Мастер-класс. Конфликтные взаимоотношения с детьми. Пути их преодоления.
методическая разработка по психологии
Социально психологической службой разработаны рекомендации по стиля сейных взаимоотношений в конфликтных ситуациях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_semeynye_konflikty.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
по теме:
«Семейные конфликты с детьми, и как их преодолеть»
В последние годы одним из наиболее распространенных поводов для обращения родителей за помощью к психологам ЦРТДиЮ является потеря взаимопонимания с детьми. Родители по-разному формулируют проблемы, беспокоящие их в данный момент: у кого-то ребенок стал хуже учиться, чьи-то дети стали грубыми и скрытными, кого-то никак не могут заставить помогать по дому, кто-то боится, чтобы сын или дочь не попали в дурную компанию. Основная причина такого рода беспокойства родителей:
- отношение с собственными детьми стали формальными, т.е. переросли в межличностные взаимодействия типа «мать-дочь, отец-сын», но не более того, исчезли обыкновенное взаимопонимание, теплота отношений и радость общения.
Между поведением родителей и поведением детей прослеживается определенная зависимость:
- «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности,
- «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.
Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации психологами ЦРТДиЮ. Однако в последнее время групповые методы работы с семьей завоевывают все большую популярность. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей. Позволяют получить обратную связь (от взрослых и от детей), взглянуть на свою семью с иной точки зрения.
О важности проведения психологической работы с семьей свидетельствует и тот факт, что большинство родителей в настоящей социальной ситуации не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком, соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве детско-родительских отношений и, соответственно на развитии ребенка.
Выявлены основные трудности, с которыми сталкиваются родители, это:
1) нехватка времени на общение с ребенком (за которой, возможно, скрывается неосознанное неумение или нежелание общаться);
2) недостаточность психических знаний об особенностях детского развития;
3) непонимание причин того или иного поведения ребенка;
4) затруднения в выборе эффективных средств воспитательного воздействия;
5) сложности саморефлексии своих отношений с ребенком.
Исходя из вышесказанного, необходимо направить свою деятельность на оптимизацию детско-родительских отношений посредством организации работы детско-родительской группы.
Таким образом, взаимосвязь детско-родительских отношений проявляется через:
- расширение возможностей понимания своего ребенка;
- совместную деятельность;
- проживание опыта в группе;
- рефлексию и возможность получения обратной связи.
“ЯЗЫК ПРИНЯТИЯ”. “ЯЗЫК НЕПРИНЯТИЯ”
ОБОРУДОВАНИЕ: мяч, чистые листы бумаги, фломастеры, раздаточный материал (таблицы), ручки.
Упражнение “Чем я замечательна как мать (отец)?”
Каждый участник анализирует себя как родителя, отмечая позитивные моменты в воспитании детей.
Вербальная и невербальная оценка детей родителями.
Информационный блок. Понятие о “языке принятия” и “языке непринятия” на вербальном и невербальном уровнях.
Работа в группах (помощь психолога)
Составить список “языка принятия” и “языка непринятия”
Примерный перечень проявлений принятия и непринятия ребенка родителями:
“язык принятия”
- оценка поступка, а не личности
- временный язык (Сегодня у тебя не получилось это задание …)
- сравнение с самим собой
- выражение заинтересованности проблемами ребенка
- позитивные телесные контакты
- доброжелательная интонация, эмоциональное присоединение
- контакт глаз
“язык непринятия”
- отказ от объяснений
- негативная оценка личности ребенка
- постоянный язык (Ты всегда делаешь неправильно …)
- игнорирование
- указание несоответствия родительским ожиданиям
- оскорбления, угрозы, угрожающая поза
Упражнение “Принятие – непринятие”
Каждая группа отвечает или на “языке принятия” или на “языке непринятия”.
Фразы и поступки ребенка:
“Помоги мне, пожалуйста, с уроками!”
“У меня нет времени на уборку в своей комнате”.
Вы обнаружили замечание учителя в дневнике.
“Можно ко мне придут сегодня друзья?”
“Я получил двойку”.
Уроки еще не выучены, а вечером пришли друзья, чтобы позвать гулять по улице.
Пришел домой с синяком или царапиной.
Упражнение “Что радует и что огорчает меня в моем ребенке”
Каждый участник составляет таблицу
Что радует в поведении ребенка | Что огорчает в поведении ребенка |
|
|
Обсуждение:
- Что чувствует сам ребенок по поводу своего поведения?
