РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГА « НЕЙРОГИМНАСТИКА»
рабочая программа по психологии

 Программа “Гимнастика мозга” имеет  оздоровительное и коррекционно-развивающее направление, построена с учетом деятельного и индивидуального подходов, а также общедидактических принципов: наглядности, доступности, сознательности, системности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАУСО МО «КЦСОИР «ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ»»

«Утверждаю»                                          

   Директор ГАУСО МО

«КЦСОИР «Орехово-Зуевский»»

___ ________   А.Л. Белова

«___»______________2024г.  

                       

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГА

« НЕЙРОГИМНАСТИКА»

(ГИМНАСТИКА МОЗГА)

Психолог:  Фокина Т.В.

2024г.

Актуальность программы

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

 Использование кинезиологического комплекса на занятиях с лицами с ОВЗ, а также в качестве физкультурной паузы, даёт как срочный, так и кумулятивный (накопительный) эффект в плане повышения умственной работоспособности и оптимизации психоэмоционального состояния, позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Систематическое применение кинезиологического комплекса людьми, как отнесёнными к психической норме, так и имеющими мозговые дисфункции с нарушением психического развития, приводит к достоверному увеличению у них продуктивности, объёма и устойчивости внимания, восстановлению нарушенных межполушарных связей, улучшению психоэмоционального состояния, уменьшению степени агрессивности и улучшению аналитико-синтетической способности.

“Гимнастика Мозга” – система быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому  независимо от его проблемы.  Огромная польза и привлекательность гимнастики состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте, для повышения эффективности того, что он в данный момент делает. Главное – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.  

Программа “Гимнастика мозга” имеет  оздоровительное и коррекционно-развивающее направление, построена с учетом деятельного и индивидуального подходов, а также общедидактических принципов: наглядности, доступности, сознательности, системности.

     

Три блока Гимнастики Мозга.

            Блоки

                     Цель

I

Упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек.)

Повышение энергетики коры головного мозга.

II

Упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации (движения конечностями перекрёстно-латерального характера).

Восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга.

III

Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрёстного характера).

Восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полем человека, снятие эмоционального стресса.

Цель  и задачи программы

  Цель программы: обеспечение полноценного физического, нравственного и интеллектуального развития лиц с ОВЗ через кинезиологические упражнения.

    Задачи:

- развитие межполушарных связей;

- синхронизация работы полушарий;

- активизация работы мышц глаз;

- развитие речевого дыхания, мелкой  и крупной моторики, памяти, внимания,  мышления  и речи.

    Ожидаемый результат:

-улучшение память и концентрации внимания;

-развитие межполушарных взаимосвязей;

-улучшение речи;

-снижение утомляемости;

-повышение способности к произвольному контролю;

-активизация интеллектуальных и познавательных процессов.

     

    Принципы и подходы к формированию программы.

    В основу программы заложен принцип комплексной коррекции психических процессов   лиц с ОВЗ,  развитие умственных способностей и физического здоровья, активизация  различных отделов коры головного мозга. 

Режим занятий: в течение года, 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 45 минут.  

Занятия должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют своего воздействия. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днём задания могут усложняться, объём заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий.

   

1. Приветствие

2.  Разминка (растяжки)

3. Дыхательные упражнения  

4. Глазодвигательные упражнения

5. Базовые движения  

6. Графические задания (симметричные, синхронные рисунки)

7. Релаксация

8. Прощание

     Структура занятий:

 

п/п

Виды упражнений

1

Разминки

2

Дыхательные упражнения  

3

Упражнения для компенсации левого полушария и активизация межполушарного воздействия

4

Упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации работы мышц глаз

5

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия        

6

Релаксации

               

Комплексы упражнений программы

п/п

 Разминка (растяжки)

Комплекс упражнений, название

Цель

1

 «Вверх». Встать, ноги вместе, пуки опущены. На вдохе медленно (отсчитываем примерно 5 секунд) поднять расслабленные руки вверх. Постепенно растягиваем все тело, не отрывая пятки от пола. Постоять в этом положении, задержав на 3-5 секунд дыхание. На выдохе – постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице; задержать дыхание. Вернуться так же медленно в  и.п.

«Раскрылись». Встать, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри ладоней; кулаки прижаты к низу живота. Поднять кулаки к плечам и медленно прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову. Вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на мыски, постепенно напрягая все тело как «струнку» (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Медленно вернуться в и.п., выполняя движения в обратном порядке.

«Перекаты». Ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, спина прямая. Выполняются перекаты с мысов на пятки, затем с наружных на внутренние поверхности стоп и обратно. *Левая нога начинает перекаты с пятки, а правая –  с мыска.

 Улучшение мышечного тонуса (рук, ног, артикуляционного аппарата и т.п.), общей энергетики, координации и общесоматического баланса.

п/п

Дыхательные упражнения  

Комплекс упражнений, название

Цель

1

“Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

“Дышим носом” Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

“Ныряльщик” Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть– открыть нос и сделать выдох. 

 Вдох, пауза, выдох, пауза. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.

Глубоко вдохнуть. Пауза. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: р-р-р-р. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: з-з-з-з. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ж-ж-ж-ж. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: мо-ме-мэ-му.

Задержите дыхание. Сделайте глубокий вдох и задержите

Активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга.

 

п/п

Упражнения для компенсации левого полушария и активизация межполушарного воздействия

Комплекс упражнений, название

       Цель

2

Упражнение «Балерины»

Упражнение «Зайчик – коза – вилка»

Упражнение «Зайчик –колечко – цепочка»

Упражнение «Гусь – курица  –  петух»

Упражнение «Ножницы –собака –  лошадка»

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»

Упражнение «Фонарики»

Упражнение «Домик –  ёжик  – замок»

Синхронизация работы полушарий, улучшение мыслительной  деятельности.

Выполнение упражнений способствует улучшению памяти и внимания.

п/п

Упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации работы мышц глаз

Комплекс упражнений, название

       Цель

3

Упражнение  “Взгляд влево вверх”

Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд  “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

Упражнение “Ленивая восьмерка”

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

Упражнение «Восьмерки-3». Нарисовать в воздухе  двумя руками две восьмерки, как на прошлом занятии, но теперь, наоборот, правой рукой – горизонтальную, а левой рукой – вертикальную

Упражнение «Слон».

Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

Упражнение “Глаз – путешественник”

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.

Упражнение “Глазки”

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

Упражнение “Глазки”

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

Развитие  межполушарного взаимодействия и повышение энергетизации организма.

Выполнение упражнений помогают расширить поле зрения, улучшить восприятие.

п/п

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Комплекс упражнений, название

       Цель

4

Упражнение «Перекрёстное марширование»

1-й этап. На счёт 1-12  медленный шаг, с попеременным касанием то правой, то левой рукой противоположного колена (перекрёстные движения).

2-й этап. Далее на счёт 1-12   шаг, но уже с касанием одноимённого колена (односторонние движения)

Повторить 1-й, 2-й, закончить 1-м этапом (перекрёстными движениями)

 Упражнение «Прыжки на месте». Выполняются с одновременными движениями руками и ногами:

Ноги вместе – руки врозь;

Ноги врозь – руки вместе;

Ноги вместе – руки вместе;

 Ноги врозь – руки врозь.

(цикл прыжков повторить несколько раз)

Упражнение «Парад»

Марширование на счёт «раз, два, три, четыре». В первом цикле шагов хлопок на руками на счёт «раз», во втором цикле – хлопок на счёт «два», в третьем цикле хлопок на счёт «три», в четвёртом цикле – хлопок на счёт «четыре».  Повторить несколько раз.

Упражнение «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Упражнение «Колечки».  Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

 Упражнение «Цепочка». Пальцы, сложенные в колечки, «плетут» цепочку.

Упражнение «Вот! – О’key!»  Смена одной позиции на другую. (Пальцы собраны в кулачок, большой палец поднят вверх.)

 Упражнение «Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак пальчиками вниз, другая — ладонью на плоскости стола. Задача: одновременно и разнонаправленно менять положение рук.

Упражнение «Кнопки мозга». Стоя массировать одной рукой область возле пупка, а другой – углубление под ключицей.   

Активизация  и балансировка всей целостной системы организма “интеллект-тело”.

Релаксация

Комплекс упражнений, название

Цель

 

Упражнение «Винт».

Цель: расслабление мышц корпуса, рук.

И. п.: стоя, ноги слегка расставлены. Руки одновременно следуют за корпусом в том же направлении. Длительность – 1 мин.

Упражнение «Качели».

Цель: расслабление мышц после напряжения.

И. п.: стоя одна нога выставлена вперёд, другая сзади.

Раскачивание: перенос массы тела с одной ноги на другую, то вперёд, то назад.

Длительность – 1 мин.

Снятие мышечного напряжения и эмоционального возбуждения.  

Приложение

 Комплекс упражнений «Гимнастика мозга»

Упражнения делятся на 4 группы: 1 группа - упражнения на пересечение средней линии 2 группа - упражнения на повышение энергии 3 группа - упражнения на растяжение 4 группа - упражнения на позитивное восприятие

1. Упражнения, пересекающие среднюю линию тела.

 Они стимулируют работу как крупной, так и мелкой моторики. Ведущий механизм «единства мысли и движения», лежащий в основе этих упражнений, способствует совершенствованию и интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала, как на аналитическом уровне, так и на уровне обобщения.

«Брюшное дыхание»

1. Вдохните через нос. Выдох производится маленькими порциями через сжатые губы. Выдыхая, представьте, будто пытаетесь удержать на весу над губами пушинку. Данный пункт является подготовительным к упражнению.

2. Положите руки на живот. Вдохните воздух через нос таким образом, чтобы под вашими руками образовался шарик.

3. Задержите дыхание и медленно сосчитайте до трех.

 4. Медленно выдыхайте, при этом живот сдувается и немного втягивается. Задержите дыхание на 3 секунды и сделайте вдох.

 5. Повторите упражнение не более 3 раз. Обратите внимание: дыхание во время упражнения должно быть ритмичным. Данное упражнение развивает диафрагмальное дыхание, улучшает дыхательный процесс, расслабляет центральную нервную систему, способствует гибкости и точности выполняемых движений, помогает снять избыточное возбуждение и успокоиться. Оно улучшает навыки чтения – кодирование и декодирование, а также способствует связной эмоционально окрашенной речи. Его хорошо выполнять перед контрольными работами или в ситуации напряжения. «Перекрестные шаги»

Для начала мысленно проведем линию ото лба к носу, подбородку и ниже. Она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому «перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.

 1.Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.

2.Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.

 3. А сейчас стоя соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз.

 «Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице.

«Ленивые восьмерки»

 Эти упражнения помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы за компьютером или вождения машины, поэтому родителям полезны не меньше, чем детям. Особенно они рекомендуются людям носящим очки, так как улучшают работу глазных мышц, укрепляют связь «рука–глаз». И, пожалуй, самое главное – стимулируют желание фантазировать и активно творить.

1.Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы.

 2.Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой.

3.Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза.

 «Слон»

1.Встаньте удобно, ноги на ширине плеч, колени расслаблены. Правую руку поднимите и опустите на нее голову. Плечо должно быть прижато к уху так плотно, что, если положить между ними лист бумаги, то он удержится. Взгляд – на пальцы вытянутой руки.

