мастер-класс по теме «Исследовательский метод познания - путь к расширению географического образования»
методическая разработка по географии на тему

Дылькова Олеся Александровна

Существует большое разнообразие форм, средств и методов обучения. Но наиболее эффективным, на мой взгляд, является исследовательский метод познания, ведь именно в процессе исследования объектов, явлений учащиеся учатся вскрывать причинно-следственные связи между компонентами природы и делают свои маленькие открытия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс по теме:

«Исследовательский метод познания - путь к расширению географического образования»

Эпиграф: «Невозмутимый строй во всем — природы полное созвучье»

Учиться географии должно быть интересно. Но как сделать интересным то, о чем ученик не имеет представление, что не вызывает у него никаких ассоциаций?

География как учебный предмет направлена на создание ярких, эмоциональных, запоминающихся образов. Чем разнообразнее представляемая учителем информация об изучаемом объекте, тем более прочные знания приобретает ученик, тем выше его познавательный интерес к учебному предмету, разнообразнее и плодотворнее его деятельность.

Н.Г. Гоголь в свое время сказал: «...что действует сильно на воображение, то не скоро выбивается из головы».

Существует большое разнообразие форм, средств и методов обучения. Но наиболее эффективным, на мой взгляд, является исследовательский метод познания, ведь именно в процессе исследования объектов, явлений учащиеся учатся вскрывать причинно-следственные связи между компонентами природы и делают свои маленькие открытия. А сделав открытие, ученик ощущает себя счастливым.

Я географ, поэтому и форму своего выступления выбрала соответствующую — путешествие. А объектами нашего исследования будут песни. Почему песни, музыка? Потому что ни одно искусство не обладает столь мощным зарядом эмоций, как песня и музыка. Они обращаются к чувствам человека и способны передать ход любого события, нарисовать живую, подвижную картину природы. И сейчас мы постараемся исследовательским методом вскрыть некоторые закономерности природы в песенных фрагментах.

Слайд: «Пролив Лаперуза»

Музыкальная заставка.

Наше путешествие начинается с восточных берегов страны, с острова Сахалин.

Звучит песня: «Ну что тебе сказать про Сахалин»

Слова Михаила Танича, муз. Яна Френкеля.

Ну что тебе сказать про Сахалин?-

На острове нормальная погода.

Прибой мою тельняшку просолил,

И я живу у самого восхода.

А почта с пересадками летит с материка

до самой главной гавани Союза,

Где я бросаю камешки с крутого бережка

С далекого пролива Лаперуза.

Вопрос:

В сторону какого государства герой песни кидает камешки с крутого бережка, с далекого пролива Лаперуза?

Ответ: «в сторону Японии».

Давайте, исследуем такую строчку песни, как «на острове нормальная погода».

Слова этой песни идут в разрез с общепринятым представлением о сахалинской погоде. Про Сахалин говорят, что климата там нет, а есть дурная погода. Когда же (в какое время года) и почему на Сахалине наблюдается нормальная погода — «бархатный сезон»?

Ответ: На Сахалине муссонный климат. Летний муссон дует с океана и устанавливается следующий тип погоды: соленые морские туманы, морось, дождь, ветер, тяжелые свинцовые тучи, тайфуны.

На широте юга Сахалина находится Одесса, но климат далек от южного, что породило у сахалинцев шутливую поговорку: «Сахалин-второе Сочи. Солнце светит, но не очень!». Сахалин недополучает солнечного тепла. Почему?

Ответ: пасмурное небо, облачность. В результате преобладает рассеянная радиация и суммарная, следовательно, будет небольшая.

Зимой дует муссон из морозной, скованной стужей Сибири. Но это не «мороз и солнце». С океана проникают циклоны. При столкновении теплого и холодного воздуха образуются снегопады, гололед, метели.

Так, когда же на Сахалине бывает нормальная погода?

Ответ: осенью, когда давление между сушей и океаном выравнивается. Прекращает свое действие летний муссон, а зимний еще не начался.

Но вернемся к словам песни: «И я живу у самого восхода».

Вопрос:

Какую грубую географическую ошибку допустил автор песни Михаила Танич, написав эти слова? Действительно, ли Сахалин находится у самого восхода?

