Аналитическая справка о внедрении метода сенсорной интеграции
учебно-методический материал по психологии

Бутова Светлана Владимировна

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №131

Красносельского района Санкт-Петербурга

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

по результатам диагностического обследования

учащихся, проходящих коррекционно-развивающие занятия по сенсорной интеграции

в 2021 – 2022 учебном году

Работа проведена:

Бутова С.В.,

педагогом-психологом,

клиническим психологом

 ГБОУ школа № 131

Красносельского района

Санкт-Петербурга

2022

Аналитическая справка

о результатах психодиагностического обследования

обучающихся проходящих коррекционно-развивающие занятия по сенсорной интеграции. Зрительный гнозис, зрительно-моторная координация.

          Цель: оценить уровень развития зрительного гнозиса и зрительно-моторной координации у детей с РАС, ТМНР, ЗПР, синдромом Дауна и детей с интеллектуальными нарушениями.

Проводила: педагог-психолог, клинический психолог Бутова С.В.

Дата обследования: сентябрь  2021 г.; май 2022 г.

Для психодиагностического обследования детей использовались следующие методы и методики:

  • метод наблюдения;
  • психодиагностическая беседа;
  •  Субтесты EASI (оценка сенсорных функций и праксиса у детей 3-12 лет по Дж.Айрес)
  1. Зрительный гнозис: «поиск фигур на фоне»
  2. Зрительный праксис: копирование рисунка
  3. Зрительный праксис: конструирование
  4. Зрительно-моторная координация и праксис
  5. Праксис: серия движений
  6. Праксис: позы

По результатам обследования были разработаны рекомендации педагогам по коррекционно-развивающему сопровождению, а также даны рекомендации родителям обучающихся.

I .Результаты исследования

Зрительный гнозис, зрительно -моторная координация.

      Для оценки использовались определенные параметры. Понимание простых и составных инструкций. При выполнении каждого субтеста ребенок проходит предварительное обучающее задание. В результате специалист, проводящий диагностику, убеждается, что ребенку ясно задание и способ его выполнения.

Зрительная система обеспечивает информацией о визуальных характеристиках объектах (цвете, форме, освещенности и т.д.), об их расположении в пространстве. Все задания имеют бальную оценку. Описаны точные критерии выставления той или иной оценки. Существуют также параметры, которые оцениваются по результатам выполнения нескольких субтестов: это выравнивание головы и корпуса и сенсорная реактивность (признаки повышенной или пониженной сенсорной чувствительности)

Зрительный праксис: копирование рисунка

В первом субтесте ребенку предлагается скопировать комбинацию линий на решетке из точек (в первой серии) и сочетания геометрических фигур (во второй серии). Оценивается точность линий и пространственное расположение фигур.

Зрительное восприятие: поиск фигур

Этот субтест можно назвать «поиск фигуры на фоне». Ребенку предъявляются рисунки двух видов: фотографии реальных предметов, «сваленных в кучу», либо рисунки, изображающие сложную комбинацию геометрических фигур. В обеих сериях ребенок должен найти определенный предмет (геометрическую фигуру) в массе других.

Зрительный праксис: конструирование

В первой серии субтеста ребенок выполняет задание на сгибание бумаги, во второй — на конструирование прямоугольника из деталей, в третьей- воспроизводит комбинацию предметов по фотографии. Подробно описаны критерии оценки пространственного расположения предметов.

Зрительно-моторная координация и праксис:

Этот субтест включает четыре серии, диагностирующие состояние произвольной координации глаз: прослеживание, фиксация взора при движении головы, быстрая зрительная локализация, запоминание движений глаз специалиста и повторение их по памяти. Кроме точности выполнения оценивается плавность и содружественные движения глаз, способность изолировать движения глаз от движения головы.

Праксис: серия движений: Ребенок запоминает серию движений, которые показывает специалист (2-5 движений). Все позы отражены на тестовом бланке в виде рисунков. Критерии оценки -точность воспроизведения и сохранение порядка поз.

Праксис: позы. Ребенок копирует позы, которые демонстрирует специалист. В первой серии -позы рук в положении сидя, во второй серии-позы кистей рук и пальцев, в третьей серии мимические движения лица. Основным критерием оценки служит точность копирования.

I.I  Результаты исследования зрительного гнозиса и зрительно -моторной координации у детей с РАС (расстройством аутистического спектра)

     Большая часть фиксируемых показателей оказалась недоступной для учащихся в начале года. При первичной диагностике в сентябре 2021г. были отмечены низкие результаты по всем критериям.

Результаты исследования в конце года показали, что у абсолютного большинства диагностируемых учащихся (18 человек- 100%) наблюдается положительная динамика. Динамика по учащимся отражена в таблице  1 и наглядно представлена на диаграмме 1.

Таблица 1

Динамика

Баллы

Кол-во (чел.)

Кол-во (%)

1

Отрицательная динамика

0

-

-

2

Отсутствие динамики

1

-

-

3

Незначительная динамика

2

1 чел

5.6%

4.1

Удовлетворительная динамика

3

5чел.

27,6%

4.2

Выраженная и стойкая положительная динамика

4

              12чел

                66.9%

    Диаграмма 1

По параметру «Зрительно-моторная координация» положительная динамика наблюдается у 67% учащихся. У 27,7% динамика удовлетворительная. Отрицательная и отсутствующая динамика не выявлена.

Положительная динамика в зрительно-моторной координации у детей с РАС говорит о том, что у большинства учащихся существенно улучшилось согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.

По результатам работы у учащихся с РАС значительно улучшились показатели зрительного восприятия сенсорных стимулов, произвольного внимания и зрительно-моторной координации.

К концу учебного года более учащихся способны воспринимать зрительные стимулы и сохранять удовлетворительную работоспособность в течение учебной деятельности на уроке.

     5,5% имеет низкую скорость переработки зрительной информации, низкую внимательность и работоспособность.

Характер проявления низкой потребности в зрительной стимуляции следующий:

- нестойкость, недифференцированность зрительного внимания ;

- неспособность выделять из зрительного поля не только заданный признак, но и сам объект

- быстрая потеря объекта, отвлечение на другие объекты, «зрительное скольжение»;

- избегание яркого света;

- «залипание» на картинках;

- рассматривание через преграду (пальцы, ленточки, веревочки)

Возможные причины:

- Нарушение зрительного восприятия, так же, как и слухового, тесно связаны с нарушением фильтрации информации;

- Неспособность к контролируемой, целенаправленной деятельности, произвольности действий (мотивации, планирования, контроля)

- Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы;

- Высокий уровень личностной тревожности;

- Психофизиологические особенности детей.

Таким образом, результаты исследования показали, что среди учащихся с РАС наблюдается увеличение количества со средним и высоким уровнем зрительного восприятия и произвольного внимания, и зрительно-моторной координации, а также уменьшение количества детей с низкими показателями. Полученные данные говорят о положительной динамике в формировании предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.

I.II  Результаты исследования зрительного гнозиса и зрительно- моторной координации у детей с ТМНР

      Самые низкие суммы баллов были отмечены в начале года. Однако, в постадаптационный период, суммы баллов незначительно выросли. В результате исследования в течение года большая часть учащихся показала изменение показателей. Дети, которые продолжили в этом году работу с альтернативной коммуникацией, показали наиболее хорошие результаты.

В результате исследования в конце года этот результат сохранился у 3 диагностируемых учащихся (5 человек- 100%). Динамика по учащимся отражена в таблице 2

Таблица 2

Динамика

Баллы

Кол-во (чел.)

Кол-во (%)

1

Отрицательная динамика

0

-

-

2

Отсутствие динамики

1

2 чел

40%

3

Незначительная динамика

2

1 чел

20%

4.1

Удовлетворительная динамика

3

 2 чел.

40%

4.2

Выраженная и стойкая положительная динамика

4

                  -

-

     

Диаграмма 2

В связи с психофизическими особенностями большинства детей в этой нозологической подгруппе, динамика развития слабая. Большая часть параметров находится на низком уровне. Самую низкую динамику и ее отсутствие можно отметить у обучающихся с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата и тяжелой умственной отсталостью. В группе ТМНР 5 человек детей (100 %), из них 3 человек (40%) показали положительную динамику. Однако остальные 40% учащихся динамику в течение года не показали. Работу в данном направлении необходимо продолжить.

           Основные трудности связаны с установкой зрительного контакта, отсутствием интереса к сверстникам, отсутствие речи. Кроме отсутствия речи, у учащихся наблюдается невозможность поддерживать зрительный контакт, проявлять интерес к взаимодействию, они имеют низкую скорость переработки зрительной информации, низкую внимательность и работоспособность.

Характер проявления низкой потребности в зрительной стимуляции, следующий:

- нестойкость, недифференцированность зрительного внимания;

- неспособность выделять из зрительного поля не только заданный признак, но и сам объект

- быстрая потеря объекта, отвлечение на другие объекты, «зрительное скольжение»;

- избегание яркого света;

- «залипание» на картинках;

- рассматривание через преграду (пальцы, ленточки, веревочки)

Возможные причины:

- Нарушение зрительного восприятия, так же как и слухового, тесно связаны с нарушением фильтрации информации;

- Неспособность к контролируемой , целенаправленной деятельности,  произвольности действий (мотивации, планирования, контроля)

- Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы;

- Высокий уровень  личностной тревожности;

- Психо-физиологические особенности детей.

Таким образом, результаты исследования показали, что среди учащихся с ТМНР наблюдается незначительное увеличение количества со средним и высоким уровнем зрительного восприятия и произвольного внимания,  и зрительно-моторной координации, а также уменьшение количества детей с низкими показателями.

I.III Результаты исследования зрительного гнозиса и зрительно-моторной координации у детей с ЗПР

Низкие суммы баллов в этой нозологической группе были отмечены только в начале года. В пост адаптационный период, суммы баллов значительно выросли. В результате исследования в течение года большая часть учащихся показали стойкие изменения показателей в лучшую сторону. В результате исследования в конце года этот результат сохранился у абсолютного большинства диагностируемых учащихся (8 человек- 100%).

Динамика по учащимся отражена в таблице 3.

Таблица 3

Динамика

Баллы

Кол-во (чел.)

Кол-во (%)

1

Отрицательная динамика

0

-

-

2

Отсутствие динамики

1

-

-

3

Незначительная динамика

2

1 чел

9.8%

4.1

Удовлетворительная динамика

3

 3 чел.

29.3%

4.2

Выраженная и стойкая положительная динамика

4

               4 чел

61%

     

Диаграмма 3

   

По результатам исследования 100% учащихся (8 человек) показали увеличение динамики. Выраженная и стойкая положительная динамика выявлена у %** человек, удовлетворительная у ** детей и только 8% (1 ребенок) на конец года показал незначительную динамику.

Положительная динамика в зрительно-моторной координации у данной нозологической группы говорит о том, что у большинства учащихся существенно улучшилось согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.

I.IV Результаты исследования зрительного гнозиса и зрительно-моторной координации у детей с интеллектуальными нарушениями и синдромом Дауна

По результатам исследования все дети в этой нозологической группе показали незначительное увеличение динамики. Данная сфера слабая сторона учащихся в этом классе. Работу в данном направлении необходимо продолжить.

В результате исследования в конце года этот результат так же сохранился у диагностируемых учащихся (3 человека- 100%). Динамика по учащимся отражена в таблице 4

Таблица 4

Динамика

Баллы

Кол-во (чел.)

Кол-во (%)

1

Отрицательная динамика

0

-

-

2

Отсутствие динамики

1

-

-

3

Незначительная динамика

2

1 чел

33.3%

4.1

Удовлетворительная динамика

3

 2 чел.

66.7%

4.2

Выраженная и стойкая положительная динамика

4

                  -

-

     

Диаграмма 4

Самые низкие суммы баллов были отмечены в начале года. Однако, в пост адаптационный период, суммы баллов выросли. Так же следует отметить, что динамика в течении года связана с включением в работу системы дополнительной альтернативной коммуникации «PECS.

                                                                         Аналитическая справка

о результатах психодиагностического обследования

обучающихся проходящих коррекционно-развивающие занятия по сенсорной интеграции. Слуховое восприятие.

          Цель: оценить уровень слухового восприятия у детей с РАС, ТМНР, ЗПР, синдромом Дауна и детей с интеллектуальными нарушениями.

Проводила: педагог-психолог, клинический психолог Бутова С.В.

Дата обследования: сентябрь 2021 г.; май 2022 г.