2.Рисуем «ленивую восьмерку» всем телом. Для этого чуть приседаем, начинаем волнообразное движение от колен через бедра и выше в корпус. Одновременно с этим гудим «у-у-у». Воображаемым кончиком «кисточки» является ваша рука. 3.Глаза следят за движением руки и проецируют восьмерку на расстоянии.

 4.Повторяем эти же движения другой рукой. Все тело движется как единое целое, без отдельных движений руки. Упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память.

«Двойные рисунки»

 Исходная поза – обе руки свободно выпрямлены перед собой. Представьте, что в руках по карандашу, а перед вами – холст. Одновременно двумя руками от центра начинайте рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения. Сюжет не имеет значения, но рисунки должны располагаться в верхней и нижней частях холста. Тело расслаблено, дыхание в естественном темпе, движения рук свободные. Варианты: рисуем мелом или маркерами на доске, пастелью на бумаге, прикрепленной на уровне глаз.

Упражнения рекомендуются делать без очков, чтобы они не ограничивали поле зрения.

 Упражнение интегрирует работу обоих полушарий, способствует развитию координации движений всего тела в повседневной жизни и спорте, способствует творческому самовыражению, пространственному видению.

 «Ухо-нос-хлопок»

 Левой рукой нужно взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши; затем меняем положение рук «с точностью до наоборот». Упражнение развивает межполушарное взаимодействие.

«Лезгинка»

 Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

«Кулак—ребро—ладонь».

Сначала показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Потом выполняют пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем— двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении  предлагается помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

2.Упражнения, повышающие энергию тела.

 Обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Эти упражнения основаны на точном знании зон рефлекторного и «психологического» функционирования тела. «Вода» Пейте воду!

Особенно важно делать это перед началом и в процессе любой умственной деятельности или в ситуации возможного стресса. Все электрохимические процессы, происходящие и в мозге, и в теле, зависят от проходимости нервных импульсов. Вода – наилучший проводник электрического сигнала в нашем теле. Она необходима для оптимальной работы лимфатической системы, выполняющей защитную функцию организма. Вода наполняет клетки крови кислородом, что снижает нагрузку на сердце и легкие. Для работоспособного и энергичного состояния необходимо пополнять свои водные запасы. Внимание! Соки, чаи и другие напитки не выполняют тех замечательных функций, которые несет вода.

«Думающий колпак»

 Можно выполнять стоя и сидя.

1.Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. 2.Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди.

 3.Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.

 4.Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее и потяните вниз. Повторите упражнение 4 раза. Эти движения обостряют слух, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности (улучшают равновесие). «Думающий колпак» будет полезен детям перед началом занятий, так как поможет быстро сконцентрировать внимание.

Упражнение хорошо выполнять перед публичными выступлениями и для сосредоточения при работе с компьютером. Это же упражнение можно выполнять, повернув голову максимально в одну сторону, а затем в другую. И почувствуйте, что можете еще чуть - чуть повернуть голову.

«Кнопки мозга»

Такие движения обеспечивают приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного мозга. Лучше воспринимается новая информация, снижается визуальное напряжение, становится больше энергии, быстрее находятся пути решения сложных вопросов. Параллельно улучшается одновременная работа глаз, что важно для быстрого и грамотного чтения и письма.

1. Встаньте удобно, ноги параллельно друг другу, колени расслаблены.

2. Положите одну руку ладошкой на пупок.

3. Вторую руку разместите под ключицами. Имейте в виду: под ключицами, слева и справа от грудины, между первым и вторым ребром, находятся так называемые кнопки мозга, воздействие на которые волшебным образом помогает сосредоточиться.

4. Массируйте «кнопки мозга» с одной стороны большим, а с другой стороны – средним и указательным пальцами. Можно и просто активно гладить эту область всей ладонью. Рука на пупке остается неподвижной. Поменяйте руки и повторите упражнение. После того как движения станут привычными, попробуйте дополнить их слежением глазами слева направо и наоборот. Голова при этом остается неподвижной. Это поможет расширить угол зрения, что необходимо ученикам для быстрого усвоения нового материала.

