Аналитическая справка о внедрении метода сенсорной интеграции
учебно-методический материал по психологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_spravka_o_vnedrenii_metoda_sensornoy_integratsii.docx | 371.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №131
Красносельского района Санкт-Петербурга
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по результатам диагностического обследования
учащихся, проходящих коррекционно-развивающие занятия по сенсорной интеграции
в 2021 – 2022 учебном году
Работа проведена:
Бутова С.В.,
педагогом-психологом,
клиническим психологом
ГБОУ школа № 131
Красносельского района
Санкт-Петербурга
2022
Аналитическая справка
о результатах психодиагностического обследования
обучающихся проходящих коррекционно-развивающие занятия по сенсорной интеграции. Зрительный гнозис, зрительно-моторная координация.
Цель: оценить уровень развития зрительного гнозиса и зрительно-моторной координации у детей с РАС, ТМНР, ЗПР, синдромом Дауна и детей с интеллектуальными нарушениями.
Проводила: педагог-психолог, клинический психолог Бутова С.В.
Дата обследования: сентябрь 2021 г.; май 2022 г.
Для психодиагностического обследования детей использовались следующие методы и методики:
- метод наблюдения;
- психодиагностическая беседа;
- Субтесты EASI (оценка сенсорных функций и праксиса у детей 3-12 лет по Дж.Айрес)
- Зрительный гнозис: «поиск фигур на фоне»
- Зрительный праксис: копирование рисунка
- Зрительный праксис: конструирование
- Зрительно-моторная координация и праксис
- Праксис: серия движений
- Праксис: позы
По результатам обследования были разработаны рекомендации педагогам по коррекционно-развивающему сопровождению, а также даны рекомендации родителям обучающихся.
I .Результаты исследования
Зрительный гнозис, зрительно -моторная координация.
Для оценки использовались определенные параметры. Понимание простых и составных инструкций. При выполнении каждого субтеста ребенок проходит предварительное обучающее задание. В результате специалист, проводящий диагностику, убеждается, что ребенку ясно задание и способ его выполнения.
Зрительная система обеспечивает информацией о визуальных характеристиках объектах (цвете, форме, освещенности и т.д.), об их расположении в пространстве. Все задания имеют бальную оценку. Описаны точные критерии выставления той или иной оценки. Существуют также параметры, которые оцениваются по результатам выполнения нескольких субтестов: это выравнивание головы и корпуса и сенсорная реактивность (признаки повышенной или пониженной сенсорной чувствительности)
Зрительный праксис: копирование рисунка
В первом субтесте ребенку предлагается скопировать комбинацию линий на решетке из точек (в первой серии) и сочетания геометрических фигур (во второй серии). Оценивается точность линий и пространственное расположение фигур.
Зрительное восприятие: поиск фигур
Этот субтест можно назвать «поиск фигуры на фоне». Ребенку предъявляются рисунки двух видов: фотографии реальных предметов, «сваленных в кучу», либо рисунки, изображающие сложную комбинацию геометрических фигур. В обеих сериях ребенок должен найти определенный предмет (геометрическую фигуру) в массе других.
Зрительный праксис: конструирование
В первой серии субтеста ребенок выполняет задание на сгибание бумаги, во второй — на конструирование прямоугольника из деталей, в третьей- воспроизводит комбинацию предметов по фотографии. Подробно описаны критерии оценки пространственного расположения предметов.
Зрительно-моторная координация и праксис:
Этот субтест включает четыре серии, диагностирующие состояние произвольной координации глаз: прослеживание, фиксация взора при движении головы, быстрая зрительная локализация, запоминание движений глаз специалиста и повторение их по памяти. Кроме точности выполнения оценивается плавность и содружественные движения глаз, способность изолировать движения глаз от движения головы.
Праксис: серия движений: Ребенок запоминает серию движений, которые показывает специалист (2-5 движений). Все позы отражены на тестовом бланке в виде рисунков. Критерии оценки -точность воспроизведения и сохранение порядка поз.
Праксис: позы. Ребенок копирует позы, которые демонстрирует специалист. В первой серии -позы рук в положении сидя, во второй серии-позы кистей рук и пальцев, в третьей серии мимические движения лица. Основным критерием оценки служит точность копирования.
I.I Результаты исследования зрительного гнозиса и зрительно -моторной координации у детей с РАС (расстройством аутистического спектра)
Большая часть фиксируемых показателей оказалась недоступной для учащихся в начале года. При первичной диагностике в сентябре 2021г. были отмечены низкие результаты по всем критериям.
Результаты исследования в конце года показали, что у абсолютного большинства диагностируемых учащихся (18 человек- 100%) наблюдается положительная динамика. Динамика по учащимся отражена в таблице 1 и наглядно представлена на диаграмме 1.
Таблица 1
№ | Динамика | Баллы | Кол-во (чел.) | Кол-во (%) |
1 | Отрицательная динамика | 0 | - | - |
2 | Отсутствие динамики | 1 | - | - |
3 | Незначительная динамика | 2 | 1 чел | 5.6% |
4.1 | Удовлетворительная динамика | 3 | 5чел. | 27,6% |
4.2 | Выраженная и стойкая положительная динамика | 4 | 12чел | 66.9% |
Диаграмма 1
По параметру «Зрительно-моторная координация» положительная динамика наблюдается у 67% учащихся. У 27,7% динамика удовлетворительная. Отрицательная и отсутствующая динамика не выявлена.
Положительная динамика в зрительно-моторной координации у детей с РАС говорит о том, что у большинства учащихся существенно улучшилось согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.
По результатам работы у учащихся с РАС значительно улучшились показатели зрительного восприятия сенсорных стимулов, произвольного внимания и зрительно-моторной координации.
К концу учебного года более учащихся способны воспринимать зрительные стимулы и сохранять удовлетворительную работоспособность в течение учебной деятельности на уроке.
5,5% имеет низкую скорость переработки зрительной информации, низкую внимательность и работоспособность.
Характер проявления низкой потребности в зрительной стимуляции следующий:
- нестойкость, недифференцированность зрительного внимания ;
- неспособность выделять из зрительного поля не только заданный признак, но и сам объект
- быстрая потеря объекта, отвлечение на другие объекты, «зрительное скольжение»;
- избегание яркого света;
- «залипание» на картинках;
- рассматривание через преграду (пальцы, ленточки, веревочки)
Возможные причины:
- Нарушение зрительного восприятия, так же, как и слухового, тесно связаны с нарушением фильтрации информации;
- Неспособность к контролируемой, целенаправленной деятельности, произвольности действий (мотивации, планирования, контроля)
- Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы;
- Высокий уровень личностной тревожности;
- Психофизиологические особенности детей.
