Программа развития творческой одаренности
рабочая программа по психологии
Программа разработана на основе нормативно-правовых документов и подходит для обучающихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_tvorcheskoy_odarennosti.docx | 59.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра психологии
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
Исполнитель: Горбунова Я.В.,
Зеленова К.А., Клочко О.А
группа Б-8022
____________________
(подпись)
Оценка ____________________
(подпись)
Сургут, 2022
Аннотация. Программа развития творческой одаренности детей направлена на выявление и развитие творчески одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей.
Актуальность программы определяется условиями реализации федерального государственного образовательного стандарта. На современном этапе государством уделяется огромное внимание созданию условий, обеспечивающих всестороннее развитие одаренных детей.
Основная цель реализации программы – развитие творческой одаренности детей. Большое внимание уделяется развитию креативности, воображения, эмоционально-личностной, коммуникативной сферы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время развитие творческой одаренности обучающихся является одним из основных запросов, которые предъявляются к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования и воспитания.
Цель программы: создать условия для выявления, поддержки и развития творчески одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Задачи программы:
- Выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников.
- Разработка научно-методического обеспечения диагностики, обучения и развития творчески одаренных детей.
- Разработка ряда занятий с учетом каждого этапа.
- Развитие у детей творческой активности, интересов; развитие креативности, творческого и дивергентного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-личностной, коммуникативной сферы.
Обучающийся с творческой одаренностью имеет ярко выраженные творческие способности, основанные на сочетании высокоразвитого логического и творческого мышления. Также достигает успехи в следующих областях художественного творчества: музыка, поэзия, рисование.
Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие: танцы, пение, сценическое искусство, конструирование и т.п. Часто делает все по-своему (независим), особенно в продуктивной деятельности. Обладает высокой мотивацией.
Имеет высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей). Изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей. Часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации, способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость). Также способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат, высоко креативен. Склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.
Программа базируется на концепции психологической структуры одаренности А.М. Матюшкина.
Согласно концепции А.М. Матюшкина творческий путь познавательного процесса предполагает внутреннюю мотивацию как основное условие, необходимое для проявления творческих возможностей, к обнаружению проблем, поиску оригинального решения и саморегуляции процесса, образному представлению и воображению.
Структура творческой одаренности в качестве компонентов включает:
- доминирующую роль познавательной мотивации;
- исследовательскую творческую активность, выражающегося в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;
- возможности достижения оригинальных решений;
- возможности прогнозирования и предвосхищения;
- способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
Структурным компонентом творческого потенциала ребенка являются познавательные потребности. У одаренного ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в более низких порогах к новизне стимула, обнаружению нового в обычном. Реализация исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, преобразование неизвестного в известное, обеспечивает творческое порождение образов.
По мере творческого развития одаренного ребенка исследовательская активность преобразуется в более высокие формы и выражается как самостоятельная постановка вопросов и проблем по отношению к новому и неизвестному. Расширяется исследовательский диапазон, появляется возможность к исследованию непосредственно не данного, определению отношений причин и следствий. С этого этапа основным структурным компонентом одаренности ребенка становится проблемность, выражаясь в поиске несоответствий и противоречий. Трудность открытия нового выражается в преодолении сложившихся стереотипов. Решение такой “нерешаемой” проблемы составляет акт творчества и рассматривается как результат интуитивного использования побочных продуктов деятельности, латеральных форм мышления.
Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения и определяется преобразованием заданной проблемы в собственную проблему, отказом от стандартных очевидных гипотез.
Структура занятий.
Занятия включают в себя следующие компоненты:
- Организационный момент: используются ритуалы приветствия с использованием приема мелодекламации, разминочные задания.
- Основная часть, которая реализуется по схеме: настрой как подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания – его закрепление.
- Подведение итогов. Рефлексия результатов занятия, происходящая в два этапа: эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало); осмысление (зачем, для чего нужно то, чем занимались, о чем шла речь, в чем польза нового материала).
Программа построена на основании следующих нормативных документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273 ФЗ от 29.12.2012 г.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы.
- Конвенция о правах ребенка.
- ФГОС НОО.
- Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях.
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети» на 2019-2024 г.
- Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.
- Устав и локальные акты школы.
Этапы программы:
- Подготовительный.
- Основной.
- Заключительный.
Оценка эффективности программы:
Критерии оценки эффективности программы развития одаренности
- Постановка цели
- связь с проблемой (актуальность);
- достижимость;
- конкретность;
- измеримость;
- временная определённость.
- Выбор методов изучения особенностей детской одаренности:
- комплексный характер;
- валидность методов;
- анализ поведения ребёнка в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его интересам и склонностям;
- многократность и многоэтапность.
- Методы и приемы развития одаренности
- соответствие цели и задачам программы;
- разнообразие методов и приемов (применение в урочной, внеурочной деятельности);
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
Образовательные программы, ориентированные на развитие одаренности должны включать три блока:
- Мотивационный - интерес к определенному виду деятельности, желание им заниматься.
- Операционный - способности к деятельности, владение способами её осуществления.
- Блок реализации - возможность воплотить в реальность свои достижения.
