Статья "Методы психологической поддержки наркозависимых юношеского возраста"
статья по психологии

Ткаченко Светлана Вадимовна

Статья осещает тему методов психологической поддержки наркозависимых юношеского возраста. Данный материал будет полезен и для подростковой группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tkachenko.docx60 КБ

Предварительный просмотр:

Тема статьи «Методы психологической поддержки наркозависимых

юношеского возраста»

Выполнила:

Ткаченко Светлана Вадимовна

Санкт-Петербург

 2021

Оглавление

Введение        3

Наркомания и наркозависимость        6

Юношеский возраст        10

Девиантное поведение. Методы и способы психологической помощи        15

Методы психологической поддержки наркозависимых юношеского возраста        19

Арт-терапия, как перспективный метод психологической поддержки наркозависимых.        29

Методы оказания психологической поддержки наркозависимых. Опыт других стран.        31

Выводы        34

Список используемой литературы        35

Введение

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), на момент 2008 года, от 155 до 250 миллионов (или от 3,5% до 5,7%) людей в возрасте от пятнадцати до шестидесяти четырёх лет в мире употребляли психоактивные вещества, такие как кокаин, амфетамины, опиоиды, каннабис и рецептурные психоактивные медикаменты, не прописанные врачом. В тоже время во «Всемирном докладе о наркотиках» ООН, сообщается, что по оценкам за 2010 год, около двухсот тридцати миллионов человек, или 5% взрослого мирового населения, хотя бы один раз в жизни принимали какой-либо запрещенный наркотик. К проблемным наркопотребителям относятся около двадцати семи миллионов человек, что составляет чуть более чем пол процента от всего взрослого мирового населения нашей планеты. Во всём мире незаконное употребление наркотических веществ остаётся стабильным, однако продолжает расти в некоторых развивающихся странах. [10]

        В Российской Федерации на конец 2019 года зарегистрировано 212,2 тысяч человек которые официально состоят на учёте в лечебно-профилактических организациях. Однако по данным Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России, в России за 2020 год насчитывается 6 млн. наркозависимых, из которых 60% составляют молодые люди шестнадцати - тридцати лет. В стране ежегодно от употребления наркотиков умирают более 80 человек и более чем у 250 формируется наркотическая зависимость. Более 28% преступлений в России совершается в состоянии наркотического опьянения. [8]

          В последнее время отчётливо видна тенденция на «омолаживание» наркотизации. Если учитывать возраст большинства наркоманов, то под угрозой оказывается треть молодого поколения нашей страны. Потребление наркотиков молодым поколением стало большой проблемой и вышло на самый высокий государственный уровень. Мировая статистика говорит о повсеместном и постоянном росте количества людей, употребляющих наркотические вещества. Масштабы и скорость роста данной проблемы такие, что под вопросом уже социальная стабильность российского общества, и причём уже в самом ближайшем будущем. Проблема употребления наркотиков критически серьезна. Наркотизация поколения молодых людей – процесс, определяющий аморализацию, деградацию, ослабление и патопсихологическую трансформацию развития личности.

        Наркомания включает три стадии:

1. Наркомания I стадии, это когда сформировалась психическая зависимость, человек начинает искать наркотик ради достижения приятных ощущений, но еще нет как таковой физической зависимости и если человек решит прекратить прием наркотика, то не он не станет испытывать мучительные ощущения абстиненции;

2. Наркомания II стадии, наступает когда уже появилась физическая зависимость от наркотического вещества и человек уже начинает искать его не только для того, чтобы вызвать эйфорию, а в основном для того, чтобы не начать испытывать мучения абстиненции;

3. Наркомания III стадии —  развивается, когда наступает полная физическая и психическая деградация человека.

При наркотической зависимости I и II стадий, ещё возможно вернуть человека к обычной жизни. Только 20% молодых людей, которые находятся на втором уровне, в будущем станут «полноценными» наркоманами. Однако степень развития данного риска зависит от возраста, в котором человек решает начать употребление наркотика, и от характера самого наркотического средства, и, конечно, от того насколько качественно и своевременно будет оказана комплексная помощь наркозависимому. В связи с этим актуальность данной работы очень высока, так как от качества и методов психологической помощи и поддержки, которые входят в комплекс мероприятий по восстановлению и реабилитации наркозависимых, будет зависеть эффективность проводимых мероприятий.

        Объектом работы является психологическая поддержка.

        Предметом работы будут методы психологической поддержки.

        Цель работы определить методы психологической поддержки, которые можно использовать при работе с людьми юношеского возраста.

        Задачи:

1. Дать определения понятий «наркомания» и «наркозависимость», «юношеский возраст».

2. Дать определение понятия «девиантное поведение». Описать методы психологической помощи при девинтном поведении.

        3. Определить методы психологической поддержки наркозависимых юношеского возраста.

4.  Рассмотреть арт-терапию, как перспективный метод психологической поддержки наркозависимых.

5. Изучить опыт других стран при оказании психологической поддержки наркозависимых юношеского возраста.

        Ключевые слова: наркозависимость, наркомания, юношеский возраст, подросток, юность, девиантное поведение, психотерапия, психологическое консультирование, психологическая коррекция, внутренняя картина здоровья, арт-терапия.

Наркомания и наркозависимость

Наркомания -  не является болезнью в том смысле, в котором мы привыкли думать о болезнях. Но это и не обычный порок или недостаток из   тех, что обычно свойственны здоровым людям.

 Наркомания - это полное всестороннее поражение личности, которое очень часто сопровождается помимо психических проблем осложнениями со стороны физического здоровья. Человек, вступивший на тропу наркомании, постепенно приобретает психические отклонения, утрачивает свои нравственные качества, теряет друзей, затем уходит из семьи, не может реализоваться профессионально или остается без работы, часто становится вовлечённым в преступность, приносит огромное количество несчастий себе и близким ему людям и в конечном итоге разрушает свое физическое здоровье.

Клиника любой формы наркотической зависимости всегда представляется тремя синдромами:

1) синдром измененной реактивности (включает изменение различных форм употребления наркотика, толерантности к веществу, исчезновение защитных реакций организма при передозировке и изменение формы самого одурманивания);

2) синдром психической зависимости (основывается на психическом влечении к наркотику и возможности достигать состояние психического комфорта в состоянии интоксикации организма);

3) синдром физической зависимости (характеризуется физическим влечением, когда появляются и состояния физического комфорта, и интоксикации и, как результат, абстинентный синдром).

