Выступление на тему: «Развитие умения планировать работу у обучающихся с ОВЗ на уроках швейного дела»
материал по технологии
Выступление по теме: «Развитие умения планировать работу
у обучающихся с ОВЗ на уроках швейного дела»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2023-2024_-_moy_doklad-_umenie_planirovat_predstoyashchuyu_rabotu.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Минобразования Чувашии
Утверждаю
Директор школы-интерната
________ Ананьева Е.Н.
Выступление на ШМО учителей профильного труда
по теме:
«Развитие умения планировать работу
у обучающихся с ОВЗ на уроках швейного дела»
Учитель профильного труда:
Петрова Надежда Геннадьевна
с. Калинино
2023-2024 учебный год
Развитие умения планировать работу
у обучающихся с ОВЗ на уроках швейного дела
Профессиональное обучение – понятие более широкое, чем получение новых профессиональных или технических навыков. Хорошее профессиональное обучение должно обеспечивать общее развитие личности. Развитие социальных навыков положительного отношения к труду должно составлять значительную часть профессионального обучения. Индивидуально ориентированное профессиональное обучение увеличивает шансы найти работу людям с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное обучение – это процесс постоянный, направленный на экономическую интеграцию данной категории людей и включение их в производственные отношения.
Поэтому одна из основных задач школы-интерната в области трудового обучения и воспитания – это повышение качества коррекции на уроках трудового обучения для наиболее успешной адаптации обучающихся на современном рынке труда.
Школьное обучение предусматривает подготовку выпускника к выполнению несложных квалифицированных работ в условиях современного промышленного производства.
Для самостоятельного выполнения трудовых заданий человеку требуется не только овладение операционными рабочими навыками, но и умение производить такие умственные действия, которых требует технология выполнения изделия. Опыт показывает, что значительная часть затруднений у обучающихся возникает тогда, когда они сталкиваются с такими задачами, в которых предстоит произвести мыслительные операции и проявить интеллектуальные умения. К числу таких умственных действий относятся: ориентировка в задании, планирование предстоящих действий, самоконтроль.
У обучающихся с ОВЗ очень велика дистанция между развитием умственных действий и способностью переносить их на процесс практической деятельности. Большие трудности для использования ранее усвоенных знаний, умений и навыков обусловлены с нарушениями мышления, недостаточным развитием процессов анализа и синтеза, особенностям актуализации прошлого опыта.
В случае, когда умственные трудовые навыки недостаточно сформированы, то и крайне низок уровень самостоятельности, даже при условии того, что хорошо усвоены некоторые двигательные трудовые навыки. Поэтому и уроки стараюсь построить на системе коррекционно-развивающего, индивидуально-ориентированного обучения.
Профессиональная подготовка в школе базируется на основе общих дидактических принципов, но имеет существенную специфику, которая проявляется в преимущественном использовании наглядных методов обучения. Наилучшим средством для реализации наглядно-практических методов обучения является дидактический материал. Он предназначен для обучения девочек практической деятельности с расчетом на максимально возможную степень самостоятельности и подбирается в соответствии с индивидуальными возможностями каждого.
Эффективность применения наглядных средств объясняется тем, что при чувственном (зрительном) восприятии образы изучаемого материала быстрее формируются и остаются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого общения.
Применение наглядности на уроках способствует:
- ознакомлению и осмыслению учебного материала, пониманию его содержания через активное участие мыслительных процессов;
- активному запоминанию и в дальнейшем переносу полученных знаний на практическую деятельность;
- формированию у обучающихся навыков планирования предстоящей работы;
- коррекции и развитию восприятия, памяти, мышления, речи;
- воспитанию аккуратности, наблюдательности, развитию навыков сравнения и самооценки;
- развитию коммуникативных навыков.
Все мы знаем, что умение планировать предстоящую работу на уроках трудового обучения формируется очень медленно у детей с ОВЗ.
