Психологический анализ урока (в таблицах)
учебно-методический материал по психологии
Материал содержит 18 таблиц, позволяющих проанализировать урок с различных точек зрения, отслеживая разнообразные критиерии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_analiz_uroka_tabl.docx | 50.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССА (Табл.1).
1.НАЛИЧИЕ ОРИЕНТИРОВКИ | тип ориентировки; план, в котором она производится; характер ориентировки; размер ориентировки; |
2.ИСПОЛНЕНИЕ | наличие рациональных приемов и способов деятельности; тяготение к нерациональным приемам; интеллектуальная пассивность; индивидуальная форма, фронтальная, групповая, коллективно-распределенная |
З. КОНТРОЛЬ | итоговый /продукта/, пошаговый /промежуточных стадий получения продукта/, отсутствует. |
4.ОЦЕНКА | рефлексия способа действия или решения; рефлексия отдельных операций; рефлексия средств деятельности; тяготение к непродуктивным, но привычным средствам. |
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ НА УРОКЕ (Табл.2):
1.МОТИВАЦИЯ | мотивация успехом: /индивидуального характера/, мотивация общей неудачей, |
2.ПРИНЯТИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ | правильность, сохранение, соскальзывание на другую, утеря задачи, |
3.ОТНОШЕНИЕ К ЗАДАЧЕ | как к конкретно-частной, как к учебной, интерес, отсутствие интереса; |
4.ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ | предварительный анализ текста с целью выделения сущности; ориентировка на внешние, яркие, "сильные" признаки; соотнесение выполняемых действий и операций с условиями; отсутствие соотнесения; но привычным средствам. |
5.КОНТРОЛЬ | пошаговый, итоговый, продукта, способа, средств; |
6.ОТНОШЕНИЕ К ОКАЗЫВАЕМОЙ ПОМОЩИ | запрашивает ее самостоятельно, не принимает помощь, на каком уровне принимает помощь; |
7.ТЕМП | общий, отдельных операций; |
8.ПЛАН, В КОТОРОМ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | умственный, словесный, графический, материальный; |
9.ОЦЕНКА | оценка эффективности способа, поиск других вариантов решения, отсутствие оценки или подгонка решения под "ответ", шаблон. |
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ (Табл.3).
1.СОЗДАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ | ситуативное, целенаправленное, внешние мотивы, внутренние мотивы, редукция мотивов; |
2.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | цели декларируются учителем, формулируются учащимися, определяются в ходе учебного диалога, цели четкие, достижимые, цели глобальные, новые, учитывающие сдвиг мотива на цель; |
3. ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | новый, частично изученный, воспроизводимый повторно, требующий репродуктивной деятельности, требующий организации исследовательской деятельности, целостный, с "размытыми" границами; |
4. СРЕДСТВА | задаются декларативно учителем, но привычным средствам. формулируются в результате учебного диалога; самостоятельно выбираются учащимися на основе анализа ситуации задачи; выбираются случайно; |
5. УСЛОВИЯ | научные знания, представления и эмпирические понятия, систематизированные, хаотичные, полноценные общие учебные умения и навыки, фрагментарные умения и навыки; |
6. ПРОДУКТ : | 1) прямой - : достижение поставленной цели, отсутствие полноценного полезного продукта; 2) побочный - : стойкий познавательный интерес, отсутствие познавательного интереса. |
АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ (Табл.4).
