Психологический тренинг по ранней профориентации
план-конспект занятия по психологии (8 класс)
В качестве эксперимента было решено провести раннюю профориентацию с учащимися 8 класса. В тренинг включены игры и упражнения, носящие ознакомительный характер и доступные для восприятия в данном возрасте. Основнгая цель - вызвать интерес к пониманию разнообразия профессий и самопознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_znakomstvo_s_professiyami_8_klass.docx | 48.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по профориентации.
Тренинг «Знакомство с профессиями»
для учащихся 8-х классов
подготовила и провела
педагог-психолог
МОУ «Истринской СОШ №3»
Лагуткина А.А.
Цель: знакомство учащихся 8-х классов с миром профессий.
Задачи:
• Приблизить участников к пониманию своих желаний при выборе профессии в будущем
• Актуализировать процесс самостоятельного и осознанного выбора профессии
• Создать положительную мотивацию выбора профессии
Вступительное слово:
Здравствуйте, уважаемые ребята. Я считаю, что в середине 8 класса уже можно и нужно задумываться о выборе своей будущей профессии. Это один из самых важных выборов в жизни человека. От него зависит вся дальнейшая жизнь человека. Чтобы не ошибиться в выборе, нужно иметь как можно больше информации о профессиях. По статистике в мире насчитывается около 40000 профессий, причем примерно 500 ежегодно отмирают, и примерно столько же появляется новых. Возможно, сегодня вы услышите названия каких-то незнакомых вам профессий, заходите узнать, что это за профессии и где можно выучиться на них.
1.Самопрезентация.
Для начала нам нужно узнать друг друга.
Каждый из вас называет свое имя и любимое занятие или хобби. Я начну: меня зовут Алина Андреевна, я увлекаюсь танцами и люблю чтение книг.
(Участники говорят о себе и передают мяч по кругу.)
3. Психотехническое упражнение «Пересадка по общим интересам или отношению к различным видам деятельности».
Прекрасно, теперь мы узнали друг о друге больше!
А сейчас я предлагаю вам игру «пересадка по общим интересам». Правила такие:
(Участники садятся по кругу, а ведущий встает в центр круга.)
Ведущий предлагает пересесть всем тем, кто обладает каким-то общим признаком: интересом, склонностью к какому-то занятию. Ведущий называет этот признак и все, кто им обладает, должны поменяться местами. Например: «Пересядьте все те, кто любит заниматься спортом», — и все любители спорта должны поменяться местами. Ведущий при этом старается занять одно из освободившихся мест. Тот, кто останется без места, становится ведущим.
Я начну.
Меняются местами те, кто:
- любит заниматься спортом;
- играет на музыкальных инструментах;
- любит туризм
- шьет или вышивает
- рисует картины
- умеет управлять транспортным средством
- ухаживает за домашними растениями,
- любит животных.
4. Психотехническое упражнение «Мяч плюс профессия или кто назовет больше профессий?»
Как здорово у вас получилось, молодцы! Столько у вас общих интересов и в то же время есть и уникальные!
А я напоминаю, что наше сегодняшнее занятие посвящено знакомству с профессиями и теперь время узнать, с какими же профессиями вы уже знакомы. Передавая мяч друг другу, называем профессию. Нельзя повторять уже названную и держать мяч более 4-5 секунд.
Вопрос: «В чем были затруднения?»
5. Игра «Соотнесение профессии со школьными предметами»
Много разных профессий вы назвали! Среди них были и современные и более устоявшиеся.
Конечно, для того, чтобы освоить профессию и стать специалистом необходимо поступить в учебное заведение с определенной направленностью и получить там определенные знания. Но уже здесь, в школе, вы знакомитесь с разными видами деятельности и получаете необходимые навыки.
Перед вами таблица со школьными предметами.
Нужно перечислить и описать профессии, сходные по содержанию с предметами учебного курса. Давайте начнем с ваших предложений!
Математика Физика | Русский язык Литература | Технология (труды) | Информатика ИКТ | ИЗО МХК |
Музыка | Химия Биология | Физкультура ОБЖ | История Обществознание | Иностранные языки |
Список профессий для определения: следователь, тестировщик сайтов, флорист, врач-диетолог, ювелир, филолог, адвокат, пожарный, ветеринар, стюартдесса, слесарь, политик, веб-дизайнер, инженер по охране труда, таргетолог, инженер по газовому оборудованию, специалист по рекламе, военнослужащий, швея, СММ-менеджер, нутрициолог.
Было непросто, но вы справились! Здорово! Были ли для вас новые незнакомые названия профессий?
6. Самая-самая… профессия
Сейчас немного передохнем.
Вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени им соответствуют. Например, характеристика — самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми-самыми денежными?
Участникам предлагаются следующие характеристики:
самая зеленая – садовод, лесник, цветовод и др;
Самая сладкая – кондитер, продавец в в кондитерском отделе;
Самая волосатая – парикмахер, грумер;
Самая детская – воспитатель,, педиатр, учитель;
Самая смешная – клоун, пародист;
Самая красочная – маляр, художник, дизайнер
Самая общительная – журналист, экскурсовод, учитель, массовик-
затейник; психолог
Самая серьезная – хирург, разведчик, милиционер, политик,;
Самая опасная – сапер, каскадер;
Самая бумажная – бухгалтер, экономист, библиотекарь
Самая музыкальная – певец, хореограф, диждей, музыкант.
Самая душевная – психолог.
Хорошо, спасибо!
7.Игра «Рука судьбы».
Ведущий: А теперь мы с вами поиграем в игру, которая покажет нам какие могут быть последствия при случайном выборе профессий.
Игра называется «Рука судьбы».
Напишите на отдельных листочках профессию, которая вам интересна. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя.
Каждый ученик вытягивает из мешочка листок и, со словами: «Я хочу стать» зачитывает вслух написанные там профессии. Смотрим эмоции. Как ты себя чувствуешь в роли …? Какие чувства вы испытывали при зачитывании случайно выбранной профессии?
Тебе приятно? Что не нравится? Что нравится? Совпали ли случайно выбранные профессии с вашими желаниями и способностями?
8.Заключительная беседа
Заключительное слово ведущего: Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. Всегда должны выполняться три условия:
- «ХОЧУ» - профессия должна соответствовать моим желаниям.
- «МОГУ» - профессия должна соответствовать моим способностям и возможностям.
- «НАДО» - профессия должна быть востребованной.
9. Рефлексия
В заключение я раздам вам ладошки.
На них вам нужно написать какая из профессий, о которых мы сегодня говорили, вам больше всего приглянулась и ваши личные качества, которые вам будут в ней полезны.
(забирают с собой, как результат тренинга)
Спасибо за участие!
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический тренинг для учителей "Роль психологической установки в жизни человека".
Психологический тренинг для учителей "Роль психологической установки в жизни человека"Цель занятия: Ознакомить учителей с возможностью изменения жизненного сценария, объяснить значимость различны...
Статья "Психологические тренинги. Тренинг на сплочение"
Цель:сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:Образовательные.· формировать общий командный дух путем спло...
Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»
Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»...
Психологический тренинг, направленный на оказания психологической помощи преподавателям.
Профессия преподавателя сложна. А в современных условиях – тем более. Жизнь в условиях высоких рисков возникновения стресса усложняет профессиональную работу учителя. На помощь преподавателю мож...
Описание представленной психологической практики.Социально-психологический тренинг «Право защищать себя»
Несформированность ассертивности как способа адекватного взаимодействия со сверстниками и показателя недостаточной развитости коммуникативных навыков способствует дезадаптированности подростка в социа...
Психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»
Сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу....
Статья "Роль обратной связи в психологическом тренинге для подростков: программа «Тренинг общения»"
Аннотация:В данной статье рассматривается важность обратной связи в рамках программы дополнительного образования «Тренинг общения» для подростков от 13 до 16 лет. Обратная связь играет клю...