ПООЩРЕНИЕ И НАЛОЖЕНИЕ САНКЦИЙ
план-конспект урока по психологии
Система поощрения и наложения санкций (наказание) поможет ребенку соблюдать правила, выполнять определенные условия и программы, сформировать самодисциплину и самоконтроль, построить внутреннюю систему ценностей. Данная система должна быть разработана родителями или другими взрослыми совместно с ребенком или группой детей и может быть закреплена двусторонним «договором»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pooshchrenie_i_nalozhenie_sanktsiy.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ПООЩРЕНИЕ И НАЛОЖЕНИЕ САНКЦИЙ
Пед.совет 31.12.2019
Система поощрения и наложения санкций (наказание) поможет ребенку соблюдать правила, выполнять определенные условия и программы, сформировать самодисциплину и самоконтроль, построить внутреннюю систему ценностей. Данная система должна быть разработана родителями или другими взрослыми совместно с ребенком или группой детей и может быть закреплена двусторонним «договором» (устным или письменным). Периодичность подведения итогов зависит от возраста и особенностей ребенка (каждый день, 1 раз в три дня, 1 раз в неделю и т.д.).
Формы поощрений: материальные (подарки, одежда, любимая пища и т.д.), социальные (роль лидера, похвала, признание, благосклонное внимание, доброжелательное отношение, улыбка и т.д.), режимные (уменьшение ограничений, приглашение друга в гости, поход в кино и т.д.).
По мнению А.В.Семенович, «сама по себе постановка ребенка «в центр», приписывание ему роли командира, лидера автоматически повышает степень его доминантности, и, следовательно, уровня его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг».
Правила, которые необходимо выполнять при поощрениях:
- социальное поощрение должно присутствовать всегда;
- поощрение не должно предшествовать желаемому поведению;
- заслуженное и обещанное поведение необходимо выполнить;
- необходимо поощрять малейшие улучшения в поведении;
- неэффективные награды необходимо отменить;
- поощрение должно быть достижимым.
При наложении санкций следует помнить, что чрезмерная угроза и строгое наказание никогда не приводят к уменьшению агрессии, лжи, нежелательного поведения и проступков ребенка, а также не способствуют формированию его внутренней самодисциплины, внутреннему согласованию собственного поведения с моральными нормами. Суровость санкций лишь заставляет ребенка бояться последствий своего поведения, что провоцирует его на внешние оправдания, обман и изворотливость во избежание наказания. Как это не покажется странным, но больший эффект производит недостаточность наказания, так как вызывает когнитивный диссонанс, что стимулирует перестройку внутренней сбалансированной системы ценностей.
«Наказывай легко, и человек скорее предположит, что изменилось что-то в нем самом, чем усомнится в том, что законы бытия тверды и незыблемы».
Формы санкций: неодобрительный взгляд, частичная потеря привилегий, временный запрет на приятные занятия, лишение поощрений и т.д.
Правила, которые необходимо выполнять при наложении санкций:
- используйте наложение санкций в сочетании с другими формами взаимоотношений;
- четко формулируйте свои пожелания и правила;
- попытайтесь устанавливать правила и определять последствия, впервые заметив определенный тип нежелательного поведения;
- используйте сигналы или предупреждения (определение сроков выполнения задания);
- объясните ребенку, что необходимо сделать, чтобы санкция была снята;
- индивидуализируйте наложение санкций;
- санкционируйте поведение, а не самого ребенка;
- сохраняйте хладнокровие и не проявляйте эмоций;
- избегайте длинных нотаций, обсуждений, крика и других форм негативного вербального взаимодействия;
- не злоупотребляйте наложением санкций;
- старайтесь накладывать санкции сразу после проступка;
- наказание должно быть существенно меньше, чем ожидалось;
- категорически запрещается в качестве санкций применять лишение ребенка еды и прогулки, а также телесные наказания;
- санкции можно заменить игнорированием нежелательного поведения.
Когда человек переутомлен, уровень его энергии слишком низок и человек легко впадает в состояние перевозбуждения, Классический пример – возбужденный и беспокойный ребенок, который, несмотря на усталость, никак не может успокоиться и уснуть. Нередко приходится видеть, как пытаясь успокоить расшалившегося ребенка, родители или педагог усаживают его на стул, ограничивая тем самым его двигательную активность. Ребенок в этом случае не может усидеть на месте. Он вертится, вскакивает, ковыряет что-то в стуле или быстро просит прощения и вновь делает то же, что и прежде. Ему сложно усидеть, так как его мышцы находятся в состоянии сжатия и уровень энергии ограничен. Чтобы успокоится и расслабиться, ребенку нужна энергия. Взрослый, пытаясь успокоить ребенка, может наказать его, накричать на него. Тогда ребенок взрывается плачем, что заставляет его дышать глубже и дает энергию для расслабления. Поэтому для достижения расслабления необходимо уделять внимание технике дыхания.
Расслабление, психофизическая релаксация при современной жизни являются острейшей необходимостью.
Расслабления можно добиться с помощью медитации, аутотренинга, дыхательной гимнастики, гимнастики йогов и, конечно, сна. Ну а как же быть с нашим возбужденным ребенком? Ребенок возбужден, раздражителен и в данный момент технику расслабления не приемлет. Тут можно воспользоваться различными упражнениями на искусственное напряжение: сжимание кулаков, «скручивание и ломание» толстой палочки, «битье» подушки или мягкого модуля, сильное поочередное надавливание каждой рукой на руки взрослого. Эти движения, направленные на напряжение, в конечном счете, вызывают естественное расслабление, что является физиологической потребностью.
- Дыхание животом (диафрагмальное дыхание); упражнение «Бульканье»; упражнение «Шарик лопнул»; упражнение «Сова».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Английский - без санкций и границ".
В статье "Английский - без санкций и границ" я описываю свою личную стратегию для достижения планируемых результатов в обучении английскому языку .Анализируя свой профессиональный опыт, я стараюсь най...
Презентация "Санкции за нарушение антитабачного законодательства"
Данная презентация предлагается учащимся и информирует их о введённых санкциях за нарушения в данном законодательстве....
Значимость исторического образования в формировании национальной и общегражданской идентичности в условиях санкций, вызовов и ревизии истории Великой Отечественной войны.
Цель: - показать значимость исторического образования в условиях санкций, вызовов и ревизии истории Великой Отечественной войны...
Доклад "Влияние санкций на экономику России"
В докладе представлены основные причины и последсвия введения санкций в России....
Положение "О поощрении и наложении дисциплинарных взысканий обучающихся"
Положение "О поощерении и наложении дисциплинарных взысканий обучающихся" С приложениями...
Статья "Применение родителями санкций и наказаний. Взгляд психолога"
Эта призвана помочь родителям разобраться, как полезнее применять санкции в отношении ребенка, чтобы они действительно работали....
Статья "Экономико-математическое моделирование экономической безопасности России в период санкций"
Опубликована авторская статья "Экономико-математическое моделирование экономической безопасности России в период санкций"Авторы публикации:1. Галина Ивановна Смирнова, к.п.н., преподаватель ...