Для психодиагностического обследования детей использовались следующие методы и методики:

  • метод наблюдения;
  • психодиагностическая беседа;
  •  Субтесты EASI (оценка сенсорных функций и праксиса у детей 3-12 лет по Дж.Айрес)
  1. Слуховое восприятие: локализация
  2. Дифференциация речевых и неречевых бытовых шумов,
  3. Развитие слуховой и слухо - речевой памяти, развитие восприятия и воспроизведения ритмов и мелодий, опознание интонаций, «эмоционального слуха».

По результатам обследования были разработаны рекомендации педагогам по коррекционно-развивающему сопровождению, а также даны рекомендации родителям обучающихся.

II. Результаты исследования. Оценка слухового восприятия у детей с РАС, ТМНР, ЗПР, синдромом Дауна и детей с интеллектуальными нарушениями.

Для оценки использовались определенные параметры. Понимание простых и составных инструкций. При выполнении каждого субтеста ребенок проходит предварительное обучающее задание. В результате специалист, проводящий диагностику, убеждается, что ребенку ясно задание и способ его выполнения.

Слуховое восприятие: локализация

Ребенок показывает, с какой стороны он слышал звук, а также определяет количество звуков.

Для оценки использовались определенные параметры.

Дифференциация речевых и неречевых бытовых шумов: ребенок определяет какой он слышал звук и откуда он.

Развитие слуховой и слухо - речевой памяти, развитие восприятия и воспроизведения ритмов и мелодий, опознание интонаций, «эмоционального слуха».

II.I  Результаты слухового восприятия у детей с РАС (расстройством аутистического спектра)

     Большая часть фиксируемых показателей оказалась доступной для учащихся. Самые низкие суммы баллов были отмечены в начале года. Однако, в пост адаптационный период, суммы баллов значительно выросли. В результате исследования в конце года этот результат сохранился у абсолютного большинства диагностируемых учащихся (18 человек- 100%). Динамика по учащимся отражена в таблице 5

Таблица 5

Динамика

Баллы

Кол-во (чел.)

Кол-во (%)

1

Отрицательная динамика

0

-

-

2

Отсутствие динамики

1

-

-

3

Незначительная динамика

2

1 чел

5%

4.1

Удовлетворительная динамика

3

5чел.

28,6%

4.2

Выраженная и стойкая положительная динамика

4

              12чел

66,4%

     Диаграмма 5

                               

По параметру «Слуховое восприятие» положительная динамика наблюдается у 66,4% учащихся. У 5% динамика неустойчивая. Отрицательная и отсутствующая динамика не выявлена. К концу учебного года около учащихся способны воспринимать слуховые стимулы и сохранять удовлетворительную работоспособность в течение учебной деятельности на уроке. 5% учащихся имеют низкую скорость переработки слуховой информации, низкую внимательность и работоспособность.

Характер проявления низкой потребности в слуховой стимуляции, следующий:

- нестойкость, недифференцированность слухового внимания;

- гиперчувствительность к определенным звукам и звукам вообще;

- избирательность слухового восприятия ребенка;

- быстрая потеря объекта, отвлечение на другие объекты;

- избегание громких звуков;

Возможные причины:

- Нарушение слухового восприятия тесно связаны с нарушением фильтрации информации;

- Неспособность к контролируемой, целенаправленной деятельности, произвольности действий (мотивации, планирования, контроля)

- Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы;

- Высокий уровень личностной тревожности;

- Психофизиологические особенности детей.

Таким образом, результаты исследования показали, что среди учащихся с РАС наблюдается увеличение количества со средним и высоким уровнем слухового восприятия, а также уменьшение количества детей с низкими показателями. Полученные данные говорят о положительной динамике в формировании предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.

II.II  Результаты исследования слухового восприятия у детей с ТМНР

         Самые низкие суммы баллов были отмечены в начале года. Однако, в постадаптационный период, суммы баллов незначительно выросли. В результате исследования в течение года большая часть учащихся показали изменение показателей. Дети, которые продолжили в этом году работу с альтернативной коммуникации, показали наиболее хорошие результаты. В результате исследования в конце года этот результат сохранился у 3 диагностируемых учащихся (5 человек- 100%). Динамика по учащимся отражена в таблице 6.

Таблица 6

Динамика

Баллы

Кол-во (чел.)

Кол-во (%)

1

Отрицательная динамика

0

-

-

2

Отсутствие динамики

1

2 чел

40%

3

Незначительная динамика

2

1 чел

20%

4.1

Удовлетворительная динамика

3

 2 чел.

40%

4.2

Выраженная и стойкая положительная динамика

4

                  -

     

Диаграмма 6

В связи с психофизическими особенностями большинства детей в этой нозологической подгруппе, динамика развития незначительная. Большая часть параметров находится на низком уровне. Самую низкую динамику и ее отсутствие можно отметить у обучающихся с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата и тяжелой умственной отсталостью. В группе ТМНР 5 человек детей (100%), 3 человек показали положительную динамику. Однако 2 учащихся динамику в течение года не показали. Работу в данном направлении необходимо продолжить.

          Основные трудности связаны с определением слухового раздражителя, отсутствием интереса к нему, отсутствие речи. Кроме отсутствия речи, у учащихся наблюдается невозможность поддерживать контакт, проявлять интерес к взаимодействию, они имеют низкую скорость переработки слуховой информации, низкую внимательность и работоспособность.

Характер проявления низкой потребности в слуховой стимуляции следующий:

- нестойкость, недифференцированность слухового внимания;

- гиперчувствительность к определенным звукам и звукам вообще;

- избирательность слухового восприятия ребенка;

- быстрая потеря объекта, отвлечение на другие объекты;

- избегание громких звуков;

Возможные причины:

- Нарушение слухового восприятия тесно связаны с нарушением фильтрации информации;

- Неспособность к контролируемой, целенаправленной деятельности, произвольности действий (мотивации, планирования, контроля)

- Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы;

- Высокий уровень личностной тревожности;

- Медико-психо-физиологические особенности детей.

Таким образом, результаты исследования показали, что среди учащихся с ТМНР наблюдается увеличение количества со средним и высоким уровнем слухового восприятия, а также уменьшение количества детей с низкими показателями. Полученные данные говорят о положительной динамике в формировании предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.

II.III Результаты исследования слухового восприятия у детей с ЗПР

Низкие суммы баллов были отмечены только в начале года. В пост адаптационный период, суммы баллов значительно выросли. В результате исследования в течение года большая часть учащихся показали стойкие изменения показателей в лучшую сторону. В результате исследования в конце года этот результат сохранился у абсолютного большинства диагностируемых учащихся (8 человек- 100%).

Динамика по учащимся отражена в таблице 7 и наглядно представлена на диаграмме 7.

Таблица 7

Динамика

Баллы

Кол-во (чел.)

Кол-во (%)

1

Отрицательная динамика

0

-

-

2

Отсутствие динамики

1

-

-

3

Незначительная динамика

2

1 чел

12.5%

4.1

Удовлетворительная динамика

3

 3 чел.

37.5%

4.2

Выраженная и стойкая положительная динамика

4

               4 чел

50%

     

Диаграмма 7

По результатам исследования 8 человек (100%) учащихся показали увеличение динамики. Выраженная и стойкая положительная динамика выявлена у 4 человек (50%), удовлетворительная у 3 детей и только 1 ребенок на конец года показал незначительную динамику.

Положительная динамика в слуховом восприятии у данной нозологической группы говорит о том, что у большинства учащихся существенно улучшился слуховой гнозис, определение (локализация) звука и дифференциация речевых и неречевых бытовых шумов, опознание интонаций, «эмоционального слуха».

II.IV Результаты исследования слухового восприятия у детей с интеллектуальными нарушениями и синдромом Дауна

По результатам исследования все дети в этой нозологической группе показали увеличение динамики. Данная сфера среди учащихся в этой нозологической группе показала в большей своей части удовлетворительную динамику. В результате исследования в конце года этот результат так же улучшился у диагностируемых учащихся (3 человека- 100%).

 Динамика по учащимся отражена в таблице 8 и на диаграмме 8.

                                                                                                                                                                    Таблица 8

Динамика

Баллы

Кол-во (чел.)

Кол-во (%)

1

Отрицательная динамика

0

-

-

2

Отсутствие динамики

1

-

-

3

Незначительная динамика

2

1 чел

33,3%

4.1

Удовлетворительная динамика

3

 2 чел.

66,7%

4.2

Выраженная и стойкая положительная динамика

4

                  -

-

     

Диаграмма 8

         Самые низкие суммы баллов были отмечены в начале года. Однако, в пост адаптационный период, суммы баллов выросли. Также следует отметить, что динамика в течении года связана с включением в работу системы дополнительной альтернативной коммуникации «PECS». 

Аналитическая справка

о результатах психодиагностического обследования

обучающихся проходящих коррекционно-развивающие занятия по сенсорной интеграции. Тактильный и проприоцептивный гнозис.

          Цель: оценить уровень развития тактильного гнозиса и проприоцептивного гнозиса у детей с РАС, ТМНР, ЗПР, синдромом Дауна и детей с интеллектуальными нарушениями.

Проводила: педагог-психолог, клинический психолог Бутова С.В.

Дата обследования: сентябрь 2021 г.; май 2022 г.

Для психодиагностического обследования детей использовались следующие методы и методики:

  • метод наблюдения;
  • психодиагностическая беседа;
  •  Субтесты EASI (оценка сенсорных функций и праксиса у детей 3-12 лет по Дж.Айрес)
  1. Проприоцепция: сила
  2. Проприоцепция: восприятие позиции сустава
  3. Тактильное восприятие: локализация
  4. Тактильное восприятие: «рисунок» на коже
  5. Тактильное восприятие: формы

         По результатам обследования были разработаны рекомендации педагогам по коррекционно-развивающему сопровождению, а также даны рекомендации родителям обучающихся.

III. Результаты исследования. Оценка тактильного и проприоцептивного восприятия у детей с РАС, ТМНР, ЗПР, синдромом Дауна и детей с интеллектуальными нарушениями.

Для оценки использовались определенные параметры. Понимание простых и составных инструкций. При выполнении каждого субтеста ребенок проходит предварительное обучающее задание. В результате специалист, проводящий диагностику, убеждается, что ребенку ясно задание и способ его выполнения.

Проприоцепция: сила. В этом субтесте измеряется один из параметров проприоцепции -способность дозировать силу воздействия на объект. Для этого ребенку предлагается закрасить круг, используя сильный или слабый нажим, по заданию.

Проприоцепция: восприятие позиции сустава. Оригинальная методика оценки проприоцепции. Ребенок выполняет графические задания, опираясь на память о положении сустава (степень разгибания локтевого сустава). Оценивается точность выполнения и обмен информацией между правой и левой сторонами тела.

Тактильное восприятие: локализация. Ребенок показывает место на кисти или предплечье, где было сделано прикосновение. Специалист наносит одно или два прикосновения. Оценивается дифференциация прикосновений и точность локализации стимула.

Тактильное восприятие: «рисунок» на коже. В этом субтесте специалист «рисует» на коже рук ребенка абстрактные фигуры, а ребенок должен зарисовать их. Субтест включает подробную таблицу оценки качества рисунков.

Тактильное восприятие: формы.  Для проведения этого субтеста используются пластиковые объемные фигуры, распечатанные на 5D принтере. Ребенок получает фигуру образец и наощупь выбирает аналогичную фигуру среди других.

III.I  Результаты оценки тактильного и проприоцептивного восприятия у детей с РАС (расстройством аутистического спектра)

Большая часть субтестов в начале года оказались недоступной для учащихся. Самые низкие суммы баллов были отмечены именно в начале года. Однако, в пост адаптационный период, суммы баллов значительно выросли. В результате исследования в конце года этот результат сохранился у абсолютного большинства диагностируемых учащихся (18 человек- 100%).

Динамика по учащимся отражена в таблице 9 и на диаграмме 9.

Таблица 9

Динамика

Баллы

Кол-во (чел.)

Кол-во (%)

1

Отрицательная динамика

0

-

-

2

Отсутствие динамики

1

-

-

3

Незначительная динамика

2

1 чел

5,5%

4.1

Удовлетворительная динамика

3

5чел.

28,1%

4.2

Выраженная и стойкая положительная динамика

4

              12чел

66,3%

     

Диаграмма 9

По параметру «Тактильный и проприоцептивный гнозиз» у 66,3% учащихся наблюдается выраженная и стойкая положительная динамика. У 5,5% наблюдается незначительная динамика. Отрицательная и отсутствующая динамика не выявлена.

К концу учебного года около учащихся способны воспринимать тактильные и проприоцептивные стимулы и сохранять удовлетворительную работоспособность в течение  учебной деятельности на уроке.  5,5% учащихся имеют низкую скорость переработки тактильной информации, низкую внимательность и работоспособность.

Характер проявления низкой потребности в тактильной и пропроцептивной сфере следующий:

- нестойкость, недифференцированность тактильных ощущений;

- малая амплитуда в движениях;

- избегание телесного контакта;

-неуверенность при нахождении среди людей;

- избегание физического напряжения;

- быстрая потеря объекта, отвлечение на другие объекты;

- избегание сильных ощущений;

Возможные причины:

- Нарушение, тактильного и проприоцептивного восприятия тесно связаны с нарушением фильтрации информации;

- Неспособность к контролируемой ,целенаправленной деятельности,  произвольности действий (мотивации, планирования, контроля);

- Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы;

- Высокий уровень личностной тревожности (страх прикосновений);

- Психо-физиологические особенности детей.

Таким образом, результаты исследования показали, что среди учащихся с РАС наблюдается увеличение количества со средним и высоким уровнем тактильного и проприоцептивного восприятия, а также уменьшение количества детей с низкими показателями. Положительная динамика в тактильном и проприоцептивном восприятии у данной нозологической группы говорит о том, что у большинства учащихся существенно улучшилось определение и ощущение от положения своего тела, суставов, стало появляться понимание и ощущение скорости, силе движения, бессознательная осведомленность о позиции и движении через рецепторы в мышцах, сухожилиях и суставах, пропал страх  или избегание определенных тактильных ощущений, уменьшилась крайняя осторожность к новым предметам, уменьшилась брезгливость и избирательность в еде, связанная с консистенцией , температурой или текстурой пищи.

III.II Результаты исследования тактильного и проприоцептивного восприятия у детей с ТМНР

            Для оценки использовались определенные параметры. Понимание простых и составных инструкций. При выполнении каждого субтеста ребенок проходит предварительное обучающее задание. В результате специалист, проводящий диагностику, убеждается, что ребенку ясно задание и способ его выполнения.

Большая часть субтестов в начале года оказались недоступной для учащихся. По итогам сравнительного анализа первичной и вторичной диагностики можно сделать вывод, что у учащихся наблюдается незначительная положительная динамика. В результате исследования в течение года большая часть учащихся показали изменение показателей. Дети, которые продолжили в этом году работу с альтернативной коммуникацией, показали наиболее хорошие результаты.

В результате исследования в конце года этот результат сохранился у 3 диагностируемых учащихся (5 человек- 100%).

Динамика по учащимся отражена в таблице 10.

Таблица 10

Динамика

Баллы

Кол-во (чел.)

Кол-во (%)

1

Отрицательная динамика

0

-

-

2

Отсутствие динамики

1

2 чел

40%

3

Незначительная динамика

2

1 чел

20%

4.1

Удовлетворительная динамика

3

 2 чел.

40%

4.2

Выраженная и стойкая положительная динамика

4

                  -

-

     

Диаграмма 10

         В связи с психофизическими особенностями большинства детей в этой нозологической подгруппе, динамика развития незначительная. Большая часть параметров находится на незначительном уровне подъёма. Самую низкую динамику и ее отсутствие можно отметить у обучающихся с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата и тяжелой умственной отсталостью. В группе ТМНР 5 человек детей (100%), 3 человека( 40%) показали положительную динамику. Однако 2 учащихся (20%)  динамику в течение года не показали. Работу в данном направлении необходимо продолжить.

Основные трудности связаны с определением и силой воздействия тактильных и проприоцептивных раздражителей, отсутствием интереса к ним, отсутствием речи. Кроме отсутствия речи, у учащихся наблюдается невозможность поддерживать контакт, проявлять интерес к взаимодействию, они имеют низкую скорость переработки тактильной и проприоцептивной информации, низкую внимательность и работоспособность.

Характер проявления низкой потребности в тактильной и пропроцептивной сфере следующий:

- нестойкость, недифференцированность тактильных ощущений;

- малая амплитуда в движениях;

- избегание телесного контакта;

- неуверенность при нахождении среди людей;

- избегание физического напряжения;

- быстрая потеря объекта, отвлечение на другие объекты;

- избегание сильных ощущений (страх прикосновения);

Возможные причины:

- Нарушение тактильного и проприоцептивного восприятия тесно связаны с нарушением фильтрации информации;

- Неспособность к контролируемой, целенаправленной деятельности, произвольности действий (мотивации, планирования, контроля)

- Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы;

- Высокий уровень личностной тревожности (страх прикосновения);

- Психофизиологические особенности детей.

Таким образом, результаты исследования показали, что среди учащихся с РАС наблюдается увеличение количества со средним и высоким уровнем тактильного и проприоцептивного восприятия, а также уменьшение количества детей с низкими показателями. Полученные данные говорят о положительной динамике в формировании предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.

III.III Результаты исследования тактильного и проприоцептивного восприятия у детей с ЗПР

Низкие суммы баллов были отмечены только в начале года. В пост адаптационный период, суммы баллов значительно выросли. В результат исследования в течение года большая часть учащихся показали стойкие изменения показателей в лучшую сторону. В результате исследования в конце года этот результат сохранился у абсолютного большинства диагностируемых учащихся (8 человек- 100%).

Динамика по учащимся отражена в таблице 11.

Таблица 11

Динамика

Баллы

Кол-во (чел.)

Кол-во (%)

1

Отрицательная динамика

0

-

-

2

Отсутствие динамики

1

-

-

3

Незначительная динамика

2

1 чел

12,5%

4.1

Удовлетворительная динамика

3

 3 чел.

37,5%

4.2

Выраженная и стойкая положительная динамика

4

               4 чел

50%

     

Диаграмма 11

                                 

По результатам исследования 8 человек (100%) учащихся в классе показали увеличение динамики. Выраженная и стойкая положительная динамика выявлена у 4 человек (50%), удовлетворительная у 3 (37,5%) детей и только 1 ребенок (12.5%) на конец года показал незначительную динамику.

Положительная динамика в тактильном и проприоцептивном восприятии у данной нозологической группы говорит о том, что у большинства учащихся существенно улучшилось определение и ощущение от положения своего тела, суставов, стало появляться понимание и ощущение скорости, силе движения, бессознательная осведомленность о позиции и движении через рецепторы в мышцах, сухожилиях и суставах.

III.IV Результаты исследования тактильного и проприоцептивного восприятия у детей с интеллектуальными нарушениями и синдромом Дауна

По результатам исследования все дети в этой нозологической группе показали увеличение динамики. Данная сфера среди учащихся в этой нозологической группе показала в большей своей части удовлетворительную динамику.

В результате исследования в конце года этот результат так же улучшился у диагностируемых учащихся (3 человека- 100%). Динамика по учащимся отражена в таблице 12.

Таблица 12

Динамика

Баллы

Кол-во (чел.)

Кол-во (%)

1

Отрицательная динамика

0

-

-

2

Отсутствие динамики

1

-

-

3

Незначительная динамика

2

1 чел

33,3%

4.1

Удовлетворительная динамика

3

 2 чел.

66,7%

4.2

Выраженная и стойкая положительная динамика

4

                  -

-

     

Диаграмма 12

                      

Самые низкие суммы баллов были отмечены в начале года. Однако, в постадаптационный период, суммы баллов выросли. Также следует отметить, что динамика в течении года связана с включением в работу системы дополнительной альтернативной коммуникации «PECS». 

Положительная динамика в тактильном и проприоцептивном восприятии у данной нозологической группы говорит о том, что у большинства учащихся существенно улучшилось определение и ощущение от положения своего тела, суставов, стало появляться понимание и ощущение скорости, силе движения, бессознательная осведомленность о позиции и движении через рецепторы в мышцах, сухожилиях и суставах.

Аналитическая справка

о результатах психодиагностического обследования

обучающихся проходящих коррекционно-развивающие занятия по сенсорной интеграции.  Уровень развития вестибулярного аппарата.

Цель: оценить уровень развития вестибулярного аппарата у детей с РАС, ТМНР, ЗПР, синдромом Дауна и детей с интеллектуальными нарушениями.

Проводила: педагог-психолог, клинический психолог Бутова С.В.

Дата обследования: сентябрь 2021 г.; май 2022 г.

Для психодиагностического обследования детей использовались следующие методы и методики:

  • метод наблюдения;
  • психодиагностическая беседа;
  •  Субтесты EASI (оценка сенсорных функций и праксиса у детей 3-12 лет по Дж.Айрес)
  1. Баланс
  2. Билатеральная интеграция
  3. Вестибулярный нистагм

По результатам обследования были разработаны рекомендации педагогам по коррекционно-развивающему сопровождению, а также даны рекомендации родителям обучающихся.

III. Результаты исследования. Оценка уровня развития вестибулярного аппарата у детей с РАС, ТМНР, ЗПР, синдромом Дауна и детей с интеллектуальными нарушениями.

Для оценки использовались определенные параметры. Понимание простых и составных инструкций. При выполнении каждого субтеста ребенок проходит предварительное обучающее задание. В результате специалист, проводящий диагностику, убеждается, что ребенку ясно задание и способ его выполнения.

Баланс: В ходе выполнения заданий ребенок принимает стандартные позы (на двух ногах или одной ноге с открытыми или закрытыми глазами), а также совершает движения с переносом веса. Оценивается выравнивание корпуса -параметр, отражающий способность балансировать. Кроме того, учитываются наблюдения, собранные в ходе всего тестирования.

Билатеральная интеграция: Ребенку предлагается повторить за специалистом серию хлопков по коленям с чередованием правой и левой руки, а также шаги с чередованием правой и левой ноги. Точность выполнения, плавность и ритмичность- критерии оценки выполнения этого субтеста.

Вестибулярный нистагм: Измерение постротатного (послевращательного) вестибулярного нистагма -единственный валидный метод определения повышенной или пониженной вестибулярной чувствительности. В субтесте представлена классическая версия пробы, разработанная Дж. Айрес.

IV.I  Результаты оценки  уровня развития вестибулярного аппарата у детей с РАС (расстройством аутистического спектра)

Все задания имеют балльную систему оценивания. Описаны точные критерии выставления той или иной оценки. Существуют также параметры, которые оцениваются по результатам выполнения нескольких субтестов: это выравнивание головы и корпуса и сенсорная реактивность (т.е. признаки повышенной или пониженной сенсорной чувствительности).

Большая часть субтестов в начале года оказались недоступной для учащихся. Самые низкие суммы баллов были отмечены в начале года. Однако, в постадаптационный период, суммы баллов значительно выросли. В результате исследования в конце года этот результат сохранился у абсолютного большинства диагностируемых учащихся (18 человек- 100%).

Динамика по учащимся отражена в таблице 13.

Таблица 13

Динамика

Баллы

Кол-во (чел.)

Кол-во (%)

1

Отрицательная динамика

0

-

-

2

Отсутствие динамики

1

-

-

3

Незначительная динамика

2

1 чел

5,6%

4.1

Удовлетворительная динамика

3

5чел.

27,1%

4.2

Выраженная и стойкая положительная динамика

4

              12чел

67,3%

     Диаграмма 13

По параметру «Уровень развития вестибулярного аппарата» выраженная положительная динамика наблюдается у 67,3% учащихся, удовлетворительная динамика у 27,1% у 5,6% учащихся динамика неустойчивая.

К концу учебного года более половины учащихся способны уверенно перемещаться в пространстве, выполнять физические упражнения на баланс и координацию (пропал страх неустойчивых поверхностей), перестали избегать быстрой смены положения тела, перестали бояться отрывать ноги от земли и пола, начали прыгать и раскачиваться, вращаться и сохранять удовлетворительную работоспособность в течение  учебной деятельности на уроке. 5, 6% учащихся имеют низкую скорость переработки тактильной информации, низкую внимательность и работоспособность.

Характер проявления низкой потребности в вестибулярной стимуляции следующий:

- избегание или страх резких движений, смены положения тела;

- страх отрыва ног от земли или пола

- выраженная неуверенность при перемещении в пространстве;

-выполнение физических упражнений (особенно связанных, с положением головы и туловища в пространстве);

- малая амплитуда в движениях;

- неспособность или выраженные трудности с выполнением заданий на сбор предметов с пола, наклоны, обувание;

- избегание или крайняя осторожность к раскачиванию, поворачиванию, вращению;

- избегание или страх под собой мягких, пружинящих, неустойчивых поверхностей;

- негативное отношение или избегание вибрирующего воздействия;

Возможные причины:

- Нарушение работы вестибулярного аппарата тесно связаны с нарушением проприоцепции, зрительно -моторной координации, обработки и фильтрации информации;

- Неспособность к контролируемой, целенаправленной деятельности, произвольности действий (мотивации, планирования, контроля)

- Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы;

- Высокий уровень личностной тревожности (страх прикосновений);

- Медико-психо-физиологические особенности детей.