Вид мотивов | Проявление в деятельности учащегося | Педагогическое стимулирование |
1.Широкие социальные мотивы | Проявление долга, ответственности, готовность выполнить социально значимую, но не престижную работу; выполнение работы без гарантии поощрения; проявление инициативы в постановке и решении общественно-значимых задач; постановка целей, выходящих за рамки узко групповых. | Личный пример учителя; использование лучших традиций народа, местных обычаев и традиций школы и семьи; стимулирование общения детей на высоких уровнях (духовном и игровом); подбор дидактических средств и материала с содержанием нравственного характера. |
2. Позицион-ные | Желание получить социальное одобрение, повысить свой статус в группе, расширить свои социальные права, получить эмоциональную поддержку, одобрение окружающих, в том числе референтных лиц. | Похвала, одобрение с подчеркиванием реального продвижения, личностного роста; постановка перед учащимся задач, способствующих росту его социальной активности. |
3.Личностного роста | Реализация потребности в самовыявлении (самоактуализации); интерес к себе как субъекту деятельности; проявление уровня притязаний в и поиск средств повышения самооценки личности; доброжелательное и уважительное отношение к попыткам делового сотрудничества и личностного взаимодействия со стороны других; принятие помощи и предложение помощи другим; личностная рефлексия и учет позиции другого. | Дифференцированный и индивидуальный подход к обучению и воспитанию, использование положительного воспитательного потенциала детской группы; ориентировка на систему завтрашних возможностей (“зону ближайшего развития”) в организации учебно-воспитательного процесса; ознакомление учащихся с приемами анализа поведения и деятельности человека; положительный личностный прогноз будущего. |
4. Познавательные | Связаны с реализацией познавательной потребности, с проявлением любознательности, “надситуативной активности”; поиск и выявление оснований способов и происхождения знаний; принципов и средств деятельности; заинтересованность в учебном сотрудничестве со сверстниками; готовность выполнять задания повышенной сложности; неудовлетворенность заданиями рутинного характера или требующими формального отношения к выполнению; привлечение внепрограммного по собственной инициативе. | Поощрение познавательной активности, интереса к отдельным предметам и учению в целом; построение обучения по 3 типу; обучения учащихся приемам и методам научного познания; использование механизма “сдвига мотива на цель” (А.Н.Леонтьев), стмулирование на основе принципа “завтрашней радости” (А.С.Макаренко); эмоциональное стимулирование умственных усилий и проявлений творчества учащихся в учении; подбор ценного в дидактическом плане материала развивающего характера; выход за рамки школьной программы без учебной перегрузки; косультирование учащихся по поводу “трудных” ситуаций (использование авторитета и положительного опыта общения). |
СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ (Табл.7).
Проявление свойств внимания | Приемы организации процесса внимания учителем | |
Непроизвольное | Легкость возникновения переключения и прекращения; частое отвлечение от основного объекта на посторонние дела; быстрая реакция на внешние. Новые, яркие, сильные раздражители. | Яркость, образность, эмоциональность речи, богатое интонирование; обращение к потребностям и интересам учащихся; использование внешних особенностей учебного материала; (яркость, новизна, необычность структуры); использование проблемного способа изложения учебного материала. |
Произвольное | Сосредоточенное и продуктивное выполнение учебных заданий; отсутствие отвлечений на посторонние дела; произвольность (подконтрольность сознанию) поведения на уроке; сосредоточенность и некоторая напряженность в невербальных реакциях; тишина или рабочий шум в процессе работы. | Введение учителем приемов и средств рационализации деятельности; положительное эмоциональное подкрепление познавательной активности учащихся; структурирование учебного материала; четкая постановка целей деятельности, обеспечение условий введения средств их достижения; систематическое использование педагогических требований к выполнению учебных действий; подавление отвлекающих факторов (возвращение учащихся к задаче, нормируемая помощь, устранение шума, замечания, указания). |
После-произвольное | Проявления надситуативной активности, поиск нового варианта выполнения заданий, “красивого”, оригинального, обобщенного способа действия, отсутствие немедленной реакции на звонок по окончанию урока, более медленное, нежели обычно, переключение внимания в силу высокой концентрации на объекте; Положительно эмоционально окрашенные вербальные и невербальные реакции по ходу выполнения деятельности; сожаление по поводу прекращения деятельности. | Создание соревновательных ситуаций, а также сотрудничество; подбор разнообразных, интересных заданий, допускающих вариативность деятельности; использование задач с “ловушками”, материала проблемного характера, малых творческих задач; уважительное отношение к попыткам учащихся “докопаться до сути”, обеспечение дифференцированного обучения и индивидуального подхода к учащимися; учет их потребностей и интересов. |
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ НА УРОКЕ /Табл.5/.
