Правила конструктивной критики
план-конспект занятия по психологии (8, 9, 10, 11 класс)

Жирнова Марианна Александровна

Говорят, что критиковать легче, чем делать самостоятельно, но это не так, если хочешь, чтобы твоя критика не разрушила отношения с критикуемым человеком и помогла ему стать лучше. Данный материал содержит правила конструктивной критики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstruktivnaya_kritika.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конструктивная критика

        Конструктивная критика как отзыв о проделанной работе (например, после выступления или после беседы) помогает увидеть то, что мы сами не смогли заметить. Это взгляд со стороны. Если Вас не критикуют, значит, к Вам равнодушны. В отсутствии критики (обратной связи) надо специально о ней попросить.

Нам тяжело принимать критику, потому что приходится признать, что мы несовершенны, можем ошибаться, это всегда опасно тем, что другие могут разочароваться в нас. Между тем нужно позволить себе быть несовершенным и помнить о том, что ошибки  могут быть связаны с отсутствием опыта, и тогда, совершая их, мы приобретаем жизненный опыт, которые бесценен.

        Высказывая критические замечания, следует придерживаться следующих правил:

  • Начинать с подчеркивания позитивных моментов, с того, что сделано хорошо. Важно создать у человека чувство собственной значимости

  • Начиная говорить об ошибках, упомяните сначала о своих собственных. Можно вспомнить аналогичную ошибку кого-нибудь другого или даже реально несуществующего лица. Косвенная критика воспринимается менее болезненно

  • Указав на ошибку и тем самым задев за живое, надо дать человеку возможность выговориться, используя техники активного слушания

  • Выдвигая предложения, как улучшить работу, лучше задавать вопросы: «А не лучше ли поступить следующим образом…?»

  • Следует больше хвалить, чем ругать

  • Критиковать нужно не человека в целом, а его ошибку. Не стоит говорить: «Вы ничего в этом вопросе не понимаете и никогда не сможете понять». Это деструктивная критика, которая влияет на самооценку и противоречит потребности человека в ощущении собственной значимости. Лучше сказать: «Мне кажется, что Ваш подход к решению этой проблемы можно внести некоторые улучшения»

Таким образом, критикуя человека, нужно сказать о том хорошем, что он сделал, потом об ошибках, о путях их исправления (чтобы она не повторялись) и снова подчеркнуть его положительные стороны.

В виде схемы это выглядит следующим образом:

Упражнение:

Выберите литературного героя и выскажите критические замечания в его адрес (в соответствии с правилами конструктивной критики). Запишите критику в тетрадь.

Конструктивная критика

        Конструктивная критика как отзыв о проделанной работе (например, после выступления или после беседы) помогает увидеть то, что мы сами не смогли заметить. Это взгляд со стороны. Если Вас не критикуют, значит, к Вам равнодушны. В отсутствии критики (обратной связи) надо специально о ней попросить.

Нам тяжело принимать критику, потому что приходится признать, что мы несовершенны, можем ошибаться, это всегда опасно тем, что другие могут разочароваться в нас. Между тем нужно позволить себе быть несовершенным и помнить о том, что ошибки  могут быть связаны с отсутствием опыта, и тогда, совершая их, мы приобретаем жизненный опыт, которые бесценен.

        Высказывая критические замечания, следует придерживаться следующих правил:

  • Начинать с подчеркивания позитивных моментов, с того, что сделано хорошо. Важно создать у человека чувство собственной значимости

  • Начиная говорить об ошибках, упомяните сначала о своих собственных. Можно вспомнить аналогичную ошибку кого-нибудь другого или даже реально несуществующего лица. Косвенная критика воспринимается менее болезненно

  • Указав на ошибку и тем самым задев за живое, надо дать человеку возможность выговориться, используя техники активного слушания

  • Выдвигая предложения, как улучшить работу, лучше задавать вопросы: «А не лучше ли поступить следующим образом…?»

  • Следует больше хвалить, чем ругать

  • Критиковать нужно не человека в целом, а его ошибку. Не стоит говорить: «Вы ничего в этом вопросе не понимаете и никогда не сможете понять». Это деструктивная критика, которая влияет на самооценку и противоречит потребности человека в ощущении собственной значимости. Лучше сказать: «Мне кажется, что Ваш подход к решению этой проблемы можно внести некоторые улучшения»

Таким образом, критикуя человека, нужно сказать о том хорошем, что он сделал, потом об ошибках, о путях их исправления (чтобы она не повторялись) и снова подчеркнуть его положительные стороны.

В виде схемы это выглядит следующим образом:

Упражнение:

Выберите литературного героя и выскажите критические замечания в его адрес (в соответствии с правилами конструктивной критики). Запишите критику в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по литературе: «Румяный критик мой…»

Проект: «Румяный критик мой…»              Ответ на критику в адрес произведений А. С. Пушкина  Цель проекта: написание собст...

Правила конструктивного общения

Презентация в помощь родителям...

«Конструктивная критика и предупреждение конфликтов»

Целью работы является рассмотрение технологии конструктивной критики и этапа предупреждения конфликта.Объект исследования - конфликт в образовательной организации.  В данной работе представл...

«Сатирические приёмы Салтыкова-Щедрина. Критика крепостного права в повести «Как один мужик двух генералов прокормил»

Сценарий урока по сказке-повести М.Е. Салтыкова-Щедрина разработан в форме судебного процесса. Данная форма была выбрана с целью активизации деятельностных УУД обучающихся, их коммуникативных способно...

Правила конструктивного разрешения конфликтов с помощью медиативных технологий

Конфликт плюсы и минусы. Конфликтогены. Правила конструктивного разрешения конфликтов с помощью медиативных технологий....

Правила конструктивного диалога учителя со сложными детьми.

Правила диалога со "сложными" детьми в зависимости от типа проблемы и возрастных особенностей....

План-конспект занятия с подростками по теме "Правила конструктивной критики"

Представлена структура занятия с подростками  по теме "Правила конструктивной критики"....