ПООЩРЕНИЕ И НАЛОЖЕНИЕ САНКЦИЙ
план-конспект урока по психологии

Система поощрения и наложения санкций (наказание) поможет  ребенку соблюдать  правила, выполнять определенные условия и программы, сформировать самодисциплину и самоконтроль, построить внутреннюю систему ценностей. Данная система  должна быть разработана родителями или другими взрослыми  совместно с ребенком или  группой детей и может быть закреплена двусторонним «договором»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pooshchrenie_i_nalozhenie_sanktsiy.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

ПООЩРЕНИЕ И НАЛОЖЕНИЕ САНКЦИЙ

                                                                                       Пед.совет  31.12.2019

   Система поощрения и наложения санкций (наказание) поможет  ребенку соблюдать  правила, выполнять определенные условия и программы, сформировать самодисциплину и самоконтроль, построить внутреннюю систему ценностей. Данная система  должна быть разработана родителями или другими взрослыми  совместно с ребенком или  группой детей и может быть закреплена двусторонним «договором» (устным или письменным). Периодичность подведения итогов зависит от возраста и особенностей ребенка (каждый день, 1 раз в три дня, 1 раз в  неделю и т.д.).

   Формы поощрений: материальные (подарки, одежда, любимая  пища и т.д.), социальные (роль лидера, похвала, признание, благосклонное внимание, доброжелательное отношение, улыбка и т.д.), режимные (уменьшение  ограничений, приглашение друга в гости, поход в кино и т.д.).

   По мнению А.В.Семенович,  «сама по себе  постановка ребенка «в центр», приписывание ему роли командира, лидера  автоматически повышает степень его доминантности,  и, следовательно,  уровня  его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг».

   Правила, которые необходимо  выполнять при поощрениях:

  • социальное  поощрение  должно  присутствовать всегда;
  • поощрение не должно предшествовать желаемому поведению;
  • заслуженное и  обещанное поведение необходимо выполнить;
  • необходимо поощрять  малейшие улучшения в  поведении;
  • неэффективные награды необходимо отменить;
  • поощрение  должно быть  достижимым.

   При наложении санкций следует помнить, что  чрезмерная угроза и строгое  наказание никогда не приводят к  уменьшению агрессии, лжи,  нежелательного поведения и проступков ребенка, а также не способствуют формированию его внутренней самодисциплины, внутреннему согласованию  собственного поведения с моральными нормами. Суровость санкций лишь заставляет ребенка бояться последствий своего поведения, что провоцирует его на внешние  оправдания, обман и изворотливость во избежание наказания. Как  это не покажется  странным, но больший эффект производит недостаточность наказания, так как  вызывает когнитивный диссонанс, что стимулирует перестройку внутренней сбалансированной системы ценностей.

   «Наказывай легко, и человек скорее предположит, что изменилось что-то  в нем самом, чем усомнится в том, что законы  бытия тверды и незыблемы».

   Формы санкций:  неодобрительный  взгляд, частичная потеря  привилегий, временный запрет на  приятные занятия, лишение  поощрений и т.д.

   Правила, которые необходимо выполнять  при  наложении санкций:

  • используйте наложение санкций в сочетании с другими формами  взаимоотношений;
  • четко  формулируйте свои пожелания и правила;
  • попытайтесь  устанавливать правила и определять последствия, впервые заметив определенный тип  нежелательного поведения;
  • используйте сигналы или  предупреждения (определение сроков выполнения задания);
  • объясните ребенку, что необходимо сделать, чтобы  санкция была снята;
  • индивидуализируйте наложение санкций;
  • санкционируйте поведение, а не самого ребенка;
  • сохраняйте хладнокровие и не проявляйте  эмоций;
  • избегайте длинных  нотаций, обсуждений, крика и других форм негативного вербального взаимодействия;
  • не злоупотребляйте наложением санкций;
  • старайтесь  накладывать санкции сразу после  проступка;
  • наказание  должно быть существенно меньше, чем ожидалось;
  • категорически запрещается в качестве санкций применять лишение ребенка еды и прогулки, а также телесные наказания;
  • санкции можно заменить игнорированием нежелательного поведения.

   Когда человек переутомлен, уровень его энергии слишком низок и человек легко  впадает в состояние перевозбуждения,  Классический пример – возбужденный  и беспокойный ребенок, который, несмотря на  усталость, никак не может успокоиться и уснуть. Нередко приходится видеть, как пытаясь  успокоить расшалившегося ребенка, родители или педагог усаживают его на стул, ограничивая тем самым его  двигательную активность. Ребенок в этом случае не может усидеть на месте. Он вертится, вскакивает, ковыряет что-то в стуле или быстро просит  прощения и вновь делает то же, что и прежде. Ему сложно усидеть, так как его мышцы находятся в состоянии сжатия и уровень  энергии ограничен. Чтобы  успокоится и расслабиться, ребенку нужна энергия. Взрослый, пытаясь успокоить  ребенка, может наказать его, накричать на него. Тогда ребенок взрывается плачем, что заставляет  его дышать  глубже и дает энергию для расслабления. Поэтому для достижения расслабления необходимо уделять внимание технике дыхания.

   Расслабление, психофизическая  релаксация при современной жизни являются острейшей необходимостью.

   Расслабления можно добиться с помощью медитации, аутотренинга, дыхательной гимнастики, гимнастики йогов и, конечно, сна. Ну а как же быть с нашим возбужденным ребенком? Ребенок возбужден, раздражителен и в данный момент технику расслабления не приемлет. Тут можно воспользоваться различными упражнениями на искусственное напряжение: сжимание кулаков, «скручивание и ломание» толстой палочки, «битье» подушки или мягкого модуля, сильное поочередное надавливание каждой рукой на руки взрослого. Эти движения, направленные на напряжение, в конечном счете, вызывают естественное  расслабление, что является физиологической потребностью.

- Дыхание животом (диафрагмальное дыхание); упражнение «Бульканье»; упражнение «Шарик лопнул»;  упражнение «Сова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Английский - без санкций и границ".

В статье "Английский - без санкций и границ" я описываю свою личную стратегию для достижения планируемых результатов в обучении английскому языку .Анализируя свой профессиональный опыт, я стараюсь най...

Презентация "Санкции за нарушение антитабачного законодательства"

Данная презентация предлагается учащимся и информирует их о введённых санкциях за нарушения в данном законодательстве....

Значимость исторического образования в формировании национальной и общегражданской идентичности в условиях санкций, вызовов и ревизии истории Великой Отечественной войны.

Цель:           - показать значимость исторического образования в условиях санкций, вызовов и ревизии истории Великой Отечественной войны...

Доклад "Влияние санкций на экономику России"

В докладе представлены основные причины и последсвия введения санкций в России....

Положение "О поощрении и наложении дисциплинарных взысканий обучающихся"

Положение "О поощерении и наложении дисциплинарных взысканий обучающихся" С приложениями...

Статья "Применение родителями санкций и наказаний. Взгляд психолога"

Эта призвана помочь родителям разобраться, как полезнее применять санкции в отношении ребенка, чтобы они действительно работали....

Статья "Экономико-математическое моделирование экономической безопасности России в период санкций"

Опубликована авторская статья "Экономико-математическое моделирование экономической безопасности России в период санкций"Авторы публикации:1. Галина Ивановна Смирнова, к.п.н., преподаватель ...