Статья "ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА"
материал
"ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
Сергиенко Е.Е., педагог-психолог
ГКОУ КК, школа-интернат ст. Шкуринская
В настоящее время большое внимание уделяется психолого-педагогическому сопровождению учащихся в образовательном пространстве школы, особенно это относится к детям с ОВЗ. При этом велико значение сопровождения семей учащихся, оказания им психологической помощи.
Особенно остро стоят вопросы воспитания детей подросткового возраста. Поэтому педагог- психолог в своей консультационной работе уделяет данной тематике особое внимание.
Дети с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) развиваются по тем же законам, что и интеллектуально сохранные дети. Подростковый возраст протекает у детей с ОВЗ по-разному.
Подростковый возраст, как ветрянка, которой надо переболеть. У подавляющего большинства эта возрастная болезнь проходит незаметно, а у других гротескно, болезненно, с нарушениями социальных связей, с разрушительными тенденциями. Оттого, как поведут себя родители, педагоги, многие окружающие детей люди, зависит очень многое, иногда вся судьба человека.
Каковы же психологические проблемы, с которыми часто обращаются к психологу родители подростков?
Конфликты в семье, непослушание ребенка, неуважение родителей, потеря контроля над ребенком.
Нередко испуганная мама или папа приводят своего подростка к психологу и говорят, что перестали справляться с ним. Сын или дочь забросили учебу, не убирают в своей комнате, ходят не пойми в чем и никого не слушают, а делают по-своему. По несколько часов висят на телефоне и неизвестно с кем общаются. Знакомая картина?
Агрессивное поведение подростков, как правило, является естественной реакцией эмансипации. Часто она возникает в ответ на давление со стороны взрослых.
Агрессия может проявляться в открытой активной форме (требовательность, категоричность, повышенный тон, открытое сопротивление, разрушительные действия), а также в пассивной форме (апатия, игнорирование требований). Важно понимать, что любой вид родительской агрессии (физическая, вербальная), унижение, ограничение свободы выбора и действий подростка поддерживает, а иногда и инициирует повышенный уровень агрессивности у подростка.
Подростковая лень.
За подростковой ленью может скрываться совершенно разные реакции и проблемы: проявление страха или беспомощности, агрессия, выраженная в пассивной форме (протест или провокация), следствие хронических перегрузок, проявление подражательного поведения, один из способов обратить на себя внимание, плохое самочувствие вследствие высокого расхода энергии и гормональной перестройки.
Поэтому, прежде чем «принимать меры», родителям стоит разобраться в причинах возникновения подобной реакции их ребенка.
Подростковая депрессия.
Депрессия - психическое расстройство: тоскливое, подавленное настроение с сознанием собственной никчемности, пессимизмом, снижением побуждений, заторможенностью движений, различными соматическими нарушениями.
Личностное самоопределение. Термин «самоопределение» употребляется в литературе в самых различных значениях. Так говорят о самоопределении личности, социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном, религиозном.
Различные аддикции:
-курение;
- употребление алкоголя, психотических веществ;
- отказ от пищи (анорексия);
-дисморфомании (повышенное внимание к своей внешности);
-бродяжничество (сенсорная жажда, потребность в ярких впечатлениях, нежелание заниматься школьными делами, «в знак протеста»);
- жестокость;
- суицидальные проявления.
В настоящее время стремление лишить себя жизни в подростковом возрасте проявляется всё чаще и чаще.
Психологический смысл этого стремления:
-Призыв;
-Протест, месть;
-Избегание страдания;
-Самонаказание;
-Отказ.
Причины этого поведения : дисгармония в семье (ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод, насилие в семье, смерть кого–либо из близких родственников)
Трудности в школе (плохая успеваемость, проблемы в общении со сверстниками, конфликты с учителями; несправедливое отношение, насмешки, обвинение, что ты не такой как все, «Белая ворона»).
Проблемы интимной сферы (расставание с любимым человеком или его измена, депрессия, вызванная потерей объекта любви).
Аддиктивное поведение (употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, вызывающее поведение).
Игровая и интернет-зависимость; существует даже некая субкультура самоубийств.
Незрелость личности и определенные черты характера (слабохарактерность, импульсивность, внушаемость, стремление к подражанию).
Частое попадание ребенка в стрессовые ситуации, затяжное депрессивное состояние подростка(особенно во время подготовки к ОГЭ и ЕГЭ) в сочетании с повышенными требованиями родителей к результатам обучения.
