Рабочая программа подгрупповых занятий "Я - пятиклассник"
рабочая программа по психологии (5 класс)
Рабочая программа по адаптации учащихся с ОВЗ "Я-пятиклассник" для учащихся 5-х классов VII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programmy_podgruppovaya_5_klassy.docx.docx | 48.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №131
Красносельского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДЕНА Приказ от _______ 2022 г. № _____ Директор ГБОУ школа № 131 Красносельского района Санкт-Петербурга ____________ Л.Н. Ненашева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья
"Я-пятиклассник"
для учащихся 5 классов VII вида
на 2022-2023 учебный год
Составлена
педагогом-психологом
Ткаченко С.В.
Санкт-Петербург
2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ п/п | Содержание | Страницы |
Пояснительная записка | 2 | |
Календарно – тематическое планирование | 6 | |
Планируемые результаты освоения рабочей программы. | 9 | |
Условия реализации рабочей программы. | 10 | |
Лист корректировки программы | 11 | |
Литературно-методическое и информационное обеспечение рабочей программы. | 12 |
- Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы коррекционной работы, составленной психолого-педагогическим коллективом ГБОУ школы №131.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021);
- Федеральный закон от 24 июля 1998 года №123-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Этический кодекс педагога-психолога;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
- Федеральный закон от 24 июня 1999 года№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (редакция в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", статьи 22 и 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации" от 27 июня 2018 года № 170-ФЗ);
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от 11.06.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
- Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»;
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 № 453 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 23.07.2019);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
- Положение об организации работы по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения, утвержденное Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 15 июля 2019 года № 2081-р;
- Концепция развития психологической службы в системе образования на период 2018-2025 гг. от 19 декабря 2017 года;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- Профессиональный стандарт педагога-психолога, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015 №514н;
- Правоустанавливающие документы и локальные нормативные акты ГБОУ школы №131.
Актуальность программы
Проблема адаптации учеников (родителей, и учителей) актуальна на всех этапах обучения. Но практика показывает, что снижение успеваемости и рост проблем - учебных, социально-эмоциональных, проблем со здоровьем - особенно заметны при переходе учащихся из начальной школы в пятый класс. Это связано не только с привыканием детей к новым условиям обучения, но и с особенностями предподросткового и раннего подросткового возрастного периода. В период адаптации ученики испытывают трудности различного характера: социально-эмоциональные, учебные затруднения, режимные трудности. Основой для создания данной программы послужил анализ типичных затруднений учеников 5 классов, связанных с прохождением адаптационного периода. Данная программа реализуется в рамках комплексного сопровождения естественного развития ребенка и предполагает взаимодействие педагогов, родителей, учеников. Программа базируется на основных принципах гуманистической психологии и педагогики и ориентирована на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Успешность процесса адаптации учеников пятых классов во многом зависит от согласованности требований учителей-предметников, осуществления преемственности в работе педагогов начальной школы и средней.
Адресность программы: учащиеся средней школы с ограниченными возможностями здоровья (5 класс).
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Для учащихся с задержкой психического развития характерен более затяжной процесс адаптации в силу особенностей развития мотивационной сферы, характеризующейся несформированными мотивами учебной деятельности, внутренней конфликтностью мотивационной сферы (повышенная личностная тревожность). А также незрелостью эмоционально-личностной сферы, проявляющейся в трудности вербализации и понимания собственных эмоций, в неумении конструктивным способом переживать негативные состояния и чувства. Трудности взаимодействия со сверстниками обусловлены неумением выстраивать собственные психологические границы и понимать чужие. Низкий темп деятельности, быстрая утомляемость приводит к снижению адаптационных механизмов и детерминирует особенности познавательной активности.
При разработке рабочей программы учитывались особенности развития эмоционально-волевой, коммуникативной и поведенческой сфер, а также учитывалась специфика развития психики на данном возрастном этапе.
Цель: содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации пятиклассников к школьному обучению.
Задачи:
- Развитие навыков адаптивного поведения;
- Развитие коммуникативных способностей (развивать навыки взаимодействия со сверстниками в различных социальных ситуациях; развивать навыки взаимодействия с педагогами в учебном процессе; обучать формам конструктивного общения);
- Развитие эмоционально-личностных навыков (развивать понимание эмоциональных состояний и личностных навыков; развивать самостоятельность и самоконтроль в учебном процессе);
- Коррекция поведения (обучать социально-приемлемым формам поведения; развивать навыки саморегуляции поведения);
- Профилактика школьной дезадаптации.
Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Технология психологического тренинга как вид образовательной практики, в которой ведущей деятельностью является тренировка, т.е. закрепление определенной реакции, действия, умения посредством повторения упражнений. Основное содержание групповой работы составляют игры, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность и элементы просветительской деятельности.