Таким образом, результаты исследования показали, что среди учащихся с РАС наблюдается увеличение количества со средним и высоким уровнем развития вестибулярного аппарата, а также уменьшение количества детей с низкими показателями. Положительная динамика в работе вестибулярного аппарата и в  проприоцептивном восприятии у данной нозологической группы говорит о том, что у большинства учащихся существенно улучшилось определение и ощущение от положения своего тела, суставов, стало появляться понимание и ощущение скорости, силе движения, бессознательная осведомленность о позиции и движении через рецепторы в мышцах и суставах, пропал страх  или избегание определенных тактильных ощущений, уменьшилась крайняя осторожность к новым предметам, уменьшился страх резких движений, смены положения тела; уменьшился страх отрыва ног от земли или пола, появилась уверенность при перемещении в пространстве и в выполнении физических упражнений (особенно связанных, с положением головы и туловища в пространстве), уменьшились трудности с выполнением заданий на сбор предметов с пола, делать наклоны, раскачиванию, поворачиванию, вращению, уменьшился  страх мягких, пружинящих, неустойчивых поверхностей.

IV.II Результаты исследования уровня развития вестибулярного аппарата у детей с ТМНР

Большая часть субтестов в начале года оказались недоступной для учащихся. Самые низкие суммы баллов были отмечены в начале года. Однако, в постадаптационный период, суммы баллов незначительно выросли. В результате исследования в течение года большая часть учащихся показали изменение показателей. Дети, которые продолжили в этом году работу с альтернативной коммуникацией, показали наиболее хорошие результаты.

В результате исследования в конце года этот результат сохранился у 3 диагностируемых учащихся (5 человек- 100%). Динамика по учащимся отражена в таблице 14.

Таблица 14

Динамика

Баллы

Кол-во (чел.)

Кол-во (%)

1

Отрицательная динамика

0

-

-

2

Отсутствие динамики

1

2 чел

40%

3

Незначительная динамика

2

1 чел

20%

4.1

Удовлетворительная динамика

3

 2 чел.

40%

4.2

Выраженная и стойкая положительная динамика

4

                  -

-

     

Диаграмма 14

В связи с психофизическими особенностями большинства детей в этой нозологической подгруппе, динамика развития незначительная. Большая часть параметров находится на незначительном уровне подъёма. Самую низкую динамику и ее отсутствие можно отметить у обучающихся с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата и тяжелой умственной отсталостью. В группе ТМНР 5 человек детей, 3 человек показали положительную динамику. Однако 2 учащихся динамику в течение года не показали. Работу в данном направлении необходимо продолжить.

           Основные трудности связаны с установкой зрительного контакта, определением и силой воздействия тактильных раздражителей, отсутствием интереса к ним, отсутствием речи. Кроме отсутствия речи, у учащихся наблюдается выраженная сложность поддерживать любой контакт, проявлять интерес к взаимодействию, они имеют низкую скорость переработки тактильной и проприоцептивной информации, низкую скорость переработки зрительной информации низкую внимательность и работоспособность.

Характер проявления низкой потребности в вестибулярной стимуляции следующий:

- избегание или страх резких движений, смены положения тела;

- страх отрыва ног от земли или пола

- выраженная неуверенность при перемещении в пространстве;

-выполнение физических упражнений (особенно связанных, с положением головы и туловища в пространстве);

- малая амплитуда в движениях;

- неспособность или выраженные трудности с выполнением заданий на сбор предметов с пола, наклоны, обувание;

- избегание или крайняя осторожность к раскачиванию, поворачиванию, вращению;

- избегание или страх под собой мягких, пружинящих, неустойчивых поверхностей;

- негативное отношение или избегание вибрирующего воздействия;

Возможные причины:

- Нарушение работы вестибулярного аппарата тесно связаны с нарушением проприоцепции, зрительно -моторной координации, обработки и фильтрации информации;

- Неспособность к контролируемой, целенаправленной деятельности, произвольности действий (мотивации, планирования, контроля)

- Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы;

- Высокий уровень личностной тревожности (страх прикосновений);

- Медико-психо-физиологические особенности детей.

IV.III Результаты исследования развития вестибулярного аппарата у детей с ЗПР

Низкие суммы баллов были отмечены только в начале года. В пост адаптационный период, суммы баллов значительно выросли. В результат исследования в течение года большая часть учащихся показали стойкие изменения показателей в лучшую сторону. В результате исследования в конце года этот результат сохранился у абсолютного большинства диагностируемых учащихся (8 человек- 100%).

Динамика по учащимся отражена в таблице 15.

Таблица 15

Динамика

Баллы

Кол-во (чел.)

Кол-во (%)

1

Отрицательная динамика

0

-

-

2

Отсутствие динамики

1

-

-

3

Незначительная динамика

2

1 чел

12,5%

4.1

Удовлетворительная динамика

3

 3 чел.

37,5%

4.2

Выраженная и стойкая положительная динамика

4

               4 чел

50%

     

Диаграмма 15

По результатам исследования 8 человек учащихся в группе показали увеличение динамики. Выраженная и стойкая положительная динамика выявлена у 4 человек, удовлетворительная у 3 детей и только 1 ребенок на конец года показал незначительную динамику.

Положительная динамика в работе вестибулярного аппарата и проприоцепции у данной нозологической группы говорит о том, что у большинства учащихся существенно улучшилось определение и ощущение от положения своего тела, суставов, стало появляться понимание и ощущение скорости, силе движения, бессознательная осведомленность о позиции и движении через рецепторы в мышцах, сухожилиях и суставах, пропал страх  или избегание определенных тактильных ощущений, уменьшилась крайняя осторожность к новым предметам, уменьшился страх резких движений, смены положения тела; уменьшился страх отрыва ног от земли или пола, появилась уверенность при перемещении в пространстве и в выполнении физических упражнений ( особенно связанных, с положением головы и туловища в пространстве), уменьшились трудности с выполнением заданий на сбор предметов с пола, делать наклоны, раскачиванию, поворачиванию, вращению, уменьшился  страх мягких, пружинящих, неустойчивых поверхностей.