Попытка самоубийства — это крик о помощи. Человек хочет привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется, и снова будет жить.
Неправильное поведение может закрепляться, протестные реакции могут проявляться в ответ на незначительные замечания, требования, стать чертой характера
Поэтому так важна своевременная помощь и поддержка подростков на всем протяжении подросткового периода.
Что должно насторожить взрослых в поведении подростка:
-капризность, привередливость, резкие эмоциональные колебания;
-Депрессия, подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон;
-Агрессивность, вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим;
-Саморазрушающее и рискованное поведение. Стремление к саморазрушению может проявляться разными способами: употребление алкоголя, наркотических веществ, езда на высокой скорости, балансирование на краю моста, крыши, рискованные сэлфи и т.п.
-Потеря самоуважения, восприятие себя неудачником, аутсайдером, осознание своей никчемности и ненужности.
-Изменение аппетита, отсутствие аппетита или ненормальное повышение аппетита свидетельствует, как правило, о саморазрушающих мыслях.
-Изменение режима сна: одни могут спать целыми днями, другие же, напротив, теряют сон, ложатся спать под утро.
-Резкое снижение успеваемости.
-Неряшливость, раздача своих вещей окружающим.
-Сообщение о своих намерениях: прямо или косвенно дают окружающим знать о своих намерениях, говорят о желании умереть.
Ситуации, в которых нужно быть предельно внимательными:
-в семье: противоречивое воспитание, неблагоприятный психологический климат, алкоголизация, наркомания, смерть близких;
-в школе: неуспешность, конфликтность, перфекционизм, неустойчивая самооценка;
-в сфере общения: трудности социально-психологической адаптации, несформированность коммуникативных навыков, неразделенная любовь, повышенная внушаемость, ведомость, грубость;
-в сфере досуга: особые предпочтения в социальных сетях, музыке, подражание кумирам, религиозные секты, хобби-реакции, одобрение социальных пороков.
Как сохранить психическое здоровье подростка
-Всегда находите время поговорить с подростком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
-Не оказывайте нажима на подростка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.
-Научитесь относиться к подростку как к равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
-Не унижайте подростка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
-Не требуйте от подростка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ним даже маленьким успехам.
-Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
-Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
Хочу отметить, что подростковый возраст, помимо недостатков, имеет и ряд достоинств.
Подростковый возраст приносит не только хлопоты родителям, педагогам и полиции, но он оказывает громадное положительное воздействие, успокаивая многих нервных и раздражительных в прошлом детей, делая инфантильных более зрелыми, невыдержанных – более управляемыми, глупых – более умными, больных – более здоровыми.
Важнейшей положительной особенностью подростков являются обостренное чувство справедливости, совестливость, нравственный максимализм, благородство, романтизм, бескорыстие.
В том, что в мире так много зла и ненависти виноваты взрослые, а не подростки.
Поэтому:
-будьте снисходительны, не оскорбляйте, не высмеивайте подростков, не калечьте их и без того хрупкие, противоречивые, неустоявшиеся и ищущие души;
-берегите характер детей, следите за своим характером;
-старайтесь выражать подросткам одобрение и похвалу по любому поводу, отмечать каждый их успех, т.е. творить добро, но не забывать о том, что одобрение и похвала должны сочетаться с требовательностью и строгостью.
Литература:
Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. -М.,1987
Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога, Москва «Просвещение, 2000 г.
Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).
Воронковой В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. - М., 1994
Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - Санкт-Петербург, 2003
С. Я. Рубинштейн. Психология умственно отсталого ребенка. Москва, 1986
Микляева А.В. ,Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика , коррекция-Санкт-Петербург,2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подростковый возраст. Психологические особенности
Проявления возраста 12-13 лет....
Родительское собрание "Подростковый возраст. Психологические особенности"
Презентация к родительскому собранию по теме....
Подростковый возраст. Психологические особенности.
Это самый долгий переходный период (от 11-12 до 16-17 лет), который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Взросление из ...
Презентация "Подростковый возраст. Психологические особенности"
Полезно для классных руководителей, в том числе и для проведения родительских собраний в 7-9 классах....
Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Это самый долгий переходный пер...
Подростковый возраст: психологические и физиологические изменения.
В презентации рассказывается о собенностях подростковго возраста, изменениях психологических и физиологических....
Подростковый возраст. Психологические особенности подростка.
Материал для родительского собрания в 6 классе "Подростковый возраст. Психологические особенности подростка"...