Программа развития спортивной одаренности
рабочая программа по психологии

Шевырева Кристина Александровна

Программа развития спортивной одаренности детей направлена на выявление и развитие спортивно-одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_sportivnoy_odarennosti_detey.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение высшего образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра психологии

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ОДАРЕННОСТИ

Программа развития спортивной одаренности детей направлена на выявление и развитие спортивно-одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей.

Актуальность программы определяется условиями реализации Федерального государственного образовательного стандарта. На современном этапе государством уделяется огромное внимание созданию условий, обеспечивающих всестороннее развитие одаренных детей.

Основная цель реализации программы – развитие спортивной одаренности детей.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время основными приоритетными задачами современного образования являются выявление, поддержка, развитие и сопровождение одаренных детей, а также создание развивающей образовательной среды, которая является стимулирующим фактором существенных положительных изменений в личности ребенка. Задача развития детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно ее решению уделяется особое внимание, в частности реализация целого спектра программ, направленных на развитие способностей детей, на создание в образовательных организациях условий для развития и поддержки талантливых и одаренных детей. В современном мире подрастающему поколению в современном мире для проявления собственной успешности необходимо обладать такими качествами, как мобильность, конкурентоспособность, ведение здорового образа жизни.

Таким образом, развитие спортивной одаренности становится одной из основных задач современного образования и воспитания.

Цель программы: создание условий, направленных на личностное развитие и успешность спортивно одаренных детей, а также поддержка и развитие одаренных детей, их самореализация, обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирование мотивации развития способностей, поддержка его талантов семьей.

Задачи программы: 

  1. Выявление и отбор одаренных, талантливых и способных детей, создание условий для развития спортивного потенциала личности таких школьников.
  2. Разработка научно-методического обеспечения диагностики, обучения и развития спортивно-одаренных детей.
  3. Разработка ряда занятий с учетом каждого этапа.
  4. Развитие у детей спортивной активности, интересов.

Программа базируется на Концепции модернизации российского образования, учреждения образования/дополнительного образования детей рассматриваются как один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наряду с интеллектуальной, творческой, социальной одаренностью принято выделять психомоторную или спортивную одаренность. Детей, относящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.

Признаки спортивной одаренности: дети легко
и пластично двигаются, прекрасно владеют телом, физически развиты, обладают чувством равновесия, высокой зрительно-моторной координацией, способны удерживать точный ритм, темп движений, точность и
соразмерность действий в момент передвижения в пространстве.

Создание условий для развития и носит системный характер и строится на следующих принципах:

  • Выявление спортивно одаренных детей идет на протяжении всего процесса обучения.
  • Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения спортивной направленности позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.
  • Отбор детей для занятий в секции спортивной школы, не имеющих медицинский противопоказаний, постепенный и поэтапный, так как эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.
  • Обеспечиваться гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности.
  • В процесс обучения включены элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности одаренного ребенка.

Нормативные документы:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273 ФЗ от 29.12.2012 г.
  2. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (с изменениями и дополнениями).
  3. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы.
  4. Конвенция о правах ребенка.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт
    начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) (последние изменения 11.12.2020).
  6. Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях.
  7. Федеральная целевая программа «Одаренные дети» на 2019-2024 г.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 18.11.2019 г. № 565 «О дополнительных мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности».
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2020/21 г. № 744 «О грантах Президента Российской Федерации лицам, проявившим выдающиеся способности и показавшим высокие достижения в определенной сфере деятельности, поступившим на обучение в образовательные и научные организации».
  10. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  11. Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.
  12. Устав и локальные акты школы.

Этапы программы: 

  1. Подготовительный этап
  2. Основной этап
  3. Заключительный этап

Оценка эффективности программы:

Критерии оценки эффективности программы развития одаренности

  1. Постановка цели:
  • Связь с проблемой (актуальность).
  • Достижимость.
  • Конкретность.
  • Измеримость.
  • Временная определённость.
  1. Выбор методов изучения особенностей детской одаренности:
  • Комплексный характер.
  • Валидность методов.
  • Анализ поведения ребёнка в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его интересам и склонностям.
  • Многократность и многоэтапность.
  1. Методы и приемы развития одаренности:
  • Соответствие цели и задачам программы.
  • Разнообразие методов и приемов (применение в урочной, внеурочной деятельности).
  • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

Образовательные программы, ориентированные на развитие одаренности должны включать три блока:

  1. Мотивационный - интерес к определенному виду деятельности, желание им заниматься.
  2. Операционный - способности к деятельности, владение способами её осуществления.
  3. Блок реализации - возможность воплотить в реальность свои достижения.

Механизмы работы с одаренными детьми:

  • Ускорение.
  • Углубление.
  • Обогащение.
  • Проблематизация.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

  1. Метод наблюдения.
  2. Метод беседы.
  3. Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А.А. Лосевой. 

Данный опросник может быть использован для оценки одарённости педагогами, родителями, психологом. Опросник включает характеристики 10 сфер, где обучающейся может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырёхбалльной системе характеристики указанных сфер проявления одарённости. Если какая-то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.

