Психологический тренинг по ранней профориентации
план-конспект занятия по психологии (8 класс)

Лагуткина Алина Андреевна

В качестве эксперимента было решено провести раннюю профориентацию с учащимися 8 класса. В тренинг включены игры и упражнения, носящие ознакомительный характер и доступные для восприятия в данном возрасте. Основнгая цель - вызвать интерес к пониманию разнообразия профессий и самопознанию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_znakomstvo_s_professiyami_8_klass.docx48.31 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по профориентации.

Тренинг «Знакомство с профессиями»

для учащихся 8-х классов

подготовила и провела

педагог-психолог

МОУ «Истринской СОШ №3»

Лагуткина А.А.

Цель: знакомство учащихся 8-х классов с миром профессий.

Задачи:

• Приблизить участников к пониманию своих желаний при выборе профессии в будущем

• Актуализировать процесс самостоятельного и осознанного выбора профессии

•   Создать положительную мотивацию выбора профессии

Вступительное слово:

Здравствуйте, уважаемые ребята. Я считаю, что в середине 8 класса уже можно и нужно задумываться о выборе своей будущей профессии.  Это один из самых важных выборов в жизни человека. От него зависит вся дальнейшая жизнь человека. Чтобы не ошибиться в выборе, нужно иметь как можно больше информации о профессиях. По статистике в мире насчитывается около 40000 профессий, причем примерно 500 ежегодно отмирают, и примерно столько же появляется новых. Возможно, сегодня вы услышите названия каких-то незнакомых вам профессий, заходите узнать, что это за профессии и где можно выучиться на них.

1.Самопрезентация.

Для начала нам нужно узнать друг друга.

Каждый из вас называет свое имя и любимое занятие или хобби. Я начну: меня зовут Алина Андреевна, я увлекаюсь танцами и люблю чтение книг.

(Участники говорят о себе и передают мяч по кругу.)

3. Психотехническое упражнение «Пересадка по общим интересам или отношению к различным видам деятельности».

Прекрасно, теперь мы узнали друг о друге больше!

А сейчас я предлагаю вам игру «пересадка по общим интересам». Правила такие:

(Участники садятся по кругу, а ведущий встает в центр круга.)

Ведущий предлагает пересесть всем тем, кто обладает каким-то общим признаком: интересом, склонностью к какому-то занятию. Ведущий называет этот признак и все, кто им обладает, должны поменяться местами. Например: «Пересядьте все те, кто любит заниматься спортом», — и все любители спорта должны поменяться местами. Ведущий при этом старается занять одно из освободившихся мест. Тот, кто останется без места, становится ведущим.

Я начну.

Меняются местами те, кто:

- любит заниматься спортом;

- играет на музыкальных инструментах;

- любит туризм

- шьет или вышивает

- рисует картины

- умеет управлять транспортным средством

- ухаживает за домашними растениями,

- любит животных.

4. Психотехническое упражнение «Мяч плюс профессия или кто назовет больше профессий?»

Как здорово у вас получилось, молодцы! Столько у вас общих интересов и в то же время есть и уникальные!

А я напоминаю, что наше сегодняшнее занятие посвящено знакомству с профессиями и теперь время узнать, с какими же профессиями вы уже знакомы. Передавая мяч друг другу, называем профессию. Нельзя повторять уже названную и держать мяч более 4-5 секунд.

Вопрос: «В чем были затруднения?»

5. Игра «Соотнесение профессии со школьными предметами»

Много разных профессий вы назвали! Среди них были и современные и более устоявшиеся.

Конечно, для того, чтобы освоить профессию и стать специалистом необходимо поступить в учебное заведение с определенной направленностью и получить там определенные знания. Но уже здесь, в школе, вы знакомитесь с разными видами деятельности и получаете необходимые навыки.

Перед вами таблица со школьными предметами.

Нужно перечислить и описать профессии, сходные по содержанию с предметами учебного курса. Давайте начнем с ваших предложений!

