Рабочая программа "Психология игр"
рабочая программа по психологии
«Психология игры» - программа работы с детьми старшего школьного возраста, направленная на сохранение психологического здоровья.
Учебная деятельность более эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования. Исходя из этого, предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируется на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате ребята могут адекватно анализировать свои проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_psihologiseskie_igry.docx | 35.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа «Психология игр»
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Психология игр» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Закон № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
2. Конвенция ООН о правах ребенка;
3. "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049-13-10 № 26 от 15.05.2013 г.
4. Приказ Министра образования и науки, РФ от 17.10.2013 №4155 (ФГОС)
5. Должностная инструкция педагога - психолога.
Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. В современной школе, как у учеников, так и у педагогов отмечается состояние эмоциональной напряжённости, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряжённости на обучающихся в период адаптации к новым условиям: поступление в школу, переход в среднее звено, поступление в профильный класс или смена места обучения.
Одним из наиболее стрессогенных периодов в жизни школьника является переход из начального звена в среднее, когда максимально усиливается воздействие неблагоприятных факторов на ребенка, что ведет к снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания), работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению успеваемости, повышению уровня тревожности и агрессивности и т.д. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля, что ведёт к конфликтным ситуациям в школьном коллективе.
«Психология игры» - программа работы с детьми старшего школьного возраста, направленная на сохранение психологического здоровья.
Учебная деятельность более эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования. Исходя из этого, предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируется на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате ребята могут адекватно анализировать свои проблемы.
В течение пятого учебного года обучающие должны получить полное представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках. Начинают развиваться произвольные внимание и память, способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. Может наблюдать сильное стремление к лидерству, между некоторыми детьми может возникнуть соперничество. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что – либо от людей, но и отдавать им.
Следовательно, работа психолога по созданию психологической комфортности в период адаптации пятиклассников должна начинаться с первых недель обучения.
Данная программа предназначена для организации совместной работы психолога, классного руководителя и учителей-предметников на начальном этапе обучения в пятом классе. Курс психологических занятий с школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
-осознание себя с позиции школьника
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
- способность справляться со страхами, обидами, гневом
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам
- умение справляться с негативными эмоциями
- стремление к изучению своих возможностей и способностей
- успешная адаптация в социуме.
Цель: научиться понимать себя, взаимодействовать с ребятами, учителями и родителями, найти своё место в школьной жизни, приобрести уверенность в себе.
Задачи:
1. Обучение распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей.
2. Осознание оценки чувств.
3. Формирование у детей знаний об эмоциональной сфере человека.
4. Ознакомление с понятием «качества людей».
5. Исследование собственных качеств, их особенностей.
6. Осознание наличия у детей разнообразных положительных и отрицательных качеств.
Занятия проводятся в течение учебного года со всем классом. Это позволяет заинтересовать детей, снизить уровень тревоги, что помогает пятиклассникам легче адаптироваться в новой группе людей, создает безопасное пространство для общения, ситуацию успеха, условия для самовыражения. Игровые упражнения способствует созданию эмоционального настроя, облегчает самораскрытие участников, помогает сосредоточиться и внести элемент оптимизма. На занятиях используются упражнения, которые нужно выполнять в парах либо малыми группами это способствует сплочению классного коллектива.
Организация занятий.
Всего уроков 35
Класс 5
Всего 35 часа; в неделю 1 час.
Общая характеристика предмета:
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с школьниками, которая включает три основных компонента:
аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Формы организации учебного процесса:
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.
Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
Формы контроля: входная, итоговая диагностика.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
- извлекать необходимую информацию из текста
- определять и формулировать цель в совместной работе
- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
- осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
- планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
- соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
- обогатить представление о собственных возможностях и способностях
- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
- адекватно воспринимать оценку учителя
КоммуникативныеУУД:
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
- учиться контролировать свою речь и поступки
- учиться толерантному отношению к другому мнению
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении
- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
- формулировать своё собственное мнение и позицию
- учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы .Основной формой работы является психологический тренинг.
Методы работы.
На занятиях используются: диалоги, рисунок, рассказ, ролевые игры, групповая дискуссия, групповая беседа, развивающие упражнения или игры и их обсуждение. В минимальной степени присутствуют психодиагностические задания.
Эффективность занятий заключается в развитии творческого потенциала детей, в приобретении ими навыков анализа своих чувств, проблем, отношений, событий; в формировании умения приобретать знания.
Основные методы обучения:
- Наблюдения.
- Рассматривание рисунков и фотографий.
- Свободное и тематическое рисование.
- Практических занятий с элементами ролевых игр.
- мини-лекций.
- Упражнения подражательно – исполнительского и творческого характера.
- Анализ ситуаций.
- Игры с правилами: сюжетно – ролевые, словесные, подвижные.
- Чтение сказок и художественных произведений.
- Рассказ педагога и рассказы детей.
- Сочинение историй.
- Беседы.
Ожидаемые результаты:
- овладение учащимися умениями и навыками эффективного взаимодействия;
- улучшение социально-психологического климата класса;
- повышение социального статуса отдельных учащихся;
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
- Повышение познавательной активности детей, умение отстаивать свое мнение, приводить необходимые аргументы и факты.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Название раздела. Тема | Количество часов | |
план | факт | |||
1 | Знакомство. | 1 час | ||
2 | Наша группа. | 1 час | ||
3 | Наши правила. Зачем человеку правила? | 1 час | ||
4 | Нужны ли нам правила? (часть 1) | 1 час | ||
5 | Нужны ли нам правила? (часть 2) | 1 час | ||
6 | Что такое пятый класс? | 1 час | ||
7 | Кто и зачем должен соблюдать правила? | 1 час | ||
8 | Правила школьной жизни. | 1 час | ||
9 | Школьные предметы. | 1 час | ||
10 | Учимся сотрудничеству. | 1 час | ||
11 | Мы и наше настроение. | 1 час | ||
12 | Я могу. | 1 час | ||
13 | Имя и движение | 1 час | ||
14 | Приветствие разными способами | 1 час | ||
15 | Кто Я? Какой Я? | 1 час | ||
16 | Радость. Удовольствие. Интерес. | 1 час | ||
17 | Подарок, который невозможно купить | 1 час | ||
18 | Свойство характера | 1 час | ||
19 | Игра-соревнование «Что делать, если…» | 1 час | ||
20 | Слепец и поводырь | 1 час | ||
21 | Настроения | 1 час | ||
22 | Я – уникальная и неповторимая личность | 1 час | ||
23 | Разные чувства. | 1 час | ||
24 | Мы испытываем разные чувства. | 1 час | ||
25 | Дружба девочек и мальчиков | 1 час | ||
26 | Рисунок «Мое настроение в цвете» | 1 час | ||
27 | Мой внутренний мир | 1 час | ||
28 | Подгрупповая ролевая игра «Чем помогут родители, друзья, учителя?» | 1 час | ||
29 | Я и мир вокруг меня | 1 час | ||
30 | Я и мои друзья. | 1 час | ||
31 | Правила дружбы | 1 час | ||
32 | Мы – дружный класс | 1 час | ||
33 | Создание портрета группы (класса) | 1 час | ||
34 | Спасибо за прекрасный день | 1 час | ||
35 | Итоговое занятие. | 1 час | ||
36 | Итого: | 35 часов |
Список литературы
- Винокурова Н.К. «5000 игр и головоломок для школьников». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2010. – 416 с.
- Методическая газета для педагогов – психологов «Школьный психолог»; 2011 – 2009 г.
- Новикова Л.М., Самойлова И.В. «Настольная книга школьного психолога». 1-4 классы. – М.: Эксмо, 2008. – 384 с. – (Настольная книга учителя).
- Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе». – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 240 с.
- Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др. ; Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2013.
- Сакович, Н.А. Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ/Н.А. Сакович. – Спб.: Речь, 2015г
- Слободяник Н.С. «Уроки общения для младших подростков». – М., 2011. 32 с.
- упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М.: Генезис, 2010.
- Федоренко, Л. Г. Секреты общения / Л. Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2013.
- Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
- Хухлаева О.В. «Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2012. 303 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...