Рабочая программа подгрупповых занятий для 9 классов 7 вида.
рабочая программа по психологии (9 класс)

Ткаченко Светлана Вадимовна

Рабочая программа по личностному и профессиональному самоопределению учащихся с ограниченными возможностями здоровья "Ступени" для учащихся 9 классов VII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_podgruppovaya_9_klassy.docx39.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №131

Красносельского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДЕНА

Приказ от _______ 2021 г. № _____

Директор ГБОУ школа № 131

Красносельского района

Санкт-Петербурга

____________ Л.Н. Ненашева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по личностному и профессиональному самоопределению учащихся с ограниченными возможностями здоровья

«Ступени»

для учащихся 9 классов VII вида

на 2021-2022 учебный год

Составитель

педагог-психолог

Ткаченко С.В.

Санкт-Петербург

2021

п/п

Содержание

Страницы

Пояснительная записка

2

Календарно-тематическое планирование

7

Планируемые результаты освоения программы

8

Условия реализации рабочей программы

10

Лист корректировки программы

11

Литературно-методическое и информационное обеспечение программы

12

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе программы коррекционной работы, составленной психолого-педагогическим коллективом ГБОУ школы №131.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021);
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 года №123-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Этический кодекс педагога-психолога;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
  • "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 года№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (редакция в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", статьи 22 и 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации" от 27 июня 2018 года № 170-ФЗ);
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от 11.06.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
  • Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»;
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 № 453 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 23.07.2019);
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
  • Положение об организации работы по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения, утвержденное Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 15 июля 2019 года № 2081-р;
  • Концепция развития психологической службы в системе образования на период 2018-2025 гг. от 19 декабря 2017 года;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
  • Профессиональный стандарт педагога-психолога, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015 №514н;
  • Правоустанавливающие документы и локальные нормативные акты ГБОУ школы №131.

Актуальность программы

Успешному проведению профессиональной ориентации в процессе учебной деятельности, по мнению С.Н.Чистяковой, способствуют профессиональное просвещение, которое заключается в том, чтобы сформировать у учащихся конкретные знания о выборе профессии. В ходе профпросвещения у них развиваются интересы к профессиям, способности к различным видам трудовой деятельности, мотивы выбора, положительное отношение к избираемому труду. 

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одна из главных составляющих структуры личности. Традиционно под самоопределением личности понимают сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции личности в проблемных ситуациях. В свою очередь, жизненное самоопределение проявляется в осознании смысла и цели жизни отдельно взятой личности. Смыслом жизни выступает значение жизни человека, его осознание жизни, как цельного процесса, имеющего направленность, преемственность и содержание. Цель жизни, рассматривается как осознаваемый конечный результат, к которому стремится человек в процессе своей жизнедеятельности [Райс Ф., 2000].

Таким образом, частой составляющей самоопределения личности является профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение, является процессом и результатом осознанного выбора профессии. В условиях современной школы большое значение имеет выработка новых средств психологической поддержки профессионального выбора учащихся.  

Основной целью профессиональной подготовки является оказание поддержки учащимся в принятии решения в выборе профессии.

Адресность программы: учащиеся средней школы с ограниченными возможностями здоровья (9 класс).

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

Основным психологическим новообразованием подросткового возраста является развитие самосознания – способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую качествами, присущими только ей. Поэтому наряду с развитием познавательной сферы в работе с подростками большую значимость приобретают занятия, направленные на развитие самосознания, самоощущения, и помощь в формировании жизненных приоритетов на ближайшее будущее, в том числе помощь в профориентации.

Кроме того, общая мотивация смещается к общению со сверстниками. В общении как деятельности происходит усвоение социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.

В подростковом возрасте доминируют противоречия: нежелание раскрывать себя сочетается с повышением уверенности в себе, способность к самоконтролю сочетается со склонностью подчиняться средовым влияниям; в отношениях с самим собой, в саморуководстве, в отраженном самоотношении выражена избирательность. Ценность ответственности не приводит к ответственному поведению, а усложняющиеся нравственные представления не являются регуляторами. Повышается закрытость подростков, причины трудностей, заключающиеся в самом подростке, отрицаются, переживание «Я» сопровождается внутренним напряжением, ожидаются негативные чувства от окружающих по отношению к себе. В неожиданных и незнакомых обстоятельствах подростку необходима регуляторная внешняя помощь. Препятствием к саморегулированию является тот факт, что четверть старших подростков живут с ожиданием негативных проявлений от окружающих, чувствуя себя социально не успешными и не востребованными. Пассивность в сочетании с интеллектуальном дефектом приводит к сниженному функционированию психических процессов, вялой рефлексии, отсутствию стремления к самопознанию, саморуководству, самосовершенствованию. В силу пассивности подростки с ЗПР требуют систематической стимуляции активности извне, испытывая затруднения в труде, учёбе, общении, поведении. Внутренняя пассивность и закрытость тормозят развитие более сложных регуляторных структур: ценностных ориентаций и рефлексии.