Математика

Физика

Русский язык

Литература

Технология

(труды)

Информатика

ИКТ

ИЗО

МХК

Музыка

Химия

Биология

Физкультура

ОБЖ

История

Обществознание

Иностранные

языки

Список профессий для определения: следователь, тестировщик сайтов, флорист, врач-диетолог, ювелир, филолог, адвокат, пожарный, ветеринар, стюартдесса, слесарь, политик, веб-дизайнер, инженер по охране труда, таргетолог, инженер по газовому оборудованию, специалист по рекламе, военнослужащий, швея, СММ-менеджер, нутрициолог.

Было непросто, но вы справились! Здорово! Были ли для вас новые незнакомые названия профессий?

6. Самая-самая… профессия 

Сейчас немного передохнем.
Вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени им соответствуют. Например, характеристика — самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми-самыми денежными?
Участникам предлагаются следующие характеристики:
самая зеленая – садовод, лесник, цветовод и др;

Самая сладкая – кондитер, продавец в в кондитерском отделе;

Самая волосатая – парикмахер, грумер;

Самая детская – воспитатель,, педиатр, учитель;

Самая смешная – клоун, пародист;

Самая красочная – маляр, художник, дизайнер

Самая общительная – журналист, экскурсовод, учитель, массовик- 

                                                           затейник; психолог

Самая серьезная – хирург, разведчик, милиционер, политик,;

Самая опасная – сапер, каскадер;

Самая бумажная – бухгалтер, экономист, библиотекарь

Самая музыкальная – певец, хореограф, диждей, музыкант.

Самая душевная – психолог.

Хорошо, спасибо!

7.Игра «Рука судьбы».

 Ведущий: А теперь мы с вами поиграем в игру, которая покажет нам какие могут быть последствия при случайном выборе профессий.  

Игра называется «Рука судьбы».

Напишите на отдельных листочках профессию, которая вам интересна. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя.

Каждый ученик вытягивает из мешочка листок и, со словами: «Я хочу стать» зачитывает вслух написанные там профессии. Смотрим эмоции. Как ты себя чувствуешь в роли …? Какие чувства вы испытывали при зачитывании случайно выбранной профессии?

Тебе приятно? Что не нравится? Что нравится? Совпали ли случайно выбранные профессии с вашими желаниями и способностями?

8.Заключительная беседа

Заключительное слово ведущего: Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. Всегда должны выполняться три условия:

  1. «ХОЧУ» - профессия должна соответствовать моим желаниям.
  2. «МОГУ» - профессия должна соответствовать моим способностям и возможностям.
  3. «НАДО» - профессия должна быть востребованной.

9. Рефлексия

В заключение я раздам вам ладошки.

На них вам нужно написать какая из профессий, о которых мы сегодня говорили, вам больше всего приглянулась и ваши личные качества, которые вам будут в ней полезны.

(забирают с собой, как результат тренинга)

Спасибо за участие!

Приложение

https://ark-eng.ru/800/600/https/fs.znanio.ru/d5af0e/96/96/5385e1742564279945305debd43f9f3b07.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для учителей "Роль психологической установки в жизни человека".

Психологический тренинг для учителей "Роль психологической установки в жизни человека"Цель занятия: Ознакомить учителей с возможностью изменения жизненного сценария, объяснить значимость различны...

Статья "Психологические тренинги. Тренинг на сплочение"

Цель:сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:Образовательные.·         формировать общий командный дух путем спло...

Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»...

Психологический тренинг, направленный на оказания психологической помощи преподавателям.

Профессия преподавателя сложна. А в современных условиях – тем более. Жизнь в условиях высоких рисков возникновения стресса усложняет профессиональную работу учителя. На помощь преподавателю мож...

Описание представленной психологической практики.Социально-психологический тренинг «Право защищать себя»

Несформированность ассертивности как способа адекватного взаимодействия со сверстниками и показателя недостаточной развитости коммуникативных навыков способствует дезадаптированности подростка в социа...

Психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу....

Статья "Роль обратной связи в психологическом тренинге для подростков: программа «Тренинг общения»"

Аннотация:В данной статье рассматривается важность обратной связи в рамках программы дополнительного образования «Тренинг общения» для подростков от 13 до 16 лет. Обратная связь играет клю...