Решение проблемы адаптации пятиклассников в среднем звене
статья (5 класс) на тему
В данной статье представлен опыт классного руководителя по решению проблемы адаптации пятиклассников в условиях ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_problemy_adaptatsii_uchashchihsya_5_klassa_v_srednem_zvene.docx | 26.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение проблемы адаптации пятиклассников в среднем звене
Успех зависит от скорости адаптации к новым обстоятельствам. Джеффри Евгенидис.
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так личностных решений.
Период адаптации пятиклассников характеризуется появлением внутренних и внешних изменений в их жизни. К внутренним изменениям относятся:
- обретение чувства взрослости – главное личностное новообразование младшего подростка;
- постепенная замена ведущей учебной деятельности (характерной для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.
Внешние изменения:
- новый режим;
- новые учителя;
- новые правила;
- новые требования;
- необходимость вступать в контакт со старшеклассниками.
Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе». Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3. Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Причинами медленной адаптации в 5 классе являются:
- Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.
- Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
- Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс.
Признаки успешной адаптации:
• удовлетворенность ребенка процессом обучения;
• ребенок легко справляется с программой;
• степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
• удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителями
А другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается.
Признаки дезадаптации:
• Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
• Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
• Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
• Нежелания выполнять домашние задания.
• Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
• Беспокойный сон.
• Трудности утреннего пробуждения, вялость.
• Постоянные жалобы на плохое самочувствие
Моя задача как классного руководителя помочь обучающимся безболезненно преодолеть этот нелегкий период.
Задачи на период адаптации, поставленные классным руководителем.
- Изучение классного коллектива.
- Знакомство с родителями учащихся.
- Создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки учащихся.
- Организация сотрудничества с учителями-предметниками в процессе адаптации.
- Организация внеклассной работы в классном коллективе.
- Активное участие классного коллектива в школьной жизни.
Изучение классного коллектива.
Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:
1. Разговор с учителем начальных классов Жуйковой О.А. о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию от Ольги Александровны о сложностях в работе с некоторыми учащимися.
2. Был выбран актив класса.
3. Оформили классный уголок.
4. Осуществила грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.
5. Проведены классные часы:
• «Первый раз в пятый класс »
• «Мы выбираем, нас выбирают». Выбор актива класса.
• «Знакомьтесь. Это Я!» (запись в кружки, узнаём интересы)
• «Единые требования к учащимся школы»
• «Домашние задания: как организовать свою работу дома»
• Анкетирование на тему: « Адаптация пятиклассников»
• «Толерантность- мост во взаимоотношениях людей»
6. С целью выявления уровня адаптации пятиклассников также были проведены разные беседы и наблюдения.
Знакомство с родителями учащихся.
Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:
1. Проведено организационное родительское собрание «Как помочь детям организованно начать учебный год»
На собрании обсуждались следующие вопросы:
- Знакомство с родителями (анкетирование)
- Адаптация пятиклассников к новым образовательным и воспитательным условиям
- Выбор родительского комитета класса.
- Планирование воспитательной работы на учебный год.
- Требования к обучению по своему предмету.
Совет родителям для преодоления тревожности ребенка:
• Не сравнивайте ребенка с окружающими.
• Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
• Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
• Старайтесь делать ребенку меньше замечаний по пустякам (объясните причину замечания).
• Не унижайте ребенка, наказывая его.
• Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
• Помогите ему найти дело по душе.
• Разговаривайте со своим ребёнком, чтобы он учился слышать ВАС. Постарайтесь услышать и ЕГО, чтобы он научился высказать и объяснить свое желание.
2. Прошли личные встречи с некоторыми родителями по вопросам успеваемости учащихся класса.
Создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки учащихся.
В общении с учащимися старалась создать эмоциональную обстановку в классе, близкую к начальной школе, располагающую к доверительности, оптимизму, возможности посоветоваться, откровенно поговорить.
Организация сотрудничества с учителями-предметниками в процессе адаптации.
В начале учебного года с учениками были проведены беседы, в результате которых они познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, а также новыми кабинетами, в которых детям предстоит учиться. После уроков беседовала с учителями- предметниками об успеваемости, проблемах, об учениках, с которыми нужно позаниматься дополнительно. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью.
Организация внеклассной работы в классном коллективе.
Практически все ученики задействованы в кружковой работе. За редким исключением дети (19 человек) посещают занятия по интересам, и их внеклассная деятельность очень активна.
Активное участие классного коллектива в школьной жизни
За первые два месяца, прошедшие с начала учебного года, ученики класса активно участвовали в школьных и городских мероприятиях, проявив себя и свои знания:
- Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы»
- Конкурс «Страна читающая». « Читаем Бунина».
- Конкурс «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»
- Всероссийская олимпиада по литературе и русскому языку ( школьный этап).
Результаты анкетирования показали, что:
- 2 человека хотят вернутся в 1-й 4-й класс;
- 2 человека пока не поняли;
Остальным нравиться быть пятиклассниками.
- 4 человека приходят в школу, чтобы повидаться с друзьями;
- 2 из них ещё и узнать что-то новое;
- Все остальные, чтобы узнать что-то новое и интересное.
На вопрос, что больше всего нравится в нашей школе, большинство ответили:
- Учительница, наш класс, столовая, спортзал и приписали буфет;
- Некоторые отметили: уроки и учиться;
- 2 человека не отметили ничего.
Среди предметов , которые больше всего нравятся, большинство отметили:
- Русский язык, история, физкультура, обществознание, литература, математика.
- Некоторым ребятам нравятся все предметы.
Сравнила итоговые оценки за 4-й класс и за первый триместр 5-го класса;
4 класс Всего- 24 обуч. «4»- 13 обуч. «3»- 11 обуч. «2»- нет | 5 класс Всего- 22 обуч. «4»-13 обуч. «3»- 8 обуч. «2»- 1 обуч. |
Таким образом, можно подвести итог по вопросу адаптации учащихся 5-го «Б» класса к процессу обучения в средней школе. В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно. У большинства учащихся 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость не ниже уровня 4-го класса, что на данном этапе обучения является хорошим показателем. С некоторыми учащимися необходима индивидуальная коррекционная педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.
Ребята способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию. Наблюдения над отношениями учащихся в классе показало, что все они дружно играют, переживают за свой коллектив, из которого никто не отделяется.
Учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватные взаимодействия с учителями. Им нравятся все учителя-предметники, которые с ними занимаются. Также они с уважением относятся к своей первой учительнице – Ольге Михайловне.
С гордостью и чувством собственной значимости выполняют общественные поручения. Очень радуются своим успехам и переживают за неудачи других.
С моей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы.
Период адаптации проходит успешно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация учащихся в среднем звене
Школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности....
Деятельность педагога - психолога на этапе адаптации учащихся в среднем звене школы.
Переход из начальной школы в среднюю - это один из переломных моментов в жизни школьника, событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической н...
Адаптация обучающихся в среднем звене
Школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности....
Адаптация пятиклассников к среднему звену
Адаптация 5-х классов...
Проблемы адаптации пятиклассников. Работа психологической службы с детьми в период адаптации в среднем звене
Презентация о деятельности психологической службы в период адаптации учеников 5-х классов в средней школе...
Успешная адаптация ребенка к среднему звену
Рекомендации родителям, как помощь ребенку приспособиться к обучению в среднем звене...