Статья "История воспитания и обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в России".
статья
Статья посвящена проблеме изучения, воспитания и обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в различные исторические периоды в России.
Ключевые понятия: обучающиеся с умственной отсталостью, вспомогательная школа, реабилитационный центр, компонент жизненной компетенции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСТОРИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
В РОССИИ
Оганесова Оксана Рафаэльевна
Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения, воспитания и обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в различные исторические периоды в России.
Ключевые понятия: обучающиеся с умственной отсталостью, вспомогательная школа, реабилитационный центр, компонент жизненной компетенции.
Отношение общества к умственно отсталым лицам в разные периоды его развития было неодинаковым. В России организованная общественная помощь детям с нарушением интеллекта получила развитие лишь с XIX века и связывается с Екатериной Константиновной Грачевой, первым русским педагогом - дефектологом открывшей в 1894 в Петербурге приют для слабоумных и эпилептиков. Екатерина Константиновна с первых дней обучения и воспитания особых детей столкнулась с неожиданными трудностями. Ведь никакая из существовавших в то время методик не подходила к ее воспитанникам. Екатерине Константиновне приходилось самой подготавливать нужные пособия и определять методы обучения. Однако, успехи в обучении даже глубокоотсталых воспитанников были так значительны, что в 1898 при приюте была открыта первая в России школа для умственно отсталых детей, деньги на содержании которой были выделены Петербургской городской думой.
Во всей системе работы с глубоко отсталыми и эпилептиками в приюте Екатерины Константиновны Грачевой особое место отводилось трудовому воспитанию и обучению. Благодаря деятельности Е.К. Грачевой приюты для идиотов и эпилептиков стали открываться и в других городах России: в 1902 году открывается приют в Курской губернии, в 1905 - в Москве, в 1907 - в Вятке.
В 1932 году вышла книга Е.К. Грачевой «Воспитание и обучение глубоко отсталого ребенка» с предисловием Л. С. Выготского, в котором он писал «…центральное значение книги Е. К. Грачевой мы видим, прежде всего в том, что она красноречивым языком фактов, тщательно подбираемых в течение почти полувека, выдвигает идею педагогического оптимизма по отношению к глубоко отсталым детям, притом оптимизма реального, проверенного практикой, выдержавшего научную критику».
Однако до конца 60-ых годов дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью считались «необучаемыми». В документах этих детей можно было видеть такие заключения: «Необучаем, без показаний к труду». В России до 1990-х гг. дети этой категории являлись главным образом воспитанниками домов-интернатов и находились на полном государственном обеспечении.
В 1985 году Л.Н. Поперечной, Н.Ф. Дементьевой и Е.Н. Табуновой было проведено исследование проблемы отбора детей в дома-интернаты системы социального обеспечения, куда направлялись дети с выраженными нарушениями интеллекта из вспомогательных школ. Задачей этих учреждений являлась организация бытового ухода за детьми и их медицинского обслуживания.
В трех административных территориях (Москве, Московской области, краснодарском крае) врачом-психиатром, психологом, дефектологом была проведена экспертная оценка документов, изучены 718 дел, с которыми дети поступали в дома-интернаты, была разработана «Карта сбора информации о поступивших детях», в которую включались данные о возрасте и месте предшествующего пребывания обследуемых, об их диагнозе. Был изучен контингент (64%) домов-интернатов для необучаемых детей и установлено, что 9,2% находящихся там составляют дети с умственной отсталостью в степени дебильности, 53,9% - с умственной отсталостью в степени имбецильности. Таким образом, в домах-интернатах для необучаемых детей, где не было ставок воспитателей, дети не имели возможности не только обучаться, но и получать трудовое обучение и элементарные трудовые навыки, больше половины детей обрекалось на длительное, многолетнее пребывание в условиях, не адекватных их потенциальным возможностям.
