Рабочая программа психолога для учащихся с ОВЗ (5.1, 5.2)
рабочая программа по психологии (5, 6, 7, 8 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА
«Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)»
для обучающихся с ОВЗ основного общего образования, вариант 5.1, 5.2.
(5-8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikorr_variant_5.1_5.2.docx | 48.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Города Томска
Департамент образования
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 32
имени 19-й гвардейской стрелковой дивизии г. Томска
РАССМОТРЕНО на заседании ППС МАОУ СОШ №32г.Томска Протокол от «___»_______ ______ №___ Руководитель ППС ___________Цвенгер Н.В. | УТВЕРЖДЕНО Методическим советом МАОУ СОШ №32 г.Томска Протокол от «___»_______ _______ №___ Председатель МС ___________ Тужикова Т.А. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ № 32 г. Томска ____________М.Н. Крюкова Приказ от «___»_______ ____ №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА
«Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)»
для обучающихся с ОВЗ основного общего образования, вариант 5.1, 5.2.
(5-8 класс)
Составитель:
Цвенгер Н.В., педагог-психолог
Томск - 2023
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)»
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» является обязательной частью коррекционно-развивающей области. Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий педагога-психолога и обеспечивается системой психолого-педагогического сопровождения. Сопровождение обучающегося с ЗПР организуется посредством реализации следующих форм профессиональной деятельности педагога-психолога: психологическая диагностика, коррекционно-развивающая деятельность, психологическая профилактика, психологическое просвещение, психологическое консультирование, организационно-методическая деятельность.
У обучающихся с ЗПР сохраняются трудности и замедленный темп развития отдельных познавательных процессов, навыков саморегуляции поведения и деятельности. Для них характерна общая эмоциональная незрелость, невысокий уровень развития коммуникативных компетенций. Адаптивные ресурсы у таких обучающихся снижены, что затрудняет социализацию в целом, создает трудности в процессе самостоятельного осуществления жизненных выборов.
Педагог-психолог осуществляет психологическую помощь, направленную на преодоление трудностей в развитии познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы, коммуникативной сферы, регуляторной сферы, отклоняющегося поведения обучающихся с ЗПР. В ходе психолого-педагогического сопровождения проводится работа по формированию социально-ориентированной, конкурентоспособной, творческой личности, способной к самоопределению, саморегуляции, самопознанию, саморазвитию.
Педагог-психолог работает в тесном сотрудничестве с другими специалистами сопровождения (учителем-логопедом, учителем-дефектологом), а также с родителями обучающегося, что обеспечивает комплексный подход в решении задач предотвращения/минимизации трудностей обучающегося с ЗПР. Проведение коррекционно-развивающих занятий обеспечивает реализацию возрастных и индивидуальных возможностей психофизического развития обучающихся с ЗПР посредством индивидуализации содержания курса с учетом их особых образовательных потребностей.
Программа курса направлена на развитие личности подростка, его коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом.
Цель курса – развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи курса:
- формирование учебной мотивации, стимуляция развития познавательных процессов;
- коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности, эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля;
- гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;
- становление личностного и профессионального самоопределения, формирование целостного «образа Я»;
- развитие различных коммуникативных умений, приемов конструктивного общения и навыков сотрудничества;
- стимулирование интереса к себе и социальному окружению;
- развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми;
- предупреждение школьной и социальной дезадаптации;
- становление и расширение сферы жизненной компетенции.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ КУРСА
Коррекция трудностей психологического развития и социальной адаптации осуществляется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на основе специальных подходов, методов и способов, учитывающих особенности подросткового возраста. При выборе форм и приемов работы необходимо опираться на ведущую деятельность подросткового возраста – общение. В ходе коррекционно-развивающего занятия педагогу-психологу важно учитывать принцип активного включения обучающегося в совместную со сверстниками и взрослым деятельность, предполагающий обязательное участие подростка в процессе обсуждения, беседы, диалога. Также в процессе работы необходимо сохранять руководящий контроль со стороны взрослого, обеспечивать положительную обратную связь, делать акцент на развитии навыков саморегуляции.
Содержание занятий направлено на развитие и расширение жизненных компетенций обучающегося с ЗПР.
Программа курса строится по модульному принципу и предусматривает гибкость содержательного наполнения модулей и конкретных тем.