На протяжении длительного времени все, кто занимался исследованием наркомании, были сосредоточенны в основном на фармакологическом воздействии наркотических веществ, динамике физиологических процессов, которые происходят в организме при их употреблении, и общего состояния здоровья организма. Именно этот медико-физиологический аспект обусловил подход к лечению наркомании. На сегодняшний день «наркомания» определяется как состояние периодической или хронической интоксикации, вызванное повторным потреблением наркотических веществ, характеризующееся непреодолимым желанием или навязчивым стремлением дальше применять наркотическое вещество и добывать его любыми средствами; тенденцией к повышению доз (т.е. растущей толерантностью к наркотику); физической и психической зависимостью от действия наркотического вещества. В связи с этим проблему употребления наркотиков необходимо рассматривать не только как проблему физиологическую, но и как психологическую проблему личности, который решается на употребление наркотиков в определенной социальной ситуации. Соответственно профилактические, лечебные и реабилитационные действия приобретают новый смысл, а соответственно и новые возможности. Наркотик — это психоактивное вещество, которое способно при повторном применении вызывать у человека зависимость. Спусковым крючком для формирования наркотической зависимости, становится возникновение состояния наркотического опьянения, которое в подавляющем большинстве случаев вызывает у человека приятные эмоции и подталкивает его к повторному приёму наркотика. В дальнейшем, для того чтобы испытать то самое приятное состояние, человеку приходится принимать всё большую дозу наркотика. Увеличивается, так называемая, толерантность у организма к наркотическому веществу. Организм постепенно привыкает к наркотику и начинает переносить всё более высокие дозы. Появляются постоянные мысли о наркотике, и уже большая часть жизни проходит под постоянным влиянием этих мыслей на человека — так возникает психическая зависимость от наркотика. Иногда, очень непродолжительное время человек может сопротивляться желанию употребить наркотик, хоть мысли об этом не продолжают его оставлять. Психическую зависимость трудно описать, её не ощущают во время состояния постоянного наркотического опьянения и наркоманы, недавно начавшие употреблять, не хотят в нее верить. Очень часто приходя на лечение, наркоманы просят "только переломать" (облегчить абстиненцию) обманчиво думая, что после этого смогут легко отказаться от употребления наркотиков. Среди большинства врачей наркологов принято считать психическую зависимость производной воспоминаний о той самой наркотической эйфории, которую испытывают наркоманы в момент употребления наркотика.

   Очень вероятно, что в основе механизма формирования психической зависимости лежит нежелание сталкиваться с проблемами. Ведь человек, который длительно употреблял наркотики, после отказа от их употребления испытывает сильнейший стресс. Этот стресс основан на полном изменении привычного стиля жизни. Из-за этого большое количество наркоманов со стажем возобновляет прием наркотиков после прохождения лечения. Наркоманы отлично осознают всё это и были бы рады прекратить это, если бы смогли научиться не бояться жить без наркотиков.

   Вся трагедия ситуации в том, что в большинстве своём это умение теряется навсегда. Когда они начинают употреблять наркотики, никто из них в это не верит и считают, что именно его это не коснется. [1]

Формирование психической зависимости от наркотика и изменение реакции организма — это и есть начало болезни. Начальный этап наркотической зависимости продолжается очень короткое время —  от недели или нескольких месяцев. Самое плохое происходит, когда у человека формируется психическая зависимость от наркотика, и уже совсем плохо, когда формируется физическая зависимость. При физической зависимости человеку приходится принимать наркотик каждый день, а иногда и по нескольку раз за день, иначе он испытывает очень тяжелое психическое и физическое состояние.

Если человек перестаёт принимать наркотик, то привыкший к нему организм «срывается». В этом состоянии появляется множество болезненных расстройств. Всё это прекратится только после очередного введения наркотика или большого количества специальных лекарств, которые помогут через определенное время вывести человека из этого тяжелого состояния. Такое состояние называют состоянием «абстиненции». Это слово происходит от латинского abstinentia, что значит воздержание. Абстинентный синдром — тяжелое состояние, сопровождающееся сильными психическими и физическими расстройствами, иногда даже опасное для жизни.

 Наркотическая зависимость — это заболевание, которое проявляется патологическим влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств, развитием зависимости от них, а также выраженными медико-социальными последствиями. [9]

Самым страшным при наркотической зависимости является то, что наркозависимые (как и их родственники) слишком поздно осознают, что они уже зависят от них, а не «просто балуются наркотиками». Иногда наркотическая зависимость развивается через полгода или даже год, чаще всего, конечно, через два или три месяца, однако и довольно часто человек становится наркоманом после первого же приёма наркотика. Как случится с тем или другим человеком, никто не скажет.

Юношеский возраст

        В конце 19 века, когда активно начали развиваться производство и города, стали отдельно выделять юношеский возраст, который объединил в себе и мальчиков и девочек во всех слоях общества. Юность охватывает период от подросткового возраста ко взрослости. Юность, как и другие возрастные периоды имеет собственные особенности и несёт не меньшую важность для становления личности.

        Возрастные границы юношеского возраста в разной литературе разграничиваются по-разному. Граница между подростковым и юношеским возрастом довольно размыта, в основном в иностранных источниках возраст от 14 до 17 лет определяют как завершающий этап подросткового возраста, в то время, как в других источниках этот период относят к юности. Верхняя возрастная граница юношества ещё больше размыта во времени, так как очень зависит от индивидуальных особенностей личности.

        Отечественные психологи рассматривают юность как психологический возрастной периода перехода к самостоятельности, возраст самоопределения, становления психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. Чаще всего психологи определяют раннюю юность, в периоде от 15 до 28 лет и позднюю юность в периоде от 18 до 23 лет.  

        Юношеский возраст ознаменован серьезными и многосторонними изменениями, заканчивается физическое формирование человека. Жизнь в юности усложняется: появляется больше интересов, увеличивается круг знакомых, появляется все больше задач присущих взрослым.