Структура занятий
Этапы занятий | Содержание этапа | Цели этапа |
Приветствие | Создание положительного эмоционального фона | |
Разминка | Подготовка к продуктивному взаимодействию | |
Повторение прошлого занятия | Актуализация полученных знаний и настрой на занятие | |
Динамическая пауза | Предупреждение и снятие утомление психических процессов, подготовка к основной части занятия | |
Основное содержание занятия | Формирование представлений об объекте окружающего мира, его свойствах | |
Подведение итога занятия | Закрепление нового полученного представления | |
Завершение. Рефлексия. | Окончание занятия, поощрение |
При необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены и длительны. В соответствии с задачами каждого конкретного занятия используются разнообразные методы и приемы.
- Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Содержание и задачи | Кол-во часов | Сроки проведения | |||
5 А | 5 Б | 5 В | 5 Г | ||||
Создание группы | Цели и задачи работы в объединении. | 1 | |||||
Здравствуй, пятый класс! | Формирование групповой сплоченности, представление о процессе общения. Помощь детям в прояснении своих целей на время обучения в пятом классе. | 1 | |||||
Личность | Формирование представление о себе, психической жизни. Формирование адекватного отношения к собственной личности. | 1 | |||||
Находим друзей | Характеристика толерантной личности. Роль самооценки в общении. Осознание необходимости развития качеств, для дружбы. | 1 | |||||
Конфликт или взаимодействие | Представление о конфликте, стилях поведения человека в конфликте. Типы конфликтов. Стратегия и правила поведения в конфликтах. Правила успешного разрешения конфликтной ситуации и предупреждения конфликтов. | 1 | |||||
Узнай свою школу | Выделение оптимальных вариантов поведения в разных ситуациях. Формирование понятий о разных видах поведения: уверенном, неуверенном, грубом, агрессивном. Представление о школьных правилах. | 1 | |||||
Что помогает мне учиться | Представление об уверенном и неуверенном поведении и оказании поддержки детям, которым трудно выполнять многие правила. Закономерности установления контакта и нахождения общего языка с любым собеседником. Преодоление стереотипов и предрассудков. Значение вежливости соблюдения правил этикета для успешного общения. | 1 | |||||
Легко ли быть учеником? | Помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику. | 1 | |||||
Чего я боюсь? | Приобретение навыков избавления от страха. Формирование навыка определения состояния другого человека. Изучение отношения к страху. | 1 | |||||
В мире людей | Коррекция страха оценки. Формирование адекватной реакции на критику. Развитие чувства эмпатии. | 1 | |||||
Трудно ли быть учителем? | Расширение и обогащения навыков общения с учителем. | 1 | |||||
Трудно ли быть учителем (продолжение) | Формирование у детей правильного отношения к оценке, помощь в осознание критериев к оценке. | 1 | |||||
Конфликт или взаимодействие | Представление о конфликте, стилях поведения человека в конфликте. Типы конфликтов. Стратегия и правила поведения в конфликтах. Правила успешного разрешения конфликтной ситуации и предупреждения конфликтов. | 1 | |||||
Работа с негативными переживаниями | Повышение эмоциональной устойчивости детей. | 1 | |||||
Учимся решать проблемы | Освоение детьми основной технологии решения конкретных проблем. Развитие навыка сотрудничества. | 1 | |||||
Работа с негативными переживаниями | Повышение эмоциональной устойчивости детей. | 1 | |||||
Чувства бывают разные | Развитие эмоционального интеллекта, формирование представлений о сложных эмоциях. | 1 | |||||
Чек-листы | Формирование поэтапной деятельности. Коррекция внутреннего плана. | 1 | |||||
Ставим цели | Помочь детям в осмыслении промежуточных личных целей на период обучения в пятом классе. Представление о взаимосвязи чувств, эмоций с потребностями человека. | 1 | |||||
В мире людей | Коррекция страха оценки. Формирование адекватной реакции на критику. Развитие чувства эмпатии. | 1 | |||||
Что значит «Я — подросток?» | Представление об ответственности и чувстве взрослости. | 1 | |||||
Конфликт или взаимодействие | Представление о конфликте, стилях поведения человека в конфликте. Типы конфликтов. Стратегия и правила поведения в конфликтах. Правила успешного разрешения конфликтной ситуации и предупреждения конфликтов. | 1 | |||||
Работа с негативными переживаниями | Повышение эмоциональной устойчивости детей. | 1 | |||||
Учимся решать проблемы | Освоение детьми основной технологии решения конкретных проблем. Развитие навыка сотрудничества. | 1 | |||||
Анализируем цели | Помочь детям в осмыслении достижения личных целей на период обучения в пятом классе. Представление о взаимосвязи чувств, эмоций с потребностями человека. | 1 | |||||
Рефлексия | Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности. | 1 | |||||
Итого: 26 занятий |
Объем часов по программе – 26 ч. Количество часов на изучение каждой темы может корректироваться в зависимости от индивидуальных психологических особенностей обучающихся.
