«Психокоррекционные занятия» для обучающихся с ЗПР, вариант 7.2, 1 класс
рабочая программа
Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной составной частью комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР. Курс «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей, относимых к этой группе. Представленная программа отражает примерное содержание психокоррекционных занятий, подобранное с учетом перечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП1 особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получивших рекомендацию обучения по варианту 7.2.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мыскаменская школа-интернат»
Рабочая программа
«Психокоррекционные занятия»
для обучающихся с ЗПР, вариант 7.2, 1 класс
Педагог-психолог: Гусарева А.С.
2023-2024 уч. г.
Пояснительная записка
Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной составной частью комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР. Курс «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей, относимых к этой группе. Представленная программа отражает примерное содержание психокоррекционных занятий, подобранное с учетом перечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП1 особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получивших рекомендацию обучения по варианту 7.2.
Современное образование требует реализации индивидуализации обучения с учетом степени тяжести нарушения психического здоровья и индивидуально-типологических особенностей, а также создания специальных условий для полноценного развития ребенка, становления его как субъекта учебной деятельности.
Теоретической основой для создания данной программы явились научные разработки о психологической коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья И.И.Мамайчук, А.А.Осиповой, Г.В.Бурменской, О.В.Соколовой, исследования в сфере дефектологии и психологии С.Я.Рубинштейн, М.С.Певзнер и др. В качестве методической поддержки использовались различные программы по развитию психомоторики и сенсорных процессов у умственно отсталых школьников.
Работа по данной программе проводится в рамках часов внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных.
Цель реализации программы: коррекция нарушений сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов, эмоционально-волевой и личностной сферы для обеспечения успешной адаптации в учебной деятельности.
Задачи реализации программы:
- Формирование учебной мотивации;
- Стимуляция и развитие сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
- Гармонизация психоэмоционального состояния;
- Формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе;
- Развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля;
- Развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
- Формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе);
- Повышение социального статуса ребенка в коллективе;
- Формирование и развитие навыков социального поведения.
При разработке программы коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» для учащихся первых классов с ЗПР (7.1) мы опирались на принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- принцип комплексности психологической коррекции:
Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка;
- принцип единства диагностики и коррекции:
Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики как зоны актуального, так и ближайшего развития ребенка;
- принцип личностного подхода:
Подход к ребенку как к целостной личности с учетом всей ее сложности и всех ее индивидуальных особенностей;
- принцип деятельностного подхода:
Психокоррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков ребенка, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная, осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений;
- иерархический принцип психологической коррекции:
Психологическая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста;
- казуальный принцип психологической коррекции:
Сложная иерархия отношений между симптомами и их причинами, структура дефекта определяют задачи и цели психологической коррекции.
Работа по данной программе осуществляется через психокоррекционный комплекс, который включает четыре взаимосвязанных блока: диагностический, коррекционный, оценочный и прогностический.
I.В диагностический блок входят диагностика психического развития ребенка и диагностика окружающей его социальной среды (Приложение 1).
II. Реализация коррекционного блока предполагает непосредственную коррекцию нарушений интеллектуальных процессов, эмоционально-волевой и личностной сферы посредством занятий.
Направления работы, включенные в коррекционный блок:
- Развитие ощущений и восприятий.
- Развитие памяти.
- Развитие мышления.
- Развитие внимания.
- Развитие воображения.
- Развитие моторной сферы.
- Повышение самоуважения и самооценки ребенка, развитие самовыражения.
- Снижение агрессивности и страхов.
- Обучение детей способам улучшения взаимоотношений с окружающими.
- Работа с эмоциями. Формирование эмоциональной децентрации.
- Работа с самосознанием. Формирование самосознания личности.
- Работа с ролевым поведением. Обеспечение адекватного ролевого развития детей.
III.Оценочный блок предполагает оценку эффективности психокоррекционных воздействий при повторном обследовании детей с помощью диагностических методик, использованных на первом этапе (Приложение 1).
IV.Прогностический блок направлен на проектирование возможных изменений в развитии познавательных процессов и личности ребенка в целом, а также определение динамики этих изменений.
В процессе планирования занятий необходимо соблюдать следующие принципы:
- принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий;
- принцип доступности заданий;
- принцип систематичности, предусматривающий определенную частоту занятий;
Формы организации учебного процесса
Работа по данной программе предусматривает проведение коррекционных индивидуальных занятий. Основными формами организации работы являются игры и упражнения. Эти виды деятельности в младшем школьном возрасте у детей с ЗПР создают наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность коррекционных занятий 20-40 минут. Количество учебных часов, предусмотренных годовым учебным планом - 34.
