АВТОРСКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО) "ПРАКТИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДУ"
презентация к уроку по психологии
АВТОРСКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО) "ПРАКТИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prez_-_suitsid_moya.pptx | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Суицид (самоубийство) — это преднамеренное лишение себя жизни. Число попыток суицида среди несовершеннолетних за последние три года увеличилось почти на 13%, с 3253 до 3675 случаев, а число повторных попыток на 92,5% (с 188 до 362 случаев). Об этом сообщается в докладе уполномоченного по правам ребенка Марии Львовой-Беловой за 2021 год. Согласно данным Следственного комитета, в 2021 году число детских самоубийств возросло на 37,4% по сравнению с 2020 годом и составило 753 случая. В 2018 году СК зафиксировал 788 суицидов среди несовершеннолетних, в 2019-м — 737, а в 2020 году — 548, подчеркивается в докладе детского омбудсмена. При этом статистические данные Росстата отличаются и показывают меньшее число случаев детских самоубийств. Так, их количество в 2020 году составило 311, а в 2019-м — 372. Как сообщили РБК в пресс-службе Росстата, в 2021 году в России совершили самоубийства 375 несовершеннолетних, из них 254 суицида среди подростков 15-17 лет .
Больше всего суицидов в прошлом году, по данным Росстата, было зафиксировано в Приволжском федеральном округе (84 случая), далее следует Сибирский (77 случаев) и Центральный (63 случая). Самое большое число самоубийств произошло в Московской области, где суицид совершил 21 ребенок. Для сравнения, в Москве таких случаев было четыре, а в Санкт-Петербурге — 10. Второй по количеству детских самоубийств стала республика Бурятия — там зафиксировали 20 суицидов, третьим — Пермский край (15 случаев ).
Мы же каждый - КОСМОС. Семья - это безопасное, уютное и психологически комфортное место, в котором хочется жить, возвращаться, отдавать тепло и жизненные ресурсы. Здесь вкусно вместе завтракать и обедать, отмечать семейные праздники, вместе отдыхать и трудиться, здесь безопасно ругаться и сладко мириться, это место силы для каждого в семье. В такой семье каждый вкладывает усилия в её существование. Тут не получится за чужой счет, именно КАЖДЫЙ. Бывает, что родители становятся лотереей для своих детей… Психотерапия знает техники, примиряющие с действительностью, меняющие отношение человека к действительности. Н о позитивные перемены возможны только в том случае , если человек, будь то взрослый или подросток, осознанно стремится к этому, и не только стремится - если сам работает над своими проблемами, если ДЕЙСТВУЕТ.
Группа суицидального риска детей и подростков Нарушения межличностных отношений («одиночки», «покинутые», «отвергнутые», «одаренные»), в том числе дети, активно подвергающиеся буллингу Сверхкритичность к себе и своим действиям, тенденция к самообвинениям Страдания от испытанных унижений, трагических утрат, хронических или смертельных болезней Конфликт несоответствия между ожидаемыми успехами и реальными достижениями Тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями Затяжные депрессивные состояния, апатия, безмолвие Злоупотребление алкоголем/наркотиками, девиантное или криминальное поведение, включающее физическое насилие Жертвы физического, психического или сексуального насилия, беременные девочки Совершенные ранее попытки опасных самоповреждений, случаи суицида в семье Социально неблагополучные семьи – конфликтность, отвержение, асоциальность, недостаток воспитательных ресурсов, безнадзорность, деформированная нравственность, употребление ПАВ, неполные семьи
Анализ причин суицида в психиатрии , психологии и философии Суицид – понятие глубокое и сложное. Оно уходит своими корнями в социально-психиатрический и психоаналитический анализ проблемы. Причина суицида – это все то, что вызывает и обусловливает желание человека покончить с собой. Это может быть внутриличностный конфликт, который приводит к глубокой депрессии. Это может быть конфликт, возникший при взаимодействии человека с социальной средой. Это могут быть и белее глобальные социальные конфликты, такие как: экономические кризисы, войны, революции и т. д., которые подрывают веру человека в стабильность своей жизни. Суицид как философская проблема имеет длительную историю рассмотрения. Более ста лет назад, в 1874 году, философ В.