- Планируемые результаты
Благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 5 класса, восполненный дефицит адаптивных навыков.
3.1 Планируемые результаты коррекционной работы по профилактике дезадаптации:
- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
- удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов;
- установление контакта с обучающимися, с учителем;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;
- овладение навыками учебной деятельности;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
3.2 Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):
- Личностные УУД: принятие социальной роли ученика; сформированность внутренней позиции школьника; принятие и соблюдение норм школьного поведения; осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; овладение начальными навыками адаптации в социуме.
2. Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности; осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; способность осуществлять действия прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществление действия коррекции — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; освоение способов решения проблем творческого характера.
3. Познавательные УУД: овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.
4. Коммуникативные УУД: способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; способность к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; сформированность норм в общении с детьми и взрослыми; сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
- Условия реализации программы
Срок реализации программы – 7 месяцев. В программу могут быть зачислены все учащиеся 5 классов с задержкой психического развития.
- посещение учащимся занятий один раз в неделю;
- продолжительность занятий – 40 минут;
- комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся;
- организация специальной предметно-развивающей среды в кабинете педагога-психолога;
- использование современных педагогических технологий;
- взаимодействие педагога-психолога с педагогами, специалистами школы и родителями (законными представителями) учащихся.
- Лист корректировки программы
Дата проведения по плану | Тема | Дата проведения по факту |
По программе __________ Дано фактически: _________ Программа выполнена________________ (подпись специалиста) |
- Литературно-методическое и информационное обеспечение программы
6.1 Литературные источники:
- Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В.: Коррекционные и развивающие игры для школьников. Волгоград, «Перемена», 1993.
- Вачков В. И. Основы технологии группового тренинга. — М., 1999.
- Грошенко И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. М., Просвещение. 1993.
- Зинкевич Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии. — СПб., 1996.
- Иванова Л. С. Проблемно-ориентированное сопровождение школьников с проявлениями дезадаптации. Автореферат дис. канд. психол. наук. — М., 2003.
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб., 2008.
- Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М., 1988.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.
- Локалова Н.П.: Как помочь слабоуспевающему ученику. Москва, «Ось - 89», 2001.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ./ Предисл. А.Я. Варга. – М., 1998.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2000 г.
- Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб., 2007
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2001.
- Матвеева О. А., Львова Е. А. Помощь в адаптации к средней школе: психолого-педагогическое сопровождение 5-6 классов // Психологическая наука и образование. — 2001. — № 3. — С. 57-80.
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М., 2008.
- Никольская О.С., Баенская Е. Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд- 3-е, стер. – М., 2005
- Практическая психология в образовании / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2000.
- Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С. 11-18.
- Рогов Е.И.: Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с.
- Руководство практического психолога: психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Ред. И. В. Дубровина. — М., 2000.
- Самоукина Н.В.: Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. Москва, «Новая школа», 1993.
- Смирнов В.Ф., Чирва А.Н.: Путешествие в страну тайн (Познавательные игры в семье), Москва, «Новая школа», 1993.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Издательский Центр «Академия», 2001.
- Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога. – М., 2008
- Шипицына Л.М. Специальная психология. Речь. СПб., 2013.
- Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М., 2007.
6.2 Интернет-источники:
- Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru/);
- Электронная библиотека (http://www.koob.ru);
- Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru/);
- Электронная библиотека (http://www.koob.ru);
- http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;
- http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
- http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;
- http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";
- www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;
- http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;
- http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для детей;
- http://catalog.iot.ru – каталог Интернет-ресурсов по образованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными резуль...
Рабочая программа коррекционного (логопедического) курса " Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа"
Данная программа разработана для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ, имеющх нарушения звукопроизношения....
Адаптированная рабочая программа по "Произношению", Индивидуальным и подгрупповым занятиям" , "Развитию речи", "логоритмика" для обучающихся с ТНР. 2 класс
Одной из важных задач программы является овладение правильным произношением звуков речи. Последовательность их усвоения определена в программе в зависимости от артикуляционной сложности. Поэтому ...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2019-2020 учебный год
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...
Рабочая программа «Индивидуально-подгрупповая и подгрупповая логопедическая работа для обучающихся с детьми-инофонами ТНР» 1-4 классы на 2020-2021г
Пояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ и разработана с учетом нормативных правовых ...
Рабочая программа подгрупповых занятий для 9 классов 7 вида.
Рабочая программа по личностному и профессиональному самоопределению учащихся с ограниченными возможностями здоровья "Ступени" для учащихся 9 классов VII вида....