"Сам себе качели"

1. Сядьте на пол, предварительно не забыв расстелить специальный коврик, и согните колени.

 2. Обхватите колени руками, откиньтесь назад и, округлив спину, покачайтесь назад и вперед, с боку на бок. Амплитуда движений невелика, она регулируется появлением напряжения.

3. Вернитесь в исходное положение. Откиньтесь назад, опираясь на локти и кисти. Вам должно быть удобно поддерживать тело в наклонном положение.

4. Приподнимите ноги, согнутые в коленях, плавно начинайте описывать коленями "восьмерки".

 Если выполнение движений затруднительно, то для начала достаточно просто делать круговые вращения ногами. Другой вариант упражнения

"Рокер".

Сидя в кресле, опираясь на подлокотники, поднимите ноги, согните в коленях и делайте ими круговые движения. Упражнение "Рокер" снимает напряжение после длительного сидения за партой, компьютером или рулем автомобиля, прибавляет энергии, помогает достигать спортивных успехов, способствует творческому мышлению. Кроме того, оно способствует развитию понимающего чтения, улучшает навыки эмоционального чтения и пересказа. Упражнение выполняется на мягкой поверхности. Подойдет, например, гимнастический коврик.

"Энергетизатор"

Данное упражнение возвращает детей в состояние творческого познания окружающей действительности. Оно повышает концентрацию внимания, сосредоточенность, улучшает восприятие новой информации и творческие способности. Движения также подпитывают энергией для быстрого выполнения учебных заданий, принятия правильных решений. Они способствуют улучшению координации движений, снимают стресс статичной позы, если дети часами сидят за партой или компьютером. Взрослым, уставшим от сидячей работы, это упражнение тоже поможет восстановить силы.

1. Сядьте за стол и положите руки таким образом, чтобы пальцы были направлены навстречу друг другу и чуть вперед. 2. Опустите голову лбом на стол. Поза должна быть максимально удобной.

 3. На вдохе начинайте поднимать лоб, голову, шею и верхнюю часть спины, как бы толкая носом мяч вверх. Предел подъема – окончание вдоха или напряжение в спине. Грудь и плечи должны быть развернуты и расслаблены.

4. Подняв голову, сделайте несколько плавных круговых движений головой от плеча к плечу.

5. Опускайте голову в той же последовательности: лоб, голова, шея, спина. Повторите движения 3 раза. Во время их выполнения важно синхронизировать работу тела и дыхания. Другой вариант упражнения – выполняем движения лежа на животе на мягкой поверхности. Последовательность остается прежней. Бедра и нижняя часть спины расслаблены и неподвижны.

 "Зарядись энергией"

 Движения снимают напряжение поясничных мышц, улучшают зрение, нормализуют дыхание. Это способствует повышению концентрации внимания, актуализирует кратковременную память, развивает математические навыки, логику.

1. Встаньте, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе.

2. Правая стопа развернута носком вправо, левая – вперед, руки на поясе.

3. Мягко согните правое колено, опираясь всем телом на стопу.

4. Спину держите прямо и равномерно опускайте корпус вниз.

 5. Сделайте выпад в сторону опорной правой ноги. Голову тоже поверните вправо. Вес тела остается по центру. При этом корпус не должен поворачиваться и смещаться в сторону опорной ноги. Стопы от земли не отрывать! При правильном выполнении движений вы напрягаете поясницу и чувствуете натяжение внутренней мышцы бедра вытянутой ноги. Следите за тем, чтобы спина оставалась прямой. Сделайте упражнение 3 раза, потом поменяйте опорную ногу и повторите.

3.Упражнения, растягивающие мышцы тела.

