«Колесо ценностей»
методическая разработка по психологии (7 класс)
«Настоящим человеком становится только тот, у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки...
Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, – вот одно из золотых правил воспитания нравственных качеств»
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Колесо ценностей" | 26.99 КБ |
Колесо ценностей | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
«Настоящим человеком становится только тот, у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки...
Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, – вот одно из золотых правил воспитания нравственных качеств»
В.А. Сухомлинский
«Духовно-нравственное воспитание, по мнению, - представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей его внутреннего мира».
Т.И. Петракова
Нравственное воспитание – это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Г.Ф. Гаврилычева
«Колесо ценностей»
Актуальность:
Значимость духовно-нравственного воспитания отмечается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 г., где подчеркивается, что основные общеобразовательные программы всех ступеней образования должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности, а формирование духовно-нравственной культуры обучающихся является одной из главных задач, которая ставится перед современной школой.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения ими.
Доказано, что период младшего школьного возраста является наиболее сензитивным для развития представлений о нравственности. В этом возрасте у ребёнка происходит ряд изменений, которые способствуют его развитию как личности: становление произвольного внимания, возникновение самооценки и развитие самосознания. Учитывая эти и другие возрастные особенности, такие как эмпатия, подражательный характер поведения, отзывчивость, чувствительность и внушаемость педагог может повлиять на формирование положительных нравственных качеств личности. Именно в младшем школьном возрасте осваивается новая социальная роль - ученик, усваиваются правила поведения в обществе, осваиваются новые нравственно-значимые чувства, такие, как справедливость, долг, ответственность, сострадание.
Цель: целенаправленное формирование морального сознания, нравственных представлений, выработка навыков и привычек нравственного поведения.
Задачи:
- повышение представлений о нравственных ценностях;
- познакомить с видами ценностей и их различиями;
- самодиагностика системы жизненных ценностей;
- развивать критическое отношение к своим поступкам, умение их анализировать;
- задуматься о важности определения основополагающих для выбора жизненной стратегии жизненных ценностей
- формировать способности воспитывающего влияния на других людей.
- сплочение классного коллектива.
- формирование у учащихся навыков межличностной коммуникации.
Введение.
Первыми о категориях нравственности заговорили еще древние греки.
Аристотель первым дал определение понятию «этика» и выделил ее в отдельное философское учение.
Аристотель считал объектом этики изучение добродетели, добродетельного поведения, свобода, блага. Выделяя теоретическую и практическую философии, этику он относил ко второму, потому что основана на поступках.
«Нравственные качества» – слово, возникшее в русском языке как синоним латинского «мораль» – обычай, нрав, и греческого «этика» – обычай, нрав, характер.
Со временем содержание понятия нравственности изменилось, и сейчас принято считать, что нравственность – это внутренние регуляторы поведения человека, а мораль – внешние.
Нравственное качество включает в себя три основных компонента:
- Нравственные чувства;
- Привычки нравственного поведения;
- Нравственные представления (о добре и зле, о явлениях общественной жизни)
Занятие основано на беседе «Модель идеального класса»
Беседа
– «Все вы учитесь в одном классе много лет, некоторые вместе учатся с первого класса. Вы понимаете, друг друга, стараетесь помочь товарищу?
Зачем ходят в школу? Во-первых, получать знания, во-вторых, пообщаться. Это главные причины. Может так получиться, что из-за того, что не складываются отношения с одноклассниками, не хочется идти в школу. Давайте поговорим о том, какими качествами должна обладать группа, чтобы каждый чувствовал себя хорошо. Нужно назвать черты, благодаря которым в группе всем хорошо. На ватмане нарисован круг, разделенный на 16 частей».
Психолог подписывает каждый радиус с внешней стороны круга качества, необходимые для успешного сотрудничества, взаимодействия в классе, комментирует и уточняет представление подростков о том или ином качестве. Например: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение слушать, принятие, эмпатия, альтруизм, уважение, доброжелательность, юмор, свобода высказывания, тактичность, сплоченность и т.д.
Каждый радиус окружности ведущий делит на 10 баллов. Это шкала, где откладывается количество баллов, которыми оценивается каждая черта.
Далее ведущий называет качество, и группа решает, на сколько баллов оно проявляется в классе. После этого соединяются все точки, в результате чего получается «паутина». Чем ближе она к центру, тем каждому в группе трудней. Чем ближе паутина к краям окружности, тем лучше группа и тем комфортнее каждому.
Дальнейшая работа строится на обсуждении, как улучшить атмосферу класса, какие качества группе надо развивать, какой вклад может внести каждый в улучшение климата группы. Ведущий подводит к тому, чтобы оставаясь собой, каждый работал над своими недостатками. «Мы не можем изменить группу, не изменяя себя».
Пример:
Добро - действия, приносящие счастье и не причиняющие никому вреда, ущерба, боли, страданий.
Примеры добрых поступков из жизни:
Помочь пожилой женщине донести тяжелые сумки до дома
Уступить место беременной девушке в общественном транспорте
Накормить бездомных животных
Помочь однокласснику выполнить домашнее задание или объяснить тему прошедшего урока
Приготовить уставшей после работы маме ужин
Устроить генеральную уборку в квартире.
Честность - одна из основных человеческих добродетелей, моральное качество, которое включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убеждённость в правоте дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется.
Если перед вами идет человек, и у него из кармана вылетает крупная купюра или кошелек, перед вами всегда стоит выбор – молча забрать находку себе или догнать человека и вернуть ему пропажу. Несложно догадаться, что сделает честный человек.
Еще один пример честности – это выполнение обещаний. Если вы только обещаете и ничего не выполняете, вы не сможете считаться надежным человеком. Ведь если вашим словам нельзя доверять, значит, честность не ваша черта.
Искренность – это черта характера и особенность поведения человека, заключающаяся в том, что он не скрывает своих истинных мыслей и намерений, открыто говорит о своём отношении к людям и к различным обстоятельствам;
Толерантность - терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть – это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий;
Трудолюбие - черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности, любовь к труду, стремление, много и усердно работать, трудиться;
Ответственность - осознаётся человеком как призвание, обусловленная соглашением - как обязанность;
Ответственность: каждое утро вы должны кормить собаку. …
Ответственность: вы встречаетесь с друзьями в парке, чтобы поиграть, и ожидается, что вы будете дома к 5:30. …
Ответственность: Забота о вашей личной безопасности.
Доверие - открытые взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности другого человека;
Примером доверия может служить информация, которую тебе рассказал твой друг, которую он хотел бы сохранить в секрете. Например, твой одноклассник может по секрету рассказать тебе, что ему нравится девочка из вашего класса. Рассказывая тебе это, он доверяет тебе, верит, что ты никому про это не расскажешь.
Милосердие – это способность человека откликаться на чужую боль, сострадать, сочувствовать. Тот, кто обладает таким качеством, всегда готов помочь кому-либо, не думая о себе;
Отзывчивость это душевное качество - бескорыстие, готовность безвозмездно помочь другому, участливость. Отзывчивые люди также проявляют другие положительные качества как щедрость, великодушие;
Терпеливость – это сдержанное ожидание, отсутствие суеты и торопливости в своих выводах, принятии решений и действиях;
Дружелюбие - это доброе, благожелательное отношение к другим людям, способность видеть хорошее в людях, сближаться с ними, дружить. Искренне, светлое чувство, способность жить в мире и согласии, решать вопросы мирным путём, умение быть настоящим другом. Дружба - это бескорыстное чувство, доверие, искренняя симпатия людей, основанная на общих интересах и взглядах на жизнь;
Верность - стойкость и неизменность в своих чувствах, отношениях, в исполнении обязанностей, долга;
Оптимизм - отношение, отражающее веру или надежду в положительный и желаемый исход тех или иных событий;
Рассудительность - интеллектуальное качество личности, проявляющееся как способность пользоваться умом, знанием и жизненным опытом при анализе фактов, принятии решений, получении выводов;
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Настоящим человеком становится только тот, у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки... Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, – вот одно из золотых правил воспитания нравственных качеств» В.А. Сухомлинский
Цель: целенаправленное формирование морального сознания, нравственных представлений, выработка навыков и привычек нравственного поведения.
Задачи: повышение представлений о нравственных ценностях; познакомить с видами ценностей и их различиями; самодиагностика системы жизненных ценностей; развить критическое отношение к своим поступкам, умение их анализировать; задуматься о важности определения основополагающих для выбора жизненной стратегии жизненных ценностей; д ать знания о способностях воспитывающего влияния на других людей; формирование у учащихся навыков межличностной коммуникации; сплочение классного коллектива.
« Нравственные качества» – слово, возникшее в русском языке, как синоним латинского «мораль» – обычай, нрав. И греческого «этика » – обычай, нрав, характер.
Нравственное качество включает в себя три основных компонента: Н равственные чувства Привычки нравственного поведения Нравственные представления (о добре и зле, о явлениях общественной жизни )
Чертим круг; 2. Делим на 8 частей; 3. Подписываем каждый радиус с внешней стороны круга; 4. Каждый радиус делим на шкалу из 10-ти баллов ; 5 . Шкала , где откладывается количество баллов, которыми оценивается каждая черта - обсуждается и отмечается; 6 . Соединяются все точки.
Добро, Честность, Искренность, Толерантность, Трудолюбие, Ответственность, Доверие, Милосердие, Отзывчивость, Терпеливость, Дружелюбие, Верность, Оптимизм, Рассудительность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизненные ценности в семейной жизни и формирование разумных потребностей и жизненных ценностей у старшеклассников
Лекция для родителей учащихся 9-11 классов...
Классный час в 7 классе «Ценность родства и семейные ценности»
Цель: воспитывать у детей чувство гордости за свою семью, фамилию, за своих родителей.Задачи: · подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого челове...
Классный час для старшеклассников "Ценность нравственности и нравственные ценности"
Конспект классного часа, формирующего у школьников нравственное миропонимание....
Нравственные ценности. Истинные и мнимые ценности.
Воспитательное занятие. Целью которого является обсуждение понятий "ценности", "цена", их буквальное и переносное значение. Содействие формированию у учащихся умения осмысливать и ...
Результаты проведения опроса «Проявление семейных ценностей в поведении супругов» (диагностика формирования семейных ценностей у подростков). Мартынова М.В., Тихонова Е.В., методисты ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб
Из опыта работы. Диагностика формирования семейных ценностей у подростков....
Тема урока: «Доброделание. Нравственные ценности в жизни человека. Подтема: «Возможен ли диалог ценностей?»
Цель: Сохранить через диалог нравственных ценностей историческую память о заступниках земли Русской, причисленных Русской Православной Церковью к лику Святых и пробуждать актуальное желание служить н...
Тема занятия: Изучение базовых моделей. Зубчатые колеса. Зубчатая передача. Промежуточное зубчатое колесо.
Тип занятия: занятие изучения и первичного закрепления нового материала.Вид занятия: комбинированное.Цель: познакомить учащихся с зубчатыми колесами и зубчатыми передачами.Задачи: Образовательные: Поз...