         Психологи Д.Б. Эльконин и А.Н. Леонтьев основной деятельностью в юношеском возрасте определяют учебно-профессиональную деятельность. Учеба в старших классах должна иметь направленность на будущее юношей. Подростки в нашей время, выбирая профессию, ориентируются на значимость, престижность профессии, которую они сами определяют по своему личному убеждению. В юношестве кажется, что достичь успеха в карьере, большого достатка можно быстро и легко.

         Когнитивные развитие в юности характеризуется формально-логическим, формально-операциональным мышлением. Оно включает абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление. Умственные способности окончательно формируются к завершению подросткового периода, но продолжают и дальше активно совершенствоваться. Ориентация на будущее, профессиональное и личностное самоопределение - всё это имеет непосредственное влияние на процесс формирования психического развития, познавательных процессов.

        Психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремленность в будущее. Основным направлением развития личности в начале юности является желание строить жизненные планы.

        Подростки, в наше время, часто предоставлены сами себе, должны сами выстраивать жизненные цели и стремиться к их выполнению. В итоге будущая жизнь им представляется весьма проблематичной. Для сравнения: юноши 1960—1970-х гг. жили с мыслями о будущем в позитивном ключе, в то время, как юноши 1990-х гг. видели в своём будущем сплошные проблемы.

Западные психологи процесс самоопределения определяют как процесс формирования идентичности. Немецкий психолог Э. Эриксон считал поиск личностной идентичности главной задачей в периоде взросления. Он предположил, что кризис идентичности содержит определенные противоречия:

— временная перспектива или расплывчатое чувство времени;

— уверенность в себе или застенчивость;

— применение различных ролей или фиксация на одной роли;

— увлеченность учебой или отсутствие трудовой деятельности;

— гетеросексуализация или бисексуальная ориентация;

— отношения лидер/последователь или неопределенность авторитета;

— идеологическая приверженность или неопределенность системы ценностей.

        Соответственно, чем более благополучно юноши преодолеют эти кризисы идентичности, тем проще им будет преодолевать похожие переживания в дальнейшем.

        В этом не простом пути возможны и ошибки. Диффузия идентичности характеризуется тем, что молодые люди испытывают трудности в   психосоциальном самоопределении, что заставляет вернуться его на предыдущую ступень развития. Это так же может вызвать определенные трудности:

— диффузия времени — нарушение восприятия времени, которое выражается либо в сильной нехватке времени, либо в чрезмерной свободе времени, скуки из-за этого;

— нарушение в работоспособности, характеризующееся в чрезмерном увлечении каким-либо занятием, причём в ущерб другим, или наоборот проблемы в любых начинаниях, особенно связанных с работой или учёбой;

— отрицательная идентичность проявляется, прежде всего, в непринятии всех предлагаемых ролей и ценностей, проявляется в ориентации на опасное, вредное, то, от чего всегда остерегают (алкоголь, наркотики).

        Юность представляет собой жизненный период, в котором ярко выражены противоречивые эмоции, внутреннее недовольство, тревожность, но они не так сильно акцентуированны, как в подростковом возрасте. Эмоциональная сторона жизни в юношеском возрасте становится существенно богаче по содержанию и менее подвержена различным переживаний, увеличивается эмоциональная чувствительность и способность к сопереживанию.

        Суть общения юношей с различными категориями личностей сводится к решению проблем, которые связаны с реализацией их как участников отношений в значимых для них сферах жизнедеятельности. Основной смысл общения подростков сводится к обсуждению личных дел, взаимоотношений между людьми, обсуждениями прошлого и планами на будущее, межполовым взаимоотношениям, отношений с учителями, родителями, друзьями, к перспективам своего развития. Взаимоотношения со взрослыми всё так же остаются напряженными, однако их влияние на множество важных проблем продолжает оставаться для юношей доминирующим.

        Молодым людям юношеского возраста по-прежнему необходимо общение со значимыми для них взрослыми, чтобы они могли обратиться к их жизненному опыту, но качественное взаимодействие возможно только когда есть взаимопонимание между этими сторонами. Суть такого доверительного взаимоотношения со взрослыми для юношей сводится к в возможности получить сочувствие, поддержку и понимание их личных проблем, получить помощь в их решении. Главной основой гармоничных родительско-детских отношений лежит в доверительном общении, в уважении его как личности.  Так же особое значение в жизни юношей продолжает играть общение со сверстниками. Происходит расширение круга общения и увеличение времени, которое тратится на это. В это же время происходит и углубление, обособление общения. Дружба в юношестве имеет свои трудности: это придирчивость и негативность по отношению к иным субъектам коммуникации, упорность, повышенная концентрация на себе, что приводит к напряженности в отношениях со значимыми для подростка людьми. [2]

        В юношеском периоде, который приходится на школьные годы, формируются основные черты, которые составляют целостную систему образования, они включают себя: характер, целеустремленность, мировоззрение, сознательность. Все эти аспекты являются базой   для вступления молодых людей в самостоятельную жизнь.

        Подытожив можно сказать, что особенность юношеского возраста состоит в активном вовлечении в общественную жизнь, через общение и развитие в профессиональной сфере. Всё это предполагает более высокий уровень интеллигентности и образованности человека, сформированности основных черт: характера, социальных и профессиональных умений, целеустремленности и самоидентификации. Необходимо, чтобы они все гармонично сочетались в личности, та как для определения жизненной цели, возможности выбора специальности и самореализации, требуются определенные личностные усилия, развитые волевые черты, социальная личностная зрелость.

Девиантное поведение. Методы и способы психологической

помощи

Девиантным поведением называют отдельные поступки или систему поступков, которые не соответствуют принятым в обществе правилам и нормам и выражающееся в несогласованности психических процессов, дезадаптации, расстройстве самореализации, избегании нравственного и эстетического самоконтроля собственного поведения.

Одним из самых распространённых девиантных поведений, является поведение, при котором человек начинает злоупотреблять веществами, способными вызывать изменения в психической деятельности, и формировать психическую и физическую зависимость от этих веществ. При таком поведении очень сильно меняются ценностные ориентации человека. Человек начинает уходить в иллюзорно-компенсаторную деятельность и у него начинается сильная деформация личности. Во время употребления наркотических веществ, полностью изменяется восприятие мира и, что очень важно, самооценка человека, поведение начинает постепенно отклоняться и начинает сильно зависеть от веществ, непосредственного процесса употребления этих веществ, и происходит качественное изменение отношений между человеком и обществом.

Девиантное поведение при котором происходит злоупотребление наркотическими веществами, зачастую дебютирует в подростковом и юношеском возрасте.

Одной из значимых проблем девиантного поведения, является проблема изучения самой личности наркозависимого и изменений, которые происходят с его психикой при употреблении психоактивных веществ.  Наркозависимым свойственно одновременное наличие различных противоречивых качеств. У них отмечаются резкие смены настроения, интересы часто меняются, повышенная тревожность и особая чувствительность к окружающей среде, склонность к повышенной рефлексии и к самоанализу, одновременное проявление противоположных по качеству свойств психики: самоуверенность и ранимость, вызывающее поведение и нерешительность, нежность и безжалостность. Раньше всегда считалось, что влечет людей к наркотикам чувство эйфории, которое они испытывают после приёма наркотиков, однако это предположение сейчас довольно сильно критикуется. Считают, что психологические причины влечения к наркотикам находятся глубже и сводятся, во-первых, к придуманным возможностям исполнения желаний и исчерпании конфликтов а, во-вторых, к психологическим и социальным условиям жизни, которые способствуют тому, что человек принимает решение употребить наркотик. Доктор медицинских наук Пятницкая И.Н. считает, что при наличии у человека набора определенных черт личности, велика вероятность, что он более подвержен пагубным стремлениям, таким как наркомания. К таким чертам она относит: скудность интеллектуальных интересов, приверженность определённым нравственным нормам, чувство стадности, проблемы с адаптацией, трудности с переживанием стрессовых ситуаций, склонность к резким сменам настроения. Один из психологов описал особый тип поведения, который назвал «поиск ощущений». Это такое поведение, при котором возникает потребность в разного рода новых ощущениях и эмоциях, и человек начинает стремиться к различному роду рискам для получения этих ощущений. Автор считает, что одним из стимулов употребления наркотиков подростками является любопытство и потребность в новых ощущениях, включая возбуждение. Особое внимание у личностей подверженным наркотизации, следует уделить их психической незрелости, они не способны принимать решения и действовать самостоятельно, не способны дать отпор влиянию извне, у них заниженная самокритичность, они обидчивы и ранимы.

Принято выделять определенные личностные факторы, которые свойственны подросткам, потребляющим наркотики:

1) чрезмерная терпимость к девиантному поведению; оценочное суждение в отношении к социальным институтам общества, безразличие к ним; чувствительность к новым мыслям и впечатлениям; нервность;

2) склонность к занижению важности достижений; религиозность; беспринципность; наличие высокого уровня стресса, которое трактуется ими самими как психологическая состоятельность;

3) перекладывание ответственности за свои действия и определённые события на кого-либо, но не на себя и заниженная самооценка.  

Количество различных проявлений отклоняющегося поведения, которые сильно отличаются по своей структуре и механизмам происхождения, говорит о важности разработки комплексных подходов к терапии и коррекции девиантного поведения, которые были бы ориентированными на происхождение данного отклонения. На основании этого применение различных способов и методов психологической коррекции, консультирования, психотерапии или психофармакотерапии должно опираться на механизмы, лежащие в основе происхождения девиантного поведения, и подходящих методах и способах восстановления нормотипичного и гармоничного поведения.

Основными принципами в выборе определённых психокоррекционных, психотерапевтических и психофармакологических методик, направленных на изменение (восстановление, приглушение) девиантных отклонений личности, являются:

1) принцип добровольности;

2) принцип осознанности;

3) принцип соответствия (адекватности);

4) принцип целесообразности; 

5) принцип допустимости;

6) принцип гуманности.

Первый принцип, принцип добровольности говорит о том, что эффект от проведения коррекционных или терапевтических воздействий, при исправлении отклоняющегося поведения возможно только если предполагаемый корректируемый добровольно на это согласен. То есть человек должен осознавать, что его поведение не соответствует общепринятым нормам поведения и он самостоятельно стремиться это изменить, он действительно должен видеть цели своего изменения. На этом базируется принцип осознанности. Что бы следовать принципу соответствия (адекватности) психологу необходимо в своей работе использовать те методики коррекции и консультирования, которые соответствуют механизмам появления имеющегося у клиента отклонения. При выборе методик коррекции можно опираться на типы девиантного поведения, которые основываются на механизмах возникновения отклоняющегося поведения. Аддиктивный тип девиантного поведения, это тип зависимостей, и при таком типе применяют методы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии. Перед началом терапии необходимо обосновать, а нужна ли она клиенту, так как, во-первых, следует оценить возможность более грубых изменений поведения после коррекции; во-вторых, настолько ли действительно данное поведение можно отнести к отклоняющемуся и несёт ли оно вред самому клиенту или его окружению. На этом будет основываться принцип целесообразности. Во время терапии следует придерживаться методик, которые способствуют личностному росту человека, и никак не смогут вызвать у клиента психических расстройств. Именно об этом гласят принципы допустимости и гуманности. Никогда не следует применять манипулятивные методики, если клиент не осведомлен о такой возможности. Принцип гуманности основан на осознании, что у человека есть право на свободу выбора и уважение к его выбору. Психолог осознаёт и принимает клиента как личность со своими проблемами, он сопереживает ему, искренне и позитивно смотрит на клиента во время терапии с ним. [6]

Методы психологической поддержки наркозависимых юношеского возраста

        Психологическая поддержка осуществляется в целях психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах её становления и самореализации. Основными направлениями которой являются: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая коррекция.

При психологической помощи при отклоняющемся поведении выделяется несколько основных моментов. Основным будет являться индивидуальный или групповой (в том числе семейный) подход; и консультативный, коррекционный или психотерапевтический способ воздействия.

При терапии наркотической зависимости часто используются такие же способы и методы как при лечении алкоголизма (терапия «12 шагов», Анонимные сообщества и др.). В то же время, психологические алгоритмы снятия психологической зависимости часто сильно отличаются. Вероятнее всего, это из-за разницы между психологическими системами формирования алкогольной и наркотической зависимости. Наркотическая зависимость формируется по системе аддиктивного поведения, в то время как алкогольная зависимость формируется по патохарактерологической системе поведения. Так же отличительной чертой при наркозависимости является то, что это заболевание становится семейным аддиктивным сценарием.

