Рекомендации педагогам по формированию положительной мотивации у детей
план-конспект по психологии

Матенко Ольга Владимировна

Мотивация учения есть комплекс факторов, определяющих мотивационную тенденцию учащегося, которая  в зависимости от его образовательных намерений и внешних причин может активизировать, либо тормозить его учебную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам по формированию положительной мотивации у детей

Мотивация учения есть комплекс факторов, определяющих мотивационную тенденцию учащегося, которая  в зависимости от его образовательных намерений и внешних причин может активизировать, либо тормозить его учебную деятельность.

Рекомендации:

1.Организация обучения, при которой учащиеся вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, а также разрешает ситуации проблемного характера.
2.Производительный и учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация, использование однообразных методов и приемов при проведении занятий, однообразные способы действий быстро вызывают скуку. Необходима смена видов деятельности и применение разнообразных приемов и методов мотивации, а также форм работы: индивидуальной, парной, групповой и фронтальной.
3.Для появления интереса к учению необходимо понимание ее нужности, важности, целесообразности изучения конкретного материала, конкретных разделов для использования знаний, умений и навыков учащимися в дальнейшей жизни после выпуска.
4.Чем больше новый материал увязан с усвоенными ранее знаниями, приобретенным ранее опытом, тем он интереснее для учащихся, тем больше их мотивация.
5.Слишком легкие, слишком трудные задания не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
6.Чем чаще проверяется и оценивается работа учащихся, тем большее желание они испытывают к процессу работы. Здесь важна также и самооценка, взаимооценка как социальный мотив, сравнение изделий с образцами, словесное оценивание учителем, похвала и т.д. Через создание ситуаций успеха повышается статус учащегося в классе.
7.Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя.
8.Практика убеждает что, что результативность выполненной учебной работы ведет не только к удовлетворению учащихся, но и мотивирует их к дальнейшему повышению эффективности своего труда.
10.В общении с учащимися исключите из лексикона фразы- убийцы:
*Так дело не пойдет!
*Об этом нам не нужно говорить вообще!
«Словесные поощрения ученика»
Ты на верном пути. Ты делаешь это сегодня значительно лучше!
Замечательно! Продолжай работать так же, ты добьешься большего.
Так держать! Это успешное начало!
Отлично! Фантастика! Поздравляю!
Ты прав. Превосходно! Умничка! Молодчина!
Большое тебе спасибо! Твои успехи всё заметнее!
Это твоя победа! Красивая мысль! Это интересно!
Я верю в тебя. Спасибо!


+

  • «Письмо сказочного персонажа». Идеально для учеников начальной школы. Ребенку кто-то пишет, но взрослые не могут прочесть: очевидно, письмо заколдовано… Ну, и так далее. Можно проводить то же самое в форме квеста: ребенок получает инструкции, позволяющие именно ему найти спрятанный приз.
  • «Письмо в бутылке». Все помнят завязку сюжета романа «Дети капитана Гранта»? Море принесло письмо с важной информацией, однако оно более или менее повреждено водой. Необходимо восстановить текст.
  • «Шифровка». Абсолютно любые шифровки, лишь бы ребенок их знал или мог разгадать. Главное здесь — азарт исследователя.
  • «Поиск информации». В тексте «спрятано» слово — скажем, название цветка. Кто первый его найдет?
  • «Составь слово» («…фразу»). Из выданных карточек с сочетаниями букв составить слово (младшим надо дать образец, а старшим можно даже не говорить, какое это слово — пусть сами догадываются). Кстати, прекрасно помогает запомнить трудные термины и словарные слова. Для составления фраз у учеников начальных классов используются карточки со словами, у более старших ребят — тоже слоги или кусочки слов.

Представьте себе…

Большая проблема — неумение представлять себе ситуацию, описанную в книге, героя, понимать его психологию, причины его поступков. Здесь мы затрагиваем чрезвычайно серьезную проблему, с которой сталкиваются современные дети и подростки. Методик, помогающих хотя бы отчасти решить ее, также немало.

  • Самая привычная — задание про литературе в форме «нарисовать иллюстрации». Создавая иллюстрацию к произведению, школьник будет вынужден перечитать описание героя или его жилища, представить себе всю ситуацию. Срисованные чужие иллюстрации следует не принимать вообще или оценивать невысоко: они не выполняют своей задачи.
  • Составление викторины по тексту произведения стоит поручить самим школьникам. Вот уж в этом случае они всю книгу чуть не под микроскопом просмотрят, чтобы найти вопрос, на который никто не ответит!
  • Различные инсценировки и чтение по ролям, горячо любимые учащимися средних классов. А может, кто-нибудь использует элементы сценического костюма: шляпу, посох и т.д.?
  • Игра «Знакомый незнакомец». Ученик загадывает героя прочитанного произведения и дает его характеристику, не называя. Остальные должны угадать, кто этот персонаж. Пример: «Этот герой очень высокого роста и богатырского телосложения. У него была несчастная любовь. Он выполнял обязанности дворника. Он глухонемой».
  • Дискуссия. Прием, великолепно работающий в старших классах. Однако дискуссия далеко не всегда возникает самопроизвольно. Гораздо чаще ее надо специально провоцировать или хотя бы организовывать. Например, продолжить спор Базарова и Павла Петровича. На какой стороне ты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации обучающихся, их родителей, педагогов - важнейшее условие повышения качества образования.

Проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы....

Формирование положительной мотивации у детей к творческим конкурсам

Дополнительное образование, как вспомогательное к основному, помогает осуществить заказ государства. Здесь возможно воспитание настоящего гражданина России, а особенно развитие его творческой составля...

Мастер-класс в рамках проекта «Наставничество» по теме «Формирование положительной мотивации молодых педагогов как залог успешной реализации национального проекта «Образование».

В мастер классе рассматриваются вопросы формирования положительной мотивации молодых педагогов, рассматриваются вопросы наставничества....

Рекомендации педагогам по формированию творческих способностей детей

Рекомендации педагогам по формированию творческих способностей детей...