Программа групповых психологических занятий с подростками «Формула профессии»
календарно-тематическое планирование по психологии (11 класс)
Чтобы сделать правильный профессиональный выбор подростку необходимо ориентироваться в мире профессий, знать какие требования предъявляет профессия к человеку, надо изучить свои индивидуальные особенности. В ходе проведения профориентационной работы с подростками важно предоставлять им необходимую информацию о профессиях и ситуации на рынке труда, активизировать самостоятельную работу по поиску информации об учебных заведениях. В этом подростку сможет помочь программа психологических занятий «Формула профессии».Цель: содействие в профессиональном самоопределении обучающихся, развитие у школьников психологической готовности к профессиональному самоопределению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_proforientatsii.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа групповых психологических занятий с подростками
«Формула прфессии»
Составитель | Наумова Валентина Петровна, педагог-психолог |
2021год
Пояснительная записка
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. Увеличивается число неработающей и не учащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. Проведенные социологические исследования в школах города выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательстве. Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная невилировка значимости рабочих специальностей. Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школ не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе.
Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой, общественно–значимой (трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной) деятельности учащихся, формированием нравственной, эстетической и экологической культуры. Система профориентации выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.
Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.
Профессиональное самоопределение рассматривается как важная часть социализации.
Успешное профессиональное самоопределение возможно при следующих условиях:
а) сформированность мотивационно-потребностной сферы личности, наличие
развитых интересов, склонностей и способностей,
б) достаточный уровень самосознания выпускника школы;
в) ориентированность выпускника в поле возможностей профессионального выбора
в условиях реального и потенциального рынка труда и образования.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися в 14 – 15 лет. Для этого возраста данная проблема является насущной и актуальной. Старшие подростки стремятся разобраться в себе, оценить свои возможности в современном мире, в том числе и в профессиональном. Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе. Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессиональнопроизводственным условиям.
Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.
Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Старший подростковый возраст является тем возрастным этапом развития, который наиболее благоприятен для осознания самого себя, своих индивидуальных особенностей, построения планов на ближайшее и отдаленное будущее. Этот этап можно назвать готовностью к самоопределению. В подростковом возрасте складывается избирательный характер отношения к школьным предметам, появляются профессионально ориентированные мотивы учения, сензитивность к приобретению профессиональных знаний, умений и навыков.
Не имея еще ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, обучающиеся должны определиться в важном вопросе – вопросе выбора профессии, который является одним из самых первых серьезных выборов для большинства школьников. Часто обучающиеся испытывают серьезные затруднения в выборе такого рода. Поэтому так важно у обучающихся подросткового возраста формировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению, осуществлять психологическое сопровождение выбора профессии и подготовки к ней.
Чтобы сделать правильный профессиональный выбор подростку необходимо ориентироваться в мире профессий, знать какие требования предъявляет профессия к человеку, надо изучить свои индивидуальные особенности. В ходе проведения профориентационной работы с подростками важно предоставлять им необходимую информацию о профессиях и ситуации на рынке труда, активизировать самостоятельную работу по поиску информации об учебных заведениях. В этом подростку сможет помочь программа психологических занятий «Формула профессии».
Цель: содействие в профессиональном самоопределении обучающихся, развитие у школьников психологической готовности к профессиональному самоопределению.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- Развитие представлений и понятий, связанных с миром профессий;
- Активизация самопознания, развитие умения соотносить индивидуальные особенности с требованиями будущей профессии;
- Формировать умение планировать свое профессиональное будущее;
- Создание условий для формирования у обучающихся сознательного отношения к выбору своей будущей профессии, повышение уровня мотивации к профессиональному самоопределению;
- Формирование навыков принятия решений и преодоления препятствий на пути к достижению целей;
- Формирование представлений о профессиональном образовании, возможностях трудоустройства, становления карьеры.
- Формирование умений и навыков, необходимых для успешной самопрезентации.
Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами тренинга. Основное содержание групповой работы составляют дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, психотехнические приемы, диагностические методики, профориентационные игры, продуктивно-творческая деятельность.
Программа факультативного курса включает себя шесть разделов:
Раздел 1. Вводный. Мир профессий.
Раздел 2. Индивидуальные особенности и ПВК.
Раздел 3. Классификация профессий
Раздел 4. Система профессионального образования.
Раздел 5. Поиск работы и трудоустройство.
Раздел 6. Заключительный.
Планируемый результат.
По окончании цикла занятий подростки должны:
1. Иметь представление о классификации профессий (типы профессий; группы профессий, относящиеся к тому или иному типу), требованиях для каждого типа профессий. Определить наиболее привлекательный для себя тип профессий и группу профессий.
2. Знать о необходимости соотнесения своих индивидуальных особенностей с требованиями будущей профессии, знать свои индивидуальные особенности.
3. Знать о том, какие специалисты нужны на рынке труда.
4. Приобрести навыки преодоления препятствий на пути к достижению целей, принятия решений и эффективного взаимодействия в группе.
5. Приобрести представления о профессиональном образовании, возможностях трудоустройства.
6. Приобрести навыки успешной самопрезентации, составления резюме.
Тематическое планирование
Вводный. Мир профессий. | ||
1 | Знакомство с профессиями | 1 |
2 | Классификация профессий | 1 |
3 | Профессия. Специальность. Должность | 1 |
4 | Формула выбора профессии «Хочу-могу-надо» | 1 |
5 | Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. | 1 |
Индивидуальные особенности и ПВК | ||
6 | Темперамент и профессия | 1 |
7 | Характер и сила воли | 1 |
8 | Мои интересы | 1 |
9 | Способности и выбор профессии | 1 |
10 | Профессионально-важные качества | 1 |
Классификация профессий | ||
11 | Профессии «человек-человек». | 1 |
12 | Профессии «человек – знаковая система». | 1 |
13 | Профессии «человек – техника». | 1 |
14 | Профессии «человек – художественный образ». | 1 |
15 | Профессии «человек – природа». | 1 |
Система профессионального образования | ||
16 | Виды образования | 1 |
17 | Ярмарка учебных заведений | 1 |
Поиск работы и трудоустройство | ||
18 | Личный профессиональный план» | 1 |
19 | Карьера» | 1 |
20 | Поиск работы | 1 |
Заключительный | ||
21 | КВН «В мире профессий» | 1 |
Список использованной литературы
- Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2007.
- Дидактический материал по курсу « Твоя профессиональная карьера» Под ред. С.Н. Чистяковой.-М.: Просвещение, 1998.
- Зарипова А. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам. – М.: Чистые пруды, 2007.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: Вако, 2005.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000.
- Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2004.
- Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». – СПб.: Речь, 2007.
- Шеховцова Л., Шеховцов О. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. – СПб.: Северо-Запад, 2006.
- Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. - М.: Вита-пресс, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Настроение - на "отлично"! Групповое психологическое занятие.
Обучение методам конструктивного общения и осуществлению самоконтроля. Формирование эмоционально-волевого развития....
Программа групповых развивающих занятий "Я тебя понимаю..."
Программа групповых развивающих занятий «Я тебя понимаю…» направлена на развитие коммуникативных навыков у подростков, что способствует эффективному межличностному взаимодействию с другими л...
Программа групповых развивающих занятий для подростков
ПРОГРАММА ГРУППОВЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ для подростков с элементами арт-терапии Основная цель занятий направлена на повышение интеллектуального уровня учащихся, осознание себя как целостной ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ
Рабочая программа групповых коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 2- 4 классов разработана в соответствии с положением о структуре, порядке р...
Программа групповых практических занятий для детей с суицидальным поведением “Мы выбираем жизнь!”.
В нашей жизни, к сожалению, существует такое трагическое явление, как подростковый суицид. Когда такое происходит, у окружающих остается неизбывное чувство вины и множество вопросов: &laq...
Методическая разработка. Программа групповых психологических занятий для подростков, учащихся 1 курса и П-групп «Я и мир вокруг меня».
Методическая разработка. Программа групповых психологических занятий для подростков, учащихся 1 курса и П-групп «Я и мир вокруг меня». ...
Программа групповых коррекционных занятий «Я смогу»
Целью рабочей программы «Я смогу» является создание условий для снижения школьной тревожности у обучающихся до уровня «мобилизующей» тревоги, соответствующего возрастной н...