IV.IV Результаты исследования уровня развития вестибулярного аппарата у детей с интеллектуальными нарушениями и синдромом Дауна

По результатам исследования все дети в этой нозологической группе показали увеличение динамики. Данная сфера среди учащихся в этой нозологической группе показала в большей своей части удовлетворительную динамику. В результате исследования в конце года этот результат так же улучшился у диагностируемых учащихся (3 человека- 100%). Динамика по учащимся отражена в таблице 16

Таблица 16

Динамика

Баллы

Кол-во (чел.)

Кол-во (%)

1

Отрицательная динамика

0

-

-

2

Отсутствие динамики

1

-

-

3

Незначительная динамика

2

1 чел

33,3%

4.1

Удовлетворительная динамика

3

 2 чел.

66,7%

4.2

Выраженная и стойкая положительная динамика

4

                  -

-

     

Диаграмма 16

     

Самые низкие суммы баллов были отмечены в начале года. Однако, в пост адаптационный период, суммы баллов выросли. Так же следует отметить, что динамика в течении года связана с включением в работу системы дополнительной альтернативной коммуникации «PECS». 

Положительная динамика в работе вестибулярного аппарата и проприоцепции у данной нозологической группы говорит о том, что у большинства учащихся  улучшилось определение и ощущение от положения своего тела, суставов, стало появляться понимание и ощущение скорости, силе движения, бессознательная осведомленность о позиции и движении через рецепторы в мышцах, сухожилиях и суставах, пропал страх  или избегание определенных тактильных ощущений, уменьшилась осторожность к новым предметам, уменьшился страх резких движений, смены положения тела; уменьшился страх отрыва ног от земли или пола, появилась уверенность при перемещении в пространстве и в выполнении физических упражнений (особенно связанных, с положением головы и туловища в пространстве, пропал страх переобувания), уменьшились трудности с выполнением заданий на сбор предметов с пола, делать наклоны, раскачиванию, поворачиванию, вращению, уменьшился  страх мягких, пружинящих, неустойчивых поверхностей.

Выводы по итогам наблюдения учащихся

Оценка сенсорных функций и праксиса является одной из ключевых задач нейропсихологической диагностики в детском возрасте. Именно функции обработки сенсорной информации и движения являются базовыми по отношению к другим психическим функциям. Точная диагностика нарушений или незрелости этих функций позволяет построить наиболее эффективную программу коррекционно-развивающих занятий с ребенком.

По параметру «Зрительный гнозис, зрительно-моторная координация» превалирует положительная динамика. Положительная динамика в зрительно-моторной координации говорит о том, что у большинства учащихся существенно улучшилось согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.

По параметру «Слуховое восприятие» положительная динамика преобладает. Положительная динамика говорит о том, что у большинства учащихся существенно улучшился слуховой гнозис, определение (локализация) звука и дифференциация речевых и неречевых бытовых шумов, опознание интонаций, «эмоционального слуха».

По параметру «Тактильный и проприоцептивный гнозис» наблюдается стойкая выраженная положительная динамика. Положительная динамика говорит о том, что в тактильном и проприоцептивном восприятии у большинства учащихся существенно улучшилось определение и ощущение от положения своего тела, суставов, стало появляться понимание и ощущение скорости, силе движения, бессознательная осведомленность о позиции и движении через рецепторы в мышцах, сухожилиях и суставах, пропал страх  или избегание определенных тактильных ощущений, уменьшилась крайняя осторожность к новым предметам, уменьшилась брезгливость и избирательность в еде, связанная с консистенцией , температурой или текстурой пищи.

По параметру «Развитие вестибулярного аппарата» так же наблюдается положительная динамика, которая ярко выражена у детей с ЗПР. Положительная динамика в работе вестибулярного аппарата и проприоцепции у данной нозологической группы говорит о том, что у большинства учащихся существенно улучшилось определение и ощущение от положения своего тела, суставов, стало появляться понимание и ощущение скорости, силе движения, бессознательная осведомленность о позиции и движении через рецепторы в мышцах, сухожилиях и суставах, пропал страх  или избегание определенных тактильных ощущений, уменьшилась крайняя осторожность к новым предметам, уменьшился страх резких движений, смены положения тела; уменьшился страх отрыва ног от земли или пола, появилась уверенность при перемещении в пространстве и в выполнении физических упражнений (особенно связанных, с положением головы и туловища в пространстве), уменьшились трудности с выполнением заданий на сбор предметов с пола, делать наклоны, раскачиванию, поворачиванию, вращению, уменьшился  страх мягких, пружинящих, неустойчивых поверхностей.

По результатам сравнительного анализа занятий с применением метода сенсорной интеграции в разных нозологических группах можно вывести общий индекс успешности динамики сенсорного развития. Индекс успешности выводится по критерию повышенной стойкой положительной динамики и представлен на диаграмме 17.

Диаграмма 17

        Наиболее выражена стойкая положительная динамика у нозологических групп с детьми с РАС и ЗПР.

Общие рекомендации педагогам по работе с учащимися:

  1. Соблюдать режим отдыха и следовать визуальному расписанию учащихся.
  2. При малейших признаках пресыщения предлагать смену деятельности.
  3. Поощрять активность ребенка и дать больше возможностей выполнить задание самостоятельно.
  4. Хвалить за позитивные модели поведения
  5. Использовать индивидуальную систему оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями
  6. Создавать ситуации успеха.
  7. Использовать четкие указания и простые инструкции, поэтапно разъяснять задание.
  8. Учить перспективному планированию своей деятельности.

«20» июня 2022

Педагог-психолог, клинический психолог                                                  Бутова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка-отчет педагога-психолога по результатам диагностики учащихся 4 классов в рамках внедрения ФГОС

В статье даётся отчёт о том, какие методы диагностики были использованы школьным психологом в ходе исследования, а также о том, какие результаты были получены....

Сенсорная интеграция, как метод работы с детьми с ОВЗ

В последнее время все чаще используется сенсорная интеграция в работе с детьми с ОВЗ...

программа для собрания по внедрению метода сенсорной интеграции

                                                      ...