При разработке рабочей программы учитывались особенности развития эмоционально-волевой, коммуникативной и поведенческой сфер, а также учитывалась специфика развития психики на данном возрастном этапе.

Цель: помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии;  формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности; повышение компетентности учащихся  в области планирования карьеры, сформировать навыки совладания со стрессом в экзаменационный период.

Задачи:

  1. Формирование правильного отношения к себе, осознание своих желаний и возможностей;
  2. Развитие коммуникативных способностей (в том числе умение себя самопрезентовать);
  3. Формирование положительного отношения к труду;
  4. Научиться соотносить требования, предъявляемые профессией, со своими индивидуальными качествами.
  5. Развитие эмоционально-личностных навыков (техники самоконтроля, стабилизации, релаксации).

Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Технология психологического тренинга как вид образовательной практики, в которой ведущей деятельностью является тренировка, т.е. закрепление определенной реакции, действия, умения посредством повторения упражнений. Основное содержание групповой работы составляют игры, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность и элементы просветительской деятельности.

Структура занятий

Этапы занятий

Содержание этапа

Цели этапа

Приветствие

Создание положительного эмоционального фона

Разминка

Подготовка к продуктивному взаимодействию

Повторение прошлого занятия

Актуализация полученных знаний и настрой на занятие

Динамическая пауза

Предупреждение и снятие утомление психических процессов, подготовка к основной части занятия

Основное содержание занятия

Формирование представлений об объекте окружающего мира, его свойствах

Подведение итога занятия

Закрепление нового полученного представления

Завершение. Рефлексия.

Окончание занятия, поощрение

При необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены и длительны. В соответствии с задачами каждого конкретного занятия используются разнообразные методы и приемы.

  1. Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Содержание и задачи

Количество часов

Сроки проведения

1

Лестница в будущее

Познакомить учащихся с назначением занятий, способствовать сплочению коллектива

2

Общение - это

Формирование и развитие умений и навыков конструктивного общения

3

Почему я хочу работать

Формирование конструктивных жизненных целей

4

«Секреты» выбора профессии

Познакомить учащихся с понятиями: «Хочу», «Могу» и «Надо»

5

Профессия и здоровье

Формирование установки на здоровый образ жизни

6

Мотивация. Где искать?

Выявление организаторских способностей учащихся

7

Я не трус, но я боюсь

Выявление страхов, мешающих в достижении цели

8

Мой чек-лист спокойствия

Формирование навыка успешного применения техник самоуспокоения

9

Культура речи как основа будущей профессии

Выработка грамотного и делового стиля общения

10

Стройка

Формирование навыка планирования

11

Я у себя есть

Формирование положительной самооценки и принятия себя

12

Кто ты? Кто я?

Формирование профессионального интереса

13

Все профессии важны, все профессии нужны

Ознакомление учащихся с особенностями различных профессий

14

Карьера по компасу

Сопоставление результатов диагностики, интересов и профессионального опыта учащихся

15

Мои интересы

Развитие мотивации к обучению

16

Рука помощи

Развитие навыка взаимной поддержки

17

Я в ответе за самого себя

Формирование ответственности. Понятие истинного намерения

18

Конфликт и Я

Формирование навыка успешного способа урегулирования конфликтных ситуаций

19

Что сказал царь?

Формирование понятия  руководитель. Развитие ответственности.

20

Невербальная коммуникация

Развитие коммуникативных навыков

21

Резюме

Формирование навыка составления резюме

22

Интервью

Формирование навыка прохождения собеседований

23

Автобиография

Формирование навыка написания автобиографии

24

Саморефлексия

Формирование навыка оценки своих действий, с целью их корректировки

25

Профессия будущего

Развитие проективного мышления

26

Я через 10 лет

Проективный рисунок по проектированию профессионального будущего

Итого 26 занятий

  1. Планируемые результаты

Осознанный выбор будущей профессии учащимися на основе их индивидальных особенностей личности. Сформированность навыков преодоления стрессовых ситуаций, в том числе в экзаменационный период.

3.1 Планируемые результаты коррекционной работы по формированию навыка осознаннонго поведения:

- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями

конкретной профессии;

- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

- использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой

деятельности;

- становление самоопределения в выбранной сфере будущей

профессиональной деятельности;

- планирование образовательной и профессиональной карьеры;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к

саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и

познанию, а также на основе положительного отношения к труду;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной

деятельности.

- сохранение физического, психического и социального здоровья детей.

3.2 Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

  1. Личностные УУД: принятие социальной роли ученика; сформированность внутренней позиции школьника; принятие и соблюдение норм школьного поведения; осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; овладение начальными навыками адаптации в социуме.

2. Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности; осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; способность осуществлять действия прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик; овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществление действия коррекции — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; освоение способов решения проблем творческого характера.

3. Познавательные УУД: овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

4. Коммуникативные УУД: способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; способность к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; сформированность норм в общении с детьми и взрослыми; сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

  1. Условия реализации программы

Срок реализации программы – 7 месяцев. В программу могут быть зачислены все учащиеся 9 классов с задержкой психического развития.

  • посещение учащимися занятий один раз в неделю;
  • продолжительность занятий – 40 минут;
  • комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся;
  • организация специальной предметно-развивающей среды в кабинете педагога-психолога;
  • использование современных педагогических технологий;
  • взаимодействие педагога-психолога с педагогами, специалистами школы и родителями (законными представителями) учащихся.

  1. Лист корректировки программы

Дата проведения по плану

Тема

Дата проведения

по факту

По программе_____________Дано фактически:_____________Программа выполнена _________

                                                                                                                             (подпись специалиста)


  1. Литературно-методическое и информационное обеспечение программы

6.1 Литературные источники:

  1. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В.: Коррекционные и развивающие игры для школьников. Волгоград, «Перемена», 1993.
  2. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). – М., 2007.
  3. Вачков В. И. Основы технологии группового тренинга. — М., 1999.
  4. Грошенко И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. М., Просвещение. 1993.
  5. Зинкевич Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии. — СПб., 1996.
  6. Иванова Л. С. Проблемно-ориентированое сопровождение школьников с проявлениями дезадаптации. Автореферат дис.... канд. психол.наук. — М., 2003.
  7. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб., 2008.
  8. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М., 1988.
  9. Кряжева Н.Л.  Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.
  10. Локалова Н.П.: Как помочь слабоуспевающему ученику. Москва, «Ось - 89», 2001.
  11. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ./ Предисл. А.Я. Варга. – М., 1998.
  12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2000 г.
  13. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М.: Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей / Под ред. Н.П. Майоровой. – СПб.: Издательство «Образование - Культура», 2002.
  14. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2001.
  15. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М., 2008.
  16. Практическая психология в образовании / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2000.
  17. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С. 11-18.
  18. Психологическая коррекция умственного развития учащихся. Москва, «Олимпийск» 1990.
  19.  Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. - М.: Генезис, 2016.
  20. .Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Программа профессионального

самоопределения для подростков. Учебно-методическое пособие для

школьников, психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2005.

  1. Рогов Е.И.: Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с.
  2. Руководство практического психолога: психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Ред. И. В. Дубровина. — М., 2000.
  3. Самоукина Н.В.: Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. Москва, «Новая школа», 1993.
  4. Смирнов В.Ф., Чирва А.Н.: Путешествие в страну тайн (Познавательные игры в семье), Москва, «Новая школа», 1993.
  5. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Издательский Центр «Академия», 2001.
  6. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога. – М., 2008
  7. Шипицына Л.М. Специальная психология. Речь. СПб., 2013.

6.2 Интернет источники:

  1. Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru/);
  2. Электронная библиотека (http://www.koob.ru);
  3. Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru/);
  4. Электронная библиотека (http://www.koob.ru);
  5. http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;
  6. http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
  7. http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;
  8. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";
  9. www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;
  10. http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;
  11. http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для детей;
  12. http://catalog.iot.ru – каталог  интернет-ресурсов по образованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое занятие 1 класс.

Занятие на тему "Буква  "Ш"....

Рабочая программа логопедических занятий в коррекционной школе 8 вида

Рабочие программы на каждый класс, тематическое планирование по четвертям....

Рабочая программа индивидуальных занятий. 9 класс

Рабочая программа для индивидуальной работы с обучающимися 9 класса химико-биологического профиля...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...

Конструирование сложных предложений из простых. Крепости Ленинградской области. Логопедическое подгрупповое занятие, 7 класс

     Конспект подгруппового логопедического занятия в 7 классе.Тема: Конструирование сложных предложений из простых. Лексическая тема: «Крепости Ленинградской области...

Рабочая программа подгрупповых занятий "Я - пятиклассник"

Рабочая программа по адаптации учащихся с ОВЗ "Я-пятиклассник" для учащихся 5-х классов VII вида....