Механизмы работы с одаренными детьми:
- ускорение;
- углубление;
- обогащение;
- проблематизация.
Диагностический инструментарий
- Наблюдение.
- Тест креативности П. Торренса «Закончи рисунок»:
Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17 - 18 лет).
- Методика «Карта одаренности» (А.И. Савенков):
Инструкция: «Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) – оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположенное оцениваемому.
Если вы затрудняетесь дать оценку какому-то качеству, потому что у вас нет для этого сведений, оставьте соответствующую вопросу клетку в бланке ответов пустой.
- Методика «Три слова»:
Тест-игра предлагается для оценки воссоздающего и творческого воображения.
- Методика «Составь рассказ о несуществующем животном»:
Ребенку дается лист бумаги и предлагается придумать рассказ о необычном фантастическом животном, то есть о таком, которого никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов).
- Опросник креативности Джонсона:
Объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.
Заполнение опросника требует 10–20 минут. Для оценки креативности по опроснику эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.).
Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности (учащимися старшего школьного возраста). Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (см. «Возможные оценочные баллы»). Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка — 8, максимальная оценка — 40 баллов).
- Как развита фантазия у вашего ребенка. (тест для родителей):
Отвечают на вопросы и подсчитайте баллы. В скобках после вопроса указаны баллы: первый – за ответ «да», второй – за ответ «нет»).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I этап - подготовительный «Научно-методическая подготовка педагогических работников по выявлению и развитию творчески одарённых детей».
Выявление и развитие способностей детей требуют от педагогических работников специальных психолого-педагогических знаний и умений.
С целью систематизации знаний педагогических работников о способах выявления детской одарённости, совершенствования умения осуществлять эту деятельность организуется работа с педагогами в формате индивидуальной консультации, организованной психологом.
Задачи:
- познакомить с комплексом диагностических методик выявления творческой одарённости;
- совершенствовать профессиональные компетентности по использованию различных продуктивных форм развития творческой одарённости.
Педагогические работники будут знать:
- сущность понятия «одарённость», виды детской одарённости;
- способы выявления отдельных видов одарённости (в частности, творческой).
Педагогические работники будут уметь:
- на основе комплекса диагностических методик с помощью психолога проводить диагностику, направленную на выявление способностей детей;
- организовывать разнообразную, совместную со взрослыми, самостоятельную и дополнительную образовательную деятельность, направленную на развитие творческой одарённости.
II этап – основной «Реализация программы».
Основной этап программы раскрывает содержание деятельности педагогического работника с детьми в процессе разнообразной совместной со взрослыми, самостоятельной и дополнительной образовательной деятельности. Предлагаемые темы занятий с детьми соответствуют возрастным и индивидуальным психологическим особенностям. В соответствии с ФГОС, работа с детьми реализуется в формате индивидуальной траектории личностного развития ребёнка в целом, и развития его способностей, в частности.
Основной этап предполагает реализацию работы по развитию творческой одаренности.
Форма организации: 7 занятий по 60 минут.
Задачи: развитие творческой активности, креативности, творческого мышления и воображения, коммуникативных навыков.
I. Ориентировочный этап
Занятие № 1
Тема: Все мы разные, но так едины
Цель: Продолжать знакомить детей с внутренним эмоциональным миром друг друга. Дать понять, что каждая личность индивидуальна и неповторима. Развивать стремление понять друг друга.
Оборудование: листки бумаги с цветными карандашами, диск с релаксационной музыкой.
Ход занятия
Игра: «Имя оживает»
Мы в стране имен, где имена постепенно превращаются в растения. Вам предстоит закрыть глаза и представить себе, что вы превратились в цветок. Любой. Первый образ, который пришел вам в голову самый верный. Рассмотрите этот цветок. Нарисуйте его на листе бумаги.
Рисунок цветка.
II. Рассказ о своем цветке.
Каждый, кто пожелает, может рассказать о своем цветке.
III. Анализ.
Что понравилось?
Что не понравилось?
Какие чувства испытываете?
Занятие № 2
Тема: Немного о творчестве
Цель: создание условий к осознанию детьми смысла и практической значимости творческой одаренности.
Ход занятия
Педагог. Ребята, сегодня у нас необычное занятие с обыкновенной темой «Творческие способности». А почему оно необычное, спросите вы? А необычность его в том, что мы будем проводить эксперимент над собой для того, чтобы выявить свои творческие способности, затем мы с вами побеседуем на эту тему и сделаем выводы.
А сейчас приступим к 1-й части эксперимента. Я предлагаю вам нарисовать домик, жилье.
2.Выполнение рисунка детьми. Педагог включает спокойную мелодию. Перед обсуждением музыку выключить.
3.Педагог. Покажите работы мне. Покажите друг другу. Внимательно посмотрите на рисунки. Что вы видите? Да, вы все нарисовали, как я и просила, домики. Но вы изобразили схожие дома. Квадратные окна, прямоугольные двери, треугольные крыши, прямые стены. Для кого вы их рисовали?
Предполагаемый ответ. Для людей.
Педагог. Но я ведь не предлагала изобразить дом для человека. Как получилось так, что вы, рисуя дом, сделали работу одинаковой как по шаблону?
Дети.(в недоумении).
