Социально психологический практикум
методическая разработка по психологии
Организация социально-психологического практикума сопровождение детей, способствующего предупреждению и снижению негативных последствий социально-психологической депривации.
Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникативной культуры, формирование потребности в общении, интимно-личностных отношениях):
- формирование понятия о необходимости здорового образа жизни.
- формирование социальной активности воспитанника.
- формирование профессионально-трудовой готовности воспитанников.
- формирование личностной готовности к самостоятельной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-psihologicheskiy_praktikum_po_doroge_k_sebe.docx | 56.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ________\Чащина ТА\
МКУ «Центр помощи детям-сиротам и детям,
оставшихся без попечения родителей»
Принята на заседании
методического совета
от « » _______2022
Протокол №
Социально-психологический практикум
«По дороге к себе».
Составила Бородина Ольга Борисовна
педагог-психолог
2022
Социально-психологический практикум «По дороге к себе».
1.Пояснительная записка
В Центр помощи детям поступают дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты, а также дети, чьи родители (законные представители) не могут исполнять свои обязанности в отношении детей. При поступлении в социальное учреждение жизнь ребенка меняется полностью. В биологическом плане изменяются физиологические условия – от привычных продуктов питания, до организации основных режимных моментов.
В социально-психологической области изменяются важные факторы развития: стабильные эмоционально личностные привязанности и в первую очередь привязанность к матери. Расставание с близкими родственниками и смена условий проживания, отражаются на нервно-психическом развитии и могут привести к возникновению психической травмы у ребёнка. В свою очередь, психические травмы зачастую определяют специфику адаптации ребенка к новым условиям, усиливая неблагоприятное течение адаптации в виде повышения импульсивности, агрессивности, появления поведенческих и эмоциональных расстройств. Эти факторы влияют на благополучие социализации.
Исходя из данной ситуации, особое значение приобретает социально-психологическое сопровождение детей. С целью эффективного психолого-педагогического сопровождения воспитанников, необходимо объединение усилий всех специалистов учреждения, в том числе, педагога-психолога и социального педагога. Социально-психологическое сопровождение детей, оказавшихся в детском доме, подразумевает различные формы работы, которые обеспечивают всесторонний мониторинг психологического состояния ребёнка и повышение его адаптационных способностей в изменившихся социальных условиях.
Цель программы: организация социально-психологического практикума сопровождение детей, способствующего предупреждению и снижению негативных последствий социально-психологической депривации.
Задачи: Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникативной культуры, формирование потребности в общении, интимно-личностных отношениях):
- формирование понятия о необходимости здорового образа жизни.
- формирование социальной активности воспитанника.
- формирование профессионально-трудовой готовности воспитанников.
- формирование личностной готовности к самостоятельной жизни.
Целевая группа:
Основная целевая группа – дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты.
Форма работы:
- Групповая
Метод работы:
- Практикум
- Собеседование
Реализация программы:
Программа рассчитана на 1 учебный год с интервалом встреч – 1 раз в неделю
Продолжительность занятий: 1 час
Количество участников: 15 человек + 3 взрослых
Ожидаемые результаты:
- Воспитание национального самосознания и российского гражданства.
- Сформированное чувство внутренней свободы и собственного достоинства.
- Уважение к законам, моральным требованиям.
- Способность самостоятельно принимать решение.
- Потребность в постоянном саморазвитии.
- Способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях.
- Развитие высокой социальной активности, умения работать в команде.
- Развитие творческого мышления.
Направления работы:
- Формирование социальной компетентности (планирование жизни, профессиональной карьеры, достижение намеченных планов).
- Формирование способности справляться с возникшими трудностями или в случае необходимости знать, где и от кого можно получить помощь, умение вовремя за ней обратиться.
- Рефлексивное осмысление своих поступков, возможностей и ограничений, т.е. рефлексия – основной механизм социализации.
- Наличие позитивной «Я-концепции», стремление к «Себе лучшему».
- Освоение видов социального опыта (ценностный, операционный, рефлексия, сотрудничество, привычной активизации.
Проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существовала всегда, в настоящее время, в ситуации серьёзных социально экономических перемен, воспитанники Центра помощи детям оказываются особенно уязвимыми. Проведённые исследования позволяют утверждать, что результатом пребывания в учреждениях интернатного типа является наличие в социально-психологическом статусе таких характеристик как неразвитый социальный интеллект, иждивенство, рентные установки, рецептивный тип характера, повышенный уровень отклоняющегося поведения. Можно выделить несколько проблем, мешающих или тормозящих процесс социализации воспитанников.
Проблема 1. Эмоционально-личностная деформация. Деструктивное влияние социальной ситуации, усиленной материнской, коммуникативной, эмоциональной и сенсорной депривацией на общее развитие ребёнка является одной из существенных причин социальной дезадаптации воспитанников интернатных учреждений. Специфический социально-психологический облик ребёнка, жизнь которого протекает вне семьи, обусловлен сочетанием ограниченных социальных влияний с неблагополучным биологическим фактором развития. Хотя круг общения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достаточно широк с раннего детства, потребность в эмоционально тёплом контакте не находит удовлетворения, так как ребёнок нуждается в специфически материнском типе эмоциональной стимуляции. Реально существующий широкий круг общения при эмоционально поверхностном стиле отношения к конкретному ребёнку в условиях социального учреждения не может восполнить дефицит эмоционального тепла.
Проблема 2. «Закрытость» пространства социального учреждения. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются жертвами процесса социализации вследствие длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях Центра помощи. Воспитанникам свойственно однообразие и унификация стилей поведения, что приводит к недостаточному развитию социализации в конкретных социальных ситуациях. Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных норм и социального опыта, формирование единственной социально-ролевой позиции – позиции сироты – проявляются в будущем в том, что выпускники-сироты не дорожат своей жизнью, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений.
Проблема 3. Межличностные отношения. У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существуют трудности в установлении межличностных отношений с воспитателями, педагогами, сверстниками, что отражается в характеристике этих отношений как «плохих» и «скорее плохих». В Центрах к воспитанникам довольно часто обращаются по фамилии, а имя используют либо в сочетании с фамилией, либо мотивом обращения выступает приказ, порицание, а обращение с целью похвалы или проявления любви используются редко, в результате этого у ребёнка проявляется негативная установка в отношении своего имени. Возможно, поэтому детдомовские дети часто используют в общении клички и прозвища, а мир делится на «своих» (детдомовских) и «чужих» (живущих в семьях), на «мы» (своеобразный психологический феномен детей из детского дома) и «они». Потребности в любви, признании, уважении свойственные любому человеку, у воспитанника детского дома фрустрированы и чаще реализуются через физическую силу, агрессию, другие асоциальные формы поведения, отсюда «особые» отношения к «чужим», от которых детдомовцы не ожидают ничего «хорошего» и чаще всего стремятся извлечь хотя бы выгоду.
Проблема 4. Профессиональная ориентация воспитанников детских домов. Необходимо отметить, что замкнутый тип функционирование социальных детских учреждений не даёт полной возможности для дальнейшего развития профессиональных предпочтений. В частности, среди воспитанников наиболее популярными являются специальности автомеханика, автослесаря, повара, водителя транспортных средств, парикмахера, швеи. Воспитанники сиротских учреждений выбирают профессии, которые сегодня не являются престижными и не требуют обязательного высшего образования. Возможности подростка-сироты формировать свои профессиональные планы, в значительной мере, снижены из-за жёсткой распределительной системы, ограничивающей круг выбираемых профессий.
Проблема 5. Неприспособленность к самостоятельной жизни. длительное проживание в социальном учреждении и специфика первичной социализации в процессе проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме, безусловно, затрудняют формирование у них необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков и требуют специальных социально-психологических программ по подготовке к самостоятельной жизни. Таким образом, вольно или невольно воспитывается иждивенская позиция: дети не умеют ни готовить, ни убирать, ни штопать свои вещи. Когда ребёнок выходит из социального учреждения, он совершенно не приспособлен к жизни: получая квартиру, не может жить один, он не знает, как расходовать деньги, не достаточно разбирается в людях, т.е. имеет малое представление о жизни за стенами детского дома.
Социализация – это процесс усвоения человеком социального опыта и включение его в систему социальных отношений для дальнейшей трансляции социального опыта
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.
Образовательное учреждение позволяет ребенку, оставшемуся без попечения родителей осознать уровень своей значимости в жизни, как много зависит от него самого, как в своей жизни и жизни окружающих людей.
Для детей-сирот, воспитывающихся вне семьи в отрыве от общества в условиях учреждений интернатного типа интернат – это школа, в которой учащиеся живут и находятся на полном государственном обеспечении, где формирование системы социальных ценностей приобретает особое значение. Особенностью социализации воспитанников детских домов является замещение одного из основных институтов социализации – семьи учреждением. Это приводит к деформации процесса социализации, последствия которой становятся очевидными у выпускников детского дома.
