Статья "ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА"
материал

Елена Евгеньевна Сергиенко

"ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Сергиенко Е.Е., педагог-психолог

 ГКОУ КК, школа-интернат ст. Шкуринская

       В настоящее время большое внимание уделяется психолого-педагогическому сопровождению учащихся в образовательном пространстве школы, особенно это относится к детям с ОВЗ. При этом велико значение сопровождения семей учащихся, оказания им психологической помощи.

Особенно остро стоят вопросы воспитания детей подросткового возраста. Поэтому педагог- психолог в своей консультационной работе уделяет данной тематике особое внимание.

          Дети с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) развиваются по тем же законам, что и интеллектуально сохранные дети.  Подростковый возраст протекает у детей с ОВЗ по-разному.

     Подростковый возраст, как ветрянка, которой надо переболеть. У подавляющего большинства эта возрастная болезнь проходит незаметно, а у других гротескно, болезненно, с нарушениями социальных связей, с разрушительными тенденциями. Оттого, как поведут себя родители, педагоги, многие окружающие детей люди, зависит очень многое, иногда вся судьба человека.

     Каковы же психологические проблемы, с которыми часто обращаются к психологу родители подростков?

Конфликты в семье, непослушание ребенка, неуважение родителей, потеря контроля над ребенком.

      Нередко испуганная мама или папа приводят своего подростка к психологу и говорят, что перестали справляться с ним. Сын или дочь забросили учебу, не убирают в своей комнате, ходят не пойми в чем и никого не слушают, а делают по-своему. По несколько часов висят на телефоне и неизвестно с кем общаются. Знакомая картина? 

Агрессивное поведение подростков, как правило, является естественной реакцией эмансипации. Часто она возникает в ответ на давление со стороны взрослых.

Агрессия может проявляться в открытой активной форме (требовательность, категоричность, повышенный тон, открытое сопротивление, разрушительные действия),  а также в пассивной форме (апатия, игнорирование требований). Важно понимать, что любой вид родительской агрессии (физическая, вербальная),  унижение, ограничение свободы выбора и действий подростка поддерживает, а иногда и инициирует повышенный уровень агрессивности у подростка.

Подростковая лень.

За подростковой ленью может скрываться совершенно разные реакции и проблемы: проявление страха или беспомощности, агрессия, выраженная в пассивной форме (протест или провокация), следствие хронических перегрузок, проявление подражательного поведения, один из способов обратить на себя внимание, плохое самочувствие вследствие высокого расхода энергии и гормональной перестройки.

Поэтому, прежде чем «принимать меры», родителям стоит разобраться в причинах возникновения подобной реакции их ребенка.

 Подростковая депрессия.

 Депрессия - психическое расстройство: тоскливое, подавленное настроение с сознанием собственной никчемности, пессимизмом, снижением побуждений, заторможенностью движений, различными соматическими нарушениями.

Личностное самоопределение. Термин «самоопределение» употребляется в литературе в самых различных значениях. Так говорят о самоопределении личности, социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном, религиозном.

Различные аддикции:

-курение;

- употребление алкоголя, психотических веществ;

- отказ от пищи (анорексия);

-дисморфомании (повышенное внимание к своей внешности);

-бродяжничество (сенсорная жажда, потребность в ярких впечатлениях, нежелание заниматься школьными делами, «в знак протеста»);

- жестокость;

- суицидальные проявления.

    В настоящее время стремление лишить себя жизни в подростковом возрасте проявляется  всё чаще и чаще.

Психологический смысл этого стремления:

-Призыв;

-Протест, месть;

-Избегание страдания;

-Самонаказание;

-Отказ.

Причины этого поведения : дисгармония в семье (ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод, насилие в семье, смерть кого–либо из близких родственников)

Трудности в школе (плохая успеваемость, проблемы в общении со сверстниками, конфликты с учителями; несправедливое отношение, насмешки, обвинение, что ты не такой как все, «Белая ворона»).

Проблемы интимной  сферы (расставание с любимым человеком или его измена, депрессия, вызванная потерей объекта любви).

Аддиктивное поведение (употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, вызывающее поведение).

Игровая и интернет-зависимость; существует даже некая  субкультура самоубийств.

Незрелость личности и определенные черты характера (слабохарактерность, импульсивность, внушаемость, стремление к подражанию).

Частое попадание ребенка в стрессовые ситуации, затяжное депрессивное состояние подростка(особенно во время подготовки к ОГЭ и ЕГЭ) в сочетании с повышенными требованиями родителей к результатам обучения.

