Программа профориентационного курса "Школа выбора"
методическая разработка по психологии на тему
Цель программы - сформировать у старшеклассников готовность к профессиональному самоопределению через учет индивидуальных особенностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_vybora.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса по выбору
предмет «Психология»
«Школа выбора»
Пояснительная записка.
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных и в этом смысле судьбоносным, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. Каждый может научиться многим разным делам, однако не всем сразу. И приходится делать выбор. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. И речь идет о самом его начале – «профессиональном старте». И вместе с тем профессиональное самоопределение – это часть общего процесса жизненного самоопределения.
К сожалению, у современных школьников отсутствуют адекватные представления о том, что такое профессиональная пригодность и как она формируется, из-за неумения оценить свои способности возможности, соотнести их с миром профессий.
Недостаточность психологических знаний, неинформированность о мире современных профессий затрудняют выбор своего жизненного пути старшеклассниками. По данным различных исследований девятиклассники могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий, восьмиклассники информированы еще меньше.
В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной психологической помощи детям в их профессиональном самоопределении. Одна из задач психолога – дать человеку средства для разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением.
Диагностическое обследование помогает понять, чего испытуемый достиг на пути формирования тех или иных способностей, в том числе и профессиональных, но не дает основания строить долговременный прогноз. Его результаты должны использоваться таким образом, чтобы в наибольшей степени активизировать стремление школьников к самопознанию и самосовершенствованию.
В ходе реализации программы «Школа выбора» формирование профессиональных намерений школьников проходит через тренинги, консультирование, предусматривает диагностику, коррекцию. Элективный курс дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора профиля обучения и в дальнейшем выбор профессии.
Обучение навыкам профессионального самоопределения (и как частный случай – самостоятельного выбора профессии) – это скорее модель для формирования более универсальных навыков, необходимых для жизни в целом.
Научить подростка ВЫБИРАТЬ – вот главная концептуальная цель курса. Курс элективного курса профессионального самоопределения – специализированный, поэтому важно кроме формирования навыков самостоятельного выбора профессии поддерживать естественный интерес подростков к этой теме и пробудить в их сознании другие мысли о жизни в целом.
Цели программы:
- сформировать готовность к профессиональному самоопределению через учет индивидуальных особенностей.
Задачи:
- активизация постановки и принятия проблемы профессионального самоопределения;
- осознание жизненных ценностей и смыслов профессиональной деятельности;
- формирование мотивов саморазвития, личностного роста;
- активизация самопознания;
- обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию, планированию, принятию решений;
- содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;
- развитие рефлексии.
Продолжительность:
Программа рассчитана на 17 занятий в объеме 17 часов (академических).
Принципы:
- доверительный стиль общения;
- принцип «здесь и сейчас»;
- персонификация высказываний;
- искренность в общении;
- конфиденциальность всего происходящего в группе;
- определение сильных сторон личности каждого участника;
- активное участие в происходящем;
- постоянный самоанализ (рефлексия).
Этапы проведения:
- Ознакомительно-ориентировочный
- Проективный
- Основной, развивающий.
- Итог. Рефлексия.
Предлагаемый элективный курс является хорошей возможностью дополнить знания и представления школьников о своей самости, самосознании, самораскрытии своего «Я».
В качестве основной формы выявления результатов работы по курсу предлагается:
- итоговый тест по всем разделам программы;
- итоговый самоотчет и составление профиля личности с указанием результатов работы над всеми диагностическими критериями;
- различные формы рефлексивного осмысления (творческие работы, сочинения).