Значительная часть воспитанников детских домов подвержена возникновению негативных психических состояний, которые приводят к:
- Негативному влиянию на их социализацию
- Неадекватной самооценке
- Несамостоятельности в суждениях и поведении
- Низкой коммуникабельности
- Преобладанию краткосрочных целей
Социализация – самое широкое понятие, характеризующее процесс становления личности, оно предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни (идей, ценностей, норм), сколько выработку собственных ориентаций, своего стиля жизни, социального опыта.
Развитие – это процесс реализации имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека. Это сложный процесс, происходящий под влиянием как внешних (среда, воспитание), так и внутренних (биологические, наследственные) факторов.
Социальное воспитание – это процесс формирования социально-значимых качеств
Социализация – это двусторонний процесс, с одной стороны, человек воспринимает, усваивает социальный опыт (идеи, ценности, нормы отношений, стереотипы поведения и т.д.); с другой стороны воспроизводит определенным образом (просоциально, асоциально) в своем поведении, отношении к себе, другим людям
Развитие, социальное воспитание и социализация взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Социализация – это непрерывный процесс, который продолжается всю жизнь, но особенно интенсивно осуществляется в детстве и юности когда закладываются все базовые понятия, нормы, ценности, формируется мотивация социального поведения.
Итак, социализация – процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Один из самых трудных периодов развития человека - подростковый возраст, который имеет много трудностей. Эти трудности связаны с конфликтами, поведенческими отклонениями, агрессивностью, делинквентностью. Подростковый возраст - трудный, критический, для любого человека, а для детей-сирот в особенности. Дети-сироты, вступившие в самостоятельную жизнь, часто не готовы к лишению привычной опеки и принятию самостоятельного образа жизни, и потому вопросы личностной и социальной зрелости выпускника детского дома имеют первостепенное значение.
Социализация детей-сирот в социуме - это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды. Процесс адаптации в этот период связан с жилищно-бытовым обустройством и сопровождается активным освоением новой общественной среды, налаживанием социальных связей, усвоением новых социальных ролей, реализацией коммуникативного и интеллектуального потенциала.
Социально-психологическая адаптация - это процесс, результатом которого является адаптированность, или уровень способности приспособления человека к новым условиям жизни, соответствия его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Кроме того, дефицитарное развитие личности детей-сирот, часто являющееся результатом психологической травмы и (или) специфического социального опыта (в том числе вторичного сиротства), обуславливает дополнительные риски дезадаптации, формирования склонности к девиантному поведению, уязвимость к влиянию лиц и групп с асоциальными ценностями. Проблемы с формированием личностной, гендерной, социальной идентичности обуславливают проблемы травматического опыта воспитанника и социальной педагогической запущенностью. Ограниченный социальный опыт данной категории детей препятствует формированию у них чувства психологической защищенности в ситуациях вне учреждения. Вступление в самостоятельную жизнь нередко приводит к тому, что позиция «ничейного» переходит в отчужденную позицию «один против всех», и, закономерно, к поиску «сильной группы» или «сильной личности», принадлежность к которым повышает чувство собственной силы или защищенности (велика вероятность, что таким «сильным ресурсом» для неуверенного в себе подростка может стать криминальная или экстремистская группа).
Очевидно, что воспитанники, имеющие статус, и самое главное – опыт социального сиротства, требуют особого социально-психологического сопровождения на практикуме освоения социальных норм общества, формирования мировоззрения в аспекте бесконфликтного взаимодействия с окружающими, ответственного, законопослушного поведения.