Главным, что подталкивает людей к проявлению аддиктивных формам поведения, становятся попытки изменить их психическое состояние, которое их самих не устраивает, так как они считают его «скучным», «серым», «занудным». Таким личностям тяжело найти какое-либо увлечение, которое может долгое время удерживать его внимание и давать необходимую ему эмоциональную реакцию. Жизнь кажется им неинтересной и скучной, считая её обыденной и однообразной. Такие люди не считают нормальным то, что принято считать таковым в обществе или семье. Чаще всего у человека с отклоняющимся поведением сильно снижена активность в повседневной жизни, которая наполнена у него требованиями к окружающим и ожиданиями от них. Аддиктивная же активность довольно избирательна у таких людей. В той части жизни, которая, хоть как то, но доставляет человеку удовольствие, он может очень стараться чтобы достичь определённых целей.

На основании опыта и научных фактов, можно с уверенностью говорить, что основными методами коррекции и терапии девиантного поведения при наркозависимости, будет являться экзистенциальная и семейная психотерапия. Так же, активно применяются нейролингвистическое программирование и эриксоновский гипноз, гештальтпсихотерапия и др.

Центром экзистенциального подхода в психотерапии при наркотической зависимости является разрешение базисных экзистенциальных конфликтов личности, которые связанны с такими проблемами как: 1) осмысленности и бессмысленности существования; 2) жизни и смерти; 3) изоляции от общества и вовлеченности в общение с людьми; 4) свободы, ответственности, воли и несвободы, зависимости и безволия.

Основными условиями для начала терапии с наркозависимыми являются:

1) полное принятие пациента (что включает наличие у психолога эмпатийности, беспристрастности, невозможность осуждения и оценки употребления наркотиков клиентом);

2) искренность (необходимо подлинное желание помочь клиенту в осознании им собственных проблем, помочь найти способы их решения);

3) верить в то, что каждый наркозависимый способен избавиться от наркотической зависимости.

В рамках экзистенциального подхода в процессе психологического консультирования, психолог создает совместные размышления с наркозависимым об экзистенциальных кризисах, которые зависят от неразрешенности одного из основных конфликтов. Во время игрового моделирования тревожных жизненных ситуаций, клиент должен адекватно отреагировать на данную ситуацию. Особое внимание уделяется обучению коммуникативной грамотности и терпимости, снисходительности.

В психотерапии наркозависимых с использованием экзистенциального подхода, особое внимание уделяется вопросам осмысленности и бессмысленности существования, так как одним из самых выдающихся кризисов у наркозависимых является кризис бессмысленности.  Именно чувство бессмысленности существования чаще всего подталкивает человека к употреблению наркотических веществ. Кризис бессмысленности является тем фактором, который подталкивает человека к аддиктивному типу девиантного поведения, так как при этом кризисе человек стремится уйти от реальности пытаясь изменить своё психическое состояние с помощью различных психоактивных веществ. В терапии происходит поиск нового смысла жизни, будь то он космическим или личным.  Под поиском космического смыла жизни понимают нечто существующее выше личности, что-то духовное или даже волшебное. Например, программа реабилитации «12 шагов» в некоторых своих методиках делает акцент именно на такую концепцию. Однако экзистенциальная психотерапия подразумевает, что смыл жизни человек всегда способен найти внутри себя, нравственно себя совершенствуя, а не искать их во внешней среде.  Для этого необходимо быть максимально вовлечённым в жизнь. Человека необходимо привлекать к различной деятельности, ко всему, что хоть как-то меняет мир вокруг него и его самого.

Желание наркомана с уже образовавшейся психологической зависимостью получить свою дозу «кайфа», можно классифицировать как желание сбежать от бессмысленности своего существования и таким фальшивым способом получить этот смысл. В процессе психотерапии необходимо уделить много времени именно вовлеченности наркозависимого в жизнь.

Так же при психотерапевтической работе с наркозависимыми и их девиантным поведением следует использовать групповую психотерапию для формирования у таких людей чувства ответственности.  Такая работа построена на основе принятия террапевтируемым определённых осознаваемых мыслей:

1. Осознание того, что в жизни иногда случаются несправедливости и что-то происходит нечестно.

2. Осознание того, что всё равно когда-то придётся испытать какие-то жизненные страдания и в конечном итоге смерть.  

3. Осознание того, что, со своей жизнь я должен справляться самостоятельно, несмотря на то, есть ли рядом близкие люди или нет.

4. Осознание главных вопросов в моей жизни и предполагаемой смерти, ввиду чего я теперь могу проживать свою жизнь честнее и меньше ввязываться в какие-либо неприятности.

5. Осознание того, что только я несу ответственность за свою жизнь и то, как я с ней обхожусь.

Важность применения семейной психотерапии при коррекционной работе с девиантным наркозависимым, доказана, так как существует понятие семейных аддиктивных стереотипов поведения, которые так или иначе влияют на формирование такого поведения. При семейной психотерапии работа проводится со всей семьёй, формируется оптимальный сценарий взаимодействий внутри семьи, разрабатываются новые сценарии поведения, расширяются коммуникативные навыки и развивается толерантность.

 При психотерапевтической коррекции с наркозависимыми можно определить следующие нюансы:

  1.  неприемлемость властной позиции психолога, который ведёт психотерапевтическую работу с наркозависимым, так как он может просто отказаться от терапии, если он почувствует, что его осуждают или нравоучают;
  2.  для выстраивания доверительного контакта с наркоманом необходимо досконально изучить эту тему со всеми проблемами, обычаями, особенностями данной субкультуры;
  3.  постепенный процесс реабилитации. Процесс отказа от употребления наркотиков — это длинный и очень непростой путь. Наркоману сложно быстро перестроиться на новый жизненный уклад. Поэтому требуется время, чтобы образовавшаяся пустота стала постепенно заполняться чем-то другим.