  1. Методика «Карта одарённости» (А.И. Савенков)

Эта методика создана А.И. Савенковым на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она отличается от последней тем, что для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому разделу, а также был введён «Лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям (может применяться и педагогами). Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:

Первая и основная функция – диагностическая. С помощью данной методики Вы можете количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости и определить, какой вид одарённости у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит Вам увидеть индивидуальный, свойственный только Вашему ребёнку, «портрет развития его дарований».

Вторая функция – развивающая. Утверждения, по которым Вам придётся оценивать ребёнка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые Вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одарённости. Но она и не претендует на роль единственной. Её следует рассматривать как составную часть общего комплекта методик диагностики детской одарённости.

ИНСТРУКЦИЯ

Перед Вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребёнка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++)        если оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто;

(+)         свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0)         оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

         более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 20-25 минут.

  1. Анкета «Как распознать одаренность» Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

Цель анкеты «Как распознать одаренность»: выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Спортивный талант

Если…

  •  он энергичен и все время хочет двигаться.
  • он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре.
  • не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками.
  • лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно.
  • предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню.
  • кажется, что он всерьез никогда не устает.
  • неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
  1. Метод идеомоторной тренировки.

Идеомоторная тренировка представляет собой мысленное проигрывание предстоящей деятельности. Мысленное представление движений вызывает в ослабленном виде все те реакции, которые происходят и в реальной ситуации. Использование идеомоторной тренировки получило широкое распространение при подготовке спортсменов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I этап – Подготовительный этап (Теоретический этап):

  1. Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.
  2. Разработка и утверждение программы.
  3. Психолого-педагогическая диагностика обучающихся школы и составление индивидуальных планов.
  4. Психолого-педагогическая подготовка персонала.
  5. Создание банка данных по одарённым и мотивированным детям.

II этап – Основной этап (Общая физическая подготовка):

  1. Реализация плана мероприятий, разработанных в рамках программы.

III этап – Заключительный этап (Специальная подготовка):

1. Оценка результатов деятельности педагогического коллектива по претворению в жизнь программы.

2. Анализ эффективности действия программы.

3. Формирование новых целей и задач.

I. Теоретический этап

п/п

Наименование мероприятия

Сроки реализации

1.

Родительские собрания для законных представителей одаренных детей.

Сентябрь – май.

2.

Разработка программы работы с одаренными детьми в сфере физического воспитания.

Сентябрь – ноябрь.

3.

Подведение итогов реализации программы с одаренными детьми. Отчетное мероприятие.

Май.

II. Общая физическая подготовка

п/п

Наименование мероприятия

Сроки реализации

1.

Подготовка и участие в районных соревнованиях по баскетболу.

Сентябрь.

2.

Подготовка и участие в муниципальном фестивале «ГТО – залог успеха».

Октябрь – ноябрь.

3.

Подготовка и участие в первенстве Сургутского района по баскетболу.

Ноябрь – декабрь.

4.

Участие в конкурсе «Спортивная гордость школы».

Январь – март.

5.

Участие в городской «Спартакиаде».

Апрель – май.

III. Специальная подготовка

п/п

Наименование мероприятия

Сроки реализации

1.

Всероссийский турнир по художественной гимнастике (посвященные памяти заслуженного тренера России В. И. Мокринской).

Октябрь.

2.

Церемония открытия VII  олимпиады школьников по физической культуре общеобразовательных учреждений города Сургута.

Январь.

3.

Церемония открытия IV Международного турнира по волейболу среди юниоров (посвященного победе под Сталинградом в Великой Отечественной войне).

Май.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.
  2. Венгер, Дьяченко. Одаренный ребенок. - М., 2002.
  3. Джумагулова Т.Н. Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2009.
  4. Егорова Т.А. «Развитие исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности». – www.researcher.ru.
  5. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО "АиФ Принт", 2003г.
  6. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М., 1998.
  7. Лях В.И. Двигательные способности школьников. - М., 2000.
  8. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии,1989г. № 6.
  9. Методическая работа в школе (компакт-диск) — «Учитель», 2010.
  10. Ноткина Н.А. Влияние физических упражнений разной направленности на формирование двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Ленинград, 1980.
  11. Одаренные дети. Система работы в школе (компакт-диск) — «Учитель», 2007.
  12.  Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. - СПб.: Изд-во «Акцидент», 1995.
  13.  Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. - Ярославль: Академия развития, 2002.
  14.  Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  15.  Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методике физического воспитания: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений физической культуры. - М., 2003.
  16.  Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников: Учеб. пособ. для средних пед. учеб. заведений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. - М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития творчески одаренных детей

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с уче...

Спортивно-оздоровительная группа как начальная ступень в раскрытии спортивного потенциала и развитии ранней одаренности юных боксеров

Данный проект разработан авторским коллективом ДЮСШ в целях подтверждения эффективности работы тренера-преподавателя по боксу на спортивно-оздоровительном этапе обучения....

РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАЛАНТА СПОРТИВНО-ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Выявить, создать условия дл...

Программа развития творческой одаренности

Программа разработана на основе нормативно-правовых документов и подходит для обучающихся начальной школы....

Программа развития спортивной одаренности

Программа разработана на основе нормативно-правовых документов и подходит для обучающихся начальной школы....