Педагог. У вас сработали ассоциации, которые у нас возникают со словом «ДОМ» (крыша, стены, окна). И вы, не задумываясь, передали первое, что пришло вам на ум. То есть вы действовали по шаблонам, которые усвоили, наблюдая за окружающим. Это не плохо. Это обычно в жизни действовать по схемам и шаблонам, проще, быстрее и привычней.
Одежду легче шить по готовым выкройкам. Обед приготовить по рецептам. Поделку сделать по образцу. Это хорошо. Но может быть ещё лучше, если выполнять работу творчески, при условии, что усвоены знания, нормы и правила (прикрепляет к доске тезис 1).
Педагог. Посмотрите, как это делают художники-иллюстраторы. Демонстрирует изображения домиков. (Можно использовать иллюстрации из книг про Смешариков).
Педагог. Догадайтесь, кто здесь живёт и почему? Обратите внимание на то, как художники работали над созданием жилища. На форму дома, окна, двери, крыши.
Педагог. (Объясняет принцип творческого процесса). Допустим, мы решили нарисовать домик для зайчика. Какие возникают ассоциации со словом «зайчик»?
Предполагаемый ответ. Длинные уши, он пушистый; любит грызть морковку, она оранжевая, конусообразная; живёт на полянке в круглой норе…
Педагог. Выделите главные слова.
Предполагаемый ответ. Конусообразный, оранжевый, круглый, грызёт, меховой, цветы.
Педагог. Создайте жильё для зайца, используя ключевые слова.
Предполагаемый ответ. Дом конусообразный, оранжевый, вход круглой формы, прогрызен зубами, перед входом меховой коврик, окошки в виде цветочков.
Педагог. А сейчас, я предлагаю приступить ко второй части нашего эксперимента. Основываясь на своих познаниях о домах, вам надо постараться сделать что-то совершенно новое, такое, до чего не додумался ещё никто. Прежде, чем рисовать жильё, подумайте, кого вы поселите в этот домик. Постарайтесь нарисовать его так, чтобы было понятно, кто в нём живёт. Не торопитесь, подумайте. Попытайтесь в полной мере проявить себя и свои творческие способности. Сделайте свою работу с «изюминкой». А затем мы посмотрим на ваши рисунки, вы расскажете о них, и мы выберем самые необычные.
Дети выполняют задание. Некоторые ребята затрудняются выполнить задание. Важно заметить этих детей, индивидуально подойти к каждому, и помочь, задавая наводящие вопросы (кто твой персонаж, как он выглядит, что любит, род занятий?). Не следует оставлять без внимания и остальных ребят (похвалить, направить ход мыслей, подсказать).
Обсуждение работ. Педагог демонстрируют наиболее интересные рисунки, дети пытаются догадаться, кто в домике живёт. Рассказывают, почему они так решили. Педагог обращается к обладателю рисунка: «Верна ли догадка?».
Педагог. Обращаясь к детям, задает 1-й ключевой вопрос:
- Какую работу вам было интереснее и сложнее выполнять и почему?
Предполагаемый ответ. Вторую, потому что приходилось думать.
Педагог. Да, я согласна с вами, потому что вы думали. Были в поиске. Были вовлечены в процесс творчества. Задействовали творческие способности. Прикрепляет на магнитную доску тезис 2. Творчество – это радость озарения, это пробуждение желания быть не как все, это удовольствие преодоления норм и правил, схем и шаблонов. А в нашей работе творческие способности нужны как человеку воздух. Но просто сделать занимательную работу мало.
Педагог. Обращаясь к детям, демонстрирует поделку, задаёт 2-й ключевой вопрос:
- Давайте посмотрим на эту поделку, в чём её преимущество, кроме того, что она интересная?
Предполагаемый ответ. Она хорошо сделана, красиво раскрашена.
Педагог. Верно, это работа хороша ещё и тем, что сделана, качественно. Запомните, что (прикрепляет на магнитную доску тезис 3) творчество – это, прежде всего, новизна, способность сделать то, чего ещё не было. При условии, что изделие выполнено искусно, мастерски.
Педагог. (Берёт в руки заранее подготовленную поделку, любуясь, говорит) хорошая, качественная и необычная работа. Она вызывает эмоции. Мимо такой не пройдешь. Так и хочется взять в руки и рассматривать. На неё потрачено немало труда и времени. Но то, что далось не просто так, во сто раз дороже. Вы со мной согласны?
Я надеюсь, что в будущем мы с вами создадим много интересных и увлекательных работ. Знания и опыт, которые вы получили сегодня, мы будем использовать в нашей дальнейшей совместной работе.
Педагог. На этой ноте я заканчиваю занятие, а вы, ребята, запомните, что прежде, чем приступать к работе её нужно обдумать и, мастеря поделку, надо очень постараться, чтобы она была занятной и хорошо сделанной.
II. Реконструктивный этап
Занятие № 3
Тема: Лучшие друзья человека
Цель: развитие творческого мышления
Ход занятия
Ритуал приветствия. Упражнение «Здравствуй» (с мелодекламацией)
Слово «здравствуй»
Много значит для людей.
Поздоровайтесь с друзьями
Все вы поскорей!
Здравствуй – встречу начинает,
Здравствуй – дружбе помогает.
Каждый это слово ждет,
Когда друг к нему придет.
Здравствуй, я тебе скажу –
Улыбнись в ответ.
Здравствуй, так я покажу –
(психолог показывает приветственные жесты, дети повторяют)
Это мой привет! Здравствуй, я тебе скажу –
Улыбнись в ответ.
Здравствуй, так я покажу –
(психолог показывает приветственные жесты, дети повторяют)
Это мой привет!
(Текст Евгения Зенько)
Показ видеопроекта «Слоненок на облаке» с применением мелодекламации:
Жил серый слоненок
На облаке белом.
По синему небу
Тихонько летел он.
И песни цветные
Слоненок трубил
О том, что видел и любил.
Когда он на яркое
Солнце смотрел,
То рыжие песни
Он весело пел.
Когда же он голову
Вниз опускал,
Зеленые песни распевал.
Когда под слоненком
Бурлила вода,
То синие песенки
Пел он тогда.
И белые песни
Лились с высока,
Когда любовался
На облака.
Когда ночь опускалась
Косматою мглой,
Все краски она
Накрывала собой.
На облаке темном
Слоненок грустил
И звездные песни трубил.(сл. Татьяны Керстен)
Беседа на тему «Что видел слоненок?»
Упражнение «Найди по контуру»
Инструкция. На листочках перед детьми изображены контуры разных животных. Необходимо найти главного героя – слоненка и дорисовать его по памяти.
Пальчиковая гимнастика «Утречко» (под музыку)
Солнышко встало, утро настало.
Правая ладошка - «солнышко», поднимая, делаем круговые движения
Солнышко встало, утро настало.
Левая ладошка - «солнышко», поднимая, делаем круговые движения
Эй, братец Федя, буди соседей!
Стучим кулаком правой руки в поднятую перед собой левую ладошку
И повтор движения другой рукой
- Вставай, Большак!
Показываем большой палец
-Вставай, Указка!
Показываем указательный, «грозим» пальчиком
- Вставай, Середка!
Соединяем ритмично средний палец с большим
- Вставай, Сиротка!
Поглаживаем безымянным пальчиком по большому
- И крошка-Митрошка!
Пальчики в кулачек, показываем только мизинчик
Привет, ладошка
Скользящий хлопок правой ладошки о левую вверх
Игра повторяется еще раз другой рукой.
Упражнение «Нарисуй, что видит девочка»
Инструкция: «На листочках перед вами изображена девочка, которая смотрит в окно. Нарисуйте красивый вид из окна, который она видит. Составь рассказ про девочку, опираясь на вопросы: Кто она? Где живет? С кем живет девочка? Нравится ли ей, то, что она видит из окна? Какое сейчас у нее настроение?»
Ритуал прощания, рефлексия.
Занятие № 4
Тема: Семья
Цель: развитие творческого мышления
Ход занятия
Ритуал приветствия. Игра - приветствие с колокольчиком
Инструкция. Дети сидят в кругу. Взрослый подходит к одному из них, звенит колокольчиком и говорит приветственные слова : «Здравствуй, Ваня, мой дружок!» После этого Ваня берет колокольчик и идет приветствовать другого ребенка. Игра продолжается до тех пор, пока колокольчик не пропоет каждому ребенку.
Стихотворение «Фамилии»
Различные животные гуляют без фамилии,
Обидно без фамилии и птице и рептилии.
Гуляли по планете бы, веселые Мартышкины,
Собакины и Кошкины, Коровины и Мышкины.
Не стали бы с фамилией животные дичать,
И, даже прекратили бы животные рычать.
Медведевы – мохнатые, Тигровы – полосатые,
Копытовы и Роговы, Дупловы и Берлоговы.
Ведь если бы фамилии им дать и имена,
Какие бы чудесные настали времена!
Жирафовы, Енотовы, Слоновы, Бегемотовы,
Лисицыны, Носухины и маленькие Мухины.
Беседа на тему «Зачем нужны фамилии?»
Упражнение «Тигры в цирке»
Инструкция: «Опасные тигры выступают на арене цирка! Они хоть и хищники, но слушаются дрессировщика. Нарисуй тиграм полоски, одновременно ведя линии от спинки тигров к их животикам. Раскрась зверей, меняя руки»
Динамическая пауза «Веселый цирк» (ребята выполняют движения по тексту)
Веселый цирк у нас в гостях,
Жонглер бросает шарики
(подбрасывают воображаемые шарики)
И клоун зрителей смешит,
(дразнятся – большой палец у носа)
Смешит больших и маленьких
(показывают руками выше и ниже).
Вот на канате акробат
Раскинул руки в стороны
(руки в стороны, балансируют ими),
Силач старается поднять
Большие гири новые
(поднимают воображаемые гири).
Наездники на лошадях
По кругу мчаться весело
(бегут по кругу, высоко поднимая колени),
А мы мороженное едим,
И хлопаем под песенку
(хлопают в ладоши).
Упражнение «Дорисуй игрушку»
Инструкция: «Лена любит шить игрушки сама. Дорисуй игрушку, которую шьет Лена».
Ритуал прощания, рефлексия.
Занятие № 5
Тема: О природе
Цель: развитие творческого мышления.
Ход занятия
Ритуал приветствия. «Приветствие английских школьников»
Инструкция. Все дети сидят в кругу на стульях. Психолог находится за кругом и по очереди подходит к каждому ребенку. Тому, за чьей спиной он остановился, все хором поют следующий куплет: «Здравствуй, Саша, мы рады, что ты здесь».
Показ видеопроекта «Дедушка Туман»
Лес - в карман,
Поля – в карман
Спрятал тихо Дедушка Туман.
Спрятал копна и стога,
И лужайки спрятал, и луга.
Даже солнышко в карман
Спрятал Дедушка Туман.
Только он совсем забыл,
Что карман его дырявым был.
За рекою в гору он полез –
Потерял поля, потерял и лес.
Потерял потом зеленые луга,
Копны сена и стога, стога…
У высокого кургана,
Где дремал костра дымок,
Из дырявого кармана
Солнце вылезло само.
Беседа на тему «Как Дедушка Туман смог все спрятать в свой карман?»
Упражнение «Нарисуй на грядках овощи»
Инструкция: «Туман рассеялся и в огороде стало видно Пугало – он самый главный начальник на огороде. Он охраняет урожай. Нарисуй на грядках овощи, которые охраняет Пугало».
Динамическая пауза «Пугало»
В саду уснули птички,
Легли котята спать.
(имитация сна)
А Пугало вскочило,
И стало распевать:
Я всю ночь стою, качаюсь,
(руки в стороны, качаемся из стороны в сторону)
На мне шляпа и пиджак,
Я вот так машу руками
(качаем руками вперед назад)
Я ногой трясу вот так.
(машем ногами поочередно одной, потом другой)
В пруду уснули рыбки,
Легли лягушки спать,
А Пугало вскочило,
И стало распевать:
Я всю ночь стою, качаюсь,
На мне шляпа и пиджак,
Я вот так машу руками
Я ногой трясу вот так.
Давно уснули дети,
Легли лягушки спать,
А Пугало вскочило,
И стало распевать:
Я всю ночь стою, качаюсь,
На мне шляпа и пиджак,
Я вот так машу руками
Я ногой трясу вот так.
Упражнение «Порисуй на асфальте»
Инструкция: «Солнышко вылезло из дырявого кармана Дедушки Тумана и осветило все вокруг. Рисовать мелками на асфальте - очень весело. Порисуй вместе с Колей».
Ритуал прощания, рефлексия
III. Закрепляющий этап
Занятие № 6
Тема: День космонавтики
Цель: создание условий для возможности воплощения в реальность достижений творчески одаренных детей.
Ход занятия
Этапы | Содержание | Примечание |
1. Вступительный | Добрый день, ребята! Рада сегодня видеть вас. У вас хорошее настроение? У меня тоже было хорошее настроение, но случилось одна маленькая беда и мне понадобиться ваша помощь. Я очень спешила к вам и у меня перемешались листочки с буквами. Они находились в правильной последовательности, но вдруг произошла такая неприятность. Вы можете предложить идеи, как всё исправить? -Здорово, тогда держите листочки и соберите из них слово (загаданное слово – космос). -Большое спасибо, ребята. А давайте вместе узнаем немного нового о космосе. У меня есть ватман. Я предлагаю каждому из вас нарисовать что-то, что вы знаете о космосе. Потом каждый сможет рассказать о том, что нарисовал. Таким образом мы поделимся друг с другом интересными знаниями. - А вы бы хотели узнать еще что-нибудь интересное о космосе и истории российской космонавтики? А зачем нам это знать? С какой целью мы будем проводить мероприятие? Хотите поделиться своими знаниями друг с другом, друзьями, родителями? Что нам тогда следует устроить? Здорово, у нас будет мероприятие под названием «День космонавтики»! Чтобы он был веселым, интересным, а главное познавательным, нам надо всем вместе подумать о том, как его можно организовать. Тогда, как сказал Гагарин, ПОЕХАЛИ! | |
2. Разбивка на микрогруппы | Итак, сейчас мы с вами будем думать, что же интересного нам можно провести. Для этого лучше всего разделиться на небольшие группы. Тогда у нас будет больше интересных идей и соответственно больше выбора. Также мы можем объединять наши идеи и придумывать что-то еще более необычное. Итак, сейчас мы разобьемся на группы, но разбивка будет необычной, а космической. Вы уже называли космические тела, которые есть в космосе. Я приготовила для вас картинки четырех космических тел, но перед нашей встречей я их разрезала. Каждый из вас вытягивает один кусочек. После того, как все взяли по кусочку картинки, вы должны собраться по командам и собрать определенную картинку. Итак, что у вас получилось? Отлично, у нас есть микрогруппы и мы можем продолжать нашу работу! | Способ разбивки соответствует теме праздника |
3. Обсуждение в МИГах, поиск ответов на вопросы | Дополнительная консультация каждой микрогруппы | |
4. Высказывание идей в микрогруппах | Ребята, у вас было очень бурное обсуждение вопросов. Надеюсь вы придумали что-то очень необычное и интересное. Сейчас каждая группа по очереди выскажет свои предложения и идеи. Идеи: 1. Мастер-класс по изготовлению ракет из пластилина 2. Выставка рисунков «Необъятный космос» 3. Изготовление сборника с биографиями всех великих космонавтов 4. Театральная постановка «Запуск первой ракеты» 5. Викторина «Мы и космические тела» 6. Просмотр документального фильма о космосе 7. Составление ребусов и кроссвордов о космосе и космонавтах для украшения коридора 8. Квест «По следам нашей Солнечной системы» 9. Конкурс сочинений «Планета моей мечты» 10. Круглый стол «Освоение космоса в наши дни» | Идеи уточняются, конкретизируются, дополняются. |
5. Высказывание идей вожатого | Ребята, у вас просто прекрасные идеи. А можем ли мы провести неделю проектов о космосе? Или создать стенгазету о великих космонавтах России? | |
6. Обсуждение идей | Ребята, идеи просто замечательные. До некоторых я бы и сама не додумалась. Но давайте подумаем, что для нас сделать будет реально? А что будет полезнее всего и интересней? Можно ли соединить какие-нибудь идеи? -Отлично, мы организуем театральную постановку! | Вожатый помогает детям определится с идеями, выбрать самые реальные и полезные |
7. Планирование | Ребята, давайте подумаем:
| |
8. Выборы совета дела | Ребята, не только очень интересное, но и очень сложное. Одной мне с этим не справится. Поэтому мне нужны помощники, а точнее совет дела. Эти ребята будут помогать мне с организацией нашей театральной постановки. Нужны самые активные и ответственные ребята. Поэтому обсудите в своих микрогруппах, кто же самый ответственный, кто справится с таким тяжелым поручением. После обсуждения выдвигайте 1 человека от каждой подгруппы. -Отлично, ребята, вы теперь мои помощники. Совет нашего дела, в первую очередь, может оповестить всех участником и гостей нашей постановки. Как это можно сделать? (отправить пригласительные) | Совет выбирается детьми |
9. Распределение заданий | Итак, у нас уже почти все готово. Но ведь дел очень много. Давайте обсудим, что может сделать определенная микрогруппа, за какое поручение она возьмется? Может есть особо творческая микрогруппа? А что должны подготовить все? Давайте определим, что нам требуется:
- Теперь давайте подумаем, кто лучше справится с тем или иным поручением | Дети сами выбирают поручения |
Проведение
Этап | Содержание |
Сбор гостей | Заранее всем гостям рассылаются приглашения с указанием даты, времени и места проведения мероприятия. Гостей приветствует один из ребят и проводит. |
Торжественное начало | Ведущий выходит на сцену: -Добрый день, уважаемые гости, родители и ребята! Мы очень рады видеть вас на первой в мире прекрасной и невероятной театральной постановке «Первый полет в космос!». Данная постановка приурочена к дню космонавтики. Вы своими глазами увидите, как Юрий Гагарин, гордость нашей страны, полетел в космос! Дамы и господа, мы начинаем! Получите максимальное удовольствие. |
Основная часть | Ведущий: - В нескольких десятках километров севернее посёлка Тюратам в Казахстане, космодром Байконур. Гагарин (позывной: кедр) надевает скафандр Каманин и Королев (позывной: заря-1) Кто-то из толпы: - А вдруг нерасчетное приземление на чужой территории? Надо обозначить гражданство космонавта. Несколько людей краской пишут на скафандре СССР. В 8.50 космонавты прибыли на старт. За два часа до старта Ю.А. Гагарин занимает место в корабле. Переговоры: «Кедр»: Как слышите меня? «Заря-1» (Каманин): Слышу хорошо. Как слышите меня? «Кедр»: Вас слышу хорошо. «Заря-1» (Каманин): Приступайте к проверке скафандра. Как поняли меня? «Кедр»: Вас понял: приступить к проверке скафандра. Через 3 минуты. Сейчас занят. Заря-1» (Королев): У нас все идет отлично. Как чувствуете? «Кедр»: Вас понял. У меня тоже идет все хорошо, самочувствие хорошее, сейчас будут закрывать люк № 1. При закрытии посадочного люка из-за неточного регулирования не замкнулся концевой контакт «Люк закрыт» одного из трех датчиков люка, сигнализирующих о прижиме крышки к шпангоуту люка. 07.58. «Заря-1» (Королев): «Кедр», я «Заря-1». Юрий Алексеевич, у нас так получилось: после закрытия люка вроде один контактик не показал, что он прижался. Поэтому мы, наверное, сейчас будем снимать люк и потом его поставим снова. Как поняли меня? «Кедр»: Понял вас правильно. Люк открыт. Проверяют сигнализаторы. «Заря-1» (Каманин): «Кедр», я «Заря-1». Объявлена готовность часовая. Продолжайте осмотр оборудования. «Заря-1» (Королев): Герметичность проверили — все в норме, в полном порядке. Как поняли? «Кедр»: Вас понял: герметичность в порядке. Слышу и наблюдаю: герметичность проверили. Они что-то там постукивают немножко. <…> 8.35. «Заря-1» (Каманин): Сейчас будут отводить установщик. Как понял? «Кедр»: Вас понял: будут отводить установщик. 8.37. «Заря-1» (Каманин): Стрела установщика отошла нормально. Как поняли? «Кедр»: Понял вас: стрела установщика отошла нормально. 8.40. «Заря-1» (Королев): Юрий Алексеевич, мы сейчас вот эту переговорную точку переносим отсюда, со старта, в бункер. Так что у вас будет пятиминутная пауза, а в бункер переходят Николай Петрович (Каманин) и Павел Романович (Попович). Я остаюсь пока здесь до пятиминутной готовности. Но они будут транслировать, что я буду говорить. Поняли меня? «Кедр»: Понял вас: сейчас со старта переходят в бункер, минутный перерыв, затем передачу будете осуществлять через них. 8.41. «Заря-1» (Каманин): Вас слышу отлично. Пульс у вас 64, дыхание 24. Все идет нормально. 9.18. «Кедр»: Произошло разделение с носителем… ПОЕХАЛИ «Кедр»: Объект несколько вращается вправо. Хорошо! Красота! Самочувствие хорошее. Продолжаю полет. Все отлично проходит. 9.57. «Кедр»: Настроение бодрое, продолжаю полет, нахожусь над Америкой. «Кедр»: Нахожусь в апогее. «Работает «Спуск-1», работает солнечная ориентация (в апогее корабль проходил мыс Горн). «Кедр»: Некоторой облачностью закрыто… Вижу горизонт Земли. Очень такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли и вниз. Очень красиво! Все шло через правый иллюминатор. «Кедр»: Вышел из тени Земли… Пролетаю над морем… «Кедр»: Начинаем приземление! Гагарин приземляется на Землю, к нему навстречу идут женщина с маленькой девочкой. Женщина пугается, начала отдаляться. «Кедр»: Свой, свой, советский, не бойтесь, не пугайтесь, идите сюда! Где тут есть телефон? «Кедр» по телефону: Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин |
Финальная часть | Вот и подошла к концу наша поистине космическая и невероятная театральная постановка! Я думаю, что именно такой первый полет в космос вам запомнится надолго! Особое внимание хочу уделить нашим актерам , и поблагодарить их за настолько качественную и проделанную работу. Вы большие молодцы! Также хочу поблагодарить всех участников нашего мероприятия и вас дорогие гости, благодаря вам и вашим восторженным взглядам сразу понимаешь, что работа была выполнена не зря! А сейчас дорогие гости и участники я предлагаю вам принять участие в небольшом интервью от наших репортеров, оно не займет у вас много времени, а нам , в свою очередь, будет очень приятно получить от вас обратную связь (идет интервью) Всем спасибо за участие! Я думаю, мы с вами встретимся еще ни раз и сможем увидеть множество разнообразных театральных постановок! Будем вас с нетерпением ждать! До новых встреч! |
6. Подведение итогов
Создание видео-репортажа.
Группа операторов и репортеров после театральной постановки проводит короткие интервью участников, задавая подготовленные вопросы, которые должны быть сформулированы максимально просто и вызывать на разговор.
Примеры вопросов:
- С какими ожиданиями вы сюда приехали?
- Что нового вы узнали на после просмотра постановки?
- Какие вы эмоции испытывали во время просмотра?
- Хотели бы вы изменить свою роль?
- Что было тяжелее всего?
- Что было самое простое?
- Как бы вы улучшили это мероприятие?
В качестве дополнения снимаются также сюжеты: торжественное начало, работа групп и детей при подготовке, театральная постановка.
Просмотр видеофильма может служить хорошим началом общего обсуждения.
В обработанном виде, то есть с начальными титрами и титрами по ходу действия, видеофильм будет хорошим отчетным материалом, его копии можно предложить родителям.
Занятие № 7
Тема: Пушкинский день в России
Цель: создание условий для возможности воплощения в реальность достижений творчески одаренных детей.
Ход занятия
Положение Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества "На солнечной поляне Лукоморья", посвященного Пушкинскому дню в России
Порядок проведения Конкурса:
Прием работ с 03 июня 2022 года по 01 июля 2022 года.
Определение победителей с 02 июля 2022 года по 04 июля 2022 года.
Выдача наградных материалов 05 июля 2022 года.
Основные цели и задачи Конкурса:
стимулирование познавательных интересов;
воспитание в подрастающем поколении любви к творчеству, традициям, красоте;
развитие и реализация творческих способностей;
развитие творческой активности;
привлечение детей к творчеству;
пропаганда возможности дополнительного развития детей;
предоставление участникам возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки учреждения и региона
Категории участников:
дети с 1-2 лет
дети с 3-4 лет
дети с 5-6 лет
дети с 7-8 лет
дети с 9-10 лет
дети с 11-12 лет
дети с 13-14 лет
дети с 15-16 лет
дети с 17-18 лет
Каждый участник после окончания конкурса получит свидетельство участника или диплом победителя в зависимости от результатов конкурса. У каждого участника может быть только один куратор, который получает свидетельство или диплом (в зависимости от результатов конкурса) бесплатно.
Команда жюри будет оценивать работы и ставить баллы исходя из возраста участников. Между собой разновозрастные работы не соревнуются.
