Рабочая программа "Психология самопознания"
рабочая программа (9 класс)
Цель обучения:
Цель обучения –создание благоприятных условий для личностного роста подростков через активизацию внутренних ресурсов и формирования у детей мировоззрения успешного, стрессоустойчивого человека.
Задачи:
1.Содействовать выработке толерантного отношение к собственным и чужим недостаткам.
2.Способствовать адекватному восприятию оценки окружающих людей.
3.Научить ребенка контролировать свои негативные эмоциональные проявления, посредством повышения стрессоустойчивости.
4.Привить подростку навыки сотрудничества и умения взаимодействовать с окружающим миром.
5.Выявить отношение подростка к собственному здоровью и повысить мотивацию к выбору здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_23.docx | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО: Заседание МС МАУДО «ДДЮТ» МО города Братска Протокол № _____ От____________2023 Председатель МС, зам. директора по УВР: Суминова А.В. _______________ | УТВЕРЖДЕНО: Приказ № _____ От «___» ____________2023 Директор МАУ ДО «ДДЮТ» МО города Братска Л.П. Панасенкова__________
МП |
Рабочая программа
Психология самопознания
разработчик - педагог дополнительного образования
Ткаченко Светлана Викторовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа предмета разработана на основе учебника «Психология самопознания и саморазвития» Минюрова С.А.
Учебник посвящен рассмотрению актуальных психолого-педагогических проблем самопознания и саморазвития человека. В учебнике раскрыты основные понятия, механизмы, факторы, структура и психологическое содержание самопознания и саморазвития, проанализированы условия их становления, значение в жизни человека.
Для студентов высших педагогических учебных заведений
Цель обучения:
Цель обучения –создание благоприятных условий для личностного роста подростков через активизацию внутренних ресурсов и формирования у детей мировоззрения успешного, стрессоустойчивого человека.
Задачи:
1.Содействовать выработке толерантного отношение к собственным и чужим недостаткам.
2.Способствовать адекватному восприятию оценки окружающих людей.
3.Научить ребенка контролировать свои негативные эмоциональные проявления, посредством повышения стрессоустойчивости.
4.Привить подростку навыки сотрудничества и умения взаимодействовать с окружающим миром.
5.Выявить отношение подростка к собственному здоровью и повысить мотивацию к выбору здорового образа жизни.
6.Содействовать повышению ответственности за собственное поведение, развитие самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков.
Адаптированная программа предмета «Психология самопознания»
По направленности является социально-гуманитарная,
По видам деятельности- допрофессиональная подготовка,
По образовательным областям: социальная практика
По уровню содержания: базовый,
По форме реализации: групповые; клубные
По форме составления: адаптированная
По возрасту детей: для подростков.
По уровню усвоения: Профессионально-ориентированный
По целевой установке: Социальная адаптация
Пояснения к учебному плану:
Программа предмета рассчитана на 1 год обучения с общим количеством часов 72. Возраст детей – 10-13 лет. Форма организации занятий - групповая. Количественный состав групп определен на основе Образовательной программы ДДЮТ на 1-м г. о. – 15-12 человек.
Особенности организации учебно-воспитательного процесса
на 2023-24 год
Цель рабочей программы: организация учебного процесса и управление им, определение содержания, объема, порядка изучения предмета «Психология самопознания» на 2023-24 учебный год.
В 2023-24 учебном году предмет реализуется в группе 1го года обучения. Учебное содержание предмета и требования к обучающимся будут проходить апробацию
Требования к обучающимся:
По окончанию обучения, обучающиеся должны:-
знать:
- базовые понятия из области психология самопознания и саморазвития, общей и социальной психологии, психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии
- виды конфликтов и пути их преодоления
- эффективные формы работы в команде;
- техники снижения стресса и укрепления стрессоустойчивости
уметь:
- взаимодействовать сообща, совместными усилиями добиваясь определённых результатов и находя новые решения проблем и ситуаций;
- доверять друг другу и регулировать свое поведение, исходя из правил тренинговой работы;
- работать «в кругу», применять на практике индивидуальные и групповые коммуникативные навыки;
- защищать себя и своё здоровье;
- высказывать и аргументировать свою позицию, при этом уважая мнение и позицию другого человека;
- развивать внимание, память, воображение, творческое мышление
Результатом обучения можно считать формирование у учащихся таких личностных качеств личности как уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка, доброжелательность и толерантность, эмоциональная устойчивость и эмпатия, способность ставить задачи самоизменения. В результате усвоения учебного материала курса «Психология самопознания» обучающиеся получат возможность приблизиться к пониманию уникальности внутреннего мира человека и неразрывной связи с внешним миром, другими людьми и человечеством в целом, смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность. Данный спецкурс заканчивается выполнением итоговой творческой работы на выбор («портфолио» достижений, мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы).