       Попытка самоубийства — это крик о помощи. Человек хочет привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется, и снова будет жить.

       Неправильное поведение может закрепляться, протестные реакции могут проявляться в ответ на незначительные замечания, требования, стать чертой характера

      Поэтому так важна своевременная помощь и поддержка подростков на всем протяжении подросткового периода.

Что должно насторожить взрослых в поведении подростка:

 -капризность, привередливость, резкие эмоциональные колебания;

 -Депрессия, подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон;

 -Агрессивность, вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим;

 -Саморазрушающее и рискованное поведение. Стремление к саморазрушению может проявляться разными способами: употребление алкоголя, наркотических веществ, езда на высокой скорости, балансирование на краю моста, крыши, рискованные сэлфи и т.п.

 -Потеря самоуважения, восприятие себя неудачником, аутсайдером, осознание своей никчемности и ненужности.

 -Изменение аппетита, отсутствие аппетита или ненормальное повышение аппетита свидетельствует, как правило, о саморазрушающих мыслях.

 -Изменение режима сна: одни могут спать целыми днями, другие же, напротив, теряют сон, ложатся спать под утро.

 -Резкое снижение успеваемости.

-Неряшливость, раздача своих вещей окружающим.

-Сообщение о своих намерениях: прямо или косвенно дают окружающим знать о своих намерениях, говорят о желании умереть.

Ситуации, в которых нужно быть предельно внимательными:

-в семье: противоречивое воспитание, неблагоприятный психологический климат, алкоголизация, наркомания, смерть близких;

-в школе: неуспешность, конфликтность, перфекционизм, неустойчивая самооценка;

-в сфере общения: трудности социально-психологической адаптации, несформированность коммуникативных навыков, неразделенная любовь, повышенная внушаемость, ведомость, грубость;

-в сфере досуга: особые предпочтения в социальных сетях, музыке, подражание кумирам, религиозные секты, хобби-реакции, одобрение социальных пороков.

Как сохранить психическое здоровье подростка

-Всегда находите время поговорить с подростком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.

-Не оказывайте нажима на подростка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.

-Научитесь относиться к подростку как к равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.

-Не унижайте подростка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».

-Не требуйте от подростка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ним даже маленьким успехам.

-Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.

-Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.

    Хочу отметить, что подростковый возраст, помимо недостатков, имеет и ряд  достоинств.

        Подростковый возраст приносит не только хлопоты родителям, педагогам и полиции, но он оказывает громадное положительное воздействие, успокаивая многих нервных и раздражительных в прошлом детей, делая инфантильных более зрелыми, невыдержанных – более управляемыми, глупых – более умными, больных – более здоровыми.

     Важнейшей положительной особенностью подростков являются обостренное чувство справедливости, совестливость, нравственный максимализм, благородство, романтизм, бескорыстие.

        В том, что в мире так много зла и ненависти виноваты взрослые, а не подростки.

Поэтому:

-будьте снисходительны, не оскорбляйте, не высмеивайте подростков, не калечьте их и без того хрупкие, противоречивые, неустоявшиеся и ищущие души;

-берегите характер детей, следите за своим характером;

-старайтесь выражать подросткам одобрение и похвалу по любому поводу,  отмечать каждый их успех, т.е. творить добро, но не забывать о том,   что одобрение и похвала должны сочетаться с требовательностью и строгостью.

Литература:

Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. -М.,1987

Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1

Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога, Москва «Просвещение, 2000 г.

Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).

Воронковой В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. - М., 1994

Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - Санкт-Петербург, 2003

С. Я. Рубинштейн. Психология умственно отсталого ребенка. Москва, 1986

Микляева А.В. ,Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика , коррекция-Санкт-Петербург,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подростковый возраст. Психологические особенности.

Это самый долгий переходный период (от 11-12 до 16-17 лет), который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Взросление из ...

Презентация "Подростковый возраст. Психологические особенности"

Полезно для классных руководителей, в том числе и для проведения родительских собраний в 7-9 классах....

Подростковый возраст. Психологические особенности

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Это самый долгий переходный пер...

Подростковый возраст: психологические и физиологические изменения.

В презентации рассказывается о собенностях подростковго возраста, изменениях психологических и физиологических....

Подростковый возраст. Психологические особенности подростка.

Материал для родительского собрания в 6 классе "Подростковый возраст. Психологические особенности подростка"...