Номинации конкурса:
- конкурс иллюстраций к любимой сказке
- "По мотивам любимых сказок" (конкурс поделок)
Требования к конкурсным работам:
На конкурс принимаются детские рисунки и поделки по произведениям А.С. Пушкина. Рисунок может быть выполнен на бумаге, красками или мелками, или карандашами, или пастелью, а может быть всем вместе, поделки могут быть выполнены из любого материала. Все зависит от вашей фантазии и творчества, которые вы проявите в своей работе. Обязательно работе нужно дать название.
Формат приложенных фотографий работ – .jpg, .gif, .png.
Размер изображения не должен превышать 15 МБ.
Критерии оценивания:
1. Соответствие работы теме Конкурса
2. Степень самостоятельности выполнения
3. Работа производит художественное впечатление, эстетическое оформление работы
4. Композиционное решение
5. Соответствие названия и содержания работы
6. Оригинальность раскрытия темы конкурса.
Для участия в конкурсе необходимо:
Подготовить работу соответствующую выбранной номинации. Работы, не соответствующие номинациям и категориям, не будут допущены к участию.
Оформить работу в соответствии с правилами оформления конкурсных работ, указанными в Положении конкурса
Оплатить организационный сбор. Подробнее в разделе Оплата. Организационный взнос за участие составляет 100 рублей для каждого участника, за одну конкурсную работу в одной номинации.
Заполнить заявку на участие. Данные, которые Вы введете, будут использованы при оформлении поощрительных документов, будьте внимательны при заполнении сведений.
Наградные материалы будут доступны для скачивания в разделе «Реестр конкурсов для детей» (столбец «Результаты конкурса») после оценивания работ конкурсантов экспертным советом жюри.
Итоги мероприятий публикуются на сайте http://new-gi.ru в сроки, указанные положением конкурса.
Результаты проведения Конкурса являются окончательными и не подлежат пересмотру.
Все участники получают наградные материалы в зависимости от занятого места по итогам мероприятия (дипломы за I место, II место, III место или свидетельство участника). Для педагогов предусмотрены свидетельства о подготовке участника или участников, а также дипломы педагога, подготовившего победителей.
III этап – заключительный.
На заключительном этапе с обучающимися вновь проводятся диагностики с целью оценки эффективности разработанной программы. Исходя из результатов диагностики, делается вывод о продолжении или пересмотре программы.
С педагогами организуется «круглый стол», на котором обсуждаются итоги работы с творчески одаренными детьми. Педагоги анализируют проблемы, трудности и недочеты программы, а также фиксируют положительные моменты.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
- Бискер Л.М. Программа "Одаренные дети" // "Завуч".- 2001.- №4.- 39-45 с.
- Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми // "Завуч".- 2000.- №1.- 107-116 с.
- Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304 с.
- Панютина Н.И., Рагинская В.Н. и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. - Волгоград: Учитель, 2007. - 204 с.
- Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // "Дополнительное образование детей".- 2001.- № 24.- 37-39 с.
Дополнительная литература
- Подласый И.П. Педагогика. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-576 с.
- Савельева Е.А. О художественных способностях детей. // "Завуч".- 2000.- № 6.- 132-137 с.
Интернет-ресурсы
- Бадмаева Наталья Цыденовна, Миронова Татьяна Львовна, Тудупова Туяна Цибановна О творческой одаренности развивающейся личности // Вестник БГУ. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-tvorcheskoy-odarennosti-razvivayuscheysya-lichnosti (дата обращения: 22.06.2022).
- Бадмаева Наталья Цыденовна Психологические условия развития творческой одаренности // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2010. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-usloviya-razvitiya-tvorcheskoy-odarennosti (дата обращения: 22.06.2022)
- Дереча Ирина Ивановна Этапы педагогической поддержки развития творческой одаренности младших школьников // Концепт. 2013. №5 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-pedagogicheskoy-podderzhki-razvitiya-tvorcheskoy-odarennosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 22.06.2022).
- Фролов Сергей Сергеевич Проблемы определения и развития творческой одаренности // Вестник АГТУ. 2004. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-opredeleniya-i-razvitiya-tvorcheskoy-odarennosti (дата обращения: 22.06.2022).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творчески одаренной и социально-активной личности подростка посредством реализации программ воспитательного пространства «Клуб общения», «Пресс-центр», «ПоЛаР»
С целью организации постоянного и действенного органа по развитию самоуправления в гимназии была предпринята попытка выявить круг интересов подростков в сфере воспитания и досуга. Для решения поставле...
Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность школьного объединения "Юный краевед"
Выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей становятся одной из приоретеных задач современного образования в России. Статья посвящена вопросу развития творческой одаренности, через ...
Развитие творческой одаренности через исследовательскую деятельность учащихся.
Данная статья содержит описание опыта работы автора как учителя биологии по решению проблемы развития детской одаренности через использование исследовательских технологий и кружковую работу, мат...
Творческая работа по теме: «Применение нетрадиционных техник на уроках ИЗО в развитии творческой одаренности учащихся».
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один ...
Театральная деятельность как средство развития творческой одаренности старших дошкольников
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое выражение стихийно, ...
Развитие творческой одаренности через исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы.
Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, полной творческого труда. На уроке должна царить ...
Программа развития творчески одаренных детей
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с уче...