         Одним из этапов психокоррекционной работы с поведением наркозависимых, является профилактика. Программа формирования жизненных навыков на данный момент считается наиболее эффективной. Основной целью программы является развитие у наркозависимых навыков здорового образа жизни, целесообразного шаблона поведения и сопротивления употреблению наркотиков. Задачами программы является: 1) развитие социальной и личностной осведомлённости подростков и молодёжи; 2) приобретение навыков самозащиты и предостережения от появления каких-либо проблем. При выполнении каждой из этих задач, должны сформироваться определённые социально-психологические навыки:

1) навык успешного общения, критического мышления в выборе решений, формирование адекватной самооценки;

2) навык, помогающий «постоять за себя», научиться обходить ситуации неоправданного риска, уметь делать логичный, здоровый жизненный выбор;

3) навык управления эмоциями, уменьшения стрессовых ситуаций,  грамотного выхода из конфликтных ситуаций. [6]

Так же сюда входит работа с искажением внутренней картины здоровья. В основе внутренней картины здоровья лежит Я-концепция, поэтому при коррекции стоит использовать методы, которые будут направлены на уровневый и структурный анализ. Это, например, такие методы: Тест Дембо-Рубинштейна для определения самооценки подростков и юношей, метод незаконченных предложений, рисуночные методы, методики апперцептивного теста  CAT и TAT, тест фрустрационных реакций Розенцвейга, методика исследования личности Рене — Жиля и др. [7]

При проведении психокоррекционной помощи подросткам и молодым людям с отклоняющимся аддиктивным поведением, предлагается использовать следующие приёмы:

Информирование 

Увеличение (поправление) информированности человека, улучшение его психологической осведомлённости в обсуждаемой теме, с помощью жизненных примеров, использования литературы, в том числе научной.

Метафора (метод аналогий) 

В этом методе используются аналогии, которые берутся из различных сказок, поговорок и пословиц, случаев из реальной жизни. Метафора помогает человеку посмотреть на ситуацию как бы со стороны. В связи с этим пропадает ложное ощущение, что такое больше ни с кем и никогда не случалось. Ещё одним плюсом можно считать, что при применении метафор можно добиться снижения напряженности у клиента во время консультирования.

Установление логических взаимосвязей 

Психолог помогает консультируемому восстановить последовательность событий, помогает понять, как его внутренние особенности влияют на происходящее и взаимосвязано ли это.  Это помогает посмотреть на проблему более широко.

Проведение логического обоснования 

При применении данного способа можно проанализировать и выбрать варианты решения значимой задачи на данном этапе жизни с помощью логического анализа, который сможет показать к чему приведут те или иные решения.

Самораскрытие 

Психолог неявно стимулирует консультируемого «стать самим собой». Он может поделится своим личным жизненным опытом, должен миролюбиво относиться к различным высказываниям и чувствам консультируемого.

Конкретное пожелание 

При этом способе можно попробовать рекомендовать какой-либо метод или приём, который поможет решить определённую задачу. Но молодой человек должен сам принимать решение подходят ему предлагаемые способы или нет, и если да, то какими способами и план реализации тоже должен составлять сам.

Парадоксальная инструкция 

Здесь можно предложить подростку или молодому человеку продолжать поступать так как он поступал раньше. Это делается для того, чтоб разбудить в них чувство протеста и активизировать их. Позволить повторить им свои действия (мысли) хотя бы три раза.

Убеждение 

Психолог, применяя понятные для подростка аргументы, помогает ему убедиться в правильности определенных действий, мыслей и т. п. Однако данный способ можно применять только если консультируемый находится в уравновешенном эмоциональном состоянии. Этот способ применим если подросток обладает развитым образным и абстрактным мышлением, и достаточно устойчивым вниманием.

Эмоциональное заражение 

После установления доверительных отношений с консультируемым, психолог может стать примером для эмоционального отождествления. В связи с этим психолог может поменять или откорректировать эмоциональное состояние консультируемого, подстраивая его под собственное эмоциональное настроение.

Помощь в отреагировании неконструктивных эмоций 

Данный способ применяют при острых эмоциональных состояниях. Отреагирование может сводиться к смеху, плачу, проговариванию, какому-либо действию (помять или порвать бумагу, покричать, постучать, побить что-то мягкое, потопать ногами, порисовать и т.п.).

Отреагирование помогает убрать напряжение, которое вызвала какая-либо негативная эмоция. Психолог в это время должен внимательно наблюдать, сочувствует, поддерживать, но не присоединяется к чувствам и действиям консультируемого.

Релаксации 

Способ заключается в обучении консультируемого разнообразным способам расслабления, при котором будет достигнут требуемый уровень внутреннего покоя и комфорта. Тут уместны медитации, аутотренинговые и релаксационные упражнения.

Повышение энергии и силы 

Если консультируемый чувствует, что его «покинули силы», кажется, что у него совсем отсутствует энергия, то этот способ поможет увеличить работоспособность и активность консультируемого. Стоит применять определённые двигательные упражнения, как бы мысленно «подключаться» к различным потокам энергии.

Переоценка 

Переоценка отрицательных чувств и мыслей помогает по-новому посмотреть на ситуацию. Необходимо установить отрицательные переживания, на чём они фиксируются, найти положительное, то есть перевести во что-то хорошее и приятное, сконцентрироваться на положительном и объединить положительное с отрицательным, чтобы полностью провести переоценку негатива.

Домашнее задание 

Консультируемому, после предварительного обсуждения и договора, даются домашние задания в форме наблюдений, опробования новых способов действия, фиксации результатов.

Позитивный настрой 

Позитивный настрой помогает консультируемому сильнее начать верить в свои силы и возможности при решении появляющихся трудностей. Психолог помогает сконцентрировать все силы для достижения поставленной цели.

Ролевое проигрывание 

При данном способе происходит моделирование различных жизненных ситуаций, которые помогают отработать новые способы поведения при возникновении подобных ситуаций в реальной жизни.

Анализ ситуаций 

Во время консультации можно вместе с клиентом обговаривать различные жизненные ситуации, реальные или выдуманные, заимствованные из литературы, например, делать их разбор и соответствующие выводы. Этот метод учит и в дальнейшем использовать полученные навыки для самостоятельного анализа ситуаций, которые будут происходить в жизни клиента после прохождения терапии.

Трансформация личной истории 

С помощью данной методики можно мысленно помочь консультируемому завершить, то, что ему кажется незаконченным в уже прошедшей части его жизни. Тем самым будет сниматься напряжение и какие-либо навязанные сценарии или программы действий. Как говорят: если не можешь изменить событие, поменяй своё отношение к нему.

Целеустроение 

Данная методика применяется, если консультируемому необходимо найти новые жизненные цели и ориентиры, так как он хочет изменить свою жизнь, а прошлые цели этому не способствуют, и новые самостоятельно выстроить у него не получается. Психолог тут помогает понять в каком направлении ему двигаться. Здесь хорошо подойдут техники с использованием творческого воображения.  

Наполнение смыслом «обыденных» жизненных событий 

Данный метод помогает найти особый смысл в работе, действиях или событиях, которые происходят с консультируемым, если жизнь ему кажется скучной и неинтересной.

Оказание помощи в поисках идентичности 

Такая методика будет востребована, если подросток не может определиться с вопросом «Кто Я? В чём моя ценность и роль?». Необходимо будет использовать способы, которые будут подталкивать подростка к самопознанию.  

Одним из таких методов может являться методика «Сосредоточенное мечтание». Она проводится в несколько этапов.

1. Написание программы желаемого будущего. Необходимо записать абсолютно все желания, которые будут приходить в голову в течении 10-15 минут

2. Расставление временного приоритета. Если все события относятся буквально к завтрашнему дню, то необходимо подумать о ближайшей перспективе; если же все события определены «когда-нибудь», то следует продумать ближайшие шаги для реализации этих желаний.

3. Определить важнейшие цели и ценности, доказать почему они так важны.

4. Проверить насколько выделенные цели конкретны, ясны, позитивны и достижимы ли.

5. Определить какими ресурсами можно воспользоваться для достижения поставленных целей.

6. Необходимо определить все возможные трудности, которые могут возникнуть на пути к достижению целей.

7. В итоге создать пошаговый план по достижению установленных целей в достижении своих желаний.

Непосредственные действия, техники, упражнения для психологической поддержки подростка, психолог выбирает всегда, ориентируясь на ситуацию. Так как все подростки с их проблемами всегда очень индивидуальны, и психологу необходимо создать условия для реализации жизненных задач конкретного подростка.  [9]

Арт-терапия, как перспективный метод психологической поддержки наркозависимых

Последние года в мире и в нашей стране в частности, большой интерес вызывают различные методы арт-терапии и терапии искусством. В основе этих Эти методы заключаются в лечебном применении различных форм творчества. На данный момент уже накоплен определённый опыт в применении данных методов при лечении наркозависимых, который свидетельствует о больших возможностях в достижении устойчивой ремиссии и решении проблем, связанных, например, с проблемами социализации бывших наркозависимых.

Некоторые зарубежных психологи считают, что, если применять в лечении и реабилитации наркозависимых различные методы арт-терапии, то эти методики даже зарекомендовали себя более эффективными по сравнению с другими психотерапевтическими методами.  Они указываю на то, что данные методики делают процесс лечения более мягким и гуманным.

Значимость арт-терапии, в том, что она помогает побороть защитные механизмы в виде непризнания проблем, скрытия в себе сложных переживаний. Некоторые авторы говорят о том, что арт-терапия способна повышать самооценку у наркозависимых.  Так же считают, что арт-терапевтические методы помогают лицам с зависимостью учиться контролировать свои сложные и порой импульсивные эмоции, заблаговременно дистанцироваться от них. Многие авторы сходятся во мнении, что арт-терапия, может стать одним из методов «выбора» лечения наркозависимостей, так как у лиц с зависимостями появляется возможность победить нарушения, которые обычно сопровождают такие личности: эмоциональные, когнитивные и поведенческие.

При работе с наркозависимыми применяется и индивидуальная и групповая арт-терапия. Однако некоторые авторы утверждают, что групповая арт-терапия более эффективна. Английский психотерапевт Г. Уиншип, при описании процесса работы динамической арт-терапевтической группы, указывает на, то что участники этой группы довольно часто переживали внутренний конфликт и противоположные эмоции. Он обращает внимание на то, что пациенты тяжело включаются в групповую работу. С его слов, употреблявшие наркотики люди, будто не желают находиться среди людей, они стали безразличны к чувствам окружающих. Однако, Гэри Уиншип указывает на важность и решающую роль группы, так как именно там участники обеспечивают эмоциональную поддержку друг другу, так как межличностная дистанция в процессе арт-терапии сокращается.

В Италии в одном из учреждений по лечению и реабилитации наркозависимых успешно используют арт-терапию, психодрамму и танцедвигательную терапию. Интересно то, что там отмечают успешность применения данных методик, даже если они сочетаются в работе.

Различные виды и формы применяемых методов арт-терапии в групповой практике с наркозависимыми, различны по условиям проведения, роли самого психолога в группе и по срокам реализации таких методов. Сроки арт-терапии могут быть определены сроком стационарного лечения или нахождения в реабилитационном центре. Когда работа проводится с наркозависимыми находящимися на амбулаторном лечении или наблюдении, тогда можно использовать формы арт-терапевтической работы довольно длительное время. Например, некоторые авторы отмечают, что краткосрочная групповая арт-терапия, позволяющая свободно выражаться на холсте, помогла многим наркозависимым осознать свои проблемы и тем самым продлить нахождение в ремиссии. Но в большинстве случаев, для достижения длительного и закрепляющего эффекта, необходима долгосрочная работа в арт-терапевтической группе.   [5]

Методы оказания психологической поддержки наркозависимых. Опыт других стран

В нашей стране накоплен довольно большой опыт в лечении и поддержке наркозависимых, в том числе (в основном) молодых людей. Но ведь всё познаётся в сравнении. На примере стран Швеции и Израиля, посмотрим в чём наши действия сходятся, а в чём есть отличия и есть ли они.

Швеция относится к странам, проводящим антинаркотическую политику, которая является одной из самых жестких в Европе. В стране ведется активная борьба с голландской моделью, допускающей лёгкие наркотики.

В рамках борьбы с наркозависимостью правительство Швеции представило в январе 2011г План действий против наркотиков. Его целями являются:

- широкое взаимодействие государственных, региональных и властей на местах;

- активное проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение употребления наркотиков в детской среде, с широким привлечением к решению данной задачи гражданского общества, общественных организаций, а также родителей;

- эффективное преодоление наркотической зависимости и дальнейшее ограничение доступа к наркотическим и наркотикосодержащим веществам;

- обеспечение доступа наркозависимых к высококвалифицированному медицинскому обслуживанию вне зависимости от региона страны;

- широкое использование международного опыта в области борьбы с наркотиками.

