Рабочая программа "Психология игр"
рабочая программа по психологии

Пересада Нина Романовна

«Психология игры» - программа работы с детьми старшего школьного возраста, направленная на сохранение психологического здоровья.

     Учебная деятельность более эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования. Исходя из этого, предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируется на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате ребята могут адекватно анализировать свои проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_psihologiseskie_igry.docx35.54 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа «Психология игр»

Пояснительная записка.

Рабочая программа «Психология игр» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Закон № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

2. Конвенция ООН о правах ребенка;

3. "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049-13-10 № 26 от 15.05.2013 г.

4. Приказ Министра образования и науки, РФ от 17.10.2013 №4155 (ФГОС)

5.  Должностная инструкция педагога - психолога.

      Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. В современной школе, как у учеников, так и у педагогов отмечается состояние эмоциональной напряжённости, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряжённости на обучающихся в период адаптации к новым условиям: поступление в школу, переход в среднее звено, поступление в профильный класс или смена места обучения.

       Одним из наиболее стрессогенных периодов в жизни школьника является переход из начального звена в среднее, когда максимально усиливается воздействие неблагоприятных факторов на ребенка, что ведет к снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания), работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению успеваемости, повышению уровня тревожности и агрессивности и т.д. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля, что ведёт к конфликтным ситуациям в школьном коллективе.

       «Психология игры» - программа работы с детьми старшего школьного возраста, направленная на сохранение психологического здоровья.

     Учебная деятельность более эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования. Исходя из этого, предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируется на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате ребята могут адекватно анализировать свои проблемы.

     В течение пятого учебного года обучающие должны получить полное представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках. Начинают развиваться произвольные внимание и память, способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. Может наблюдать сильное стремление к лидерству, между некоторыми детьми может возникнуть соперничество. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что – либо от людей, но и отдавать им.

      Следовательно, работа психолога по созданию психологической комфортности в период адаптации пятиклассников должна начинаться с первых недель обучения.

       Данная программа предназначена для организации совместной работы психолога, классного руководителя и учителей-предметников на начальном этапе обучения в пятом классе. Курс психологических занятий с школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

 -осознание себя с позиции школьника

-  умение адекватно вести себя в различных ситуациях

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния

- способность справляться со страхами, обидами, гневом

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам

- умение справляться с негативными эмоциями

-  стремление к изучению своих возможностей и способностей

- успешная адаптация в социуме.

    Цель: научиться понимать себя, взаимодействовать с ребятами, учителями и родителями, найти своё место в школьной жизни, приобрести уверенность в себе.

     Задачи:

1. Обучение распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей.

2. Осознание оценки чувств.

3. Формирование у детей знаний об эмоциональной сфере человека.

4. Ознакомление с  понятием «качества людей».

5. Исследование собственных качеств, их особенностей.

6. Осознание наличия у детей разнообразных положительных и отрицательных качеств.

    Занятия проводятся в течение учебного года со всем классом. Это позволяет заинтересовать детей, снизить уровень тревоги, что помогает пятиклассникам легче адаптироваться в новой группе людей, создает безопасное пространство для общения, ситуацию успеха, условия для самовыражения. Игровые упражнения способствует созданию эмоционального настроя, облегчает самораскрытие участников, помогает сосредоточиться и внести элемент оптимизма. На занятиях используются упражнения, которые нужно выполнять в парах либо малыми группами это способствует сплочению классного коллектива.

Организация занятий.

Всего уроков   35

Класс   5

Всего   35 часа;  в неделю  1 час.

Общая характеристика предмета:

        В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с школьниками, которая включает три основных компонента:

аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком  ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

        Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

        Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

                Формы организации учебного процесса:

        Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.

Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

        Формы контроля: входная, итоговая диагностика.        

    Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
  • извлекать необходимую информацию  из текста
  • определять и формулировать цель в совместной работе
  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
  • осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
  • реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
  • планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
  • соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях
  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
  • адекватно воспринимать оценку учителя

КоммуникативныеУУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учиться контролировать свою речь и поступки
  • учиться толерантному отношению к другому мнению
  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении
  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
  • формулировать своё собственное мнение и позицию
  • учиться  грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Средствами формирования УУД  служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные  и когнитивные методы .Основной формой работы является психологический тренинг.

