Программа развития творчески одаренных детей
рабочая программа на тему
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Педагоги дополнительного образования проявляют большую готовность к работе с незаурядными детьми, поскольку принципы неформального образования побуждают к свободному проявлению и раскрытию талантов и способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odarennosti_na_2017-2020_gody.docx | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
О.Н. Рябова,
методист
МОУ ДО «Дом детского творчества», г.Каргополь
Программа развития творчески одаренных детей
Срок реализации 2017-2020гг.
I Пояснительная записка
- Актуальность
В настоящее время все более приоритетной становится работа по развитию одаренности детей.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Педагоги дополнительного образования проявляют большую готовность к работе с незаурядными детьми, поскольку принципы неформального образования побуждают к свободному проявлению и раскрытию талантов и способностей.
- Нормативно-правовая база
- «Программа развития творчески одаренных детей в МОУ ДО ДДТ на 2017- 2020 гг. » опирается на следующую нормативно-правовую базу:
- Указ Президента РФ № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» от 1 июня 2012 года;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 года;
- «Концепцию развития дополнительного образования детей» от 04.09.2014;
- Областной закон № 616-37 «О поддержке молодых талантов в Архангельской области» (с изменениями на 26 сентября 2014 года).
- Анализ
Анализ участия обучающихся МОУ ДО ДДТ в различных конкурсах, фестивалях, выставках, конференциях международного, федерального, регионального и муниципального уровней, проведенный на основании данных за последние два учебных года, показывает, что среди обучающихся имеется категория одаренных детей.
Таблица 1
Год | Муниципальный уровень | Региональный уровень | Федеральный и международный уровень | |||
участники | победители | участники | победители | участники | победители | |
2016-2017г | 193 | 84 | 88 | 46 | 54 | 40 |
2015-2016г | 258 | 68 | 87 | 55 | 13 | 10 |
Всесторонний мониторинг образовательного процесса МОУ ДО ДДТ по следующим направлениям:
- результативность дополнительных общеобразовательных программ;
- уровень освоения дополнительных общеобразовательных программ;
- возможность включения индивидуальных образовательных маршрутов в содержание дополнительных общеобразовательных программ;
- участие обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня;
- вовлечение родителей в работу с одаренными детьми;
- заинтересованность педагогов в работе с талантливыми детьми;
показал, что в МОУ ДО ДДТ есть одаренные дети и педагоги, способные с ними работать, но отсутствует механизм взаимодействия для более успешной работы.
Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:
- отсутствие системной работы по диагностике детской творческой одаренности;
- отсутствие «банка» одаренных детей;
- отсутствие индивидуальных образовательных маршрутов для творчески одаренных детей;
- недостаточная научно-методическая поддержка педагогов, работающих с творчески одаренными детьми.
Указанные проблемы приводят к тому, что творческий потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере.
Все выше сказанное привело к необходимость создания в МОУ ДО ДДТ «Программы развития творчески одаренных детей».
- Цель программы
Создание эффективной системы, обеспечивающей качественную организацию работы по развитию детской творческой одаренности.
- Задачи программы
- создать условия для выявления, развития и сопровождения творчески одарённого ребёнка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах обучения и развития;
- обучить педагогический состав работе с одарёнными детьми;
- внедрить наиболее эффективные педагогические технологии организации деятельности, формирования содержания и индивидуального сопровождения детей с творческой одарённостью;
- разработать модель индивидуального образовательного маршрута как средства максимального развития способностей и творческого потенциала одарённых и высокомотивированных детей на основе их дифференцированного обучения;
- создать дополнительные общеобразовательные программы для обучения, воспитания и развития творчески одаренных детей;
- организовать участие обучающихся в конкурсах, конференциях, проектной и исследовательской деятельности различного уровня;
- освещать достижения обучающихся на сайте МОУ ДО ДДТ, в СМИ.
- Основные направления работы
- диагностика;
- создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей;
- развитие одаренности обучающихся;
- поощрение как стимулирование дальнейшей деятельности по развитию одаренности.
- Ожидаемые результаты
- эффективное взаимодействие в направлении поиска и поддержки творчески одаренных детей между руководителями детских объединений МОУ ДО ДДТ и родителями (законными представителями);
- создание локальной нормативной базы МОУ ДО ДДТ как средства поддержки одаренных детей в учреждении;
- создание базы данных одаренных детей;
- совершенствование комплекса методического обеспечения для сопровождения, выявления, развития и учета достижений одаренных детей;
- повышение профессиональной компетентности педагогов МОУ ДО ДДТ в направлении поддержки творчески одаренных детей;
- улучшение качества педагогического и психологического сопровождения талантливых детей;
- качественный и количественный рост участия детей в конкурсах, фестивалях, конференциях, выставках различных уровнях.
- Критерии эффективности реализации «Программы развития творчески одаренных детей»
- увеличение количества победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований различного уровня;
- увеличение количества педагогов и обучающихся, занимающихся учебно-исследовательской и проектной деятельностью;
- формирование банка данных одаренных детей;
- проведение методических мероприятий по обмену опытом работы с одаренными детьми;
- обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ (индивидуальные образовательные маршруты, элементы проектно-исследовательской деятельности);
- разработка и внедрение педагогических инноваций в интегрированный образовательный процесс развития и сопровождения одаренных детей;
- увеличение количества педагогов, применяющих современные педагогическое технологии и методики;
- увеличение количества педагогов, обобщивших опыт работы с одаренными детьми.
- Сроки реализации программы
Реализация программы рассчитана на 4 года:
сентябрь 2017 года – июнь 2020 года.
- Механизм реализации программы
Выполнение программы осуществляют педагогические работники МОУ ДО ДДТ. Руководство реализацией и контроль исполнения «Программы развития творчески одаренных детей» осуществляет директор и методист МОУ ДО ДДТ.
II Основные этапы реализации программы
Первый этап – диагностико-организационный,
Этап реализации 2017-2018 гг.
Он включает в себя:
- создание нормативно-правовой базы;
- изучение контингента обучающихся с целью выявления творчески одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
- создание банка данных одаренных детей;
- отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
- организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности педагогов по проблемам одаренности;
- доработка и корректировка имеющихся программ дополнительного образования. Разработка индивидуальных маршрутов обучающихся.
Второй этап – организационно-практический,
этап реализации 2018-2019 гг. – связан с непосредственной работой с одаренными обучающимися на всех уровнях и направлениях.
На этом этапе планируется:
- отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
- углубление теоретико-практической подготовки педагогов по проблеме одаренных детей;
- методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
- систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми, регулярное проведение творческих мероприятий;
- пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети», банка дополнительных общеобразовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
- отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция.
Третий этап - итогово-аналитический,
Этап реализации 2020г. – предполагает контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов.
На этом этапе предполагается:
- сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
- мониторинг личных достижений учащихся;
- анализ деятельности педагогов по организации работы с творчески одаренными детьми;
- определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
III Мероприятия по реализации программы
Таблица 2
Мероприятия | Срок реализации | Ответственные | Результаты |
Первый этап | |||
Разработка «Программы развития творчески одаренных детей» | Февраль-май 2017года | Методист | Утверждение программы на педагогическом совете |
Изучение интересов и склонностей обучающихся | Май-сентябрь 2017 года | ПДО | Составление банка одаренных детей |
Подготовка нормативных документов | В течение года | Методист | Разработка локальных актов, положений |
Разработка методических материалов по работе с одаренными детьми | В течение года | Методист, ПДО | Разработка методических материалов |
Организация и проведение конкурсов, фестивалей, концертов | В течение года | Педагог-организатор, ПДО | Разработка сценариев, положений |
Участие обучающихся в районных, областных, Всероссийских и международных конкурсах, фестивалях и т.д. | В течение года | Педагог-организатор, ПДО | Призовые места в районных, областных, Всероссийских и международных конкурсах, фестивалях и т.д. |
Информирование общественности о работе с одаренными детьми | В течение года | Педагог-организатор, ПДО, методист | Заметки в СМИ Создание сайт- странички «Одарённые дети» на сайте ДДТ |
Второй этап | |||
Формирование системы работы с одаренными детьми:
| В течение всех этапов реализации программ | Методист, ПДО, Педагог-организатор | Разработка и реализация творческих и исследовательских проектов и работ |
Изучение интересов и склонностей обучающихся | В течение всех этапов реализации программ | ПДО | Обновление банка одаренных детей |
Проведение методических советов, конференций и семинаров по проблемам работы с одаренными детьми | В течение года | Методист | Разработка программ проведения конференций и семинаров, положений |
Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, обучение педагогов новым образовательным технологиям и методикам обучения | 2017-2019 года | Методист, ПДО | Прохождение курсовой подготовки по графику |
Обобщение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми | В течение года | ПДО | Участие в РМО, конференциях, педчтениях |
Участие в районных, окружных, Всероссийских и международных конкурсах, фестивалях и т.д. | В течение года | ПДО | Результаты, достижения одаренных детей |
Ежегодный творческий концерт коллективов ДДТ. Отчетные концерты, итоговые выставки | Апрель - май | Педагог-организатор, ПДО | Поощрение лучших обучающихся |
Третий этап | |||
Сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей | Февраль-март | ПДО, Методист | Отчеты педагогов |
Анализ деятельности педагогов по организации работы с творчески одаренными детьми | Апрель | Директор, Методист, ПДО | Принятие необходимых управленческих решений. |
Определение проблем, возникших в ходе реализации программы | Май | ПДО, Методист | Разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы с одаренными детьми |
Список информационных источников
Список нормативно-правовых документов
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ
2. Концепция развития дополнительного образования детей, распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 №1726-р
3. Областной закон «Об образовании в Архангельской области» от 2 июля 2013 года №712-41-ОЗ
4. Областной закон «О поддержке молодых талантов в Архангельской области» от 26.09.2014 №175 - 10 – ОЗ
Список литературы
- Золотарева, А.В. Дополнительное образование детей/ А.В. Золотарева. - Я.: Академия развития, 2004.
- Русинова, Л.Г. Организация работы с одаренными детьми/ Л.Г. Русинова, Г.В. Панкратова, Н.Н. Канжина. - А.: АО ИОО, 2014,- 74 ст.
- Русинова, Л.Г. Система работы с одаренными детьми в образовательной организации/ Л.Г. Русинова, Г.В. Панкратова, Н.В. Первышина, М.С. Дятьлева, Н.А. Андрийчук, О.В. Фрунзе - А.: АО ИОО, 2014,- 50 ст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль педагога дополнительного образования в выявлении и развитии творчески одаренных детей»
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и...
Система работы педагога дополнительного образования по развитию творческой одаренности детей в коллективе художественно – эстетической направленности
Презентация из опыта работы по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности в творческом коллективе "Цветочный дизайн"...
"Художественная обработка древесины как средство развития творческой одаренности детей"
Я помогаю своим ученикам найти себе дело по душе, используя для этого художественную обработку древесины. Вот так, различными путями, ненавязчиво стараюсь способствовать развитию творческого начала.Се...
Презентация "Развитие творческой компетенции детей через внедрение проектного метода и индивидуальной работы с одаренными детьми"
В презентации "Развитие творческой компетенции детей через внедрение проектного метода и индивидуальной работы с одаренными детьми" представлен опыт работы в студии декоративно-прикладного т...
Создание условий для выявления, поддержки и развития творчески одаренных детей в МОУ ДО «Дом детского творчества» г. Каргополя.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с уче...
Программа развития творческих способностей детей младшего и среднего возраста "Творчество рождает творца"
Программа "Творчество рождает творца" направлена на работу по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся младших и средних классов инструментальных отделений ДШИ. В программе о...
Программа развития творческой одаренности
Программа разработана на основе нормативно-правовых документов и подходит для обучающихся начальной школы....