Программа развития творчески одаренных детей
рабочая программа на тему
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Педагоги дополнительного образования проявляют большую готовность к работе с незаурядными детьми, поскольку принципы неформального образования побуждают к свободному проявлению и раскрытию талантов и способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
О.Н. Рябова,
методист
МОУ ДО «Дом детского творчества», г.Каргополь
Программа развития творчески одаренных детей
Срок реализации 2017-2020гг.
I Пояснительная записка
- Актуальность
В настоящее время все более приоритетной становится работа по развитию одаренности детей.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Педагоги дополнительного образования проявляют большую готовность к работе с незаурядными детьми, поскольку принципы неформального образования побуждают к свободному проявлению и раскрытию талантов и способностей.
- Нормативно-правовая база
- «Программа развития творчески одаренных детей в МОУ ДО ДДТ на 2017- 2020 гг. » опирается на следующую нормативно-правовую базу:
- Указ Президента РФ № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» от 1 июня 2012 года;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 года;
- «Концепцию развития дополнительного образования детей» от 04.09.2014;
- Областной закон № 616-37 «О поддержке молодых талантов в Архангельской области» (с изменениями на 26 сентября 2014 года).
- Анализ
Анализ участия обучающихся МОУ ДО ДДТ в различных конкурсах, фестивалях, выставках, конференциях международного, федерального, регионального и муниципального уровней, проведенный на основании данных за последние два учебных года, показывает, что среди обучающихся имеется категория одаренных детей.
Таблица 1
Год | Муниципальный уровень | Региональный уровень | Федеральный и международный уровень | |||
участники | победители | участники | победители | участники | победители | |
2016-2017г | 193 | 84 | 88 | 46 | 54 | 40 |
2015-2016г | 258 | 68 | 87 | 55 | 13 | 10 |
Всесторонний мониторинг образовательного процесса МОУ ДО ДДТ по следующим направлениям:
- результативность дополнительных общеобразовательных программ;
- уровень освоения дополнительных общеобразовательных программ;
- возможность включения индивидуальных образовательных маршрутов в содержание дополнительных общеобразовательных программ;
- участие обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня;
- вовлечение родителей в работу с одаренными детьми;
- заинтересованность педагогов в работе с талантливыми детьми;
показал, что в МОУ ДО ДДТ есть одаренные дети и педагоги, способные с ними работать, но отсутствует механизм взаимодействия для более успешной работы.
Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:
- отсутствие системной работы по диагностике детской творческой одаренности;
- отсутствие «банка» одаренных детей;
- отсутствие индивидуальных образовательных маршрутов для творчески одаренных детей;
- недостаточная научно-методическая поддержка педагогов, работающих с творчески одаренными детьми.
Указанные проблемы приводят к тому, что творческий потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере.
Все выше сказанное привело к необходимость создания в МОУ ДО ДДТ «Программы развития творчески одаренных детей».
- Цель программы
Создание эффективной системы, обеспечивающей качественную организацию работы по развитию детской творческой одаренности.
- Задачи программы
- создать условия для выявления, развития и сопровождения творчески одарённого ребёнка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах обучения и развития;
- обучить педагогический состав работе с одарёнными детьми;
- внедрить наиболее эффективные педагогические технологии организации деятельности, формирования содержания и индивидуального сопровождения детей с творческой одарённостью;
- разработать модель индивидуального образовательного маршрута как средства максимального развития способностей и творческого потенциала одарённых и высокомотивированных детей на основе их дифференцированного обучения;
- создать дополнительные общеобразовательные программы для обучения, воспитания и развития творчески одаренных детей;
- организовать участие обучающихся в конкурсах, конференциях, проектной и исследовательской деятельности различного уровня;
- освещать достижения обучающихся на сайте МОУ ДО ДДТ, в СМИ.
- Основные направления работы
- диагностика;
- создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей;
- развитие одаренности обучающихся;
- поощрение как стимулирование дальнейшей деятельности по развитию одаренности.
- Ожидаемые результаты
- эффективное взаимодействие в направлении поиска и поддержки творчески одаренных детей между руководителями детских объединений МОУ ДО ДДТ и родителями (законными представителями);
- создание локальной нормативной базы МОУ ДО ДДТ как средства поддержки одаренных детей в учреждении;
- создание базы данных одаренных детей;
- совершенствование комплекса методического обеспечения для сопровождения, выявления, развития и учета достижений одаренных детей;
- повышение профессиональной компетентности педагогов МОУ ДО ДДТ в направлении поддержки творчески одаренных детей;
- улучшение качества педагогического и психологического сопровождения талантливых детей;
- качественный и количественный рост участия детей в конкурсах, фестивалях, конференциях, выставках различных уровнях.
- Критерии эффективности реализации «Программы развития творчески одаренных детей»
- увеличение количества победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований различного уровня;
- увеличение количества педагогов и обучающихся, занимающихся учебно-исследовательской и проектной деятельностью;
- формирование банка данных одаренных детей;
- проведение методических мероприятий по обмену опытом работы с одаренными детьми;
- обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ (индивидуальные образовательные маршруты, элементы проектно-исследовательской деятельности);
- разработка и внедрение педагогических инноваций в интегрированный образовательный процесс развития и сопровождения одаренных детей;
- увеличение количества педагогов, применяющих современные педагогическое технологии и методики;
- увеличение количества педагогов, обобщивших опыт работы с одаренными детьми.
- Сроки реализации программы
Реализация программы рассчитана на 4 года:
сентябрь 2017 года – июнь 2020 года.
- Механизм реализации программы
Выполнение программы осуществляют педагогические работники МОУ ДО ДДТ. Руководство реализацией и контроль исполнения «Программы развития творчески одаренных детей» осуществляет директор и методист МОУ ДО ДДТ.
II Основные этапы реализации программы
Первый этап – диагностико-организационный,
Этап реализации 2017-2018 гг.
Он включает в себя:
- создание нормативно-правовой базы;
- изучение контингента обучающихся с целью выявления творчески одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
- создание банка данных одаренных детей;
- отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
- организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности педагогов по проблемам одаренности;
- доработка и корректировка имеющихся программ дополнительного образования. Разработка индивидуальных маршрутов обучающихся.
Второй этап – организационно-практический,
этап реализации 2018-2019 гг. – связан с непосредственной работой с одаренными обучающимися на всех уровнях и направлениях.
На этом этапе планируется:
- отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
- углубление теоретико-практической подготовки педагогов по проблеме одаренных детей;
- методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
- систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми, регулярное проведение творческих мероприятий;
- пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети», банка дополнительных общеобразовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
- отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция.
Третий этап - итогово-аналитический,
Этап реализации 2020г. – предполагает контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов.
На этом этапе предполагается:
- сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
- мониторинг личных достижений учащихся;
- анализ деятельности педагогов по организации работы с творчески одаренными детьми;
- определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
III Мероприятия по реализации программы
Таблица 2
Мероприятия | Срок реализации | Ответственные | Результаты |
Первый этап | |||
Разработка «Программы развития творчески одаренных детей» | Февраль-май 2017года | Методист | Утверждение программы на педагогическом совете |
Изучение интересов и склонностей обучающихся | Май-сентябрь 2017 года | ПДО | Составление банка одаренных детей |
Подготовка нормативных документов | В течение года | Методист | Разработка локальных актов, положений |
Разработка методических материалов по работе с одаренными детьми | В течение года | Методист, ПДО | Разработка методических материалов |
Организация и проведение конкурсов, фестивалей, концертов | В течение года | Педагог-организатор, ПДО | Разработка сценариев, положений |
Участие обучающихся в районных, областных, Всероссийских и международных конкурсах, фестивалях и т.д. | В течение года | Педагог-организатор, ПДО | Призовые места в районных, областных, Всероссийских и международных конкурсах, фестивалях и т.д. |
Информирование общественности о работе с одаренными детьми | В течение года | Педагог-организатор, ПДО, методист | Заметки в СМИ Создание сайт- странички «Одарённые дети» на сайте ДДТ |
Второй этап | |||
Формирование системы работы с одаренными детьми:
| В течение всех этапов реализации программ | Методист, ПДО, Педагог-организатор | Разработка и реализация творческих и исследовательских проектов и работ |
Изучение интересов и склонностей обучающихся | В течение всех этапов реализации программ | ПДО | Обновление банка одаренных детей |
Проведение методических советов, конференций и семинаров по проблемам работы с одаренными детьми | В течение года | Методист | Разработка программ проведения конференций и семинаров, положений |
Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, обучение педагогов новым образовательным технологиям и методикам обучения | 2017-2019 года | Методист, ПДО | Прохождение курсовой подготовки по графику |
Обобщение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми | В течение года | ПДО | Участие в РМО, конференциях, педчтениях |
Участие в районных, окружных, Всероссийских и международных конкурсах, фестивалях и т.д. | В течение года | ПДО | Результаты, достижения одаренных детей |
Ежегодный творческий концерт коллективов ДДТ. Отчетные концерты, итоговые выставки | Апрель - май | Педагог-организатор, ПДО | Поощрение лучших обучающихся |
Третий этап | |||
Сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей | Февраль-март | ПДО, Методист | Отчеты педагогов |
Анализ деятельности педагогов по организации работы с творчески одаренными детьми | Апрель | Директор, Методист, ПДО | Принятие необходимых управленческих решений. |
Определение проблем, возникших в ходе реализации программы | Май | ПДО, Методист | Разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы с одаренными детьми |
Список информационных источников
Список нормативно-правовых документов
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ
2. Концепция развития дополнительного образования детей, распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 №1726-р
3. Областной закон «Об образовании в Архангельской области» от 2 июля 2013 года №712-41-ОЗ
4. Областной закон «О поддержке молодых талантов в Архангельской области» от 26.09.2014 №175 - 10 – ОЗ
Список литературы
- Золотарева, А.В. Дополнительное образование детей/ А.В. Золотарева. - Я.: Академия развития, 2004.
- Русинова, Л.Г. Организация работы с одаренными детьми/ Л.Г. Русинова, Г.В. Панкратова, Н.Н. Канжина. - А.: АО ИОО, 2014,- 74 ст.
- Русинова, Л.Г. Система работы с одаренными детьми в образовательной организации/ Л.Г. Русинова, Г.В. Панкратова, Н.В. Первышина, М.С. Дятьлева, Н.А. Андрийчук, О.В. Фрунзе - А.: АО ИОО, 2014,- 50 ст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/28/picture-628745-1430246705.jpg)
«Роль педагога дополнительного образования в выявлении и развитии творчески одаренных детей»
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/29/picture-774855-1459258434.jpg)
Система работы педагога дополнительного образования по развитию творческой одаренности детей в коллективе художественно – эстетической направленности
Презентация из опыта работы по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности в творческом коллективе "Цветочный дизайн"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/19/picture-868170-1482172087.jpg)
"Художественная обработка древесины как средство развития творческой одаренности детей"
Я помогаю своим ученикам найти себе дело по душе, используя для этого художественную обработку древесины. Вот так, различными путями, ненавязчиво стараюсь способствовать развитию творческого начала.Се...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/16/picture-673273-1484587069.jpg)
Презентация "Развитие творческой компетенции детей через внедрение проектного метода и индивидуальной работы с одаренными детьми"
В презентации "Развитие творческой компетенции детей через внедрение проектного метода и индивидуальной работы с одаренными детьми" представлен опыт работы в студии декоративно-прикладного т...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/07/picture-771623-1460036772.jpg)
Создание условий для выявления, поддержки и развития творчески одаренных детей в МОУ ДО «Дом детского творчества» г. Каргополя.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с уче...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/04/picture-1205679-1583333582.jpg)
Программа развития творческих способностей детей младшего и среднего возраста "Творчество рождает творца"
Программа "Творчество рождает творца" направлена на работу по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся младших и средних классов инструментальных отделений ДШИ. В программе о...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/09/picture-1442553-1670561953.jpg)
Программа развития творческой одаренности
Программа разработана на основе нормативно-правовых документов и подходит для обучающихся начальной школы....