Растягивающие движения снимают стресс и расслабляют мышцы, помогая   успокоиться, прийти в рабочее состояние. Поэтому такие упражнения способствуют усилению различных учебных навыков – понимающего слушания, чтения, творческого письма, выражению мыслей c помощью речи. А также они позволяют освободиться от напряжения, чуть меньше сутулиться и быть более пластичным.

 Эти упражнения снимают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. На уровне работы мозга это означает, что информация из задних отделов мозга (зон выживания) может свободно переходить в передние, причинно обусловливающие, через лимбическую систему, являющейся «воротами», которые пропускают учение (опыт) в высшие отделы мозга и делают его радостным.

«Активизация рук»

 1.Встаньте или сядьте, выпрямив спину, и вытяните перед собой руки.

 2.Поднимите правую руку вверх. Левой рукой двигайте правую в разных направлениях: приближая к голове, от головы, пытаясь опустить руку вниз, отвести ее за спину. При этом вытянутая правая рука оказывает легкое сопротивление левой.

3.Движение в каждом направлении делаем по четыре раза и обязательно на длинном выдохе. Выдох поможет вам почувствовать расслабление мышц руки.

4.Вернитесь в исходное положение и вытяните руки перед собой. При правильном выполнении упражнения правая рука по ощущению кажется длиннее левой!

5.Повторите упражнение, поменяв руки. После этого вытяните их перед собой и почувствуйте полную расслабленность плечевого пояса. Полезно также активно повращать или потрясти плечами. Данное упражнение нормализует дыхание, снимает напряжение в верхней части грудной клетки, руках, за счет чего улучшается контроль над работой крупной и мелкой моторики. Это приводит к точности в манипулировании инструментами, улучшает почерк. Упражнение способствует концентрации и распределению внимания без напряжения. Оно помогает сделать речь более выразительной, более четко излагать свои мысли в разговоре и на бумаге.

 «Сова»

1.Правая рука захватывает левую надкостную мышцу (между шеей и плечом). Ладонь должна быть мягкой, как бы «приклеенной» к мышце.

 2.Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят «ух». Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом «уханье» округляются, как у совы. Обычно на один поворот головы приходится 5 звуков. Все движения выполняются синхронно! Проделайте упражнение не менее 3 раз.

3.Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую надкостную мышцу. Упражнение снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу. Оно способствует развитию таких учебных навыков, как слушание и математические вычисления. Благодаря «уханью» снимаются челюстные зажимы, что делает речь более связной. Это упражнение особенно полезно после длительного письма, работы с компьютером, вождения машины (для взрослых).

"Помпа"

 Растягивающие движения снимают стресс и расслабляют мышцы, помогая ребенку успокоиться, прийти в рабочее состояние. Поэтому такие упражнения способствуют усилению различных учебных навыков – понимающего слушания, чтения, творческого письма, выражению мыслей c помощью речи. А также они позволяют освободиться от напряжения, чуть меньше сутулиться и быть более пластичным.

 1. При правильном выполнении упражнения вес тела всегда приходится на стоящую впереди ногу. Это легко проверить. Если можете оторвать вторую ногу от земли – значит, вес распределен верно.

2. Встаньте, выставив левую ногу вперед с опорой на всю стопу, правая нога – сзади, на носке. Вес тела на левой ноге. Корпус вертикально. При затруднении в этом положении обопритесь на стул или стену руками.

3. Начинайте приседать на выставленной вперед ноге, при этом правая, отставленная назад, опускается с носка на всю стопу. Вес остается на левой ноге.

4. Почувствуйте натяжение икроножной мышцы правой ноги. 5. Поменяйте положение ног и повторите упражнение. Предлагаемые движения также улучшают социальное поведение, помогают довести до конца дело, увеличивают время сосредоточения и внимания, активизируют языковые способности.

4.Упражнения, углубляющие позитивное отношение.

