Условия успешности обучения и психологического комфорта в юношеском возрасте (10-11 класс)
консультация по психологии (9, 10, 11 класс)

Тверитинова Татьяна Александровна

Юность - самое начало взрослой жизни. Здесь детство остается в прошлом. Все психические функции в основном сформированы и началась стабилизация личности. Большая часть родителей старшеклассников рано или поздно сталкиваются с тем, что их дети вдруг взбрыкивают, влюбляются и вообще норовят вильнуть прочь с проложенной родителями дороги. После периода растерянности у родителей наступает момент, когда они решают надеть «ежовые рукавицы». Но прежде чем выходить на «тропу борьбы», нужно понять, что же на самом деле происходит. Почему человек в 15-16 лет вдруг становится таким неуправляемым? Ведь он рос разумным, хорошо учился и мечтал приобрести профессию и приносить пользу. Вместо этого начинает грубить, проводить время с друзьями и наотрез отказывается учиться.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Выступление перед родителями будущих десятиклассников

Слайд 1

Приветствие

Слайд 2

Юность - самое начало взрослой жизни. Здесь детство остается в прошлом. Все психические функции в основном сформированы и началась стабилизация личности. Большая часть родителей старшеклассников рано или поздно сталкиваются с тем, что их дети вдруг взбрыкивают, влюбляются и вообще норовят вильнуть прочь с проложенной родителями дороги. После периода растерянности у родителей наступает момент, когда они решают надеть «ежовые рукавицы». Но прежде чем выходить на «тропу борьбы», нужно понять, что же на самом деле происходит. Почему человек в 15-16 лет вдруг становится таким неуправляемым? Ведь он рос разумным, хорошо учился и мечтал приобрести профессию и приносить пользу. Вместо этого начинает грубить, проводить время с друзьями и наотрез отказывается учиться.

Фаза протеста здесь - нормальное явление, свидетельствующее о естественном пути развития личности. В это время молодой человек постоянно сомневается в себе. Иногда он видит себя значительным, талантливым и неотразимым, в другой момент он считает, что никому не нужен и не интересен. И результат такой неуверенности - неожиданные резкие перемены в настроении, конфликты с теми, кто не понимает и не поддерживает его. Кроме того, поздний подростковый возраст характерен неприятием мира взрослых. Человек сознает, что ему придется признать устройство общества и жить в нем. Но в то же время крайне обостренно он воспринимает неискренность, недостатки взрослых, несправедливость. И малейшая искра может в этот момент разжечь костер бунтарства и отрицания всех норм. Давайте попробуем разобраться в причинах происходящего.

Слайд 3

Основными потребностями юношей и девушек в этом возрасте являются;

1.Самоутверждение среди сверстников.

2.Самореализация в общении.

3.Развитие независимости и самостоятельности.

4.Стремление к смене впечатлений и поиск острых ощущений.

5.Самопознание, саморазвитие и самосовершенствование.

6.Достижение личного благополучия и обретение материальных благ.

Взрослым же кажется, что в 10-м, а тем более в 11-м классе нужно оставить в стороне все развлечения и заниматься только учебой, потому что от этого зависит вся будущая жизнь. А подростку необходимо общение с друзьями - именно сейчас он пробует найти свое место в новом для него мире.

Слайд 4

Основные проблемы это:

1. Адаптация в новом коллективе. Стремление принадлежать к определённой социальной группе и занимать в ней положение. Важное значение дружбы, отсутствие друзей воспринимается как недостаток.

2.Отношения с родителями и другими взрослыми ("не разрешают, не отпускают, не понимают, не дают, заставляют" и т. п.).

3.Проблемы самооценки и развития характера (недовольство собой, своим внешним видом и поведением).

4. Стремление отдохнуть после экзаменов 9 класса, взять передышку перед выпускными экзаменами.

5. Ощущение перегрузки, усталость (неумение контролировать желания и организовывать свое время, неумение учиться; физические недомогания, связанные с перестройкой организма).

6. Проблемы с учебой (снижение успеваемости, нежелание учиться).

7. Выбор жизненного пути (где продолжать учебу, выбор профессии).

Слайд 5

Рекомендации взрослым

Слайд 6

Относитесь к детям соответственно их возрасту: учитывайте уязвимость и противоречивость формирующегося у них образа «Я», стремление к самостоятельности, чувство взрослости, перестройку мотивационной сферы.

Если младшие подростки бывают полностью удовлетворены ролью помощника взрослого, то старшим юношам и девушкам особенно приятно, когда они находятся со взрослыми на равных правах и при необходимости могут полностью его заменить, т. е. выполнить какую-либо работу вполне самостоятельно. Деспотическое управление со стороны взрослого, базирующееся на произволе и желании взрослого показать свою власть, дети отвергают, нередко это вызывает у них решительный протест, а если этот протест не имеет положительного результата, то и состояние депрессии. Любое требование должно быть разумным и аргументированным. Если вы не правы, открыто признайте это.

Слайд 7

Способствуйте формированию чувства ответственности.

Ответственность  это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.  

Ответственность в этом возрасте еще не является частью характера. Это ценностный ориентир, который можно приобрести с помощью взрослых.

  • Не путайте ответственность с послушанием. Если ребенок под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность. Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают. Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки. Оценка – это не повод отругать, а повод разобраться и понять причины плохой отметки, и подумать в чем можете помочь.
  • Не сравнивайте ни с кем ребенка. Сравнения — это несправедливый упрёк. Сравнения причиняют боль.
  • Поощряйте самостоятельность. Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается. Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.  
  • Подкрепляйте права обязанностями. С подростками отлично работает конструкция «Если…, то...». Пример: если ты возьмёшь на себя ответственность за чистоту посуду после еды, то я разрешу тебе гулять до десяти.
  • Готовьте подростка к трудностям. Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными. Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства. Так, вполне нормально поделиться с сыном или дочкой тем, что вам не нравится ваша работа, но вы не можете её сменить, так как нужно оплачивать коммунальные услуги. Эта информация даст тинэйджеру представление о семейной ответственности и он вполне в силах её «переварить». Но не стоит излишне перегружать подростка подробностями. Пусть он поймёт всю не идеальность мира чуть позже.
  • Демонстрируйте путь решения проблемы. Чаще всего дети не видят путь от запроса (я хочу есть) до результата (котлета на тарелке). Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. И это ещё одна из причин, почему не формируется ответственность. Обязательно демонстрируйте подростку, как протекают те или иные процессы. Позволяйте ему самому что-то делать: готовить еду, чинить велосипед, заполнять документы. Не кричите, если у него не получается. Лучше спросите: «Как ты думаешь, ты справился? Могу я тебе помочь?».
  • Вводите санкции за безответственное поведение. В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком. Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится. Должны последовать санкции. Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то...», сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.  
  • Будьте примером. Дети считывают мир через ощущения и постоянно наблюдает за родителями. Они тонко подмечают, как общаетесь и выполняете обещания именно вы. И если уж призывать подростка к ответственности, то нужно и самому её демонстрировать.

Слайд 8

Способствуйте формированию потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных целей.

Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?  Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки. Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать программистом, то он должен понимать, что ему как минимум нужны знания математики, английского. Готов ли он работать над этим?

Слайд 9

 Учитывайте возросшую потребность юношеского возраста к дружескому и иному общению (Терпимо и безревностно относитесь к встречам ребенка с друзьями, учите разумному планированию своего дня, распределению нагрузки). В данном возрасте групповое общение обычно предполагают соревнование за положение и авторитет в обществе, наряду с развитием товарищеских отношений юношеский возраст характеризуется поиском дружбы как прочной и глубокой эмоциональной привязанности.

Слайд 10

Для того чтобы не произошло отдаление друг от друга, нужно донести до своего ребенка свои опасения в обычной беседе. Расскажите о том, что интересовало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь.

Прежде чем осудить детей, постарайтесь понять их и выяснить, почему они поступают так, а не иначе.

Слайд 11

Вы дали жизнь своему ребенку, а сегодня, возможно, в недоумении стоите перед вопросами: «Почему мы с сыном (дочерью) чужие?», «Что с ним (с ней) происходит?», «Почему мы не понимаем друг друга?» И самый мучительный вопрос: «Что делать?» Поиск ответов требует мужества. Вспомните, пожалуйста, сколько раз за последние 2-3 недели вы приходили домой и искренне, без особой воспитательной задачи, говорили ребенку о том, как прекрасна жизнь, какое счастье быть живым и здоровым, любить, смеяться, плакать среди всеобщих жалоб на плохих людей, растущие цены, плохую погоду? Помогаем ли мы своим детям верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, есть великий и бесценный дар?

https://vasileva-psy.ru/wp-content/uploads/f/5/6/f568926a93639c9af2319aae7037e602.jpeg

ОБРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К РОДИТЕЛЯМ

1. Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас.

2.Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.

3.Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила — это все, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.

4.Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.

5. Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.

6 .Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду себя вести так, как будто я — «центр Вселенной».

7. Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.

8. Не обращайте внимания на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание поможет их закрепить.

9. Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.

10. Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.

11. Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

12. Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною,— это преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.

13. Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придется притвориться глухим, чтобы как-то защититься.

14. Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не смогу ничего объяснить. Если вы сможете это понять, я попытаюсь сам себе и вам все объяснить, но на это надо время.

15. Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.

16. Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Я могу научиться получать удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря ему я буду в центре вашего внимания.

17. Никогда не считайте, что извиниться передо мной — ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно теплые чувства.

18. Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.

19. Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.

20. Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо — Я, ВАШ РЕБЕНОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

осуществление дифференцированного подхода на уроке физического воспитания как одго из условий успешности обучения

В данной статье рассматривается проблема осуществления дифференцированного подхода на уроке физического воспитания....

Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных случаев.

Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных ...

Взаимосвязь логопеда и дефектолога как основное условие успешной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует  более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа (родителей, начального звена средн...

МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Мотивация обучения - основное условие успешности обучения...

Правильная речь дошкольника, как одно из условий успешного обучения в 1 классе.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.   Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится ш...

Статья "Методы психологической поддержки наркозависимых юношеского возраста"

Статья осещает тему методов психологической поддержки наркозависимых юношеского возраста. Данный материал будет полезен и для подростковой группы....

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ИХ В ШКОЛЕ

Обучение грамоте является основной составляющей читательской грамотности и предпосылками успешного обучения детей в школе....