Использование изотерапии для преодоления тревожного состояния у младших школьников с задержкой психического развития педагог-психолог Захарова М.Г.
статья по психологии

Захарова Марина Геннадиевна

Одной из наиболее актуальных проблем специальной психологии является проблема тревожности у младших школьников с задержкой психического развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование изотерапии для преодоления тревожного состояния у младших школьников с задержкой психического развития

Одной из наиболее актуальных проблем специальной психологии является проблема тревожности у младших школьников с задержкой психического развития. По мнению многих исследователей, в современном мире под влиянием возрастающих эмоциональных нагрузок на личность, тревожность становится устойчивым личностным образованием. В школьной практике, тревожность является наиболее распространенным феноменом психического развития. Анализ литературы показал, что данной проблемой занимались многочисленные отечественные и зарубежные исследователи. Например, зарубежные психологи, такие как П. Жане, Дж.Гриндер, Р.Бендлер, В.Франкл, Ч.Спилбергер, З.Фрейд и др., рассматривают состояние тревожности в целом, при этом не сосредотачивают особое внимание на влияние тревожности на школьное обучение. Причины возникновения школьной тревожности рассматривали в своих работах Б.И.Кочубей, Е.В. Новикова, А.М.Прихожан и другие исследователи. Тревожность нередко является причиной для развития психосоматических отклонений (Т.А. Артемова, А.В.Ковалева, 1998; В.Н. Касаткина, 1996 и др.). Тревожность является серьезным фактором возникновения стресса (К.А. Горшина, 1996; Л.А. Китаев-Смык, 1983 и др.). Механизмы тревоги могут лежать в основе такого состояния, как страх (Б.И.Кочубей, Е.В Новикова, 1988), однако другие исследователи (Й. Раншбург, П. Поппер, 1983; А.И. Захаров 1986 и др.) дифференцировали эти понятия. Некоторые исследователи (А.В. Петровский, 2003 др.), склоняются к мысли, что тревожность имеет позитивную, адекватную структуру, которая помогает личности с большим успехом справляться с любой деятельностью . В последние годы увеличивается число детей с нарушением эмоциональной сферы, особое внимания требуют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Дети данной категории испытывают большие трудности при обучении в школе, что естественно вызывает высокий уровень тревожности. В настоящее время проблема тревожности у детей с ЗПР недостаточно исследована, хотя изучению особенностей этих детей отводится немало места в научной литературе. Формируясь под влиянием неблагоприятных факторов, тревожность, усиливает дизонтогенез у младших школьников с ЗПР, вызывает нарушения, приводящие к социальной дезадаптации, приводит к неэффективной учебной деятельности. Младшие школьники с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися сверстниками проявляют больше тревожности. Это напрямую связано с тем, что дети с ЗПР обладают менее развитыми психозащитными и компенсаторными возможностями, менее устойчивой эмоциональной сферой и имеют меньшую защиту от воздействия неблагоприятных ситуаций. И как результат появляются тревожность, боязнь, страх. Самым психотравмирующим фактором для возникновения тревожности у младших школьников с ЗПР рассматривают процесс обучения в школе, (У.Е. Ульенкова, 1994; Л.В. Кузнецова, 2003; А.В. Микляева, П.В. Румянцева 2004 и др.), взаимоотношения в семье, неправильное воспитание, внутрисемейные конфликты (А.Г. Ковалев, 1969; А.М. Прихожан, 2009; А.И.Захаров 1982 и др.), внутреннее противоречивое состояние ребенка (В.Н. Мясищев, 1960). Для коррекции тревожности в младшем школьном возрасте применяется большое количество форм работы. Одним из таких эффективных методов является изотерапия. Психолого-педагогические исследования многих психологов и педагогов показали, что метод изотерапии повышает самооценку, учит расслаблению и избавляет от различных негативных эмоций, в частности очень эффективен для коррекции эмоциональных нарушений у детей (А.И.Копытин, 2001; Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Г.А. Добровольская 2001 и др.). Специалисты (А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская, 2001; Л.Д. Лебедева 2003 и др.) подчеркивают роль изотерапевтического процесса в повышении адаптационных возможностей ребенка. Поэтому коррекционные возможности арттерапии по отношению к младшим школьника с ЗПР имеют огромный потенциал. Изотерапия, как научное направление, имеет основные функции (катарсистическая, регулятивная и коммуникотивно-рефлексивная) и основополагающие принципы, которые основываются на непосредственно процессе рисования, через который ребенок выражает свои мысли, чувства и эмоции; на гармоничных и доверительных отношениях между ребенком и изотерапевтом; в создании определенных условий для занятий и использовании изотерапевтом определенных приемов работы (Г.А. Добровольская, 2001; О.А. Карабанова, 2005; К.А. Михальченко, 2011 и др.). В последнее десятилетие имеется незначительное количество исследований по проблеме коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР методом изотерапии, поскольку изотерапия является достаточно молодым направлением в психокоррекционной работе. Это обстоятельство обуславливает актуальность данной работы.

