"ПОЛЬЗА И ВРЕД ЭМОЦИЙ". Развивающее психологическое занятие для подростков
план-конспект по психологии

"ПОЛЬЗА И ВРЕД ЭМОЦИЙ". Развивающее психологическое занятие для подростков (разработка с приложениями)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЛЬЗА И ВРЕД ЭМОЦИЙ

(развивающее психологическое занятие для подростков)

Зачем нужны положительные и отрицательные эмоции?

Эмоции — это наше настоящее отношение к людям и событиям. «Хорошие» выражаются открыто, «плохие» часто скрываются и даже подавляются. На самом деле лишних эмоций не бывает: у каждой — свое предназначение. Независимо от окраски, все они необходимы для осмысленного восприятия мира.

Многие думают, что позитивная психология занимается исключительно положительными эмоциями. Вполне логично: направление действительно ориентировано на достижение счастья. Этим дело не ограничивается: негативные эмоции — неотъемлемая часть опыта, без них восприятие мира было бы скудным и однобоким.

Эмоциональную сферу человечество изучает уже несколько тысячелетий. За такой срок люди научились неплохо разбираться в своих чувствах, но все же не до конца поняли, что для здоровой личности нормально испытывать диаметрально противоположные состояния. Давайте разберемся в понятиях.

Положительные эмоции — это приятные переживания. Оксфордский справочник позитивной психологии определяет их как «приятные или желательные ситуативные реакции, отличные от чувства удовольствия и недифференцированного позитивного аффекта». По сути, это одобрительное отношение к событиям, объектам и впечатлениям, более сложное и специфическое, чем физические ощущения.

Отрицательная эмоция — это тягостное переживание, «неприятное или угнетенное состояние, которое возникает в ответ на негативное событие или поступок». Если эмоция приводит в уныние и деморализует, она отрицательная.

ПРИМЕРЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ

Шкала эмоций довольно обширна, а способ их выражения во многом зависит от склада личности. Теоретическая база — это хорошо, но в большинстве случаев распознавание происходит на интуитивном уровне. Мы просто «знаем», как выглядят проявления разных эмоций.

Положительные эмоции:

  • любовь,
  • радость,
  • удовлетворение,
  • блаженство,
  • интерес,
  • веселье,
  • счастье,
  • умиротворенность,
  • восхищение.

Отрицательные эмоции:

  • страх,
  • гнев,
  • отвращение,
  • печаль,
  • ярость,
  • одиночество,
  • уныние,
  • раздражение.

НЕУЖЕЛИ НАМ НУЖНЫ И ТЕ И ДРУГИЕ?

Посмотрим внимательнее на список отрицательных эмоций. Хотите вы их испытывать? Скорее всего, нет, и это неудивительно. Любая из них связана со страданиями.

Теперь взглянем на список положительных эмоций. Едва ли, испытав эти чувства, вы говорили себе: «Как бы я хотел, чтобы этого никогда не случалось!» Эти состояния знакомы каждому, и мы стремимся пережить их снова и снова.

Но если испытывать отрицательные эмоции неприятно, нельзя ли без них обойтись? Они приносят нам пользу. Отрицательные эмоции даны в противовес положительным. Без них мы не осознавали бы последних. Они — неотъемлемая часть процесса эволюции, благодаря им люди научились выживать, развиваться и расти.

Коуч Трэйси Кеннеди напоминает, что у каждой базовой эмоции, независимо от ее окраски, своя задача.

  • Гнев учит противостоять трудностям.
  • Страх защищает от опасности.
  • Беспокойство заставляет планировать будущее.
  • Удивление открывает путь к познанию.
  • Радость напоминает о важном.
  • Печаль сближает с любимыми.
  • Доверие пробуждает готовность прийти на помощь.
  • Отвращение предостерегает от всего, что может навредить.

Как долго мы сумели бы прожить, если бы ничего не боялись? Не будь страха, мы бы постоянно попадали в опасные ситуации и подвергали себя неоправданному риску. Не будь отвращения, мы еще в раннем детстве наглотались бы химикатов, до которых удалось бы дотянуться. Какими бы неприятными ни были негативные эмоции, нельзя отрицать, что они служат важным целям.

СТРЕСС — ОТВЕТ НА НЕГАТИВНЫЕ СИТУАЦИИ?

Многие уверены, что стресс возникает как эмоциональная реакция на негатив, но события, которые мы называем радостными: планирование свадьбы, подготовка к долгожданному переезду, отпуск, рождение ребенка, новая интересная работа — часто тоже причиняют немалый стресс.

