Текст мастер-класса "Проблемы работы с одаренными детьми"
материал по теме
Мастер- класс был показан на областном конкурсе "Лидер в образовании- 2013"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_master-_klassu.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд №1
Мастер- класс педагогического совета на тему «Способы решения проблем с одаренными детьми.
Слайд №2
Цель:
Познакомить с приемом организации работы с одаренными детьми.
Задачи:
1.Сформулировать проблемы работы с одаренными детьми.
2.Дать представление о методе «Шести шляп мышления»Э.Боне.
3.Выработать рекомендации учителям по работе с одаренными детьми.
Слайд №3
Проблемы работы с одаренными учащимися - одна из современных задач модернизации образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении . Есть те, кто опережает сверстников в умственном развитии, кто обладает незаурядной обучаемостью, а вот есть такие дети творческого склада ума, у которых своевольное поведение, независимый характер, они непослушны. Такие дети нередко учителей раздражают, в них одаренность они не видят.
В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что: (плюсы)
Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.
Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.
Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.
Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.
Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.
Но, как и у всякого объекта изучения, у одаренных детей также имеются свои минусы.
Слайд №4
Негативными сторонами одаренных детей являются следующие качества личности:
Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.
Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.
Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.
Все эти не очень симпатичные черты характера одаренного ребенка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя: не секрет, что, находясь в обычной школе, одаренный ученик часто раздражает учителей тем, что он или все уже знает, или задает столько вопросов, что перетягивает внимание учителя только на себя. В результате этого происходит изоляция одаренного ученика от остального класса. одаренные дети в школе чувствуют себя изгоями
Слайд №5
Рекомендуемые подходы в работе с учащимися с признаками одаренности хороши для учителя, который работает с учеником, одаренным по его предмету. Что же делать ,например, математику, к которому пришел ребенок, одаренный в совершенно других сферах (искусство, физкультура).
Слайд №6
Эдвард де Боно —
британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления. В книге "Шесть шляп мышления" автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем.
Слайд№7
Боне разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета.
Мы можем научиться оперировать различными аспектами нашего мышления по очереди.
Итак, белая шляпа- информация, синяя шляпа- управление, черная- критика, красная- чувства и интуиция, зеленая- креативность, желтая-позитив (на доску)
. "Надевание" шляпы фокусирует мышление, "смена" шляпы изменяет его направление.
Слайд №8
Давайте воспользуемся Методом шляп. Озвучиваю проблему «Компьютер и ребенок
.За и против». (Работа групп. У меня синяя и белая шляпа)
Слайд №9
Давайте вернемся к проблемам одаренных детей. Как вы думаете, какие проблемы могут исчезнуть, если ребенка заинтересует этот прием.
Неприязнь к школе.
Игровые интересы.
Погружение в философские проблемы.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
Ощущение неудовлетворённости.
Проблемы саморегуляции.
Страх ошибки.
Нереалистические цели .
Сверхчувствительность.
Потребность во внимании взрослых.
Нетерпимость.
Проблемы с умением общаться, вести диалог
Слайд №10
А теперь я предлагаю вам пройти тест. Вам предлагается перечень личностных и деловых качеств, которые вы встречаете у ученика. Отметьте знаком + то, что вам нравится и знаком- что не нравится.
Слайд №11
(меняем цвет 16 раз)
Слайд №12
Обратите внимание на +. Если четных плюсов больше, то вы нестандартный учитель, умеющий разглядеть незаурядную, одаренную личность.
Слайд №13
Одаренный ребенок без поддержки учителя похож на это прекрасное, но замерзшее и одинокое дерево. Давайте обогреем его своим профессионализмом,добротой, вниманием , терпением, тактом, чуткостью, гибкостью и юмором. Если мы это сможем сделать, то наступит весна и наше н дерево зашумит зеленой. благодарной листвою.
Слайд №14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...
Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»
Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...