Каждый модуль представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике с постепенным усложнением и включением новых тем, направленную на развитие дефицитарных психических функций обучающихся с ЗПР в соответствии с направленностью соответствующего модуля.
При этом из общего содержания модулей данного курса возможно выделение конкретных тематических блоков с учетом индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей конкретных обучающихся с ЗПР, зачисленных на психокоррекционные занятия. За счет этого возможно формирование индивидуализированных коррекционно-развивающих программ, направленных на коррекцию и развитие дефицитарных психических функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии, оптимизацию психосоциального развития обучающихся с ЗПР.
В соответствии с целями и задачами коррекционного выделяются следующие модули и разделы программы:
Модуль 1 «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» состоит из разделов «Развитие регуляции познавательных процессов» и «Развитие саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний» и направлен на формирование произвольной регуляции поведения, учебной деятельности и собственных эмоциональных состояний у обучающихся.
В процессе коррекционно-развивающих занятий идет развитие способности управлять собственными психологическими состояниями, а также поступками и действиями. Проводится работа над способностью самостоятельно выполнять действия по усвоенной программе, самостоятельно выполнять действия по внутренней программе и переносить ее на новый материал. Также большое внимание уделяется развитию регуляции собственного поведения и эмоционального реагирования. Формируется способность управлять собственным эмоциональным состоянием, понимать и различать чужие эмоциональные состояния, проявлять адекватные эмоции в ситуации общения в различных статусноролевых позициях, развивается умение определять конкретные цели своих поступков, искать и находить адекватные средства достижения этих целей.
Модуль 2 «Формирование личностного самоопределения» состоит из разделов «Становление личностного самоопределения» и «Развитие профессионального самоопределения» и направлен на осознание и принятие своих индивидуальных личностных особенностей, позитивное реалистичное отношение к себе, первичное определение своей жизненной стратегии в части профессионального самоопределения и обучения.
Значимым в коррекционно-развивающей работе является развитие осознания и принятия общепризнанных жизненных ценностей и нравственных норм, умения анализировать социальные ситуации, принимать обдуманные, взвешенные решения, нести ответственность за свои поступки. В ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию способности к осознанию себя как социального субъекта, умения адекватно воспринимать себя и свои действия, поступки других людей, видеть перспективу развития социальной ситуации и оценивать уже свершившиеся события, выстраивать жизненную перспективу, жизненные планы.
Модуль 3 «Развитие коммуникативной деятельности» состоит из разделов «Развитие коммуникативных навыков» и «Развитие навыков сотрудничества» и направлен на развитие навыков личностного общения со сверстниками и навыков продуктивной коммуникации в социальном окружении.
Важным в коррекционно-развивающей работе является развитие своевременной и точной ориентировки в ситуации взаимодействия, адекватной включенности в ситуацию общения, способности проявлять гибкость в общении, умения адекватно выстраивать коммуникацию в разных статусноролевых позициях. Для развития эффективного коммуникативного процесса в подростковом возрасте имеет значение развитие чувствительности к вербальной и невербальной экспрессии собеседника, способность проявлять гибкость ролевых позиций в процессе общения, динамично меняя их в соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации общения. Также на занятиях происходит формирование умения уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя к агрессии или пассивно-зависимому поведению. В ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию навыков продуктивного взаимодействия с социальным окружением, расширению вариантов эффективных поведенческих стратегий, готовности к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в учебных и внеучебных ситуациях. Также важными являются умения анализировать социальный и эмоциональный контексты коммуникативной ситуации, выбирать адекватную стратегию поведения в условиях конфликта, учитывать позицию и интересы партнера по совместной деятельности, эффективно взаимодействовать с социальным окружением.
Содержание курса на уровне основного общего образования
Модуль 1 «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Определение последовательности своих действий при решении познавательных задач. Ориентировка в задании и способы определения цели. Оценка условий, необходимых для выполнения задания с помощью взрослого. Отработка навыка следования словесной инструкции (устной и письменной). Соотнесение своих действий с планом выполнения задания. Отработка выполнения программы. Корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном. Отработка навыков промежуточного контроля. Оценка результатов работы группы, результативности участия в групповой работе своего и других участников группы. Работоспособность и утомление: оценка собственных ресурсов, распределение времени и сил при выполнении заданий.