С. Соловьёв, размышляя над ростом числа самоубийств, обращал внимание, что самоубийства не могут быть удовлетворительно объяснены из одних внешних причин. Соловьёв отмечал, что бывают случаи, когда без всякого внешнего повода, в самой счастливой обстановке люди сильные и здоровые равнодушно лишают себя жизни, объявляя, что жить не стоит. Он указывал, что сокровища непосредственной жизни имеют цену лишь тогда, когда за ними стоит безусловная цель. Если же это содержание, эта цель перестали существовать для человека, а интересы материальной жизни обнаружили между тем всё своё ничтожество, то единственный выход из сложившийся ситуации- самоубийство. Причиной этого явления, по мнению Соловьеву, в том, что человеку жить не из чего, что с исчезновением глубоких убеждений пустеет мир внутренний и теряет свою красоту мир внешний. По мнению з. Фрейда , затяжная депрессия приводит человека к полнейшему отчуждению от окружающей действительности, что является одной из основных причин самоубийства. К проблеме отчуждения человека и роли философии в преодолении этого отчуждения обращались многие философы 20 века. Одним из них был немецко-французский мыслитель А. Швейцер , который видел в развитии цивилизации не только положительные стороны, но и многие негативные моменты. Изменился, как он считает, весь образ жизни человека. Многие индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди, что ведёт к умиранию в них духовного начала. Для работы над самим собою, над саморазвитием необходимо время и сосредоточенность, которых недостаточно человеку. Абсолютная праздность, развлечение и желание забыться становится для него физической потребностью. Не познания и совершенствования ищет он, а развлечения, и притом такого, какое требует минимального духовного напряжения. Бездумье стало для человека второй натурой, что приводит к конечном счёте к деградации, к бескультурью, к духовной истощенности. Всё это ведёт к потери жизненных ориентиров.
Психоаналитический подход в изучении причин суицида С зарождением новой области знаний- суицидологи, основоположником которой принято считать Э. Дюркгейма. изучение проблем суицида со стадии философский размышлений перешло на новый уровень-объяснение с научной точки зрения, затрагивающее изучение психического состояния человека. Учёные Э. Шнедман и Н. Фарбероу в основу своих исследований положили психоаналитический подход к пониманию самоубийства. По их мнению, суицидальная попытка часто представляет собой вид психологической драмы. Осуществление суицидального намерения может быть вынужденным и представлять собой «крик о помощи» или игру со смертью. Т аким образом, они предложили классификацию суицидальных больных, разделив их на : ‒ больных, которые совершают суициды для обретения лучшей жизни (избавление от тяжёлой депрессии); ‒ больных, совершающих самоубийства в результате заболевания психозом; ‒ больных, совершающих самоубийства в качестве мести любимому человеку; ‒ больных, старых, немощных, для которых суицид – избавление . Значительным исследованием, проливающим свет на психологические основы суицида, является работа Н.В. Конончук . Она исследовала 85 женщин, довершивших попытку самоубийства путем отравления, с диагнозом «острая аффективная суицидальная реакция», и выделила следующие общие для всей группы особенности психологического смысла суицида: отсутствие истинного желания умереть; неумение лексически точно сформулировать свои переживания ( вербализовать их), а соответственно и неумение на них эмоционально реагировать. Коночук сделала вывод, что практически в любом суицидальном поведении присутствуют три компонента: 1) аффективное отреагирование на отрицательные эмоции, 2) попытка уйти от реального разрешения ситуации, 3) «крик о помощи»
Причины суицида в современном мире . основные причины суицидального поведения человека кроются в социальной атмосфере, окружающей его. Непонимание людей, нескладывание отношений с противоположным полом, проблемы с самореализацией, одиночество-всё это неподъёмным грузом накладывается на человека, который в конце концов задаётся вопросом: стоит ли жить в мире, который приносит лишь боль и разочарование. Можно сделать утешительный вывод, что, если люди идут на контакт и хотят поговорить о своих переживаниях, возможно есть шанс остановить их и найти выход. Ведь все эти форумы являются своеобразным личным дневником, который помогает человеку, написав свои мысли, самому задуматься над ними . Жизненная цель для человека - фонарь в кромешной тьме нашей жизни, и понятно, что, когда этот фонарь тухнет, человек просто теряется. Человек , движимый целью, никогда не свернёт со своего пути, не остановится, не повернёт обратно. Он всегда найдёт в себе силы и мужество преодолеть все невзгоды . огромное влияние на человека оказывает окружающая социальная среда: от общения со сверстниками до политического состояния в стране. Решение проблемы мы видим лишь в духовном воспитании человека . Это задача, в первую очередь, семьи , второстепенно – школы, кроме того, мы считаем, что человек сам обязан себя духовно обогащать, создавать в себе нравственный стержень, который станет самым главным помощником в жизни.