Большинство согласится, что волноваться и нервничать в таких случаях совершенно нормально. Это еще раз показывает, что сочетание позитива и негатива позволяет нам сохранять душевное равновесие.

В ЧЕМ ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ОТЛИЧИЕ ЭМОЦИЙ?

Как мы уже знаем, полярные эмоциональные реакции — залог полноценной жизни. Как положительные, так и отрицательные эмоции играют огромную роль в работе мозга, однако функции у них разные.    

                                                                                      см.

Положительные эмоции:

  • повышают настроение и настраивают на продуктивное мышление,
  • стимулируют центры удовольствия, снижают уровень гормонов стресса и улучшают самочувствие,
  • помогают удерживать внимание и расширять кругозор.

Отрицательные эмоции:

  • участвуют в разрешении душевных конфликтов, связывают воедино противоречивые чувства, помогают выразить внутреннее сопротивление,
  • устраняют ментальные конфликты, помогая распознать двойственную или недостоверную информацию и осмыслить неоднозначные сигналы,
  • снижают «градус» эмпатии, что дает возможность отстраниться от чужих проблем и сосредоточиться на собственных потребностях.

Отличным по сути эмоциям отведено исключительно важное место в системе мозга: они не вытесняют, а дополняют друг друга.

ЭМОЦИИ В ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Учитывая влияние эмоциональных процессов на наши мысли и поступки, нетрудно понять, почему в позитивной психологии противоположным эмоциям уделяется пристальное внимание. Умение накапливать положительные эмоции и видеть в них возможности так же необходимо, как и умение переносить отрицательные эмоции и успешно с ними справляться.

Человек, способный принимать, осознавать и контролировать свои состояния, проживает осмысленную и гармоничную жизнь. Именно поэтому позитивная психология ставит задачу обратить отрицательные эмоции в полезный опыт, а затем трансформировать его в положительные эмоции.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НЕЙТРАЛЬНЫХ ЭМОЦИЯХ

Классическая психология несколько умаляет значение нейтральных эмоций. Однако в отдельных буддийских практиках им придают особый смысл и обозначают термином adukkhamasukha, что переводится «ни болезненно, ни приятно». Ученый и учитель медитации Бхиккху Аналайо описывает их как «ощущения промежуточного спектра, между болью и удовольствием, почти незаметные, которые не приносят ни счастья, ни мучений».

Для нас настолько привычно умеренное состояние, что мы практически не проявляем к нему интереса, но именно в этом эмоциональном поле проходит большая часть человеческой жизни. Задумайтесь, как выглядит ваш обычный день: сколько времени заняли радость и наслаждение? Гнев и печаль? Скорее всего, немного. Все оставшиеся часы вы испытывали нейтральные эмоции.

Хотя у нейтральных эмоций нулевая валентность, есть мнение, что их можно назвать положительными, поскольку в них нет боли и страданий. Отрицательные эмоции всегда болезненны, но как бы ни хотелось вытеснить их из памяти, важно понимать, что это часть прожитого опыта.

Задание: 

Объединитесь, пожалуйста, в две группы. Каждая группа получает карточку, на которой записана эмоция. Вам необходимо записать, что хорошего и что плохого связано с заданной эмоцией.

Первая группа рассматривает пользу и вред эмоции “Любовь”.

Вторая группа рассматривает пользу и вред эмоции “Лень”.

Время работы 3-5мин.

Эмоция

Её польза

Её вред

Любовь  

- Испытываешь приятные чувства.

- Если любовь взаимна, то очень приятно её испытывать.

-Любовь помогает понимать чувства другого человека

- Из этого чувства можно испытывать много чувств: радость, веселье, нежность… - Влюбленный не очень много думает о неприятностях.

-Насмешливость других.

- ревность и недоверие к тому, кто любит.

-чувство неразделенной любви.

- Из–за любви к одному человеку можно забыть всех остальных.

-Любовь легко перерастает в ненависть.

Лень

-При этом лень способна и помочь человеку – если организм испытывает напряжение и усталость

– истощение ресурсов, лень выполняет защитную функциюВ этом случае она оберегает всю личность от разнообразных сбоев.

-Лень позволяет отдохнуть и набраться сил, не делая то, что человек считает бесполезной тратой времени, или то, что не хочется делать в данный момент.

(Ученые из Университета Британской Колумбии считают, что наш мозг генетически предрасположен к лени: экономия энергии была необходима для выживания людей).