- Ваши действия: принятие – непринятие.
- Приходится ли менять Вам свое поведение, если изменяется поведение ребенка?
Рефлексия. Каждый участник делится своими впечатлениями от занятия, обозначает собственные открытия в вопросах воспитания детей, если таковые произошли во время работы в группах.
Конфликт – психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей (межличностный конфликт); или мнений, потребностей, мотивов одного человека (внутриличностный конфликт).
Беседа-консультация в процессе работы над таблицей.
№ | Основание классификации | Тип конфликта | Основная причина |
1. | Субъекты конфликта | Конфликт между родителями и детьми | Издержки воспитания (гиперопека, гипоопека) |
Возрастные кризисы детей. | |||
Личностный фактор | |||
Стереотипы семейного воспитания. | |||
2. | Источник конфликта | Эмоциональные конфликты | Отсутствие заботы, внимания, понимания. |
Стрессы, депрессии, не связанные с семьей. | |||
Несдержанность одного из членов семьи. | |||
Хозяйственно-экономические | Участие в процессе ведения хозяйства. | ||
Тяжелое материальное положение. | |||
Ценностные конфликты | Наличие противоположных взглядов на жизнь. | ||
Позиционные конфликты | Неудовлетворенные потребности в признании значимости “Я” у подростка. | ||
3. | Поведение конфликтующих сторон | Открытые конфликты (беседа, оскорбления) | Индивидуально-психологические особенности членов семьи, уровень воспитания. |
Скрытые конфликты (демонстративное молчание, резкие жесты, взгляды) |
Способы разрешения конфликтов.
Рассказ об основных моделях поведения личности в конфликтной ситуации с использованием модели стратегий поведения Томаса-Киллмена (уход, уступка, принуждение, компромисс, сотрудничество).
Практическое упражнение
Обсуждение ситуаций с точки зрения способов разрешения конфликтов в системе “родитель-ребенок”, аргументировано защищая и оправдывая ту или иную позицию в отдельном случае:
- манера одеваться (стиль одежды, аккуратность)
- успеваемость не соответствует ожиданиям родителей
- общение с неблагополучными сверстниками
- конфликт в классе
- нагрубил одному из родителей
“Я-высказывание”, “Ты-высказывание”
Психолог дает понятие о приемах и способах выражения взрослыми своих чувств и эмоций посредством языков “Я-высказывание” и “Ты-высказывание”.
“Ты-высказывание” содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, что вызывает сопротивление и протест (“Прекрати разговаривать!”, “Немедленно уберись в комнате!”). Высказывания такого рода отрицательно влияют на самооценку и уровень притязаний другого человека.
“Я-высказывание” - это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. “Я-высказывание” предполагает в общении с ребенком позицию “на равных”, вместо позиции “сверху”. В этих высказываниях Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. (“Я недоволен тем, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы ее убрать?”)
Практические упражнения.
Тренировка в построении “Я - высказывания”.
“Ты – высказывание” может говорить ведущий (психолог).
Проблема | Ты – сообщение (слово обостряет, обижает, ранит) | Я – сообщение (слово смягчает, щадит, оберегает) |
Родитель устал | Ты меня утомил. Отстань от меня. | Я очень устал. Мне хочется отдохнуть. |
У ребенка замечание (двойка) в дневнике | Ты – бездельник! Вечно ты меня расстраиваешь! | Я огорчен. Мне неловко за тебя … |
Сын (дочь) не может выполнить домашнее задание. | О чем ты только думаешь? Неужели тебе трудно запомнить? Ты меня в могилу сведешь … | Давай вместе разберемся… Я надеюсь, что у тебя при старании все получится … |
Ребенок грубо ответил Вам на замечание. | Когда ты научишься разговаривать с родителями? | Мне больно это слышать. Я думаю, что ты просто поторопился. |
Обсуждение:
- Что значит быть отверженным? Что Вы чувствовали?
- Может ли “Ты-высказывание” отвернуть от Вас ребенка? Что чувствует Ваш ребенок, когда Вы отвергаете его?
- Чтобы проникнуть в круг, какие методы Вы использовали? Какие из них более эффективные?
Записать на листке бумаги три примера Ваших “Я–высказывания”, с которыми Вы могли бы сейчас обратиться к своему ребенку:
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
Рассказать в каких случаях и как часто используются эти высказывания.
Подведение итогов
Влияние стереотипов на воспитание детей.