В Швеции действует программа заместительной терапии, а основной её упор делается на стационарные лечебные заведения. В Евросоюзе полагают, что заместительная терапия, сопровождаемая психологической поддержкой наркозависимых, является самой эффективной формой лечения опийной зависимости. [3]

На сегодняшний день Израиль превратился в один из важнейших центров мировой наркоторговли. Главные маршруты наркотрафика пролегают через официальные пограничные израильские пункты.

В Израиле существуют следующие возможности лечения и психосоциальной реабилитации:

- Отделы по лечению страдающих наркозависимостью при службе социального благосостояния муниципалитетов и местных органов власти являются центром для первичных обращений в которых производится лечение на индивидуальном, семейном и групповом уровнях продолжительностью до полутора лет.

- Дневные центры при службе социального благосостояния муниципалитетов – интенсивное дневное лечение, пять дней в неделю. Лечение включает подбор ряда реабилитационных мероприятий.

-  Общины по лечению зависимости – длительная реабилитация с проживанием в общине с продолжительностью лечения до одного года.

- Хостел – проживание в квартирах на протяжении полугода для продолжения реабилитации после прекращения употребления. Условием принятия в хостел я является завершение лечения в одной из общин по лечению зависимости.

- Группы поддержки – встречи людей, излечившихся от зависимости.

В стране создано национальное Управление по борьбе с наркоманией. Н его базе создан Учебно-информационный центр, который служит международной информационной базой в области борьбы с наркоманией. Центр проводит курсы по повышению квалификации и обучению специалистов в данной области.  

При лечении наркомании в стране используется множество методов: Метод ANRI, Метод «12 шагов», Психотерапия онлайн, Метод Детокс, Alpha TM – Detoxification (Антитоксик), Alpha TM – Relaxation (Антистресс), Заместительная терапия. [4]

Как можно заметить, большинство из методов применяются и в нашей стране. Все страны отмечают особую значимость психологической поддержки наркозависимых на всех этапах этого заболевания. Только один из методов на данный момент не сильно распространен в нашей стране – это Психотерапия онлайн, когда на протяжении необходимого времени наркозависимый имеет возможность получать психологическую поддержку независимо от его местонахождения и состояния. Но, в связи с последними событиями и активным включением интернет-систем в нашу обыденную жизнь, вероятнее всего, и этот метод станет весьма популярным и успешным.

Выводы

В современном мире очень остро стоит вопрос о наркотизации населения. Сложные причины возникновения зависимости от наркотических и токсических веществ, приводящие в конечном итоге к заболеванию, страданиям и инвалидизации человека, не дают возможности избавиться от неё лишь с помощью врача и медикаментов, одни они не в состоянии вернуть человека к нормальной жизни. Методы лекарственного лечения необходимы и эффективны лишь на первых этапах сложного процесса избавления от наркотической зависимости. Возвращение к людям, к обществу, к самому себе – это совместный труд врачей, семьи, психологов, педагогов. Именно поэтому так важна психологическая поддержка наркозависимых. А в юношеском возрасте, когда и без наркотических проблем в жизни всё кажется очень непростым, психологическая помощь и поддержка актуальна вдвойне.

С учётом накопленного общемирового опыта можно легко сказать, что методов психологической поддержки составлено, разработано и опробовано огромное множество. И с учетом развития психологии, как науки, новых методов появляется всё больше, а уже известные находят ещё больше подтверждений в своей эффективности, или наоборот позволяют оценить и исправить спорные моменты.

Одно известно точно, что ни одна программа помощи наркозависимым сейчас не обходится без психологической поддержки. И именно этот многолетний опыт даёт основание говорить о её эффективности.

Список используемой литературы

  1. Белогуров С. «Популярно о наркотиках и наркоманиях».
  2. Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология (Психология развития). Электронный учебник.
  3. Козьяков Р.В. «Из опыта борьбы с наркозависимостью в Швеции». Молодёжь и общество. – Москва: Молодежь и общество, 2012. - №4. –с. 60-64.
  4. Козьяков Р.В. «Опыт профилактики и лечения наркозависимости в Израиле». Молодёжь и общество. – Москва: Молодежь и общество, 2012. - №4. –с. 46-59.
  5. Копытин А.И., Богачев О.В., «Изменение психического и социального статуса наркозависимых в ремиссии при групповой арт-терапии», Психологический журнал, №1, Том 030, 2009, с. 86-95.
  6. Менделевия В.Д. «Психология девиантного поведения. Учебное пособие». – СПб.: Речь, 2005. – 445с.
  7. Никифирова Г.С. «Психология здоровья: Учебник для вузов». – СПб.: Питер, 2006. – 607с.
  8. Федеральная служба государственной статистики. Здравоохранение. www/resstat.gov.ru/folder/13721
  9. Шнейдер Л.Б. «Девиантное поведение детей и подростков». – М.: Академический проект; Трикста, 2005. – 336с.
  10.  ЮНОДК, Всемирный доклад о наркотиках, 2012 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Юношеский возраст и его психологические особенности"

Презентация к рдительскому собранию...

Сборник диагностических методик "Диагностика психологических особенностей обучающихся и студентов подросткового и юношеского возраста по направления воспитания"

В данном сборнике представлены диагностические методики для изучения особенностей обучающихся и студентов подросткового и юношеского возраста по разным направлениям воспитания: гражданско-правовому, п...

ЛИЧНОСТНЫЕ И СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЫБОРА ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

Проблема формирования жизненных стратегий молодежи входит в круг тем, представляющих научный интерес как для изучения психологических факторов и механизмов саморазвития молодежи, так и для понимания д...

Статья "ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА"

quot;ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА"...

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Юность является важным и ответственным этапом развития личности. В этот период происходит становление психологических механизмов, которые оказывают влияние на процессы развития и самореализации. Именн...

Условия успешности обучения и психологического комфорта в юношеском возрасте (10-11 класс)

Юность - самое начало взрослой жизни. Здесь детство остается в прошлом. Все психические функции в основном сформированы и началась стабилизация личности. Большая часть родителей старшеклассников рано ...