Рабочая программа "Психология самопознания"
рабочая программа (9 класс)

Цель обучения:

Цель обучения –создание благоприятных условий для личностного роста подростков через активизацию внутренних ресурсов и формирования у детей  мировоззрения успешного, стрессоустойчивого человека.

          

 

 Задачи:

1.Содействовать выработке толерантного отношение к собственным и чужим недостаткам.

2.Способствовать адекватному восприятию оценки окружающих людей.

3.Научить ребенка контролировать свои негативные эмоциональные проявления, посредством повышения стрессоустойчивости.

4.Привить подростку навыки сотрудничества и умения взаимодействовать с окружающим миром.

5.Выявить отношение подростка к собственному здоровью и повысить мотивацию к выбору здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_23.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО:

Заседание  МС

МАУДО  «ДДЮТ» МО города Братска

Протокол № _____

От____________2023

Председатель МС, зам. директора по УВР:

Суминова А.В.

_______________

УТВЕРЖДЕНО:

Приказ № _____

От «___» ____________2023

Директор

МАУ ДО   «ДДЮТ»

МО города Братска

Л.П. Панасенкова__________

                   

МП                            

Рабочая программа  

Психология самопознания

разработчик  - педагог  дополнительного образования

Ткаченко Светлана Викторовна  

                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

Данная рабочая программа предмета разработана на основе учебника «Психология самопознания и саморазвития» Минюрова С.А.

Учебник посвящен рассмотрению актуальных психолого-педагогических проблем самопознания и саморазвития человека. В учебнике раскрыты основные понятия, механизмы, факторы, структура и психологическое содержание самопознания и саморазвития, проанализированы условия их становления, значение в жизни человека.

Для студентов высших педагогических учебных заведений

Цель обучения: 

Цель обучения –создание благоприятных условий для личностного роста подростков через активизацию внутренних ресурсов и формирования у детей  мировоззрения успешного, стрессоустойчивого человека.

           

 Задачи:

1.Содействовать выработке толерантного отношение к собственным и чужим недостаткам.

2.Способствовать адекватному восприятию оценки окружающих людей.

3.Научить ребенка контролировать свои негативные эмоциональные проявления, посредством повышения стрессоустойчивости.

4.Привить подростку навыки сотрудничества и умения взаимодействовать с окружающим миром.

5.Выявить отношение подростка к собственному здоровью и повысить мотивацию к выбору здорового образа жизни.

6.Содействовать повышению ответственности за собственное поведение, развитие самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков.

Адаптированная программа предмета «Психология самопознания»

По направленности является  социально-гуманитарная,

По видам деятельности- допрофессиональная подготовка,

По образовательным областям: социальная практика

По уровню содержания: базовый,

По форме реализации:  групповые; клубные

По форме составления: адаптированная

По возрасту детей: для подростков.

По уровню усвоения:  Профессионально-ориентированный

По целевой установке: Социальная адаптация

Пояснения  к учебному плану:

Программа предмета рассчитана на 1 год обучения с общим количеством часов 72. Возраст детей – 10-13 лет. Форма организации занятий - групповая. Количественный состав групп определен  на основе Образовательной программы ДДЮТ на 1-м г. о. – 15-12 человек.

Особенности  организации учебно-воспитательного процесса

на 2023-24 год

Цель рабочей программы: организация учебного процесса и управление  им, определение содержания, объема, порядка изучения предмета «Психология самопознания» на 2023-24 учебный год.

В 2023-24 учебном году предмет реализуется в группе 1го года обучения. Учебное содержание предмета и требования к обучающимся будут проходить апробацию

Требования к обучающимся:

По окончанию  обучения, обучающиеся должны:-

знать: 

  • базовые понятия из области психология самопознания и саморазвития, общей и социальной психологии, психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии
  • виды конфликтов и пути их преодоления
  • эффективные формы работы в команде;
  • техники снижения стресса и укрепления стрессоустойчивости  

уметь:

  • взаимодействовать сообща, совместными усилиями добиваясь определённых результатов и находя новые решения проблем и ситуаций;
  • доверять друг другу и регулировать свое поведение, исходя из правил тренинговой работы;
  • работать «в кругу», применять на практике индивидуальные и групповые коммуникативные навыки;
  • защищать себя и своё здоровье;
  • высказывать и аргументировать свою позицию, при этом уважая мнение и позицию другого человека;
  • развивать внимание, память, воображение, творческое мышление

Результатом обучения можно считать формирование у учащихся таких личностных качеств личности как уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка, доброжелательность и толерантность, эмоциональная устойчивость и эмпатия, способность ставить задачи самоизменения. В результате усвоения учебного материала курса «Психология самопознания» обучающиеся получат возможность приблизиться к пониманию уникальности внутреннего мира человека и неразрывной связи с внешним миром, другими людьми и человечеством в целом, смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность. Данный спецкурс заканчивается выполнением итоговой творческой работы на выбор («портфолио» достижений, мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы).

Календарно - тематический план на 2023-24 учебный год

Коллектив: Психологический клуб для подростков  «ВСмысле»

 (10 -13 лет)

Месяц

Тема

Теория

Практ.

1

сентябрь

Введение. Введение в практическую психологию. Предложение правил работы группы и самоопределение. Цели и задачи курса. Формирование позиции взаимодействия на занятиях.  