Планируемые результаты освоения программы
Базовые учебные действия:
- Самостоятельность в выполнении учебных заданий и поручений.
- Положительное отношение к окружающей действительности.
- Умение вступать в контакт и работать в коллективе.
- Способность использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
- Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.
- Способность сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
Личностные результаты
- Развитие самоуважения.
- Развитие фантазии и самовыражения.
- Развитие положительного образа «Я».
- Расширение ролевого репертуара и ролевой гибкости.
- Повышение самооценки.
- Развитие рефлексии своего «неадекватного» поведения.
- Преодоление страхов.
- Формирование доверия к окружающим.
- Активизация доброжелательного отношения к окружающим.
- Развитие умения сотрудничать.
- Развитие самоконтроля.
- Формирование способности воспринимать, и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей.
- Осознание своих прав и обязанностей.
Предметные результаты 1 класс:
- Развитие ощущений и восприятий.
Учащиеся должны:
- знать названия основных и дополнительных цветов;
- знать названия основных размеров;
- знать название положения предметов в пространстве;
- различать звуки окружающей действительности;
- выделять из группы предметов один или несколько, обладающих определенными свойствами;
- сравнивать предметы по размерам;
- определять положение предметов в пространстве, сравнивать расположение относительно себя или другого предмета;
- сравнивать предметы по характеру материала; из чего изготовлен;
- различать геометрические фигуры;
- применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации.
- Развитие памяти.
Учащиеся должны:
- запоминать несколько предметов (3-5) и порядок их размещения;
- выполнять определенное задание по образцу (время экспозиции 1-2 минуты), удерживаемому в памяти;
- выполнять определенное задание по словесной инструкции, удерживаемой в памяти (1-2 позиции);
- удерживать в памяти 3-5 слов, предметов, цветов, событий и т.д.;
- играть в 1-2 игры по теме.
- Развитие мышления.
Учащиеся должны:
- анализировать несложные формы объектов;
- устанавливать несложные типы связей между отдельными формами, объектами, явлениями или их признаками;
- строить умозаключения (с помощью взрослого);
- конструировать по образцу простейшие объекты;
- решать простейшие логические загадки и задачи;
- проводить отбор и простейшую классификацию предметов.
- Развитие внимания.
Учащиеся должны:
- уметь концентрироваться на учебном задании;
- уметь поддерживать внимание при необходимости выполнения задания до логического конца (в течение 10 минут);
- уметь переключать внимание с одного объекта на другой по инструкции педагога и т.д.;
- удерживать внимание на 2-х объектах одновременно, при выполнении учебной задачи.
- Развитие воображения:
Учащиеся должны:
- уметь создавать образ объекта по описанию;
- уметь создавать целостный образ из частей;
- подмечать в объекте многообразие деталей, свойств, сторон, качеств.
6. Развитие моторики:
Учащиеся должны:
- целенаправленно выполнять действия и движения по инструкции педагога;
- согласованно выполнять действия и движения разных частей тела;
- координировать движения рук и пальцев;
- удерживать письменные принадлежности;
- координировать движения рук и глаз;
- обводить, штриховать по трафарету;
- выполнять аппликации, сгибать бумагу.
Для проведения психокоррекционных занятий необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающе:
- оборудованная сенсорная комната;
- сухой бассейн;
- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
- мячи;
- мозаики крупные, мелкие;
- конструкторы, пирамидки, матрешки;
- звучащие музыкальные инструменты;
- дидактические пособия;
- краски, пластилин, цветная бумага и пр.;
- сюжетные картинки, графические изображения, иллюстрации.