Потребности личности | Проявление в поведении | Педагогическое стимулирование |
1. Познавательная | Быстрое принятие задачи; доброжелательность; выраженное желание действовать; вступление в диалог с учителем или другими учащимися; использование материала, выходящего за пределы программы. | Поощрение форм активности учащегося (вопросы по поводу предмета исследования, поиск дополнительной информации и новых способов решения, инициатива в организации совместной учебной деятельности); оказание нормируемой помощи. |
2.Потребность в общении | Готовность к общению, выражающаяся в умении выслушивать учителя и учащихся; умение прислушиваться к мнению других и отстаивать свою точку зрения; высказывание оценочных суждений с последующей аргументацией; участие в коллективном обсуждении (полилоге) с ориентировкой на общественно-полезные (ценные) цели. | Введение проблемного материала, стимулирующего мотивацию общения учащихся по поводу решения задачи (мотивация неудачей); постановка проблемных вопросов, в том числе создающих когнитивный диссонанс; постановка альтернативных целей; побуждение к доказательствам и вариативности способов деятельности; поощрение к принятию ответственности и к согласованию действий членов учебной группы в процессе деятельности. |
3.Потребность в самоактуализации | Проявление интереса к средствам и способам самопознания; демонстрация индивидуальных предпочтений, избирательность восприятия объектов познавательной деятельности; стремление опираться на собственные возможности и реализовывать их, не откладывая на будущее; интерес к проблемам самовоспитания. | Ознакомление учащихся с общественно одобряемыми средствами и способами самоактуализации; проведение дифференцированного обучения и индивидуального подхода к личности учащегося; оказание помощи в организации самовоспитания; стимулирование формирования самообразовательных умений. |
4.Цели личности и уровень ее притязаний | Соотнесение целей с реальностью; критическая оценка своих возможностей в достижении целей; выстраивание целей в некоторой последовательности (иерархии); постановка легко достижимых целей, довольствуясь малым и не пытаясь выяснить свои возможности или же начиная действовать без учета ситуации и без ориентировки;; не снижает притязаний в случае неуспеха; склонность винить в своих неудачах других; аффект неадекватности. | Опора на данные о глубине “зоны ближайшего развития” учащегося; оптимистический прогноз его деятельности; предупреждение возможных срывов, неудач, аффективных состояний; недопущение психического и физического перенапряжения учащегося; поддержка настойчивости в достижении поставленных целей; фиксация реальных успехов, стимулирование интереса к самопознанию и саморегуляции; использование приемов убеждения; личный пример. |
5.Самооценка и перспективы личности | Заниженная проявляется в пассивности, конформности, отсутствии выраженной положительной реакции на похвалу учителя; невысокой активности в постановке целей и поиске путей их достижения; завышенная самооценка проявляется в отсутствии коррекции поведения при столкновении с неудачами, которые воспринимаются как случайные; приписывании ответственности за свои ошибки другим; относительно адекватная самооценка связана с проявлением таких личностных черт, как рефлексия и эмпатия, а также в умении встать на позицию другого, увидеть себя глазами других; стремлении исправить допущенные ошибки, не дожидаясь, критики. | Ознакомление учащихся с эталонами, критериями, способами деятельности; эмоциональная поддержка и другие виды дозируемой помощи; организация деятельности учащихся с учетом принципов развивающего обучения; объективность оценок, педагогический такт и педагогическая этика; позитивный прогноз перспектив развития учащегося; ученики побуждаются к самооценке и само коррекции; оценка действий школьников отличается от личного отношения к нему педагога; избегание прямых указаний и подмены деятельности учащегося своей. |
ПРОЯВЛЕНИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ НА УРОКЕ (Табл.8).
Свойства внимания | Основные проявления |
1. Устойчивость | Сосредоточенность на объекте, сопротивляемость внешним раздражителям; Темп работы, соответствующий типу нервной системы учащегося. |
2.Рассеянность | “Скользящее” внимание, невозможность сосредоточиться на одном каком-то объекте; постоянное возвращение назад в виду незавершенности борьбы мотивов, особой ценности объекта или самой деятельности. |
3. Отвлечение | Непроизвольное “сползание” внимания на другие объекты ввиду утраты ценности мотива деятельности, снижение эмоциональной напряженности; Утомляемость, монотония, рутинность деятельности. Недисциплинированность. |
4. Переключение | Сознательная и быстрая смена объекта деятельности; Быстрый переход от одного вида деятельности к другому; Сохранение представления о целях деятельности. |
5. Распределение | Одновременное удержание в активном поле сознания одновременно нескольких объектов или совмещение нескольких видов деятельности; Успешное выполнение нескольких дел одновременно благодаря автоматизации некоторых из них. |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ. /Табл.6/.