СП не является прямым следствием психического расстройства. Большинство людей, даже с тяжелой психопатологией, никогда не совершают суицидальных действий. В то же время некоторые люди, ранее не страдавшие психическими расстройствами, но попавшие в тяжелую социально-психологическую ситуацию, могут совершать суицидальные попытки и суициды. Обычно провоцирующим фактором СП, даже при наличии психического расстройства, является конфликт или кризис. Например, для многих людей установление диагноза тяжелого заболевания (онкология, СПИД) или смерть любимого человека может провоцировать мысли о суициде. Для человека, страдающего шизофренией, суицидальный акт может быть следствием тяжелого страха, который связан с бредовой уверенностью, что его «преследуют» или «хотят убить». В этом случае кризис носит « внутрипсихический » характер И ЭТИМ ЗАНИМАЮТСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ЛЕЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ТАКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ, КАК ПСИХИАТР.
МЕТОД ШЕСТИ ШЛЯП ЭДВАРДА ДЕ БОНО Цель: поиски оптимального решения из кризисной ситуации (с помощью МАК) Метод шести шляп Эдварда Де Боно – один из самых эффективных способов для поиска оптимального решения. Шляпы помогут навести порядок в голове, преодолеть стихийность в мыслях. Можно разложить проблемную ситуацию по полочкам и структурировать мысли. Идеи уживутся параллельно, и это поможет найти новое решение. Определяется проблемная ситуация или задача. Психолог знакомит человека со шляпами, объясняя значение каждой из них, предлагает виртуально примерить поочередно каждую шляпу на себя и ответить на вопросы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Суицидальное поведение является сложным явлением, которое может быть направлено как на прерывание тяжелых душевных и/или физических страданий путем самоуничтожения (самоповреждения), так и на привлечение внимания к проблемам человека или изменение поведения значимых людей. Беседа и оказываемая помощь основаны на сочувственном без моральных оценок принятии его эмоций вне зависимости от тяжести психопатологии и характера психического расстройства.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ: УЧРЕЖДЕНИЕ-РАЗРАБОТЧИК : ГУО «Белорусская медицинская академия последипломного образования» АВТОРЫ: канд. мед. наук, доц. Е.В. Ласый Минск 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этапы педагогической деятельности в работе с детьми, склонными к суициду
В статье дается определение суицидального поведения, определяется категория людей, входящих в суицидально опасную референтную группу. Рассматриваются этапы работы с детьми, относящимися к данной групп...
Презентация выступления на педагогическом совете «Организация индивидуальной работы с учащимися»
Тема выступления: §Сущность дифференцированного и индивидуального подходов в обучении на теоретическом уровне.§Педагогическая дифференциация учащихся специальной школы VIII вида....
Стилевой подход в концертмейстерской практике на примере работы с обучающимися ДШИ в классе балалайки на современном этапе
Предлагаемая читателям статья адресована начинающим свою деятельность концертмейстерам детских музыкальных школ и школ искусств. Автор не претендует на оригинальность высказываний. Содержание статьи р...
Выступление для педагогического совета «О профилактической работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения»
Выступление для педагогического совета «О профилактической работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения»...
Выступление к семинару: «Современные формы организации работы с обучающимися в дополнительном образовании»
Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм, мастерство педагога. Только рядом с мастером может ...
презентация к педагогическому совету по теме "Мониторинг работы с обучающимися, имеющими повышенную учебную мотивацию и обучающимися "группы риска"
Обзор внутришкольной системы управления качеством образования. Создание и эффективное функционирование в образовательном процессе внутришкольной системы оценки качества образования....
Выступление на тему: «Развитие умения планировать работу у обучающихся с ОВЗ на уроках швейного дела»
Выступление по теме: «Развитие умения планировать работу у обучающихся с ОВЗ на уроках швейного дела»...