-Негативное воздействие лени заключается в том, что окружающие и даже сам «ленивец» могут начать критиковать его поведение.

-Это снижает уровень самооценки и уверенности в своих силах,

-портит настроение — а значит, избегание деятельности может ухудшить её качество в будущем или отложить её на неопределённо долгий срок.

-Если вам будет лень учится и что то узнавать ваше мировоззрение будет очень ограниченным.

-Если вам будет лень работать то ограниченными будут ваши возможности по финансовым причинам.

-Если лень с кем то общаться и кому то помогать то у вас не будет хороших знакомых и друзей.

(Входит в список семи смертных грехов. В «Божественной комедии» лентяи попадали на пятый круг ада).

 

Обсуждение. Зачитать выводы каждой группы.

Вывод: Приведенные высказывания свидетельствуют о том, что подобный анализ дался вам легко, так как имеется и субъективный опыт переживаний, и способы выражения этого чувства и последствия выражения чувства. Если мы рассмотрим другие эмоции, то также убедимся, что каждая эмоция нам зачем – то нужна (она нам что-то говорит).

Например: Страх упасть – быть осторожным в гололед. Лень делать пельмени – купил в магазине, сэкономил время.

В современной культуре, СМИ существуют запреты на чувства и их внешнее проявление. Эти запреты предполагают, что человек избегает определенных эмоциональных состояний (печаль, обида, страх), вытесняет их из своего сознания, потому что не хочет показаться слабым, неуверенным, невоспитанным, неуспешным.

Люди, запрещающие себе чувствовать, как правило, находят запретам различные, рациональные обоснования.

Например:

“Настоящие мужчины не плачут” (запрет на горе);

“Страх – признак слабости” (запрет на страх);

“Злиться на близких недопустимо” (запрет на злость);

“У меня никогда не получиться быть успешным и радостным” (запрет на радость).

Только сейчас мы выяснили, что каждое чувство нам зачем – то нужно. Что бывает, если человек сдерживает свои чувства?

В качестве иллюстрации можно привести аналогию с кипящим чайником: если его плотно закрыть, да ещё носик закупорить, он в конце концов взорвется, причинив вред тем, кого ошпарил, и самому себе. Так и человек: копит в себе эмоции, а потом “взрывается” и вредит тем самым и окружающим, и себе.

 В реальности возможны разные варианты вытеснения чувств: уход в болезнь, тоску, депрессию или подверженность резким агрессивным вспышкам.

Как поступить?

Если вы хотите научиться изменять свои эмоциональные состояния, то вам необходимо выйти за пределы ситуации, посмотреть со стороны на себя, испытывающего эмоции, с иной точки зрения, глазами другого. Это не единственное, но исходное и необходимое условие изменения эмоционального состояния. Существуют много способов посмотреть со стороны на свои эмоции. Один из самых доступных способов –

4. Игра “Эмоциональный термометр”.  

Эта игра индивидуальная, хотя в неё можно играть всем вместе.

Правила игры: На игровом бланке попробуйте составить эмоциональный портрет своего вчерашнего дня. Оценивайте события дня с момента вашего пробуждения. Поставьте кружок (крестик) в зону, соответствующему вашему самочувствию утром, днем и вечером.

Например, утром:

– Когда вы проснулись, ваше настроение было…

– Когда вы завтракали или одевались на работу, вы чувствовали …

– В школе ваше настроение….

Продолжите анализ вашего эмоционального самочувствия днем и вечером.

Время работы 2-3 мин.

Обсуждение.

Проанализируйте свои эмоциональные графики:

– Посмотрите на свои эмоциональные портреты. Как часто у вас менялось настроение? Или наоборот оно было устойчиво и менялось редко?

– Посмотрите все эмоциональные события дня и обведите в кружок те настроения, которые были вызваны другими людьми.

– Посмотрите на обведенные кружки. Если всё эмоциональное самочувствие выразить в %,

то сколько % настроений оказалось зависимыми от других людей? Как вы думаете, почему? Какое преимущество вы имеете, если ваше настроение зависит или не зависит от настроения другого человека?

– “Крайние” настроения – очень плохое и очень хорошее, так же больше зависят от других людей, чем среднее настроение. Склонны ли вы к “крайним” настроениям?

– Посмотрите, отличается ли по настроению начало дня от середины дня? Почему? Подумайте, что можно сделать, чтобы улучшить ваше самочувствие?

Вывод: 

Люди резко отличаются по устойчивости настроений, по зависимости настроений от поведения других людей. Чтобы ладить с людьми, надо учитывать особенности их эмоциональной жизни. Чтобы владеть и управлять своими чувствами, надо очень хорошо знать собственное эмоциональное устройство.