Эмоции и эмоциональные состояния, их соотношение с соответствующими внешними проявлениями. Различение мимики, жестов, позы, интонации, физических проявлений, соответствующих различным эмоциональным состояниям (в том числе сложным и противоречивым). Анализ и словесное обозначение своего эмоционального состояния. Основные техники и приемы регуляции эмоций. Контроль эмоциональных состояний. Моделирование социально приемлемого поведения в эмоционально напряженных коммуникативных ситуациях, отработка способов регуляции своего поведения. Отработка навыков снижения волнения и уровня тревоги в эмоционально напряженных учебных ситуациях (самостоятельные и контрольные работы, ситуация экзамена). Состояние стресса, его проявления и влияние на продуктивность общения и деятельности. Стратегии поведения в стрессовых ситуациях. Знакомство со способами профилактики стрессовых состояний на примере ситуации подготовки к государственной итоговой аттестации.
Модуль 2 «Формирование личностного самоопределения»
Социальные роли в обществе, вариативность моделей поведения в соответствии с социальными ролями, правилами и нормами поведения. Отработка навыков самопрезентации. Отработка навыков самооценивания в моделируемых ситуациях (учебные и коммуникативные ситуации). Индивидуальные особенности человека, психологические качества и черты характера. Характеристика задатков и склонностей человека. Знакомство с понятием «уровень притязаний», связь уровня притязаний и реальных возможностей. Способность противостоять негативным воздействиям среды, окружающих людей на собственное поведение. Экономическая и правовая компетентность. Представление об ответственном поведении, выборе способа действий в жизненных ситуациях и последствиях своего поведения. Прогнозирование возможных последствий поведения в моделируемых ситуациях, оценка различных вариантов поведения. Оценка себя и своих поступков с учетом общепринятых социальных норм и правил. Понятие жизненного плана и его временных перспектив. Планирование путей и средств достижения жизненных планов.
Современный мир профессий и рынок труда. Знакомство с основными направлениями профессиональной деятельности. Значение склонностей и познавательных способностей при определении направления профессиональной деятельности. Профессиональная направленность личности. Профессиональные склонности и профессиональный потенциал. Выделение собственных интересов и склонностей, соотнесение их с будущей профессиональной деятельностью. Карьера как профессиональный и социальный путь в жизни человека. Профессиональная пригодность в основных направлениях профессиональной деятельности, ограничения при выборе профессии. Представления о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности. Индивидуальная стратегия выбора будущей профессии.
Модуль 3 «Развитие коммуникативной деятельности»
Соотнесение вербальных и невербальных средств общения с социально-эмоциональным контекстом ситуации. Конструктивное общение в различных моделируемых социальных ситуациях. Использование позитивной лексики, комплиментов, правил этики общения. Психологические помехи в общении: психологические качества личности, особенности поведения. Особенности личности и модели поведения, способствующие продуктивному общению. Знакомство с навыками активного слушания. Способы передачи информации между собеседниками. Ведение диалога, поддержание беседы на заданную тему. Альтернативная точка зрения собеседника, способы поддержания разговора, использование речевых клише. Представление собственной позиции социально приемлемыми способами. Отработка навыков ведения дискуссии в паре и группе.
Учебное сотрудничество в совместной деятельности со сверстниками. Правила совместной работы в группе. Коллективное обсуждение работы в моделируемых ситуациях. Планирование и реализация общих способов работы с партнерами по совместной деятельности для достижения общей цели. Прогнозирование результата коллективных решений в моделируемых ситуациях под руководством взрослого. Отработка навыков согласования своих действий с действиями партнера для достижения общего результата. Конфликт: причины, виды, структура. Стратегии и правила поведения в конфликтной ситуации. Знакомство с различными стратегиями поведения при возникновении конфликтной ситуации в процессе учебного сотрудничества. Отработка умения аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально приемлемым способом.