Календарно - тематический план на 2023-24 учебный год
Коллектив: Психологический клуб для подростков «ВСмысле»
(10 -13 лет)
№ | Месяц | Тема | Теория | Практ. |
1 | сентябрь | Введение. Введение в практическую психологию. Предложение правил работы группы и самоопределение. Цели и задачи курса. Формирование позиции взаимодействия на занятиях. Актуализация собственных проблем учащихся. Разделение понятий бытовой и психологической проблемы. | 4 | 2 |
2 | октябрь | Внутренний мир человека и возможности его познания. Как превратить недостатки в достоинства. Мои ценности. Социальное восприятие: как узнать другого человека. Образ окружающей реальности и образ «Я». Структура личности. Взаимное влияние людей в процессе общения. | 6 | 4 |
| ||||
3 | ноябрь | Эмоциональная сфера человека. Роль эмоций в общении. Агрессия и ее роль в развитии человека Саморегуляция в структуре самопознания и саморазвития личности. Саморегуляция, ее механизмы и способы осуществления | 6 | 2 |
4 | декабрь | Творчество как ценность. Творчество как самовыражение, самореализация. Творчество как самостоятельная ценность личности. Специфические качества творческой личности. Способность к постановке проблемы. Оригинальность мышления. Диалектичность мышления. Легкость ассоциирования и воображение. Гибкость мышления. | 6 | 2 |
5 | январь | Конфликты и их роль в развитии Я. Общение в конфликте. Понятие о конфликте. Практикум «Диагностика конфликта». Человек в конфликте. Конструктивные и деструктивные конфликты Динамика конфликта Особенности общения посредника в конфликте. | 4 | 4 |
6 | февраль | Взаимодействие с людьми. Три стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Вербальная и невербальная коммуникация. Виды общения. Уровни общения. Общение личностное и ролевое. Позиции в общении. Умение сказать «нет» | 6 | 2 |
7 | март | Я – концепция и ее ключевые компоненты. Способы и средства самопознания. Самонаблюдение. Самоанализ. Моделирование собственной личности. Самопринятие. Рефлексия как механизм самопознания и саморазвития. Виды рефлексии: коммуникативная, личностная, интеллектуальная. Этапы рефлексивного механизма | 6 | 2 |
8 | апрель | Межличностная привлекательность: любовь и дружба. Взаимность или обоюдная привлекательность. Что помогает и что мешает отношениям. Психология женская и мужская, в чем отличие. | 6 | 2 |
9 | май | Публичное выступление. Уверенность в себе. Работа с голосом. Контакт глазами. Ошибки. Подготовка к выступлению. Первые минуты. Как удержать внимание. Тезисы к выступлению. Планирование личного времени. | 4 | 4 |
Итого 72 | 48 | 24 |
Литература для педагога:
1. Минюрова С.А. М62 Психология самопознания и саморазвития [Электронный ресурс]: учебник / С.А. Минюрова. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2016. — 480 с.
2. Вачков, Игорь Викторович. Психологический тренинг: методология и методика проведения/И. В. Вачков.-2-е изд., перераб.- М.: Эксмо, 2010 г.
3. Деловое общение: учебное пособие/ авт.-сост. И. Н.Кузнецов.- 4-е изд.-М.: Дашков и К, 2011 г.
4. Жданова, Елена Викторовна. Личность и коммуникация: практикум по речевому взаимодействию: учебное пособие/Е. В. Жданова.- М.: Флинта: Наука, 2010 г.
5. Соснова, Маргарита Львовна. Тренинг коммуникативного мастерства: Учебное пособие для вузов/М. Л. Соснова.- М.: Академический Проект,2010 г.
6. Тренинг общения для подростков Автор: Грецов А.Г.Издательство: Питер Год: 2009 г.
7. Фопель К., Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. Части 1-4 Генезис, 2010 г.
8. Фопель К. Психологические игры и упражнения Генезис, 2011
9. Фопель К., Групповая сплоченность Генезис, 2010 г.,
Литература для обучающихся и родителей :
- «Курс практической психологии, или как добиваться успеха» Р.Р. Кашапов ,Ижевск, «АСТ- пресс», 2000г., 443с.
- «Тренинг общения для подростков» А.Г. Грецов, СПб, «Питер», 2005г., 160 с.
- «Психология развития конкурентоспособной личности», Митина Л.М., М. Издательство Московского психолого-социалного института, 2003г., 400с.
- «Я и моя профессия», Г.В. Резапкина, рабочая тетрадь, М., Генезис, 2000г.128с.
- «Психология успеха» Е.К. Климова, О.А. Помазина, О.Н. Бакурова, рабочая тетрадь, СПб, Речь, 2013г. 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы самопознания и культуры общения
Программа "Основы самопознания и культуры общения"...
самопознание
урок по обществознанию в 7 классе....
Урок "Самопознание героя Лермонтова. Психологизм (по роману «Герой нашего времени»)"
В основе урока - деятельностный подход. Занятие начинается с небольшого музыкального в...
Формирование толерантной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению через воспитательную систему класса
Я работаю в школе более семнадцати лет учителем немецкого языка и почти всё время являюсь классным руководителем. Каждый год с волнением переступаю порог класса и вместе с детьми погружаюс...
Рабочая программа элективного курса по психологии "От самопознания к самореализации" для 10 класса
Курс позволяет обучающимся 10 класса создать целостное представление о возможностях применения на практике человековедческих технологий, привить интерес к самопознанию и самовоспитанию....
Рабочая программа элективного курса «Самопознание личности» 5 класс
Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Самопознание личности» составлена на основе:- программы Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А «Все цве...