Таким образом, результаты исследования показали, что среди учащихся с РАС наблюдается увеличение количества со средним и высоким уровнем зрительного восприятия и произвольного внимания, и зрительно-моторной координации, а также уменьшение количества детей с низкими показателями. Полученные данные говорят о положительной динамике в формировании предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.
I.II Результаты исследования зрительного гнозиса и зрительно- моторной координации у детей с ТМНР
Самые низкие суммы баллов были отмечены в начале года. Однако, в постадаптационный период, суммы баллов незначительно выросли. В результате исследования в течение года большая часть учащихся показала изменение показателей. Дети, которые продолжили в этом году работу с альтернативной коммуникацией, показали наиболее хорошие результаты.
В результате исследования в конце года этот результат сохранился у 3 диагностируемых учащихся (5 человек- 100%). Динамика по учащимся отражена в таблице 2
Таблица 2
№ | Динамика | Баллы | Кол-во (чел.) | Кол-во (%) |
1 | Отрицательная динамика | 0 | - | - |
2 | Отсутствие динамики | 1 | 2 чел | 40% |
3 | Незначительная динамика | 2 | 1 чел | 20% |
4.1 | Удовлетворительная динамика | 3 | 2 чел. | 40% |
4.2 | Выраженная и стойкая положительная динамика | 4 | - | - |
Диаграмма 2
В связи с психофизическими особенностями большинства детей в этой нозологической подгруппе, динамика развития слабая. Большая часть параметров находится на низком уровне. Самую низкую динамику и ее отсутствие можно отметить у обучающихся с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата и тяжелой умственной отсталостью. В группе ТМНР 5 человек детей (100 %), из них 3 человек (40%) показали положительную динамику. Однако остальные 40% учащихся динамику в течение года не показали. Работу в данном направлении необходимо продолжить.
Основные трудности связаны с установкой зрительного контакта, отсутствием интереса к сверстникам, отсутствие речи. Кроме отсутствия речи, у учащихся наблюдается невозможность поддерживать зрительный контакт, проявлять интерес к взаимодействию, они имеют низкую скорость переработки зрительной информации, низкую внимательность и работоспособность.
Характер проявления низкой потребности в зрительной стимуляции, следующий:
- нестойкость, недифференцированность зрительного внимания;
- неспособность выделять из зрительного поля не только заданный признак, но и сам объект
- быстрая потеря объекта, отвлечение на другие объекты, «зрительное скольжение»;
- избегание яркого света;
- «залипание» на картинках;
- рассматривание через преграду (пальцы, ленточки, веревочки)
Возможные причины:
- Нарушение зрительного восприятия, так же как и слухового, тесно связаны с нарушением фильтрации информации;
- Неспособность к контролируемой , целенаправленной деятельности, произвольности действий (мотивации, планирования, контроля)
- Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы;
- Высокий уровень личностной тревожности;
- Психо-физиологические особенности детей.
Таким образом, результаты исследования показали, что среди учащихся с ТМНР наблюдается незначительное увеличение количества со средним и высоким уровнем зрительного восприятия и произвольного внимания, и зрительно-моторной координации, а также уменьшение количества детей с низкими показателями.
I.III Результаты исследования зрительного гнозиса и зрительно-моторной координации у детей с ЗПР
Низкие суммы баллов в этой нозологической группе были отмечены только в начале года. В пост адаптационный период, суммы баллов значительно выросли. В результате исследования в течение года большая часть учащихся показали стойкие изменения показателей в лучшую сторону. В результате исследования в конце года этот результат сохранился у абсолютного большинства диагностируемых учащихся (8 человек- 100%).
Динамика по учащимся отражена в таблице 3.
Таблица 3
№ | Динамика | Баллы | Кол-во (чел.) | Кол-во (%) |
1 | Отрицательная динамика | 0 | - | - |
2 | Отсутствие динамики | 1 | - | - |
3 | Незначительная динамика | 2 | 1 чел | 9.8% |
4.1 | Удовлетворительная динамика | 3 | 3 чел. | 29.3% |
4.2 | Выраженная и стойкая положительная динамика | 4 | 4 чел | 61% |
Диаграмма 3
По результатам исследования 100% учащихся (8 человек) показали увеличение динамики. Выраженная и стойкая положительная динамика выявлена у %** человек, удовлетворительная у ** детей и только 8% (1 ребенок) на конец года показал незначительную динамику.
Положительная динамика в зрительно-моторной координации у данной нозологической группы говорит о том, что у большинства учащихся существенно улучшилось согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.
I.IV Результаты исследования зрительного гнозиса и зрительно-моторной координации у детей с интеллектуальными нарушениями и синдромом Дауна
По результатам исследования все дети в этой нозологической группе показали незначительное увеличение динамики. Данная сфера слабая сторона учащихся в этом классе. Работу в данном направлении необходимо продолжить.
В результате исследования в конце года этот результат так же сохранился у диагностируемых учащихся (3 человека- 100%). Динамика по учащимся отражена в таблице 4
Таблица 4
№ | Динамика | Баллы | Кол-во (чел.) | Кол-во (%) |
1 | Отрицательная динамика | 0 | - | - |
2 | Отсутствие динамики | 1 | - | - |
3 | Незначительная динамика | 2 | 1 чел | 33.3% |
4.1 | Удовлетворительная динамика | 3 | 2 чел. | 66.7% |
4.2 | Выраженная и стойкая положительная динамика | 4 | - | - |
Диаграмма 4
Самые низкие суммы баллов были отмечены в начале года. Однако, в пост адаптационный период, суммы баллов выросли. Так же следует отметить, что динамика в течении года связана с включением в работу системы дополнительной альтернативной коммуникации «PECS.
Аналитическая справка
о результатах психодиагностического обследования
обучающихся проходящих коррекционно-развивающие занятия по сенсорной интеграции. Слуховое восприятие.
Цель: оценить уровень слухового восприятия у детей с РАС, ТМНР, ЗПР, синдромом Дауна и детей с интеллектуальными нарушениями.
Проводила: педагог-психолог, клинический психолог Бутова С.В.
Дата обследования: сентябрь 2021 г.; май 2022 г.
