом. Спасибо!