Конспект урока по предмету «Окружающий социальный мир» для обучающихся 6-«В» класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) «От колоска к хлебу».
план-конспект урока (6 класс)
Цель данного урока: способствовать формированию представлений обучающихся об этапах процесса производства хлеба, а также о значении хлеба для человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_hleb_b_t.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«От колоска к хлебу»
Цель: способствовать формированию представлений обучающихся об этапах процесса производства хлеба, а также о значении хлеба для человека.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить обучающихся со стадиями выращивания хлеба: подготовка поля, посев, сбор, хранение и переработка зерна;
- познакомить обучающихся с процессом выпечки хлеба и доставки готового хлеба в магазин;
- способствовать усвоению обучающихся словаря по теме хлеб: пахота, элеватор, комбайн, плуг, трактор, посев, а также профессий, задействованных в изготовлении хлеба (тракторист, пекарь, комбайнер, продавец);
- познакомить со злаковыми растениями: пшеница и разновидностями хлеба и хлебобулочных изделий.
Развивающие:
-Развивать речь, расширять словарный запас;
- развивать мелкую моторику, координацию;
- развивать познавательную активность, интерес к теме урока;
- развивать навыки контроля и самоконтроля в учебной деятельности;
- развивать навыки коммуникации, согласно индивидуальным особенностям каждого ученика.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию уважительного отношения к хлебу, как к продукту питания и к труду людей, задействованных в производстве хлеба;
- способствовать пониманию важности хлеба в разные исторические периоды в жизни людей;
- воспитывать бережное отношение к хлебу и к продуктам питания в целом;
- воспитывать интерес к учебной деятельности, стремление достичь поставленной цели.
Оборудование: Презентация; спелые колоски пшеницы, мука ржаная и пшеничная, сушки, две деревянные ложки, тазик с зерном, образцы пророщенной пшеницы, деревянная модель ветряной мельницы, мельница для кофе; Кухонные весы. Карточки с этапами выращивания и производства хлеба, разрезные картинки хлебобулочных изделий; тарелка с разными сортами хлеба на шпажках. Индивидуальные ламинированные пособия (теневое лото, разрезные картинки) Индивидуальные карточки с заданиями: этапы производства хлеба, раздаточный материал «найди и раскрась».
Предварительная работа:
Данный урок по предмету «Окружающий социальный мир», является комбинированным уроком и предполагает повторение и обобщение уже имеющихся знаний обучающихся, в сочетании с освоением нового материала.
Организационный момент.
-Здравствуйте ребята! Прозвенел звонок- начинается урок. Посмотрите на свои парты, всё ли готово к уроку? – да
Посмотрите друг на друга, все ли здесь, все пришли? – да
А теперь давайте вспомним правила, которые обязательно нужно соблюдать на уроке. (Ученикам раздаются карточки с написанными или изображенными правилами поведения: «Соблюдай тишину», «Говори спокойно», «Сиди правильно», «Поднимай руку, когда хочешь что-то спросить или сказать», «Будь внимателен на уроке»).
Сообщение темы урока.
- Отлично! Я принесла волшебную коробку, смотрите, что в ней? – зерно (Презентация: слайд 1)
- Да, там кое-что спрятано, давайте попробуем отыскать это (дети ищут в зерне буквы х л е б).
- Какие вы молодцы! Что вы нашли? – буквы
- Давайте из этих буквы попробуем составить слово. (Один ученик выходит к доске и доставляет из букв слово «хлеб». (Презентация: слайд 2)
- Сегодня, мы будем говорить о хлебе и хлебобулочных изделиях. Мы с вами очень хорошо знакомы с хлебом, видим и едим его каждый день, он всегда есть у нас дома. Но думаю, мало кто из вас знает, насколько хлеб важный продукт и даётся он человеку целой больших усилий.
Для того, чтобы понять всю ценность хлеба, понять, какой путь он проходит, прежде чем попасть к на стол и люди каких профессий ему в этом помогают, мы с вами отправимся в необычное путешествие.
- Подготовка земли к посеву: вспашка, посев, рост посевов.
Закройте глаза, прислушайтесь, птицы запели, зажурчали ручьи, подул теплый ветер, наступила весна (аудиодорожка весна). Откройте глаза, мы с вами перенеслись на поле (Презентация: слайд 3). Как правило, именно в середине или конце апреля, начинается долгий и сложный путь хлеба к нашему столу. Но пока, у нас с вами есть только зерна. Как вы думаете, что же с ними нужно сделать? – посадить
Да, правильно, посадить в землю. Сажают зерно, на специальных полях, землю для этого нужно очень хорошо подготовить: вспахать, внести удобрения. Раньше это делали вручную или с помощью лошади и специального сельскохозяйственного орудия, которое называется плуг (Презентация: слайд 4). Сейчас подготовка земли к посеву осуществляется с помощью тракторов. Как это происходит, мы сейчас посмотрим (презентация – видео слайд 5).
Вот так это происходит, а как называется профессия людей, которые управляют тракторами? – тракторист. Давайте, мы с вами тоже посеем зерно. Вот в контейнере у нас уже подготовлена земля, давайте туда насыплем зерно (каждый ученик насыпает немного зерна, затем поливают водой).