Упражнения влияют на эмоциональную и лимбическую систему мозга, взаимодействующую с центрами восприятия собственного «Я» личности. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы организма, также способствуя спокойному, успешному учению. «Крюки Деннисона» Данное упражнение стоит выполнять перед уроком, контрольной работой, экзаменом, публичным выступлением. Это упражнение актуально в ситуации, когда необходимо успокоиться и принять правильное решение, а также в состоянии возбуждения или подавленности.

Упражнение призвано гармонизировать эмоции и процессы мышления. Оно ослабляет душевное напряжение, способствует адекватным действиям и поступкам, помогает воспринимать новую информацию, лучше понимать точку зрения другого и свою собственную.

Упражнение состоит из двух частей.

Часть 1

1.Встаньте, скрестив ноги. При этом ступни устойчиво опираются на пол.

2.Вытяните руки перед собой параллельно полу. Скрестите их таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок.

3.Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди таким образом, чтобы локти оказались направленными вниз.

 4.Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Подбородок при этом опущен, голова не задрана. Дыхание спокойное, тело расслабленное. Вас может слегка покачивать – это нормальная реакция организма. Если качает сильно, лучше в этой же позе сесть.

 Часть 2

1.Поставьте ступни параллельно.

 2.Разомкните замок из кистей, опустите руки и соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом. Разместите их таким образом, чтобы соединенные большие пальцы располагались параллельно полу, а остальные были направлены вниз.

3.Смотреть теперь надо в пол, но голову не опускайте. Язык по прежнему упирается в твердое небо. Постойте так, расслабившись, еще немного. По времени данное упражнение занимает от двух минут и больше.

«Позитивные точки»

 Можно выполнять стоя и сидя.

1. Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка.

2. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации. Упражнение оказывает позитивное действие на овладение всеми учебными навыками. С его помощью дети активнее усваивают новую информацию, у них улучшается память. Кроме того, оно помогает справиться со стрессом, быстрее найти выход из проблемной ситуации, ослабить эмоциональный накал. Упражнение особенно актуально перед написанием контрольных работ, публичными выступлениями и во время экзаменов.

 

Список литературы

1.Бехтерев В.М. Умом и сердцем / В.М. Бехтерев. – М.: Издательство политической литературы, 1982.  

2.Гиляровский В.А. Избранные труды. Медицина / В.А Гиляровский, - М.: 1973.  

3. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии / В.А. Киселева. – М.: Школьная Пресса, 2007.  

4.Кольцова М.М., Рузина М.С.  Пальчиковый игротренинг/ М.М Кольцова, М.С. Рузина. – СПб.: ИД “МиМ”, 1998.  

5.Синицина Е.И Умные пальчики / Е.И. Синицина. – М.: “Лист”, 1998.  

6.Узорова О.В. Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения нейрогимнастики

Физические упражнения по нормализации психического состояния...

Нейрогимнастика-гимнастика для мозга ребенка

Нейрогимнастика представляет собой комплекс упражнений, которые могут выполняться взрослыми и детьми всех возрастных групп. Данный вид тренировочного процесса направлен на развитие и укрепление функци...

Применение нейрогимнастики в коррекционной работе с детьми с ЗПР для повышения эффективности коррекционного процесса

Дети, имеющие речевые и психические нарушения, быстро утомляются, имеют низкую производительность, им сложно переключать своё внимание, удерживать и распределять его - эти характеристики являются приз...

Нейрогимнастика как средство развития межполушарного взаимодействия у детей

Понятие нейрогимнастики, развитие межполушарного взаимодействия, практические упражнения....

Нейрогимнастика для дошкольников.

Нейрогимнастика для дошкольников. ...

Мастер-класс для родителей и детей 8 класса «Нейрогимнастика»

Цель: Развитие у родителей интереса к совместным играм и занятиям с ребенком дома, знакомство с приемами нейрогимнастики.Задачи:научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнк...

Консультация для родителей на тему: «Что такое нейрогимнастика?»

Рекомендовано для родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений...