Психологический тренинг для учителей "Роль психологической установки в жизни человека".
учебно-методический материал по психологии по теме

Ушакова Елена Ивановна

Психологический тренинг для учителей

 "Роль психологической установки в жизни человека"

Цель занятия:

Ознакомить учителей с возможностью изменения жизненного сценария, объяснить значимость различных установок в жизни и психологическое содержание сказок как установок на будущее.

Дать установку на успешное взаимодействие с учащимися. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon psikhologicheskiy_trening_dlya_uchiteley.zip1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг для учителей

 "Роль психологической установки в жизни человека"

Цель занятия:

Ознакомить учителей с возможностью изменения жизненного сценария, объяснить значимость различных установок в жизни и психологическое содержание сказок как установок на будущее.

Дать установку на успешное взаимодействие с учащимися.

Оборудование: 

  1. Фотография ученика (незнакомого учителям) – 3 экземпляра.
  2. Листочки, авторучки.
  3. Схема “Успешный ученик”

Упражнение №1

Предлагаю начать работу с одного интересного упражнения.

- Перед вами лежат фото, ваша задача назвать личностные качества человека изображенного на фотографии. (добрый, злой, умный, дружелюбный, лживый, щедрый, скупой и т.п.)

У каждого участника фото одного и того же человека, они об этом не знают, но под фотографией дана установка об этом человеке, у одних положительная, у других отрицательная. (Например: фото №1 – Успехи в обучении у этого человека не достаточно хорошие, друзей не имеет, единственный ребенок в семье; фото №2 – Живет в неполной семье, ухаживает за больной матерью, имеет много друзей и т.п.)

- Почему вы выбрали именно эти качества?

- Что повлияло на ваше мнение?

Следовательно – эта надпись явилась для вас установкой.

На самом деле этот юноша, серебряный призер международной олимпиады школьников.

Сегодня мы поговорим с вами об установках.

Установки окружают нас везде. Это и характеристики, написанные учителями из других школ на вновь пришедших и отзывы о ребенке других людей.

Как вы считаете, установки даются только в школе?

Где еще вы с ней встречались?

Они окружают нас везде – телевидение, радио, газеты (рекламы).

Оказывается, что установки мы получаем и в раннем детстве.

От кого?

В какай форме?

Это сказки.

У каждого из вас в детстве была любимая сказка.

Какую сказку вы любили? Психологи считают, что сказки связаны с нашей психологической проблемой.

А вы знаете какое психологическое содержание несут сказки?

Каждая сказка нас на что-то программирует.

Давайте попробуем извлечь из нее все вымыслы.

Чему учит сказка?

Как можно сформулировать уроки, преподносимые нам этой сказкой?

Упражнение №2

Я предлагаю представить сказки и выбрать из них какая вам ближе.

“Аленький цветочек”. С одной стороны, прекрасная история, учит доброте и самопожертвованию. С другой стороны, в нашем подсознании откладывается установка - путь к счастью лежит через страдания, самоотречение, проблемы.

“Красная шапочка”. Замечательная сказка. Однако некоторые психологи обнаружили в ней обратный эффект – ребенка она учит излишней наивности (где это видано, Красная Шапочка, увидев пасть волка, не убежала, а наоборот, начала расспрашивать, почему у него такие большие уши, зубы и т.д.). Если ребенком, вы зачитали эту книгу до дыр, не удивляйтесь, что вам 30, а вы все еще верите первому встречному, а потом оказываетесь в абсолютно дурацком положении.

“Колобок”. Сказка учит быть гибким, решительным в различных ситуациях. Быстрая реакция – залог успеха. Хитростью можно добиться многого.

“Золушка”. Влюбившиеся в эту героиню девочки навсегда для себя усвоили: для того, чтобы стать счастливой, нужно много и кропотливо работать. Практика показывает, что юные золушки оканчивают школу с медалью, а спустя некоторое количество времени становятся бизнес-вумен. Как правило, у них образцовый дом.

“Василиса Премудрая”. Любительницы это сказки всю жизнь вынуждены входить в чье-то положение. Они всегда дадут совет, поддержат, утешат в нужную минуту. Из них получаются заботливые и мудрые матери. Один нюанс – порой мужья садятся им на шею, увлекаясь игровыми автоматами, жена посердится, а потом приласкает. Все-таки Премудрая!

Упражнение №3

Что нужно сделать, чтобы решить проблему в положительную сторону?