     Методы работы.

На занятиях используются: диалоги, рисунок, рассказ, ролевые игры, групповая дискуссия, групповая беседа, развивающие упражнения или игры и их обсуждение. В минимальной степени присутствуют психодиагностические задания.

Эффективность занятий заключается в развитии творческого потенциала детей, в приобретении ими навыков анализа своих чувств, проблем, отношений, событий; в формировании умения приобретать знания.

    Основные методы обучения:

  1. Наблюдения.
  2. Рассматривание рисунков и фотографий.
  3. Свободное и тематическое рисование.
  4. Практических занятий с элементами ролевых игр.
  5. мини-лекций.
  6. Упражнения подражательно – исполнительского и творческого характера.
  7. Анализ ситуаций.
  8. Игры с правилами: сюжетно – ролевые, словесные, подвижные.
  9. Чтение сказок и художественных произведений.
  10. Рассказ педагога и рассказы детей.
  11. Сочинение историй.
  12.  Беседы.

Ожидаемые результаты:

  1. овладение учащимися умениями и навыками эффективного взаимодействия;
  2. улучшение социально-психологического климата класса;
  3. повышение социального статуса отдельных учащихся;
  4. применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
  5. использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
  6. Повышение познавательной активности детей, умение отстаивать свое мнение, приводить необходимые аргументы и факты.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Название раздела. Тема

Количество

часов

план

факт

1

Знакомство.

1 час

2

Наша группа.

1 час

3

Наши правила. Зачем человеку правила?

1 час

4

Нужны ли нам правила?  (часть 1)

1 час

5

Нужны ли нам правила?  (часть 2)

1 час

6

Что такое пятый класс?

1 час

7

Кто и зачем должен соблюдать правила?

1 час

8

Правила школьной жизни.

1 час

9

Школьные предметы.

1 час

10

Учимся сотрудничеству.

1 час

11

Мы и наше настроение.

1 час

12

Я могу.

1 час

13

Имя и движение

1 час

14

Приветствие разными способами

1 час

15

Кто Я? Какой Я?

1 час

16

Радость. Удовольствие. Интерес.

1 час

17

Подарок, который невозможно купить

1 час

18

Свойство характера

1 час

19

Игра-соревнование «Что делать, если…»

1 час

20

Слепец и поводырь

1 час

21

Настроения

1 час

22

Я – уникальная и неповторимая личность

1 час

23

Разные чувства.

1 час

24

Мы испытываем разные чувства.

1 час

25

Дружба девочек и мальчиков

1 час

26

Рисунок «Мое настроение в цвете»

1 час

27

Мой внутренний мир

1 час

28

Подгрупповая ролевая игра «Чем помогут родители, друзья, учителя?»

1 час

29

Я и мир вокруг меня

1 час

30

Я и мои друзья.

1 час

31

Правила дружбы

1 час

32

Мы – дружный класс

1 час

33

Создание портрета группы (класса)

1 час

34

Спасибо за прекрасный день

1 час

35

Итоговое занятие.

1 час

36

Итого:

35 часов

Список литературы

  1. Винокурова Н.К. «5000 игр и головоломок для школьников». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2010. – 416 с.
  2. Методическая газета для педагогов – психологов «Школьный психолог»; 2011 – 2009 г.
  3. Новикова Л.М., Самойлова И.В. «Настольная книга школьного психолога». 1-4 классы. – М.: Эксмо, 2008. – 384 с. – (Настольная книга учителя).
  4. Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе». – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 240 с.
  5. Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др. ; Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2013.
  6. Сакович, Н.А. Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ/Н.А. Сакович. – Спб.: Речь, 2015г
  7. Слободяник Н.С. «Уроки общения для младших подростков». – М., 2011. 32 с.
  8. упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М.: Генезис, 2010.
  9. Федоренко, Л. Г. Секреты общения / Л. Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2013.
  10. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
  11. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2012. 303 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...