Критерии и показатели социализированности
Критерии социализированности | Показатели социализированности |
Ценностная ориентация | – присуща система устремлений личности и характер этой устремленности; – сформировано представление об идеалах, смысле жизни и деятельности, которые в совокупности лежат в основе активности; |
Ценностная устойчивость | – существует наличие собственных взглядов и умение их аргументировать; |
Ценностная гибкость | – умение изменять свои взгляды и вырабатывать новые; |
Умение самостоятельно решать свои проблемы | – сможет самостоятельно решать свои проблемы; -имеет представление о том, как можно самостоятельно решить свои проблемы; |
Наличие устойчивого интереса к чему-либо и мере его реализации | – существует устойчивый интерес к чему-либо; – имеет представление о мере его реализации; |
Креативность | – присущ творческий подход к своим планам, делам, общению; – нестандартное решение ситуации; |
Адекватность самооценки | – присуща психологическая зрелость; – адекватное восприятие себя и своих возможностей; |
Ответственное отношение к себе, делу, группе, людям | – ответственно относиться к себе; – ответственно относиться к делу; – ответственно относиться к другим людям; – качественное выполнение заданий; – ЗОЖ как приоритет; – помощь другим людям; |
Умение понимать другого человека (взрослого и сверстника) | – умение идти на контакт; – умение понимать сверстников; – умение понимать взрослого; – умение вести конструктивный разговор; |
Умение сотрудничать в группе | – умение идти на контакт; – восприятие других людей как реальных членов группы; – умение прислушиваться к другим людям; – умение соглашаться с мнением других людей; |
Сформированность отношения к другому человеку как высшей ценности | – проявление доброты внимания, заботы, помощи, милосердия; – умение помочь другому человеку; – умение оказывать помощь своевременно; – оказывать помощь безвозмездно; |
Характер отношений с людьми | – умение доброжелательно относиться к людям; – умение вести конструктивный разговор; – общительность; – оказание помощи другим людям, поддержки и заботы безвозмездно; |
Наличие жизненных планов и представлений о способах их реализации | – наличие жизненных планов; – представление о способах реализации своих жизненных планов; – умение реализовывать эти планы; |
Толерантность | – присуща терпимость к другим людям; – отношение к человеку не зависимо от его пола, расы и социального положения; – равноценное отношение ко всем людям; |
Умение идти на компромисс и искать конценсунс | – умение идти на компромисс; – умение искать конценсунс; – умение уступать людям; – умение соглашаться с другими людьми; – умение жертвовать своими желаниями ради других людей; |
Знание своих прав и обязанностей (учащегося, абитуриента, пациента, клиента сферы услуг) | – знание своих прав; – знание своих обязанностей; – умение применять знания на практике; – имеет разносторонние знания; |
Знание учреждений, обеспечивающих реализацию и защиту прав | – знание учреждений, обеспечивающих реализацию прав; – знание учреждений, обеспечивающих защиту прав; – умение обратится в данные учреждения; |
Знание об источниках и умение искать в них необходимую информацию (общекультурную, об образовании, о работе, о товарах и услугах) | – знание источников информации; – умение найти в них необходимую объективную информацию; |
Наличие практических умений | – умение шить; – умение моделировать; - умение конструировать; – владение разными инструментами; |
Знание способов заработать на жизнь, умение написать заявление, составить резюме | – знание способов заработать на жизнь; – умение написать заявление; – знания о резюме; – умение составить резюме; |
Умение качественно и продуктивно выполнять бытовую (домашнюю) | – знание о том, как выполнять домашнюю работу; – умение пользоваться различными бытовыми приборами; – умение выполнять бытовую работу; – умение качественно выполнять домашнюю работу; – умение продуктивно выполнять бытовую работу. |
- «Я и труд» цель: формирование мотивации к трудовой деятельности, как к форме бытия и способу самореализации человека.
- «Культура поведения» цель: формирование коммуникативных умений и навыков.
- «Моя профессия» цель: формирование потребности в выборе сферы профессиональной деятельности.
- «Я-гражданин» цель: формирование у воспитанников активной гражданской позиции, правового сознания, повышения уровня правовой культуры, знаний и представлений о символах государства, области, района.
