Формирование положительной мотивации у детей к творческим конкурсам
опыты и эксперименты

Дополнительное образование, как вспомогательное к основному, помогает осуществить заказ государства. Здесь возможно воспитание настоящего гражданина России, а особенно развитие его творческой составляющей. Творческое развитие детей во все времена было важным вопросом, которому уделяло внимание абсолютное большинство педагогов. Они постоянно придумывали и продолжают придумывать новые средства, приемы и методы, с помощью которых можно решить эту проблему.

С учетом требований ФГОС сегодня творческое развитие детей должно быть направлено на их самореализацию, познание себя и своих возможностей.

Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл egorova_va.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование положительной мотивации у детей

к творческим конкурсам

учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 33»

Егорова Вера Александровна

Актуальность данной темы обусловлена социальной потребностью в выявлении юных дарований, в развитии у них творческих способностей.

Дополнительное образование, как вспомогательное к основному, помогает осуществить заказ государства. Здесь возможно воспитание настоящего гражданина России, а особенно развитие его творческой составляющей. Творческое развитие детей во все времена было важным вопросом, которому уделяло внимание абсолютное большинство педагогов. Они постоянно придумывали и продолжают придумывать новые средства, приемы и методы, с помощью которых можно решить эту проблему.

С учетом требований ФГОС сегодня творческое развитие детей должно быть направлено на их самореализацию, познание себя и своих возможностей.

Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка.

Данной темой занимаюсь с 2005 года.

 Работа по формированию положительной мотивации у детей к конкурсной творческой деятельности делится на две большие составляющие:

  1. «Похвала как стимул»;
  2. «Соревнования – путь к успеху».

Итак, начнем по порядку.

«Похвала как стимул». Похвала ребенка – один из наиболее действенных механизмов для достижения хорошей дисциплины и мотивации. Прежде всего ребенка нужно хвалить не за его способности (умный, сообразительный и т.д.), а за его трудолюбие и целеустремленность. Изучая процесс мотивации к творческой деятельности, нужно помнить, что первоначально мотивация рассматривалась как способ привлечения людей к трудовому процессу. К тем, кто уверен, что любой навык поддается тренировке, на практике приходит успех.

Какой должна быть похвала:

  1. с обязательными  комментариями: за что хвалят,
  2. при коллективе похвала указывает на неравнодушие в успехе ребенка,
  3. всегда есть то, за что можно похвалить ребенка, нужно обязательно приглядеться к каждому,
  4. бессловесная похвала дает положительный эффект (добрый взгляд, тактильное прикосновение и др.).

После того, как ребенок понял, что именно ему приносит успех, что он добился положительных результатов в своей творческой деятельности, необходимо переходить к следующему этапу – «Соревнования – путь к успеху».

Организация конкурсного движения и привлечение обучающихся к активной конкурсной деятельности являются одной из составляющих системы образовательного процесса.

Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы как учащихся, так и педагогов. 21 марта  - Международный день поэзии. Шесть лет подряд в нашей школе в этот день проходит поэтический марафон, где дети с 5 по 11 класс по очереди несколько часов подряд читают наизусть стихотворения различных поэтов. Причем стихи не должны повторяться. Мои ученики ежегодно являются победителями этого любимого детьми конкурса. В 2013 году победительница прочитала наизусть 17 стихотворений. Количество произведений увеличивалось с каждым годом. В 2018 году победитель выходил к микрофону 43 раза. Марафон длился 5 часов 2 минуты, в котором  участвовало несколько десятков чтецов.

Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими детьми в соревновательной форме. Победы и участие детей в конкурсах и фестивалях являются яркими показателями качества образования.

Участие в конкурсах дает учащимся возможность проверить свою компетентность и конкурентоспособность, приобретая бесценный опыт публичных выступлений. Как ни парадоксально, поражение тоже может стимулировать к личностному росту. Это во многом зависит от взрослых, руководителей участников. Необходимо найти нужные слова, оптимистично рассмотреть все минусы и помочь приобрести ребенку позитивный опыт. В первую очередь нужно дать понять ребенку, что конкурс – это в первую очередь не способ выигрыша, а возможность научиться чему-то новому на наглядном примере других участников.

Спустя какое-то время, этот багаж начинает давать свои плоды, появляются новые успехи. Начинается стадия самообразования и самореализации. Любому человеку нравится, когда у него после каких-то трудностей начинает что-то получаться. Здесь опять же важно не понижать уровень, занятия становятся более интенсивными, но приносят больше удовольствия, а отсюда - и пользы. У ребенка появляется стимул к дальнейшей самореализации, он начинает искать все новые возможности для улучшения своего исполнительского уровня, возникает, так называемое, «здоровое» соперничество.

Все это происходит не сразу, после одного-двух конкурсов, все нарабатывается постепенно, азарт приходит со временем. Наша с вами задача вовремя заметить потенциал и желание и направить его в нужное русло.

Важно организовать в школе, городе творческие традиции, которые помогут ребенку реализовать себя в микросоциуме.

Рекомендации по повышению мотивации к конкурсной творческой деятельности:

  1. укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний учащихся с помощью обдуманного поощрения;
  2. грамотно объяснять успехи и неудачи ученика;
  3. сравнивать успехи ученика не с успехами других учеников, а с его прежними результатами;
  4. воспитывать у учащихся «здоровую» конкуренцию, выставляя хорошо подготовленных учеников на творческие конкурсы;
  5. создавать творческие традиции в микросоциуме.

Творческое развитие учащихся, в процессе выступления на конкурсной сцене, становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

творческое музицирование как фактор формирования положительной мотивации учения

ТВОРЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ  УЧЕНИЯ....

Педагогический проект «Проектный метод обучения как средство формирования положительной мотивации развития творческой самостоятельности на уроках технологии»

Стратегическая цель проекта: способствовать формированию у обучающихся устойчивой положительной мотивации к развитию творческой самостоятельности через проектный метод обучения на уроках технологии.Об...

Формирование положительной мотивации учащихся к творческой деятельности в условиях дифференцированного обучения.

Проблема мотивации в образовательном процессе давно стоит перед педагогической теорией и практикой. Еще Я.А.Коменский писал, что всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремлени...

Рекомендации педагогам по формированию положительной мотивации у детей

Мотивация учения есть комплекс факторов, определяющих мотивационную тенденцию учащегося, которая  в зависимости от его образовательных намерений и внешних причин может активизировать, либо т...