Актуализация собственных проблем учащихся. Разделение понятий бытовой и психологической проблемы.

4

2

2

октябрь

Внутренний мир человека и возможности его познания. Как превратить недостатки в достоинства. Мои ценности. Социальное восприятие: как узнать другого человека. Образ окружающей реальности  и образ «Я».  Структура личности.  Взаимное влияние людей в процессе общения.  

6

4

 

3

ноябрь

Эмоциональная сфера человека. Роль эмоций в общении. Агрессия и ее роль в развитии человека Саморегуляция в структуре самопознания и саморазвития личности. Саморегуляция, ее механизмы и способы осуществления  

6

2

4

декабрь

Творчество как ценность. 

Творчество как самовыражение, самореализация. Творчество как самостоятельная ценность личности. Специфические качества творческой личности. Способность к постановке проблемы. Оригинальность мышления. Диалектичность мышления. Легкость ассоциирования и воображение. Гибкость мышления.

6

2

5

январь

Конфликты и их роль в развитии Я. Общение в конфликте. Понятие о конфликте.  Практикум «Диагностика конфликта».   Человек в конфликте.  Конструктивные и деструктивные конфликты  Динамика конфликта Особенности общения посредника в конфликте.  

4

4

6

февраль

Взаимодействие с людьми. Три стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Вербальная и невербальная коммуникация. Виды общения. Уровни общения. Общение личностное и ролевое. Позиции в общении. Умение сказать «нет»

6

2

7

март

Я – концепция и ее ключевые компоненты. Способы и средства самопознания. Самонаблюдение. Самоанализ. Моделирование собственной личности. Самопринятие. Рефлексия как механизм самопознания и саморазвития. Виды рефлексии: коммуникативная, личностная, интеллектуальная. Этапы рефлексивного механизма

6

2

8

апрель

Межличностная привлекательность: любовь и дружба. Взаимность или обоюдная привлекательность. Что помогает и что мешает отношениям. Психология женская и мужская, в чем отличие.

6

2

9

май

Публичное выступление. Уверенность в себе. Работа с голосом. Контакт глазами. Ошибки. Подготовка к выступлению. Первые минуты. Как удержать внимание.

Тезисы к выступлению.

Планирование личного времени.

4

4

Итого   72

48

24

Литература для педагога:

1. Минюрова С.А. М62 Психология самопознания и саморазвития [Электронный ресурс]: учебник / С.А. Минюрова. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2016. — 480 с.

2. Вачков, Игорь Викторович. Психологический тренинг: методология и методика проведения/И. В. Вачков.-2-е изд., перераб.- М.: Эксмо, 2010 г.

3. Деловое общение: учебное пособие/ авт.-сост. И. Н.Кузнецов.- 4-е изд.-М.: Дашков и К, 2011 г.

4. Жданова, Елена Викторовна. Личность и коммуникация: практикум по речевому взаимодействию: учебное пособие/Е. В. Жданова.- М.: Флинта: Наука, 2010 г.

5. Соснова, Маргарита Львовна. Тренинг коммуникативного мастерства: Учебное пособие для вузов/М. Л. Соснова.- М.: Академический Проект,2010 г.

6. Тренинг общения для подростков Автор: Грецов А.Г.Издательство: Питер Год: 2009 г.

7. Фопель К., Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. Части 1-4 Генезис, 2010 г.

8. Фопель К. Психологические игры и упражнения Генезис, 2011

9. Фопель К., Групповая сплоченность Генезис, 2010 г.,

Литература для обучающихся и родителей :

  1. «Курс практической психологии, или как добиваться успеха» Р.Р. Кашапов ,Ижевск, «АСТ- пресс», 2000г., 443с.
  2. «Тренинг общения для подростков» А.Г. Грецов, СПб, «Питер», 2005г., 160 с.
  3.  «Психология развития конкурентоспособной личности», Митина Л.М., М. Издательство Московского психолого-социалного института, 2003г., 400с.
  4. «Я и моя профессия», Г.В. Резапкина, рабочая тетрадь, М., Генезис, 2000г.128с.
  5. «Психология успеха» Е.К. Климова, О.А. Помазина, О.Н. Бакурова, рабочая тетрадь, СПб, Речь, 2013г. 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы самопознания и культуры общения

Программа "Основы самопознания и культуры общения"...

самопознание

урок по обществознанию в 7 классе....

Урок "Самопознание героя Лермонтова. Психологизм (по роману «Герой нашего времени»)"

В основе урока -  деятельностный подход.                   Занятие начинается с небольшого музыкального в...

Формирование толерантной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению через воспитательную систему класса

Я работаю в школе более семнадцати лет учителем немецкого языка и почти всё время являюсь классным руководителем. Каждый год с волнением переступаю порог класса и вместе с детьми погружаюс...

Рабочая программа элективного курса по психологии "От самопознания к самореализации" для 10 класса

 Курс позволяет обучающимся 10 класса создать целостное представление о возможностях применения на практике человековедческих технологий, привить интерес к самопознанию и самовоспитанию....

Рабочая программа элективного курса «Самопознание личности» 5 класс

Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Самопознание личности» составлена на основе:-  программы Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А «Все цве...