Организация занятий
Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося с ЗПР. Учитывая сниженную общую работоспособность, повышенную утомляемость, низкий темп переработки информации, снижение эмоциональной саморегуляции у такого обучающегося, педагог-психолог придерживается строгой этапности при проведении занятия. Каждое отдельное занятие по своей структуре делится на вводную, основную и заключительную части и проводится с использованием игровых упражнений и работы с бланковыми материалами, а также предусматривает включение в занятия динамических и релаксационных пауз. Вводная часть занятия включает в себя ритуал приветствия, который позволяет обучающимся ощутить атмосферу группового доверия и принятия, и разминку, которая активизирует продуктивную групповую деятельность и способствует эмоциональной стабильности участников группового занятия. Основная часть предполагает последовательное выполнение различных упражнений, направленных на развитие определенных сфер личности обучающегося с ЗПР в соответствии с общим содержанием конкретного модуля. Заключительная часть занятия включает в себя рефлексию проведенной работы, обмен мнениями и эмоциональными впечатлениями и ритуал прощания, укрепляющий чувство групповой сплоченности.
При изучении большинства тем широко задействованы активные формы работы с обучающимися: подвижные игры и упражнения, работа с психологическими сказками, элементы арт-терапии, тренинговых занятий и деловых игр.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании курса
Коррекция трудностей психологического развития и социальной адаптации осуществляется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на основе специальных подходов, методов и способов, учитывающих особенности подросткового возраста. При выборе форм и приемов работы необходимо опираться на ведущую деятельность подросткового возраста – общение. В ходе коррекционно-развивающего занятия педагогу-психологу важно учитывать принцип активного включения обучающегося в совместную со сверстниками и взрослым деятельность, предполагающий обязательное участие подростка в процессе обсуждения, беседы, диалога. Также в процессе работы необходимо сохранять руководящий контроль со стороны взрослого, обеспечивать положительную обратную связь, делать акцент на развитии навыков саморегуляции.
Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося с ЗПР. Учитывая сниженную общую работоспособность, повышенную утомляемость, низкий темп переработки информации, снижение эмоциональной саморегуляции у такого обучающегося, педагог-психолог придерживается строгой этапности при проведении занятия. Каждое отдельное занятие по своей структуре делится на вводную, основную и заключительную части и проводится с использованием игровых упражнений и работы с бланковыми материалами, а также предусматривает включение в занятия динамических и релаксационных пауз. Вводная часть занятия включает в себя ритуал приветствия, который позволяет обучающимся ощутить атмосферу группового доверия и принятия, и разминку, которая активизирует продуктивную групповую деятельность и способствует эмоциональной стабильности участников группового занятия. Основная часть предполагает последовательное выполнение различных упражнений, направленных на развитие определенных сфер личности обучающегося с ЗПР в соответствии с общим содержанием конкретного модуля. Заключительная часть занятия включает в себя рефлексию проведенной работы, обмен мнениями и эмоциональными впечатлениями и ритуал прощания, укрепляющий чувство групповой сплоченности.
При изучении большинства тем широко задействованы активные формы работы с обучающимися: подвижные игры и упражнения, работа с психологическими сказками, элементы арт-терапии и тренинговых занятий.
- МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Организация коррекционно-развивающей работы предполагает проведение занятий в подгруппах от 2 до 10 человек продолжительностью 30 – 40 минут и периодичностью 2 раза в неделю.
Рекомендованное распределение часов на изучение каждого раздела модуля по годам обучения приводится в тематическом планировании Примерной рабочей программы курса «Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)». В то же время, модульный принцип подразумевает определение приоритетности изучения того или иного раздела модуля в зависимости от особенностей ребенка или группы обучающихся. Специалист может сделать один и более разделов модулей в качестве базовых, а другие изучать в меньшем объеме. Педагог-психолог может гибко варьировать распределение часов, ориентируясь на потребности обучающихся с ЗПР.
IV.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» (психологические занятия) на уровень основного общего образования
В результате изучения модуля «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» обучающийся научится и будет (сможет):
- планировать свою деятельность и следовать плану, контролировать и корректировать свои действия при необходимости;
- самостоятельно определять цели и задачи собственной деятельности;
- осуществлять промежуточный и итоговый контроль результата деятельности, объективно оценивать собственные достижения;
- регулировать проявление собственных эмоций (положительных и отрицательных) в соответствии с социальным контекстом коммуникативной ситуации;
- сдерживать проявление негативных эмоций в отношении собеседника в ситуации возникновения разногласий, дискуссии, учебного спора;
- владеть техниками контроля своего эмоционального состояния в ситуации экзамена, уметь минимизировать волнение;
- прилагать волевые усилия при трудностях в учебной работе, в ситуации пресыщения, при выполнении однообразной учебной работы, при возникновении утомления в моделируемой ситуации экзамена;
- сохранять устойчивость социально приемлемой позиции в ситуациях негативного воздействия со стороны окружающих.
В результате изучения модуля «Формирование личностного самоопределения» обучающийся научится и будет (сможет):
- демонстрировать мотивацию к самопознанию, потребность к саморазвитию;
- иметь представление о своих личностных особенностях и уметь презентировать себя социально одобряемым способом;
- иметь развернутое представление о социальных ролях в обществе, различных моделях поведения в соответствии с этими ролями, правилах и нормах поведения;
- иметь представление об ответственном и безответственном, в том числе наказуемом, поведении, уметь принимать на себя посильную ответственность;
- оценивать свои возможности, осознавать собственные склонности, интересы и увлечения;
- оценивать себя и свои поступки с учетом общепринятых социальных норм и правил;
- выстраивать с помощью взрослого жизненную перспективу, жизненные планы, включающие последовательность целей и задач в их взаимосвязи;
- ориентироваться в современном мире профессий, перечислять и давать краткую характеристику различным профессиям, актуальным для современного рынка труда;
- иметь представления о собственных профессиональных склонностях, способностях и профессиональном потенциале;
- знать об ограничениях при выборе профессии, учитывать ограничения профессиональной пригодности при выборе будущей профессии;
- иметь конкретные реалистичные представления о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
- иметь представление об экономических реалиях и адекватный уровень материальных притязаний, соотносимый с выбираемой профессией;
- с помощью взрослого выбирать и выстраивать дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
В результате изучения модуля «Развитие коммуникативной деятельности» обучающийся научится и будет (сможет):
- владеть навыками конструктивного общения;
- использовать вербальные и невербальные средства общения адекватные социально-эмоциональному контексту ситуации;
- выстраивать коммуникацию в разных жизненных ситуациях с учетом статуса, возраста, социальной роли и особенностей собеседника;
- владеть навыками эффективного сотрудничества в различных учебных и социальных ситуациях;
- конструктивно и корректно доносить свою позицию до других участников коммуникации;
- критически относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- самостоятельно организовывать совместную деятельность в продуктивном сотрудничестве (ставить цели, определять задачи, намечать совместный план действий, прогнозировать результат общей деятельности и достигать его);
- находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации на основе согласования позиций и учета интересов участников группы.
Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения программы коррекционно-развивающего курса
Диагностическое направление работы предполагает получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях и динамике развития обучающихся с ЗПР, позволяет оценить результаты освоения коррекционно-развивающего курса обучающимися. Диагностика проводится с использованием стандартизированных психодиагностических методик, анкетирования, психодиагностического наблюдения и анализа продуктов деятельности обучающихся, а также моделирования экспериментально-психологических ситуаций.
При оценке уровня произвольной регуляции следует обращать внимание на сформированность таких показателей, как: способность к осознанному планированию своей деятельности, выдвижению и удержанию ее целей; способность определять значимые условия для осуществления деятельности; способность к самоконтролю в процессе выполнения задания и при оценке результата; способность адекватно оценивать результат своей деятельности. Также необходимо оценивать степень самостоятельности при выполнении задания, эффективность оказываемой взрослым дозированной помощи.
При оценке эмоциональной сферы подростков необходимо учитывать ее общую неустойчивость и высокий уровень ситуативной тревожности, характерный для обучающихся данного возраста. Показателями особенностей развития эмоциональной сферы выступают общее эмоциональное состояние и настроение, склонность к аффективному поведению, стрессоустойчивость, уровень эмпатии, выраженность агрессивности и личностной тревожности.
При определении особенностей развития личности подростков следует оценить характерологические особенности и выраженность акцентуаций характера, уровень и структуру самооценки, ценностные ориентации, иерархию потребностей личности, уровень притязаний и уровень субъективного контроля. Для выявления профессионального самоопределения личности необходимо определить общую направленность личности, профессиональные склонности и интересы, мотивы выбора профессии, профессиональный тип личности, а также тип мышления.
При оценке особенностей развития коммуникативной сферы важно обращать внимание на уровень общительности, развитие коммуникативных умений, уровень коммуникативных и организаторских способностей, тип поведения в конфликте, а также учитывать явления, характерные для малой группы (социальный статус в группе сверстников, оценочные отношения членов группы, преобладающий тип отношений к окружающим).
