Психологический анализ урока Цель – помощь учителям в анализе урока с точки зрения определения степени его личностной ориентированности на каждого ученика. Задачи предлагаемой схемы психологического анализа урока: - помощь учителю в определении эмоционального самочувствия ребенка на уроке, его отношения к предмету, уроку, себе самому;
- психологизация и гуманизация профессиональных установок педагога;
- стимулирование профессиональной рефлексии учителя.
Схема психологического анализа урока: Оценка внешних условий проведения урока (размер классной комнаты, температура воздуха, проветренность и освещенность помещения, расстановка и размеры парт, их соответствие росту учащихся, дизайн интерьера, дидактическое оформление). Психологическая оценка урока: - уровень организации урока (доля спонтанности и учительского воздействия в настрое детей на урок);
- соотношение самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие их мышления;
- психологический климат на уроке;
- соотношение монологического и диалогического общения между учителем и детьми на уроке;
- темп и уровень сложности урока, их соответствие возрасту и контингенту класса;
- адекватность форм и методов учебной работы возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся;
- оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей с разными репрезентативными системами (аудиальной, визуальной и кинестетической).
Психологический анализ учебной деятельности учащихся: - позиция учащихся: активная (субъекты учебной деятельности, действующие по внутреннему убеждению) или пассивная (объекты, исполнители целей и задач учителя);
- владение основными компонентами учебной деятельности (постановка цели, ее осмысление, выбор средств и решения учебных задач, самоанализ и самооценка процесса и результатов учебной деятельности);
- преобладающая мотивация учения, проявившаяся на данном уроке;
- нацеленность урока: на процесс или на результат учебной работы;
- организация ситуаций успеха учащихся, повышение их самооценки, веры в себя и позитивного самовосприятия;
- наличие инициативы у учащихся в процессе учебной деятельности;
- наличие творческой или исполнительской позиции, действие по алгоритму или эвристическое решение учебных задач, вариативность в решениях;
- проявление у детей ответственности за свои действия, умение оценивать себя и других;
- наличие вопросов, дополнений, комментариев со стороны детей;
- отношение к ошибкам – своим и товарищей (есть ли страх, напряженность в ситуации ошибки или она вызывает интерес и потребность ее анализа);
- коммуникативные проявления (открытость, индивидуальность, нестандартность речевых проявлений, невербальная – экспрессия, глазной контакт, поза, мимика);
- склонность к взаимодействию (групповая, парная работа, дискуссии, коллективное решение учебных задач, взаимопомощь, сострадание в ситуациях неудач, радость за успехи товарищей);
- раскрепощенность или скованность;
- отношение уч-ся к учителю (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное, покровительственное);
- преобладающее на уроке самочувствие и настроение класса (напряженность, страх, раздражительность, агрессия, равнодушие, воодушевленность, энтузиазм, мажорность).
Психологический анализ деятельности учителя на уроке: - наличие психологической дистанции между учителем и детьми;
- преобладающее отношение к классу;
- коммуникабельность, умение устанавливать контакт с классом и каждым учеником;
- способы активизации работы учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность);
- соотношение индивидуального и группового общения на уроке;
- способность к делегированию полномочий учащимся;
- умение слушать, проявлять эмпатию;
- соотношение поощрения и порицания;
- способность к индивидуализации и дифференциации учебной работы с учащимися;
- стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления, работа по формированию мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез, абстрагирование, систематизация);
- эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладающие эмоции;
- увлеченность преподаваемым предметом;
- адекватность индивидуальной манеры свойствам темперамента;
- внешний облик и культура речи (поза, мимика, пантомимика, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля).
|