Вид взаимодействия | Содержание общения |
1. Предъявление учителем нового учебного материала | 1). Авторитарный стиль общения с учащимися: декларирование целей введения нового материала без выяснения наличия соответствующей базы для его восприятия и понимания; невнимание к организации ориентировочной деятельности учащихся; отсутствие дифференциации в обучении и индивидуального подхода; отсутствие рефлексии средств и способов взаимодействия с учащимися; тяготение к стандартизованному и низким уровням общения; авторитаризм; отрицательное прогнозирование результатов деятельности учащихся. 2). Неустойчивый (либеральный, попустительствующий) стиль общения с учащимися: непоследовательность в постановке и достижении целей и прочих организационных моментов учебно-воспитательного процесса; принятие внешних проявлений активности учащихся за наличие познавательного интереса и творческого подхода к учебному материалу; перекладывание некоторых ответственных действий на учащихся без предварительной подготовки под предлогом предоставления им самостоятельности; бессистемность, а вследствие этого, ненадежность педагогического руководства детской группой. 3). Демократический стиль в общении: учет возрастных и индивидуальных особенностей психики учащихся при организации ориентировки и введении нового учебного материала; получение “обратной связи” непосредственно в момент введения учебного материала непосредственно в момент введения нового учебного материала благодаря проблемному способу изложения; варьирование методических приемов и средств в зависимости от типа урока и психических состояний учащихся, отношения учащихся к учебном предмету; устранение влияния отвлекающих внимание учащихся факторов. |
2. Помощь учащимся в усвоении материала | 1). Определение характера затруднений конкретного учащегося и оказание ему “нормируемой помощи” в формах: - простого переспрашивания, - одобрения, стимуляции, - вопросов, помогающих осознать основания своих действий, - критических замечаний или наводящих вопросов, - подсказки, совета действовать определенным способом, - демонстрации действием с просьбой повторить, - экспериментального обучения (в индивидуальной форме, когда весь класс занят какой-то самостоятельной работой). 2). Организация учебного взаимодействия в парах или микрогруппах; рекомендации использовать те или иные источники получения информации. |
3.Взаимодействие с учащимися на этапе контроля и оценки их знаний | 1.Эффективность оценочных высказываний учителя (объективность, своевременность, прогностичность). 2.Модальность высказываний учителя: а) нейтральные, малоэффективные, односложные замечания, не адресованные конкретному учащемуся и не сопровождающиеся другими приемами педагогического стимулирования; б) отрицательные оценочные высказывания относительно возможностей конкретного учащегося, сбивающие и тормозящие его активность; создание ситуации неопределенности, неуверенности, тревожности; малоэффективная “моральная проповедь”, не подкрепляемая личным примером учителя, не сообразуемая с тяжестью нарушений дисциплины; раздражительный, недоброжелательный тон высказываний; сосредоточение на препирательстве с учащимся и поиске “виноватого” в ущерб рабочему времени урока, нарушение педагогического такта и профессиональной этики; в) позитивные оценочные высказывания, стимулирующие познавательную активность, вызывающие положительные эмоции у учащихся, свидетельствующие о заинтересованности учителя в учебных успехах каждого; объективные оценки результатов деятельности учащихся с учетом их потенциальных возможностей; снятие напряженности в отношениях между учащимися, преодоление конкурентности, конфликтности; недопущение аффектации; положительный прогноз с рекомендацией перейти к более сложному виду деятельности; эмоциональное заражение положительным личным примером и внушающее воздействие словом; педагогический такт. |
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ НА УРОКЕ (Табл.9).
Свойства | Проявления в поведении учащегося | Педагогическое стимулирование |
1.Осмысленность | Быстрое опознание знакомых предметов, отнесение его к классу или виду; попытки установить черты сходства нового незнакомого объекта с известным, соотнести его с группой или системой, сложившейся ранее; выделение “смысловых опорных пунктов” понимания или “оперативных единиц”. | Четкая постановка целей восприятия; указание специфических способов восприятия; выяснение и учет содержания личного опыта ребенка (наличие личностных смыслов); побуждения к рассмотрению объекта со всех сторон, с разных точек зрения; уточнение содержания понятий; использование приема “подведения под понятие” или “объяснения понятием”. |
2. Структурность и целостность | Восприятие объекта как единого целого; выделение фигуры и фона; способность восполнить недостающие детали или компоненты объекта; определение существенных сторон и свойств воспринимаемого объекта; использование рациональных способов восприятия, лежащих в основе наблюдательности; использование оперативных единиц восприятия; кодирование и декодирование информации в соответствии с принципами перевода с одного языка на другой язык | Ознакомление с перцептивными эталонами, введение заданий на их использование; введение заданий, требующих развернутого выполнения перцептивных действий; требование классифицировать рассматриваемые объекты с опорой на инвариантные (неизменяемые) признаки и свойства; сравнение и сопоставление объектов; постановка целей наблюдения; предложение использовать средства, фиксирующие результат восприятия (схемы, графики, таблицы, описания); наводящие вопросы и другие виды дозируемой помощи |
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ПАМЯТИ НА УРОКЕ (Табл.10).
Процессы памяти | Проявления на уроке | |
ЗАПОМИНАНИЕ | осмысленное | Введение логических схем; обучение приемам группировки материала; ознакомление учащихся с видами анализа (семантический анализ текста, эмпирический и содержательный анализ); использование занимательных и игровых элементов; использование механизма ассоциаций; учет преобладающего типа памяти (зрительного или слухового); |
механическое | Введение бессмысленных рифмовок или повторений; опора на случайные ассоциации; преувеличенное внимание к пассивной наглядности. | |
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ | Полное - неполное; произвольное (на основе припоминания, с использованием мнемических действий, механизма ассоциаций, воссоздания ситуации задачи); эйдетическое (фотографически точное); трансформированное; дефектное (с утерей сущности, обусловленное узнаванием материала по внешнему сходству); редуцированное (когда под правильной формой скрывается иное содержание). | |
ЗАБЫВАНИЕ | Как результат: а) перегрузки нервной системы (вытеснение травмирующих психику переживаний; б) результат усталости; в) использования нерациональных приемов запоминания; г) длительного неиспользования в практике; д) рассеянности внимания. |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ (Табл.12).
ПОЗИТИВНЫЕ | НЕГАТИВНЫЕ |
КРИТИЧНОСТЬ (самостоятельность) выражается в активном поиске новых знаний и способов познания действительности и решения задач, а также в обнаружении, исправлении и последующем учете ошибок; вариативности способов мыслительной деятельности, “надситуативной активности” в процессе решения задачи; рефлексии способа и средств деятельности; запрашивании и принятии дозируемой помощи в случае возникновения тупиковой ситуации. | ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬ проявляется в копировании известных способов и приемов осуществления и также решении задач в “зоне актуального развития” без проявления “надситуативной активности”; отсутствии самостоятельного поиска источника затруднений и ошибок; повторении ошибочных действий и тупиковых вариантов решения; рефлексии отдельных операций; накоплении информации на эмпирическом уровне, “рецептурном” подходе к осуществлению деятельности. |
ГЛУБИНА проявляется в выделении существенных, инвариантных признаков и отношений изучаемых объектов; способности к содержательному обобщению; осуществлении “анализа через синтез” - выделении в ходе анализа сущности более высокого порядка. | ПОВЕРХНОСТНОСТЬ проявляется в анализе по “элементам”, ориентировке на внешние, случайные признаки объекта; эмпирическом уровне обобщения; принятии узнавания материала за знание его; наличии ошибок по невнимательности и связанных с попаданием в лингвистические и др. “ловушки”. |
УСТОЙЧИВОСТЬ ума проявляется в ориентировке на инвариантные, устойчивые признаки и отношения, удержании задачи, настойчивости в достижении поставленных целей. | НЕУСТОЙЧИВОСТЬ проявляется в затруднениях в осуществлении ориентировки, ее дефектности (неполноты, неосознанности), неоправданном переходе от одного вида действий к другим на основе эмпирического анализа, быстром прекращении деятельности при встрече с трудностями. |
ОСОЗНАННОСТЬ проявляется в способности рассказать о способах и приемах выполнения деятельности; обобщенности (понятийности) знания и способов мышления. | НЕОСОЗНАННОСТЬ проявляется в отсутствии рефлексии способа и средств осуществления деятельности; повторении ошибок и неумении их выделить и исправить; наличии псевдопонятий, эмпирическом анализе. |
ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ (Табл.11).
Свойства и характеристики мыслительной деятельности | Проявления в поведении учащихся | Педагогическое стимулирование |
МОТИВАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Разные по степени выраженности проявления мотивационного отношения к началу урока (положительное, отрицательное, безразличное) и к предъявлению задачи, требующей мышления; разный уровень самостоятельности в действиях в ситуациях противоречия, проблемных, тупиковых, требующих нестандартного подхода; продолжение попыток решения задачи, несмотря на затруднения и наличие отвлекающих факторов. | Поощрение осознанного отношения к возникающим проблемам, стимулирование познавательных потребностей и мотивов; терпимое отношение к несовершенству мыслительных действий учащихся и ознакомление их с научными способами, приемами, принципами мышления; снятие эмоционального напряжения, отрицательных эмоций от неуспеха в предшествующей деятельности; индивидуальный подход к учащимся. |
РЕГУЛЯЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Анализ оснований собственной мыслительной деятельности, ее отдельных этапов и операций; использование внешних опор усвоения; материализация деятельности; участие в коллективной мыслительной деятельности; возврат к известным или незавершенным действиям; перебор вариантов с исключением неверных и неэффективных; анализ ошибок; использование приемов, способствующих повышению продуктивности мышления; постановка вопросов к тексту, анализ условий типовой задачи и превращение ее в учебную задачу. | Ориентировка учащихся на выделение сущностных характеристик, инвариантных отношений и знаний в тексте задачи; указание на необходимость использования того или иного приема; организация и поддержание внешних условий для целенаправленной мыслительной деятельности; стимулирование коллективной учебно-познавательной деятельности; снятие отрицательных эмоциональных состояний учащихся; прекращение деятельности в случае сенсорной перегрузки; учет возрастных и индивидуальных особенностей мышления учащихся (преобладающий тип восприятия, тип памяти, темп психических реакций и др. |
ПРОДУКТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ | 1) продуктивное (теоретическое) мышление выражается в использовании рациональных приемов и средств мышления, планировании, выполнении операций в “умственном плане”; 2) репродуктивное (эмпирическое) мышление проявляет в стремлении использовать привычные, ранее освоенные способы, признаки и отношения объекта; рефлексия отдельных операций, неглубокое планирование; попытки использования нерациональных приемов деятельности или подмена работы мышления приемами мнемического характера. | Обращение учащихся к рациональным приемам и способам решения задач; обучение построению ориентировки в новом материале с учетом принципов учебной деятельности; варьирование заданий по степени сложности и трудности при осуществлении индивидуального подхода; обучение с опорой на “зону ближайшего развития” учащегося; поощрение проявления самостоятельности в поиске способов решения задач, творчества в выполнении деятельности; идеи учеников разрабатываются и