Для психодиагностического обследования детей использовались следующие методы и методики:
- метод наблюдения;
- психодиагностическая беседа;
- Субтесты EASI (оценка сенсорных функций и праксиса у детей 3-12 лет по Дж.Айрес)
- Слуховое восприятие: локализация
- Дифференциация речевых и неречевых бытовых шумов,
- Развитие слуховой и слухо - речевой памяти, развитие восприятия и воспроизведения ритмов и мелодий, опознание интонаций, «эмоционального слуха».
По результатам обследования были разработаны рекомендации педагогам по коррекционно-развивающему сопровождению, а также даны рекомендации родителям обучающихся.
II. Результаты исследования. Оценка слухового восприятия у детей с РАС, ТМНР, ЗПР, синдромом Дауна и детей с интеллектуальными нарушениями.
Для оценки использовались определенные параметры. Понимание простых и составных инструкций. При выполнении каждого субтеста ребенок проходит предварительное обучающее задание. В результате специалист, проводящий диагностику, убеждается, что ребенку ясно задание и способ его выполнения.
Слуховое восприятие: локализация
Ребенок показывает, с какой стороны он слышал звук, а также определяет количество звуков.
Для оценки использовались определенные параметры.
Дифференциация речевых и неречевых бытовых шумов: ребенок определяет какой он слышал звук и откуда он.
Развитие слуховой и слухо - речевой памяти, развитие восприятия и воспроизведения ритмов и мелодий, опознание интонаций, «эмоционального слуха».
II.I Результаты слухового восприятия у детей с РАС (расстройством аутистического спектра)
Большая часть фиксируемых показателей оказалась доступной для учащихся. Самые низкие суммы баллов были отмечены в начале года. Однако, в пост адаптационный период, суммы баллов значительно выросли. В результате исследования в конце года этот результат сохранился у абсолютного большинства диагностируемых учащихся (18 человек- 100%). Динамика по учащимся отражена в таблице 5
Таблица 5
№ | Динамика | Баллы | Кол-во (чел.) | Кол-во (%) |
1 | Отрицательная динамика | 0 | - | - |
2 | Отсутствие динамики | 1 | - | - |
3 | Незначительная динамика | 2 | 1 чел | 5% |
4.1 | Удовлетворительная динамика | 3 | 5чел. | 28,6% |
4.2 | Выраженная и стойкая положительная динамика | 4 | 12чел | 66,4% |
Диаграмма 5
По параметру «Слуховое восприятие» положительная динамика наблюдается у 66,4% учащихся. У 5% динамика неустойчивая. Отрицательная и отсутствующая динамика не выявлена. К концу учебного года около учащихся способны воспринимать слуховые стимулы и сохранять удовлетворительную работоспособность в течение учебной деятельности на уроке. 5% учащихся имеют низкую скорость переработки слуховой информации, низкую внимательность и работоспособность.
Характер проявления низкой потребности в слуховой стимуляции, следующий:
- нестойкость, недифференцированность слухового внимания;
- гиперчувствительность к определенным звукам и звукам вообще;
- избирательность слухового восприятия ребенка;
- быстрая потеря объекта, отвлечение на другие объекты;
- избегание громких звуков;
Возможные причины:
- Нарушение слухового восприятия тесно связаны с нарушением фильтрации информации;
- Неспособность к контролируемой, целенаправленной деятельности, произвольности действий (мотивации, планирования, контроля)
- Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы;
- Высокий уровень личностной тревожности;
- Психофизиологические особенности детей.
Таким образом, результаты исследования показали, что среди учащихся с РАС наблюдается увеличение количества со средним и высоким уровнем слухового восприятия, а также уменьшение количества детей с низкими показателями. Полученные данные говорят о положительной динамике в формировании предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.
II.II Результаты исследования слухового восприятия у детей с ТМНР
Самые низкие суммы баллов были отмечены в начале года. Однако, в постадаптационный период, суммы баллов незначительно выросли. В результате исследования в течение года большая часть учащихся показали изменение показателей. Дети, которые продолжили в этом году работу с альтернативной коммуникации, показали наиболее хорошие результаты. В результате исследования в конце года этот результат сохранился у 3 диагностируемых учащихся (5 человек- 100%). Динамика по учащимся отражена в таблице 6.
Таблица 6
№ | Динамика | Баллы | Кол-во (чел.) | Кол-во (%) |
1 | Отрицательная динамика | 0 | - | - |
2 | Отсутствие динамики | 1 | 2 чел | 40% |
3 | Незначительная динамика | 2 | 1 чел | 20% |
4.1 | Удовлетворительная динамика | 3 | 2 чел. | 40% |
4.2 | Выраженная и стойкая положительная динамика | 4 | - |
Диаграмма 6
В связи с психофизическими особенностями большинства детей в этой нозологической подгруппе, динамика развития незначительная. Большая часть параметров находится на низком уровне. Самую низкую динамику и ее отсутствие можно отметить у обучающихся с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата и тяжелой умственной отсталостью. В группе ТМНР 5 человек детей (100%), 3 человек показали положительную динамику. Однако 2 учащихся динамику в течение года не показали. Работу в данном направлении необходимо продолжить.
Основные трудности связаны с определением слухового раздражителя, отсутствием интереса к нему, отсутствие речи. Кроме отсутствия речи, у учащихся наблюдается невозможность поддерживать контакт, проявлять интерес к взаимодействию, они имеют низкую скорость переработки слуховой информации, низкую внимательность и работоспособность.
Характер проявления низкой потребности в слуховой стимуляции следующий:
- нестойкость, недифференцированность слухового внимания;
- гиперчувствительность к определенным звукам и звукам вообще;
- избирательность слухового восприятия ребенка;
- быстрая потеря объекта, отвлечение на другие объекты;
- избегание громких звуков;
Возможные причины:
- Нарушение слухового восприятия тесно связаны с нарушением фильтрации информации;
- Неспособность к контролируемой, целенаправленной деятельности, произвольности действий (мотивации, планирования, контроля)
- Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы;
- Высокий уровень личностной тревожности;
- Медико-психо-физиологические особенности детей.
Таким образом, результаты исследования показали, что среди учащихся с ТМНР наблюдается увеличение количества со средним и высоким уровнем слухового восприятия, а также уменьшение количества детей с низкими показателями. Полученные данные говорят о положительной динамике в формировании предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.
II.III Результаты исследования слухового восприятия у детей с ЗПР
Низкие суммы баллов были отмечены только в начале года. В пост адаптационный период, суммы баллов значительно выросли. В результате исследования в течение года большая часть учащихся показали стойкие изменения показателей в лучшую сторону. В результате исследования в конце года этот результат сохранился у абсолютного большинства диагностируемых учащихся (8 человек- 100%).
Динамика по учащимся отражена в таблице 7 и наглядно представлена на диаграмме 7.
Таблица 7
№ | Динамика | Баллы | Кол-во (чел.) | Кол-во (%) |
1 | Отрицательная динамика | 0 | - | - |
2 | Отсутствие динамики | 1 | - | - |
3 | Незначительная динамика | 2 | 1 чел | 12.5% |
4.1 | Удовлетворительная динамика | 3 | 3 чел. | 37.5% |
4.2 | Выраженная и стойкая положительная динамика | 4 | 4 чел | 50% |
Диаграмма 7
По результатам исследования 8 человек (100%) учащихся показали увеличение динамики. Выраженная и стойкая положительная динамика выявлена у 4 человек (50%), удовлетворительная у 3 детей и только 1 ребенок на конец года показал незначительную динамику.
Положительная динамика в слуховом восприятии у данной нозологической группы говорит о том, что у большинства учащихся существенно улучшился слуховой гнозис, определение (локализация) звука и дифференциация речевых и неречевых бытовых шумов, опознание интонаций, «эмоционального слуха».
II.IV Результаты исследования слухового восприятия у детей с интеллектуальными нарушениями и синдромом Дауна
По результатам исследования все дети в этой нозологической группе показали увеличение динамики. Данная сфера среди учащихся в этой нозологической группе показала в большей своей части удовлетворительную динамику. В результате исследования в конце года этот результат так же улучшился у диагностируемых учащихся (3 человека- 100%).
Динамика по учащимся отражена в таблице 8 и на диаграмме 8.
Таблица 8
№ | Динамика | Баллы | Кол-во (чел.) | Кол-во (%) |
1 | Отрицательная динамика | 0 | - | - |
2 | Отсутствие динамики | 1 | - | - |
3 | Незначительная динамика | 2 | 1 чел | 33,3% |
4.1 | Удовлетворительная динамика | 3 | 2 чел. | 66,7% |
4.2 | Выраженная и стойкая положительная динамика | 4 | - | - |
Диаграмма 8
Самые низкие суммы баллов были отмечены в начале года. Однако, в пост адаптационный период, суммы баллов выросли. Также следует отметить, что динамика в течении года связана с включением в работу системы дополнительной альтернативной коммуникации «PECS».
Аналитическая справка
о результатах психодиагностического обследования
обучающихся проходящих коррекционно-развивающие занятия по сенсорной интеграции. Тактильный и проприоцептивный гнозис.
Цель: оценить уровень развития тактильного гнозиса и проприоцептивного гнозиса у детей с РАС, ТМНР, ЗПР, синдромом Дауна и детей с интеллектуальными нарушениями.
Проводила: педагог-психолог, клинический психолог Бутова С.В.
Дата обследования: сентябрь 2021 г.; май 2022 г.
Для психодиагностического обследования детей использовались следующие методы и методики:
- метод наблюдения;
- психодиагностическая беседа;
- Субтесты EASI (оценка сенсорных функций и праксиса у детей 3-12 лет по Дж.Айрес)
- Проприоцепция: сила
- Проприоцепция: восприятие позиции сустава
- Тактильное восприятие: локализация
- Тактильное восприятие: «рисунок» на коже
- Тактильное восприятие: формы
По результатам обследования были разработаны рекомендации педагогам по коррекционно-развивающему сопровождению, а также даны рекомендации родителям обучающихся.
III. Результаты исследования. Оценка тактильного и проприоцептивного восприятия у детей с РАС, ТМНР, ЗПР, синдромом Дауна и детей с интеллектуальными нарушениями.
Для оценки использовались определенные параметры. Понимание простых и составных инструкций. При выполнении каждого субтеста ребенок проходит предварительное обучающее задание. В результате специалист, проводящий диагностику, убеждается, что ребенку ясно задание и способ его выполнения.
Проприоцепция: сила. В этом субтесте измеряется один из параметров проприоцепции -способность дозировать силу воздействия на объект. Для этого ребенку предлагается закрасить круг, используя сильный или слабый нажим, по заданию.
Проприоцепция: восприятие позиции сустава. Оригинальная методика оценки проприоцепции. Ребенок выполняет графические задания, опираясь на память о положении сустава (степень разгибания локтевого сустава). Оценивается точность выполнения и обмен информацией между правой и левой сторонами тела.
Тактильное восприятие: локализация. Ребенок показывает место на кисти или предплечье, где было сделано прикосновение. Специалист наносит одно или два прикосновения. Оценивается дифференциация прикосновений и точность локализации стимула.
Тактильное восприятие: «рисунок» на коже. В этом субтесте специалист «рисует» на коже рук ребенка абстрактные фигуры, а ребенок должен зарисовать их. Субтест включает подробную таблицу оценки качества рисунков.
Тактильное восприятие: формы. Для проведения этого субтеста используются пластиковые объемные фигуры, распечатанные на 5D принтере. Ребенок получает фигуру образец и наощупь выбирает аналогичную фигуру среди других.
III.I Результаты оценки тактильного и проприоцептивного восприятия у детей с РАС (расстройством аутистического спектра)
Большая часть субтестов в начале года оказались недоступной для учащихся. Самые низкие суммы баллов были отмечены именно в начале года. Однако, в пост адаптационный период, суммы баллов значительно выросли. В результате исследования в конце года этот результат сохранился у абсолютного большинства диагностируемых учащихся (18 человек- 100%).
Динамика по учащимся отражена в таблице 9 и на диаграмме 9.
Таблица 9
№ | Динамика | Баллы | Кол-во (чел.) | Кол-во (%) |
1 | Отрицательная динамика | 0 | - | - |
2 | Отсутствие динамики | 1 | - | - |
3 | Незначительная динамика | 2 | 1 чел | 5,5% |
4.1 | Удовлетворительная динамика | 3 | 5чел. | 28,1% |
4.2 | Выраженная и стойкая положительная динамика | 4 | 12чел | 66,3% |
Диаграмма 9
По параметру «Тактильный и проприоцептивный гнозиз» у 66,3% учащихся наблюдается выраженная и стойкая положительная динамика. У 5,5% наблюдается незначительная динамика. Отрицательная и отсутствующая динамика не выявлена.