Тематическое планирование коррекционного курса
«Психокоррекционные занятия» ЗПР(7.2) 1 класс
№ занятия | Дата | Дидактические цели | Содержание занятия | Основные виды деятельности обучающихся |
Занятие 1 | Диагностика развития психических процессов. | Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста (Л.М.Шипицина). Наблюдение за учащимися во время учебно-воспитательного процесса. | Участие в тестировании, выполнение заданий. | |
Занятие 2 | Диагностика развития психических процессов. Сбор информации о взаимоотношениях с окружающими; диагностика мотивационной сферы. | |||
Занятие 3 | Диагностика развития общей моторики. диагностика мотивационной сферы. | Оценка состояния общей моторики (Н.И.Озерецкий, М.О.Гуревич). | ||
Занятие 4 | Развитие зрительной памяти. Гармонизация психоэмоционального состояния детей; | 1.Игра «Вспомни узор» 2.Упражнение «Превратись в пластилинчик» | ||
Занятие 5 | Развитие зрительной памяти. Развитие самоуважения детей. | 1.Игра «Запомни порядок» 3.Упражнение «Ау!» |
| |
Занятие 6 | Развитие наглядно-образного мышления. Развитие мелкой моторики рук. Развитие самоуважения детей. | 1.Упражнение «Покажи чувства руками» 2.Игра «Круглые очки» 3.Упражнение «Кто в домике живет?» | ||
Занятие 7 | Развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики рук; развитие наглядно-действенного мышления. | 1.Пальчиковая гимнастика 2.Оригами «Заяц» 3.Упражнение «Посудный магазин» |
| |
Занятие 8 | Развитие концентрации внимания. Развитие самоуважения детей; | 1.Игра «Найди различия в рисунке» 2.Упражнение «Магазин игрушек» | ||
Занятие 9 | Развитие речи; развитие воображения. Развитие самоуважения детей. | 1.Упражнение «Пальцы – мышки» 2.Игра «Ответь в рифму» 3.Упражнение «Повторяй за мной» | ||
Занятие 10 | Развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики рук; развитие внимания; развитие наглядно-образного мышления. | 1.Пальчиковая гимнастика 2.Работа с конструктором | ||
Занятие 11 | Развитие слуховой памяти. Формирование доверия к окружающим; повышение самоуважения. | 1.Игра «Слушай и исполняй» 2.Упражнение «Мячик» |
| |
Занятие 12 | Развитие мыслительных операций. Содействие символическому уничтожению страхов; обучение проявлению агрессии в конструктивных целях. | 1.Игра «Кто живет в этом домике?» 2.Упражнение «Прогони Бабу-Ягу» | ||
Занятие 13 | Развитие мышления, речи, памяти. Воспитание доброго отношения к природе. Формирование представлений об окружающем. | 1.Урок-игра «Путешествие в осенний лес» | ||
Занятие 14 | Развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики рук; развитие воображения через изображения. Развитие умения сочувствовать окружающим. | 1.Пальчиковая гимнастика 2.Игра «Волшебный салют» 3.Упражнение «У птички болит крылышко – пожалей птичку» |
| |
Занятие 15 | Развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики рук; развитие внимания. Улучшение взаимоотношений со сверстниками. | 1.Пальчиковая гимнастика 2.Игра «Волшебные шнурки» 3.Упражнение «Кто лучше разбудит» | ||
Занятие 16 | Развитие переключения, концентрации внимания. Развитие самоуважения; улучшение взаимоотношений со сверстниками. | 1.Игра «Слушай хлопки» 2.Упражнение «Кто пришел к нам в гости?» |
| |
Занятие 17 | Развитие зрительной памяти; развитие внимания. Развитие умения любить окружающих. | 1.Игра «Разложи буквы по порядку» 2.Упражнение «У кого больше «любимок»?» | ||
Занятие 18 | Развитие наглядно-образного мышления; развитие памяти. Развитие чувственного восприятия; формирование умения любить окружающих. | 1.Игра «Угадай, что спрятано» 2.Упражнение «Покажу, как я люблю» | ||
Занятие 19 | Развитие умения сотрудничать. Формирование пространственных представлений; развитие воображения; развитие речи. | 1.Упражнение «Листочек падает» 2.Игра «Магазин ковров» |
| |
Занятие 20 | Развитие осязательной памяти. Развитие умения сотрудничать. | 1.Игра «Водяной» 2.Упражнение «Карандашик – кисточка» | ||
Занятие 21 | Развитие устойчивости внимания. Гармонизация осознания имени. Развитие словесно-логического мышления; развитие внимания. | 1.Игра «Буквы алфавита» 2.Игра-упражнение «Паровозик» 3.Игра «Какой предмет я загадала?» | ||
Занятие 22 | Развитие мелкой моторики рук. Развитие воображения; развитие речи. Формирование самосознания. | 1.Пальчиковая гимнастика 2.Игра «Волшебная клякса» 3.Игра-упражнение «Имя шепчут волны» | ||
Занятие 23 | Развитие зрительной памяти; развитие внимания. Гармонизация притязания на признание; повышение самоуважения. | 1.Игра «В чем ошибся художник?» 2.Игра-упражнение «Подарок» | ||
Занятие 24 | Развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики рук; развитие наглядно-действенного мышления. Гармонизация притязания на признание; повышение самооценки. | 1.Пальчиковая гимнастика 2.Оригами «Кошка» 3.Игра-упражнение «Конкурс хвастунов» | ||
Занятие 25 | Развитие концентрации, устойчивости, распределения внимания. Формирование самосознания; развитие самовыражения; развитие навыков самоконтроля. | 1.Игра «Заштрихуй треугольники» 2.Игра-упражнение «Царевна Несмеяна» |
| |
Занятие 26 | Развитие тактильной памяти; развитие восприятия. Гармонизация осознания своих прав и обязанностей. | 1.Игра «Кто в мешке?» 2.Игра-упражнение «Школа для кенгуру» | ||
Занятие 27 | Развитие смысловой памяти. Гармонизация осознания своих прав и обязанностей. | 1.Игра «Слово в единственном и множественном числе» 2.Игра-упражнение «Педсовет» | ||
Занятие 28 | Развитие наглядно-образного мышления; развитие внимания; развитие памяти. Гармонизация осознания своих прав и обязанностей. | 1.Игра «Назови предмет» 2.Игра-упражнение «Родители и дети» | ||
Занятие 29 | Развитие наглядно-образного мышления; развитие внимания. Развитие самоуважения детей. | 1.Игра «Чей узор?» 2.Упражнение «Кто перед тобой – рассмотри в дырочку» |
| |
Занятие 30 | Развитие наглядно-образного мышления; развитие внимания. Развитие самоуважения детей; развитие чувства принадлежности к группе. | 1.Игра «Чья тень?» 2.Упражнение «Имя шепчет ветерок» | ||
Занятие 31 | Формирование целостности восприятия; развитие мышления. Развитие самовыражения детей. | 1.Игра «Подбери нужное» 2.Упражнение «Капелька-льдинка-снежинка» | ||
Занятие 32 | Развитие памяти, внимания; развитие мыслительных операций; формирование представлений об окружающем; расширение словарного запаса. Знакомство с эмоцией «радость»; развитие умения выражать эмоцию «радость»; формирование эмоциональной децентрации. | 1.Игра «Что где растет?» 2.Упражнение «Салют» | ||
Занятие 33 | Диагностика развития психических процессов. Сбор информации о взаимоотношениях с окружающими; диагностика мотивационной сферы. | Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста (Л.М.Шипицина). Наблюдение за учащимися во время учебно-воспитательного процесса. | ||
Занятие 34 | Диагностика развития психических процессов. Сбор информации о взаимоотношениях с окружающими; диагностика мотивационной сферы. | Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста (Л.М.Шипицина). Наблюдение за учащимися во время учебно-воспитательного процесса. |
Литература
Айзенберг Б.И., Кузнецова Л.В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития // Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя / сост. Н.П.Вайзман. – М.: Просвещение, 1992
Акимова М.К. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. –– СПб.: Питер, 2005.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. – М.:ТЦ сфера, 2008.
Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В. Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Учебно-методическое пособие . -- СПб., 2005г. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. -- М.: Педагогика, 1983.
Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В. Развивающие игры для детей с нарушениями интеллекта: Программно-методические материалы. – Пермь: Пермский государственный педагогический университете. Центр развития образования Г.Перми, 2001 – 72 с.
Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина
Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Нарушения в психофизическом развитии детей. [Электронный ресурс]// Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/
- Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Академия, 2006.
Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.--мед.-пед. комис. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005.
Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения // Коррекционная педагогика, 2008 - № 1. - с. 5-13
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. Зажигина. – Спб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2012.
- Индивидуальный подход в специальном (коррекционном) учреждении: концепция, аспекты оценки индивидуальности и планирование коррекционно-развивающей работы : монография /под. ред. В. В. Коркунова. – Екатеринбург : Б. и. ; Пермь : Б. и., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)
Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)...
Рабочая программа «Психокоррекционных занятий» для обучающихся с ОВЗ 6-9 классы Класс:6-9
Программа коррекционно-развивающего курса способствует развитию внимания формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. ...
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с ОВЗ варианта 2.2 (дети с нарушениями слуха), 8 класс.
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями адаптированной образовательной программы варианта 2.2 (дети с нарушениями слуха), 8 класс....
Программа психокоррекционных занятий для обучающихся с ОВЗ 1 (дополнительный) класс
Программа разработана на 66 часов. В 1 дополнительный класс приходят ученики, которые обучались ранее в 1 классе: либо по программе 7.2, либо по общей программе, где обнаружили невозможность справитьс...
Программа психокоррекционных занятий для обучающихся с ОВЗ 5-7 класс
Программа расчитана на 34 часа. Вариант 1, для детей с легкой умственной отсталостью...
Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Психокоррекционные занятия» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 5-9 классов
В подростковом возрасте интенсивно растет мотивация и повышается интерес молодых людей к взаимодействию друг с другом. В этом взаимодействии возникают чувства и эмоции, которые проявляются по-новому, ...
Конкурсное занятие «Времена года». Коррекционно - развивающее занятие для обучающихся по АООП вариант 7.2 2 класс
Тема: «Времена года».Цель: систематизация представлений обучающихся о временах года, их закономерной смене.Задачи:Образовательные: закрепить и уточнить представления о признаках присущих в...