Особенности обучения в классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
консультация по психологии
Глубокое психологическое понимание особенностей обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, позволит педагогу уверенно строить взаимодействие с данной категорией детей, даст возможность корректно проанализировать тот или иной фрагмент учебной деятельности как с позиции ребенка, так и с позиции учителя и сделав выводы, строить работу дальше без педагогического разочарования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности обучения в классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультацию подготовила
учитель класса с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью
Пеньковская Т.И.
высшая квалификационная категория
Особенности организации обучения
в классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Не останавливаясь на том факте, что дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обладают крайне низкими познавательными возможностями, которые не позволяют им усвоить АООП в 1 варианте, необходимо отметить и дополнительные особенности обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, которые явно выделяют таких детей и в детском коллективе коррекционной школы. Понимание этих особенностей позволит педагогу уверенно строить взаимодействие с данной категорией детей, даст возможность корректно проанализировать тот или иной фрагмент учебной деятельности как с позиции ребенка, так и с позиции учителя и сделав выводы, строить работу дальше без педагогического разочарования.
Особенности обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью:
- Хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер учебной деятельности обучающихся. Дети не могут себя организовать, не владеют самоконтролем, не увлекаются игрой, не планируют свои действия, часто «соскальзывают» с задания или поручения. Необходим постоянный контроль и направляющая деятельность педагога.
- Крайне низкая самокритичность на всех этапах учебной и внеучебной деятельности. Дети не видят своих ошибок ни в учебных заданиях, ни в поведении, они не понимают их. Взаимодействие с детьми необходимо строить предъявляя всегда четкие инструкции и поведенческие шаблоны (так можно, а так нельзя). При этом инструкции и поведенческие шаблоны должны быть выдержаны в системе, т.е. если нельзя, то никогда нельзя.
- У большинства детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью наблюдается пониженный темп мыслительной деятельности. Дети с трудом включаются в процесс, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. В процессе взаимодействия (урочного и внеурочного) обучающихся нельзя торопить, не следует предлагать соревновательные задания т.к. это может перерасти в эмоциональное перевозбуждение, истерию и даже агрессию.
- Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (а в особенности дети с аутистическими расстройствами) очень четко считывают эмоциональное состояние учителя и это решающим образом накладывает отпечаток на их психическое состояние, на восприятие учителя и, как следствие – на восприятие учебного материала и работоспособность в целом. Педагог должен быть уравновешенным, сдержанным в самых непредсказуемых, неожиданных ситуациях и ситуациях интенсивного возбуждения ребенка. Речь учителя должна быть спокойная, четкая, доступная для понимания детей, без суеты.
При обучении детей данной категории применяются следующие методы:
Словесные методы. Это инструкция, рассказывание, беседа, объяснение и др.; Все эти методы должны сопровождаться эмоциональностью и сопровождаться наглядным или практическим показом.
Наглядные методы. К ним относятся показ изучаемых предметов, изображений, организация наблюдений учащихся, показ развивающих видеофильмов (мультфильмов), презентаций и др. Применяя наглядные методы необходимо обыгрывать предметы и действия с ними, дополнять рассказом, ставить уточняющие вопросы, направляющие внимание учащихся на признаки, различающие данные предметы, их изображения. В связи с неустойчивым вниманием обучающихся, детям с умеренной умственной отсталостью начальных классов, на уроке для фронтальной работы с учащимися рекомендуется применять 2–4 наглядного предмета одновременно. При этом наглядный материал должен быть ярких, насыщенных тонов.
Практические методы. Они включают дидактические и сюжетно-ролевые игры, упражнения, манипуляция предметами, выполнение трудовых и социально-бытовых заданий, практическая работа в тетради (рисование, раскрашивание, штриховка, аппликация и т.д.).
Особенности организации урока:
- Уроки с детьми данной категории делятся на две части: первая - образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей класса.
- Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими детям возможность проявить собственную активность.
- Всё коррекционно-развивающее обучение предусматривает соблюдение охранительного режима (щадящие нагрузки, психодинамические разгрузки, пальчиковые гимнастики и др.)
- Минимизация программного материала. Учитывая, при обучении детей данной категории особенности их познавательной деятельности, новый учебный материал, планируемый для усвоения, необходимо делить на маленькие порции и представлять для усвоения в игровых, наглядно-практических, деятельностных условиях.
- Закрепление нужно проводить на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторять усвоенное на разнообразном материале.
- Тщательно отбирать методы и приемы обучения детей с особыми образовательными возможностями, учитывая необходимость частой смены видов деятельности.
- При организации уроков необходимо осуществлять комплексный подход к восприятию – использование приемов, затрагивающих все сенсорные системы - зрение, слух, практические манипуляции.
- На всех уроках применяется индивидуальный и дифференцированный подход к обучению (индивидуальные задания и их объем, помощь в соответствии с потребностями и т.д.)
- Учебный материал урока строится на связи обучения с повседневной жизнью ребёнка и окружающих его людей.
- Задания и упражнения урока предлагаются в игровой форме. Игра подбирается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.
- В процессе уроков необходимо использование ИКТ (программы, тренажеры, интерактивные игры и т.д.). Это позволяет повысить эффективность обучения. Компьютер берёт на себя механическую тренировочную работу там, где это нужно и возможно. Нужно помнить, что время восприятия учебного наглядного материала с экрана проектора не должно превышать 15-20 мин на уроке.
- В целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения, во время урока нужно стараться вызвать у обучающихся эмоции. Обязательна и эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребенка.
- Выполнение действий по подражанию – один из основных рабочих приемов учителя на уроках.
- При заметно сниженной (или полностью отсутствующей) реакции на говорящего, часто ребенок лучше реагирует на тихую, шепотную речь, обращенную к нему.
- Позитивный, доброжелательный настрой учителя позволит сохранить положительный эмоциональный фон урока и сохранит работоспособность учеников.
- Самое главное правило обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью – это не обучение грамоте (в классическом представлении), а создание у детей социальных контактов, тех необходимых навыков, которые пригодятся им в семье, в обществе, при контактах в ближайшем окружении.
Литература по вопросам обучения детей
с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
- Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (программно-методические материалы) / Под. ред. И. М. Бгажноковой. — ВЛАДОС. 2007.
- Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Шипицына Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. СПб.: Изд-во Союз, 2004.
- Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007.
- Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. 2000. № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.
Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...
Статья."Организация предметно - пространственной среды в обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"
Организация предметно - пространственной среды в обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для обучающихся 5-х классов с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Рабочая программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отста...
Статья "История воспитания и обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в России".
Статья посвящена проблеме изучения, воспитания и обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в различные исторические периоды в России.Ключевые понятия: обучающиеся с умственной отстал...
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.1 класс
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения ...
Конспект урока по предмету «Окружающий социальный мир» для обучающихся 6-«В» класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) «От колоска к хлебу».
Цель данного урока: способствовать формированию представлений обучающихся об этапах процесса производства хлеба, а также о значении хлеба для человека....