Психологи советуют еще раз внимательно прочесть любимое произведение и попробовать переписать финал. Попробуйте сделать, скажем, из Карлсона правдивого надежного персонажа, который не бросит Малыша в трудную минуту. Загрузите Карлсона общественной работой и всю беспечность как рукой снимет. Заставьте старуху из “Золотой рыбки” самой сделать что-нибудь, избавьте ее от вредности.

Давайте перепишем финал сказки Колобок (в положительную сторону)

Как решили проблему?

Какое волшебное средство использовали, чтобы разрешить проблему? Установка на добро. У всех разные окончания (значит соответствующая проблема).

Сказка положительно настраивает. Учите детей сочинять сказки. Выход есть всегда.

Релаксационное упражнение “Дельфин”.

Звучат звуки издаваемые дельфином в соответствии с видео.

Упражнение - заключение.

В населениях наших школ две самые важные иногда воюющие нации – это ученики и учителя.

Перед вами лежат листочки. Подумайте, кто из ваших учеников, по вашему мнению, для вас является самым проблемным учеником. Напишите его имя.

Теперь впишите только положительные качества этого ученика. В своей дальнейшей работе с ним используйте только этот положительный потенциал.

Действительно ли ваш ученик такой проблемный?

Пусть анализ ситуации поможет решить свою профессиональную проблему.

Далее, напишите свое имя и свои качества как положительные, так и отрицательные. Каких оказалось больше? Подчеркните положительные, пусть они вам помогут.

Только тогда вы будете успешным учителем, а ученик успешным учеником, когда будет идти ориентировка на позитивные качества личности.

Этим упражнением я хотела вам дать установку на удачное сотрудничество и взаимопонимание.

фото №1 – Успехи в обучении у этого человека не достаточно хорошие,

друзей не имеет, единственный ребенок в семье…

фото №2 – Живет в неполной семье, ухаживает за больной матерью, имеет много друзей…

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

Колобок

Жили-были старик со старухой.

Вот и говорит старик старухе:

— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, пó полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц:

— Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, Заяц, я тебе песенку спою:

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон

Да в масле пряжон,

На окошке стужон.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, зайца, подавно уйду!

И покатился по дороге — только Заяц его и видел!

Катится Колобок, навстречу ему Волк:

— Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон

Да в масле пряжон,

На окошке стужон.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

От тебя, волк, подавно уйду!

И покатился по дороге — только Волк его и видел!

Катится Колобок, навстречу ему Медведь:

— Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Где тебе, косолапому, съесть меня!

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон

Да в масле пряжон,

На окошке стужон.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От тебя, медведь, подавно уйду!

И опять покатился — только Медведь его и видел!

Катится Колобок, навстречу ему Лиса:

— Колобок, Колобок, куда катишься?

— Качусь по дорожке.

— Колобок, Колобок, спой мне песенку!

Колобок и запел:

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон

Да в масле пряжон,

На окошке стужон.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

От тебя, лисы, нехитро уйти!

А Лиса говорит:

— Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.

Колобок вскочил Лисе на нос и запел погромче ту же песенку.

А Лиса опять ему:

— Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок.

Колобок прыг Лисе на язык, а Лиса его — гам! — и съела.

Колобок и запел:

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон

Да в масле пряжон,

На окошке стужон.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

От тебя, лисы, нехитро уйти!

А Лиса говорит:

— Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Колобок и запел:

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон

Да в масле пряжон,

На окошке стужон.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

От тебя, лисы, нехитро уйти!

А Лиса говорит:

— Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Психологические тренинги. Тренинг на сплочение"

Цель:сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:Образовательные.·         формировать общий командный дух путем спло...

Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»...

Психологический тренинг "Жизнь бесценна"

Мной был разработан психологический тренинг "Жизнь бесценна", направленный на профилактику суицидального и аддиктивного поведения у обучающихся.Задачами тренинга выступают формирование адапт...

Психологический тренинг, направленный на оказания психологической помощи преподавателям.

Профессия преподавателя сложна. А в современных условиях – тем более. Жизнь в условиях высоких рисков возникновения стресса усложняет профессиональную работу учителя. На помощь преподавателю мож...

Описание представленной психологической практики.Социально-психологический тренинг «Право защищать себя»

Несформированность ассертивности как способа адекватного взаимодействия со сверстниками и показателя недостаточной развитости коммуникативных навыков способствует дезадаптированности подростка в социа...

Психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу....

Статья "Роль обратной связи в психологическом тренинге для подростков: программа «Тренинг общения»"

Аннотация:В данной статье рассматривается важность обратной связи в рамках программы дополнительного образования «Тренинг общения» для подростков от 13 до 16 лет. Обратная связь играет клю...