Технологическая карта
план-конспект занятия по психологии (5 класс)
Формирование жизнестойкой позиции, раскрытие внутренних ресурсов личности средствами Арт-технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_my_poluchaem_informatsiyu_o_cheloveke.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ
НА ТЕМУ «СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. КАК МЫ ПОЛУЧАЕМ ИНФОРМАЦИЮ О ЧЕЛОВЕКЕ»
Технологическая карта урока
Организационная информация | |
Предмет. Класс/группа | Психологическая коррекция, учащиеся 5 класса. В классе обучается 9 человек по программе для детей с ОВЗ: легкая умственная отсталость. С детьми организованы занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, которые реализуются во внеурочное время. |
Тема | Сотворение человека. Как мы получаем информацию о человеке |
Автор | Быргазова Надежда Борисовна |
Тип занятия | Коррекционно-развивающее |
Время реализации занятия | 35 минут |
Цели и задачи занятия
| Цель: формирование жизнестойкой позиции, раскрытие внутренних ресурсов личности средствами Арт-технологии Задачи обучения:
Задачи развития:
Задачи воспитания:
Ориентация на результаты: Базовые учебные действия: Предметные результаты: Расширение круга понимаемых эмоций, чувств, настроения. Снижение психического и эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального фона. Повышение уровня самоконтроля и самооценки. Учащиеся будут учиться:
Регулятивные: Учиться выражать свои чувства в отношении педагога и одноклассников; работать по предложенному плану. Познавательные: Находить ответы на вопросы; делать выводы в результате совместной работы с одноклассниками; строить речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные: Учиться понимать эмоции, чувства, настроение, их мимические проявления, а также передавать эмоциональные состояния свои и чужие, уметь слушать одноклассников. Личностные: Учиться самостоятельно оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников |
Место занятия в системе внеурочной деятельности | Данное занятие является коррекционным в коррекционно-развивающей программе «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это коррекционно-развивающее занятие, направленное на обобщение и систематизацию у учащихся ранее приобретённых знаний |
Краткая психолого – педагогическая характеристика особенностей программы | Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» предназначена для учащихся классов с ОВЗ: нарушение интеллекта. Данный курс занятий является коррекционно - направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Предполагается проведение группового занятия с наполняемостью группы от 8 до 10 человек. |
Дополнительная информация | |
Ресурсы, оборудование и материалы | Компьютер, проектор, интерактивная физкультминутка, аудиозапись, план занятия, пластилин, клеенка, цветные салфетки, клубок ниток, поднос |
Фаза урока/занятия/мероприятия | Этап урока, направление деятельности | Время, продолжи тельность этапа | Конспект урока, включающий деятельность учащихся
| Адаптация учебного материала для детей с ОВЗ: нарушение интеллекта |
Этап 1. «Начало занятия» | Ритуал приветствия. Вхождение в тему. Определение темы урока. Целеполагание. | 3 мин.
| Цель: создание психологически комфортной обстановки на занятии, доброжелательного отношения друг к другу. Приветствие: Игра «Давайте поздороваемся» (Учащиеся под музыку движутся по помещению, по сигналу «руки» – останавливаются и жмут друг другу руки, «локти» – трутся локтями, «спины» – трутся спинами., по сигналу «круг» – встают в круг и произносят хором: «Руки вверх я подниму, здравствуйте всем, я вам скажу!») - У нас с вами отлично получилось! Молодцы! Психолог. Дорогие друзья, прошу занять ваши места за нашим круглым столом. Звучит приятная музыка. Сегодня мы отправляемся в удивительный сказочный мир. | Создание психологически комфортной и доброжелательной обстановки на занятии. Развитие мыслительных операций: анализа, сравнения. |
Этап 2. «Работа над темой» | Фронтальная работа по воспроизведению по сказочной истории. | 10 мин. | Психолог: Но войти в этот чудесный мир можно только в том случае, если вы сможете, закрыв глаза представить себя добрым волшебником. Давайте попробуем сделать это. О! Получилось! Каких замечательных волшебников я вижу перед собой! А теперь дорогие волшебники, слушаем удивительную историю, историю про вас. Да, да, про вас, не удивляйтесь. (Участники сидят в кругу, центром которого является стол с пластилином). И так, жили-были на свете добрые волшебники. Они любили путешествовать по свету, перелетая на ковре-самолете из одной страны в другую, любили помогать людям, придумывая добрые дела. Однажды они прилетели в такую страну, где была необыкновенная красота. Прекрасные леса и горы, моря и реки, чудесные звери и птицы. Но людей здесь не было. Волшебникам показалось это несправедливым, и они решили во чтобы то ни стало сотворить добрых человечков и поселить их в этой замечательной стране. Волшебники решили использовать вещество, похожее на пластилин, которого в этой стране было более чем достаточно. Волшебники думали о том, что каждый человек имеет свой внутренний мир. Вот с создания этого мира они и решили