Проведем исследование по карте. Вспомните, где начинается новый день? На каком меридиане находится Сахалин?

Ответ: примерно на 140 градусе восточной долготы, а день начинается на 170 градусе западной долготы на острове Ратманова. Между ними разница долгот около 50 градусов.

Вопрос:

Где и сколько часов в России уже продолжается утро, пока сахалинцы еще посапывают в постелях? Ответ: два часа.

Назовите известного в России человека, композитора, влюбленного в Сахалин. (Игорь Николаев).

Слайд:

Наше путешествие продолжается, и мы отправляемся дальше навстречу восходящему Солнцу к далеким берегам Амура.

Слайд: «Амур»

Звучит песня: «Три танкиста» из К/ф «Трактористы».

Стихи Б. Ласкина, муз. Дм. и Дан. Покрассов

На границе тучи ходят хмуро,

Край суровый тишиной объят.

У высоких берегов Амура

Часовые Родины стоят.

На траву легла роса густая,

Полегли туманы широки.

В эту ночь решили самураи

Перейти границу у реки.

Вопрос:

Какой берег Амура, следуя законам природы, будет высокий?

Ответ: (вследствие осевого вращения Земли, все движущиеся тела совершают не только поступательное, но и вращательное движение, при этом они отклоняются в северном полушарии вправо, а в южном — влево)

Определите, какую неточность допустил автор песни? Проведём исследование по карте.

Какому государству принадлежит правый берег Амура?

Так чьи же пограничники будут стоять на более высоком берегу реки?

Вопрос историкам:

Правый берег Амура принадлежит Китаю, причём тут японские самураи, которые собирались перейти границу у реки?

Ответ: Песня написана в 30-ых годах, когда север Китая был захвачен Японией, и это было угрозой для нашей страны. В то время Амур разделял СССР,  скорее с Японией, чем с Китаем. Теперь, если эту песню вспоминают, то, из соображений политкорректности поют: «В эту ночь решила вражья стая перейти границу у реки».

Мы вновь поднимаемся в небо и летим на восток, на край земли русской

Музыкальная заставка! Слайд: «Волга»

Звучит песня: «Течет Волга»

Из далека долго

Течет река Волга,

Течет река Волга-

Конца и края нет...

Среди хлебов спелых

Среди снегов белых

Течет моя Волга

А мне 17 лет.

Вопрос

Почему Волга течет долго?

- Равнинность территории (рельеф).

- Большой бассейн (демонстрируется слайд: «Бассейн Волги»).

- Достаточно много осадков в верхнем и среднем течении.

Итог:

Исследуя содержание фрагментов песен с позиций географов, историков мы попытались установить причинно – следственные связи между компонентами природы: рельефом, климатом, внутренними водами и природными зонами.

Результаты данного исследования стали подтверждением идеи взаимосвязи и взаимозависимости всех компонентов природы, что отражено в эпиграфе к данному мастер-классу: «Невозмутимый строй во всем – природы полное созвучье».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и становление гармоничной всесторонне развитой личности школьника путем внедрения целевого географического образования

Статья знакомит нас с тем, что внедрение целевого географического образования позволяет развивать гармоничную, развитую личность.  И именно изучение географии в школе позволяет сформировать компл...

Организация исследовательской и природоохранной деятельности в эколого-географическом образовании учащихся

При организации исследовательской работы используются следующие методы: анализ литературных источников, визуальные наблюдения, фотографирование, интервью, статистический, картографический, исследовате...

Мастер-класс "Аналогия- не доказательство, а метод познания"

Предлагаемый мастер-класс предполагает урок обществознания, где рассматривается тема "Этнос. Народы и народность". Основу мастер-класса составляет нахождение аналогии в костюмах, традициях, обычаях, п...

Задачи и технологии организации проектной, исследовательской и поисковой работы учащихся в географическом образовании

Задачи и технологии организации проектной, исследовательской и поисковой работы учащихся в географическом образовании...

Задачи и технологии организации проектной, исследовательской и поисковой работы учащихся в географическом образовании

Задачи и технологии организации проектной, исследовательской и поисковой работы учащихся в географическом образовании...