используются на уроке; Интерес только к конечному результату деятельности без анализа способа его получения; увлечение количественным подходом к решению задач; упование на повторение и широту привлекаемого учебного материала в ущерб глубине его анализа; отсутствие рефлексии своей мыслительной деятельности и в связи с этим отрицательное реагирование на вопросы учащихся по поводу способов и оснований выбора того или иного варианта решения. |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА МЫШЛЕНИЯ | Фиксирует промежуточные цели и результаты их достижения (пошаговый контроль) и рефлексирует способ решения и степень достоверности полученного результата (итоговый контроль); демонстрирует произвольное внимание на протяжении всего урока или в процессе решения задачи; стремится найти аналогичные или иные способы решения уже завершенной и проверенной задачи. | Возвращение учащихся на этап постановки целей, показа важности воссоздания ситуации задачи, правильного анализа ее содержания и использования научных способов оценки ее решения; учет возрастных и индивидуальных особенностей психики учащихся; введение приемов активизации внимания и мышления, разнообразного учебного материала, необычной формы его подачи; проблематизация изложения и специально допускаемые ошибки в решении для того, чтобы учащиеся их нашли; поощрение поиска нестандартных приемов и способов решения. |
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ (Табл.13).
ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ | ЭТАПЫ УРОКА | ||||
1.Знакомит учащихся со средствами решения задач. | |||||
2.Приветствует интуицию учащихся. | |||||
3.Позитивно высказывается об умственных возможностях учащихся. | |||||
4.Опирается на положительные эмоции. | |||||
5.Стимулирует стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и принципов решения. | |||||
6. Борется против проявления конформного мышления. | |||||
7.Развивает склонность к фантазированию. | |||||
8.Поощряет чувствительность к противоречиям. | |||||
9.Использует разнообразные задачи, в том числе имеющие несколько решений. | |||||
10.Применяет проблемный метод изложения. | |||||
11. Организует совместную деятельность учащихся. | |||||
12.Поощряет познавательную активность учащихся. | |||||
13.Приветствует проявление волевых усилий, связанных с преодолением интеллектуальных затруднений. |
ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ (Табл. 14)
Вид воображения | Проявления в поведении учащихся | Педагогическое стимулирование |
Репродуктивное | Учитывает опыт предшествующей деятельности, использует средства наглядности и материализации; принимает и удерживает задачу представливания. | В целевой установке стимулирует процессы воображения; введение яркого, образного материала; разъяснение основных приемов ориентировки в учебном материале; использование повторения; введение знаний, требующих репродукции, точного воспроизведения описаний свойств, признаков, состояния объекта. |
Творческое | Принимает и удерживает задачу создания новых образов; активно анализирует ситуацию задачи, соотнося ее компоненты с целью; использует основные формы построения образов фантазии; актуализирует информацию о способах построения преобразования образа; в ситуации затруднения проявляет настойчивость, варьирует способы решения; изменяет ориентировку, ищет нестандартные ходы, недостающую информацию, лингвистические “ловушки”. | Введение материала проблемного характера на уровне, не допускающем его преобразования в проблемную задачу; создание воображаемых ситуаций в случае, когда деятельность не может превратиться в практическую; подведение учащихся к воссозданию ситуации творческой задачи, не задавая способ ее решения; ознакомление со средствами и способами анализа задачного материала, содействуя пониманию недостаточности известных способов решения; оказание эмоциональной поддержки и других видов дозируемой помощи; выяснение глубины “зоны ближайшего развития” конкретного ребенка с постановкой исследовательских задач, стимулирующих развитие творческого воображения |
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАССАХ (Табл.17):
ОЦЕНИВАЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ | ||
Да | Нет | Есть сомнение | |
1. Основные учебные умения: 1) наличие самостоятельно выделенных способов решения задач; 2) наличие знаний о происхождении и основании способов учебных действий; 3)наличие оценки и самокоррекции. | |||
2. Успешность решения задач: 1) с полным составом необходимых и достаточных условий; 2) с избыточной (“зашумляющей”) информацией; 3) с недостаточной представленностью признаков; 4) нестандартных (малых творческих) задач. | |||
3.Количество ошибок в проверочных (контрольных) работах: | 0-2 | 3-5 | 6 и более |
1) количество ошибок, самостоятельно обнаруженных и исправленных учащимися; | |||
2)количество ошибок, обнаруженных и исправленных при нормируемой помощи со стороны учителя; | |||
3) количество ошибок обнаруженных и исправленных педагогом в работе, сданной на проверку. | |||
4.Сохранность знаний и способов действий с ними: | |||
высокая | средняя | низкая | |
адекватное | ситуативное | неадекватное | |
1) определение основных научных понятий; | |||
2) применение изученных правил в ходе выполнения практических заданий | |||
Комплексная оценка обученности класса: | высокая | средняя | ниже среднего |
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА (Табл.15).