В 1970 г. директором Института дефектологии АПН СССР Власовой Т.А. была создана экспериментальная группа по разработке проблемы оказания помощи детям с тяжелой умственной отсталостью. Были выбраны специальные школы № 486 г. Москвы и №14 г. Орла, где изучались особенности сенсорного, умственного и речевого развития детей, возможности их трудового и социального воспитания.
В 1976 году был издан проект Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, куда вошли такие дисциплины как «Предметно-практическая деятельность» (автор Г.В. Цикото), «Социально-бытовая ориентировка» (авторы М.И. Кузьмицкая и Я.Г. Юдилевич). В 1983 году после многолетней апробации данной Программы вышел ее окончательный вариант, утвержденный Министерством просвещения РСФСР.
В 1986 году в домах-интернатах были введены ставки учителей, что свидетельствовали о признании обучаемости этих детей.
В 1990-е годы в нашей стране в результате гуманизации специального образования, ратификации многочисленных конвенций и деклараций детей с тяжелой умственной отсталостью, произошли изменения в системе специальной помощи этим детям. Появились правительственные документы – Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено Правительством РФ 12 марта 1997 г. №288) и проект Государственного стандарта общего образования лиц с ОВЗ (1999 г.). Увеличилось количество семей, воспитывающих таких детей и добивающихся того, чтобы их ребенок обучался и был социализирован, независимо от дефекта. Под давлением родителей и Проекта решения Министерства образования России в 1999 г. в школах VIII вида открывались классы для детей с тяжелой умственной отсталостью.
Наряду с государственными учреждениями для детей этой категории создавались и негосударственные образовательные учреждения (НОУ). Так, в сентябре 1995 г. была открыта негосударственная образовательная организация «Школа св. Георгия» в ЮВАО, одна из первых коррекционных негосударственных организаций в России, которая включала в образовательный процесс детей-инвалидов относящихся к категории «необучаемых» в нашей стране. Однако, большинство детей с подобными диагнозами находились на домашнем обучении, а некоторые из них - не получали образование вовсе.
В 1998 году Международным университетом семьи и ребенка им. Р. Валленберга в рамках работы экспериментальной площадки на базе детского оздоровительного лагеря были созданы условия для абилитации тяжело умственно отсталых подростков, не обучавшихся в коррекционных школах. В эксперименте приняли участие 19 подростков (16-20 лет) с тяжелой умственной отсталостью, а также их родители. Подростков исследовали психиатр, психологи и педагоги. Наряду с познавательным дефектом у детей отмечалось: недоразвитие речи, аутистические проявления, вспышки гнева, агрессивность, бредоподобные идеи. Их спонтанная активность, навыки самообслуживания определялись как минимальные. У родителей исследуемых подростков выявилась низкая самооценка, переживание чувства вины, беспомощности, сверхопекающее поведение. В лагере были организованы игры на свежем воздухе, танцы, кружки, иппотерапия, проводились физиотерапевтические процедуры. Пребывание в лагере положительно сказалось на состоянии всех наблюдавшихся. Подростки стали более активными и коммуникабельными, охотнее участвовали в совместных занятиях, начали приобретать новые умения в играх, кружках, стали самостоятельными: сами ходили в столовую, выполняли бытовые поручения. Родители получали консультации психологов, психиатров, логопедов, общались друг с другом, обменивались опытом воспитания детей. Проведенная работа показала, что оценка возможностей подростков с тяжелой умственной отсталостью, основанная только на диагностике степени недоразвития, недостаточна, и в подростковом возрасте еще не полностью поняты возможности и не исчерпаны ресурсы приспособления.
В 90-ые годы с началом демократизации общеобразовательной средней школы стали появляться негосударственные образовательные учреждения, различные центры (общеразвивающие, коррекционные, реабилитационные, центры дневного пребывания). Основной задачей социально-реабилитационных служб стала подготовка детей с умственной отсталостью к самостоятельной жизнедеятельности, поддержка инвалидов и их семей. В 1989 году в Москве по инициативе родителей и педагогов был создан Центр лечебной педагогики (ЦЛП) для помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития. В 1993 году начал свою работу Псковский областной «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (ГБОУ ЦЛП), обучение в котором проходит с использованием невербальных средств коммуникации.
В 2003 году был создан Центр социальной реабилитации «Турмалин» – негосударственное благотворительное учреждение дневного пребывания для взрослых и детей с нарушениями интеллектуального и психического развития. В Центре были созданы условия, помогающие людям с ОВЗ адаптироваться посредством трудовой реабилитации, проходящей в специально организованных ремесленных мастерских: керамической, ткацко-валяльной, столярной, мыловаренной, картонажной и свечной.
Главный принцип в работе центров – практическая направленность. Дети осваивают различное ремесленное мастерство, получают трудовые умения и навыки, необходимые для подготовки к доступным для них видам труда. Также в реабилитационных центрах решается вопрос организации жизни молодых людей с тяжелыми нарушениями интеллекта, социализация этих лиц чрезвычайно затруднена. В центре дети помогают друг другу, находят друзей и интересно, а главное, полезно проводят время.
Таким образом, в 1970-1980-ых годах большинство детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью были воспитанниками домов-интернатов, психоневрологических интернатов, всю жизнь находились на полном государственном обеспечении. Дети со столь сложным сочетанием дефектов нигде не обучались и не были социализированы. В результате огромной работы по изучению детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, со множественными нарушениями развития, проделанной в течение нескольких десятилетий, стало понятно, что таких детей не просто можно, а нужно обучать и развивать. Сейчас общество все больше заинтересовывается вопросом помощи детям с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, их социализации, развитию. Семьи, имеющие таких детей, принимают активное участие в их жизни.
Включение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью в систему специального образования вызвало необходимость создания учебных адаптированных программ, методических пособий, учитывающих их индивидуальные возможности и особенности.
С 1 сентября 2016 года начинается реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, обучающихся с ОВЗ и федеральных государственных стандартов общего образования, обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).
Согласно четвертому варианту стандарта – Д, обучающийся с ОВЗ получает образование, уровень которого определяется его индивидуальными возможностями. При значительном ограничении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции.
Литература:
- Закрепина А.В., Браткова М.В. Программа Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2012.- №4. Странички для занятий с детьми «Мы вместе». С.1-16.
- Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М.: Просвещение, 1988. - 96 с.
Замский Х.С. История олигофренопедагогики. -- 2 изд. - М.: Просвещение, 1980. - 398 с.
- Исаев Д.Н. Создание абилитационной среды для тяжело умственно отсталых подростков в летнем оздоровительном лагере // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: Защита помощь, возвращение в жизнь /Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва 22-25 сентября 1998 г. -М., 1998. - С. 189-190
- Основы олигофренопедагогики : учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по психологии по теме: "Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"
В данной методической разработке освещены проблемы изучения и оказания помощи детям с выраженными интеллектуальными нарушениями. Эта проблема особенно актуальна в связи с тем, что в последние ...
Формирование интереса к урокам ручного труда у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Обучение должно строиться так, чтобы формировалась стойкая заинтересованность в получении знаний. Для этого я применяю методические приемы,которые привлекают внимание, создают положительное отношение ...
Конспект классного часа по теме «Польза бытовых электроприборов и правила пользования ими» для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью девятого года обучения.
Конспект классного часа предназначен для детей с умеренной умственной отсталостью. Материал содержит конспект....
Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.
Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...
Статья."Организация предметно - пространственной среды в обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"
Организация предметно - пространственной среды в обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью...
Комплекс занятий по ознакомлению с окружающим для детей, имеющих умеренную или тяжелую умственную отсталость обучения
Материал для детей старшего дошкольного возраста, имеющих умеренную или тяжелую умственную отсталость обучения....
Методические материалы для педагогов и родителей по обучению и воспитанию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
В данных методических материалах представлены направления работы с детьми, имеющими умеренную и глубокую умственную отсталость. К каждому направлениюуказаны дидактические игры и задания, позволяющие п...