начать, используя качества четырех стихий (земля, вода, огонь, воздух). Ребята, я буду продолжать историю, а вы создавайте в процессе моего рассказа то, что вы услышите Сначала волшебники принялись лепить землю. Они взяли вещества, похожего на пластилин столько, сколько душа попросила, того цвета, который больше приглянулся, и принялись за дело. Земля получалась у всех разная: разного размера, разной формы, разного цвета. Ведь и внутренний мир волшебников тоже разный. У кого-то земля напоминала кувшин, у кого-то цветок. Здесь нет правильных и неправильных ответов. Делай так, как подсказывает тебе сердце. Создавая землю, волшебники думали о том, что земля даст будущему человеку ощущения уверенности, прочности, твердости духа, научит создавать предметы материального мира, строить дома, обустраивать свой быт. Они знали, что земля научит человека трудиться и получать от этого удовольствие. Они знали, что земля даст человеку богатство и научит им правильно распоряжаться.… И так, волшебники создали землю. (Пока психолог все это рассказывает, участники лепят из пластилина). Волшебники любовались своим творением, показывали его друг другу, восхищаясь искусством каждого. Волшебники решили, что следует добавить воду. Взяли другой кусочек вещества (пластилина) и начали создавать воду. Создавая воду, волшебники думали о том, какой живительной и чистой она будет. Они знали, что вода напитает землю, и та даст хороший урожай. Они знали, что вода будет дарить человеку очищение; она напитает его внутренний мир разнообразными переживаниями и разовьет его чувствительность.… Итак, волшебники создали воду. Они любовались своими творениями, показывали его другим волшебникам, и восхищались искусством каждого. Затем волшебники соединили землю и воду в чудесную композицию… и показали ее другим волшебникам. Затем волшебники отложили землю и воду, чтобы посвятить себя созданию огня. Они взяли по кусочку соответствующего вещества (пластилина) и начали создавать огонь… Создавая огонь, волшебники думали о том, как он подарит человеку тепло, поможет приготовить пищу. Они знали, что огонь – это энергия, это – активность, и что огонь может поселиться в душе каждого человека, и будет помогать ему жить и творить. Они знали, что огонь укрепит дух человека и напитает его высокими устремлениями.… Но помнили о том, что с огнем нужно быть начеку, ведь вырвавшись из-под контроля, он может натворить немало бед. Огонь может уничтожить на своем пути все живое. Итак, волшебники создали огонь… Они любовались своим творением и показывали его другим волшебникам. Волшебники соединили землю, воду, огонь. Казалось бы, мир создан.… Но нет, для жизни необходим еще один элемент – воздух. Волшебники отложили свои композиции и взяли по кусочку вещества (пластилина) необходимого для создания воздуха. Они знали, что он подарит человеку легкость дыхания, поможет ощущать ароматы этого мира. Они знали, что воздух сможет переносить мысли людей, а значит, поможет им учиться и узнавать новое.… Итак, волшебники создали воздух. Они любовались своим творением, показывали его другим волшебникам. А потом они соединили воедино землю, воду, огонь и воздух. Так были созданы эти удивительные миры, и волшебники любовались ими и показывали друг другу. (Дать время на спонтанный обмен впечатлениями.) | Снятие напряжения и тревожности у учащихся перед выполнением заданий. Лепка, основанная на зрительном восприятии информации с включением пространственно-ориентированных ощущений. Развитие внимания, памяти и мышления. Развитие сенсорных эталонов Развитие фантазии, воображения, креативности |
Обучение способам выражения эмоций. | 2 мин. | Психолог: Дорогие волшебники, давайте повторим движение за нашими героями Интерактивная физминутка. | Игровые технологии преодоления эмоционального напряжения и расслабления. | |
Продолжение по сказочной истории | 10 мин. | Психолог: Волшебники удивлялись, что такие разные были миры. А между тем, здесь нет ничего удивительного. Ведь волшебники создали внутренние миры будущих человечков. А внутренний мир каждого человека уникален и неповторим. Но все течет. Все изменяется, даже внутренний мир меняется тоже. Изменяясь, внутренние миры приняли форму шара. Волшебники не привязывались к результатам своего труда. Они хотели, чтобы созданный ими мир был внутри будущего человека. Поэтому они взяли тот мир, который только что создали, в свои руки, согрели волшебным теплом и… скатали в шар. В руках волшебников оказался разноцветный шар, в котором теперь перемешались и земля, и вода, и огонь, и воздух. «Из этого теперь можно создать человека!» – решили волшебники. Они разделили шар на две части: одну чуть больше, другую чуть меньше. И скатали два шара, но этого было недостаточно для создания человека. Тогда они взяли больший шар. И опять разделили его на две части: одну побольше, другую поменьше. Теперь у них было уже три шара, но и этого было недостаточно. Снова они разделили тот шар, который побольше на две неравные части и скатали из них шары. Теперь у волшебников было уже четыре шара. «Но этого мало», - решили волшебники и разделили больший шар еще на две части, скатав из них шары. Теперь у них было уже пять шаров. Но волшебникам так понравилось заниматься делением, что они разделили больший шар еще на две части. Теперь перед ними лежали шесть шаров. «Надо знать меру», - подумали волшебники и напоследок отщипнули от большого шара маленький кусочек, скатав шары… Перед волшебниками лежали семь шаров различной величины. «Это хорошее число», - решили волшебники и слепили из шаров человека. Самый большой шар стал туловищем, самый маленький – шеей, остальные шары стали руками, ногами, головой. Человек, слепленный из шаров, развеселил волшебников. «Он должен быть подобен нам», - решили волшебники и стали вытягивать части тела человека, прочно соединяя, их друг с другом. Так появился человек… «Главное, он должен стоять на своих ногах», - решили волшебники и долепили своих волшебников так, чтобы они прочно стояли на своих ногах. Потом волшебники поставили своих человечков в круг и долго рассматривали их. (Небольшое спонтанное обсуждение). Дорогие друзья, в каждом этом человеке – весь мир, который вы также создали своими руками. Но все эти человечки – новорожденные. И у каждого из них свое предназначение, своя судьба. Волшебники решили наделить человечков добрыми судьбами и добрыми качествами. Для этого каждый волшебник подумал над тем, кем будет его человечек, каким он будет (ребята по очереди рассказывают, какими качествами будут обладать человечки) | Развитие внимания, памяти и мышления. Развитие сенсорных эталонов | |
5 мин | Психолог: (ВНИМАНИЕ! Наделение судьбой – это техника безопасности! Если судьбой не наделяем, человечка обязательно нужно трансформировать после окончания занятия в шар!) Все человечки – новорожденные. А новорожденным волшебники обычно дарят подарки. Подарки волшебников непросты, в каждом из них скрыт особый смысл. Главный подарок от волшебника – творца. Поэтому подумайте, что вам хотелось бы подарить своему человечку. Возьмите кусочек пластилина и вылепите символ вашего подарка. А затем подарите его вашему человечку. Пожалуйста, внимательно рассмотрите человечков. Найдите среди них того или тех, кому вам хочется подарить подарок. Заметьте, подарок делается не создателю, а человечку. Вы можете даже не знать, творенью, чьих рук принадлежит человечек. Подумайте о смысле своего подарка, потом изготовьте из пластилина символ этого подарка. И когда все будет готово, мы снова соберемся вокруг наших человечков. (Обычно время, необходимое на изготовление подарка, занимает 2-3 минут. В это время психолог также может изготовить 2-3 подарка на тот случай, если кто-то из человечков случайно останется без подарка. Далее участники собираются вокруг человечков с подарками в руках) Пришло время дарить подарки. Мы будем дарить их со словами: «Я хочу подарить этому человечку нечто (вы называете свой подарок), что будет, на мой взгляд, для него полезным. Мой подарок принесет в жизнь человечка…(говорите, что принесет ваш подарок). Как ты смотришь на это, создатель?» И создатель этого человечка должен сказать свое решение. Оно может быть положительным – тогда подарок с благодарностью принимается, или отрицательным – тогда подарок с благодарностью не принимается. Если подарок отвергается, создатель должен найти форму корректного и достойного отказа, такую, чтобы не обидеть дарителя. Итак, давайте подарим наши подарки! (Если кто-либо из человечков остался без подарка, подарите ему подарок сами. Например, «факел мудрости», или «посох силы», или «птицу удачи» и пр. в обсуждении важно проговорить впечатления от творчества, подарков, подаренных своим человечкам и другим, а также понимание смысла даров). Итак, сегодня вы побывали в роли волшебников, сотворили замечательные миры из земли, воды, огня и воздуха. Сегодня вам удалось убедиться в справедливости выражения «Внутри человека – целый мир». ибо мир, созданный вашими руками, вы поместили внутрь вашего первого человека. Как заботливые родители, вы подарили своим человечкам самые важные и чудесные подарки. Но, заканчивая занятие, давайте зададим себе вопрос: кого же мы лепили на самом деле? Конечно, самих себя. Так, настоящий волшебник постоянно лепит себя, дарит себе и другим подарки. Тот бесценный опыт, который мы сегодня получили, возьмем с собой, пусть он нам помогает в реальной жизни. | Развитие крупной и мелкой моторики, пространственного восприятия. Формирование дружеских взаимоотношений, сплочение детского коллектива. Развитие фантазии, воображения, креативности | ||
Этап 3. «Завершение занятия» | Рефлексия. | 5 мин | Психолог: Игра «Клубочек» - Итак, у меня в руках волшебный клубочек. Тот, у кого в руках он побывает, должен передать его другому с хорошими пожеланиями. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся связанными нитью. - Посмотрите, мы все связаны одной нитью. Давайте слегка натянем ее, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого. Мы с вами – единое целое. - А теперь в обратном порядке передадим клубочек и получим в ответ пожелания. - Спасибо за работу, пусть у вас исполняются ваши заветные мечты. Психолог: Ребята, расскажите что вам понравилось и запомнилось на занятии. (Рефлексия.) | Осознание детьми цели посещения занятия, повышение мотивации к занятиям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...