Для развития этого умения используются предметные технологические карты. Они отражают основные этапы изготовления изделия, при этом каждый образец должен соответствовать определенной технологической операции. При этом появляется возможность оказания дифференцированной помощи обучающимся в зависимости от характера их затруднений.
На уроках стараюсь создавать у обучающегося чёткий и полный образ будущего изделия, так как на него будет опираться обучающийся при планировании, в практической работе, при осуществлении самоконтроля. Ориентировка в задании включает в себя анализ изделия и анализ условий, необходимых для его изготовления.
Анализ изделия стараюсь проводить избирательно, т. е. отмечать те детали свойства, которые будут отражены в изделии. Учу девочек выделять главное и существенное на уроке трудового обучения, рассматривать образцы изделий, наблюдать за действием учителя при показе им трудовых приёмов.
Важным моментом в организации наблюдений является обсуждение его результатов, при этом стараюсь подвести обучающихся к правильным выводам, обобщениям, показывая логический ход мысли.
Широко применяя на уроках швейного дела предметные карты, особое внимание уделяю критериям, которым должно соответствовать учебное пособие:
- соответствие наглядных материалов целям и содержанию трудового обучения;
- доступность и учет психофизических особенностей развития обучающихся;
- отсутствие разнородной информации;
- эстетическое оформление;
- соответствие содержания одного объекта выполнению одной технологической операции, которая сопровождается одним или двумя-тремя вспомогательными действиями.
Это минимальное количество трудовых действий позволяет детально анализировать каждый этап работы, устанавливать последовательность выполнения работы, многократно повторять и закреплять информацию.
Но надо учитывать и то, что предметная карта недостаточно полно помогает планировать работу. Её образцы отражают лишь результат выполненной работы, каждая операция воспринимается лишь в чувственной форме, т.е. опирается только на зрительный анализатор. Поэтому при обучении планированию частенько использую комбинированную инструкционную карту, которая кроме предметных образцов содержит карточки с текстовой инструкцией технологической операции.
Сочетание предметной карты и текстовой инструкции позволяют значительно расширить работу по коррекции недостатков осмысления и восприятия.
Применение предметного дидактического материала и различные формы работы с ним на уроке, вызывают интерес у обучающихся и повышают мотивацию учения, повышают эмоциональный настрой, обеспечивают взаимосвязь умственной работы и практической деятельности, формируют необходимые умения и навыки, устойчивое произвольное внимание.
Трудовую деятельность обучающихся по планированию предстоящей работы с использованием комбинированной технологической карты стараюсь организовывать по следующему алгоритму:
- первоначальное изучение учебного материала, работа с учебником, знакомство с объектом;
- начальное закрепление знаний через соответствие предметных карт текстовым инструкциям;
- выполнение трудовых операций с опорой на образец;
- самоанализ качества в сравнении с образцом;
- отчёт о выполненной работе.
При первоначальном изучении материала особое внимание обращаю на то, чтобы формировать как можно более полное представление об объекте труда. При этом стараюсь учитывать особенности восприятия обучающихся с ОВЗ:
- сложности в мысленном создании образа объемного предмета;
- неполнота формируемого образа (нарушение пропорций, размеров, опускание мелких деталей);
- недостаточное осознание связи между образом предмета и его функциональном назначении;
- неполноценность связи восприятия с предыдущим опытом;
- неполное отражение свойств предмета в речи обучающегося;
- предметные образы с трудом удерживаются в долговременной и оперативной памяти.
Учитывая эти особенности, подбираю для занятия различные дидактические материалы. Это и образец готового изделия или узла обработки, технический рисунок или эскиз, картинки из журналов мод с аналогичными моделями одежды.
После того, как сформировала представления, начинаю формировать у обучающихся необходимые технические знания через применение комбинированных инструкционных карт. Она предполагает не только прочтение или изложение текстовой инструкции с опорой на образец, но совместную групповую работу, работу в парах, индивидуальную работу с обучающимися, испытывающими затруднения в усвоении. Использование комбинированных инструкционных карт способствует применению различных форм обучения: создание игровых ситуаций, деловые игры, взаимопроверки.