1 Понятие тревожности в психологической науке Проблеме тревожности в психологии уделяется большое внимание. В своих работах данную проблему рассматривали отечественные и зарубежные специалисты, такие как З.Фрейд, П.Жане, В. Франкл, Ч. Спилбергер, Р, Бендлер, Дж. Гриндер, А.М. Прихожан, В.А. Бакеев и др. Три направления в исследовании тревожности в своей работе охарактеризовала Е.А. Орлова: 1.   Экзистенциальный подход. В данной концепции предполагается, что тревожность заложена в человеке от рождения и является стимулом развития личности. Ситуация возникновения тревожности всегда связывалась с принятием решений, с выбором имеющихся альтернатив действия, с поиском потенциальных направлений деятельности и попыток воплотить возможность в действительность. 2.   Условнорефлекторная теория (или теория научения). Данная концепция утверждает, что тревожность возникает всегда в угрожающих ситуациях. Первоначальное событие или стимул (обусловленный стимул) в сочетании с необусловленным стимулом, ведущим к опасному или неприятному состоянию (боль), после достаточно частого совместного появления вызывает обусловленную реакцию, которая приводит к возникновению страха или тревожности в таких ситуациях. 3.   Психоаналитическая теория. Теория заключается в том, что тревожную реакцию вызывает не сама ситуация, а беспомощность индивида перед ней. Тревожность наделялась статусом аффекта и имела отношение к ожиданию чего-то опасного. Считается, что тревожности присущ характер неопределенности и беспредметности, и этим она отличается от страха, страх всегда связан с конкретным объектом (Е.А. Орлова, 1996, с. 218-229). В работе В.А. Бакеева представлены взгляды зарубежных психологов, пытавшихся выяснить причины возникновения тревожности. Например, Г. Салливен (1947) предполагает под тревожностью чувство изоляции и неуверенности. Линфрен (1956) определяет тревожность как свойство личности, которое имеет важное значение в качестве фактора обучения. Н.Саразон (1960) придавал огромное значение тревожности в разработке теории личности и рассматривал ее, как основной побудитель человеческого поведения. П.Муссен (1963) считает, что источник тревоги это органические нарушения в организме (боль) или страх, боязнь не справиться в новой окружающей среде. Все это переживается, как состояние неполноценности. По его мнению, тревожность упреждает какое-либо неприятное события и имеет большое значение в качестве детерминанты человеческого поведения (В.А. Бакеев, 1974, с.28-35). Важное значение имеет определение понятия тревожности. В литературных источниках по психологии встречаются разные его толкования, но большинство исследователей сходятся во мнении, что необходимо рассматривать это понятие и как ситуативное явление, и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики. Нужно отметить, что в психологию термин "тревожность" впервые ввел Фрейд и утвердили его последователи. A.M. Прихожан указывает, что тревожность - это "переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента". Л.А. Китаев-Смык отмечает, что "широкое распространение получило в последние годы использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: "тревожности характера" и "ситуационной тревожности", предложенной Спилбергером (Л.А. Китаев-Смык, 1983). Другие исследователи дают следующие определения понятию "тревожность": "переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствие грозящей опасности", "это смутно-неопределенное чувство опасности" или "предчувствие опасности" (А.И. Захаров, 1998), которое выражается в обострении восприятия, в повышении скорости реакций, в сужении объема связей с внешним миром. "Состояние, возникающее как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу), «состояние беспокойства, испытываемое человеком без осознания его источника», "состояние свободно плавающей опасности и неопределенности". Ряд авторов рассматривают тревогу как ощущение неопределенной угрозы, характер и время возникновения которой не поддаются предсказанию (Ф.Б. Березин, К, Хорни), как чувство диффузного опасения и тревожного ожидания (Полдиндрер), неопределенное беспокойство (Kепински). По определению Р.С. Немова «Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии беспокойства испытывать страх и тревогу в специфически социальных ситуациях ». (Р.С. Немов, 2000). По определению А.В. Петровского: "Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно- психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности". (Петровский А.В., 2003). Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность - это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Таким образом, из всего многообразия существующих понятий тревожности можно вывести общую мысль, которая характеризует данный термин как эмоциональное состояние, что создается при определенной ситуации, и содержит опасность фрустрации актуализированной потребности. Многие исследователи проблемы (Салливен, Дэвис, Мэй, Райхман и др.) подчеркивают социальную природу потребности, фрустрация которой вызывает тревожность. Тревожность как эмоциональное состояние, возникающее перед возможностью фрустрации социальных потребностей можно рассматривать в двух аспектах: как временное состояние, сложившееся в определенных условиях, а также, как некое индивидуально- диффузное хроническое состояние, свойство личности, что содержит опасность для удовлетворения социальной потребности. Исходя из данного предположения можно полагать, что наиболее верный подход к понятию тревожности представлен в работах Л.И. Захарова. Он пишет, что: «Тревожность - это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто она проявляется в ожидании какого-либо события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями». Следовательно, состояние тревожности возникает как отклик на чувство неопределенности в результате предвосхищения неприятности. Рассматривая проблему тревожности необходимо обратить внимание на такое понятие, как «страх», поскольку при всех их отличиях одно состояние может породить другое. К. Ясперс (1948) разграничил понятия тревожности и страха, утверждая, что тревожность ощущается вне связи с каким-либо стимулом ("свободно плавающая"), тогда как страх соотносится с определенным стимулом и объектом. А.И. Захаров так же дифференцировал страх и тревожность. По его мнению, страх всегда является отрицательным чувством, в отличие от тревожности, которая может возникать в виде волнующего ожидания, радостного предчувствия. По мнению Й. Раншбурга и П. Поппера (1983), тревога - это явление, родственное символическому страху, страху перед каким-то неопределенным объектом. Также, они считают, что тревога напрямую связана с неспособностью человека принимать решения. Ситуации, которые тревожный человек воспринимает как угрозу, для других таковыми не являются. По мнению Б.И.Кочубей, Е.В Новиковой, механизмы тревоги лежат в основе таких состояний, как агрессивность, робость, страх, безразличие. Они выделили две группы признаков тревоги: 1.   Внутренние, соматические признаки, возникающие у человека под влиянием волнения. 2.  Внешние поведенческие реакции в ответ на тревожащую ситуацию. Сложность описания этих проявлений заключается в том, что все они могут сопровождать не только тревогу, но и другие состояния и переживания, например, отчаяние, гнев или радостное возбуждение. В.А. Петровский (1975) также предполагал, что переживание личностью тревоги, беспокойства может иметь позитивную структуру, т.е. адекватную, которая помогает справиться с какой-либо деятельностью с большим успехом. В зарубежных и отечественных источниках проблема тревожности либо отождествляется со стрессом (Хофман, 1950; Сарасон, 1978), либо считается одним из его видов (Забин, 1950; Лазарус, 1966), но порой выделяется в самостоятельное состояние. Тревожность можно отнести к отрицательным эмоциям, но не к стрессу, так как она возникает не в ответ на фиксируемое высшее воздействие (стресс), а часто является беспредметной, смутной. Тревожность относится к отрицательным эмоциям, так как является беспредметной, а стресс возникает в ответ на фиксируемое высшее воздействие. По мнению П. Алсор, совокупность мелких стрессов может привести к эмоциональным нарушениям, таким как чрезмерное напряжение и тревожность, к нарушению ясности мышления и широкому спектру поведенческих реакций. В некоторых исследованиях предполагается, что в условиях острого или хронического стресса тревожность выступает как форма адаптации организма (Л.Е. Панин, В.П. Соколов, 1981). Одно из проявлений стрессов - расстройство питания (Алан, Кокет). В основе некоторых нарушений питания лежит тревожность. Такие нарушения могут быть ситуативными или постоянными. Таким образом, можно сказать, что и в психологической, и в социальной литературе проблеме тревожности уделяется достаточное внимание. Несмотря на то, что точек зрения об определении и происхождении данного состояния, а также его взаимосвязи с другими психическими характеристиками существует немалое количество, в целом, практически все авторы разделяют единое мнение о том, что возникновение тревожности связано в первую очередь с различными неприятными чувствами: беспокойством, неуверенностью в себе, отрицательным прошлым опытом. Но также существует мнение, что тревожность может носить и позитивный характер. 1.2 Литературные данные по изучению тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития Переломным моментом в жизни ребенка, как в психологическом и нравственном, так и в физическом плане, является начало школьного обучения. В обстановке школьной жизни с ребенком происходят внутренние и внешние преображения. Учебная деятельность связана с серьезными психологическими нагрузками, которые могут привести к состоянию, называемому школьным стрессом. Около половины неуспевающих школьников - это дети с задержкой психического развития. Исследовала психологические особенности детей с ЗПР, а также их трудности в обучении У.В. Ульенкова, которая выявила некоторые специфические возможности в поведении ребенка, в его познавательной, эмоционально-волевой сфере, а также личности в целом: ·        низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости; ·        незрелость эмоций и воли, ограниченный запас общих сведений и представлений, обедненный словарный запас; ·        несформированность навыков интеллектуальной деятельности; ·        неполная сформированность игровой деятельности; ·        низкий уровень самоконтроля. По мнению В. П. Петрунек, Л.Н. Таран у детей с ЗПР наблюдается существенные отличия от нормально развивающихся сверстников первоклассников, также наблюдается недостаточный запас ЗУН. Ослабленное функциональное состояние центральной нервной системы, ведущее к быстрой утомляемости, низкой работоспособности, не подчинению правилам школьной жизни, а также недостаточная подготовленность к школе, вызывает определенные сложности в обучении. В процессе обучения у младших школьников с ЗПР в связи с несформированностью эмоционально-волевой сферы возникают различные поведенческие и личностные проблемы. Как правило, учителя на таких детей почти не обращают внимания, обрекают детей на неуспеваемость, ставя оценки лишь для перевода в следующий класс. Все это вызывает у детей негативное отношение к учебе и школе, что в дальнейшем может привести к полнейшей "школьной дезадаптации", патологическому формированию личности и характера. У ребенка может возникнуть чувство тревожности, беспокойства, волнения, или наоборот пониженное чувство тревожности, равнодушие, полное отторжение школьных проблем, что может породить более серьезные симптомы нарушений. Негативные переживания, которые сопровождают возникновение у школьников отрицательного отношения как к школе, так и к учению, а также является стимулом попытки личностной компенсации в других областях деятельности, что приводит к нарушению дисциплины, вплоть до асоциального поведения. Как же можно охарактеризовать особенности тревожности детей с задержкой психического развития? При наблюдении за детьми, как на уроках, так и внеучебной деятельности, можно наблюдать учащихся с признаками пониженной или повышенной тревожности, а также фобическими реакциями, которые проявляются в разных ситуациях. Для детей с ЗПР характерны либо частые проявления беспокойства и тревоги, либо «чрезмерное спокойствие», а также большое количество страхов, причем страх и тревога возникает в ситуациях ничем ребенку не угрожающих. Дети с ЗПР особо чувствительны, впечатлительны и мнительны, что характеризуется низкой самооценкой, что порождает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Они не реагируют на неудачи, чаще всего они к ним нечувствительны, отказываются от какой- либо деятельности, если испытывают в ней затруднения. У таких детей весьма очевидна разница в поведении, на уроке пассивны, отвечая на вопросы напряжены, скованны, теряются на малейшие замечания учителя. На перемене находятся рядом с одноклассниками, не пытаясь вступить в контакт. Если говорить о различии проявлений тревожности у мальчиков и девочек, то девочки более подвержены тревожности, в большей степени беспокоятся из-за оценок, ответа у доски. Для них наиболее значимо отношение к ним учителя, тогда как для мальчиков - сверстников. Но мальчики больше подвержены страхам (переживают те же страхи, что и дети с НУР). Такие проявления невротической симптоматики как заикание, тик, энурез и др., а также учащенные соматические заболевания сопровождают такие изменения в поведении, которые вызваны неадекватными реакциями неуверенности и тревожности. Так как, как правило, дети с ЗПР в большей степени характеризуются высокой тревожностью, это порождает множество проблем, которые касаются как личностных отношений (самооценка, уверенность в себе), так и отношений межличностных (общение со взрослыми и сверстниками). По мнению Н.Л. Белопольской, большинство детей с ЗПР к 6-7 годам имеют определенный комплекс личностных особенностей, а именно: страх неудачи, неадекватную реакцию на удачу; отсутствие уверенности в себе, слабую познавательную мотивацию.

Педагог-психолог Захарова М.Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Коррекционная работа по формированию мыслительных процессов у младших школьников с задержкой психического развития»

Выявление психологических особенностей внимания, памяти, мышления школьников с диагнозом ЗПР....

Конспект коррекционного занятия "Развитие коммуникативных способностей младших школьников с задержкой психического развития".

Занятие "Учимся эффективно взаимодействовать" направлено на развитие коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР, эмпатии, умения работать в команде....

Методические рекомендации по организации и проведению уроков для младших школьников с задержкой психического развития

Важным условием  активизации познавательной деятельности  является  введение специальных развивающих упражнений в традиционный учебный процесс в качестве составной части отдельных предм...

Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога.

Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога....

Развитие памяти младших школьников с задержкой психического развития

Память — это форма психического отражения, заключающаяся в закрепленности, сохранении и последующих воспроизведениях прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в дальнейшем....

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АннотацияВ статье рассматриваются вопросы по организации коррекционной работы по развитию зрительной памяти у младших школьников в процессе проектной деятельности. Рассмотрены преимущества применения ...

Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога.

В пособии дана общая характеристика познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития. Определено место психологического сопровождения в системе коррекционно-развивающег...