психологический анализ урока
консультация на тему

Карпекина Светлана Петровна

Данный материал использую при подготовке и анализе урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologicheskiy_analiz_uroka.docx16.07 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический анализ урока

Цель – помощь учителям в анализе урока с точки зрения определения степени его личностной ориентированности на каждого ученика.

Задачи предлагаемой схемы психологического анализа урока:

  • помощь учителю в определении эмоционального самочувствия ребенка на уроке, его отношения к предмету, уроку, себе самому;
  • психологизация и гуманизация профессиональных установок педагога;
  • стимулирование профессиональной рефлексии учителя.

Схема психологического анализа урока:

Оценка внешних условий проведения урока (размер классной комнаты, температура воздуха, проветренность и освещенность помещения, расстановка и размеры парт, их соответствие росту учащихся, дизайн интерьера, дидактическое оформление).

Психологическая оценка урока:

  • уровень организации урока (доля спонтанности и учительского воздействия в настрое детей на урок);
  • соотношение самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие их мышления;
  • психологический климат на уроке;
  • соотношение монологического и диалогического общения между учителем и детьми на уроке;
  • темп и уровень сложности урока, их соответствие возрасту и контингенту класса;
  • адекватность форм и методов учебной работы возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся;
  • оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей с разными репрезентативными системами (аудиальной, визуальной и кинестетической).

Психологический анализ учебной деятельности учащихся:

  • позиция учащихся: активная (субъекты учебной деятельности, действующие по внутреннему убеждению) или пассивная (объекты, исполнители целей и задач учителя);
  • владение основными компонентами учебной деятельности (постановка цели, ее осмысление, выбор средств и решения учебных задач, самоанализ и самооценка процесса и результатов учебной деятельности);
  • преобладающая мотивация учения, проявившаяся на данном уроке;
  • нацеленность урока: на процесс или на результат учебной работы;
  • организация ситуаций успеха учащихся, повышение их самооценки, веры в себя и позитивного самовосприятия;
  • наличие инициативы у учащихся в процессе учебной деятельности;
  • наличие творческой или исполнительской позиции, действие по алгоритму или эвристическое решение учебных задач, вариативность в решениях;
  • проявление у детей ответственности за свои действия, умение оценивать себя и других;
  • наличие вопросов, дополнений, комментариев со стороны детей;
  • отношение к ошибкам – своим и товарищей (есть ли страх, напряженность в ситуации ошибки или она вызывает интерес и потребность ее анализа);
  • коммуникативные проявления (открытость, индивидуальность, нестандартность речевых проявлений, невербальная – экспрессия, глазной контакт, поза, мимика);
  • склонность к взаимодействию (групповая, парная работа, дискуссии, коллективное решение учебных задач, взаимопомощь, сострадание в ситуациях неудач, радость за успехи товарищей);
  • раскрепощенность или скованность;
  • отношение уч-ся к учителю (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное, покровительственное);
  • преобладающее на уроке самочувствие и настроение класса (напряженность, страх, раздражительность, агрессия, равнодушие, воодушевленность, энтузиазм, мажорность).

Психологический анализ деятельности учителя на уроке:

  • наличие психологической дистанции между учителем и детьми;
  • преобладающее отношение к классу;
  • коммуникабельность, умение устанавливать контакт с классом и каждым учеником;
  • способы активизации работы учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность);
  • соотношение индивидуального и группового общения на уроке;
  • способность к делегированию полномочий учащимся;
  • умение слушать, проявлять эмпатию;
  • соотношение поощрения и порицания;
  • способность к индивидуализации и дифференциации учебной работы с учащимися;
  • стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления, работа по формированию мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез, абстрагирование, систематизация);
  • эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладающие эмоции;
  • увлеченность преподаваемым предметом;
  • адекватность индивидуальной манеры свойствам темперамента;
  • внешний облик и культура речи (поза, мимика, пантомимика, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический анализ урока

Психологический анализ урока крайне необходим для обучения молодых учителей умению видеть и понимать класс, изучать учащихся, поддерживать с ними постоянный контакт. Такой анализ очень важен и для опы...

психологический анализ урока

Презентация   "Психологический анализ урока"...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

Психологическая цель урока:1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения т...

Психологический анализ урока Объединение «Жемчужина» Тема урока: «Изготовление поделки из бумаги: квиллинг»

ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Жемчужина»Тема урока: «Изготовление поделки из бумаги: квиллинг»Педагог дополнительного образования: Афанасьева Н.В.На уроке присутствовал...

Психологический анализ урока Объединение «Художественная фотография»

ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Художественная фотография»Тема урока: «Разбор творческих работ. Обработка и печать фотографий.»Педагог дополнительного образования: Зайцев...

Психологический анализ урока объединения "Ступеньки"

ГБОУ ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Ступеньки»Тема урока: «Графический диктант»Педагог дополнительного образования: Новикова О.В.На уроке присутствовали:педагог-психолог Кузнец...

Психологический анализ урока по русскому языку

Психологический анализ урока по русскому языку...