При организации работы с предметными и текстовыми картами большое внимание уделяю коррекционной направленности обучения, которое осуществляю через различные задания при работе с комбинированными картами. Например:
Задание №1 (при обработке прямого среза долевой обтачкой).
На столе беспорядочно разложены предметные карты с образцами технологических операций. Нужно разложить их в той последовательности, в которой будешь выполнять.
При выполнении этого задания производится коррекция таких операций мышления, как анализ и синтез (деление целого на части и соединение частей в единое целое), коррекция процессов памяти через актуализацию ранее приобретенного опыта, воспроизведение его, развитие логического мышления. Когда это задание выполняется обучающимися индивидуально, то у некоторых неизбежно возникают ошибки в определении последовательности действий. В этом случае подвожу девочек к тому, что мнение может быть не одно, а несколько, и истину мы установим в процессе обсуждения. Обсуждая план обучающегося, который допустил ошибку, говорю: «Докажи, почему ты думаешь, что …». Корригируя связную устную через полный ответ на поставленный вопрос, подвожу ребенка к тому, что его ответ начинается со слов «я думаю…». Считаю, что уже эти слова побуждают девочек искать пути решения проблемы, при этом оказываю ему направляющую помощью, тем самым подвожу ее, как бы к самостоятельному и правильному решению проблемы. Из опыта работы вижу, что при таком подходе активизируются мыслительные процессы, воспитывается мотивация и положительное отношение к труду.
Задание №2 (провожу при повторении плана и проверке его усвоения).
Обучающиеся приходят в мастерскую после перемены, на магнитной доске закреплены предметные образцы и рядом с каждым – текстовые карточки, которые перепутаны местами. Предлагаю перед выполнением практической работы еще раз повторить план. При прочтении первой же карточки выясняется, что произошла путаница (в 5-6 классе можно создать игровой момент, в результате чего это случилось). Установить истину можно как во фронтальной работе, так и с применением других форм.
Коррекционная направленность упражнения: развитие операций мышления через установление сходства и различия (сравнение), операций обобщения через объединение предметов и явлений по основным признакам, операций конкретизации через установление связей и отношений объекта. Кроме того, через прочтение текстовой инструкции – коррекция правильного чтения, организация активного запоминания, повышение мотивации к учению.
По мере продвижения по годам обучения, подача материала становится более абстрактной, вместо предметного образца стараюсь применять уже технический рисунок или текстовая инструкционная карта. В 8-9 классах многие обучающиеся самостоятельно начинают планировать предстоящую работу, что обеспечивает формирование готовности выпускника к производительному труду на предприятии.
Литература:
- Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М. Просвещение, 1990.
- Специальная педагогика. Под ред. Назаровой Н.М. -М.ACADEMIA, 2001.
- Клас В., Белле Ж.В. Профессиональное обучение в специальном образовании. - Санкт-Петербург, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на неделе коррекции по теме: "Развитие восприятия на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной работе предсталены упражнения на развитие восприятия, применяемые на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Развитие творческих способностей обучающихся с недостатками в интеллектуальном развитии на уроках швейного дела
Информация о развитии творческих способностей детей с недостатками в интеллектуальном развитии на уроках швейного дела (из опыта)...
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ «Развитие познавательных интересов у обучающихся"
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК ОБЩЕГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН 20.02.14...
Доклад на тему: "Проектная деятельность как средство творческого развития обучающихся на уроках швейного дела."
Анализ работы с детьми о проетной работе....
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта. 01.2014г доклад Развитие мелкой моторики рук у учащихся с ОВЗ на уроках швейного дела
Выступление на МО с докладом....
Доклад по теме: «Наглядность, как средство эффективного усвоения учебного материала на уроках швейного дела»
Обобщение и распространение опыта....
Развитие самостоятельности обучающихся с ОВЗ на уроках швейного дела как важнейшее средство социализации личности
Методическая работа учителя...