Годовой отчет по коррекционной работе с детьми с применением метода сенсорной интеграции
учебно-методический материал по психологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №131
Красносельского района Санкт-Петербурга
- ОТЧЕТ
о работе педагога-психолога
ГБОУ № 131
в 2021/22 учебном году
Работа проведена:
Бутовой С. В.,
педагогом-психологом
ГБОУ № 131
2022 г.
В 2021-2022 учебном году психологическая работа строилась на основе перспективного планирования, согласно результатам проведенного первичного обследования, а также в соответствии с запросами педагогов, учеников, родителей.
Целью работы является: создание благоприятных условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей с применением сенсорной интеграции в рамках дополнительного метода коррекционно-развивающей работы.
Задачи:
1. Коррекция сенсорного дефицита.
2. Снижение эмоционального напряжения учащихся.
3. Релаксация учащихся с невротическими и психическими расстройствами в стадии компенсации.
4. Развитие мелкой и крупной моторики используя игры с фиброоптическими волокнами.
5. Формирование устойчивости внимания учащихся.
6. Развитие и коррекция познавательной сферы учащихся.
7. Развитие и коррекция личностной сферы учащихся.
8. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся.
11. Психопрофилактика отклоняющегося поведения учащихся.
12.Психолого-педагогическое просвещение педагогов, родителей, лиц, их заменяющих.
13.Повышение профессиональной компетентности.
В 2021-2022 учебном году работа психолога велась по следующим направлениям:
- Психологическая диагностика
Психологическая диагностика проводилась в следующих нозологических группах в сентябре 2021 года и в мае 2022 года. Психодиагностические процедуры проводились индивидуально.
Целью психодиагностических обследований явилось:
- Исследование сенсорной чувствительности
- Исследование эмоциональной сферы обучающихся
Задачи:
1. Выбор диагностических методов и методик
2. Изучение различных аспектов сенсорного развития у детей различных нозологий
3. Выявление проблем в развитии эмоционально-волевой сферы для своевременного оказания психологической помощи.
4. Выявление особенностей развития личности учащихся.
Использовались следующие психодиагностические методы и методики:
- Метод наблюдения
- Психодиагностическая беседа
- Субтесты EASI (оценка сенсорной интеграции по Дж.Айрес от 3-12 лет)
- Зрительный праксис: копирование рисунка
- Зрительное восприятие: поиск фигур
- Праксис: идеация
- Праксис: позы
- Постуральный контроль
- Баланс
- Проприоцепция: сила
- Праксис: серия движений
- Зрительно-моторная координация и праксис
- Билатеральная интеграция
- Праксис: движение по инструкции
- Вестибулярный нистагм
- Зрительный праксис: конструирование
- Проприоцепция: восприятие позиции сустава
- Слуховое восприятие: локализация
- Тактильное восприятие: локализация
- Тактильное восприятие: «рисунок» на коже
- Тактильное восприятие: формы
- Тактильное восприятие: оральное
- Сенсорная реактивность
При выполнении каждого субтеста ребенок проходит предварительные обучающие задания. В результате специалист, проводящий диагностику, убеждается, что ребенку ясно задание и способ его выполнения.
Все задания имеют балльную оценку. Описаны точные критерии выставления той или иной оценки. Существуют также параметры, которые оцениваются по результатам выполнения нескольких субтестов: это выравнивание головы и корпуса и сенсорная реактивность (т.е. признаки повышенной или пониженной сенсорной чувствительности).
Всего в 2021-2022 учебном году было обследовано: 34 обучающихся. По итогам психодиагностических исследований были даны рекомендации по взаимодействию с обучающимися, педагогам и родителям детей.
- Коррекционно-развивающая работа
Также в течение 2021-2022 учебного года проводились индивидуальные занятия с обучающимися, находящимися на индивидуальной форме обучения, а также с детьми, нуждающимися в индивидуальной психологической работе. Занятия проходили ежедневно согласно расписанию.
Количество индивидуальных занятий с обучающими представлено в таблице 1.
Таблица 1
Обучающийся | Класс | Программа | Количество занятий |
1а | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с задержкой психического развития» | 26 | |
1а | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с задержкой психического развития» | 19 | |
1а/доп | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с задержкой психического развития» | 34 | |
1а/доп | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с задержкой психического развития» | 7 | |
1б | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра» | 12 | |
1б | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с задержкой психического развития» | 15 | |
1б | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра» | 20 | |
1б/доп | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с задержкой психического развития» | 11 | |
1д | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра» | 28 | |
1д | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра» | 12 | |
1д | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра» | 17 | |
1д | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра» | 14 | |
1д | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра» | 14 | |
1ж | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с ТМНР» | 18 | |
1ж | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра» | 18 | |
1ж | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра» | 22 | |
1з | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с ТМНР» | 36 | |
1з | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра» | 20 | |
1з | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра» | 20 | |
1з | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра» | 39 | |
1з | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра» | 17 | |
1з | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с ТМНР» | 12 | |
2а | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с задержкой психического развития» | 17 | |
2в | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра » | 17 | |
2ж | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра » | 19 | |
2ж | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра » | 27 | |
2ж | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с синдромом Дауна» | 16 | |
3а | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра » | 17 | |
3д | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с интеллектуальными нарушениями » | 12 | |
3е | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра » | 16 | |
3е | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра » | 15 | |
3е | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра » | 20 | |
4з | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с ТМНР » | 4 | |
5з | Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с ТМНР» | 2 |
2. Психологическое консультирование
Цель данного направления работы – оказание помощи учащимся, их родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, социализации, учебных трудностей, проблем взаимоотношений, личностно-эмоциональных проблем с учетом внедрения в работу методов сенсорной интеграции.
Целью консультационной работы было:
- оказание психологической помощи в решении проблем обучения, воспитания детей
- психопрофилактика отклоняющегося поведения
- коррекция психологических, социальных, личностных проблем детей «группы риска» с применением метода сенсорной интеграции
Психолого-педагогическое консультирование проводилось в индивидуальной форме. Основными причинами обращений были:
- проблемы в поведении учащихся
- трудности в межличностных отношениях
- эмоционально- личностные проблемы
- внутриличностные конфликты
- трудности в детско-родительских взаимоотношениях
- кризисные ситуации
В течение 2021-2022 учебного года было проведено 34 консультации для обучающихся, 12 консультаций для педагогов школы и 16 консультаций для родителей обучающихся по вопросам сенсорной интеграции.
- Психопрофилактика и просвещение
Целью данного направления работы явилась оптимизация детско-родительских отношений, повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса. Работа по данному направлению осуществлялась на педсоветах службы сопровождения школы, родительских собраниях, методических объединениях, семинарах, медико-психолого-педагогических консилиумах.
Просвещение родителей по вопросам развития детей и успешного взаимодействия с ними -16 консультаций.
5 . Психопрофилактика и просвещение
Одной из форм методической работы педагогов-психологов школы, способствующей повышению качества психологической работы, явилось взаимопосещение занятий специалистами. Согласно плану взаимопосещения занятий было посещено 6 коррекционно-развивающих занятий педагогов-психологов школы. Также с целью наблюдения за поведением обучающихся в ходе процесса обучения, а также особенностями усвоения ими учебной программы и реакции на педагогический стиль преподавателей школы, были посещены уроки классных руководителей. Количество взаимопосещений отражено в таблице 2.
Таблица 2.
№ | Дата посещения Урок/занятие | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | ||||||||||||||
2б | 11 | 17 | ||||||||||||||||||||
3а | 18 | 24 | ||||||||||||||||||||
3б | 19 | 31 | ||||||||||||||||||||
4а | 4 | 7 | ||||||||||||||||||||
4б | 8 | 14 | ||||||||||||||||||||
4в | 15 | 21 | ||||||||||||||||||||
Зыбалова Д.А. | 5 | 7 | ||||||||||||||||||||
Аммосова А.Н. | 16 | 14 | ||||||||||||||||||||
Ткаченко С.В | 20 | 21 | ||||||||||||||||||||
Бутова С.В. | 13 | 11 | ||||||||||||||||||||
Алленова Т.А. | 29 | 22 | ||||||||||||||||||||
Глинских М.В. | 6 | 18 |
5. Организационно-методическая работа
Целью организационно-методической работы является накопление психологических методических материалов для организации учебного и воспитательного процесса, повышение уровня профессиональной компетентности.
5.1. Повышение профессиональной компетентности осуществлялась через посещение районных методических объединений (10.09.21; 20.05.22).
5.2. 29.09.21 – 15.12.21 прошла занятия и практикумы от Ресурсного Центра «Рим» ГБОУ №46 «Теоретические и практические аспекты использования сенсорной интеграции для детей с РАС» 6 занятий и практикумов, с получением именного сертификата от центра.
5.3. 26.02.22-27.02.22 - приняла участие в международной Российской практической он-лайн конференции «Агрессивное поведение, саморазрушающее поведение детей и подростков» (от Центра психологического образования «Метафора» Сертификат №23345)
5.4. – прошла повышение квалификации по программе «Психиатрия для психологов» в объеме 72 часа (от Центра Дополнительного Психологического образования СПб, удостоверение № 4327 00032744)
Также в течение учебного года осуществлялась следующая организационно - методическая работа:
- оформление отчетной и методической документации;
- подбор диагностических методик;
- обработка и анализ результатов исследований;
- подготовка к коррекционно - развивающим занятиям, консультациям;
- обработка и анализ результатов диагностических исследований;
- заполнение аналитической и отчетной документации.
Проанализировав коррекционно-развивающую, диагностическую, консультативную, профилактико-просветительскую, организационно-методическую работу психолога за прошедший учебный год, можно сделать вывод, что задачи, поставленные специалистом в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.
Дата написания: 20 июня 2022 г.
Педагог-психолог, клинический психолог Бутова С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование возможностей сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения
В данном материале представлены практические наработки тифлопедагога по использованию возможностей сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. В статье раскрывается те...
Применение элементов сенсорной интеграции с детьми ОВЗ.
Весь окружающий мир ребенок и взрослый познает с помощью органов чувств. Представьте насколько трудной может быть жизнь тех, кто: не видит и не слышит, не может понять того, что слышит или видит, не м...
Презентация "Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми с РАС"
Цель: Познакомить родителей, имеющих детей с РАС, с опытом использования сенсорных игр для развития ребенка.Задачи:Сформировать у родителей – участников семинара – представление о разнообр...
«Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми"
Представление коррекционной работы для родителей...
Выступление Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках
ВыступлениеТема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, Н...