Содержание программы:
Название темы | Теория | Практика | Контроль | Выход |
1. Самооценка и уровень притязаний. | Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо знать свои возможности, профессиональные интересы и склонности, а также учитывать требования профессии и ситуация на рынке труда. Оценить свои возможности можно с помощью психологических методик, большинство которых основано на самооценке. Соотношение самооценки, успеха и уровня притязаний. | Тест самооценки | ||
2. Что такое жизненный успех? | Осознание участниками своего личного отношения к жизненному успеху; выстраивание субъективной иерархии способов достижения успеха. | Ранжирование списков таблиц «Что такое жизненный успех?», «Способы достижения успеха», «Базовые ценности» | ||
3. Профессии в нашей жизни. | Активизация постановки и принятия проблемы профессионального самоопределения. | Составление «Матрицы выбора профессии» | ||
4.Чувства и эмоции. | Чувства и эмоции – выражение нашего отношения к людям, событиям, явлениям. Тест эмоций. Связь способности к саморегуляции и выбора профессии. | Тест эмоций (модификация теста Баса-Дарки) | ||
5.Темперамент и профессия. | Определение темперамента с помощью теста Г.Айзенка. влияние темперамента на выбор профессии. | Личностный опросник Айзенка | ||
6. Профессия и здоровье. | Требования к здоровью человека. Группы профессий по условиям труда. Работа с методикой «Мое здоровье». Актуальность заботы о здоровье, об одном из факторов успешной профессиональной карьеры. | Творческая работа «Вредные советы тем, кто хочет испортить свое здоровье» | ||
7. Интересы и склонности в выборе профессии. | Выявление интересов и склонностей подростков при помощи опросника «Карта интересов» и опросника профессиональных склонностей. | опросник «Карта интересов», опросник профессиональных склонностей. | ||
8.Игра Остров». | Развитие коммуникативных способностей учащихся, навыков социального поведения. Активизация профессионального самоопределения.. | Сочинение «Что я узнал о себе на Острове?» | ||
9. Что я знаю о мире профессий? Классификация профессий. Игра «Аукцион». | Дать представление о мире профессий и их классификации. Научить составлять формулу профессии. Развивать умения учащихся классифицировать профессии и соотносить их со своими потребностями. | Контрольная работа по формулам профессии. | ||
10. Мир профессий. | Повышение уровня ориентации в мире профессионального труда. Актуализация уже имеющихся знаний о профессиях. Развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. | |||
11,12,13 Проблема выбора профессии. «Хочу – Могу – Надо». | Освоение участниками формулы выбора профессии. Осознание своих профессиональных желаний. Овладение инструментом самосознания и самодиагностики. Пробуждение интереса участников к осознанному профессиональному определению. Осознание своих внутренних ограничений. | Творческая работа «Планирование профессиональной карьеры» | ||
14. Игра «Робинзонада». | Осознание потребности рынка труда в разных профессиях (в том числе потребности в рабочих специальностях). Формирование представления о профессиональных компетенциях («умелостях»).. | |||
15. Силовое поле выбора профессии. | Анализ различных факторов (сил), влияющих на выбор профессии, определение степени влияния этих сил. | |||
16. Карта жизни. | Формирование у участников метафорического целостного образа своей жизни. | Итоговый самоотчет, составление профиля личности с указанием результатов работы по всем диагностическим критериям. | ||
17.Путешествие по пройденным занятиям. | Стимулирование активной позиции в профессиональном самоопределении. Подведение итогов курса. | Выполнение итогового теста по пройденным темам. |
Список литературы для учителя:
- Казарова Е. Проблема выбора. Программа психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся. // «Школьный психолог», 2007, №2, с. 18-23
- Резапкина Г. Уроки выбора профессии.// «Школьный психолог», 2006, №14, с. 4-45
- Резапкина Г. Комплектование профильных классов// «Школьный психолог», 2007, №2, с.9-16
- Филимонова О. Модификация карты интересов//«Школьный психолог», 2007, №2, с.40-45
- Орлов В., Галецкая Л. Шаги к профессии //»Школьный психолог», 2006, №13, с.6-11
- Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2007. – 160с.
- Профориентация старшеклассников: сб. учеб.-метод. материалов/ сост., редактирование и комментарий Т.В.Черниковой. –Волгоград, Учитель, 2005. – 120с.
Список литературы для учащихся:
- Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренируйте память: техника быстрого чтения. Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1994. – 208с.
- Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным: Кн. для учащихся ст. кл. – М.: Просвещение, 1996. – 160 с.
- Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: учеб пособие для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 191с.
- Коломинский Я.Л. Человек: психология: кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1986. – 223с.
- Энциклопедия для детей. Выбор профессии. – М.: Аванта+, 2003. – 432с.
- Журнал для юношества «До 16 и старше» (приложение к журналу «Профессионал»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа профориентационного курса: "Профессии специальности "юрист"
Юридическое образование – это огромный и интересный мир, таящий поистине безграничные возможности в области формирования карьеры.Юридические специальности вес...
Программа профориентационной работы в школе.
Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности раб...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего об...
Программа по профориентации «Выбор профессии - выбор будущего» на 2017-2018 учебный год
Профессия человека - это его судьба, его жизненный путь. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный...
Открытое профориентационное мероприятие "Выбор профессии"
Воспитательское занятие подготовлено с учётом уровня развития и психофизических особенностей детей с нарушенным слухом...
Программа профориентационной работы "Мой выбор"
Цель и задачи проекта Цель проекта: организация профориентационной работы с обучающимися разных возрастных категорий. Задачи: 1. Организовать профпросвещение педагогов, родителей, обучающихся ...
Профориентационный проект:" Выбор профессии – это проектирование трудового жизненного пути"
Краткая характеристика особенностей профессий востребованных на комбинате.Характеристика области базовых знаний,условия работы,история професии; доминирующие виды деятельности; качества способствующие...