Психологический тренинг, направленный на оказания психологической помощи преподавателям.
материал по психологии
Профессия преподавателя сложна. А в современных условиях – тем более. Жизнь в условиях высоких рисков возникновения стресса усложняет профессиональную работу учителя. На помощь преподавателю может, приди психологический тренинг. Здесь представлены различные релаксационные упражнения, повышающие работоспособность и снимающие утомление, различные методы отреагирования негативных эмоций, приемы для улучшения настроения и взаимопонимания в коллективе. Все упражнения направлены на достижения двух целей:
- способствуют гармонизации внутреннего мира, ослаблению психической напряженности
- развитие внутренних психических сил, расширение профессионального самосознания.
Важно, что для занятий не требуется большого количества времени и специальных помещений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологический тренинг, направленный на оказания психологической помощи преподавателям. | 16.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг, направленный на оказания психологической помощи преподавателям.
Профессия преподавателя сложна. А в современных условиях – тем более. Жизнь в условиях высоких рисков возникновения стресса усложняет профессиональную работу учителя. На помощь преподавателю может, приди психологический тренинг. Здесь представлены различные релаксационные упражнения, повышающие работоспособность и снимающие утомление, различные методы отреагирования негативных эмоций, приемы для улучшения настроения и взаимопонимания в коллективе. Почему «психологические товары»? Разные упражнения можно «примерить на себя», попробовать «носить», выбрать что-то понравившееся.
Все упражнения направлены на достижения двух целей:
- способствуют гармонизации внутреннего мира, ослаблению психической напряженности
- развитие внутренних психических сил, расширение профессионального самосознания.
Важно, что для занятий не требуется большого количества времени и специальных помещений.
Упражнение «Голова»
Цель: снятие неприятных соматических ощущений: тяжесть в затылочной области головы, головные боли
-Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад.
- Представьте себе, что на вас надет громадный головной убор, которые давит на голову в том месте, в котором чувствуется тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно; эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте волосы, а затем сбросьте руки вниз.
Упражнение «Руки»
Цель: снятие усталости, установление психического баланса.
- Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Представьте себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю, - вот она струиться от головы к плечам. Перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз в землю. Посидите так минуты 1,5-2, затем слегка кистями, окончательно избавляясь от усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по классу.
Упражнение «Ритм»
Цель: сформировать открытость к собеседнику.
Два человека встают лицом друг другу и договариваются о своих ролях: один –ведущий, второй «зеркало». Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий начинает осуществлять произвольные движения руками, а играющий роль «зеркала» пытается отразить их в том же ритме. Роли несколько раз меняются.
Игровые упражнения для оптимизации общения учителя с учащимися
Цель: развить способность к быстрой и эффективной смене коммуникативной позиции с «над» в позицию «наравне» в контактах со старшеклассниками.
«Дыхание»- глубоко вдохните. При выдохе резким движением в воображении как бы «сорвите» напряженную маску со своего лица: «погасите» глаза, расслабьте губы, освободите шею и грудь. Через выдох вы снимаете с себя схватывающие ваше тело мышечные «кольца» и отбрасываете их – с глаз, губ, шеи и груди.
«Массирование» - дотроньтесь кончиками пальцев до своих глаз, проведите ладонями по лицу от лба к подбородку, как бы снимая старую маску. Этот жест граница – между позициями «над» и «наравне» и начали выполнять другую роль.
«Маска релаксации» - необходимо расслабить мышцы лба и бровей, верхние веки глаз спокойно опустить, глазные яблоки слегка повернуть кверху так, чтобы внутренний взвор оказался сосредоточенным в бесконечность в области переносицы. Язык должен стать мягким, его кончик – находиться у корней верхних зубов. Губы полуоткрыты, зубы не соприкасаются друг с другом.
От вреда, приносимого педагогическим манипулированием , необходимо защищать не только учащихся, но и учителей. Следующие упражнения помогут выстроить полноценное взаимодействие с учениками. Целью этих упражнений является отработка способов психологической защиты от манипулирования.
Упражнение «Он-Эмоция»
Оборудование: карточки с эмоциями.
Возьмите наугад карточку с эмоцией. Подумайте, кто из учащихся своим мироощущением, характером, отношением к себе и людям олицетворяет это слово?
Кто «похож» на это слово?
Переберите таким образом 5-7 карточек.
Упражнение «Я – эмоция»
Оборудование: карточки с эмоциями.
Из имеющихся карточек «подберите» к себе 203 карточки, которые в наибольшей степени соответствуют вашему состоянию, настроению, характеру. Отложите их в сторону.
Затем выберите карточки, отражающие индивидуальность «идеального учителя». Сравните две группы карточек. Чем они отличаются и в чем сходятся?
Упражнение «учение – образ»
Вспомните одного их своих воспитанников. Какое определение из предложенных здесь могло бы подойти для характеристики его личности (отметьте несколько качеств):
Вспыльчивый – сдержанный Лицемерный – искренний Пессимист – оптимист Тревожный - спокойный Разбросанный – целеустремленный Замкнутый – общительный Легкомысленный – серьезный Возбудимый – уравновешенный Уступчивый – принципиальный «выскочка» - скромный | Безвольный – волевой Глупый – умный Агрессивный – миролюбивый Ранимый – невозмутимый Грубоватый – тактичный Ленивый – трудолюбивый Злой – добрый Пассивный – активный Самовлюбленный - самокритичный |
-попробуйте оценить таким образом 5-7 своих воспитанников. Так же можно напротив каждой характеристики поставить определенный балл, исходя из шести бальной системы.
В ходе выполнения этих упражнений учителя стали лучше поминать своих ребят, их настроение, состояние, индивидуальные особенности.
А так же каждый учитель может выбрать те упражнения, которые понравились и оказали действенную помощь именно ему.
Литература:
1.Самоукина Н.В. Психологический тренинг для учителя.- М, Психотерапия 2006
2.Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.-М, 1979
3. Рудестам К. Групповая психотерапия. –М, Прогресс, 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оказание психологической помощи детям, находящимся в социально опасном положении.
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако в современном обществе при более пристальном рассмотрении оказывается, что это д...
Психологический тренинг для учителей "Роль психологической установки в жизни человека".
Психологический тренинг для учителей "Роль психологической установки в жизни человека"Цель занятия: Ознакомить учителей с возможностью изменения жизненного сценария, объяснить значимость различны...
Оказание психологической помощи обучающимся, оказавшимся в кризисной ситуации
Виды кризисных ситуаций, коррекционная работа по оказанию психологической помощи выхода из кризиса...
Онлайн-система оказания психологической помощи глухим и слабослышащим школьникам
Онлайн-система оказания психологической помощи глухим и слабослышащим школьникам на базе информационного сайта ГБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида №52 (http://...
Оказание психологической помощи детям среднего и старшего школьного возраста, участникам конкурсов различной направленности
Участие ребенка в конкурсе - очень ответственный и волнительный момент. Волнение, переживание, эмоциональное напряжение всегда имеет определенное объяснение. В статье представлены методы и прием...
Онлайн-система оказания психологической помощи глухим и слабослышащим школьникам
Неслышащие подростки в силу ограниченных физических возможностей, информационных каналов, общения, разнородности сред, в которых они находятся, подвержены сильным стрессам, депрессиям, психологически...
Опрос для родителей "О необходимости оказания психологической помощи"
Опрос для родителей, для изучения мнения о необходимости оказания психологической помощи в школе....