К концу учебного года около учащихся способны воспринимать тактильные и проприоцептивные стимулы и сохранять удовлетворительную работоспособность в течение учебной деятельности на уроке. 5,5% учащихся имеют низкую скорость переработки тактильной информации, низкую внимательность и работоспособность.
Характер проявления низкой потребности в тактильной и пропроцептивной сфере следующий:
- нестойкость, недифференцированность тактильных ощущений;
- малая амплитуда в движениях;
- избегание телесного контакта;
-неуверенность при нахождении среди людей;
- избегание физического напряжения;
- быстрая потеря объекта, отвлечение на другие объекты;
- избегание сильных ощущений;
Возможные причины:
- Нарушение, тактильного и проприоцептивного восприятия тесно связаны с нарушением фильтрации информации;
- Неспособность к контролируемой ,целенаправленной деятельности, произвольности действий (мотивации, планирования, контроля);
- Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы;
- Высокий уровень личностной тревожности (страх прикосновений);
- Психо-физиологические особенности детей.
Таким образом, результаты исследования показали, что среди учащихся с РАС наблюдается увеличение количества со средним и высоким уровнем тактильного и проприоцептивного восприятия, а также уменьшение количества детей с низкими показателями. Положительная динамика в тактильном и проприоцептивном восприятии у данной нозологической группы говорит о том, что у большинства учащихся существенно улучшилось определение и ощущение от положения своего тела, суставов, стало появляться понимание и ощущение скорости, силе движения, бессознательная осведомленность о позиции и движении через рецепторы в мышцах, сухожилиях и суставах, пропал страх или избегание определенных тактильных ощущений, уменьшилась крайняя осторожность к новым предметам, уменьшилась брезгливость и избирательность в еде, связанная с консистенцией , температурой или текстурой пищи.
III.II Результаты исследования тактильного и проприоцептивного восприятия у детей с ТМНР
Для оценки использовались определенные параметры. Понимание простых и составных инструкций. При выполнении каждого субтеста ребенок проходит предварительное обучающее задание. В результате специалист, проводящий диагностику, убеждается, что ребенку ясно задание и способ его выполнения.
Большая часть субтестов в начале года оказались недоступной для учащихся. По итогам сравнительного анализа первичной и вторичной диагностики можно сделать вывод, что у учащихся наблюдается незначительная положительная динамика. В результате исследования в течение года большая часть учащихся показали изменение показателей. Дети, которые продолжили в этом году работу с альтернативной коммуникацией, показали наиболее хорошие результаты.
В результате исследования в конце года этот результат сохранился у 3 диагностируемых учащихся (5 человек- 100%).
Динамика по учащимся отражена в таблице 10.
Таблица 10
№ | Динамика | Баллы | Кол-во (чел.) | Кол-во (%) |
1 | Отрицательная динамика | 0 | - | - |
2 | Отсутствие динамики | 1 | 2 чел | 40% |
3 | Незначительная динамика | 2 | 1 чел | 20% |
4.1 | Удовлетворительная динамика | 3 | 2 чел. | 40% |
4.2 | Выраженная и стойкая положительная динамика | 4 | - | - |
Диаграмма 10
В связи с психофизическими особенностями большинства детей в этой нозологической подгруппе, динамика развития незначительная. Большая часть параметров находится на незначительном уровне подъёма. Самую низкую динамику и ее отсутствие можно отметить у обучающихся с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата и тяжелой умственной отсталостью. В группе ТМНР 5 человек детей (100%), 3 человека( 40%) показали положительную динамику. Однако 2 учащихся (20%) динамику в течение года не показали. Работу в данном направлении необходимо продолжить.
Основные трудности связаны с определением и силой воздействия тактильных и проприоцептивных раздражителей, отсутствием интереса к ним, отсутствием речи. Кроме отсутствия речи, у учащихся наблюдается невозможность поддерживать контакт, проявлять интерес к взаимодействию, они имеют низкую скорость переработки тактильной и проприоцептивной информации, низкую внимательность и работоспособность.
Характер проявления низкой потребности в тактильной и пропроцептивной сфере следующий:
- нестойкость, недифференцированность тактильных ощущений;
- малая амплитуда в движениях;
- избегание телесного контакта;
- неуверенность при нахождении среди людей;
- избегание физического напряжения;
- быстрая потеря объекта, отвлечение на другие объекты;
- избегание сильных ощущений (страх прикосновения);
Возможные причины:
- Нарушение тактильного и проприоцептивного восприятия тесно связаны с нарушением фильтрации информации;
- Неспособность к контролируемой, целенаправленной деятельности, произвольности действий (мотивации, планирования, контроля)
- Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы;
- Высокий уровень личностной тревожности (страх прикосновения);
- Психофизиологические особенности детей.
Таким образом, результаты исследования показали, что среди учащихся с РАС наблюдается увеличение количества со средним и высоким уровнем тактильного и проприоцептивного восприятия, а также уменьшение количества детей с низкими показателями. Полученные данные говорят о положительной динамике в формировании предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.
III.III Результаты исследования тактильного и проприоцептивного восприятия у детей с ЗПР
Низкие суммы баллов были отмечены только в начале года. В пост адаптационный период, суммы баллов значительно выросли. В результат исследования в течение года большая часть учащихся показали стойкие изменения показателей в лучшую сторону. В результате исследования в конце года этот результат сохранился у абсолютного большинства диагностируемых учащихся (8 человек- 100%).
Динамика по учащимся отражена в таблице 11.
Таблица 11
№ | Динамика | Баллы | Кол-во (чел.) | Кол-во (%) |
1 | Отрицательная динамика | 0 | - | - |
2 | Отсутствие динамики | 1 | - | - |
3 | Незначительная динамика | 2 | 1 чел | 12,5% |
4.1 | Удовлетворительная динамика | 3 | 3 чел. | 37,5% |
4.2 | Выраженная и стойкая положительная динамика | 4 | 4 чел | 50% |
Диаграмма 11
По результатам исследования 8 человек (100%) учащихся в классе показали увеличение динамики. Выраженная и стойкая положительная динамика выявлена у 4 человек (50%), удовлетворительная у 3 (37,5%) детей и только 1 ребенок (12.5%) на конец года показал незначительную динамику.
Положительная динамика в тактильном и проприоцептивном восприятии у данной нозологической группы говорит о том, что у большинства учащихся существенно улучшилось определение и ощущение от положения своего тела, суставов, стало появляться понимание и ощущение скорости, силе движения, бессознательная осведомленность о позиции и движении через рецепторы в мышцах, сухожилиях и суставах.
III.IV Результаты исследования тактильного и проприоцептивного восприятия у детей с интеллектуальными нарушениями и синдромом Дауна
По результатам исследования все дети в этой нозологической группе показали увеличение динамики. Данная сфера среди учащихся в этой нозологической группе показала в большей своей части удовлетворительную динамику.
В результате исследования в конце года этот результат так же улучшился у диагностируемых учащихся (3 человека- 100%). Динамика по учащимся отражена в таблице 12.
Таблица 12
№ | Динамика | Баллы | Кол-во (чел.) | Кол-во (%) |
1 | Отрицательная динамика | 0 | - | - |
2 | Отсутствие динамики | 1 | - | - |
3 | Незначительная динамика | 2 | 1 чел | 33,3% |
4.1 | Удовлетворительная динамика | 3 | 2 чел. | 66,7% |
4.2 | Выраженная и стойкая положительная динамика | 4 | - | - |
Диаграмма 12
Самые низкие суммы баллов были отмечены в начале года. Однако, в постадаптационный период, суммы баллов выросли. Также следует отметить, что динамика в течении года связана с включением в работу системы дополнительной альтернативной коммуникации «PECS».
Положительная динамика в тактильном и проприоцептивном восприятии у данной нозологической группы говорит о том, что у большинства учащихся существенно улучшилось определение и ощущение от положения своего тела, суставов, стало появляться понимание и ощущение скорости, силе движения, бессознательная осведомленность о позиции и движении через рецепторы в мышцах, сухожилиях и суставах.
Аналитическая справка
о результатах психодиагностического обследования
обучающихся проходящих коррекционно-развивающие занятия по сенсорной интеграции. Уровень развития вестибулярного аппарата.
Цель: оценить уровень развития вестибулярного аппарата у детей с РАС, ТМНР, ЗПР, синдромом Дауна и детей с интеллектуальными нарушениями.
Проводила: педагог-психолог, клинический психолог Бутова С.В.
Дата обследования: сентябрь 2021 г.; май 2022 г.
Для психодиагностического обследования детей использовались следующие методы и методики:
- метод наблюдения;
- психодиагностическая беседа;
- Субтесты EASI (оценка сенсорных функций и праксиса у детей 3-12 лет по Дж.Айрес)
- Баланс
- Билатеральная интеграция
- Вестибулярный нистагм
По результатам обследования были разработаны рекомендации педагогам по коррекционно-развивающему сопровождению, а также даны рекомендации родителям обучающихся.
III. Результаты исследования. Оценка уровня развития вестибулярного аппарата у детей с РАС, ТМНР, ЗПР, синдромом Дауна и детей с интеллектуальными нарушениями.
Для оценки использовались определенные параметры. Понимание простых и составных инструкций. При выполнении каждого субтеста ребенок проходит предварительное обучающее задание. В результате специалист, проводящий диагностику, убеждается, что ребенку ясно задание и способ его выполнения.
Баланс: В ходе выполнения заданий ребенок принимает стандартные позы (на двух ногах или одной ноге с открытыми или закрытыми глазами), а также совершает движения с переносом веса. Оценивается выравнивание корпуса -параметр, отражающий способность балансировать. Кроме того, учитываются наблюдения, собранные в ходе всего тестирования.
Билатеральная интеграция: Ребенку предлагается повторить за специалистом серию хлопков по коленям с чередованием правой и левой руки, а также шаги с чередованием правой и левой ноги. Точность выполнения, плавность и ритмичность- критерии оценки выполнения этого субтеста.
Вестибулярный нистагм: Измерение постротатного (послевращательного) вестибулярного нистагма -единственный валидный метод определения повышенной или пониженной вестибулярной чувствительности. В субтесте представлена классическая версия пробы, разработанная Дж. Айрес.
IV.I Результаты оценки уровня развития вестибулярного аппарата у детей с РАС (расстройством аутистического спектра)
Все задания имеют балльную систему оценивания. Описаны точные критерии выставления той или иной оценки. Существуют также параметры, которые оцениваются по результатам выполнения нескольких субтестов: это выравнивание головы и корпуса и сенсорная реактивность (т.е. признаки повышенной или пониженной сенсорной чувствительности).
Большая часть субтестов в начале года оказались недоступной для учащихся. Самые низкие суммы баллов были отмечены в начале года. Однако, в постадаптационный период, суммы баллов значительно выросли. В результате исследования в конце года этот результат сохранился у абсолютного большинства диагностируемых учащихся (18 человек- 100%).
Динамика по учащимся отражена в таблице 13.
Таблица 13
№ | Динамика | Баллы | Кол-во (чел.) | Кол-во (%) |
1 | Отрицательная динамика | 0 | - | - |
2 | Отсутствие динамики | 1 | - | - |
3 | Незначительная динамика | 2 | 1 чел | 5,6% |
4.1 | Удовлетворительная динамика | 3 | 5чел. | 27,1% |
4.2 | Выраженная и стойкая положительная динамика | 4 | 12чел | 67,3% |
Диаграмма 13
По параметру «Уровень развития вестибулярного аппарата» выраженная положительная динамика наблюдается у 67,3% учащихся, удовлетворительная динамика у 27,1% у 5,6% учащихся динамика неустойчивая.
К концу учебного года более половины учащихся способны уверенно перемещаться в пространстве, выполнять физические упражнения на баланс и координацию (пропал страх неустойчивых поверхностей), перестали избегать быстрой смены положения тела, перестали бояться отрывать ноги от земли и пола, начали прыгать и раскачиваться, вращаться и сохранять удовлетворительную работоспособность в течение учебной деятельности на уроке. 5, 6% учащихся имеют низкую скорость переработки тактильной информации, низкую внимательность и работоспособность.
Характер проявления низкой потребности в вестибулярной стимуляции следующий:
- избегание или страх резких движений, смены положения тела;
- страх отрыва ног от земли или пола
- выраженная неуверенность при перемещении в пространстве;
-выполнение физических упражнений (особенно связанных, с положением головы и туловища в пространстве);
- малая амплитуда в движениях;
- неспособность или выраженные трудности с выполнением заданий на сбор предметов с пола, наклоны, обувание;
- избегание или крайняя осторожность к раскачиванию, поворачиванию, вращению;
- избегание или страх под собой мягких, пружинящих, неустойчивых поверхностей;
- негативное отношение или избегание вибрирующего воздействия;
Возможные причины:
- Нарушение работы вестибулярного аппарата тесно связаны с нарушением проприоцепции, зрительно -моторной координации, обработки и фильтрации информации;
- Неспособность к контролируемой, целенаправленной деятельности, произвольности действий (мотивации, планирования, контроля)
- Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы;
- Высокий уровень личностной тревожности (страх прикосновений);
- Медико-психо-физиологические особенности детей.
Таким образом, результаты исследования показали, что среди учащихся с РАС наблюдается увеличение количества со средним и высоким уровнем развития вестибулярного аппарата, а также уменьшение количества детей с низкими показателями. Положительная динамика в работе вестибулярного аппарата и в проприоцептивном восприятии у данной нозологической группы говорит о том, что у большинства учащихся существенно улучшилось определение и ощущение от положения своего тела, суставов, стало появляться понимание и ощущение скорости, силе движения, бессознательная осведомленность о позиции и движении через рецепторы в мышцах и суставах, пропал страх или избегание определенных тактильных ощущений, уменьшилась крайняя осторожность к новым предметам, уменьшился страх резких движений, смены положения тела; уменьшился страх отрыва ног от земли или пола, появилась уверенность при перемещении в пространстве и в выполнении физических упражнений (особенно связанных, с положением головы и туловища в пространстве), уменьшились трудности с выполнением заданий на сбор предметов с пола, делать наклоны, раскачиванию, поворачиванию, вращению, уменьшился страх мягких, пружинящих, неустойчивых поверхностей.
IV.II Результаты исследования уровня развития вестибулярного аппарата у детей с ТМНР
Большая часть субтестов в начале года оказались недоступной для учащихся. Самые низкие суммы баллов были отмечены в начале года. Однако, в постадаптационный период, суммы баллов незначительно выросли. В результате исследования в течение года большая часть учащихся показали изменение показателей. Дети, которые продолжили в этом году работу с альтернативной коммуникацией, показали наиболее хорошие результаты.
В результате исследования в конце года этот результат сохранился у 3 диагностируемых учащихся (5 человек- 100%). Динамика по учащимся отражена в таблице 14.
Таблица 14
№ | Динамика | Баллы | Кол-во (чел.) | Кол-во (%) |
1 | Отрицательная динамика | 0 | - | - |
2 | Отсутствие динамики | 1 | 2 чел | 40% |
3 | Незначительная динамика | 2 | 1 чел | 20% |
4.1 | Удовлетворительная динамика | 3 | 2 чел. | 40% |
4.2 | Выраженная и стойкая положительная динамика | 4 | - | - |
Диаграмма 14
В связи с психофизическими особенностями большинства детей в этой нозологической подгруппе, динамика развития незначительная. Большая часть параметров находится на незначительном уровне подъёма. Самую низкую динамику и ее отсутствие можно отметить у обучающихся с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата и тяжелой умственной отсталостью. В группе ТМНР 5 человек детей, 3 человек показали положительную динамику. Однако 2 учащихся динамику в течение года не показали. Работу в данном направлении необходимо продолжить.
Основные трудности связаны с установкой зрительного контакта, определением и силой воздействия тактильных раздражителей, отсутствием интереса к ним, отсутствием речи. Кроме отсутствия речи, у учащихся наблюдается выраженная сложность поддерживать любой контакт, проявлять интерес к взаимодействию, они имеют низкую скорость переработки тактильной и проприоцептивной информации, низкую скорость переработки зрительной информации низкую внимательность и работоспособность.
Характер проявления низкой потребности в вестибулярной стимуляции следующий:
- избегание или страх резких движений, смены положения тела;
- страх отрыва ног от земли или пола
- выраженная неуверенность при перемещении в пространстве;
-выполнение физических упражнений (особенно связанных, с положением головы и туловища в пространстве);
- малая амплитуда в движениях;
- неспособность или выраженные трудности с выполнением заданий на сбор предметов с пола, наклоны, обувание;
- избегание или крайняя осторожность к раскачиванию, поворачиванию, вращению;
- избегание или страх под собой мягких, пружинящих, неустойчивых поверхностей;
- негативное отношение или избегание вибрирующего воздействия;
Возможные причины:
- Нарушение работы вестибулярного аппарата тесно связаны с нарушением проприоцепции, зрительно -моторной координации, обработки и фильтрации информации;
- Неспособность к контролируемой, целенаправленной деятельности, произвольности действий (мотивации, планирования, контроля)
- Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы;
- Высокий уровень личностной тревожности (страх прикосновений);
- Медико-психо-физиологические особенности детей.
IV.III Результаты исследования развития вестибулярного аппарата у детей с ЗПР
Низкие суммы баллов были отмечены только в начале года. В пост адаптационный период, суммы баллов значительно выросли. В результат исследования в течение года большая часть учащихся показали стойкие изменения показателей в лучшую сторону. В результате исследования в конце года этот результат сохранился у абсолютного большинства диагностируемых учащихся (8 человек- 100%).
Динамика по учащимся отражена в таблице 15.
Таблица 15
№ | Динамика | Баллы | Кол-во (чел.) | Кол-во (%) |
1 | Отрицательная динамика | 0 | - | - |
2 | Отсутствие динамики | 1 | - | - |
3 | Незначительная динамика | 2 | 1 чел | 12,5% |
4.1 | Удовлетворительная динамика | 3 | 3 чел. | 37,5% |
4.2 | Выраженная и стойкая положительная динамика | 4 | 4 чел | 50% |
Диаграмма 15
По результатам исследования 8 человек учащихся в группе показали увеличение динамики. Выраженная и стойкая положительная динамика выявлена у 4 человек, удовлетворительная у 3 детей и только 1 ребенок на конец года показал незначительную динамику.
Положительная динамика в работе вестибулярного аппарата и проприоцепции у данной нозологической группы говорит о том, что у большинства учащихся существенно улучшилось определение и ощущение от положения своего тела, суставов, стало появляться понимание и ощущение скорости, силе движения, бессознательная осведомленность о позиции и движении через рецепторы в мышцах, сухожилиях и суставах, пропал страх или избегание определенных тактильных ощущений, уменьшилась крайняя осторожность к новым предметам, уменьшился страх резких движений, смены положения тела; уменьшился страх отрыва ног от земли или пола, появилась уверенность при перемещении в пространстве и в выполнении физических упражнений ( особенно связанных, с положением головы и туловища в пространстве), уменьшились трудности с выполнением заданий на сбор предметов с пола, делать наклоны, раскачиванию, поворачиванию, вращению, уменьшился страх мягких, пружинящих, неустойчивых поверхностей.
