Доклад на тему: «Формирование положительной мотивации учащихся и педагогов – важнейшее условие повышение качества образования »
статья на тему
доклад на методическое объединение учителей истории и обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhit_motivatsiya_doklad.docx | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Формирование положительной мотивации учащихся и педагогов – важнейшее условие повышение качества образования »
Подготовила: Фоменко Ю.В. учитель истории и обществознания
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»
В. А. Сухомлинский
«Результат обучения – учащиеся,
которые получают удовольствие от
учения; средства достижения этой
цели – учителя с внутренней
мотивацией учения».
М. Ксикзентмикали
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся положительной мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Множество педагогов на сегодняшний день занимаются решением этой проблемы.
Мотивация…Мотив… Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивы являются условием успешности усвоения и степени осознанности всего процесса обучения. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны ему, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
На сегодняшний день учебная деятельность для большинства школьников имеет вынужденный характер: нужно учиться, чтобы не быть безграмотным, сдать ЕГЭ, поступить в институт, получить хороший аттестат, приобрести профессию и т.д.
Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать у своих учеников высшие мотивы - социальные и духовные, т.е. воспитать у них убеждение в необходимости получения знаний для того, чтобы быть полезным обществу, воспитывать у них познавательный интерес к предмету.
Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Мотивационная сфера состоит из идеалов и ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, целей, интересов, эмоций и т.д. Положительные эмоции, интерес, стимул - это своего рода фундамент формирования положительной мотивации учащихся.
Рассмотрим частный случай мотивации - учебную мотивацию.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности
Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом для многих учителей является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, но и это не всегда помогает.
Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.
Различные мотивы имеют неодинаковое проявление в учебном процессе. В разных видах деятельности проявляются различные мотивы. Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные — самостоятельные действия по поиску разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращении к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в реальных действиях самообразования и т.д.
Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:
Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению.
Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.
Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.
Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.
Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.
Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости и главное - показатели учебной деятельности школьников.
Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, - она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.
Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.
Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.
Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он тупой, несообразительный, поставит двойку. Отношение к нему передается ученикам класса, поэтому многие из них относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь ему досадить. Словом ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс.
Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей развиваются неврозы.
Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребитем.
Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне со способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе потому, что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.
Факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации
- Содержание учебного материала;
- Организация учебной деятельности;
- Коллективные формы учебной деятельности;
- Оценка учебной деятельности;
- Стиль педагогической деятельности учителя.
Установки и действия педагога по формированию положительной мотивации учащихся к обучению:
- совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
- выбор средств, адекватных цели;
- учет возрастных особенностей школьников;
- выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
- нестандартная форма проведения уроков;
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
- использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
- эмоциональная речь учителя;
- использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
- применение поощрения и порицания;
- вера учителя в возможности ученика;
- формирование адекватной самооценки учащихся;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
Приемы
мотивации обучающихся, используемые учителем
эмоциональные:
• поощрение;
• порицание;
• учебно-познавательные игры;
• стимулирующее оценивание;
• свободный выбор задания;
• создание ярких наглядно-образных представлений;
• удовлетворение желания быть значимой личностью.
познавательные:
• активизация познавательных интересов;
• создание проблемных ситуаций;
• опора на жизненный опыт обучающегося;
• выполнение творческих заданий;
• побуждение к поиску альтернативных решений;
• использование метода «мозгового штурма»;
• использование сравнений, опытов, парадоксов;
• экскурс в историю;
• использование обучающей интеграции между обучающимися.
волевые:
• предъявление учебных требований;
• информирование об обязательных результатах обучения;
• формирование ответственного отношения к учению;
• рефлексия поведения
• создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные затруднения;
• прогнозирование будущей деятельности.
социальные:
• развитие желания быть полезным обществу;
• сопереживание;
• создание ситуации взаимопомощи;
• поиск контактов и сотрудничества;
• взаимопроверка и рецензирование;
• заинтересованность результатами коллективной работы.
Группа заданий, обеспечивающих индивидуальный подход к формированию мотивации “отставших детей”
Эта работа включает следующие направления:
- восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам (решение доступных задач, создание ситуаций успеха, создание условий для переживаний успеха, поддержание уверенности в ученике); преодоление “выученной беспомощности” как следствие длительных неудач;
- ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности (составление планов своей работы, связывание отдельных действий в систему, усиление адекватных критических суждений ученика, ориентация на предыдущие успехи обучаемого);
- укрепление собственно умения учиться (расширение запаса знаний, устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции и в последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговаривание своих действий).
Личность учителя и характер его отношения к ученику также формирует положительную мотивацию к обучению.
Учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
Учитель должен ожидать от каждого ученика положительных результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Учитель должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.
При соблюдении всех этих правил и принципов, можно достигнуть значительных успехов в формировании положительной мотивации учащихся к обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование профессиональной компетентности педагога как условие повышения качества образования
Профессиональная компетентность - один из показателей качественной работы педагога. Повышение своего профессионального уровня - наипервейшая обязанность каждого педагога.В работе представлен опы...
Мотивация педагога, как условие повышения качества образования школьников (презентация, анализ семинара)
Анализ системы действий по мотивации профессионального развития педагогов, использование разнообразных методов стимулирования, способствующих формированию профессиональных кадров, и, как следствие, по...
Формирование положительной мотивации обучающихся, их родителей, педагогов - важнейшее условие повышения качества образования.
Проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы....
«Мотивация обучающихся как главное условие повышения качества образования в рамках успешной реализации ФГОС»
Презентация...
Профессиональное развитие педагога – важнейшее условие повышения качества образования.
В последние годы профессиональный рост педагога стал одной из самых актуальных тем развития образования в нашей стране. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях рыночной экономики возр...
Доклад «Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»
Доклад к педсовету «Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»...
Доклад на тему: Работа с одаренными детьми как важнейший фактор повышения качества образования.
Актуальность этой темы в настоящее время обусловлена, во-первых, установкой государства на подготовку и развитие высокообразованной компетентной личности, неординарно мыслящей и готовой решать сложные...