«Сатирические приёмы Салтыкова-Щедрина. Критика крепостного права в повести «Как один мужик двух генералов прокормил»
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Сценарий урока по сказке-повести М.Е. Салтыкова-Щедрина разработан в форме судебного процесса. Данная форма была выбрана с целью активизации деятельностных УУД обучающихся, их коммуникативных способностей. Метод дискуссии способствует развитию аналитических навыков, умения формулировать оппозиционные доводы и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
литературы в 7 классе по сказке
М.Е.Салтыков-Щедрин
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА | |||
Предмет | Литература | Класс | 7 |
Тема урока | «Сатирические приёмы. Критика крепостного права в повести М.Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил» | ||
Планируемые образовательные результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
|
|
| |
Решаемые учебные задачи |
| ||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Гротеск, ирония, гипербола, «эзопов язык», приемы литературоведческого анализа текста, критического мышления. | ||
Оборудование | Проектор, раздаточный материал технологическая карта обучающегося «Дело № 291», визитки персонажей, судебные молоток и мантия, ордена для генералов, трибуна, верёвка, газета «Московские ведомости», яблоки. В классе стол с судейским молотком, парты расставлены в 2 противоположных ряда, в конце класса ряд парт для присяжных- заседателей | ||
Базовый учебник | «Литература.7 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин | ||
Визуальный ряд | Интерактивная презентация, портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина, иллюстрации к сказке, сравнительные таблицы на доске. | ||
Звуковой ряд | Стук судейского молотка, звук тиканья часов, Токката(Бах) Поля Мориа |
«Протокол заседания»(рабочее поле ученика) в приложениях
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Михаил Евграфов ич Салтыков-Щедрин 1826-1889
Родительский дом. С. Спас-угол Тверской губернии Дом Щедрина в Вятке
АЛЛЕГОРИЯ — иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного , мысли, идеи в конкретном образе. ( трусость = заяц ) художественный приём в литературе и искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных и причудливых образов(прекрасного и ужасного, красивого и безобразного) ГРОТЕСК — ГИПЕРБОЛА — это намеренное художественное преувеличение. Ее задача - усилить выразительность, подчеркнуть свою мысль . ( Сто лет ничего не ел. Напугал до смерти)
Таблица № 1 Черты сходства Черты отличия Гипербола(преувеличение) Преувеличение до абсурда Положительный герой Положительный герой критикуется Предметы-помощники Предметы-помощники не помогают Сказочные обороты речи Смешение стилей речи Добро побеждает Добро не побеждает География сказочная География реальная Форма сказочная= сказочное содержание Форма сказочная= содержание реальное
Юмор М.Е. Салтыкова-Щедрина. Критика крепостного права в произведении
Характеристика генералов Характеристика мужика «Легкомысленны < … > ничего не понимали» ; «Ничего не знали»; «Ничего не нашли»; Чуть не съели друг друга «Хорошо быть генералами – нигде не пропадёшь»; Командуют над мужиком Глупы, никчёмны, ничего не умеют Вся их жизнь-хорошо покушать «Громаднейший мужчина»; «Тунеядец, лежебок»; «В пригоршне суп варит»; Смышлён и сноровлив ; Накормил генералов; «Знает даже Подъяческую »; «Всё гребёт да гребёт, да кормит генералов селёдками»; Не боится труда, построил корабль;
Вывод: Юмор М.Е. Салтыкова-Щедрина направлен не только на генералов, но и на простой народ. Автор критикует высшие чины за глупость, тупоумие, лень, бессмысленное существование. А крепостной народ обвиняет в потакании глупости, раболепии, в терпении по отношению к дармоедам, лодырям, глупцам. Юмор у писателя грустный. Щедрин испытывает боль и обиду за всех подневольных крестьян.
Процесс окончен. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по литературе в 10 классе по теме: "Семантика чисел в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина
В материале показано, как можно построить урок-исследование с учащимися 10 класса при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина....
Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Интегрированное занятие по сказке Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения....
Нравственные пороки общества (по сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")
Данный материал представляет собой методическую разработку по теме "Нравственные пороки общества"( по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")....
Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ...
Конспект урока литературы в 7 классе по теме: Приёмы и объекты сатиры в рассказе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
1. выявить детали «оружия» сатиры2. нарисовать это «оружие» 3. посмотреть, в кого и...
Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик».
Сравнение двух сказок на уровне тем, художественных средств, образов....
Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно...