Программа профориентационной работы "Мой выбор"
проект по психологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_programmy_po_proforientatsionnoy_rabote.docx | 38.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Г.БИЛИБИНО ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА»
Программа профориентационной работы
«Мой выбор
Составила
педагог-психолог
Власова О.В.
г. Билибино
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
- Программа по профориентационной работе «Мой выбор»
- Наименование организации:
МАОУ «СОШ г. Билибино ЧАО»
- Автор проекта:
Власова О.В. – педагог-психолог
- Цель Программы: организация профориентационной работы с обучающимися разных возрастных категорий.
- Исполнители программы:
Педагогический коллектив
6. Возраст участников: 7-17 лет
7. Направления деятельности и предполагаемые формы работы:
- Образовательная деятельность (проведение тренингов, обучающих занятий, ролевых игр, практических занятий, профориентационных игр, диагностических мероприятий, экскурсий); образовательная деятельность осуществляется через две основные формы: групповую и индивидуальную.
- Информационно-просветительская деятельность (разработка и оформление стенда «Твой выбор», оформление методической продукции для детей, подростков и педагогов, выпуск буклетов и др.;
- Работа с родителями (проведение родительских всеобучей, родительских собраний, совместных практических занятий, индивидуальных и групповых консультаций);
- Работа с педагогами (проведение семинаров-практикумов, методических учеб, индивидуальных и групповых консультаций).
- Сроки реализации Программы:
5 лет
Постановка проблемы:
Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики России в кадрах определенной профессии.
Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни. Поэтому профориентация подростков по своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи.
Реформа российского общества предъявляет новые требования к системе образования: необходимо не только организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной работе в новых экономических условиях.
В системе образования заметно усилился процесс реорганизации – внедряются новые образовательные стандарты, изменяется структура и спектр специальностей, появились альтернативные образовательные учреждения. Однако при этом, как и раньше, больше внимания уделяется получению академических знаний и значительно меньше – овладению практическими навыками работы в условиях изменяющейся экономики.
По данным Центра профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО и Министерства здравоохранения и социального развития РФ, 39 % школьников не связывают профессиональное будущее со своими способностями и потребностями современного рынка труда; 42 % - ориентируются в выборе профессии на мнение родителей и знакомых; 71% - не информированы о содержании и специфике избираемой профессии и не имеют навыков оценки своих возможностей в профессиональном выборе.
Выбор профессии – наиболее важное решение, которое нужно принять старшеклассникам. Существует ряд психологических причин, обусловливающих важность вопроса о выборе профессии. Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили, ищет одобрение. Один из способов достичь этого – выбрать такую профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение. Такое отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует самореализации и самовыражению. Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства. Рынок труда обширен. И только хорошо информированный человек может принять адекватное решение о выборе профессии. Практика показывает, что большая часть молодежи плохо ориентирована и в современном рынке труда, и в своих профессиональных предпочтениях и возможностях. Выпускники школ имеют более чем скромное представление о мире профессий, особенностях современного рынка труда округа, его потребностях и перспективах.
Изменение ситуации в пользу молодого поколения во многом зависит от своевременности формирования мотивации и систематической работы по профориентации.
Отличительной чертой проекта является то, что он предусматривает изучение теоретических основ в сочетании с практическими упражнениями по освоению алгоритма выбора профессии с участием педагогов-психологов, родителей, педагогов дополнительного образования. При реализации проекта специалисты используют статистические данные предоставляемые Центром занятости населения города, в полной мере отражающие ситуацию на рынке труда нашего города.
Терминологическую основу проекта составляют следующие понятия:
Профориентационная работа - взаимодействие различных социальных институтов: семья, школа, и т.д.
Профориентационное сопровождение - целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности.
Профессиональная ориентация – психолого-педагогическая деятельность, направленная на оказание помощи людям в профессиональном самоопределении, выборе профессии и\или оптимального вида занятости на основе согласования личных интересов, склонностей, способностей, потребностей рынка труда.
Профессиональная консультация - оказание помощи в принятии осознанного решения о выборе профессии, сферы трудоустройства и вида занятости, а также планирования своего профессионального пути в соответствии с его личными интересами, профессиональной квалификацией, психологическими особенностями, состоянием здоровья и социально-экономической ситуацией на рынке труда.
Профессиональное информирование – ознакомление с актуальным состоянием рынка труда, его тенденциями, особенностями, потребностями в человеческих ресурсах, возможностях профессионального роста, предоставление информации о мире профессий, возможностях, формах и условиях профессионального обучения, повышение квалификации или переобучения.
Психологическое просвещение – предоставление информации о научно обоснованных методах, техниках, и средствах повышения психологической компетентности человека, возможностях и способах психологического самосовершенствования, общечеловеческой и профессиональной самореализации, достижения успеха и процветания в карьере и жизни, а также способах разрешения психологических проблем и кризисов, гармонизация личностей и межличностных отношений.
В рамках данного проекта мы предполагаем организацию комплекса мероприятий, направленных на формирование жизненной позиции по выбору профессиональной деятельности. В МАОУ «СОШ г. Билибино ЧАО» ведётся непрерывная работа по профориентации. Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: организация профориентационной работы с обучающимися разных возрастных категорий.
Задачи:
- Организовать профпросвещение педагогов, родителей, обучающихся (через учебную и внеучебную деятельность), расширить их представления и понятия, связанные с миром профессий.
- Расширить знания об устройстве рынка труда и его функционировании, учебных и рабочих местах города, способах поиска работы и трудоустройства.
- Сформировать умение выбирать профессию в соответствии с интересами, склонностями, способностями, а также прогнозируемым спросом на современном рынке труда.
- Сформировать у подростков осознанный выбор профессии и умение планировать свой профессиональный жизненный путь.
- Объединить усилия заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в школе.
- Обеспечить функционирование системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.
Предполагаемые результаты, критерии их оценки
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:
1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей обучающихся старших классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
5. Наличие у обучающегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т.е. профессионально важные качества.
6. Построение модели профессиональной подготовки на базе МАОУ «СОШ г. Билибино ЧАО»
Во время реализации проекта обучающиеся получат теоретико-практические знания азов разных профессий. Узнают о прикладных областях профессий, получат информационную справку о способах получения профессии, условиях труда.
Критерии оценки эффективности проекта
Критериями оценки эффективности проекта могут быть как количественные, так и качественные.
Количественные:
– вовлечённость подростков в мероприятия профориентационной направленности;
– ежемесячные, квартальные, годовые отчёты, процентное соотношение участников проектных мероприятий по плану и по факту;
– количество мероприятий профориентационной направленности ежемесячные, квартальные, годовые отчёты, процентное соотношение;
– количество организаций-партнёров, вовлечённых в реализацию данного проекта анализ работы, письма-обращения договор о сотрудничестве;
– расширение горизонтов сотрудничества;
– информационно-методическая работа по реализации проекта, количество разработанных и распространённых информационно-методических материалов (буклеты, листовки, обобщение опыта, методические разработки).
Качественные:
– положительный резонанс и отзыв о мероприятиях проекта освещение на школьном сайте, публикации;
– направленность воспитательного процесса на формирование жизненных ориентиров в профессиональной деятельности;
– анализ деятельности школы;
– скоординированность деятельности организаций-партнёров со школой, наличие соглашений по сотрудничеству, договоров по взаимодействию.
Основное содержание проекта
Содержание проекта реализуется в следующих видах деятельности:
- Образовательная деятельность (проведение тренингов, обучающих занятий, ролевых игр, практических занятий, профориентационных игр, диагностических мероприятий, экскурсий); образовательная деятельность осуществляется через две основные формы: групповую и индивидуальную.
- Информационно-просветительская деятельность (разработка и оформление стенда «Твой выбор», оформление методической продукции для детей, подростков и педагогов, выпуск буклетов и др.;
- Работа с родителями (проведение родительских всеобучей, родительских собраний, совместных практических занятий, индивидуальных и групповых консультаций);
- Работа с педагогами (проведение семинаров-практикумов, методических учеб, индивидуальных и групповых консультаций).
Образовательная деятельность
Образовательная деятельность по проекту состоит из трех независимых блоков, рассчитанных на разные возрастные группы: дети младшего школьного возраста, среднего школьного возраста и старшеклассники.
На каждом возрастном этапе профориентационная деятельность имеет свои особенности.
Младший школьный возраст (2-4 класс) - психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Отсюда и ориентация на профессии значимых для ребенка взрослых: учителей, родителей, родственников, кумиров. Основной формой познания профессий является игровая деятельность.
Основными акцентами профориентационной деятельности для учащихся младших классов является постепенное расширение представлений о мире профессионального труда, через увлекательные рассказы, игры о различных профессиях.
Средний школьный возраст (5-8 класс) - происходит ориентация на модные, привлекательные профессии (профессии «настоящих взрослых», автогонщик, певица, топ-модель и т.д.).
Основными акцентами профориентационной деятельности с учащихся средних классов - это помощь в выборе подготовительных курсов и профиля учебного заведения, помощь в самопознании. Подростки получают полную информацию о своих личных способностях, оценивают свои возможности и сопоставляют с интересами и профессиональными предпочтениями. Форма работы – обучающие и практические занятия, тренинги, профориентационные игры, диагностика личностных особенностей.
Старший школьный возраст (9-11 класс) - происходит ориентация на выбор конкретной профессии, на основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания.
Основной акцент в работе со старшеклассниками делается на построение собственного профессионально - жизненного пути, а также формирование альтернативных вариантов.
Единство проекта обеспечивается общим методологическим подходом к организации педагогического процесса и научно-методическим обеспечением.
Рабочий план реализации проекта.
№ п/п | Мероприятия | Дата | Ответственный исполнитель |
1. Создание нормативно-правовой базы | |||
1.1 | Разработка и утверждение проекта по профориентации подростков. Разработка планов работы с каждой возрастной группой. | Август 2020 | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог |
1.2 | Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями по определению их роли в системе профориентационной работы с обучающимися и планирование деятельности | Август 2020 | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог |
1.3 | Разработки классных часов, рекомендаций классным руководителям, учителям- предметникам по реализации программы профориентации обучающихся | В течение всего времени работы над проектом | Педагог-психолог, социальный педагог |
1.4 | Семинар-практикум для учителей «Организация профориентационной работы с обучающимися в школе» | Ежегодно | Педагог-психолог, социальный педагог |
1.5 | Организация тематических выставок по профориентации обучающихся | Ежегодно | Библиотекарь |
| |||
2.1 | Профориентация учащихся на уроках | Ежегодно | Классные руководители, учителя-предметники |
2.2 | Неделя профориентации, предметные недели, декады (по направлениям) | Ежегодно | Классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, привлечённые специалисты других учреждений |
2.3 | Проведение тематических классных часов: «Кем ты хочешь быть?»; «Профессии моих родителей»; «Известные люди родного края»; «Мир профессий»; «Выбор жизненного пути»; «Я и моя будущая профессия»; «Формула успеха – труд по призванию»; «Проблемы профессионального самоопределения учащихся»; «Как вести себя в конфликтных ситуациях»; «Профессиональное самоопределение, подготовка к сдаче государственных экзаменов» | Ежегодно | Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, библиотекарь, специалисты службы занятости |
2.4 | Информационно-просветительская работа: оформление стенда по профориентации. Рубрики: «Выбор профессии – это серьезно»; «Куда пойти учиться»; «Структура трудовой деятельности»; «Я о моём будущем» | Ежегодное обновление | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, школьный пресс-центр, привлечённые специалисты других учреждений |
2.5 | Родительские собрания: «Выбор образовательного маршрута и профессионального самоопределения»; «Изучение склонностей и способностей ребенка»; «Организация летнего отдыха и трудоустройство обучающихся». Психологическая поддержка: «Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов» | Ежегодно | Администрация школы, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог |
| |||
3.1 | Консультирование и тестирование обучающихся | Ежегодно (по отдельным планам работы педагога-психолога) | Педагог-психолог |
3.2 | Консультирование родителей по вопросам профориентации | Ежегодно | Педагог-психолог, классные-руководители, социальный педагог |
| |||
4.1 | Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускни- ков | Ежегодно в августе | Заместитель директора по воспитательной работе, классные-руководители |
4.2 | Оказание помощи в трудоустройстве детям, находящимся под опекой, и «группы риска» | Ежегодно в мае, июне | Заместитель директора по воспитательной работе, классные-руководители, социальный педагог |
5. Мониторинг качества профориентационной работы | |||
5.1 | Творческие отчеты классных руководителей по профориентации обучающихся | Ежегодно | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе |
5.2 | Анализ соответствия профнамерений обучающихся и их участия в кружках, секциях, факультативах | Ежегодно | Социальный педагог |
5.3 | Анализ соответствия выбора экзамена и дальнейшего обучения выпускников школы | Ежегодно | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
5.4 | Разработка и выпуск методических рекомендаций по профориентации для обучающихся, педагогов и родителей: «Психология выбора профессии»; «Трудовое воспитание как условие эффективности профориентации старшеклассников» | Ежегодно | Социальный педагог, педагог-психолог |
Методическое и информационное обеспечение проекта
Особенности построения методического оснащения проекта адекватно отражают современные представления о роли, функциях, методах и технологии профориентации в условиях дополнительного образования и существуют в конкретном концептуальном и терминологическом контексте.
На всех этапах освоения программы и для каждой возрастной категории, используются следующие методы работы:
Младший школьный возраст
Информационно-справочные, просветительские методы:
- профессиограммы - краткие описания профессий;
- экскурсии обучающихся на предприятия;
- встречи обучающихся со специалистами по различным профессиям;
Методы морально-эмоциональной - поддержки:
- «праздник труда», повышающий престиж конкретных профессий.
Средний школьный возраст
Информационно-справочные, просветительские методы:
- профессиограммы - краткие описания профессий;
- экскурсии обучающихся на предприятия;
- встречи обучающихся со специалистами по различным профессиям;
- познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
Методы профессиональной психодиагностики (помощь в самопознании):
- беседы, интервью (закрытого и открытого типа);
- опросники профессиональной мотивации;
- опросники профессиональных способностей;
- личностный опросник.
Методы морально-эмоциональной - поддержки:
- тренинги общения;
- профориентационные игры с элементами психотренинга;
Старший школьный возраст
Информационно-справочные, просветительские методы:
- профессиограммы - краткие описания профессий;
- справочная литература;
- экскурсии обучающихся на предприятия и в учебные заведения;
- профессиональная реклама и агитация;
- встречи обучающихся со специалистами по различным профессиям;
- лекции;
- использование СМИ.
Методы профессиональной психодиагностики (помощь в самопознании):
- беседы, интервью (закрытого и открытого типа);
- опросники профессиональной мотивации;
- опросники профессиональных способностей;
- личностный опросник.
Методы морально-эмоциональной - поддержки:
- тренинги общения;
- профориентационные игры с элементами психотренинга;
- «праздник труда», повышающий престиж конкретных профессий.
Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения:
- Построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющих наглядно представить возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека;
- Использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном учебном заведении.
Реализация проекта предусматривает проведение профконсультаций, для каждой из категории участников, с определенной тематикой и профориентационным целевым значением относительно каждой возрастной группы.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации проекта используется следующая материально-техническая база школы:
- актовый зал
- учебные классы для проведения диагностических исследований
- учебная мебель, выставочные стенды
- теле-, видео-, аудиоаппаратура
- мультимедиа – проектор
- диагностический инструментарий, справочная литература, книги, словари и др.
Кадровое обеспечение
Руководители проекта координируют работу по проекту, ведут переговоры со всеми заинтересованными людьми, специалистами, организуют встречи, консультации, осуществляют выбор специалистов для организации мероприятий, ведут отчётно-учётную документацию. Исполнение проекта координируется администрацией школы.
Финансирование проекта
Финансирование проекта осуществляется за счет средств школы и спонсорской помощи.
Литературы
- Балакирева Э.В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль // СПб, 2005, 96 с.
2. Бендюков М.А., Соломин И.Л., Ясюкова Л.А. Твой компас на рынке труда //СПб, 2002, 364
3. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии //СПб, 2006, 688 с.
4. Гурова Е.В.,Голерова О.А. Профориентационная работа в школе (методическое пособие)// М., 2007, 95 с.
5. Дик Н.Ф. Лучшие профильные классные часы в школе «Моя будущая профессия» //Р-на-Дону, 2007, 314 с.
6. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Большая книга подросткового психолога //Р-на-Дону, 2008, 636 с.
7. Козловский О.В. Выбор профессии //Р-на-Дону, 2006, 800 с.
8. Петрова О.О., Умнова Т.В. Возрастная психология. Ростов н/Д: «Феникс», 2004, 224 с.
9. Профориентация: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений// Е.Ю.Пряжникова, Н.С.Пряжников. – М., 2008.-496 с.
10. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А.Реана – СПб.: «Прайм-Евро-Знак», 2005, - 416 с.
11. Романова Е.С. 99 популярных профессий //Питер, 2008, 464 с.
12. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам //М., 2006, 240 с.
13. Справочник заместителя школы по воспитательной работе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2005-160с.
14.Черникова Т.В. Профориентация старшеклассников // Волгоград, 2007, 120 с.
15.Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников //СПб, 2007, 208 с.
16. Шумакова Н.Б. «Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей», Вопросы жизни, № 2, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа профориентационного курса: "Профессии специальности "юрист"
Юридическое образование – это огромный и интересный мир, таящий поистине безграничные возможности в области формирования карьеры.Юридические специальности вес...
Программа профориентационного курса "Школа выбора"
Цель программы - сформировать у старшеклассников готовность к профессиональному самоопределению через учет индивидуальных особенностей...
Программа профориентационной работы в школе.
Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности раб...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего об...
Программа по профориентации «Выбор профессии - выбор будущего» на 2017-2018 учебный год
Профессия человека - это его судьба, его жизненный путь. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный...
Открытое профориентационное мероприятие "Выбор профессии"
Воспитательское занятие подготовлено с учётом уровня развития и психофизических особенностей детей с нарушенным слухом...
Профориентационный проект:" Выбор профессии – это проектирование трудового жизненного пути"
Краткая характеристика особенностей профессий востребованных на комбинате.Характеристика области базовых знаний,условия работы,история професии; доминирующие виды деятельности; качества способствующие...