IV.IV Результаты исследования уровня развития вестибулярного аппарата у детей с интеллектуальными нарушениями и синдромом Дауна
По результатам исследования все дети в этой нозологической группе показали увеличение динамики. Данная сфера среди учащихся в этой нозологической группе показала в большей своей части удовлетворительную динамику. В результате исследования в конце года этот результат так же улучшился у диагностируемых учащихся (3 человека- 100%). Динамика по учащимся отражена в таблице 16
Таблица 16
№ | Динамика | Баллы | Кол-во (чел.) | Кол-во (%) | |
1 | Отрицательная динамика | 0 | - | - | |
2 | Отсутствие динамики | 1 | - | - | |
3 | Незначительная динамика | 2 | 1 чел | 33,3% | |
4.1 | Удовлетворительная динамика | 3 | 2 чел. | 66,7% | |
4.2 | Выраженная и стойкая положительная динамика | 4 | - | - |
Диаграмма 16
Самые низкие суммы баллов были отмечены в начале года. Однако, в пост адаптационный период, суммы баллов выросли. Так же следует отметить, что динамика в течении года связана с включением в работу системы дополнительной альтернативной коммуникации «PECS».
Положительная динамика в работе вестибулярного аппарата и проприоцепции у данной нозологической группы говорит о том, что у большинства учащихся улучшилось определение и ощущение от положения своего тела, суставов, стало появляться понимание и ощущение скорости, силе движения, бессознательная осведомленность о позиции и движении через рецепторы в мышцах, сухожилиях и суставах, пропал страх или избегание определенных тактильных ощущений, уменьшилась осторожность к новым предметам, уменьшился страх резких движений, смены положения тела; уменьшился страх отрыва ног от земли или пола, появилась уверенность при перемещении в пространстве и в выполнении физических упражнений (особенно связанных, с положением головы и туловища в пространстве, пропал страх переобувания), уменьшились трудности с выполнением заданий на сбор предметов с пола, делать наклоны, раскачиванию, поворачиванию, вращению, уменьшился страх мягких, пружинящих, неустойчивых поверхностей.
Выводы по итогам наблюдения учащихся
Оценка сенсорных функций и праксиса является одной из ключевых задач нейропсихологической диагностики в детском возрасте. Именно функции обработки сенсорной информации и движения являются базовыми по отношению к другим психическим функциям. Точная диагностика нарушений или незрелости этих функций позволяет построить наиболее эффективную программу коррекционно-развивающих занятий с ребенком.
По параметру «Зрительный гнозис, зрительно-моторная координация» превалирует положительная динамика. Положительная динамика в зрительно-моторной координации говорит о том, что у большинства учащихся существенно улучшилось согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.
По параметру «Слуховое восприятие» положительная динамика преобладает. Положительная динамика говорит о том, что у большинства учащихся существенно улучшился слуховой гнозис, определение (локализация) звука и дифференциация речевых и неречевых бытовых шумов, опознание интонаций, «эмоционального слуха».
По параметру «Тактильный и проприоцептивный гнозис» наблюдается стойкая выраженная положительная динамика. Положительная динамика говорит о том, что в тактильном и проприоцептивном восприятии у большинства учащихся существенно улучшилось определение и ощущение от положения своего тела, суставов, стало появляться понимание и ощущение скорости, силе движения, бессознательная осведомленность о позиции и движении через рецепторы в мышцах, сухожилиях и суставах, пропал страх или избегание определенных тактильных ощущений, уменьшилась крайняя осторожность к новым предметам, уменьшилась брезгливость и избирательность в еде, связанная с консистенцией , температурой или текстурой пищи.
По параметру «Развитие вестибулярного аппарата» так же наблюдается положительная динамика, которая ярко выражена у детей с ЗПР. Положительная динамика в работе вестибулярного аппарата и проприоцепции у данной нозологической группы говорит о том, что у большинства учащихся существенно улучшилось определение и ощущение от положения своего тела, суставов, стало появляться понимание и ощущение скорости, силе движения, бессознательная осведомленность о позиции и движении через рецепторы в мышцах, сухожилиях и суставах, пропал страх или избегание определенных тактильных ощущений, уменьшилась крайняя осторожность к новым предметам, уменьшился страх резких движений, смены положения тела; уменьшился страх отрыва ног от земли или пола, появилась уверенность при перемещении в пространстве и в выполнении физических упражнений (особенно связанных, с положением головы и туловища в пространстве), уменьшились трудности с выполнением заданий на сбор предметов с пола, делать наклоны, раскачиванию, поворачиванию, вращению, уменьшился страх мягких, пружинящих, неустойчивых поверхностей.
По результатам сравнительного анализа занятий с применением метода сенсорной интеграции в разных нозологических группах можно вывести общий индекс успешности динамики сенсорного развития. Индекс успешности выводится по критерию повышенной стойкой положительной динамики и представлен на диаграмме 17.
Диаграмма 17
Наиболее выражена стойкая положительная динамика у нозологических групп с детьми с РАС и ЗПР.
Общие рекомендации педагогам по работе с учащимися:
- Соблюдать режим отдыха и следовать визуальному расписанию учащихся.
- При малейших признаках пресыщения предлагать смену деятельности.
- Поощрять активность ребенка и дать больше возможностей выполнить задание самостоятельно.
- Хвалить за позитивные модели поведения
- Использовать индивидуальную систему оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями
- Создавать ситуации успеха.
- Использовать четкие указания и простые инструкции, поэтапно разъяснять задание.
- Учить перспективному планированию своей деятельности.
«20» июня 2022
Педагог-психолог, клинический психолог Бутова С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка-отчет педагога-психолога по результатам диагностики учащихся 4 классов в рамках внедрения ФГОС
В статье даётся отчёт о том, какие методы диагностики были использованы школьным психологом в ходе исследования, а также о том, какие результаты были получены....
Аналитическая справка об использовании современных образовательных технологий и методов в педагогической деятельности учителя русского языка и литературы
Аналитическая справка об использовании современных образовательных технологий...
Сенсорная интеграция, как метод работы с детьми с ОВЗ
В последнее время все чаще используется сенсорная интеграция в работе с детьми с ОВЗ...