Чтобы появились первые всходы, нужно время. Подождем? И немного отдохнем.
Физкультминутка
Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает
Подрастает зернышко-
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает
К земле низко прижимает.
- Жатва
Проходит время и появляются первые ростки, посмотрите, как они выглядят. (Учитель показывает взошедшие ростки пшеницы в контейнерах, которые сажали дети две недели назад)
Но нужно еще подождать, а пока, мы с вами закрываем глаза и внимательно слушаем (аудиодорожка звуки лета). Наступил самый жаркий месяц, июль. Открывайте глаза. (Презентация: слайд 6)
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок
Педагог раздет каждому ученику спелые колоски пшеницы.
- Вот такие колоски выросли на поле, они уже пожелтели и готовы к жатве. Жатва- это процесс уборки злаковых культур. Раньше это тоже делалось вручную, (Презентация: слайд 7) а сейчас с помощью специальной техники – комбайнов. Давайте посмотрим, как это происходит (Презентация: слайд 8)
А куда же потом попадает зерно? После жатвы зерно на машинах отправляется в зернохранилища – элеваторы. (Презентация: слайд 9)
Нейрозарядка «Отвези зерно на элеватор»
Мы с вами сейчас немного поиграем. Каждый ученик по очереди выходит, зачерпывает деревянной ложкой зерно, идет по одной из цветных дорожек, наклеенных на полу и высыпает зерно в емкость «Элеватор». (Презентация: Слайд 10 музыкальное сопровождение)
- Помол муки
Из зернохранилища, зерно продолжает свой путь дальше, его ждет интересный процесс превращения в муку – помол.
Посмотрите, на экран, знаете ли вы что это? – мельницы (Презентация: слайд 11)
Молодцы! Раньше, зерна перемалывали в муку с помощью ветряных или водяных мельниц.
Ветряная мельница – игрушка- рассматриваем, дуем
Сейчас, зерна отправляют на специальные мукомольные заводы (Презентация: слайд 12)
Перемалываем зерно с помощью кофемолки.
Далее мука отправляется на хлебозаводы или в магазины. Сегодня, мы принесли муку Она может быть разная пшеничная (сделанная из зерен пшеницы) или ржаная (сделанная из зерен ржи).
Давайте ее потрогаем и скажем: Мука, какая? Пакет пшеничной и ржаной муки (белая, рассыпчатая, серая)
Задание «Найди и раскрась» Учащимся раздаются листы с заданием и карандаши. Учащиеся выполняют задание.
- Хлебозавод.
А что же происходит на хлебозаводах? Там, из муки делают тесто и выпекают хлеб и другие хлебобулочные изделия. (Презентация: слайд 13)
Теневое лото. А у меня для вас задание: Теневое лото на тему «хлебобулочные изделия» на каждого ученика.
- Магазин.
Все эти хлебобулочные изделия затем отвозят в продуктовые магазины, где мы можем их купить.
Закрепление изученного материала.
Последовательные картинки. Один ученик идет к доске и проговаривает этапы производства хлеба по картинкам. Остальные ученики работают за партами «Приклей картинки по порядку»
Хлеб во времена блокады Ленинграда.
Ребята, вот мы с вами и узнали, какой долгий путь проходит хлеб прежде, чем попасть к нам на стол. Любой продукт питания, а в особенности хлеб, очень ценны, потому что достаются большим трудом. Такой продукт, как хлеб – стал особенно ценным для нашего города в период Великой Отечественной войны. В период блокады Ленинграда, очень много людей погибли от голода. Можно сказать, единственной надеждой на спасение был паёк – кусочек хлеба в 125 грам. Блокадный хлеб - это знак памяти и символ жизни, его наличие означало надежду на выживание для ленинградцев. Сейчас январь, а значит впереди особые дни для нашего города, а именно День прорыва блокады Ленинграда (18 января) и День полного освобождения Ленинграда от блокады ( 27 января). (Презентация: слайд 14)
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре —
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.
О. Ф. Берггольц.
Учитель предлагает посмотреть, как выглядит количество хлеба в 125 грамм, используя кухонные весы. Учащиеся кладут на весы кусочки хлеба взвешивая его.
Итоги урока.
Завершить наш урок мы хотим очень важными правилами бережного отношения к хлебу, как продукту труда людей и символу жизни для нашего города. (Презентация: слайд 15) Учащимся раздаются полоски бумаги с текстом. Ученики по очереди зачитывают правила.
В тарелке на шпажках кусочки хлеба, булки и других изделий из муки: педагог предлагает детям попробовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа по теме «Польза бытовых электроприборов и правила пользования ими» для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью девятого года обучения.
Конспект классного часа предназначен для детей с умеренной умственной отсталостью. Материал содержит конспект....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для обучающихся 5-х классов с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Рабочая программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отста...
Технологическая карта урока адаптивной физической культуры для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
В ходе введения ФГОС каждый учитель сталкивается с важностью и необходимостью достижения обучающимися планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, ум...
Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир" по теме "Электроприборы", 5 класс.
Конспект урокка по предмету Окуржающий социальный мир по теме: Электроприборы. 5 года обучения...
Особенности обучения в классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Глубокое психологическое понимание особенностей обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, позволит педагогу уверенно строить взаимодействие с данной катег...