Первым шагом в управлении своим эмоциональным состоянием является его осознание. Затем вспомнить способы, которые помогут вам избавиться от неприятного настроения, перейти в активное рабочее состояние.

– заняться эмоциональной приятной деятельностью;

– заняться аутотренингом;

– заняться спортом;

– пойти в гости, в лес.

5. Упражнение “ЗАТО”

Это эффективное упражнение поможет избавиться вам от неприятных эмоций, возникающих в нашей жизни.

Стандартная школьная ситуация:

Какие чувства вы испытываете, когда, придя в школу, вы обнаруживаете в своём расписании незапланированных 2 “окна”?

Наша задача – перевести негативные эмоции, используя прием “ЗАТО” в положительные эмоции: (работаем по кругу)

- зато у меня есть время проверить тетради;

- зато я могу сходить в столовую;

- зато я могу отдохнуть;

- зато я могу выпить кофе;

- зато я могу сходить в свой класс;

- зато я могу подготовиться к другому уроку, и т. д.

Обсуждение. 

Изменилось ли ваше восприятие негативной ситуации?

Рефлексия занятия.

Ощущения и впечатления о проделанной работе.

1. Что нового вы узнали о себе?

2. Ваши впечатления о занятии?

Положительные эмоции:

  • любовь,
  • радость,
  • удовлетворение,
  • блаженство,
  • интерес,
  • веселье,
  • счастье,
  • умиротворенность,
  • восхищение.

Отрицательные эмоции:

  • страх,
  • гнев,
  • отвращение,
  • печаль,
  • ярость,
  • одиночество,
  • уныние,
  • раздражение.

                   У каждой базовой эмоции, независимо от ее окраски, своя задача.

  • Гнев учит противостоять трудностям.
  • Страх защищает от опасности.
  • Беспокойство заставляет планировать будущее.
  • Удивление открывает путь к познанию.
  • Радость напоминает о важном.
  • Печаль сближает с любимыми.
  • Доверие пробуждает готовность прийти на помощь.
  • Отвращение предостерегает от всего, что может навредить.

Эмоция

Её польза

Её вред

Любовь

Эмоция

Её польза

Её вред

Лень

Положительные эмоции:

  • повышают настроение и настраивают на продуктивное мышление,
  • стимулируют центры удовольствия, снижают уровень гормонов стресса и улучшают самочувствие,
  • помогают удерживать внимание и расширять кругозор.

Отрицательные эмоции:

  • участвуют в разрешении душевных конфликтов, связывают воедино противоречивые чувства, помогают выразить внутреннее сопротивление,
  • устраняют ментальные конфликты, помогая распознать двойственную или недостоверную информацию и осмыслить неоднозначные сигналы,
  • снижают «градус» эмпатии, что дает возможность отстраниться от чужих проблем и сосредоточиться на собственных потребностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое занятие для подростков "Самое ценное, что у меня есть....жизнь" для 8-11 классов

Цель занятия: - помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную основу."Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет ник...

Конспект психологического занятия для подростков "Как снять стресс перед экзаменом"

Конспект психологического занятия для обучающихся 9 - 11 классов "Как снять стресс перед экзаменом", в котором ребята познакомятся с различными техниками регуляции своего психоэмоц...

программа психологических занятий для подростков по профилактике суицидального поведения и аутоагрессии "Жить здорово!"

Педагогам школы часто приходится сталкиваться с состояниями  повышенной тревожности у детей, неуверенным поведением, с депрессивными состояниями и суицидальными мыслями.В младшем подростковом воз...

Психологическое занятие для подростков «Самое ценное, что у меня есть…

laquo;Самое ценное, что у меня есть…»Возрастная категория: 8-11 классыЦель: - помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную ос...

Методическая разработка. Программа групповых психологических занятий для подростков, учащихся 1 курса и П-групп «Я и мир вокруг меня».

Методическая разработка. Программа групповых психологических занятий для подростков, учащихся 1 курса и П-групп «Я и мир вокруг меня». ...

Эмоции и чувства. О пользе и вреде эмоций.

Занятие педагога-психолога с учениками 7 класса в условиях дистанционного обучения....

Программа групповых психологических занятий с подростками «Формула профессии»

Чтобы сделать правильный профессиональный выбор подростку необходимо ориентироваться в мире профессий, знать какие требования предъявляет профессия к человеку, надо изучить свои индивидуальные особенн...