РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sportivnoy_odarennosti.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Спортивная одаренность это одна из видов одаренности.
Спортивная одаренность – это комплекс природных качеств, которые дают возможность достичь спортивные вершины в процессе многолетних тренировок.
Спортивная одаренность - это врожденные особенности и способности человека, которые обуславливают определенный уровень его спортивных достижений.
Способности формируются неравномерно. Наблюдаются периоды ускоренного и замедленного развития способностей. Часто наблюдается раннее проявление спортивных способностей, но встречаются и дети с замедленными темпами формирования способностей. Отсутствие ранних высоких достижений ещё не означает, что высокие способности не проявятся в дальнейшем.
Уровень и характер проявления одаренности индивидуален, заключающееся в том, что одни, приходя заниматься тем или иным видом спорта, уже проявляют ярко выраженные способности, других же не принимали в группы начальной подготовки в силу их слабости.
Способности и одаренность у любого спортсмена констатируются тогда, когда уже достигнут выдающийся результат и немного внимания обращается на это в процессе отбора на различных этапах спортивного совершенствования, когда главным фактором является соответствие сторон подготовленности модельным характеристикам, составленные для данного уровня подготовленности.
Различают три уровня развития спортивных способностей:
Общие способности. Это хорошее нормальное физическое развитие, здоровье, трудолюбие, интересы, настойчивость, работоспособность, склонности и многое другое.
2. Общие элементы спортивных способностей. Это быстрое освоение спортивной техники, тактики, умение адаптироваться к значительным мышечным напряжениям, способность преодолевать утомление, высокий уровень функциональной подготовки, успешное восстановление после тренировочных нагрузок и многое другое.
3. Специальные элементы спортивных способностей. Это быстрый прирост спортивных результатов, высокая мобилизация, высокий уровень развития специальных качеств, готовность и устойчивость в условиях противоборства с противником.
В отдельных видах спорта структура способностей различная:
В циклических видах спорта, например, бег, велосипедный спорт, спортивная ходьба, плавание, гребля, лыжные гонки, конькобежный спорт, значимую роль в структуре способностей имеют стабильность мышечно-двигательных дифференцировок, способность к адекватным оценкам функционального состояния, чувство ритма и темпа.
В таких видах спорта как, гимнастика, легкая атлетика, фигурное катание, пятиборье, важны точные мышечно-двигательные дифференцировки, точная пространственно-временная ориентировка.
В единоборствах и спортивных играх на первый план выходят психические качества, в основе которых лежит система процессов, которая определяет возможность в короткие сроки находить возникающие ситуации, принимать и реализовывать творческие решения.
Выдающиеся спортивные достижения – это результат взаимодействия наследственных факторов и влияния внешней среды.
Многие ученые считают, что возможности воспитания и тренировки не беспредельны, их границы определены наследственной конституцией (генотипом) данного индивидуума. На это указывал ещё Ч.Дарвин. Он говорил, что воспитание и окружающая остановка производит лишь слабое влияние на способности человека, большинство которых в действительности являются врождёнными. Роль генетической информации в формировании спортивных способностей изучена крайне недостаточно.
Признавая значимость генетического фактора, не следует преуменьшать роль внешней среды.
Средовые факторы, в частности особенности воспитания детей, играют важную роль во всех видах спорта, где необходимы умение преодолевать трудностинастойчивость, трудолюбие.
Имеются данные о том, что воздействие тренировки более эффективно в раннем возрасте для одарённых детей. Напротив, для детей, "не имеющих наследственного предрасположения", наибольшее влияние тренировки проявляется в более позднем возрасте.
Критерии определения спортивной одаренности относятся психофизические особенности детей:
- ребенок проявляет большой интерес к деятельности, которая требует тонкой и точной моторики;
- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
- любит движение (бег, прыжки, лазание);
- обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
- легко удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине);
- умело владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.);
- для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
Создание условий для развития и совершенствования таланта спортивно одаренных детей должно носить системный характер и строиться на принципах:
- выявление спортивно одаренных детей на протяжении всего процесса обучения;
- обеспечение гибкости и вариативности учебного процесса;
- включение в процесс обучения индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности одаренного ребенка;
- постепенный и поэтапный отбор детей для занятий в секции спортивной школы.
Таким образом, проблема спортивных способностей требует осторожного подхода к оценке природной одарённости, диктует целесообразность всестороннего анализа морфологических, функциональных и психических свойств юного спортсмена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические условия организации образовательного процесса школы, обеспечивающего проявление и развитие интеллектуальной одаренности младших школьников
В современной педагогике достаточно полно исследованы важнейшие аспекты детской одаренности, накоплены обширные сведения в части диагностики и развития одаренных д...
Педагогический проект "Развитие лингвистической одаренности школьников в условиях реализации нового ФГОС"
Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Бол...
Спортивно-оздоровительная группа как начальная ступень в раскрытии спортивного потенциала и развитии ранней одаренности юных боксеров
Данный проект разработан авторским коллективом ДЮСШ в целях подтверждения эффективности работы тренера-преподавателя по боксу на спортивно-оздоровительном этапе обучения....
Статья "Выявление и развитие лидерской одаренности школьников".
В настоящее время инициатива и творческие способности личности становятся решающим фактором общественного развития. На современном этапе формирования качественно новой социальной среды попытка рассмот...
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАЛАНТА СПОРТИВНО-ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Выявить, создать условия дл...
Программа развития спортивной одаренности
Программа разработана на основе нормативно-правовых документов и подходит для обучающихся начальной школы....
Программа развития спортивной одаренности
Программа развития спортивной одаренности детей направлена на выявление и развитие спортивно-одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей....