Рабочая программа подгрупповых занятий для 9 классов 7 вида.
рабочая программа по психологии (9 класс)
Рабочая программа по личностному и профессиональному самоопределению учащихся с ограниченными возможностями здоровья "Ступени" для учащихся 9 классов VII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_podgruppovaya_9_klassy.docx | 39.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №131
Красносельского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДЕНА Приказ от _______ 2021 г. № _____ Директор ГБОУ школа № 131 Красносельского района Санкт-Петербурга ____________ Л.Н. Ненашева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по личностному и профессиональному самоопределению учащихся с ограниченными возможностями здоровья
«Ступени»
для учащихся 9 классов VII вида
на 2021-2022 учебный год
Составитель
педагог-психолог
Ткаченко С.В.
Санкт-Петербург
2021
№ п/п | Содержание | Страницы |
Пояснительная записка | 2 | |
Календарно-тематическое планирование | 7 | |
Планируемые результаты освоения программы | 8 | |
Условия реализации рабочей программы | 10 | |
Лист корректировки программы | 11 | |
Литературно-методическое и информационное обеспечение программы | 12 |
- Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы коррекционной работы, составленной психолого-педагогическим коллективом ГБОУ школы №131.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021);
- Федеральный закон от 24 июля 1998 года №123-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Этический кодекс педагога-психолога;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
- Федеральный закон от 24 июня 1999 года№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (редакция в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", статьи 22 и 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации" от 27 июня 2018 года № 170-ФЗ);
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от 11.06.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
- Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»;
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 № 453 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 23.07.2019);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
- Положение об организации работы по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения, утвержденное Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 15 июля 2019 года № 2081-р;
- Концепция развития психологической службы в системе образования на период 2018-2025 гг. от 19 декабря 2017 года;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- Профессиональный стандарт педагога-психолога, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015 №514н;
- Правоустанавливающие документы и локальные нормативные акты ГБОУ школы №131.
Актуальность программы
Успешному проведению профессиональной ориентации в процессе учебной деятельности, по мнению С.Н.Чистяковой, способствуют профессиональное просвещение, которое заключается в том, чтобы сформировать у учащихся конкретные знания о выборе профессии. В ходе профпросвещения у них развиваются интересы к профессиям, способности к различным видам трудовой деятельности, мотивы выбора, положительное отношение к избираемому труду.
Выбор профессии, или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одна из главных составляющих структуры личности. Традиционно под самоопределением личности понимают сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции личности в проблемных ситуациях. В свою очередь, жизненное самоопределение проявляется в осознании смысла и цели жизни отдельно взятой личности. Смыслом жизни выступает значение жизни человека, его осознание жизни, как цельного процесса, имеющего направленность, преемственность и содержание. Цель жизни, рассматривается как осознаваемый конечный результат, к которому стремится человек в процессе своей жизнедеятельности [Райс Ф., 2000].
Таким образом, частой составляющей самоопределения личности является профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение, является процессом и результатом осознанного выбора профессии. В условиях современной школы большое значение имеет выработка новых средств психологической поддержки профессионального выбора учащихся.
Основной целью профессиональной подготовки является оказание поддержки учащимся в принятии решения в выборе профессии.
Адресность программы: учащиеся средней школы с ограниченными возможностями здоровья (9 класс).
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Основным психологическим новообразованием подросткового возраста является развитие самосознания – способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую качествами, присущими только ей. Поэтому наряду с развитием познавательной сферы в работе с подростками большую значимость приобретают занятия, направленные на развитие самосознания, самоощущения, и помощь в формировании жизненных приоритетов на ближайшее будущее, в том числе помощь в профориентации.
Кроме того, общая мотивация смещается к общению со сверстниками. В общении как деятельности происходит усвоение социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.
В подростковом возрасте доминируют противоречия: нежелание раскрывать себя сочетается с повышением уверенности в себе, способность к самоконтролю сочетается со склонностью подчиняться средовым влияниям; в отношениях с самим собой, в саморуководстве, в отраженном самоотношении выражена избирательность. Ценность ответственности не приводит к ответственному поведению, а усложняющиеся нравственные представления не являются регуляторами. Повышается закрытость подростков, причины трудностей, заключающиеся в самом подростке, отрицаются, переживание «Я» сопровождается внутренним напряжением, ожидаются негативные чувства от окружающих по отношению к себе. В неожиданных и незнакомых обстоятельствах подростку необходима регуляторная внешняя помощь. Препятствием к саморегулированию является тот факт, что четверть старших подростков живут с ожиданием негативных проявлений от окружающих, чувствуя себя социально не успешными и не востребованными. Пассивность в сочетании с интеллектуальном дефектом приводит к сниженному функционированию психических процессов, вялой рефлексии, отсутствию стремления к самопознанию, саморуководству, самосовершенствованию. В силу пассивности подростки с ЗПР требуют систематической стимуляции активности извне, испытывая затруднения в труде, учёбе, общении, поведении. Внутренняя пассивность и закрытость тормозят развитие более сложных регуляторных структур: ценностных ориентаций и рефлексии.
При разработке рабочей программы учитывались особенности развития эмоционально-волевой, коммуникативной и поведенческой сфер, а также учитывалась специфика развития психики на данном возрастном этапе.
Цель: помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии; формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности; повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры, сформировать навыки совладания со стрессом в экзаменационный период.
Задачи:
- Формирование правильного отношения к себе, осознание своих желаний и возможностей;
- Развитие коммуникативных способностей (в том числе умение себя самопрезентовать);
- Формирование положительного отношения к труду;
- Научиться соотносить требования, предъявляемые профессией, со своими индивидуальными качествами.
- Развитие эмоционально-личностных навыков (техники самоконтроля, стабилизации, релаксации).
Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Технология психологического тренинга как вид образовательной практики, в которой ведущей деятельностью является тренировка, т.е. закрепление определенной реакции, действия, умения посредством повторения упражнений. Основное содержание групповой работы составляют игры, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность и элементы просветительской деятельности.
Структура занятий
Этапы занятий | Содержание этапа | Цели этапа |
Приветствие | Создание положительного эмоционального фона | |
Разминка | Подготовка к продуктивному взаимодействию | |
Повторение прошлого занятия | Актуализация полученных знаний и настрой на занятие | |
Динамическая пауза | Предупреждение и снятие утомление психических процессов, подготовка к основной части занятия | |
Основное содержание занятия | Формирование представлений об объекте окружающего мира, его свойствах | |
Подведение итога занятия | Закрепление нового полученного представления | |
Завершение. Рефлексия. | Окончание занятия, поощрение |
При необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены и длительны. В соответствии с задачами каждого конкретного занятия используются разнообразные методы и приемы.
- Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Содержание и задачи | Количество часов | Сроки проведения | ||
9а | 9б | 9в | ||||
1 | Лестница в будущее | Познакомить учащихся с назначением занятий, способствовать сплочению коллектива | ||||
2 | Общение - это | Формирование и развитие умений и навыков конструктивного общения | ||||
3 | Почему я хочу работать | Формирование конструктивных жизненных целей | ||||
4 | «Секреты» выбора профессии | Познакомить учащихся с понятиями: «Хочу», «Могу» и «Надо» | ||||
5 | Профессия и здоровье | Формирование установки на здоровый образ жизни | ||||
6 | Мотивация. Где искать? | Выявление организаторских способностей учащихся | ||||
7 | Я не трус, но я боюсь | Выявление страхов, мешающих в достижении цели | ||||
8 | Мой чек-лист спокойствия | Формирование навыка успешного применения техник самоуспокоения | ||||
9 | Культура речи как основа будущей профессии | Выработка грамотного и делового стиля общения | ||||
10 | Стройка | Формирование навыка планирования | ||||
11 | Я у себя есть | Формирование положительной самооценки и принятия себя | ||||
12 | Кто ты? Кто я? | Формирование профессионального интереса | ||||
13 | Все профессии важны, все профессии нужны | Ознакомление учащихся с особенностями различных профессий | ||||
14 | Карьера по компасу | Сопоставление результатов диагностики, интересов и профессионального опыта учащихся | ||||
15 | Мои интересы | Развитие мотивации к обучению | ||||
16 | Рука помощи | Развитие навыка взаимной поддержки | ||||
17 | Я в ответе за самого себя | Формирование ответственности. Понятие истинного намерения | ||||
18 | Конфликт и Я | Формирование навыка успешного способа урегулирования конфликтных ситуаций | ||||
19 | Что сказал царь? | Формирование понятия руководитель. Развитие ответственности. | ||||
20 | Невербальная коммуникация | Развитие коммуникативных навыков | ||||
21 | Резюме | Формирование навыка составления резюме | ||||
22 | Интервью | Формирование навыка прохождения собеседований | ||||
23 | Автобиография | Формирование навыка написания автобиографии | ||||
24 | Саморефлексия | Формирование навыка оценки своих действий, с целью их корректировки | ||||
25 | Профессия будущего | Развитие проективного мышления | ||||
26 | Я через 10 лет | Проективный рисунок по проектированию профессионального будущего | ||||
Итого 26 занятий |
- Планируемые результаты
Осознанный выбор будущей профессии учащимися на основе их индивидальных особенностей личности. Сформированность навыков преодоления стрессовых ситуаций, в том числе в экзаменационный период.
3.1 Планируемые результаты коррекционной работы по формированию навыка осознаннонго поведения:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями
конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой
деятельности;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей
профессиональной деятельности;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, а также на основе положительного отношения к труду;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
- сохранение физического, психического и социального здоровья детей.
3.2 Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):
- Личностные УУД: принятие социальной роли ученика; сформированность внутренней позиции школьника; принятие и соблюдение норм школьного поведения; осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; овладение начальными навыками адаптации в социуме.
2. Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности; осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; способность осуществлять действия прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществление действия коррекции — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; освоение способов решения проблем творческого характера.
3. Познавательные УУД: овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.
4. Коммуникативные УУД: способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; способность к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; сформированность норм в общении с детьми и взрослыми; сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
- Условия реализации программы
Срок реализации программы – 7 месяцев. В программу могут быть зачислены все учащиеся 9 классов с задержкой психического развития.
- посещение учащимися занятий один раз в неделю;
- продолжительность занятий – 40 минут;
- комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся;
- организация специальной предметно-развивающей среды в кабинете педагога-психолога;
- использование современных педагогических технологий;
- взаимодействие педагога-психолога с педагогами, специалистами школы и родителями (законными представителями) учащихся.
- Лист корректировки программы
Дата проведения по плану | Тема | Дата проведения по факту |
По программе_____________Дано фактически:_____________Программа выполнена _________ (подпись специалиста) |
- Литературно-методическое и информационное обеспечение программы
6.1 Литературные источники:
- Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В.: Коррекционные и развивающие игры для школьников. Волгоград, «Перемена», 1993.
- Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). – М., 2007.
- Вачков В. И. Основы технологии группового тренинга. — М., 1999.
- Грошенко И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. М., Просвещение. 1993.
- Зинкевич Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии. — СПб., 1996.
- Иванова Л. С. Проблемно-ориентированое сопровождение школьников с проявлениями дезадаптации. Автореферат дис.... канд. психол.наук. — М., 2003.
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб., 2008.
- Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М., 1988.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.
- Локалова Н.П.: Как помочь слабоуспевающему ученику. Москва, «Ось - 89», 2001.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ./ Предисл. А.Я. Варга. – М., 1998.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2000 г.
- Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М.: Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей / Под ред. Н.П. Майоровой. – СПб.: Издательство «Образование - Культура», 2002.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2001.
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М., 2008.
- Практическая психология в образовании / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2000.
- Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С. 11-18.
- Психологическая коррекция умственного развития учащихся. Москва, «Олимпийск» 1990.
- Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. - М.: Генезис, 2016.
- .Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Программа профессионального
самоопределения для подростков. Учебно-методическое пособие для
школьников, психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2005.
- Рогов Е.И.: Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с.
- Руководство практического психолога: психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Ред. И. В. Дубровина. — М., 2000.
- Самоукина Н.В.: Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. Москва, «Новая школа», 1993.
- Смирнов В.Ф., Чирва А.Н.: Путешествие в страну тайн (Познавательные игры в семье), Москва, «Новая школа», 1993.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Издательский Центр «Академия», 2001.
- Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога. – М., 2008
- Шипицына Л.М. Специальная психология. Речь. СПб., 2013.
6.2 Интернет источники:
- Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru/);
- Электронная библиотека (http://www.koob.ru);
- Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru/);
- Электронная библиотека (http://www.koob.ru);
- http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;
- http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
- http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;
- http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";
- www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;
- http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;
- http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для детей;
- http://catalog.iot.ru – каталог интернет-ресурсов по образованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подгрупповое занятие 1 класс.
Занятие на тему "Буква "Ш"....
Рабочая программа логопедических занятий в коррекционной школе 8 вида
Рабочие программы на каждый класс, тематическое планирование по четвертям....
Рабочая программа индивидуальных занятий. 9 класс
Рабочая программа для индивидуальной работы с обучающимися 9 класса химико-биологического профиля...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...
Конструирование сложных предложений из простых. Крепости Ленинградской области. Логопедическое подгрупповое занятие, 7 класс
Конспект подгруппового логопедического занятия в 7 классе.Тема: Конструирование сложных предложений из простых. Лексическая тема: «Крепости Ленинградской области...
Рабочая программа подгрупповых занятий "Я - пятиклассник"
Рабочая программа по адаптации учащихся с ОВЗ "Я-пятиклассник" для учащихся 5-х классов VII вида....