Рассматриваемые характеристики | Проявления в поведении учащихся | Педагогическое стимулирование |
Эмоциональный тон урока | Напряженное переживание положительных или отрицательных переживаний на уроке, связанных с учебной деятельностью или поведением учителя, стимулирующее или тормозящее проявление чувств учащегося. | Демонстрация спокойного, ровного отношения к учащимся, к предстоящему уроку, без аффектации или демонстрации раздражительности и прочих отрицательных эмоций с самого начала урока. Эмоциональное реагирование на учебный материал и правильное оценивание педагогических ситуаций на уроке. |
Эмоциональные состояния учащихся | Положительные эмоции, связанные с владением основными компонентами учебной деятельности, интеллектуальные эмоции и положительный эмоциональный отклик со стороны учащихся, подтверждающие наличие обратной связи на уроке; эмоциональный подъем. Чувство тревоги, неуверенности, беззащитности, беспомощности; напряженное ожидание неудачи в деятельности; переживание стресса; импульсивные и аффективные реакции; амбивалентные чувства, безэмоциональность; перегруженность эмоциями, приводящие к дезорганизации деятельности. | Личностно-ориентированное педагогическое воздействие (индивидуальный подход), соответствие содержания учебного материала, формы его подачи и поведения учителя ожиданиям учащихся, использование приемов драматизации, проблемного изложения и дозируемой помощи как средств, стимулирующих положительные эмоции в процессе учебного взаимодействия. Неуверенность, тревожность, агрессивность, следование стереотипам восприятия личности учащегося; подверженность резким колебаниям настроения, раздражительность, педантизм,, нечуткость к личностной позиции ребенка; авторитарный или попустительствующий (либеральный) стиль общения с учащимся; плохое знание содержания учебного предмета и методики его преподавания; отсутствие дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся; эмоциональная холодность, отстраненность от проблем учащихся. |
Эмоциональная регуляция деятельности | Жизнерадостность, вера в свои силы и поддержку со стороны близких, взрослых и друзей; доброжелательность в общении с товарищами по группе в ходе учебного взаимодействия; интеллектуальные эмоции в процессе решения задач; сопереживание, эмпатия; эмоциональная открытость, раскованность проявления чувств; принятие дозируемой помощи в форме эмоциональной поддержки со стороны учителя; подавление сильных, дезорганизующих деятельность эмоциональных переживаний. | Использование учебного материала, стимулирующего положительные эмоции; применение технических средств обучения, повышающих результативность учебной деятельности, способствующих пониманию целей деятельности, облегчающих достижение их каждым учащимся; обеспечение оптимального чередования видов знаний (в соответствии с требованиями психогигиены умственного труда); выбора организационных форм, методов и средств, в наибольшей степени воздействующих на эмоциональную сферу школьников, вызывающих у них положительный отклик, сопереживание, эмпатию; поддержание оптимального темпа урока (общего и отдельных этапов); приемы ораторского искусства (вербальные и невербальные средства стимулирования эмоций); чередование эмоционального напряжения с разрядкой (саморегуляция); преодоление последствий предшествующей невротизации, уважение к личности ребенка, увлеченность своим делом; педагогический такт и этика. |
ПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ (Табл.16).
Этапы регуляции | Проявления в поведении учащихся | Педагогическое стимулирование |
1. Выбор целей и мотивов деятельности | Обосновывает (в том числе в вербальном плане) цели; может соотносить цели и мотивы друг с другом (соподчинять); критически оценивает свои действия, выявляя ошибочные и учитывает их в ходе структуризации целей; не склонен немедленно менять свои намерения при усложнении деятельности. | Обеспечивает построение ориентировочной основы деятельности в соответствии с принципами развивающего обучения (обучение с ориентировкой на “зону ближайшего развития”); стимулирует проявления настойчивости в достижении поставленных целей; оказывает дозируемую помощь в ситуации борьбы мотивов у учащегося; способствует повышению разумности, осознанности, рефлексии ориентировочных действий. |
2.Побуждение к деятельности | Использует сформированные ранее психологические механизмы регуляции деятельности для включения в работу; может начать деятельность в условиях не до конца завершенной борьбы мотивов; сдерживает импульсивные и отрицательные эмоциональные реакции; при изменении целей и задач, ставящихся перед классом, принимает их на свой счет. | Стимулирует интеллектуальную активность учащихся, создает положительный эмоциональный фон предстоящей деятельности; учитывает психические состояния учащихся, в том числе дезорганизацию деятельности; корректирует планы с поправкой на время проведения урока; учитывает возрастные и индивидуальные особенности психики учащихся; по возможности не борется с нарушениями дисциплины, а использует их для организации особых форм учебной работы. |
3. Осуществление деятельности | Демонстрирует “сдвиг мотива на цель” в процессе выполнения новой деятельности, не отказывается от продолжения деятельности при встрече с трудностями (усложнение условий задачи); сохраняет произвольность психических процессов, в том числе и при снижении внешней мотивации, появление отвлекающих факторов, отдаления результатов деятельности по времени. | Поощряет любые попытки продолжения и завершения работы; комбинирует внешние условия деятельности (используя проблемность, новизну, необычность материала; способствует согласованию новых знаний с усвоенными ранее; оказывает дозируемую помощь требуемого уровня; подчеркивает значимость осуществляемой деятельности; преднамеренно не замечает случайные нарушения, но немедленно и взвешенно реагирует на серьезные нарушения дисциплины. |
4. Контроль | Демонстрирует умения контролировать процесс выполнения деятельности, способы ее выполнения и качество полезного продукта. | Стимулирует проявление волевых качеств личности, повышающих продуктивность выполняемой деятельности и ее подконтрольность (осознанность, рефлексивность). |
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В КЛАССАХ РО (Табл.18):
ОЦЕНИВАЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Степень выраженности | ||
высокая | средняя | низкая | |
1.Рефлексия способа приема и переработки информации: 1) выявление и осознание способа действия или решения; 2) рефлексивный контроль и самокоррекция. | |||
2.Характер ориентировочной деятельности: 1) тип ориентировки: а) эмпирический; б) теоретический; 2) план, в котором способны осуществлять ориентировочные действия: а) материализованный, б) словесный, в) умственный; 3) вторичные характеристики ориентировочной деятельности: а) осознанность, б) развернутость, в) осмысленность, г) обобщенность. | |||
3.Характер исполнительных действий: 1) умения работать с текстом: а) выделение объективного состава условий задачи, б) принятие и удержание задачи, в) использование специальных средств анализа текста (в том числе графических), г) оперирование условиями задачи, д) варьирование способов действий, е) оценочное отношение, ж) выделение и обобщение способа решения, з) перенос способа решения на другую реальность. | |||
3. Характер контрольных действий: 1) наличие соотнесения получаемых промежуточных данных с условиями задачи (пошаговый контроль); 2) итоговый контроль: а) качества полученного продукта, б) рефлексивный контроль (способа и средств решения или действия). | |||
4. Индивидуальные способы деятельности: 1) умение выделить целостный образ объекта; 2) умение (и предпочтение) использования материализованного, словесного или умственного плана действий; 3) склонность к учебному сотрудничеству с группой; наличие результативных нестандартных, интуитивных действий. | |||
5. Личностно-смысловое отношение к учебному предмету: 1) непосредственный интерес к учебному предмету в целом; 2) безразличное или нейтральное отношение; 3) эмоциональное (раздражительное) реагирование на трудности; 4) боязнь (страх) ошибок; сверхнормативная активность в учебной работе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический анализ урока
Психологический анализ урока крайне необходим для обучения молодых учителей умению видеть и понимать класс, изучать учащихся, поддерживать с ними постоянный контакт. Такой анализ очень важен и для опы...
психологический анализ урока
Презентация "Психологический анализ урока"...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА
Психологическая цель урока:1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения т...
Психологический анализ урока Объединение «Жемчужина» Тема урока: «Изготовление поделки из бумаги: квиллинг»
ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Жемчужина»Тема урока: «Изготовление поделки из бумаги: квиллинг»Педагог дополнительного образования: Афанасьева Н.В.На уроке присутствовал...
Психологический анализ урока Объединение «Художественная фотография»
ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Художественная фотография»Тема урока: «Разбор творческих работ. Обработка и печать фотографий.»Педагог дополнительного образования: Зайцев...
Психологический анализ урока объединения "Ступеньки"
ГБОУ ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Ступеньки»Тема урока: «Графический диктант»Педагог дополнительного образования: Новикова О.В.На уроке присутствовали:педагог-психолог Кузнец...
психологический анализ урока
Данный материал использую при подготовке и анализе урока...