Информационный блок. Психолог дает понятие о социальном стереотипе, как устойчивом, упрощенном и схематичном представлении о социальном объекте (человеке, группе людей, общности), возникающем в условиях дефицита информации.
Упражнение “Анализ воспоминаний”
- Родители сидят в круге и отвечают на вопросы:
- В честь кого Вы назвали своего ребенка?
- Каким Вы представляли своего ребенка еще до рождения? Оправдал ли он Ваши ожидания?
- Каким Вы представляете своего сына (дочь) через 10 лет? Какие основания позволяют Вам верить, что эти ожидания сбудутся?
Очень часто ожидания родителей от детей не полностью их удовлетворяют: мечтали об интеллектуале, а сын имеет обычные способности, видели в ребенке будущего спортсмена, а он еле-еле сдает нормативы и т.п. Как смириться с таким положением? Где искать “виновных” в том, что идеальное представление далеко от реального? А, может быть, научиться принимать ребенка таким, каков он есть и, продолжая любить его, способствовать его совершенствованию?
Упражнение “Закончи предложение”.
- Что мне иногда по-настоящему хочется, так это …
- Мне знакомо острое чувство одиночества. Помню …
- Мне очень хочется забыть, что …
- У меня немало недостатков, например ….
- Даже близкие люди иногда не понимают меня. Однажды …
- Помню случай, когда мне было невыносимо стыдно …
- Особенно меня раздражает то, что …
- Помню в детстве мои родители не поняли меня …
- В школе от меня всегда ждали …
Сын (дочь) стал(а) грубо разговаривать с родителями, постоянно пререкается, спорит …
III часть. Заключительная часть
Что нового я открыл для себя?
План
Мастер-класс
«Семейные конфликты с детьми, и как их преодолеть»
Педагог-психолог ЦРТДиЮ Андреева Т.В.
№п\п | Этап | Краткое содержание | Время |
1 | Приветствие. План мастер-класса. | Приветствие участников. Введение в мастер-класс. Групповые правила. | 5 минут |
2 | Разминка. | Знакомство участников друг с другом. Ожидания от мастер-класса. | 5-7 минут |
3 | Упражнение: «Чем я замечательна как мать (отец)?» | Каждый участник анализирует себя как родителя, отмечая позитивные моменты в воспитании детей. | 10 минут |
4 | Упражнение: «Принятие-непринятие» | Составить список «языка принятия» и «языка непринятия». Работа в группах (помощь психолога). Обсуждение списка. | 10 минут |
5 | Упражнение: «Что радует и что огорчает меня в моем ребенке» | Каждый участник составляет таблицу. Обсуждение таблицы по кругу (каждый родитель делится своими впечатлениями) | 20 минут |
6 | Беседа –консультация: «в чем основные причины конфликтов между родителями и детьми?» | Заполнение таблицы (совместно с психологом) основные причины конфликтов | 10 минут |
7 | Упражнение: «Я-высказывание», «Ты-высказывание» | Обсуждение ситуаций с точки зрения способов разрешения конфликтов в системе «родитель-ребенок», аргументировано защищая и оправдывая ту или иную позицию в отдельном случае. | 20 минут |
8 | Рефлексия | Высказывание участников по всей проделанной работе. Были ли собственные открытия в вопросах воспитания детей? Если да! То какие ? | 10 минут |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текст мастер-класса "Проблемы работы с одаренными детьми"
Мастер- класс был показан на областном конкурсе "Лидер в образовании- 2013"...
Мастер-класс "Современные образовательные технологии:осознанный выбор пути инновционного развития"
Данный мастер-касс знакомит с одними из популярных среди интерактивных технологий обучения ,кейс-технологиями. Кейс-технологии способствуют развитию навыков анализа и критического мышления, демо...
Мастер - класс по теме: "Исследовательский метод познания - путь к расширению географического образования"
Презентация и мастер - класс. Для учащихся 5-7 классов....
Мастер-класс "Формы работы с одаренными детьми"
Представлены различные формы работы с одаренными детьми, задания на формирование метапредметных компетенций...
мастер-класс по теме «Исследовательский метод познания - путь к расширению географического образования»
Существует большое разнообразие форм, средств и методов обучения. Но наиболее эффективным, на мой взгляд, является исследовательский метод познания, ведь именно в процессе исследования объектов, явлен...
Мастер класс " Организация работы с одаренными детьми"
Мастер класс покажет основные направления работы, формы и приемы...
Мастер-класс. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.
Мастер-класс. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения....