Особенности обучения в классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
консультация по психологии

Пеньковская Тамара Ивановна

Глубокое психологическое понимание  особенностей обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, позволит педагогу  уверенно  строить  взаимодействие  с данной категорией детей,  даст возможность  корректно проанализировать тот или иной фрагмент учебной деятельности как с позиции ребенка, так и с позиции учителя и сделав выводы, строить работу дальше без педагогического разочарования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультацию подготовила

учитель класса с умеренной и

тяжелой умственной отсталостью

Пеньковская Т.И.

высшая квалификационная категория

Особенности организации обучения

в классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Не останавливаясь на том факте, что дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обладают крайне низкими познавательными возможностями, которые не позволяют им усвоить АООП в 1 варианте, необходимо отметить и дополнительные особенности обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, которые явно выделяют таких детей и в  детском коллективе коррекционной школы. Понимание этих особенностей позволит педагогу  уверенно  строить  взаимодействие  с данной категорией детей,  даст возможность  корректно проанализировать тот или иной фрагмент учебной деятельности как с позиции ребенка, так и с позиции учителя и сделав выводы, строить работу дальше без педагогического разочарования.

Особенности обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью:

  • Хаотичный, беспорядочный  и  неосмысленный  характер учебной деятельности обучающихся. Дети не могут себя организовать, не владеют самоконтролем, не увлекаются игрой, не планируют свои действия, часто «соскальзывают» с задания  или поручения. Необходим постоянный контроль и направляющая деятельность педагога.
  • Крайне  низкая  самокритичность   на всех этапах учебной и внеучебной деятельности.  Дети не видят своих ошибок ни в учебных заданиях, ни в поведении, они не понимают их. Взаимодействие с детьми необходимо строить предъявляя всегда четкие инструкции и поведенческие шаблоны (так можно, а так нельзя). При этом инструкции и поведенческие шаблоны должны быть выдержаны в системе, т.е. если нельзя, то никогда нельзя.
  • У большинства детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью наблюдается пониженный темп  мыслительной деятельности. Дети с трудом включаются в процесс, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.  В процессе взаимодействия  (урочного и внеурочного) обучающихся нельзя торопить, не следует  предлагать соревновательные задания т.к. это может перерасти в эмоциональное перевозбуждение, истерию и даже агрессию. 
  • Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (а в особенности дети с аутистическими расстройствами)  очень четко считывают эмоциональное состояние учителя и это решающим образом накладывает отпечаток на их  психическое состояние, на восприятие учителя  и, как следствие – на восприятие учебного материала  и работоспособность в целом.  Педагог должен быть уравновешенным, сдержанным в самых непредсказуемых, неожиданных ситуациях и ситуациях  интенсивного возбуждения ребенка. Речь учителя должна быть спокойная,  четкая, доступная для понимания детей, без суеты.

При обучении детей данной  категории  применяются  следующие  методы:

Словесные методы. Это инструкция, рассказывание, беседа, объяснение и др.; Все эти методы должны сопровождаться эмоциональностью и сопровождаться наглядным или практическим показом.

Наглядные методы. К ним относятся показ изучаемых предметов, изображений, организация наблюдений учащихся, показ развивающих видеофильмов (мультфильмов), презентаций и др. Применяя наглядные методы необходимо обыгрывать предметы и действия с ними, дополнять рассказом, ставить уточняющие вопросы, направляющие внимание учащихся на признаки, различающие данные предметы, их изображения. В связи с неустойчивым вниманием обучающихся, детям с умеренной умственной отсталостью начальных классов, на уроке для фронтальной работы с учащимися рекомендуется применять 2–4 наглядного предмета одновременно. При этом наглядный материал должен быть ярких, насыщенных тонов.

Практические методы. Они включают дидактические и сюжетно-ролевые игры, упражнения, манипуляция предметами, выполнение трудовых и социально-бытовых заданий, практическая работа в тетради (рисование, раскрашивание, штриховка, аппликация и т.д.).

Особенности организации урока:

  • Уроки  с детьми данной категории делятся на две части: первая - образовательная, вторая - игровая.  Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей класса. 
  • Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими детям  возможность проявить собственную активность.
  • Всё коррекционно-развивающее обучение предусматривает соблюдение охранительного режима (щадящие  нагрузки, психодинамические  разгрузки, пальчиковые гимнастики и др.)
  • Минимизация программного материала. Учитывая, при обучении детей данной категории особенности их   познавательной деятельности, новый учебный материал, планируемый для усвоения, необходимо делить на маленькие порции и представлять для усвоения в игровых, наглядно-практических, деятельностных  условиях.
  • Закрепление нужно проводить на большом количестве тренировочных упражнений,  многократно повторять усвоенное на разнообразном материале.
  • Тщательно отбирать методы и приемы  обучения детей с особыми образовательными возможностями, учитывая необходимость частой смены видов деятельности.
  • При организации уроков необходимо осуществлять комплексный подход к восприятию – использование приемов, затрагивающих все  сенсорные системы - зрение, слух, практические манипуляции.
  • На всех уроках  применяется индивидуальный и дифференцированный подход к обучению (индивидуальные задания и их объем,  помощь в соответствии с потребностями и т.д.)
  • Учебный материал урока строится на связи обучения с повседневной жизнью  ребёнка и окружающих его людей.
  • Задания и упражнения  урока предлагаются  в  игровой  форме. Игра подбирается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.
  • В процессе уроков  необходимо использование ИКТ (программы, тренажеры, интерактивные игры и т.д.). Это позволяет повысить эффективность обучения. Компьютер берёт на себя механическую тренировочную работу там, где это нужно и возможно. Нужно помнить, что время восприятия учебного наглядного материала  с экрана проектора не должно превышать 15-20 мин на уроке.
  • В целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения, во время урока нужно стараться вызвать у обучающихся  эмоции. Обязательна и эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребенка.
  • Выполнение действий по подражанию – один из основных рабочих приемов учителя на уроках. 
  • При  заметно сниженной  (или полностью отсутствующей) реакции на говорящего,  часто ребенок лучше реагирует на тихую, шепотную речь, обращенную к нему.
  • Позитивный, доброжелательный  настрой учителя позволит сохранить положительный эмоциональный фон урока и сохранит работоспособность учеников.
  • Самое главное правило обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью – это не обучение грамоте (в классическом  представлении), а создание у детей социальных контактов, тех необходимых навыков, которые пригодятся им в семье, в обществе,  при контактах в ближайшем окружении.

Литература по вопросам обучения детей

с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

  1. Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (программно-методические материалы) / Под. ред. И. М. Бгажноковой. — ВЛАДОС. 2007.
  2. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  3. Шипицына Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. СПб.: Изд-во Союз, 2004.
  4. Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007.
  5. Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. 2000. № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.

Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией  Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...

Статья."Организация предметно - пространственной среды в обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"

Организация предметно - пространственной среды в обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для обучающихся 5-х классов с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Рабочая программа   для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на   основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отста...

Статья "История воспитания и обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в России".

Статья посвящена проблеме изучения, воспитания и обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в различные исторические периоды в России.Ключевые понятия: обучающиеся с умственной отстал...

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.1 класс

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения ...

Конспект урока по предмету «Окружающий социальный мир» для обучающихся 6-«В» класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) «От колоска к хлебу».

Цель данного урока: способствовать формированию представлений обучающихся об этапах процесса производства хлеба, а также о значении хлеба для человека....