V.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Номер урока | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
5 класс | ||||
1-4 | Диагностический блок | 4 | ||
5-6 | Социальные роли в обществе, вариативность моделей поведения в соответствии с социальными ролями, правилами и нормами поведения. | 2 | ||
7-8 | Социальные роли в обществе, вариативность моделей поведения в соответствии с социальными ролями, правилами и нормами поведения. | 2 | ||
9-10 | Соотнесение вербальных и невербальных средств общения с социально-эмоциональным контекстом ситуации. | 2 | ||
11-12 | Ориентировка в задании и способы определения цели | 2 | ||
13-14 | Отработка навыков самопрезентации | 2 | ||
15-16 | Конструктивное общение в различных моделируемых социальных ситуациях. | 2 | ||
17-18 | Оценка условий, необходимых для выполнения задания с помощью взрослого. | 2 | ||
19-20 | Отработка навыков самооценивания в моделируемых ситуациях (учебные и коммуникативные ситуации). | 2 | ||
21-22 | Использование позитивной лексики, комплиментов, правил этики общения. | 2 | ||
23-24 | Отработка навыка следования словесной инструкции (устной и письменной). | 2 | ||
25-26 | Индивидуальные особенности человека, психологические качества и черты характера. | 2 | ||
27-28 | Психологические помехи в общении: психологические качества личности, особенности поведения. | 2 | ||
29-30 | Соотнесение своих действий с планом выполнения задания. | 2 | ||
31-32 | Характеристика задатков и склонностей человека. | 2 | ||
33-34 | Особенности личности и модели поведения, способствующие продуктивному общению. | 2 | ||
35-36 | Знакомство с понятием «уровень притязаний», связь уровня притязаний и реальных возможностей. | 2 | ||
37-38 | Отработка выполнения программы. | 2 | ||
39-40 | Знакомство с навыками активного слушания. | 2 | ||
41-42 | Корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном. | 2 | ||
43-44 | Способы передачи информации между собеседниками. | 2 | ||
45-46 | Отработка навыков промежуточного контроля | 2 | ||
47-48 | Способность противостоять негативным воздействиям среды, окружающих людей на собственное поведение. | 2 | ||
49-50 | Ведение диалога, поддержание беседы на заданную тему. | 2 | ||
51-52 | Оценка результатов работы группы, результативности участия в групповой работе своего и других участников группы. | 2 | ||
53-54 | Экономическая и правовая компетентность | 2 | ||
55-56 | Альтернативная точка зрения собеседника, способы поддержания разговора, использование речевых клише. | 2 | ||
57-58 | Работоспособность и утомление: оценка собственных ресурсов, распределение времени и сил при выполнении заданий. | 2 | ||
59-60 | Представление об ответственном поведении, выборе способа действий в жизненных ситуациях и последствиях своего поведения. | 2 | ||
61-62 | Рефлексия | 2 | ||
63-66 | Диагностический блок | 4 | ||
6 класс | ||||
1-4 | Диагностический блок | 4 | ||
5-6 | Эмоции и эмоциональные состояния, их соотношение с соответствующими внешними проявлениями. | 2 | ||
7-8 | Прогнозирование возможных последствий поведения в моделируемых ситуациях, оценка различных вариантов поведения. | 2 | ||
9-10 | Представление собственной позиции социально приемлемыми способами. | 2 | ||
11-12 | Различение мимики, жестов, позы, интонации, физических проявлений, соответствующих различным эмоциональным состояниям (в том числе сложным и противоречивым) | 2 | ||
13-14 | Оценка себя и своих поступков с учетом общепринятых социальных норм и правил. | 2 | ||
15-16 | Анализ и словесное обозначение своего эмоционального состояния. | 2 | ||
17-18 | Понятие жизненного плана и его временных перспектив. | 2 | ||
19-20 | Отработка навыков ведения дискуссии в паре и группе. | 2 | ||
21-22 | Основные техники и приемы регуляции эмоций. | 2 | ||
23-24 | Планирование путей и средств достижения жизненных планов. | 2 | ||
25-26 | Учебное сотрудничество в совместной деятельности со сверстниками. | 2 | ||
27-28 | Контроль эмоциональных состояний | 2 | ||
29-30 | Современный мир профессий и рынок труда. | 2 | ||
31-32 | Правила совместной работы в группе. | 2 | ||
33-34 | Моделирование социально приемлемого поведения в эмоционально напряженных коммуникативных ситуациях, отработка способов регуляции своего поведения | 2 | ||
35-36 | Знакомство с основными направлениями профессиональной деятельности | 2 | ||
37-38 | Значение склонностей и познавательных способностей при определении направления профессиональной деятельности | 2 | ||
39-40 | Профессиональная направленность личности. | 2 | ||
41-42 | Профессиональные склонности и профессиональный потенциал. | 2 | ||
43-44 | Выделение собственных интересов и склонностей, соотнесение их с будущей профессиональной деятельностью | 2 | ||
45-46 | Карьера как профессиональный и социальный путь в жизни человека. | 2 | ||
47-48 | Профессиональная пригодность в основных направлениях профессиональной деятельности, ограничения при выборе профессии. | 2 | ||
49-50 | Представления о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности | 2 | ||
51-52 | Индивидуальная стратегия выбора будущей профессии. | 2 | ||
53-54 | Отработка навыков снижения волнения и уровня тревоги в эмоционально напряженных учебных ситуациях (самостоятельные и контрольные работы, ситуация экзамена). | 2 | ||
55-56 | Состояние стресса, его проявления и влияние на продуктивность общения и деятельности. Стратегии поведения в стрессовых ситуациях. | 2 | ||
57-58 | Знакомство со способами профилактики стрессовых состояний на примере ситуации подготовки к государственной итоговой аттестации | 2 | ||
59-60 | Коллективное обсуждение работы в моделируемых ситуациях. | 2 | ||
61-62 | Рефлексия | 2 | ||
63-66 | Диагностический блок | 4 | ||
7 класс | ||||
1-4 | Диагностический блок | 4 | ||
5-6 | Планирование и реализация общих способов работы с партнерами по совместной деятельности для достижения общей цели. | 2 | ||
7-8 | Прогнозирование результата коллективных решений в моделируемых ситуациях под руководством взрослого. | 2 | ||
9-10 | Отработка навыков согласования своих действий с действиями партнера для достижения общего результата | 2 | ||
11-12 | Конфликт: причины, виды, структура | 2 | ||
13-14 | Стратегии и правила поведения в конфликтной ситуации. | 2 | ||
15-16 | Знакомство с различными стратегиями поведения при возникновении конфликтной ситуации в процессе учебного сотрудничества | 2 | ||
17-18 | Отработка умения аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально приемлемым способом. | 2 | ||
19-20 | Социальные роли в обществе, вариативность моделей поведения в соответствии с социальными ролями, правилами и нормами поведения. | 2 | ||
21-22 | Соотнесение вербальных и невербальных средств общения с социально-эмоциональным контекстом ситуации. | 2 | ||
23-24 | Ориентировка в задании и способы определения цели | 2 | ||
25-26 | Отработка навыков самопрезентации | 2 | ||
27-28 | Конструктивное общение в различных моделируемых социальных ситуациях. | 2 | ||
29-30 | Оценка условий, необходимых для выполнения задания с помощью взрослого. | 2 | ||
31-32 | Отработка навыков самооценивания в моделируемых ситуациях (учебные и коммуникативные ситуации). | 2 | ||
33-34 | Использование позитивной лексики, комплиментов, правил этики общения. | 2 | ||
35-36 | Отработка навыка следования словесной инструкции (устной и письменной). | 2 | ||
37-38 | Индивидуальные особенности человека, психологические качества и черты характера. | 2 | ||
39-40 | Психологические помехи в общении: психологические качества личности, особенности поведения. | 2 | ||
41-42 | Соотнесение своих действий с планом выполнения задания. | 2 | ||
43-44 | Характеристика задатков и склонностей человека. | 2 | ||
45-46 | Особенности личности и модели поведения, способствующие продуктивному общению. | 2 | ||
47-48 | Знакомство с понятием «уровень притязаний», связь уровня притязаний и реальных возможностей. | 2 | ||
49-50 | Отработка выполнения программы. | 2 | ||
51-52 | Знакомство с навыками активного слушания. | 2 | ||
53-54 | Корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном. | 2 | ||
55-56 | Способы передачи информации между собеседниками. | 2 | ||
57-58 | Отработка навыков промежуточного контроля | 2 | ||
59-60 | Способность противостоять негативным воздействиям среды, окружающих людей на собственное поведение. | 2 | ||
61-62 | Рефлексия | 2 | ||
63-66 | Диагностический блок | 4 | ||
8 класс | ||||
1-4 | Диагностический блок | 4 | ||
5-6 | Соотнесение своих действий с планом выполнения задания. | 2 | ||
7-8 | Характеристика задатков и склонностей человека. | 2 | ||
9-10 | Особенности личности и модели поведения, способствующие продуктивному общению. | 2 | ||
11-12 | Знакомство с понятием «уровень притязаний», связь уровня притязаний и реальных возможностей. | 2 | ||
13-14 | Отработка выполнения программы. | 2 | ||
15-16 | Знакомство с навыками активного слушания. | 2 | ||
17-18 | Корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном. | 2 | ||
19-20 | Способы передачи информации между собеседниками. | 2 | ||
21-22 | Отработка навыков промежуточного контроля | 2 | ||
23-24 | Способность противостоять негативным воздействиям среды, окружающих людей на собственное поведение. | 2 | ||
25-26 | Ведение диалога, поддержание беседы на заданную тему. | 2 | ||
27-28 | Оценка результатов работы группы, результативности участия в групповой работе своего и других участников группы. | 2 | ||
29-30 | Экономическая и правовая компетентность | 2 | ||
31-32 | Альтернативная точка зрения собеседника, способы поддержания разговора, использование речевых клише. | 2 | ||
33-34 | Работоспособность и утомление: оценка собственных ресурсов, распределение времени и сил при выполнении заданий. | 2 | ||
35-36 | Представление об ответственном поведении, выборе способа действий в жизненных ситуациях и последствиях своего поведения. | 2 | ||
37-38 | Эмоции и эмоциональные состояния, их соотношение с соответствующими внешними проявлениями. | 2 | ||
39-40 | Прогнозирование возможных последствий поведения в моделируемых ситуациях, оценка различных вариантов поведения. | 2 | ||
41-42 | Представление собственной позиции социально приемлемыми способами. | 2 | ||
43-44 | Различение мимики, жестов, позы, интонации, физических проявлений, соответствующих различным эмоциональным состояниям (в том числе сложным и противоречивым) | 2 | ||
45-46 | Оценка себя и своих поступков с учетом общепринятых социальных норм и правил. | 2 | ||
47-48 | Анализ и словесное обозначение своего эмоционального состояния. | 2 | ||
49-50 | Понятие жизненного плана и его временных перспектив. | 2 | ||
51-52 | Отработка навыков ведения дискуссии в паре и группе. | 2 | ||
53-54 | Основные техники и приемы регуляции эмоций. | 2 | ||
55-56 | Способы передачи информации между собеседниками. | 2 | ||
57-58 | Отработка навыков промежуточного контроля | 2 | ||
59-60 | Способность противостоять негативным воздействиям среды, окружающих людей на собственное поведение. | 2 | ||
61-62 | Рефлексия | 2 | ||
63-66 | Диагностический блок | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Психология и выбор профессии»
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого - создание в старших классах общеоб...
Рабочая программа "Психология игр"
laquo;Психология игры» - программа работы с детьми старшего школьного возраста, направленная на сохранение психологического здоровья. Учебная деятельность более эффектив...
Рабочая программа «Психология общения»
Цель программы: способствовать формированию у участников образовательного процесса коммуникативных навыков, умения продуктивно общаться и взаимодействовать, конструктивно и адекватно...
Рабочая программа «Психология и выбор профессии»
Цель программы: формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.Задачи программы: Формирование актуального для подростков информационного поля ми...
Рабочая программа психолога для учащихся с ОВЗ (7.1, 7.2)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА«Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)»для обучающихся с ОВЗ основного общего образован...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГА « НЕЙРОГИМНАСТИКА»
Программа “Гимнастика мозга” имеет оздоровительное и коррекционно-развивающее направление, построена с учетом деятельного и индивидуального подходов, а также общедидактических ...
Рабочая программа "Психология самопознания"
Цель обучения:Цель обучения –создание благоприятных условий для личностного роста подростков через активизацию внутренних ресурсов и формирования у детей мировоззрения успешного, стрессоус...