Статья "Применение родителями санкций и наказаний. Взгляд психолога"
статья
Эта призвана помочь родителям разобраться, как полезнее применять санкции в отношении ребенка, чтобы они действительно работали.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_roditelyami_sanktsiy_i_nakazaniy.docx | 16.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение родителями санкций и наказаний. Взгляд психолога.
Приходя в кабинет школьного психолога, родители часто понимают тему наказания детей и их воспитания. Зачастую родители даже не особо представляют, как можно наказывать ребенка, особенно если речь идет о неуправляемом подростке. Дети также постоянно жалуются на то, что наказания не предсказуемы, что они не знают, что ожидать о родителей в случае плохих оценок иди проблем с поведением и придумывают свои способы, как избежать наказания или «задобрить» родителя так, чтобы наказание было не очень строгим.
Последовательность родителя - это одна из важных составляющих воспитания детей. От нее зависит чувство безопасности мира у младенца и чувство понимания, как устроен мир в более позднем возрасте.
Когда ребенок хорошо понимает, какой результат он получит в случае определенного действия, он может выбирать, как лучше действовать, исходя и желаемого результата. Если хочется маминой улыбки - младенец улыбается сам, если хочется, чтобы родители похвалили, то ребенок старается получить не тройку, а четверку и т.д.
Но когда на двойку и четверку можно получить очень разные реакции от одного и того же родителя, от бурного восторга, до полного безразличия, то ребенок либо старается во всем угождать родителю, чтобы получить необходимые внимание и любовь, либо начинает жить согласно собственным выгодам. Например, ему становится проще необращать внимание на родительское недовольство и запреты и уйти гулять, потому что родительское недовольство и запреты от его поведения почти никак не зависят. Или он может легко опаздывать домой, потому что сегодня это заметят и наругают, а завтра пронесет, и родители не заметят.
Кроме того, ощущение, что одобрение и похвала со стороны родителя (как и недовольство и наказания) достаточно случайные явления, создает ребенку массу проблем с самооценкой, с которыми он потом выйдет во взрослую жизнь.
Если говорить о санкциях, или наказаниях, то естественно родителям требуется запас сил и терпения, чтобы их самим выдержать о довести до конца. Однако последовательность здесь очень важна, и эти усилия стоят того, чтобы их прикладывать. Ведь разве не мечта каждого родителя послушный (в меру) и уверенный в себе ребенок?
Есть несколько критериев для санкций и наказаний, которые должны облегчить родителям жизнь:
-наказание или санкция должны быть соразмерны проступку, лишение ребенка прогулок на неделю из-за 5 минутного опоздания домой не научит ребенка приходить домой вовремя;
-наказание или санкция должны быть направлены на помощь (в конечном итоге) ребенку, а не отыгрыванием родительских чувств - "Меня злит делать с тобой уроки, поэтому делай их сам, до глубокой ночи!";
-наказание или санкция должны быть выполнимыми, как для ребенка так и для родителя. Например, наказывать отсутствием телефона на неделю, когда в понедельник перед школой ребенок все равно возьмет телефон для звонков родителю, не имеет смысла;
-наказание или санкция должны быть доведены до конца.
Также, совместное обсуждение санкций с ребенком, например, "что будет если ты опоздаешь домой на пол часа?", "что будет, если ты напишешь контрольную на 2?" и пр., часто помогает родителям и учит ответственности детей. Когда на детских группах я с детьми обсуждаю правила группы, мы всегда говорим о том, что будет в случае их невыполнения и дети предлагают свои варианты. Когда после этого дети нарушают правила, им намного проще смириться с санкциями, которые они сами для себя до этого придумали и с которыми согласились.
Естественно, что в процессе воспитания ребенка родителя охватывает огромное количество эмоций, от гнева и тревоги, до чувства собственной беспомощности и никчемности. Однако, именно чувство последовательности и соразмерность санкций делает процесс воспитания более спокойным, а родителя и ребенка более уверенными в себе, а соответственно счастливее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для родителей "Поощрение и наказание детей в семье"
Доклад предназначен для родительских собраний в общеобразовательной школе....
беседа с родителями "Поощрение и наказание"
беседа с родителями об общении с детьми...
Разговор с родителями "Поощрение или наказание"
Разработка родительского собрания на тему "Поощрение или наказание"...
Школьная физкультура: взгляд психолога.
Зачем нужна школьная физкультура?Какой быть школьной физкультуре?...
Работа с родителями по профориентации детей: взгляд в будущее.
Мир меняется стремительно. Не успел оглянуться, а профессии, на которую ты готовил ребенка уже нет? Что же делать в таком случае? Как не оказаться в данной ситуации? Работать с родителями и помочь им ...
Анкета для родителей (законных представителей) "Мой взгляд на школу"
Анкета для родителей (законных представителей)...
Вся правда о дистанте. Взгляд психолога
Семинар по теме "Вся правда о дистанте. Взгляд психолога"...