Заключение
Значительная часть воспитанников детских домов подвержена возникновению негативных психических состояний, которые приводят к неадекватной самооценке, несамостоятельности в суждениях и поведении, преобладанию краткосрочных целей, сосредоточенности только на настоящем, отсутствию целостной временной перспективы достижения успеха. Эти и другие причины могут негативно повлиять на их социализацию. Поэтому одним из важных направлений работы специалистов должно стать социализация воспитанников.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел | Тема |
Твоё здоровье |
|
Этикет |
|
Гражданско-правовое воспитание |
|
Семейное воспитание |
|
Психологическая реабилитация и развитие |
-рефлексия -индивидуальные техники общения
|
Профориентация |
|
Критерии оценки результативности практикума
С целью определения результативности программы были выделены следующие критерии:
1. Уровень готовности к самостоятельной жизни и деятельности (измеряется при помощи метода экспертных оценок)
2. Уровень личностной готовности дополнительно измеряется при помощи следующих методик:
- Уровень личностной и ситуативной тревожности (по методике Спилберегера)
- Уровень самооценки (по методике Л.Д. Столяренко)
- Уровень агрессивности и враждебности (по методике А.Басса-А.Дарки)
- Социометрического статуса в коллективе (по методике Морено)
Список литературы 1. Астоянц М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения // Социс. – 2006. – №3. – С. 54–63. 2. Васильева А. Реформирование детского дома: актуальный подход // Народное образование. – 2007. – №8. – С. 55–61. 3. Гудонис В. Исследование социальных навыков воспитанников детского дома // Дефектология. – 2008. – №6. – С. 85–89. 4. Гусев А.А. Воспитание социальной компетентности // Детский дом. – 2003. – №8. – С. 7–11. 4. Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика. – 2003. – №3. – С. 69–73. 5. Евстифеева Н.Б. Влияние самооценки на мотивацию достижения успеха воспитанников детских домов // Начальная школа. – 2007. – №6. – С. 75–79. 6. Иващенко Г.М., Кульпединова М.Е. Детское движение: реалии и возможности // Педагогика. – 1992. – №11/12. – С. 34–40. 7. Карпенко Л.А. Общение как главная представленность отношений в социальном пространстве // Вопросы психологии. – 2005. – №4. – С. 77–85. 8. Климина О.Г. Школьные трудности воспитанников детского дома // Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 31–33. 9. Копцева О.А. Потенциал детского движения в развитии социального творчества подростков // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №5. – С. 189–201. 10. Лебедев Д. Детское общественное движение // Воспитание школьников. – 2003. – №1. – С. 52–61. 11. Леонов С.Д. Личностное самоопределение подростков в условиях детского дома // Детский дом. – 2008. – №1. – С. 46–48. 12. Мудрик А.В. Социализация человека как проблема // Социальная педагогика. – 2005. – №4. – С. 47–57. 13. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2005. 14. Орсаг Ю.В. Социальное партнерство детского дома как средство поддержки социально – профессионального становления воспитанников // Школа и производство. – 2008. – №8. – С. 54–56. 15. Орсаг Ю.В. Стимулирование профессионально – личностного роста воспитанников детского дома // Школа и производство. – 2007. – №3. – С. 18–24. 16. Пескова М.Е. Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников детского дома // Дефектология. – 2007. – №5. – С. 75–83. 17. Подростковый возраст – все ли в норме? Комплект диагностических методик для комплексного обследования учащихся средней школы/ Авт.-сост. Екимова В.И., Демидова А.Г. – М, 2007. 18. Психолого-педагогическая диагностика/ Под ред. Левченко И.А., Забрамной С.Д. – М., 2006. 19. Самойлова Л. Государственные дети: из дневника воспитателя детского дома // Новый мир. – 1993. – №10. – С. 152–173. 20. Семенов Г. Социализация, воспитание, развитие // Воспитание школьников. – 1999. – №6. – С. 2–7. 21. Словарь по социальной педагогике/ Авт.-сост. Мардахаев Л.В. – М., 2002. 22. Слуцкий В.И. Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов // Вопросы психологии. – 2000. – №5. – С. 133–136. 23. ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в РФ». 24. Цебулевская А.Г. Влияние среды на воспитание личности // Детский дом. – 2003. – №8. – С. 25–37. 25. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2008. – 272 с. 26. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М, 2001. 27. Ярулов А. Детский дом готовит к жизни // Народное образование. – 1992. – №1/2. - С. 7–11. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ практикум "Я и моя жизнь или сохранение здоровья"
ЦЕЛЬ: Формирование чувства ответственности за свою жизнь и ...
Статья "Социально-психологические показатели эффективности психологической службы общеобразовательного учреждения"
В современных условиях принципиально изменилось образовательное пространство России, при этом произошедшие преобразования во многом выступают в качестве вторичных, по сравнению с тем социально-э...
Статья "Пульс социально-психологической деятельности в МБОУ «ОСОШ №4» . Автор: Соколова Л.А.-психолог, руководитель социально-психологической службы МБОУ "ОСОШ№4"
Статья размещена в 2011-2012 учебном году на школьном сайте. О работе СПС во 2 полугодии учебного года....
Статья "ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ". Автор:СОКОЛОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА -РУКОВОДИТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО –ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ МБОУ «ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
Положение о социально-психологической службе МБОУ «ОСОШ №4»...
Психологический практикум "Психологическое здоровье педагога"
Практикум направлен на снижение эмоциональной нагрузки педагогов, снятие напряжения, профилактику эмоционального выгорания. Содержит теоретический материал и практические упражнения...
Социально-психологический практикум: "Я и профессия. Что мы можем, что мы знаем?"
Цель: содействие социализации, профессиональному самоопределению и личностному развитию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проживающих в условиях школы - интерната....