Проблемы адаптации пятиклассников в условиях ФГОС ООО
статья по психологии (5 класс)
Статья "Проблемы адаптации пятиклассников в условиях ФГОС ООО" раскрывает проблемы и трудности обучающихся данного возраста. В ней указаны признаки успешной адаптации и признаки дезадаптации; меры, способствующие снижению тревожности у детей; даны рекомендации родителям, учителям; анкеты для учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблемы адаптации пятиклассников в условиях ФГОС ООО | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема адаптации пятиклассников в условиях ФГОС ООО
Главный принцип современной политики образования –
Ученик – субъект обучения!
Что ощущает пятиклассник, оказавшись в средней школе? ОН как космонавт, перелетевший с одной, знакомой и обжитой планеты, на другую – тоже чуть-чуть знакомую, о которой он когда-то слышал, но уж никак не ожидал, что так скоро здесь окажется! Хорошо, когда в школе простроена система – своеобразный скафандр, который не только оберегает, но и помогает ребенку, заботится о нем, упорядочивает вращение метеоритов (родителей, педагогов, психологов) вокруг планеты “Пятый класс”. Но, тем не менее, проблем адаптационного периода не удаётся избежать никому.
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически сложных проблем, а период адаптации пятиклассников – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для этого утверждения достаточно: у школьников происходит переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. На смену учителю начальных классов приходят учителя –предметники, возрастает учебная нагрузка. Изменения условий обучения, разнообразие предъявляемых требований – это испытание для психики ребенка. Это проявляется в понижении работоспособности учащихся, к возрастанию тревожности, в неподчинении правилам поведения, развязности, неорганизованности и забывчивости. Как же избежать двух кризисов: возрастного (дети-подростки 10-12 лет): условно-педагогического (разные организации обучения) и облегчить адаптацию пятиклассников?
Проблемы и трудности пятиклассников
Организационные трудности:
– не могут сразу запомнить всех учителей;
– не очень хорошо информированы о требованиях того или иного учителя (забыл; не услышал; не записал в дневник; перепутал, что кому надо);
– проблемы с ориентацией во времени (не всегда могут верно определить
продолжительность перемены, поэтому возможны опоздания).
Пятиклассникам приходится выстраивать отношения с разными педагогами,
приспосабливаться к разному темпу, стилю преподавания, особенностям речи,
требованиям десятка новых учителей. При этом не следует забывать, что учитель – это значимый для них человек и на него хочется произвести самое благоприятное впечатление.
Многие испытывают трудности и страхи в отношениях с новыми учителями, часто боятся, что их неправильно поймут и недооценят.
- Возросший темп работы (особенно трудно после каникул быстро писать).
- Возросший объём работы в классе и дома.
- Увеличение количества предметов.
- Разнообразие заданий по разным предметам, новые (и разные) требования к
оформлению работ.
- Необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней. Непонимание смысла некоторых слов, написанных в учебнике или произносимых учителем.
Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной адаптации.
Выделяют такие виды школьной дезадаптации пятиклассников:
1. Интеллектуальная — низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.
2. Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность асоциалъность).
3. Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость).
4. Эмоциональная — тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем.
Исходя из перечисленных особенностей адаптационного периода, целью диагностического минимума в 5 классе является получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе.
Признаки дезадаптации:
- Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
- Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Нежелания выполнять домашние задания.
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- Беспокойный сон.
- Трудности утреннего пробуждения, вялость.
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Признаки успешной адаптации:
- удовлетворенность ребенка процессом обучения;
- ребенок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Меры, способствующие снижению тревожности у детей
1. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.
2. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:
а) обязательные дисциплинарные требования (правила):
- здороваемся стоя;
- не перебивать ни учителя, ни ученика;
- поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе;
- опоздания не допускаются;
б) организация учебного процесса: наличие необходимых учебных пособий;
• соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «Классная работа» и «Домашняя работа» и т.п.);
в) отношения между детьми; между учителем и ребенком:
• проявлять уважение друг к другу;
• звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.
Практика показывает, что доступность и целесообразность введения игр и использование их в среднем звене вызывает интерес к изучению нового материала и повышает качество знаний учащихся.
Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
На мой взгляд, очень важно сохранять традиции, которые учащиеся вместе с учителем начальной школы создавали и хранили на протяжении четырех лет.
Рекомендации учителям-предметникам
• Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.
• Учитывать, что высокий темп - одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.
• Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания.
• Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.
• Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.
• Создавать обстановку успеха.
• Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.
• Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, школьным психологом и учителем начальной школы.
• Налаживать эмоциональный контакт с классом.
Рекомендации родителям
• Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу, и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос.
• Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы).
• Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя.
• Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.
• Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе.
• Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.).
• Верить в своего ребенка, опираться не его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.
Психологическая поддержка родителей должна основываться на позитивном отношении к ребенку, которое подразумевает принятие, внимание, признание (уважение), одобрение, теплые чувства.
В начале учебного года обычно проводится диагностика. Цель диагностики - определить степень адаптации учащихся 5 класса к обучению в школе II ступени.
АНКЕТА – 1
Инструкция: Внимательно прочитай анкету и подчеркни только те пункты, которые соответствуют твоим стремлениям и желаниям.
Помни, что можно подчеркнуть не более трёх пунктов.
- Учусь потому, что на уроках интересно.
- Учусь потому, что ругают за плохие отметки.
- Учусь потому, что хочу больше знать.
- Учусь, чтобы потом было легко работать.
- Учусь потому, чтобы доставить радость родителям.
- Учусь потому, чтобы не отставать от товарищей.
- Учусь потому, что нравится учиться.
- Учусь потому, что хвалит учитель за хорошие успехи.
- Учусь потому, что родители наказывают за « 2 ».
- Учусь потому, что за хорошую учёбу ставят в пример другим.
- Учусь потому, что узнаю много нового.
АНКЕТА – 2
Инструкция: Внимательно прочитай анкету (можно под диктовку) и ответь на вопросы.
- Что ты считаешь самым важным в школе? Почему?
- Какой день недели ты любишь больше всего? Почему?
- Что в школе для тебя самое интересное?
- Чем бы ты хотел заниматься, придя из школы?
- Что в школе для тебя самое не интересное?
- А что для тебя самое неприятное в школе и почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Проблемы адаптации пятиклассников"
Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации — привыкании к новым условиям обучения....
Родительское собрание в 5 классе "Проблемы адаптации пятиклассников"
Родительское собрание "Проблемы адаптации пятиклассников" содержит конспект и презентацию к собранию....
Решение проблемы адаптации пятиклассников в среднем звене
В данной статье представлен опыт классного руководителя по решению проблемы адаптации пятиклассников в условиях ФГОС...
Проблема адаптации пятиклассников
Причины плохой адаптации, рекомендации для родителей, тестирование....
Памятка для родителей "Проблемы адаптации пятиклассников"
Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации — привыкании к новым условиям обучения....
Проблемы адаптации пятиклассников. Работа психологической службы с детьми в период адаптации в среднем звене
Презентация о деятельности психологической службы в период адаптации учеников 5-х классов в средней школе...
Мастер-класс. Тема: Проблема адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.
Формирование у педагогов мотивации для оказания помощи учащимся 5 класса, адаптирующимся в среднем звене...