РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы по организации коррекционной работы по развитию зрительной памяти у младших школьников в процессе проектной деятельности. Рассмотрены преимущества применения проектной деятельности для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Ключевые слова: память, задержка психического развития, проектная деятельность, проект, младшие школьники
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akopyan_s._-_statya2.docx | 28.65 КБ |
Предварительный просмотр:
С.О. Акопян
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы по организации коррекционной работы по развитию зрительной памяти у младших школьников в процессе проектной деятельности. Рассмотрены преимущества применения проектной деятельности для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Ключевые слова: память, задержка психического развития, проектная деятельность, проект, младшие школьники
Дети с задержкой психического развития представляют собой особую группу обучающихся, имеющих нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, что является основной причиной возникновения трудностей взаимодействия: дети становятся замкнутыми, неуверенными в себе, что мешает процессу развития речи, затрудняет общение со сверстниками и становится серьезной проблемой в процессе обучения в начальной школе.
На сегодняшний день углубленное изучение феномена человеческой памяти привлекает к себе повышенный интерес исследователей, что обусловлено специфическими особенностями ее формирования. Под понятием «память» целесообразно понимать психический процесс, на основе когнитивных компонентов которого происходит непрерывность работы всех психических процессов человека [3, с. 23].
Такими исследователями, как Л.С. Выготский, Ф.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, П.П. Блонский, Р. Аткинсон и др. были изучена сущность, классификация такого психического процесса, как память. Кроме того, отечественные и зарубежные исследователи смогли разработать и проверить эффективность ряд законов, положений по отношению к памяти человека.
В настоящее время образовательная деятельность пополняется всё новыми педагогическими технологиями, в числе которых есть проектная деятельность. Основу проектной деятельности представляет собой разработка нового продукта или «проекта», который подразумевает под собой планируемый образ либо результат деятельности, способный реализовать поставленные цели и целостный образ, и концепцию задумки [1, с. 6].
Другими словами, проектность – одно из измерений культуры прошлого века. Изначально появился проект как метод. Случилось это во второй половине XIX века в США. Тогда его также называли проблемным методом [4, с. 103].
Впервые о проекте как о понятии, используемом в образовательной деятельности, заявил В. Килпатрик – американский исследователь и педагог, который определил ключевую задачу начального образования как совокупность целевых проектов для полноценного образования обучающихся [5, с. 148].
Сама по себе проектная деятельность представляет собой специально организованную познавательно-творческую деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний или способов деятельности [7, с. 183].
Преимущества применения проектной деятельности для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития:
- учит детей ставить и решать проблемы, которые требуют не только применение полученных знаний, но и приобретения новых в рамках самостоятельного и совместного со взрослыми исследования;
- раскрывает личностные качества;
- повышает самооценку, мотивацию, интерес к учебной деятельности;
- помогает школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях;
- развивает творческие способности, критическое мышление, умение обобщать, анализировать, делать выводы. [2, с. 21].
Таким образом, проектная деятельность оказывает благоприятное воздействие на развитие, как познавательной сферы детей, так и на процесс запоминания и усвоения учебного материала.
Также следует уделить особое внимание российской педагогической практике по использованию проектной деятельности за последние несколько десятилетий. В процессе анализа применения зарубежными странами опыта проектной деятельности, российские исследователи все-таки смогли выявить эффективность применения данного метода в процессе обучения, что привлекло большое количество образовательных организаций, готовых его использовать в процессе реализации педагогической деятельности. В качестве наиболее значимых умений и навыков, которые могут быть приобретены младшими школьниками при его применении, были выделены познавательные умения детей, умения конструировать свои знания для дальнейшего самостоятельного проектирования нового продукта [6, с. 93].
Основные задачи проектной деятельности в начальной школе:
- обучение планированию (уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать, а также запомнить);
- умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- умение составлять письменный отчет (уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять работу и приложения, иметь понятие о библиографии);
- формирование познавательной активности и позитивного отношения к работе (проявлять интерес к изучению темы, инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы.[9, с. 50].
Следовательно, в современном мире процесс обучения основам проектной деятельности включается в себя совокупность определенных требований, следование которым способствует эффективности реализации данного направления деятельности:
- учет и соблюдение ключевых закономерностей педагогического процесса;
- соответствие психологического содержания проекта возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития [10, с. 94].
В начальной школе с целью развития зрительной памяти младших школьников с задержкой психического развития можно использовать следующие видов проектов:
- творческие проекты, которые дают возможность детям младшего школьного возраста выражать и формировать собственные навыки;
- ролевые, игровые проекты, подходящие определенному возрасту, которые позволяют младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, узнавать подобным способом мир, обучаться создавать взаимоотношения в нем;
- ознакомительно-ориентировочные(информационные), допускающие аналитическую работу с приобретенной информацией;
- практико-ориентированные (прикладные), которые завершаются создание необходимых и полезных для находящихся вокруг предметов, что дает возможность детям ощутить собственную общественную важность;
- исследовательские проекты, нацелены на формирование исследовательских способностей и умений, исследовательского мышления.[11, с. 59].
Таким образом, метод творческих проектов представляет собой инновационный метод обучения школьников, активизирующий их деятельность и познавательную активность. Для ученика проект – это возможность усвоения большого количества информации на основе анализа графического материала, что позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на формирование и развитие познавательного интереса, а для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания [8, с. 40].
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что учебно-образовательное проектирование, с позиции управляющего воздействия на ребёнка, является универсальным средством для развития познавательных интересов учащихся младшего звена общеобразовательной школы, а также имеет свои особенности в организации и реализации проектно-исследовательской деятельности.
Список литературы:
- Адрианова, С.А. Использование метода проектов в обучении школьников [Текст] / С.А. Андрианова // Технология (Основа) – 2015 - № 10. – С. 6-8.
- Антоненко, В.У. Применение проектной технологии в школьном обучении: эволюция метода проектов [Текст] / В.У. Антоненко // Вестник КГУ – 2016 – №9 – С. 21-27.
- Антошечкина, Г.К. Особенности слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Г.К. Антошечкина, А.Г. Литвинова, Н.Ю. Верхотурова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – №5. – С. 23-27.
- Бивол, А.С. Проблемно-поисковые методы обучения на уроках в начальных классах как средство повышения познавательной деятельности учащихся [Текст] / А.С. Бивол // Таврический вестник образования. – 2017. – № 3. – С.103 - 107.
- Грибков, Л.А. Внедрение личностно ориентированного подхода к обучению для активизации познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Л.А. Грибков // Таврический вестник образования. – 2017. – № 1. – С.148 - 153.
- Гришанин, К.Г. Занимательность, как обязательное требование к уроку в современной школе [Текст] / К.Г. Гришанин // ЭКО – 2017 – № 1 – С. 93- 102.
- Зайцева, В. И. Особенности развития познавательных интересов младших школьников средствами проектной деятельности [Текст] / В. И. Зайцева, С. А. Слепцова // Молодой ученый. – 2022. – № 49 (444). – С. 183-185.
- Крутецкий, В. А. Психология [Текст]: учебник для академического бакалавриата. – Москва: Просвещение, 2017. – 69 с.
- Мамедов, С.М. Методология организации проектной деятельности в школе [Текст] / С.М. Мамедов // Методика современного обучения – 2016 – № 7 – С.50-55.
- Мушкин, У.Р. Применение метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе [Текст] / У.Р. Мушкин // Начальная школа. – 2017. – № 1. – С. 94-99.
- Эльконин, Д.Б. Психология развития [Текст] / Д.Б. Эльконин, В.П. Зинченко – Москва: Просвещение. – 1999. – 264 с.
Акопян Светлана Олеговна – магистрант, Челябинский государственный университет, Россия.
Научный руководитель: Сошникова Наталья Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Челябинский государственный университет, Россия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Коррекционная работа по формированию мыслительных процессов у младших школьников с задержкой психического развития»
Выявление психологических особенностей внимания, памяти, мышления школьников с диагнозом ЗПР....
Конспект коррекционного занятия "Развитие коммуникативных способностей младших школьников с задержкой психического развития".
Занятие "Учимся эффективно взаимодействовать" направлено на развитие коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР, эмпатии, умения работать в команде....
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога.
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога....
Развитие памяти младших школьников с задержкой психического развития
Память — это форма психического отражения, заключающаяся в закрепленности, сохранении и последующих воспроизведениях прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в дальнейшем....
Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога.
В пособии дана общая характеристика познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития. Определено место психологического сопровождения в системе коррекционно-развивающег...